ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ И РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ». Рассмотрите репродукцию картин в м васнецова


ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ И РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ»

Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет автора. Задают вопросы о творчестве художника.

Заранее подготовленные ученики читают отрывокиз стихотворения Ивана Сурикова «Детство».

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал;

Как ему невесту

Серый волк достал…

А во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич –

Это будто я.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

– Рассмотрите картины В. М. Васнецова и послушайте слова А. И. Успенского, сказанные им о художнике: «Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времен».

– Сегодня мы познакомимся с картиной В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Определите тему картины.

Вот передо мною

Чудный сад цветет;

В том саду большое

Дерево растет.

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица,

Точно жар, горит;

Прыгает в той клетке,

Весело поет;

Ярким, чудным светом

Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался

И за клетку – хвать!

И хотел из сада

С птицею бежать.

Но не тут-то было!

Поднялся шум, звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили

И ведут меня...

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я…

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 133)

– Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Она переносит нас в сказочный мир. Написана картина на сюжет одной из любимых русских народных сказок художника. Какой эпизод из сказки вы вспомнили?

– Понравилась ли вам картина? Почему?

Рассматривают репродукцию картины В. М. Васнецова в учебнике. Пересказывают эпизод из сказки. Отвечают на вопросы

V. Анализ картины как произведения искусства.

Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.

– Какой фрагмент русской народной сказки запечатлен художником?

– Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.

– Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

– Опишите персонажей картины: выражения их лиц, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к героям, к картине в целом.

– Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого Волка. Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Отвечают на вопросы. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины.

– Художник выбрал для изображения волнующий и тревожный момент, когда Иван-Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони.

Описывают, что видят на картине – это Серый Волк, Иван-Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.

infourok.ru

Рассмотрите на форзаце репродукцию картины В. Васнецова «Алёнушка». Почему девочка сидит в такой позе? В каком она настроении? (Грустит, пригорюнилась,

В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В ее грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали. Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.

На картине запечатлена минута отдыха и умиротворения, даже сама природа в этом солидарна. Ровная гладь озера, совершенно спокойные деревья, даже верхушки их не шелохнутся. Время года, изображенное на картине – позднее лето. Еще стоит совершенно зеленый камыш на краю озера, на втором плане картины изображены зеленые молодые березки и осины. А в глубине леса виднеются молодые елки с хорошо отросшими за лето верхушками. Однако на глади озера уже лежат первые опавшие листочки, значит скоро осень.

Картина «Алёнушка» навивает грусть, очень жаль бедную девушку. Мастер изобразил событие очень проникновенно и реалистично. Полотно написано, в основном в зеленых красках. Картина настолько яркая что, кажется, вот-вот оживет и предстанет в реальности и девушка, и лес, и озеро.

Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой» , сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана» , с «вотчиной ночного соловья» , с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки . Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.

Стихотворение Д. Б. Кедрина нельзя считать словесным пересказом картины «Аленушка». Оно посвящено родной природе и Родине и было написано, вероятно, под впечатлением картины В. М. Васнецова. Стихотворение написано перекрестной рифмовкой, стихотворный размер-хорей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин выразил свои впечатления от картины Васнецова "Аленушка", передав в своем стихотворении любовь к родной земле.

www.soloby.ru

ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ И РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ

Заранее подготовленные ученики читают отрывокиз стихотворения Ивана Сурикова «Детство».

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал;

Как ему невесту

Серый волк достал…

А во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич –

Это будто я.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

2

3

4

были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

– Рассмотрите картины В. М. Васнецова и послушайте слова А. И. Успенского, сказанные им о художнике: «Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времен».

– Сегодня мы познакомимся с картиной В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Определите тему картины.

Вот передо мною

Чудный сад цветет;

В том саду большое

Дерево растет.

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица,

Точно жар, горит;

Прыгает в той клетке,

Весело поет;

Ярким, чудным светом

Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался

И за клетку – хвать!

И хотел из сада

С птицею бежать.

Но не тут-то было!

Поднялся шум, звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили

И ведут меня...

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я…

2

3

4

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 133)

– Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Она переносит нас в сказочный мир. Написана картина на сюжет одной из любимых русских народных сказок художника. Какой эпизод из сказки вы вспомнили?

– Понравилась ли вам картина? Почему?

Рассматривают репродукцию картины В. М. Васнецова в учебнике. Пересказывают эпизод из сказки. Отвечают на вопросы

V. Анализ картины как произведе-ния искусства.

Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.

– Какой фрагмент русской народной сказки запечатлен художником?

– Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.

– Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

– Опишите персонажей картины: выражения их лиц, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к героям, к картине в целом.

– Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого Волка. Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Отвечают на вопросы. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины.

– Художник выбрал для изображения волнующий и тревожный момент, когда Иван-Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони.

Описывают, что видят на картине – это Серый Волк, Иван-Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.

– По позе, по выражению лица Ивана-Царевича видно, что он опасается погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо его выражает тревогу и в тоже время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Серый Волк быстро мчится вперед.

infourok.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта