ВИКТОР ВАСНЕЦОВ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ХУДОЖНИК. Васнецов картина тако возлюбил бог мир


Виктор Васнецов как религиозный художник в Сергиево-Посадском районе

  • Афиша
    • Бесплатно
    • Братья наши меньшие
    • Встречи и конференции
    • Выставки и ярмарки
    • Детям
    • Игры и конкурсы
    • Кино
    • Клубы и дискотеки
    • Концерты и шоу-программы
    • Лекции и мастер-классы
    • Спортивные мероприятия
    • Театры
    • Тренировки и секции
    • Фестивали и гулянья
  • Работа
  • Справочник
    • Энциклопедия
      • История Сергиева Посада
      • Достопримечательности
      • Лавра
      • Храмы и церкви
      • Поселения района
    • Адреса и телефоны
    • Расписание электричек
    • Известные люди
      • Исторические личности
      • Известные люди города и района
      • Персоны Подмосковья и РФ
    • Новостройки
  • Вопросы и ответы
    • Задать вопрос
    • Ответы
  • О проекте
    • О проекте
    • Авторы
    • Реклама на сайте
    • Нашли ошибку на сайте?
    • Контакты
  • Видео
  • Происшествия
  • ЖКХ
  • Общество
  • Образование
  • Культура
  • Спорт
  • ещё…
    • Фото
    • Власть
    • Безопасность
    • Туризм
    • Отдых и досуг
    • Работа и карьера
    • Религия
    • Конфликты и споры
    • Благоустройство
    • Недодел и передел
    • Строительство и ремонт
    • Дороги и транспорт
    • Здоровье и медицина
    • Экология и погода
    • Интервью
    • Животные
    • Экономика
    • Наука и технологии
    • История и краеведение
    • Политика и пропаганда
    • На заметку
      • Авто
      • Быт и сервис
      • Всё о ремонте
      • Дача, сад и огород
      • ЗОЖ
      • Книги и кино
      • Мода и красота
      • Основы безопасности
      • Отдых и путешествия
      • Покупки
      • Право и документы
      • Рецепты и питание
      • Семейные ценности
      • Собственный бизнес
      • Среда обитания
      • Строительство
      • Финансы и кредит
      • Хобби и увлечения
      • Технологии
    • Бизнес
      • Авто
      • Бизнес и финансы
      • Бизнес услуги
      • Бытовые услуги
      • Воспитание и образование
      • ЖКХ и энергетика
      • Интернет и бизнес
      • Красота и здоровье
      • Мебель и интерьер
      • Медицина и фармацевтика
      • Недвижимость и строительство
      • Общественное питание
      • Одежда и аксессуары
      • Окна и двери
      • Отдых и развлечения
      • Охрана и безопасность
      • Праздники, подарки
      • Продукты питания
      • Производство и поставки
      • Реклама и полиграфия
      • Ремонт и отделка
      • Связь и интернет
      • Сельское хозяйство
      • Техника и электроника
      • Транспорт и грузоперевозки
      • Туризм и путешествия
      • Юриспруденция и нотариат
  • Афиша
    • Бесплатно
    • Братья наши меньшие
    • Встречи и конференции
    • Выставки и ярмарки
    • Детям
    • Игры и конкурсы
    • Кино
    • Клубы и дискотеки
    • Концерты и шоу-программы
    • Лекции и мастер-классы
    • Спортивные мероприятия
    • Театры
    • Тренировки и секции
    • Фестивали и гулянья
  • Работа
  • Справочник
    • Энциклопедия
      • История Сергиева Посада
      • Достопримечательности
      • Лавра
      • Храмы и церкви
      • Поселения района
    • Адреса и телефоны
    • Расписание электричек
    • Известные люди
      • Исторические личности
      • Известные люди города и района
      • Персоны Подмосковья и РФ
    • Новостройки
  • Вопросы и ответы
    • Задать вопрос
    • Ответы
  • О проекте
    • О проекте
    • Авторы
    • Реклама на сайте
    • Нашли ошибку на сайте?
    • Контакты
Search Сергиев Посад.РФ
  • Видео
  • Происшествия
  • ЖКХ
  • Общество
  • Образование
  • Культура
  • Спорт
  • ещё…
    • Фото
    • Власть
    • Безопасность
    • Туризм
    • Отдых и досуг
    • Работа и карьера
    • Религия
    • Конфликты и споры
    • Благоустройство
    • Недодел и передел
    • Строительство и ремонт
    • Дороги и транспорт
    • Здоровье и медицина
    • Экология и погода
    • Интервью
    • Животные
    • Экономика
    • Наука и технологии
    • История и краеведение
    • Политика и пропаганда
    • На заметку
      • Авто
      • Быт и сервис
      • Всё о ремонте
      • Дача, сад и огород
      • ЗОЖ
      • Книги и кино
      • Мода и красота
      • Основы безопасности
      • Отдых и путешествия
      • Покупки
      • Право и документы
      • Рецепты и питание
      • Семейные ценности
      • Собственный бизнес
      • Среда обитания
      • Строительство
      • Финансы и кредит
      • Хобби и увлечения
      • Технологии
    • Бизнес
      • Авто
      • Бизнес и финансы
      • Бизнес услуги
      • Бытовые услуги
      • Воспитание и образование
      • ЖКХ и энергетика
      • Интернет и бизнес
      • Красота и здоровье
      • Мебель и интерьер
      • Медицина и фармацевтика
      • Недвижимость и строительство
      • Общественное питание
      • Одежда и аксессуары
      • Окна и двери
      • Отдых и развлечения
      • Охрана и безопасность
      • Праздники, подарки
      • Продукты питания
      • Производство и поставки
      • Реклама и полиграфия
      • Ремонт и отделка
      • Связь и интернет
      • Сельское хозяйство
      • Техника и электроника
      • Транспорт и грузоперевозки
      • Туризм и путешествия
      • Юриспруденция и нотариат
  • Сергиев-Посад.РФ
  • Новости
  • Религия
  • Виктор Васнецов как религиозный художник
  • Instagram
  • Telegram
  • Вконтакте
  • FaceBook

xn----8sbedibbx1djfkj.xn--p1ai

Беседа одиннадцатая СЕРАФИМОВСКАЯ ПЕСНЬ. Беседы о Литургии

Беседа одиннадцатая

СЕРАФИМОВСКАЯ ПЕСНЬ

Прошлый раз, други мои, я объяснял первую часть Евхаристического канона, называемую "прославлением". Вторая часть носит название "Серафимовская песнь".

Други мои, произведениям знаменитых писателей мы посвящаем много времени, изучаем их долго, тщательно. Если творениям гнилого, всегда несовершенного, ничтожного человеческого ума мы уделяем так много внимания, то как же усердно, тщательно, подробно мы должны изучать произведения и творения ума, просвещенного духом Святым!

И какой благословенный восторг, какой священный трепет должны охватить душу, когда произносят название "Серафимовская песнь". Песнь серафимов, которые ближе всего предстоят Престолу Вседержителя, которые пламенеют огнем любви Божественной, как говорится в одном тексте священном. Любовь серафимов — пламенно горящая.

