Музейный комплекс "МБОУ СОШ с УИОП №48" города Кирова. Доклад про васнецова и его картины
Доклад - Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
Кузнецова Э.В.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябове, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.
Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники — все это мог видеть любознательный и пытливый мальчик.
Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.
Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни Васнецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.
Исполнив две жанровые картинки — «Молочница» и «Жница» (1867) — и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания.
В Академии началась дружба художника с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь его победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым», — вспоминал художник. В Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год.
Его первые картины — «Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнезда» — были показаны в 1872--1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы — «Книжная лавочка» (1876, ГТГ), «С квартиры на квартиру» (1876, ГТГ) — закрепили за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.
Стасов справедливо писал, что Васнецов любил народ «не народнически, по-барски, с вышины некоторого искусственного народолюбчества, а попросту, как своих друзей и приятелей». Особый успех выпал на долю картины «С квартиры на квартиру», над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. «Я думаю, — писал Стасов, — каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!.. Прекрасная картина!»
В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей «простых сословий» — рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877, ГРМ).
В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. «Когда я приехал в Москву, — писал он, — то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Ещё в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз «Княжеская иконописная мастерская».
«Противоположения жанра и истории, — писал он, — в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы. Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо темной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные, желтые, голубые, красные и серо-зеленые цвета. Картина не встретила всеобщего одобрения. Одни, как П. П. Чистяков, восторгались, считая ее «необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью», другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова.
В Москве художник сближается с семьей известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники переезжали в Абрамцево — имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Здесь же художники много и плодотворно работали. В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений — «Аленушка» (ГТГ) — на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд — все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой.
Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира. Картина «Аленушка» — одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.
В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке «Снегурочка», которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова. Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Васнецову досталась роль Деда-Мороза. Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. «Никогда еще фантазия, — писал Стасов о декорациях „Палаты Берендея“,--, не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.
Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ — фриз «Каменный век», созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение историка А. С. Уварова выполнить роспись, посвященную людям каменного века, Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу: изучал исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь далеких предков. Около двух лет — и в Москве, и в Абрамцеве — продолжалась работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.
«Впечатление, произведенное на современников „Каменным веком“, — писал И. Грабарь, — пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то „Помпеей“ К. Брюллова».
Дар Васнецова-монументалиста, проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей — Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображенные правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.
Напряженная работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал картину «Иван царевич на Сером волке» (ГТГ) и представил ее на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» (1891).
В 1891 году Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П. М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С. И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту — строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной «Богатыри», эскиз к которой был сделан много лет назад.
На Десятой передвижной выставке 1897 года появляется его картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (ГТГ). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет.
Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.
Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски — зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.
Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Богатыри» заняли почетное место в Третьяковской галерее.
«Я считаю, что в истории русской живописи „Богатыри“ Васнецова занимают одно из первейших мест», — выразил общее мнение В. В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная… а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».
Максим Горький восторженно писал о художнике: «Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».
В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами — «Баян» (1910, ГРМ), «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917--1926), «Царевна Несмеяна» (1914-- 1926)--и рядом других больших композиций (все в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.
www.ronl.ru
Реферат - Жизнь и творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926)
РЕФЕРАТ
На тему:«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА»
1848-1926
Минск 2007
«Ятолько Русью и жил»…
Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году в одномиз сёл Вятской губернии. В городе Вятке прошла его ранняя юность. В Вятскойгубернии издавна процветали по сёлам кустарные промыслы, далеко шла слава обискусных вятских умельцах, о резной деревянной утвари, расписной посуде,нарядных глиняных игрушках и кружевах тончайшего плетения. Странники, богомольцы,монахи не раз заходили в дом священника Васнецова – отца будущего художника. И,примостившись где-нибудь на печке, мальчик жадно слушал их наивные, но захватывающиесвоей новизной повествования, такие несхожие с привычной, повседневной жизнью,- о «святых» старцах, спасающихся в глухих местах, о разбойниках, «болотницах»и леших, о неведомых городах у моря с мечетями вместо церквей, очудодейственных источниках высоко в горах, об иконах чудесного письма. Этирассказы во многом определили направление будущей деятельности юного Виктора.
Решениестать художником возникло у Васнецова ещё в Вятской духовной семинарии, где онучился, и особенно укрепилось после разговора с одним из образованнейших людей,проживающих в Вятке в те годы, — ссыльным польским художником ЭльвироАндриолли. Просмотрев рисунки юного семинариста, который помогал емурасписывать местный храм, он сказал: «Бросьте семинарию, поезжайте в Питер ипоступайте в Академию художеств. Это ваше настоящее дело». Примечательно, чтоденьги на дорогу в Петербург молодой Васнецов выручил за свои картины,разыгранные в лотерею. Очевидно, уже тогда дарование юноши было незаурядным – влотерее участвовала вся местная интеллигенция.
В 1867 годуВаснецов выдержал экзамены в Академию, но, застенчивый и скромный от природы,он даже не решился проверить себя в списках зачисленных. Уж очень всё, чтоокружало его здесь, было ново и необычно и вселяло в молодого вятича чувствонеуверенности в себе. Нет, рано ему – недоучившемуся семинаристу – мечтать обАкадемии, думал юноша, надо повременить, подучиться. Но всё же он не уехал.
