Презентация картины В.М.Васнецова. Картина васнецова олег у костей коня
Князь Олег – краткая биография
Рассказ нашей статьи о князе Олеге взят из материалов древнерусских летописей.
Первый русский князь, Рюрик, из-за малолетства своего сына Игоря, передал после себя власть своему родственнику, Олегу. Князь Олег (879-912 гг.), по преданию, был правитель очень предприимчивый и воинственный. Лишь только власть попала в его руки, как он задумал большое дело – овладеть всем течением Днепра, забрать в свои руки весь водный путь в богатую Грецию, а для этого приходилось покорить всех славян, живших по Днепру. Тут одной княжеской дружины было мало. Князь Олег набрал из ильменских славян, из кривичей, подчиненных ему, финских племен большое войско и двинулся с ними и дружиной на юг.
Овладел князь Олег прежде всего Смоленском, городом тех кривичей, которые не были еще подвластны никому, затем взял Любеч, город северян, оставил в этих городах отряды своей дружины под начальством надежных, опытных воевод, а сам пошел дальше. Наконец показался и Киев. Знал Олег, что силою нелегко будет взять этот город: княжили там Аскольд и Дир, опытные вожди, да и дружина у них храбрая, бывалая. Пришлось пуститься на хитрость: войско было оставлено позади, а Олег с несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки, купцы варяжские, едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам.
Киевские князья, вовсе не подозревая злого умысла, вышли одни на берег. Тогда воины, спрятанные в лодках, выскочили и окружили их.
«Вы не князья и не княжеского рода, – сказал им Олег и прибавил, указывая на сидевшего рядом с ним ребёнка-Игоря, – а вот сын Рюрика».
Убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839
По знаку Олега воины его бросились на Аскольда и Дира и убили их. Погребли их у берега Днепра на горе (доныне одна прибрежная гора у Киева называется Аскольдовой могилой). Киевляне, оставшиеся без князей и застигнутые врасплох, подчинились князю Олегу.
Полюбился ему Киев, назвал он его «матерью русских городов», и стал Киев с этого времени главным русским городом. Чтобы утвердить свою власть на покоренной области, Олег начал строить новые города, как Рюрик отстраивал их на севере. Города эти раздавал он под начало своим дружинникам и установил дань с покоренных племен.
Не сиделось князю Олегу спокойно в Киеве. Каждый год, лишь только вскрывались реки, с дружиною своей пускался он в путь, на быстрых ладьях входил в притоки Днепра с правой и с левой стороны, подчинил себе жившие по берегам славянские племена. По Припяти Олег покорил древлян и принудил их платить себе дань по черной кунице с жилья; в следующем году поднялся по Десне, победил северян, данников хазар, и заставил их платить себе небольшую дань; затем принудил он и радимичей, по реке Сож, платить себе дань, которую прежде они платили хазарам.
Покорил князь Олег также и еще некоторые славянские племена, жившие на западе от Днепра, по Бугу и Днестру, всюду строил города или крепости, ставил наместниками своих дружинников и ежегодно ходил с дружиною собирать дань с подчиненных племен.
Но, видно, дани этой было мало князю и дружине или слишком уж расходилась их удаль: задумал Олег большой поход на Византию. Силы у него было гораздо больше, чем та, что была у руссов во время похода к Константинополю Аскольда и Дира. Закипела работа – приходилось одних ладей заготовить, по преданию, до двух тысяч. Каждая ладья могла поднять до 40 человек, войско, стало быть, для того времени было огромное. Составил его князь Олег из варягов, славян и финнов.
Флот князя Олега идёт к Царьграду по реке Днепру. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839
В 906 г. явились во второй раз руссы под стенами Царьграда. Запылали опять села в окрестностях столицы: загородные дворцы, дачи и церкви гибли в пламени…
Горе было тем, кто пробовал противиться свирепым воинам с севера и попадал в их руки: пленных рубили они мечами, расстреливали стрелами, топили в море.
Византийцы успели загородить вход в свою гавань громадной цепью и заперлись в городе. Князь Олег стал готовиться к приступу. Византийский двор предложил уплатить большую дань русским, лишь бы они не разоряли города. Олег потребовал по двенадцати гривен (фунтов) серебра на человека. Выплатить сразу такую громадную дань было не под силу и богатым византийцам: приходилось выдавать несколько тысяч пудов серебра. Серебро и золото в то время ценились гораздо дороже, чем теперь. Начались переговоры. Олег несколько сбавил свои требования, но все-таки взял с греков большую дань: она была рассчитана не только на дружинников и воинов, бывших с ним в походе, но и на те отряды, что стояли по разным русским городам.