И эти огнепламенные служители Господа несмолкаемо прославляют Его, неустанно воспевают: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны суть небеса и земля славы Твоея".

Други мои, кто же слышал эту дивную песнь, какой композитор передал эту небесную музыку?

Пять человек, возлюбленные мои, слышали небесное пение, пять композиторов воспроизвели славословие огнезрачных серафимов: три человека в Ветхом Завете и два в Новом. Слышал песнь серафимов божественный Исаия, восторженно провозвестивший Божественную литургию в Ветхом Завете.

В шестой главе своей книги рассказывает он так: "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на Престоле высоком и превознесенном

… В трепете закрывали серафимы лица свои, не дерзая взирать на лице Божие". Как же мы должны трепетать, когда Он сподобляет нас не только взирать, но и принимать Его устами нашими в Таинстве святого причащения! Подумайте, други мои, какая великая милость Божия является нам в это время.

Второй, слышавший песнь серафимов и видевший их, был благоговейный Иезекииль (первая глава его книги). Он узрел Престол Господа, поддерживаемый четырьмя животными, которых теперь изображают около четырех евангелистов.

В память этих животных произносятся в Божественной литургии слова: "Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Поюще — орел, вопиюще — телец, взывающе — или, по-гречески, рыкающе — лев, глаголюще — человек. При произнесении этих слов диакон звездицею ударяет по дискосу четыре раза в память голосов этих животных, поддерживающих Престол Господа Саваофа.

Третьим видел славу Божию муж желаний пророк Даниил: "Ветхий денми воссел на престоле и тысячи тысяч и тьмы тем служили Ему. Реки огненные протекали перед Ним…"

В Новом Завете видел Господа пребожественный апостол Павел, который был возведен до третьего неба и слышал глаголы, которые человеку невозможно пересказать.

Наконец, Иоанн Богослов, тайновидец апостол, на острове видел Господа в образе величавого Сына Человеческого и описал это видение в своем Откровении.

Вот кто пересказал апостолу Иакову и другим творцам литургии Божественной серафимовскую песнь.

Вы подумайте только, други мои, чью песнь воспеваем. мы: серафимовскую, ангельскую. Одно название уже освящает наши уста, ибо не думайте, что ничего не значит, когда вы произносите имя ангелов, святых, сладчайшее имя Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. Нет, эти имена не просто произносимые нами слова; если они произносятся с должным вниманием и благоговением, они освящают нас и призывают на нас благодатную милость и помощь тех, чье имя мы произносим: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных", "Пресвятая Богородице, спаси нас". Произносимые вначале устами, они переходят затем в сердце. Только мы-то не произносим их как должно, вот почему и не чувствуем благодатного воздействия на нас этих слов. Если бы мы призывали их, хотя бы так, как зовем скот, который не идет долго к нам, то и тогда чувствовали бы силу имени святого.

Но у нас и этого нет. Холодны наши уста, не поднимаются наши слова молитвы к святым, не связывает нас с ними. "Свят, Свят, Свят", — непрестанно день и ночь вопиют серафимы. Двумя из своих крил они закрывают лица, так благоговеют они перед Всемогущим, что не дерзают и считают себя недостойными взирать на святой лик Господа. Двумя крилами закрывают ноги и двумя крилами летают.

В то же время, как в храме верующие повторяют славословие серафимов, священник тайно молится: "С сими и мы блаженными силами…"

В этой молитве объясняется, почему мы должны благодарить Господа, почему Ему несмолкаемые песни поют серафимы.

"Свят и Пресвят" Он потому, что так мир возлюбил, "якоже Сына Единороднаго дати изволил, да всяк веруяй в Него не погибнет".

Вот причина такого восторга на Небесах, такого трепетного благоговения Господь — Творец мира и их, светлых духов. Господь Всемогущий и Страшный, на Которого небожители не смеют взирать, Он так возлюбил мир грешный, нечистый, полный греха, зла и похоти, полный скверны, этот мир Он так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного за спасение его. Подумайте, дорогие мои, отдал Сына Своего. И этот Сын пришел, проповедуя мир и любовь; но те, для кого Он пришел, вознесли Его на крест, осудили на нестерпимые муки, предали на смерть.

Содрогнулись небеса, восколебалась земля самая, серафимы трепещут, херувимы в недоумении подвиглись, престолы, господства, власти, начала, архангелы и ангеля в страхе и смятении. Сын Единородный, пред Которым они в трепете предстоят, Он, униженный, изнемогающий, — умирает на кресте.

Знаменитый художник Васнецов удивительно изобразил это на картине, которая носит название: "Тако возлюбил Бог мир". Небо покрыто темными тучами, из которых так и кажется, что слышатся раскаты грома, зигзаги огненных молний прорезывают тьму, покрывающую землю, и освещают крест, на котором умирает Сын, и выше туч, на Престоле, Ветхий денми взирает на землю. Перед ним толпятся серафимы, испуганные, пораженные изумлением. Один из них простер к Нему руки, как бы вопрошая Его об этой тайне, непостижимой даже для его светлого разума, другой прильнул к плечу Саваофа, полный трепета, он даже петь перестал, замолкла на время его торжественная песнь. Два других серафима поверглись ниц пред Престолом и утопают в облаках.

"Тако возлюби Бог мир что Сына Своего Единороднаго отдал, да верующие в Него не погибнут".

Други мои, возлюбленные мои, понимаете ли вы эти слова? "Возлюбил Бог мир", и Сын его, полный той же любви, сошел на землю, принял зрак раба, принял всякое уничижение и, наконец, умер позорною смертию. И мало того: Он — Сын Единородный Бога, Единосущный Ему, на вечере, взяв хлеб, преломил его и дал, говоря: "Приимите, ядите…", и чашу подал, говоря: "Пийте от Нея вси…" Причастив так своих учеников, Он этот же драгоценный дар передал и нам, верующим в Него. Мы вкушаем Тело Его и пьем Кровь Его.

Его Кровию мы омочаем язык наш и уста нечистые, скверные. Этот дар Божественный проникает в существо наше, проходит: во все составы наши. Он дал нам литургию Божественную, во время которой каждый раз таинственно приносится страшная жертва. Так велика любовь Бога к нам, так бесконечна, что она простирается на весь мир, на все твари, даже на природу. Ведь только потому, что приносится та жертва, земля дает свои плоды. Земля же эта проклята была; ведь она должна была приносить терние. И если мы едим хлеб, то только потому, что он нужен для Божественной литургии, что он каждый день возлежит на жертвеннике и на престоле в память Агнца закланного; каждый день служит тайной страшной жертве. И пока совершается Божественная литургия, я ничего не боюсь: ни голода, ни червей, ни засухи, ни града. Я знаю, что хлеб нужен для литургии и земля даст его. И если бы небо стало медным, если бы земля высохла и окаменела, я не боялся бы, что мы погибнем. Нет. Жертва приносится, священник возглашает: "Твоя от Твоих". И земля даст то, что нужно вознести при произношении этих слов. Не боясь ничего, надеюсь на Бога, "тако возлюбившего мир".