И началисьмытарства в чужом городе; почти без денег, в поисках дешёвого угла и хотькакой-нибудь работы – обычный путь многих юношей из разночинцев, со всех концовРоссии устремляющихся в этот огромный город. Первые опыты в литографированиирисунков, заказы на которые удалось получить в типографии Ильина, оказалисьнастолько удачными, что открыли Васнецову путь в иллюстрированные журналы(возможность для начинающего провинциала-самоучки довольно редкая).Одновременно юноша стал посещать рисовальную школу Общества поощренияхудожеств. Васнецову повезло: преподавал там И.Н. Крамской – интереснейшийчеловек своего времени, выдающийся художник, идеолог и вдохновительпередвижников. Он был замечательным педагогом и незауряднымкритиком-публицистом. То, что проповедовал Крамской, было близко и понятноВаснецову. Всё это помогло молодому художнику проникнуться эстетическимиидеалами своего времени, разделить духовные интересы сверстников и вместе с темосвоиться в огромном и, как казалось совсем недавно, таком неприступном городе.И когда осенью 1868 года Васнецов направился к строгому и величавому зданиюАкадемии, он уже не чувствовал себя неуверенным и одиноким.
Узнав вакадемической канцелярии, что экзамены он выдержал и зачислен в Академию ещё впрошлом году, юноша даже не очень огорчился – что же, время прошло недаром… Благодарякропотливой работе над литографиями окрепла рука, глаз стал зорче, а сколькопомимо заказных работ удалось запечатлеть на бумаге того, что задело сердце,поразило воображение! Началось обучение в Академии, к которому молодой Васнецовотносился с присущим ему усердием и серьёзностью. Особенно потянуло юношу ктолько что вернувшемуся из Италии Павлу Петровичу Чистякову, который былудостоен звания академика. Васнецова и его товарищей привлекал в молодомпедагоге не только свободный от академической рутины метод преподавания, но исердечные, какие-то очень дружеские беседы, стремление бережно и тактично сохранитьи развить творческую индивидуальность, присущую каждому из его учеников. Обычнозастенчивый, далеко не сразу сходящийся с людьми, Васнецов всё охотнее делилсяс любимым преподавателем своими замыслами, спешил показать наброски будущихкартин и верил ему беззаветно.
Однако,давая основательные профессиональные навыки, Академия вместе с тем сознательноуводила своих воспитанников от жизни. Учебная программа по-прежнему былаограничена рамками мифологических, исторических и религиозных сюжетов. А в этовремя за массивными, казалось бы, такими надёжными стенами «святая святых»бурлили беспокойные 60-е годы: жизнь русская проснулась от долгой нравственнойи умственной спячки. Васнецов принадлежал именно к той части разночинноймолодёжи, которую «выделил из своей среды русский народ как художников и ждалот них понятного ему родного искусства». Юноша получал в учебных классахсерьёзные профессиональные знания, усердно и вдумчиво работал над учебнымипрограммами, но его духовные симпатии, его эстетические воззрения складывалисьне в учебных аудиториях, а в маленьких студенческих комнатушках где-нибудь наВасильевском острове. Всё чаще собиралась молодёжь и у «артельщиков» — такназывали группу художников, порвавших в 1863 году с официальной Академией художестви образовавших «на паях» своеобразную творческую артель. Пройдёт время – ичлены этого дружеского объединения вместе с другими художниками – петербуржцамии москвичами – подпишут проект устава Товарищества передвижных художественныхвыставок – организации, ознаменовавшей новый этап в передовой русской культуре.Так или иначе, демократический призыв: «Высшее назначение искусства – бытьучебником жизни» — не могло миновать молодого Васнецова – ученика Крамского,друга Репина и Антокольского, прилежного посетителя четвергов «артельщиков».Наиболее наглядно это сказалось в характере сюжетов, запечатлённых в егоюношеских альбомах.
Содержаниепервых рисунков Васнецова перекликается с наиболее популярной, «выстраданной»темой, уже давно тревожившей сердца и умы передовой творческой интеллигенции.Сочувствием и симпатией к людям «на чердаках и в подвалах» проникнутобольшинство ранних графических работ Васнецова. Это небольшие сценки,выхваченные из жизни «маленьких людей», затерявшихся среди «стройных громад»большого города, — «Поймали воришку», «Застрелился», «С квартиры на квартиру».В других рисунках скорбной вереницей проходят обитатели страшных «петербургскихуглов» и ночлежек – затаившаяся и хитрая «Яга», жуткая фигура «Владыки углов»,наглый и жалкий «Не помнящий родства», нищая старуха в изодранном салопе,прижимающая цепенеющими от холода руками поленца дров, — «Зима». Каждаяфизиономия здесь повествует о жизни, полной унижений и страданий. «Что ни лицо– то меткий тип», — писал Прахов в «Пчеле» о работах молодого Васнецова.
Первоезначительное живописное произведение Васнецова – «С квартиры на квартиру»(1876) – было отмечено Стасовым в «Новом времени» как лучшее, что было созданодо сих пор художником. Полотно экспонировалось на 5-й выставке Товариществапередвижных художественных выставок, на которых Васнецов с 1874 года участвовалкак экспонент. Сюжет был разработан Васнецовым первоначально в рисунке. Двежалкие фигуры немощных стариков, без надежды и веры плетущиеся «в никуда»,сквозь стужу и мрак по пустынной, заснеженной набережной, как бы объединяют втворчестве раннего Васнецова тему «маленького человека» с его безропотнойпокорностью судьбе.
