ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ И РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ». Рассмотрите репродукцию картин в м васнецова
ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ И РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ»
Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет автора. Задают вопросы о творчестве художника.
Заранее подготовленные ученики читают отрывокиз стихотворения Ивана Сурикова «Детство».
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал…
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич –
Это будто я.
были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.
– Рассмотрите картины В. М. Васнецова и послушайте слова А. И. Успенского, сказанные им о художнике: «Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времен».
– Сегодня мы познакомимся с картиной В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
– Определите тему картины.
Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.
Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица,
Точно жар, горит;
Прыгает в той клетке,
Весело поет;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.
Вот я к ней подкрался
И за клетку – хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я…
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 133)
– Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
– Она переносит нас в сказочный мир. Написана картина на сюжет одной из любимых русских народных сказок художника. Какой эпизод из сказки вы вспомнили?
– Понравилась ли вам картина? Почему?
Рассматривают репродукцию картины В. М. Васнецова в учебнике. Пересказывают эпизод из сказки. Отвечают на вопросы
V. Анализ картины как произведения искусства.
Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.
– Какой фрагмент русской народной сказки запечатлен художником?
– Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.
– Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
– Опишите персонажей картины: выражения их лиц, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к героям, к картине в целом.
– Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого Волка. Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Отвечают на вопросы. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины.
– Художник выбрал для изображения волнующий и тревожный момент, когда Иван-Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони.
Описывают, что видят на картине – это Серый Волк, Иван-Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.
infourok.ru
Рассмотрите на форзаце репродукцию картины В. Васнецова «Алёнушка». Почему девочка сидит в такой позе? В каком она настроении? (Грустит, пригорюнилась,
В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В ее грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали. Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.На картине запечатлена минута отдыха и умиротворения, даже сама природа в этом солидарна. Ровная гладь озера, совершенно спокойные деревья, даже верхушки их не шелохнутся. Время года, изображенное на картине – позднее лето. Еще стоит совершенно зеленый камыш на краю озера, на втором плане картины изображены зеленые молодые березки и осины. А в глубине леса виднеются молодые елки с хорошо отросшими за лето верхушками. Однако на глади озера уже лежат первые опавшие листочки, значит скоро осень.
Картина «Алёнушка» навивает грусть, очень жаль бедную девушку. Мастер изобразил событие очень проникновенно и реалистично. Полотно написано, в основном в зеленых красках. Картина настолько яркая что, кажется, вот-вот оживет и предстанет в реальности и девушка, и лес, и озеро.
Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой» , сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана» , с «вотчиной ночного соловья» , с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки . Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
Стихотворение Д. Б. Кедрина нельзя считать словесным пересказом картины «Аленушка». Оно посвящено родной природе и Родине и было написано, вероятно, под впечатлением картины В. М. Васнецова. Стихотворение написано перекрестной рифмовкой, стихотворный размер-хорей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин выразил свои впечатления от картины Васнецова "Аленушка", передав в своем стихотворении любовь к родной земле.
www.soloby.ru
ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ И РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ
Заранее подготовленные ученики читают отрывокиз стихотворения Ивана Сурикова «Детство».
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал…
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич –
Это будто я.
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию
2
3
4
были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.
– Рассмотрите картины В. М. Васнецова и послушайте слова А. И. Успенского, сказанные им о художнике: «Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времен».
– Сегодня мы познакомимся с картиной В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
– Определите тему картины.
Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.
Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица,
Точно жар, горит;
Прыгает в той клетке,
Весело поет;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.
Вот я к ней подкрался
И за клетку – хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я…
2
3
4
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 133)
– Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
– Она переносит нас в сказочный мир. Написана картина на сюжет одной из любимых русских народных сказок художника. Какой эпизод из сказки вы вспомнили?
– Понравилась ли вам картина? Почему?
Рассматривают репродукцию картины В. М. Васнецова в учебнике. Пересказывают эпизод из сказки. Отвечают на вопросы
V. Анализ картины как произведе-ния искусства.
Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.
– Какой фрагмент русской народной сказки запечатлен художником?
– Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.
– Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
– Опишите персонажей картины: выражения их лиц, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к героям, к картине в целом.
– Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого Волка. Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Отвечают на вопросы. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины.
– Художник выбрал для изображения волнующий и тревожный момент, когда Иван-Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони.
Описывают, что видят на картине – это Серый Волк, Иван-Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.
– По позе, по выражению лица Ивана-Царевича видно, что он опасается погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо его выражает тревогу и в тоже время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Серый Волк быстро мчится вперед.