Но горе, если перестанет совершаться Божественная литургия; горе, если прекратится бескровная жертва. Тогда погибнет мир. Земля не даст плода, потому что она проклята и живет только благодаря неизреченной любви Его и Ему служит хлебом.

Солнце не даст света, потому что оно нужно для произрастания хлеба для литургии Божественной.

Все умрем, потому что все мы живем только Христом нашим. Но я верю, что не прекратится совершение литургии, и серафимы будут вместе с людьми вечно воспевать: "Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф…"

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

С. М. Алфеев. Виктор Васнецов как религиозный художник/№01 январь 1945/Архив Журнала Московской Патриархии с 1943 по 1954 год

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ХУДОЖНИК

В. М. Васнецов является одним из самых крупных мастеров русской религиозной живописи. Он создал ряд изумительных по художественной технике и по замыслу религиозных картин и образов.

В нем удачно соединилась чистая глубокая вера с громадным художественным талантом и богатой культурой, что дало ему возможность создавать свои шедевры.

Как известно, многие художники до Васнецова также интересовались религиозной живописью. Мы имеем ряд картин религиозного содержания таких гигантов русской живописи, как К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни и др. Но их произведения, несмотря на громадную и совершенную технику, не так трогают и волнуют зрителя, как картины В. М. Васнецова. Очевидно, в его полотнах, помимо всех факторов, ласкающих глаз, как, например, богатство и совершенство технических приемов, живописная красочность, оригинальность стиля и т. п., имеется еще нечто неуловимое, ио много говорящее сердцу зрителя, имеется, как говорят, душа в произведении.

В то время как в картинах Брюллова и др. души-то или не чувствует зритель, или же, если чувствует, то очень мало. Самым важным вкладом Виктора Васнецова в русскую религиозную живопись является роспись Киевского Владимирского Собора.

Здесь им выполнен ряд поразительных по замыслу и по художественному исполнению картин и образов. Здесь он написал до 15 картин и до 30 отдельных фигур, не считая орнаментов.

О громадности этого труда можно судить уже по тому, что что общая площадь всех васнецовских произведений во Владимирском соборе доходит до 2000 квадратных метров. Разобрать все его работы нет возможности в пределах этой краткой статьи. Остановимся на наиболее выдающихся из них. Таковыми обычно считаются следующие его произведения:

1. Запрестольный образ Богоматери с Младенцем.

2. Господь Вседержитель — плафон главного купола.

3. «Тако возлюби Бог мір...»

4. Бог Слово (плафон на хорах).

5. Таинство Евхаристии (горнее место).

6. Страшный суд (над дверьми западной стены).

7. Преддверие рая (пояс главного купола).

8. Блаженство наших прародителей в раю.

9. Грехопадение (обе последние картины написаны на стенах хор).

Разберем некоторые из них в отдельности.

1. Богоматерь.

Тема «Богоматерь с Предвечным Младенцем» сильно увлекала Виктора Михайловича Васнецова. И он в течение всей своей жизни несколько раз возвращался к ней.

Сюжет этой композиции во Владимирском Соборе таков:

На фоне золотого неба, на легких серовато-лиловых облаках, слегка освещенных отблесками зари, навстречу зрителю движется по воздуху, окруженная серафимами, Царица Небесная, несущая на руках своего Божественного Сына Младенца.

Богоматерь здесь изображена в виде женщины, полной необычайного величия и красоты. Особенно полны очарования Ее глаза. (Нужно заметить, что Васнецову особенно удаются в его произведениях глаза.)

Выражение глаз Богоматери здесь поражает зрителя своей живостью и глубиной содержания.

Она вместе со Своим Сыном идет в мир, где Ему надлежит совершить величайший подвиг Своими страданиями, смертью и славным Воскресением — разрушить «вереи вечныя адова царствия» и «избавить род человеческий от греха проклятия и смерти» и Она покорно .(«Буди Ми по слову Твоему») несет свое возлюбленное Чадо на этот подвиг. И земное только чувствуется в судорожно сжатых руках, которыми Она обхватила и прижимает Его к своему материнскому сердцу. Она предвидит и те мучения, когда «лютое оружие» пройдет через это сердце. Но Она твердо и решительно идет в мир.

Перейдем теперь к изображению Предвечного Младенца.

Это — прекрасный ребенок в возрасте приблизительно около года. Лик Его поражает зрителя, так же как и лик Его Пречистыя Матери, своим глубоким выражением. Он — младенец («отроча младо»), но в то же время он — «Агнец Божий вземляй грех мира». Он это сознает и предвидит все страдания Свои, Голгофский крест и Воскресение.

И этой идеей предвидения подвига проникнута вся композиция Виктора Васнецова, и эту задачу он разрешил так, как, пожалуй, никто из русских художников (за исключением разве А. А. Иванова) не разрешил.

Чрезвычайно характерно положение рук Младенца.

Левая Его ручонка сильным жестом, полным» величия, поднята вверх, а правой Он тянется вперед, что сообщает фигурам движение, порыв и стремление.

В художественном отношении эта картина замечательна по своей красочной гамме.

Фон картины, как я уже сообщал, золотой. Шелковый плащ — лиловато-синего цвета. Ее хитон — темносиний, туфли на ногах пурпуровые (красные туфли — принадлежность костюма византийских царей и цариц).

Облака — серовато-лиловые. Все это необычайно благородных оттенков и все так скомпановано, так мастерски связано в одно прекрасное целое, что зрителю трудно отвести глаза от этого поистине «Божественного видения». Изумительны по своему исполнению и шестикрылые серафимы, по пяти с каждой стороны. Они, таинственные свидетели божественных тайн, окружили и сопровождают воплощенного Бога и Его Матерь, идущих на «страдания вольныя». Глаза их широко раскрыты (особенность васнецовского творчества), и в них зритель видит опять целый комплекс чувств и переживаний, недоумение, страх, обожание, благоговейный ужас и молитвенный экстаз.

По краскам они изумительны. Два серафима — нижний слева и второй внизу справа — совершенно белые, верхний слева красноватого тона с бледнорозовыми оттенками. Верхний справа бледнолиловый, а в тенях темносиреневый. Остальные самых разнообразных оттенков.

По размерам эта картина одна из самых больших картин мира. Фигура Богоматери имеет около 9 метров высоты.

Возникновение и развитие этой темы началось с маленького акварельного рисунка, который Виктор Михайлович подарил, кажется, на пасху одному из членов своей семьи. Первоначально Богоматерь с Младенцем были изображены на фоне утреннего неба без окружения ангелов.

Первые изображения ангелов появились лишь на эскизе к росписи Владимирского Собора. Фигуры и лица как Богоматери, так и Младенца можно считать окончательно скомпанованными и решенными по одноцветному картону, который Васнецов подарил П. М. Третьякову, и по красочному эскизу, находящемуся у его дочери Т. В. Васнецовой. Ту же мысль Васнецов выразил и в другой композиции «Богоматерь с Младенцем» для Варшавского собора. В 1926 году Виктор Михайлович последний раз взялся за эту тему, но дал лишь поколенное изображение Богоматери.