В 1874 годуВаснецов оставляет Академию. Надо было зарабатывать на жизнь, кроме того, он считал,что настала пора работать самостоятельно, а академическая программа толькобудет сковывать его. К тому же у него возникли нелады с администрацией.
В 1876 годуВаснецов поехал в Париж после настоятельных приглашений находившихся там Репинаи Поленова. Здесь художник снова обращается к привычному сюжету и изображаетуличную сценку «Акробаты» («На празднике в окрестностях Парижа»). Интересно,что в этом полотне он отступает от своей обычной манеры последовательного иобстоятельного рассказчика, стремящегося оснастить изображение занимательнымиподробностями. На этот раз его больше увлекает передача общего настроения,состояние эмоциональной приподнятости, охватившей толпу, окружающую балаган.Подобная экспрессия, эмоциональная насыщенность встретятся лишь в эскизныхполотнах «Хороша наша деревня» (1874) и «Кабак» (1877). В дальнейшем он большене возвращается к этой манере, столь несвойственной его ясному, цельномувидению мира. Очевидно, образцы нового западного искусства, с которыми молодойВаснецов познакомился в салонах и музеях Парижа, хотя и обогатили в какой-тостепени его палитру, не оказали глубокого и длительного воздействия намировосприятие художника.
В марте1878 года Васнецов покидает Петербург и навсегда переселяется в Москву. Здесьначинается совершенно новый этап его жизни и творчества. После величественного,строгого Петербурга Москва сразу поразила Васнецова своим патриархальнымукладом жизни, всем своим обликом истинно русского города. «Когда я приехал вМоскву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда: Кремль,Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло надушу родным, незабвенным!.. я набирался московского духа, запоминал встречныхлюдей, толкаясь среди народа на базарах и площадях». Так на склоне летвспоминал художник свои первые впечатления от Москвы, ставшей его творческойколыбелью. В Москве Васнецов получает всё большую известность какхудожник-бытописатель. В марте 1878 года он избирается действительным членомТоварищества передвижных художественных выставок. Его картины приобретаетТретьяков для своей галереи, Крамской выделяет Васнецова как одного из самыхярких талантов «в понимании типа… понимании характера». Однако сам художникболее, чем кто-либо другой, ощущал смутную тревогу и чувствонеудовлетворённости. Очевидно, даже в пору своих явных успехов в бытовойживописи Васнецову казалось, что он может выразить себя полнее и ярче вкаком-то ином жанре.
Смотря наокружающую жизнь с её бесчеловечными законами глазами художника-демократа,Васнецов уже в петербургский период своего творчества ощущал, по его словам,«неясные исторические грёзы», уносившие его в поисках идеала от этих грязных истрашных улиц в бескрайние просторы былинной и сказочной Руси, населённой людьмимогучими, способными на подвиг. Эти смутные замыслы со временем приобретутчёткость и цельность идейной и творческой программы, высказанной Васнецовыммного позже: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своейистории».
Ещё совсемюным начинающим художником Васнецов набросал фигуру витязя на коне с копьём у«вещего» камня. В Париже он создаёт эскиз трёх богатырей. Но всё это былинеосознанные мечты, смутные поиски новых национальных идеалов. «Решительный исознательный отход от жанра свершился в Москве златоглавой конечно», — утверждал Васнецов. О той роли, которую сыграла в его творческой судьбе Москва,художник с горячей сыновней благодарностью вспоминал всю жизнь.
В одной изкомнат дома, где поселился вначале Васнецов, был натянут большой холст. Ноникто пока не знал, даже близкие друзья, какие новые замыслы захватилихудожника. Скромный Васнецов вообще неохотно делился раньше времени своимитворческими планами, а в этот раз он был особенно сдержан. В напряжённой работепрошёл почти весь 1879 год и начало 1880-го, и вот в марте на 8-й Передвижнойвыставке появилось произведение Васнецова, которому суждено было внести нечтоновое в русскую историческую живопись. Это было монументальное полотно «Послепобоища Игоря Святославича с половцами» (1880), навеянное одним из литературныхпамятников Древней Руси. Ощущение грандиозности, необозримости пространства,пронизывающее «Слово», поэтическая символика образов поэмы, музыкальность слога– всё это подводит Васнецова к монументально-декоративному решению живописногостроя в картине. Васнецов запечатлел в своём грандиозном полотне трагическиймомент – гибель дружины Игоря в неравной схватке с половцами, однако картинавоспринимается не только как горестный итог смертельной битвы. Подобно оде вославу Отчизне и сложившим за неё головы сыновьям, предстаёт перед нами полебрани, где совсем недавно разыгралась страшная для отважного русского воинстватрагедия. Поразительно, что последовательный жанрист, приверженец народныхсценок из области «физиологии Петербурга», создавший столь характерные бытовыеполотна, как «С квартиры на квартиру» и «Преферанс», совершенно новаторскирешил сложный исторический сюжет. Васнецов безошибочно нашёл томонументально-декоративное решение, которое было созвучно свободному дыханию,пронизывающему «Слово», его эпическому размаху, страстному патриотизму,музыкальности стиха. Сейчас трудно представить, что картина, завоевавшаяподлинную популярность и любовь народа, которая не тускнеет с годами, была непонята и не оценена, за некоторым исключением, современниками художника. Впечати прямо указывалось, что полотно маловыразительно, в сцене не ощущаетсянакал происходящей битвы.
