Описание по картине В. М. Васнецова «Аленушка». Описание картины в м васнецова аленушка
Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Аленушка"
Урок развития речи. 6-й класс. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Аленушка"
Цели:
Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова;
Совершенствование умения составлять текст-описание по картине;
Развитие устной и письменной речи учащихся.
1. Сведения о художнике
Душа настоящего художника похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи. В 1873 году Виктор Михайловича Васнецов написал автопортрет, на котором очень трудно в чертах человека с бледным и усталым лицом рассмотреть какие-то особенные внешние признаки гениальности. Но стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как ощущаешь вдруг и сразу всю силу удивительного душевного дара и таланта того, чья рука водила кистью, создавая эти незабываемо прекрасные, без всякого преувеличения сказочные картины. (слайд 3)
На формирование уникального внутреннего мира художника повлияли две главные взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение. Сын сельского священника, Виктор Васнецов рос в российской глубинке среди крестьянских детей, всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок.
В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка, и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.
В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882). (слайды 5 - 7)
Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году. На создание “Богатырей” Васнецова вдохновили три огромных раскидистых дерева, растущих возле дома. Картина впечатляет огромными размерами – на всю стену. (слайд 9)
В 1897 году художник создает картину “Царь Иван Васильевич Грозный”. В этой картине Васнецов воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры. (слайд 10)
В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). (слайды 11 - 13)
В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением. При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистической тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”. (слайд 14)
В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений. (слайд 15)
В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре. (слайд 16)
Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). Эта картина в книжках на иллюстрациях производит эффект простора, а подлинник невелик – около полуметра. (слайд 17) В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. (слайды 18 - 19) Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы. (слайд 20)
В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств.
После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе “Книги русской скорби”.
В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
В Москве, в переулке Васнецова, расположен Дом-музей В. М. Васнецова. (слайд 21)
2. Подготовка к написанию сочинения по картине.
Картина “Алёнушка” никакого отношения к русской народной сказке про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку не имеет. Эту простоволосую девочку художник увидел в Ахтырке. Эта картина написана под влиянием сказок и народных песен о горькой судьбе сироты. Обездоленных детей Виктор Михайлович видел, конечно, и в жизни, питая к ним глубокое сочувствие. “Алёнушка” - обобщенный образ деревенской девочки-сиротки. (слайд 22 - 23)
а) Беседа по картине (слайд 24)
- Что изображено на картине?
- Опишите Алёнушку (лицо, одежда, поза)
- Как вы думаете, почему девочка здесь сидит?
- Что с ней произошло?
- О чем думает?
- Опишите лес. Какие деревья окружают Алёнушку?
- Опишите реку.
- Какие краски преобладают?
- Какое впечатление произвела на вас картина?
- Какие части речи будут преобладать в вашем сочинении? Почему?
б) Словарно-лексическая работа (слайд 25)
Алёнушка: крестьянская девочка лет 13-15, цветной сарафан, босая
Лицо: печальное, грустное, отрешенное;
рыжеватые пряди волос раскинулись по плечам
сидит на камне, пригорюнившись
Лес: мрачный сказочный лес; хвойные деревья стоят стеной; осинки хрупкие, тоненькие, беззащитные. (слайд 26)
Река: темная вода; зеркальная поверхность воды, усыпанная желтыми листьями; зеленый камыш. (слайд 27)
в) Композиция сочинения (слайд 28)
1. Вступление
Сведения о художнике (или первая “встреча” с “Алёнушкой”)
2. Основная часть
Описание картины (Алёнушка. Лес. Река)
3. Заключение
Какое впечатление произвела на вас картина?
3. Самостоятельная работа
multiurok.ru
Описание картины В.М. Васнецова «Аленушка»
Описание картины В.М. Васнецова «Аленушка»
План сочинения:
1.В.М. Васнецов и его картина «Аленушка»
2.Описание картины «Аленушка»
3. Описание настроения картины «Аленушка»
4. Что особенно мне понравилось в картине «Аленушка»
Сказочный, печальный образ Сестрицы Аленушки стал вдохновением написания Васнецовым картины. Но прототипом образа была настоящая девушка, которую В.М. Васнецов встретил в 1880 году, во время пребывания в усадьбе Ахтырка. Именно эта девушка стала героиней картины.
Несмотря на то, что сама картина вызывает ассоциации, обращенные к одноименной сказке "О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке", у героини картины совсем другая история. Васнецов встретил девушку, в которой он разглядел, океан именно русской тоски, грусти, одиночества и печали, сделав с нее сразу же первый набросок своей великой, в будущем, картины. После первого наброска художник сформировал сюжет и концепцию своей работы. Удивительно именно то, что несмотря на то, что сюжет картины не замысловат, сама картина имеет напротив очень интересную историю происхождения.