Это его произведение было так обаятельно и полно такого очарования, что, когда В. М. показал его мне и одному иноверцу, относящемуся более чем холодно к вопросам веры, то последний, увидав эту картину, воскликнул: «Да это божественное видение!» и хотел было купить ее для себя, но покупка эта не состоялась и местонахождение ее мне теперь неизвестно.

С. М. АЛФЕЕВ

archive.e-vestnik.ru

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ХУДОЖНИК: marjer

В нем удачно соединилась чистая глубокая вера с громадным художественным талантом и богатой культурой, что дало ему возможность создавать свои шедевры.

Как известно, многие художники до Васнецова также интересовались религиозной живописью. Мы имеем ряд картин религиозного содержания таких гигантов русской живописи, как К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни и др. Но их произведения, несмотря на громадную и совершенную технику, не так трогают и волнуют зрителя, как картины В. М. Васнецова. Очевидно, в его полотнах, помимо всех факторов, ласкающих глаз, как, например, богатство и совершенство технических приемов, живописная красочность, оригинальность стиля и т. п., имеется еще нечто неуловимое, ио много говорящее сердцу зрителя, имеется, как говорят, душа в произведении.

В то время как в картинах Брюллова и др. души-то или не чувствует зритель, или же, если чувствует, то очень мало. Самым важным вкладом Виктора Васнецова в русскую религиозную живопись является роспись Киевского Владимирского Собора.

Здесь им выполнен ряд поразительных по замыслу и по художественному исполнению картин и образов. Здесь он написал до 15 картин и до 30 отдельных фигур, не считая орнаментов.

О громадности этого труда можно судить уже по тому, что что общая площадь всех васнецовских произведений во Владимирском соборе доходит до 2000 квадратных метров. Разобрать все его работы нет возможности в пределах этой краткой статьи. Остановимся на наиболее выдающихся из них. Таковыми обычно считаются следующие его произведения:

1. Запрестольный образ Богоматери с Младенцем.

2. Господь Вседержитель — плафон главного купола.

3. «Тако возлюби Бог мір...»

4. Бог Слово (плафон на хорах).

5. Таинство Евхаристии (горнее место).

6. Страшный суд (над дверьми западной стены).

7. Преддверие рая (пояс главного купола).

8. Блаженство наших прародителей в раю.

9. Грехопадение (обе последние картины написаны на стенах хор).

Разберем некоторые из них в отдельности.

1. Богоматерь.

Тема «Богоматерь с Предвечным Младенцем» сильно увлекала Виктора Михайловича Васнецова. И он в течение всей своей жизни несколько раз возвращался к ней.

Сюжет этой композиции во Владимирском Соборе таков:

На фоне золотого неба, на легких серовато-лиловых облаках, слегка освещенных отблесками зари, навстречу зрителю движется по воздуху, окруженная серафимами, Царица Небесная, несущая на руках своего Божественного Сына Младенца.

Богоматерь здесь изображена в виде женщины, полной необычайного величия и красоты. Особенно полны очарования Ее глаза. (Нужно заметить, что Васнецову особенно удаются в его произведениях глаза.)

Выражение глаз Богоматери здесь поражает зрителя своей живостью и глубиной содержания.

Она вместе со Своим Сыном идет в мир, где Ему надлежит совершить величайший подвиг Своими страданиями, смертью и славным Воскресением — разрушить «вереи вечныя адова царствия» и «избавить род человеческий от греха проклятия и смерти» и Она покорно .(«Буди Ми по слову Твоему») несет свое возлюбленное Чадо на этот подвиг. И земное только чувствуется в судорожно сжатых руках, которыми Она обхватила и прижимает Его к своему материнскому сердцу. Она предвидит и те мучения, когда «лютое оружие» пройдет через это сердце. Но Она твердо и решительно идет в мир.

Перейдем теперь к изображению Предвечного Младенца.

Это — прекрасный ребенок в возрасте приблизительно около года. Лик Его поражает зрителя, так же как и лик Его Пречистыя Матери, своим глубоким выражением. Он — младенец («отроча младо»), но в то же время он — «Агнец Божий вземляй грех мира». Он это сознает и предвидит все страдания Свои, Голгофский крест и Воскресение.

И этой идеей предвидения подвига проникнута вся композиция Виктора Васнецова, и эту задачу он разрешил так, как, пожалуй, никто из русских художников (за исключением разве А. А. Иванова) не разрешил.

Чрезвычайно характерно положение рук Младенца.

Левая Его ручонка сильным жестом, полным» величия, поднята вверх, а правой Он тянется вперед, что сообщает фигурам движение, порыв и стремление.

В художественном отношении эта картина замечательна по своей красочной гамме.

Фон картины, как я уже сообщал, золотой. Шелковый плащ — лиловато-синего цвета. Ее хитон — темносиний, туфли на ногах пурпуровые (красные туфли — принадлежность костюма византийских царей и цариц).

Облака — серовато-лиловые. Все это необычайно благородных оттенков и все так скомпановано, так мастерски связано в одно прекрасное целое, что зрителю трудно отвести глаза от этого поистине «Божественного видения». Изумительны по своему исполнению и шестикрылые серафимы, по пяти с каждой стороны. Они, таинственные свидетели божественных тайн, окружили и сопровождают воплощенного Бога и Его Матерь, идущих на «страдания вольныя». Глаза их широко раскрыты (особенность васнецовского творчества), и в них зритель видит опять целый комплекс чувств и переживаний, недоумение, страх, обожание, благоговейный ужас и молитвенный экстаз.

По краскам они изумительны. Два серафима — нижний слева и второй внизу справа — совершенно белые, верхний слева красноватого тона с бледнорозовыми оттенками. Верхний справа бледнолиловый, а в тенях темносиреневый. Остальные самых разнообразных оттенков.

По размерам эта картина одна из самых больших картин мира. Фигура Богоматери имеет около 9 метров высоты.

Возникновение и развитие этой темы началось с маленького акварельного рисунка, который Виктор Михайлович подарил, кажется, на пасху одному из членов своей семьи. Первоначально Богоматерь с Младенцем были изображены на фоне утреннего неба без окружения ангелов.

Первые изображения ангелов появились лишь на эскизе к росписи Владимирского Собора. Фигуры и лица как Богоматери, так и Младенца можно считать окончательно скомпанованными и решенными по одноцветному картону, который Васнецов подарил П. М. Третьякову, и по красочному эскизу, находящемуся у его дочери Т. В. Васнецовой. Ту же мысль Васнецов выразил и в другой композиции «Богоматерь с Младенцем» для Варшавского собора. В 1926 году Виктор Михайлович последний раз взялся за эту тему, но дал лишь поколенное изображение Богоматери.

Это его произведение было так обаятельно и полно такого очарования, что, когда В. М. показал его мне и одному иноверцу, относящемуся более чем холодно к вопросам веры, то последний, увидав эту картину, воскликнул: «Да это божественное видение!» и хотел было купить ее для себя, но покупка эта не состоялась и местонахождение ее мне теперь неизвестно.