Московскаяжизнь проходила напряжённо. Как всегда, Васнецов работал сразу над несколькимикартинами, подготавливал материал для новых полотен, иногда долгое времяостававшихся в набросках. Когда удавалось выкроить время, художник спешил вЗамоскворечье, к Третьяковым. Здесь в просторной гостиной дома, который в те годысчитался одним из центров музыкальной жизни Москвы, Васнецов почувствовалдушой, что именно музыка необходима ему, чтобы постичь символику и образностьпоэтического вымысла. Многое забывалось с годами, время стирало из памяти лицаи события, но эти вечера у Третьяковых, где художник, слушая Баха, Моцарта,Римского-Корсакова, Чайковского, «старался понять великую эпопею человеческогодуха, рассказанную звуками», сохранились в памяти Васнецова до конца дней.Может быть, ещё более важным для творческой судьбы Васнецова было егознакомство и дружба с С.И. Мамонтовым. Необычайно одарённый, энергичный инеутомимый организатор, Мамонтов стал душой и вдохновителем своеобразноготворческого содружества, которому суждено было сыграть значительную роль вотечественной национальной культуре на рубеже XIX– XXвеков.Наделённый удивительным чутьём ко всему истинно талантливому, благодарябурлившей в нём несокрушимой энергии, артистизму, Мамонтов сумелсконцентрировать вокруг себя молодых художников, музыкантов, артистов, певцов.Он мечтал направить их вдохновение, их замыслы на утверждение русскогонационального искусства. Васнецов привлёк зоркое внимание С.И. Мамонтоваглубоко национальным характером своего таланта. Художник стал часто бывать вего особняке на Садовой, а летом 1880 года по настоятельному приглашению СаввыИвановича поселился в деревне Ахтырке, близ имения Мамонтова – Абрамцево. Самаприрода этого уголка подмосковной земли помогла Васнецову в создании образовглубоко национальных, проникнутых народной поэзией. В Абрамцеве организовалимастерскую кустарных художественных промыслов, руководство которой взяли насебя Васнецов и Поленова. Они стремились воссоздать и развивать своеобразиерусского народного орнамента, украшавшего когда-то предметы быта, домашнююутварь, архитектуру. Особенно ценным этот материал оказался для театральнойдеятельности мамонтовцев. Васнецов тоже был заражён притягательной страстью ксцене. Несмотря на природную застенчивость, его удалось растормошить, и он ужес головой ушёл в радостно-взволнованную атмосферу, сопутствующую созданиюспектакля. Он рисовал афиши, расписывал декорации, мог сутками обдумыватьэскизы костюмов, сам играл на сцене. Но главным и весьма важным для творческогостановления Виктора Михайловича Васнецова было то, что, обратившись к мирутеатра, художник обретал здесь размах и органичную, благодатную почву длясвоего монументально-декорационного дара, который проявился в станковыхполотнах живописца. Эскизы создавались Васнецовым в декабре 1881 года длядомашнего спектакля в Абрамцеве, а затем в 1885 году для Московского оперноготеатра С.И. Мамонтова в Москве.
Васнецоввыбрал единственно правильный путь. Также как Римский-Корсаков использовал длясвоей музыки к опере народные мотивы, художник создавал эскизы костюмов идекораций, взяв за основу народное творчество.
Бережноотносясь к творческим мечтаниям Васнецова, Мамонтов вскоре заказал ему дляправления Донецкой каменноугольной железной дороги три картины насказочно-былинные сюжеты: «Три царевны подземного царства» (1879),«Ковёр-самолёт» (1880), «Битва русских со скифами» (1881). В 1880 году Васнецовзакончил полотно на сказочную тему, давно им задуманное и сразу одобренноеМамонтовым. Это был «Ковёр-самолёт». Посетители Передвижной выставки с некоторымнедоумением останавливались перед большим полотном. Сюжет казался непривычным.На картине был изображён Иван-царевич с Жар-птицей на ковре-самолёте. Плавноескольжение сказочного ковра в воздухе уподобляется и движению облаков, и полётуиспуганных сов, и вместе с тем этот ковёр-самолёт, с уверенно стоящим на нёмвполне реальным молодцем, не вызывает недоумения и неловкости.
Неподалёкуот Абрамцева находился небольшой пруд. Он густо порос осокой и казался немногоколдовским, сказочным; вода его была тёмная и неподвижная, как в омуте, наберегу осели покрытые мхом валуны. Васнецов любил постоять здесь, прислушиваяськ невнятному шороху листьев. Может быть, у этого пруда и пригрезилась художникубедная простоволосая девочка, печально и заворожено смотрящая в тёмные водыомута. Васнецов в своей картине (1881) не следовал строго фабуле известнойсказки об Алёнушке, он хотел передать через этот облик девочки-крестьянкикрасоту и поэзию преданий о душевной красоте русской женщины, её долготерпении,самопожертвовании, о горькой судьбе. Его Алёнушка сидит, печально поникшая, наберегу заросшего пруда, со своим невысказанным горем, одинокая и гонимая.
В 1882 годухудожник возобновляет свою работу над «Витязем на распутье». Тема эта занималаего давно, так же как «Богатыри». «Витязь на распутье» (1882) – одно из самыхвдохновенных созданий Васнецова. Художник не только сумел воплотить в картине красоту народной поэзии,но каким-то особым чутьём проникнуться чувством и настроением человека ДревнейРуси. Кажется ничто не в силах нарушить безмолвие, пришедшее к нам из глубинывеков. Во всей картине слышится чуть печальная нотка о невозвратимостиушедшего.