Работа над полотном была начата летом 1880 года, и до наших времен дошло несколько этюдов предшествовавших картине « Аленушка». Самые известные из них: «Осока», «Пруд в Ахтырке и «Аленушкин пруд». Помимо этюдов сохранились так же красочные наброски самой, сидящей на камне, девушки.
По признанию самого Васнецова, в лице героини полотна есть черты лица девушки по имени Вера:дочери известного московского мецената – Саввы Мамонтова.
В 1881 году картина «Аленушка», была закончена и отправлена на выставку в Москву, но популярности и признания картина там не получила. Признание полотно получило гораздо позже.
Изначально полотно носило имя «Дурочка Аленушка», так как Васнецов не сразу упомянул, что картина написана по сказочному сюжету. Художник неоднократно вносил доработки в свое полотно, что было выяснено благодаря рентгеновским снимкам, сделанным искусствоведами.
На данный момент картина В.М. Васнецова выставлена в Москве в Третьяковской галерее.
На картине изображена одинокая девушка, сидящая на большом камне на берегу лесного пруда. Голова девушки , обрамленная густыми волосами каштанового цвета, склонилась к коленям. Щека героини лежит на руке, а пальцы рук сплетены. Длинная юбка открывает босые ноги. Одета девушка просто и не богато: серая блуза и цветная юбка. Взгляд девушки не просто грустный, он наполнен какой- то безысходной, всеобъемлющей печалью. Вся поза передает зрителю тоску героини, завораживает и вызывает чувство жалости. Вода в пруду темная, и взгляд девушки, бессмысленно устремленный в воду, создает ощущение того, что глядит она не в пруд, а в саму себя, в свою, наполненную невыносимым горем, душу.
Описание по картине В. М. Васнецова «Аленушка». Принципы произведения
Свободная тема - «О». Сочинения на свободную тему - Описание по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
Описание по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
На одном из крупных камней, у самого края лесного пруда, сидит босоногая девушка, положив на колени склоненную голову. Косы ее расплелись, и волосы красивой каштановой волной падают на колени. Пальцы рук Аленушки, обнимающих колени, сплетены, взгляд не просто грустный. Глядя на картину, так и ощущаешь невыносимое горе девушки. Она смотрит в темную воду и, в то же время, будто заглядывает внутрь себя. Вообще взгляд ее скорее отсутствующий — ей очень плохо. Из воды поднимаются камыши, они и чуть подальше выстроились густой стенкой. Позади небольшая поляна и лес. Деревья разные, чуть поближе — березки, а за спиной — темный-темный еловый лес, почти такого же цвета, как вода в пруду. Девушка одета бедно: в простой блузе, цветастой юбке. Видно, что она пережила горе недавно и вся еще под впечатлением случившегося. Ее горькая доля просматривается в каждом оттенке, переданном на этой прекрасном картине замечательного русского художника.
Правда, если внимательно всмотреться в картину, можно заметить, что не все так мрачно. Небо серое, но без темных туч, а среди зелени проглядывают яркие цвета: то ли цветы, то ли листочки. Мне кажется, это как бы оставляет надежду на лучшее, на то, что в жизни девушки произойдет счастливая перемена.
opisanie-po-kartine-v-m-vasnecova-alenushkaописание по картине в. м. васнецова «аленушка»
На одном из крупных камней, у самого края лесного пруда, сидит босоногая девушка, положив на колени склоненную голову. Косы ее расплелись, и волосы красивой каштановой волной падают на колени. Пальцы рук Аленушки, обнимающих колени, сплетены, взгляд не просто грустный. Глядя на картину, так и ощущаешь невыносимое горе девушки. Она смотрит в темную воду и, в то же время, будто заглядывает внутрь себя. Вообще взгляд ее скорее отсутствующий — ей очень плохо. Из воды поднимаются камыши, они и чуть подальше выстроились густой стенкой. Позади небольшая поляна и лес. Деревья разные, чуть поближе — березки, а за спиной — темный-темный еловый лес, почти такого же цвета, как вода в пруду. Девушка одета бедно: в простой блузе, цветастой юбке. Видно, что она пережила горе недавно и вся еще под впечатлением случившегося. Ее горькая доля просматривается в каждом оттенке, переданном на этой прекрасном картине замечательного русского художника.
Правда, если внимательно всмотреться в картину, можно заметить, что не все так мрачно. Небо серое, но без темных туч, а среди зелени проглядывают яркие цвета: то ли цветы, то ли листочки. Мне кажется, это как бы оставляет надежду на лучшее, на то, что в жизни девушки произойдет счастливая перемена.
www.school-essays.info