С. М. АЛФЕЕВhttp://archive.jmp.ru/page/index/19450134.html

marjer.livejournal.com

Хлеб Небесный - alexander-nevskiysobor.ru

   В прошлый раз я объяснял первую часть Евхаристического канона, называемую прославлением. Вторая часть носит название «Серафимская песнь». Други мои, произведениям знаменитых писателей мы посвящаем много внимания, изучаем их долго, тщательно. Если творениям гнилого, всегда несовершенного, ничтожного человеческого ума мы уделяем так много внимания, то как же усердно, тщательно, подробно должны мы изучать произведения и творения ума, просвещенного Духом Святым.

   И какой благословенный восторг, какой священный трепет должны охватывать нашу душу, когда произносят название «Серафимская песнь» — песнь серафимов, которые ближе всего предстоят престолу Вседержителя, которые пламенеют огнем любви Божественной, как говорится в одном тексте священном. Любовь серафимов, пламенно горящая... И эти огнепламенные служители Господа несмолкаемо прославляют Его, неустанно воспевая: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

   Кто же слышал эту дивную песнь, какой композитор передал нам эту небесную музыку? Пять человек, возлюбленные мои, слышали небесное пение, пять композиторов воспроизвели славословие огнезрачных серафимов — три человека в Ветхом Завете и два в Новом. Слышал песнь серафимов божественный Исайя, восторженно провозвестивший Божественную литургию в Ветхом Завете. В шестой главе своей книги рассказывает он так: в трепете закрывали серафимы лица свои, не дерзая взирать на лице Божие (См. Ис. 6, 1-2). Как же мы-то должны трепетать, когда Он сподобляет нас не только взирать, но и принимать Его устами нашими в Таинстве святого Причащения. Подумайте, какая великая милость Божия является нам в это время.

   Второй, слышавший песнь серафимов и видевший их был благоговейный Иезекииль (См. Иез. 1, 4-11). Он узрел престол Господа, поддерживаемый четырьмя животными, которых теперь изображают около четырех евангелистов. В память этих животных произносятся в Божественной литургии слова: «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Поюще — орел, вопиюще — телец, взывающе, или, по-гречески, рыкающе, — лев, глаголюще — человек. При произнесении этих слов диакон звездицею ударяет по дискосу четыре раза в память голосов этих животных, поддерживающих престол Господа Саваофа.

      Третий видел славу Божию муж желаний — пророк Даниил: «Ветхий деньми воссел на престоле, и тысячи тысяч и тьмы тем служили Ему. Реки огненные протекали перед Ним...» (Ср. Дан. 7, 9-10).

   В Новом Завете видел Господа пребожественный апостол Павел, который был вознесен до третьего неба и слышал глаголы, которые человеку невозможно пересказать. (См. 2 Кор. 12, 2-4).

       Наконец, Иоанн Богослов, тайновидец, апостол, на острове видел Господа в образе величавого Сына Человеческого и описал это видение в своем Откровении.

   Вот кто пересказал апостолу Иакову и другим творцам литургии Божественной Серафимскую песнь. Вы подумайте только, други мои, чью песнь воспеваем мы: серафимскую, ангельскую. Одно название уже освящает наши уста, ибо не думайте, что ничего не значит, когда вы произносите имя ангелов, святых, сладчайшее имя Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. Нет, эти имена — не просто произносимые нами слова; если они произносятся с должным вниманием и благоговением, они освящают нас и призывают на нас благодатную милость и помощь Тех, Чье имя мы произносим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных». «Пресвятая Богородице, спаси нас». Произносимые вначале устами, они переходят затем в сердце. Только мы-то не произносим их как должно, вот почему и не чувствуем благодатного воздействия на нас этих слов. Если бы мы призывали их хотя бы так, как зовем скот, который не идет долго к нам, то и тогда почувствовали бы силу имени святого. Но у нас и этого нет. Холодны наши уста, не поднимаются наши слова молитвы к святым, не связывают нас с ними.

   «Свят, Свят, Свят»,— непрестанно день и ночь вопиют серафимы; двумя из своих крыл они закрывают лица — так благоговеют они перед Всемогущим, что не дерзают, считают себя недостойными взирать на светлый лик Господа. Двумя крылами закрывают ноги и двумя крылами летают. В то время как в храме верующие повторяют славословие серафимов, священник тайно молится: «С сими и мы блаженными Силами...». В этой молитве объясняется, почему мы должны благодарить Господа, почему Ему несмолкаемые песни поют серафимы. «Свят... и Пресвят» Он потому, что так мир возлюбил, «якоже Сына... Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет». Вот причина такого восторга на небесах, такого трепетного благоговения.

   Господь — Творец мира и их, светлых духов. Господь Всемогущий и Страшный, на Которого небожители не смеют взирать. Он так возлюбил мир грешный, нечистый, полный греха, зла и похоти, полный скверны, — этот мир Он так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного за спасение его. Подумайте, дорогие мои, отдал Сына Своего. И этот Сын пришел, проповедуя мир и любовь, но те, для кого Он пришел, вознесли Его на Крест, осудили на нестерпимые муки, предали на смерть. Содрогнулись небеса, восколебалась земля самая; серафимы трепеща, херувимы в недоумении подвиглись. Престолы, господства, власти, начала, архангелы и ангелы в страхе, в смятении. Сын Единородный, пред Которым они в трепете предстоят, — Он, уничиженный, изнемогающий, умирает на Кресте.

   Знаменитый художник Васнецов удивительно изобразил это на картине, которая носит название «Тако возлюбил Бог мир». Небо покрыто темными тучами, из которых так и кажется, что слышатся раскаты грома; зигзаги огненных молний прорезывают тьму, покрывающую землю, и освещают Крест, на котором умирает Сын, и выше туч на престоле Ветхий деньми взирает на землю. Перед Ним толпятся серафимы, испуганные, пораженные изумлением. Один из них простер к Нему руки, как бы вопрошая Его об этой тайне, непостижимой даже для его светлого разума; другой прильнул к плечу Саваофа, полный трепета, он даже петь перестал, замолкла на время его торжественная песнь. Два других серафима поверглись ниц пред престолом и утопают в облаках, как тонет парящий орел в синеве неба. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб. (Ин. 3, 16).

   Други мои, возлюбленные мои, понимаете ли вы эти слова: Возлюбил Бог мир? И Сын Его, полный той же любви, сошел на землю, принял зрак раба, принял всякое уничижение и, наконец, умер позорною смертью. И мало того: Он, Сын Единородный Бога, Единосущного Ему, на Вечере взяв хлеб, преломил его и дал, говоря: Приимите, ядите..., и чашу подал, говоря: Пийте от нея вси... (Ср. Мф. 26, 26-28). Причастив так Своих учеников, Он этот же драгоценный дар передал и нам, верующим в Него. Мы вкушаем Тело Его и пьем Кровь Его.