В 1889 годуещё одно из своих монументальных полотен – «Иван-царевич на Сером волке». Этакартина написана на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок.Васнецов работал над картиной главным образом в Киеве, а этюды к пейзажу былиим исполнены в Абрамцеве.
ИзвестностьВаснецова возрастала, может быть, несколько медленно, но неуклонно. Особеннопопулярным имя художника стало после постановки «Снегурочки», за нимзакрепилась слава «историка на фантастический лад», как он сам себя называл. КВаснецову обратились московские археологи и историки с просьбой исполнитьнесколько сцен из эпохи людей каменного века для Исторического музея.Профессору археологии А.В. Прахову казалось, что именно этот художник,наделённый чудесной способностью проникать душой в былые века, сможетсправиться со столь сложной задачей. Васнецов растерялся: одно дело былиннаяРусь – это для него близко, но первобытная эпоха… Уже отказавшись отпредложения, он вдруг ясно представил всю сцену – он изобразит охоту на мамонтаи буйное пиршество предков. В «Каменном веке» (1885) Васнецову понадобился весьего талант монументалиста, чтобы сохранить ритм отдельных сцен, добиться, чтобыего панно, несмотря на свой вполне реалистический характер, были выдержаны вдекоративном стиле, отвечающем их прямому назначению – украшать залы музея.
Послеудачного завершения «Каменного века» Васнецов был приглашён А.В. Праховым вКиев для участия в росписи Владимирского собора. Художник понимал, сколь великаответственность, которую он возлагает на себя, и какая огромная и сложнаяработа ожидает его в соборе, и всё же считал, что пройдёт не такой уж большойсрок, когда он сможет вернуться к завершению прежних замыслов. Он рассчитывалзавершить работу за три года, на самом же деле на создание эскизов и самойросписи ушло десять лет напряжённого труда. Прежде чем приступить к эскизам,Васнецов отправился в Италию, где он познакомился с образцами византийскоймозаики. Возвратившись из путешествия, он в Абрамцеве написал основные эскизыдля фресок, а в 1885 году выехал в Киев. Для Васнецова – человека, глубоковерующего, — роспись храма представлялась выполнением высоконравственногодолга, вместе с тем он не мог не почувствовать, что в пышной отрешённости храмане сможет до конца быть понятым и близким народу. В композициях, созданныхВаснецовым в Киеве, явно отразилось это состояние душевной растерянности.Последние месяцы работы в Киеве художник с нетерпением ждал, когда он сможетвозвратиться в Москву и очутиться в дорогом ему Абрамцеве. «Я чувствуюусталость общую, в особенности душа устала…» — жаловался друзьям Васнецов.Осенью 1896 года он наконец возвращается в Москву и полностью посвящает себяокончанию картины «Богатыри».
«Богатыри»- одно из примечательных явлений отечественной живописи. Созданию этой картиныВаснецов посвятил почти все годы своего зрелого творческого пути. Первый набросокв карандаше был сделан ещё совсем юным художником в 1871 году, и лишь в 1898году полотно заняло своё почётное место в собрании Третьякова. Вплотную кработе над «Богатырями» Васнецов приступает летом 1881 года в Абрамцеве. Работанад полотном продолжалась непрерывно в Москве, картина кочевала с ним изквартиры в квартиру. «Богатыри» Васнецова – плоть от плоти того народа,которому он посвятил и завещал их. Он терпеливо выискивал модели для картинысреди городской толпы и среди крестьян. Однако образы, созданные художником,далеки от обыденности, они овеяны героическим дыханием народных преданий.Васнецов был особенно озабочен центральной фигурой, изображающей Илью Муромца,прообразом для которого послужил крестьянин Иван Петров. Глубоко патриотическийзамысел полотна – представить богатырскую заставу у границ родной земли,изобразить бесстрашных защитников своего народа. Картина пронизана внутреннейдинамикой, скрытой, уверенной силой. Это замечательное творениехудожника-гражданина, мощное по духу, совершенное по своим идейным ихудожественным достоинствам, ставшее национальной гордостью русской культуры.
Васнецов сдрузьями не раз посещал Кремль. Поиски примет давно ушедших времён не могли непривлечь его внимания к колоритнойисторической личности Ивана Грозного. В 1897 году Васнецов заканчивает картину«Царь Иван Васильевич Грозный», где Иван Грозный представлен во весь рост так,что зритель вынужден смотреть на него снизу вверх.
Давнеймечтой Васнецова было создание цикла картин «Поэма семи сказок», куда должныбыли войти полотна на темы популярных народных сказок. Самое удачное из этихполотен «Царевна-Лягушка»; царевна плывёт по кругу в плавном танце, темп всёубыстряется, и вот уже музыканты сами готовы пуститься в пляс.
В последнейтрети XIXвека в русском искусстве всё более явственноощущается стремление отойти от неприглядной реальности и найти прекрасное запределами повседневной обыденности. В художественном творчестве наблюдаетсятенденция к использованию авторами фольклорных и мифологических сюжетов в своихпроизведениях. В конце 90-х годов Васнецов создаёт декоративные панно «Сирин иАлконост. Песнь радости и печали» (1896) и «Гамаюн, птица вещая» (1897),долженствующие изобразить некие символические существа. Панно понравилисьпублике; особенно хорошо они были приняты в модных художественных салонах.Полотна эти были созданы уже зрелым мастером, с огромным опытом работы,приобретённым при росписи Владимирского собора. Выполнение декоративногоубранства собора принесло ему огромный успех.