Кроме того, князь потребовал разных льгот русским купцам, или «гостям», как их звали в старину. Согласились греки на все требования, и Олег с дружиною и воинами вернулись домой, обремененные добычей.
Князь Олег прибивает свой щит ко вратам Царьграда. Гравюра Ф. Бруни, 1839
Дивились все необычайной удаче походов удалого князя, уму и хитрости его. Стали ходить из уст в уста всякие россказни об Олеге: говорили, будто он велел под Константинополем вытащить ладьи на берег, приспособить к ним колеса и при попутном ветре на парусах подкатил на лодках к самым стенам греческой столицы и навел на жителей ужас. Рассказывали, как князь Олег не поддался на разные уловки греков, которые славились своей хитростью, как прибил на воротах города свой щит в знак победы, как приказал на всех лодках простых воинов сделать паруса из полотна, а на лодках дружины – из шелковой материи, взятой в добычу у греков, и т. д. Рассказы эти перешли потом в предания. Стали даже многие думать, что князь Олег одарен был какими-то особенными, нечеловеческими свойствами, прозвали его вещим (чародеем). Через пять лет после похода он скрепил свой мир с греками письменным договором. Для этого он послал несколько знатнейших мужей из дружины своей в Константинополь.
Олег умер в 912 г. Кончина его, по преданию, была необычайна. Спросил он у волхва, или кудесника, о причине своей смерти.
«Князь, – сказал кудесник, – умрешь ты от своего любимого коня».
С тех пор Олег не садился больше на этого коня, велел его и кормить, и холить, но не подводить к себе. Прошло много лет. Как-то раз вспомнил князь о своем коне, а узнав, что он уже давно околел, посмеялся над лживым предсказанием кудесника и вздумал посмотреть кости коня. Приехав на то место, где лежали они, Олег наступил на череп коня и с усмешкой сказал: «Не от этой ли кости умереть мне?»
Вдруг из черепа взвилась змея и укусила князя в ногу. От этого Олег заболел и умер…
Князь Олег у костей коня. Картина В. Васнецова, 1899
Эта приводимая в русских летописях легенда о смерти князя Олега стала темой знаменитого стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
rushist.com
«Могила» вещего Олега зарастает бурьяном
Александр Пушкин воспел первого киевского князя в "Песне о вещем Олеге". Пушкинскими тропами гуляла "Комсомолка".
Автор "Песни о вещем Олеге" Александр Пушкин впервые приехал в Киев 21-летним юнцом. Поэт был в опале у императора Александра I за крамольные стихи: "Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу..." - и в Киеве он был тайно, проезжая в так называемую южную ссылку. Но, как известно, император был отходчив, и своенравного поэта вскоре вернули ко двору. Однако впечатление, оставленное Киевом в душе первого поэта Российской империи, оказалось неизгладимым. И Пушкин вновь и вновь приезжает в "столицу ведьм и веры".
В один из таких приездов Александр Сергеевич, вдоволь набродившись по склонам Щекавицы в поисках княжеской могилы и изрядно сбив носки новых штиблет, написал "Песнь о вещем Олеге".
По пушкинским местам пройдемся и мы.
|
Капище на Хоревице
Начинаем с горы Хоревицы. Гора, названная в честь брата - основателя Киева Хорива является еще и одной из пяти киевских Лысых гор, на которых, по легендам, собираются на сборища ведьмы из Украины и Белоруссии. Там же находилось древнее капище Перуна, которому поклонялись в дохристианском Киеве.
Именно тут "…из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному…". И тут волхв повстречал князя с дружиной, который возвращался в княжий замок.
|
На этом месте восстановили ритуальный алтарь, и сегодня родноверы приносят жертвы своим древним языческим богам. Правда, характер жертвоприношений изменился, кровь больше не проливают, а приносят вполне "мирные" жертвы - хлеб, молоко, зерно. А в остальном - природа такая же дикая, и гора выглядит очень неухоженной. Тут никогда не ступала нога коммунального работника, а в зарослях крапивы и бузины можно найти что угодно, начиная от целующихся парочек и заканчивая дамскими шляпками, использованными шприцами и бутылками из-под спиртного.
Конь в ссылке
У Пушкина и в "Повести временных лет" князь Олег просит волхва рассказать о будущем. Прогноз жреца достаточно оптимистичен: у владыки будет долгая жизнь, наполненная победами и прочими житейскими радостями, и ничего ему не будет страшно. Кроме одного: "…но примешь ты смерть от коня своего". Естественно, Олег отправляет коня в изгнание.
"Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время", - сокрушается князь и сплавляет лошадку в княжеские конюшни, которые находились в непосредственной близости - у дворца на Старокиевской горе.
Именно тут находится исторический центр Киева - место, где изначально княжил Кий, основатель столицы. Сейчас место, где был замок, окружено символической изгородью. Неподалеку лежит памятный камень с высеченными древне¬славянской вязью словами Нестора Летописца: "Отсюда появилась земля русская".
|
Смерть на Щекавице
Во времена правления вещего Олега князья имели обыкновение бывать дома реже, чем в ратных походах или на охоте. Жизненный уклад вещего Олега особо не отличался. В одно из редких возвращений домой князь поинтересовался, как же поживает изгнанный любимец. И узнал, что конь его умер, а останки его белеют на ветру, на склоне Щекавицы.
"…И внемлет ответу: на холме крутом, давно уж почил непробудным он сном", - получает князь ответ. И естественно, решает отправиться посмотреть на коня, который уже перестал быть опасным.
"…И видят - на холме, у брега Днепра лежат благородные кости", - князь нашел останки боевого товарища на склоне горы. Сейчас на этом месте родноверы установили жертвенник.
И князь наступил на череп. Что было дальше, все помнят из школьной программы: из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ноги и укусила князя - пророчество волхва сбылось в полной мере. Князь пал от своего коня.
Согласно легендам, а заодно и "Повести временных лет" Нестора Летописца, могила князя Олега должна быть тут же, на Щекавице, но, к сожалению, ее расположение не известно. Кто-то утверждает, что она находится на территории Замкового кладбища: полуразрушенными могилами усеяна вся гора, и затеряться там не составляет труда.
|
КСТАТИ
Обстоятельства смерти вещего Олега противоречивы. По киевской версии, отраженной в "Повести временных лет", его могила находится в Киеве на горе Щекавице. Новгородская первая летопись "передвигает" его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушел "за море".
Интересно, что легенды тесно переплетаются с исландской сагой о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня, которую ему предсказала скандинавская вещунья. И учитывая "северное" происхождение киевских князей и оставшиеся родственные связи, вполне вероятно, что первый киевский князь стал героем скандинавского эпоса.
|
kp.ua
Презентация картины В.М.Васнецова by Anastasia Nikulina on Prezi
Виктор Михайлович Васнецов 3.05.1848-23.07.1926Презентация картины В.М.Васнецова"Встреча Олега с кудесником"Выполнили: команда КПДшкиРуководитель: Колесников П.Д.Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю.И холод и сеча ему ничего...Но примешь ты смерть от коня своего».«Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною?И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землею?... Работы "Встреча Олега с кудесником" и "Прощание Олега с конем","Олег у костей коня", являются графическими композициями, выполненными в виде древнерусских книжных миниатюр. Изящно склоненные головы длинногривых лошадей, яркая красочность и мистические образы персонажей создают атмосферу былинной поэтичности, прекрасно гармонирующую с величавыми строками Пушкина.К балладе «Песнь о вещем Олеге» создавали иллюстрации и другие Событием в художественной жизни России стало трёхтомное издание сочинений А.С.Пушкина, предпринятое в 1899 году к столетию со дня рождения поэта П.П.Кончаловским. Были привлечены 18 крупных художников того времени. Подлинным шедевром графического истолкования можно считать иллюстрации В.М.Васнецова к «Песне о вещем Олеге».Центральное место на картине занимает князь Олег и кудесник, с которым свела его судьба. За князем стоит русское войско, закаленное в боях и походах. Рядом с опытными воинами еще совсем молодые. За кудесником же черной бездной темнеет лес.Князь Олег внимательно слушает слова мудрого старца. Его брови сурово нахмурены. Не нравится ему предсказание волхва. Дружина замерла в ожидании ответа старца. Кудесник изображен Васнецовым таким, как нарисовал его великий поэт.
Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Гордый старик не боится княжеского гнева. Он говорит правду. Темный густой лес за спиной у кудесника придает еще больше мрачности его предсказанию. Олег внимательно слушает слова мудрого старца. Его брови сурово нахмурены. Не нравится ему предсказание волхва. Дружина замерла в ожидании ответа старца. Светлая даль за спиной у княжеской дружины и темный лес создают особый контраст.Римский-Корсаков "Песнь о вещем Олеге"Кантата написана к 100летию со дня рождения поэта в 1899 г. Содержание протекает в русле неспешного, эпического повествования, с элементом фантастики. Римского -Корсакова привлекала возможность обратиться к миру славянства языческого периода, обрядовости.
prezi.com