   Его Кровью мы омочаем наш язык и уста нечистые, скверные. Этот дар Божественный проникает в существо наше, проходит во все составы наши. Он дал нам литургию Божественную, во время которой каждый раз таинственно приносится Страшная Жертва. Так велика любовь Бога к нам, так бесконечна, что она простирается на весь мир, на всех тварей, даже на природу. Ведь только потому, что приносится эта жертва, земля дает свои плоды. Земля эта проклята была, ведь она должна была приносить терние. И если мы едим хлеб, то потому только, что он нужен для Божественной литургии, что он каждый день возлежит на жертвеннике и на престоле в память Агнца закланного, каждый день служит Тайной Страшной Жертве. И пока совершается Божественная литургия, я ничего не боюсь: ни голода, ни червей, ни засухи, ни града. Я знаю, что хлеб нужен для Литургии, и земля даст его. И если бы небо стало медным, если бы земля высохла и окаменела, я не боялся бы, что мы погибаем. Нет, Жертва приносится, священник возглашает: «Твоя от Твоих...» —  и земля даст то, что нужно вознести при произнесении этих слов. Не боюсь ничего, надеюсь на Бога, тако возлюбившего мир.

   Но горе, если перестанет совершаться Божественная литургия, горе, если прекратится Бескровная Жертва. Тогда погибнет мир. Земля не даст плода, потому что она проклята и живет только благодаря неизреченной любви Его и Ему служит хлебом. Солнце не даст света, потому что оно нужно для произрастания хлеба для литургии Божественной. Все мы умрем, потому что все мы живы только Христом нашим. Но я верю, что не прекратится совершение Литургии и серафимы будут вместе с людьми вечно воспевать: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».

alexander-nevskiysobor.ru

С. М. Алфеев. В. М. Васнецов как религиозный художник (Окончание)/№03 март 1945/Архив Журнала Московской Патриархии с 1943 по 1954 год



В. М. ВАСНЕЦОВ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ХУДОЖНИК

(Окончание)

Если вверху главной ниши храма Васнецов поместил изображение Младенца Господа Иисуса, несомого Матерью на «вольные страдания» за род человеческий, то внизу этой картины он поместил композицию завершения действия — «Таинство Евхаристии».

Таким образом, верхняя и нижняя его картины являются началом и концом великого дела искупления человека. По своему положению «Таинство Евхаристии» совпадает с горним местом главного алтаря. Не надо при этом смешивать композицию «Таинство Евхаристии» с «Тайной Вечерей».

Сюжет этой изумительной по замыслу и художественному исполнению картины таков.

На великолепном мраморном мозаичном полу стоит в обычных своих одеждах Господь Иисус Христос на фоне трона в византийском стиле. В левой руке Христа чаша с Его Божественной Кровию, а в деснице Его — Хлеб. Позади стоят два ангела в белых одеждах с рипидами, как при епископском служении. Справа и слева к Нему подходят святые апостолы. Слева от него первым стоит первоверховный апостол Петр. Далее идут престарелый Иоанн Богослов, Лука, Андрей, Иаков и Фома. Справа идут апостолы Павел, Матфей, Марк, Симон, Варфоломей и Филипп.

При взгляде на эту картину опять изумляешься глубине и широте таланта В. М. Васнецова! Здесь изображено 15 фигур (включая двух ангелов), и как выразительны лица и характерны позы каждой фигуры! Сосредоточенный, полный величия лик Христа... Экспансивная фигура ап. Петра с горящим взглядом и стремительностью всей его фигуры; твердый аскетический взгляд Павла, этого «апостола языков», ставшего из гонителя христианства его проповедником и, наконец, мучеником за Христа, — все это безукоризненно передано Виктором Михайловичем в его картине.

Прекрасна голова Иоанна Богослова, «его же любляше Иисус». При взгляде на это умное лицо, обрамленное густой шапкой седых волос, ясно чувствуешь в нем великого мудреца, написавшего свое дивное Евангелие о Безначальном Слове и «Откровение», с которыми не сравнятся никакие литературные произведения всех времен и всех народов.

ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

В своде главного купола Васнецов дал гигантское изображение Господа Вседержителя (один Лик Его размером более 3 метров). Правая рука Его поднята для благословения, а в левой Он держит раскрытое Евангелие. Фоном служит звездное небо, перерезанное Млечным путем (небо и расположение отдельных звезд взяты киевские).

Лик Спасителя окружен золотым нимбом с надписью «ωον» — сущий. Образ Иисуса Христа написан прекрасно. Зрителя поражает также картина ночного неба. Это действительно бездонное южное небо, глубокое и таинственное, в серебряном блеске множества звезд и в фосфорическом свете разрезающих его полос Млечного пути. Прекрасное изображение этого неба убеждает нас в том, что В. М. Васнецов велик и как художник-пейзажист (надо вспомнить при этом полный поэзии пейзаж его «Аленушки» и эпический пейзаж «Богатырей»),

БОГ ОТЕЦ, СКОРБЯЩИЙ О РАСПЯТОМ СЫНЕ

«Тако бо возлюби Бог мир — Сына Единородного дал есть нам» — вот основная мысль одной из следующих картин Васнецова. Она разделяется орнаментным поясом на две половины: в верхней части — Бог Отец, в нижней — Распятый Бог Сын. Содержание нижней половины таково:

Прозвучало Божественное слово: «Совершилось!» И совершилось в этот момент дело спасения рода людского величайшей ценой — мучением и смертью Богочеловека. Чаша, о которой молил в Гефсимании Господь, испита до конца, и наступил конец страшный, величественный. Природа, бездушная природа, и та содрогнулась до основания и отметила этот момент: «Солнце померкло, луна не дала света», «земля потрясеся и камение распадеся».

Таковы факты, описываемые у св. евангелистов. Васнецов переносит завершение голгофской трагедии на небо, за пределы земли.

Верх Креста с Распятым Сыном изображен на фоне разбушевавшихся стихий. И картина их ужасна! Кроваво-красное, тусклое солнце, зловещий месяц и небо, покрытое какими-то огненными вихрями, наполняют ужасом душу зрителя.

Крест с телом умершего Иисуса окружили ангелы, и в священном ужасе двое из них, уцепившись судорожно за перекладину Креста, стремятся унести Его подальше от земли, где возможны такие злодеяния. Другие ангелы своими крылами пытаются прикрыть тело Сына Божия.

Но самое поразительное в этой картине — изображение умершего Господа. Смерть наложила свою печать на Лик Божественного Страдальца, и этот Лик полон неземного величия и покоя. Васнецов с изумительным мастерством и благородством дал изображение мертвого человеческого тела. С такой же выразительностью написан в верхней части Бог Отец. Скорбен Его Божественный Лик; мощные руки Его, руки, сотворившие мир, печально опущены вниз. Окружающие Его серафимы в священном трепете опустили долу свои лица, не смея взглянуть на Бога Сил.

Для полной характеристики религиозного творчества Васнецова опишем еще одну его картину, «Преддверие рая», где он дал чудесную галлерею человеческих образов.

ПРЕДДВЕРИЕ РАЯ

Господь умер и воскрес. Крепость ада пала, по выражению Златоуста — «Упразднися!» Все праведники, до того томившиеся «во тьме и сени смертней», получили, наконец, долгожданную свободу и награду — райское блаженство, и вот они пред дверьми рая. Двери его пока закрыты и так же строго охраняет их ангельская стража. Но они должны с минуты на минуту распахнуться.