Приверженность Васнецова к красоте былинной Руси, к самобытномукрестьянскому искусству, уходящему корнями в мифологическую старину, получиласвоё воплощение в тех немногих архитектурных работах, которые были имосуществлены. Наиболее значимая среди них – это фасад ГосударственнойТретьяковской галереи. Не всё, созданное Васнецовым в области архитектуры,оказалось равноценным, но он и здесь стремился показать, как поэтично исамобытно народное творчество Древней Руси.
С мольбертахудожника сходило не так уж много портретов, и в основном они были написаны сблизких людей, а раскрыть существенные черты их натуры ему помогал не столькозоркий глаз портретиста, сколько сердечное общение со своими моделями.«Портреты-лики» — это очень точное определение Асафьевым васнецовскихпортретных работ, под него особенно подходит «Портрет сына» (1892).
Последниегоды своей жизни Васнецов уже не брался за значительные полотна, но по-прежнемувсё свободное время проводил в мастерской. Не всё, что создано Васнецовым,равноценно и значительно, и он не избежал ошибок и заблуждений. Однако он былистинно национальным художником. Его творения пробуждают одно из самыхвозвышенных чувств человека – чувство любви к родной земле. Передать в своихтворениях величие своей земли, духовную красоту и мудрость своего народаВаснецов считал своим творческим долгом и остался верен этому долгу до конца.
www.ronl.ru
Виктор Михайлович Васнецов родился в мае 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. Троицкая церковь села Лопьял, где был крещен В.М.Васнецов. В январе 1850 года семья переезжает в село Рябово, поэтому детские и юношеские годы Виктора Михайловича прошли в Рябово. «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не народнически, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины»(В.Васнецов).Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. В глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев – резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки, лубочных картинок - пробудило интерес к сказочному творчеству.В доме отца он выучился читать и писать, петь и считать. Отец уделял воспитанию сыновей большое внимание.Походы по окружающим лесам, на Батариху, рассказы о природе и о ночном небе будоражили сознание мальчиков.Первые навыки по рисованию сыновья также получили от отца. В городе Вятке прошла ранняя юность Виктора Васнецова. «Таких лесов я больше нигде не видел», писал ссыльный Герцен об этом отдаленном уголке старой России. Здесь «Русь исстари уселась по лесам и болотам».Решение стать художником возникло у Васнецова еще в Вятской духовной семинарии, где он учился, и особенно укрепилось после разговоров с одним из образованнейших людей, проживающих в Вятке в те годы, - ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли. «Послушайте, зачем вам быть священником? – сказал Андриолли, просматривая рисунки юного семинариста, который помогал ему расписывать местный храм. – Ведь священников православных и католических, хороших и плохих и без вас много, а вот людей с такими большими художественными способностями, как у вас, немного. .Бросьте семинарию, поезжайте в Питер и поступайте в Академию художеств. Это ваше настоящее дело». После окончания Вятского духовного училища, неполного курса Вятской духовной семинарии, Виктор в 1867 году уезжает в Петербург для поступления в Академию Художеств.Осенью 1868 года начинает учиться в Академии художеств, завязывается большая дружба с И.Е.Репиным и М.М.Антокольским, Виктор Михайлович знакомится с В.В. Стасовым.Бедность, большая нужда, неожиданная смерть отца, забота об оставшихся братьях заставляют его много работать.В 1869 году за рисунки с натуры Виктор получает от Академии художеств 2 малые серебряные медали.В 1870 году за эскиз «Христос и Пилат перед народом» получает большую серебряную медаль.С 1873 по 1879 годы создает ряд жанровых картин, особенный успех выпал на долю картины « С квартиры на квартиру»По совету друга И. Репина, Васнецов в 1876 году едет во Францию и живет там около года, знакомясь с французским искусством. В Париже участвует на выставке Салона с двумя картинами: «Акробаты» и «В харчевне».После возвращения из Франции Виктор Михайлович Васнецов переезжает в Москву. Она давно его манила. «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставили чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным», -писал он впоследствии.В то же время в Москву приезжают И.Е.Репин, В.Д.Поленов и В.И.Суриков.В Москве у Васнецова происходит решительный и сознательный переход из жанровой живописи в жанр исторический на несколько фантастический лад, в жанр русской былины, в жанр русской сказки.«Я всегда только Русью и жил», - вспоминал художник.Он близко сходится с П.М.Третьяковым – составителем знаменитой Третьяковской галереи.Особенно важную роль в его жизни сыграло семейство Саввы Ивановича Мамонтова.Вокруг Мамонтова, при поддержке Васнецова, очень скоро складывается знаменитый Абрамцевский кружок художников, музыкантов, артистов, занятых поисками национальных истоков, национального стиля русского искусства.1881 – 1884 годы – годы плодотворной работы. Виктор Михайлович создает картины «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Битва скифов со славянами», начинает работать над громадным полотном «Богатыри», написал эскизы костюмов и декораций к пьесе А.Островского «Снегурочка», исполнил картину «Витязь на распутье».А в Абрамцеве – усадьбе С.Мамонтова по рисункам Васнецова построены домашняя церковь и «избушка на курьих ножках».