Свет райский уже озаряет лица этих страдальцев. Направо от группы ангелов виден благоразумный разбойник с крестом. По слову Господа — «Днесь со Мною будеши в раи» — он одним из первых вступит туда. Лицо его, лицо разбойника, с отпечатком прежней преступной жизни и предсмертных мук, озарено порывом чистой веры и умиления. Оно прекрасно. Под ним виднеется группа Адама, Евы и Авеля. Ангел Господень взял Адама за руку, а другой рукой как бы указывает ему путь в рай. Замечательно дан образ нашей праматери Евы.

Далее внимание зрителя привлекает св. Екатерина и св. Варвара, несомые ангелами в рай.

За ними следует бесчисленный сонм святых праведников, мучеников, мучениц и т. д., где каждая фигура ясна, понятна и выразительна.

Вот содержание главных религиозных произведений Виктора Васнецова во Владимирском соборе.

Но для того чтобы иметь более или менее ясное представление о его религиозном творчестве, необходимо дать хотя бы краткий обзор его со стороны художественного и стилистического выполнения произведений, что мы и постараемся сделать в предлагаемом очерке.

До Васнецова одним из видных религиозных художников был Η. Н. Ге. Его картины: «Что есть истина»? «Путь на Голгофу» и «Голгофа» возбудили своими ультрареалистичными толкованиями евангельских событий массу самых разнообразных впечатлений. Одни видели в них зарю русского религиозного искусства, другие же просто жалели холст, на котором они были написаны. Конечно, ни те, ни другие критики не были правы. Картины Ге нельзя назвать зарей русского искусства, но нельзя также отнять от них известного художественного значения. Дело в том, что Ге изображает на своих полотнах Христа как обыкновенного человека, порой даже слабого, малодушного, объятого ужасом предстоящей смерти.

Иное толкование личности Христа, а отсюда иное исполнение Его образа — у Васнецова. Его Христос — подлинно Богочеловек.

У Васнецова есть рисунок — погрудное изображение Христа в терновом венце. Рисунок одноцветный. Но как он выразителен! Христос измучен, изможден пытками. Венец терновый лежит на главе Его, кровь каплями течет по Божественному Лику. Все это написано так просто и так убедительно. И взглянув в Его глаза, излучающие какой-то еле ощутимый свет, сразу видишь страждущего Богочеловека.

Кроме Ге с его ультрареалистическим толкованием Евангелия, были и другие художники, подражавшие Западу с его стремлением к внешней красивости. В. М. Васнецов не примкнул ни к ультрареалистам, ни к западникам. Он пошел своим собственным путем. Обратившись к искусству первых веков христианства, к Византии, а более всего к нашему тогда еще не ценимому, неофициальному, но подлинному русскому народному искусству, Васнецов создал свой особый русский стиль религиозной живописи, столь близкий и понятный каждому русскому человеку.

Ознакомившись с содержанием некоторых религиозных картин Васнецова, мы можем поставить вопрос: соответствуют ли они тому, что у нас принято называть произведениями религиозного искусства?

Для этого надо предварительно решить вопрос: что такое религиозное искусство? Н. Рождественский в своей книге «Значение Киевского Владимирского собора» дает такое определение: «Русским религиозным искусством в узком и точном смысле можно назвать такое, которое служит Церкви. Ставя себе целью дать молящимся доступное чувству наглядное выражение в художественных образах отвлеченных догматических истин, преданий веры, православных понятий о Боге, мире сверхчувственном, священных лицах и событиях или же способствовать внешней красоте храмов и богослужений». Поскольку русское религиозное искусство, в частности живопись, является наглядным толкователем и проповедником истины и догматов Православной Церкви, постольку оно не может иметь толкований христианского вероучения, отличных от толкований православия. Отсюда следует, что всякое живописное произведение можно назвать нашим русским религиозным только тогда, когда оно не противоречит догматам и учению нашей Православной Церкви.

Подводя под это определение картины Васнецова, мы видим, что они вполне удовлетворяют этому основному требованию.

Рассмотрим их со стороны особенности сюжета.

Виктор Васнецов для большинства своих картин берет не какой- либо исторический факт, а отвлеченную идею и представляет ее в наглядной и художественной форме.

На горнем месте алтаря очень часто пишут «Тайную Вечерю» — событие историческое и реальное. Васнецов же дает полное таинственного смысла и значения «Таинство Евхаристии». Вместо обычного исторического «Распятия» он дает еще более таинственную композицию: «Бог Отец, скорбящий о распятом Сыне», где и самое действие переносит за пределы земли. Так же мистичны его картины «Слово плоть бысть» и «Преддверие рая». Везде, во всех его произведениях чувствуется глубокое богословское знание, благодаря которому он разрабатывает такие сложные сюжеты в полном согласии с вероучением Православной Церкви.

При трактовке той или другой темы Васнецов строго придерживался наших старых иконописных и народных традиций, но при этом, как большой мастер, проявляет и свои индивидуальные черты.

С художественной стороны картины его так же безупречны, как и в остальных отношениях. Рисунок везде твердый, четкий, в нем чувствуется рука большого мастера. Колорит его картин благородный, спокойный. Виктор Михайлович не любил кричащих резких тонов; ему более свойственна мягкость красок. Но это не означает, что общий тон его картин вялый и безжизненный. Где нужно, он достигал удивительных красочных эффектов, например, в передаче света. Прекрасной иллюстрацией тому является его «Преддверие рая», где изумительно мягкий, но в то же время сильный «райский свет» озаряет всех праведников. Он достигал таких результатов удивительным сочетанием тонов, свойственным мастерам старых школ.

Если взять всю совокупность произведений В. Васнецова, как религиозных, так и всех остальных, то можно сказать, что он — подлинно русский народный художник.

Про его исторические картины («Иоанн Грозный», «Битва русских со скифами»), сказочные («Иван Царевич на сером волке», «Снегурочка» и др.), былинные («Три богатыря», «После побоища») вполне можно сказать словами нашего величайшего поэта А. С. Пушкина: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Народное русское искусство имеет в лице Виктора Васнецова проникновенного толкователя и изобразителя. Недаром такой большой художественный критик, как И. Н Крамской, называл Васнецова «Наше ясное солнышко».

Заканчивая эту статью, мне хочется дать краткую характеристику Виктора Михайловича как человека.

Он, несмотря на свое положение, был в обыденной жизни простой милый русский человек, в самом лучшем значении этого слова. Простота, скромность и честность были его неотъемлемыми качествами. Лукавства, лжи, в каком бы то ни было виде, он не мог переносить. Они возмущали его. Требуя точности и аккуратности от других, он сам был безукоризненно точен и аккуратен.

За все время знакомства с ним я ни разу не слышал, чтобы он отозвался о ком-либо плохо или кого-либо осудил.

В надписи на памятнике Ньютону, на его могиле в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, есть фраза: «Пусть радуются смертные, что среди них жило такое украшение человеческого рода». Это вполне применимо и к нашему великому русскому художнику Виктору Михайловичу Васнецову.