Васнецов участвует в оформлении опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и А.С.Даргомыжского «Русалка», а в конце года получил предложение – участвовать в росписи Владимирского Кафедрального собора в Киеве. Приняв приглашение, Виктор Михайлович переезжает в Киев и живет там до 1891 года.Работа в соборе увлекла Васнецова. Она напоминала ему о подвигах художников Древней Руси и казалась ареной для выполнения большой миссии художника.Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником Киевской Руси – колыбели русского государства и русской нации. Сила фантазии, замечательный дар декоратора, глубокое знание русского орнамента сказались в орнаментальных росписях, сплошь покрывавших стены Собора, изображением фантастических цветов, диковинных зверей, причудливыми красочными узорами.В 1893 году художник избирается действительным членом Петербургской Академии художеств.В 1894 году по проекту самого художника построен собственный дом и мастерская – ныне здесь мемориальный музей, а переулок носит имя Васнецова.В 1898 году окончил работу над картиной «Богатыри», исполнил проект русского павильона для Парижской выставки.Первую персональную выставку Васнецов открывает в Петербурге, в залах Академии художеств, центральным произведением на ней стала картина «Богатыри», отражающая идею силы и могущества русского народа.В 1898 – 1911 годах работал над эскизами мозаик и росписей церквей в городах Гусь - Хрустальном, Петербурге, Варшаве, Дармштадте и др.В 1900 – 1901 годах Васнецов выполнил проекты фасада здания Третьяковской галереи и ряда других сооружений в Москве.С 1900 по 1926 годы работал над циклом картин «Поэма семи сказок», «Царевна – лягушка», «Кащей Бессмертный» и других.Виктор Михайлович много раз бывал в Вятке и жил у брата Аркадия. Он принял самое активное участие вместе с братом Аполлинарием в создании художественного музея в Вятке.Умер Виктор Михайлович 23 июля 1926 года в Москве и похоронен на Введенском кладбище, недалеко от своего брата Аполлинария.Искусство Виктора Васнецова живо и сейчас, он оставил богатейшее художественное наследие. Его имя занимает почетное место в истории русского искусства. Он был первым среди русских художников, раскрывшим в своем творчестве всю глубину и красоту народной мудрости, утверждавшим гуманизм, глубокую веру в силу и величие своей Родины. |
school48kirov.ucoz.ru
Интересные факты о Викторе Васнецове
Об этих знаменитых картинах в России знают практически все. Взрослым и детям приходилось хоть однажды видеть «Богатырей» или «Ивана-царевича на сером волке». А «Аленушка»! А «Иван Грозный»! А десятки других картин!
А ведь мир мог и не узнать Васнецова-художника. Ему была уготована судьба священника. Он родился в семье священника и должен был посвятить себя церкви. Так гласили традиции. Уже десятилетним он приступил к учебе в духовном училище, а после него – в Вятской духовной семинарии, где, собственно, и начался его путь великого художника.Губерния их издавна славилась талантливыми художниками, мастерами по росписи мебели, игрушек и посуды, вышивальщицами, резчиками по дереву. Все это, несомненно, оказало свое благотворное влияние, не оказать не могло, позволило развиться художественному таланту, сформировало его мировоззрение.
У него появилось новое увлечение. Рисование. Этому занятию он посвящал каждую свободную минуту. В то время он не мог и предположить даже, что нынешнее увлечение обернется делом и смыслом всей его жизни. Но к последнему курсу семинарии решил круто изменить свою жизнь. Он оставляет учебу и, выручив от продажи двух жанровых картинок кой-какие деньги, направляется в Петербург, чтобы стать студентом Академии художеств.
Но неуверенность в себе сыграла с ним злую шутку. По нелепой случайности его учеба оказалась отодвинутой на какой-то срок. На экзамене его готовый рисунок вызвал скептическую ухмылку у одного из абитуриентов. Этого оказалось достаточно, чтобы Виктор пришел в отчаяние и даже результатов не стал узнавать. Оказалось, что экзамены вступительные он сдал успешно, но довелось узнать ему об этом лишь через год, потому что до него и извещение об этом по неведомой причине не дошло.А будущий художник, рассчитывая на поступление в последующем году, чтобы не терять время, усердно трудится и оттачивает мастерство в школе Общества поощрения художников. Чтобы заработать на жизнь, он берет частные уроки, делает иллюстрации для книг и журналов.
Однако, когда Васнецов в очередной раз появился в приемной комиссии, его буквально ошарашили. Оказалось, что уже целый год он числится студентом первого курса.
Коллекция его картин и портретов огромна. Какие-то из них написаны в Академии. Писал он и в Париже, где работал целый год. Стоит лишь взглянуть на Васнецовские полотна, прекрасные и сказочные, ощущается вся сила таланта человека, рука которого их создавала.Доподлинно известно о разных гранях его таланта. Ему по силам монументальная живопись. Он и театральный художник. А иллюстрирует детские книги он уже со студенческих времен.
Одно из увлечений Васнецова – архитектура и дизайн. проект собственного дома он создал лично, а потом в нем жил. Это был не просто обычный дом. Это настоящий затейливый «терем», на втором этаже которого расположилась мастерская художника. Именно там родились многие из его картин, ставших впоследствии легендами. Он обладал такой внутренней силой, что поднимала его выше хвалы и хулы. «Истинный богатырь русской живописи» – это о нем.
Он занимался в Киеве росписью Владимирского собора. На это ушло десять лет. Дело это богоугодное и, с его собственных слов, именно Бог сохранил его, когда он сорвался вниз из-под самого купола и повис, чудесным образом зацепившись за крюк курткой.
О личном
Совсем немного сведений имеется о его личной жизни. О семье рассказывают его портреты.
Жена. В числе первых женщин в Петербурге, получивших медицинскую профессию.
Дочь. Сыновья. Отцом он был довольно строгим. Зато дети воспитывались в по-настоящему творческой атмосфере. По стопам отца пошла только дочь. Она тоже стала художницей.
Семейные вечера проходили за чтением Библии. Он нес в дом всякую заработанную копейку, был довольно экономным человеком. Никто не мог сказать, что он бросает деньги на ветер.
Интересное о лучших картинах художника
«Ковер-самолет». Заказ поступил от известного мецената Саввы Мамонтова. Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги. На новой картине появилось сказочное и быстрое средство для передвижения. На правление она не произвела ожидаемого впечатления, так что, в конце концов, промышленник купил ее для себя, вместе с «Тремя царевнами подземного царства». «Ковер» вызвал кучу споров в журналистской и зрительской среде после представления его на VIII выставке передвижников.
Ковер-самолет
«Богатыри». Этих трех былинных русских защитников знают и узнают на картине даже дети. Известно, что для натурщиков, которые позировали для картины, специально из запасников Русского музея напрокат была взята одежда. Почти двадцать лет работы, и полотно вышло столь убедительным и выразительным, к тому же точным отражением слов, положенных художником в основу сюжетной линии: «Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где».Богатыри
«Аленушка». Эту картину простой иллюстрацией назвать нельзя. Воссоздавая известный всем сюжет, Васнецов стремился сделать эту сказочную героиню живой, близкой и понятной. Правда, задумывалась она как «Дурочка Аленушка», писалось с юродивой крестьянской девушки и не имело отношения к сказке. Получилось самое любимое произведение автора.Аленушка
«Иван Царевич на Сером волке». Впервые Иван, обнимающий царевну, появился в эскизе «Ковра-самолета» в 1926 году. А потом по желанию Васнецова эта пара оказалась пересаженной на волка.Иван Царевич на Сером волке
Виктор Михайлович Кузнецов (1848-1926), великий русский художник и умер, работая над очередным шедевром.vivareit.ru
Биография Виктора Васнецова - биография Васнецова В.М.
Дата рождения:15 мая 1848 годаДата смерти: 23 июля 1926 годаМесто рождения: Лопьял, Вятская губернияВиктор Михайлович Васнецов – знаменитый художник. А так же Васнецов В.М. известен как архитектор.
Виктор появился на свет в небольшом селе Вятской губернии, его отцом был священник православной церкви Михаил Васильевич. Наверное, это и стало причиной того, что Виктор тоже стал обучаться в духовном училище, а после и в Вятской духовной семинарии. Параллельно занимался рисованием. Рисование захватило ум и душу юноши и он решил оставить семинарию практически перед её окончанием. Молодой человек отправился в петербургскую Академию художеств.
Первым наставником в Петербурге у Васнецова был И.Н. Крамской, затем последовало академическое образование уже в Академии художеств. Это были довольно сложные годы, так как молодой студент нуждался и вынужден был подрабатывать, давая частные уроки, иллюстрировать издания. В то же время именно в Академии завязалось знакомство с Репиным, Стасовым, Крамским.
Получив образование, начал выставляться, сначала при Академии, а затем и полностью самостоятельно. Картины, написанные в этот ранний период творчества, имели чаще всего бытовые сюжеты. Немного позже Васнецов обратился к богатой истории Руси и создал «Ивана–Царевича на сером волке», «Алёнушку». Работы имели успех, и в 1893 году пришло признание в виде должности действительного члена Академии художеств.
Духовное образование не прошло даром, и в поздние периоды своего творчества Васнецов много времени уделял религиозным темам, участвуя в росписи храмов
В 1912 году получил дворянское звание, а спустя еще три года стал сотрудничать с другими именитыми художниками своего времени на поприще учреждения «общества возрождения художественной Руси». Работал над темами, взятыми из русских народных сказок, так появился «Кощей бессмертный».
В 1926 голу, 23 июля, Васнецов скончался, в своей мастерской, во время работы над картиной.
Достижения Виктора Васнецова:
• Автор известных проектов, таких как церковь Спаса Нерукотворного, расположенная в Абрамцево, особняка Цветкова на Пречистенской наб., пристройки к Третьяковской галерее.• Стал известен как один из первых мастеров, работавших над фольклорными темами.• Написал множество картин, находящихся в настоящее время в лучших музеях России.
Даты из биографии Виктора Васнецова:
• 1958 г. начал обучение в духовном училище• 1868 г. начал обучение в Академии художеств• 1876 г. начало поездки в Париж• 1893 г. стал членом Академии художеств• 1912 г. получил звание дворянина• 1926 г., 23 июля скончался во время работы
Интересные факты Виктора Васнецова:
• Являлся родным братом Апполинария Васнецова.• Трудился над внутренним оформлением софийского собора Александра Невского, Спаса-на-Крови в Петербурге.• В 1914 году стал автором марки, средства от реализации которой направлялись на благотворительные цели.• Сам художник так же появлялся на нескольких марках, выпущенных как в СССР, так и в России.• В России имеется четыре музея, посвященных художнику.
the-biografii.ru