Да будет мир светлой его душе!

С. М. АЛФЕЕВ

archive.e-vestnik.ru

Виктор Васнецов как религиозный художник

Виктор Васнецов как религиозный художник

В. М. Васнецов является одним из самых крупных мастеров русской религиозной живописи. Он создал ряд изумительных по художественной технике и по замыслу религиозных картин и образов.

В нем удачно соединилась чистая глубокая вера с громадным художественным талантом и богатой культурой, что дало ему возможность создавать свои шедевры.

Как известно, многие художники до Васнецова также интересовались религиозной живописью. Мы имеем ряд картин религиозного содержания таких гигантов русской живописи, как К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни и др. Но их произведения, несмотря на громадную и совершенную технику, не так трогают и волнуют зрителя, как картины В. М. Васнецова. Очевидно, в его полотнах, помимо всех факторов, ласкающих глаз, как, например, богатство и совершенство технических приемов, живописная красочность, оригинальность стиля и т. п., имеется еще нечто неуловимое, ио много говорящее сердцу зрителя, имеется, как говорят, душа в произведении.

В то время как в картинах Брюллова и др. души-то или не чувствует зритель, или же, если чувствует, то очень мало. Самым важным вкладом Виктора Васнецова в русскую религиозную живопись является роспись Киевского Владимирского Собора.

Здесь им выполнен ряд поразительных по замыслу и по художественному исполнению картин и образов. Здесь он написал до 15 картин и до 30 отдельных фигур, не считая орнаментов.

О громадности этого труда можно судить уже по тому, что что общая площадь всех васнецовских произведений во Владимирском соборе доходит до 2000 квадратных метров. Разобрать все его работы нет возможности в пределах этой краткой статьи. Остановимся на наиболее выдающихся из них. Таковыми обычно считаются следующие его произведения:

1. Запрестольный образ Богоматери с Младенцем.

2. Господь Вседержитель — плафон главного купола.

3. «Тако возлюби Бог мір...»

4. Бог Слово (плафон на хорах).

5. Таинство Евхаристии (горнее место).

6. Страшный суд (над дверьми западной стены).

7. Преддверие рая (пояс главного купола).

8. Блаженство наших прародителей в раю.

9. Грехопадение (обе последние картины написаны на стенах хор).

Разберем некоторые из них в отдельности.

1. Богоматерь.

Тема «Богоматерь с Предвечным Младенцем» сильно увлекала Виктора Михайловича Васнецова. И он в течение всей своей жизни несколько раз возвращался к ней.

Сюжет этой композиции во Владимирском Соборе таков:

На фоне золотого неба, на легких серовато-лиловых облаках, слегка освещенных отблесками зари, навстречу зрителю движется по воздуху, окруженная серафимами, Царица Небесная, несущая на руках своего Божественного Сына Младенца.

Богоматерь здесь изображена в виде женщины, полной необычайного величия и красоты. Особенно полны очарования Ее глаза. (Нужно заметить, что Васнецову особенно удаются в его произведениях глаза.)

Выражение глаз Богоматери здесь поражает зрителя своей живостью и глубиной содержания.

Она вместе со Своим Сыном идет в мир, где Ему надлежит совершить величайший подвиг Своими страданиями, смертью и славным Воскресением — разрушить «вереи вечныя адова царствия» и «избавить род человеческий от греха проклятия и смерти» и Она покорно .(«Буди Ми по слову Твоему») несет свое возлюбленное Чадо на этот подвиг. И земное только чувствуется в судорожно сжатых руках, которыми Она обхватила и прижимает Его к своему материнскому сердцу. Она предвидит и те мучения, когда «лютое оружие» пройдет через это сердце. Но Она твердо и решительно идет в мир.

Перейдем теперь к изображению Предвечного Младенца.

Это — прекрасный ребенок в возрасте приблизительно около года. Лик Его поражает зрителя, так же как и лик Его Пречистыя Матери, своим глубоким выражением. Он — младенец («отроча младо»), но в то же время он — «Агнец Божий вземляй грех мира». Он это сознает и предвидит все страдания Свои, Голгофский крест и Воскресение.

И этой идеей предвидения подвига проникнута вся композиция Виктора Васнецова, и эту задачу он разрешил так, как, пожалуй, никто из русских художников (за исключением разве А. А. Иванова) не разрешил.

Чрезвычайно характерно положение рук Младенца.

Левая Его ручонка сильным жестом, полным» величия, поднята вверх, а правой Он тянется вперед, что сообщает фигурам движение, порыв и стремление.

В художественном отношении эта картина замечательна по своей красочной гамме.

Фон картины, как я уже сообщал, золотой. Шелковый плащ — лиловато-синего цвета. Ее хитон — темносиний, туфли на ногах пурпуровые (красные туфли — принадлежность костюма византийских царей и цариц).

Облака — серовато-лиловые. Все это необычайно благородных оттенков и все так скомпановано, так мастерски связано в одно прекрасное целое, что зрителю трудно отвести глаза от этого поистине «Божественного видения». Изумительны по своему исполнению и шестикрылые серафимы, по пяти с каждой стороны. Они, таинственные свидетели божественных тайн, окружили и сопровождают воплощенного Бога и Его Матерь, идущих на «страдания вольныя». Глаза их широко раскрыты (особенность васнецовского творчества), и в них зритель видит опять целый комплекс чувств и переживаний, недоумение, страх, обожание, благоговейный ужас и молитвенный экстаз.

По краскам они изумительны. Два серафима — нижний слева и второй внизу справа — совершенно белые, верхний слева красноватого тона с бледнорозовыми оттенками. Верхний справа бледнолиловый, а в тенях темносиреневый. Остальные самых разнообразных оттенков.

По размерам эта картина одна из самых больших картин мира. Фигура Богоматери имеет около 9 метров высоты.

Возникновение и развитие этой темы началось с маленького акварельного рисунка, который Виктор Михайлович подарил, кажется, на пасху одному из членов своей семьи. Первоначально Богоматерь с Младенцем были изображены на фоне утреннего неба без окружения ангелов.

Первые изображения ангелов появились лишь на эскизе к росписи Владимирского Собора. Фигуры и лица как Богоматери, так и Младенца можно считать окончательно скомпанованными и решенными по одноцветному картону, который Васнецов подарил П. М. Третьякову, и по красочному эскизу, находящемуся у его дочери Т. В. Васнецовой. Ту же мысль Васнецов выразил и в другой композиции «Богоматерь с Младенцем» для Варшавского собора. В 1926 году Виктор Михайлович последний раз взялся за эту тему, но дал лишь поколенное изображение Богоматери.

Это его произведение было так обаятельно и полно такого очарования, что, когда В. М. показал его мне и одному иноверцу, относящемуся более чем холодно к вопросам веры, то последний, увидав эту картину, воскликнул: «Да это божественное видение!» и хотел было купить ее для себя, но покупка эта не состоялась и местонахождение ее мне теперь неизвестно.

С. М. АЛФЕЕВ

Источник: Жрнал московской патриархии. №01 январь 1945

25 Августа 2015

www.stsl.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта