Сказка "Сивка - Бурка" стр 25 - 29. Васнецов сивка бурка описание картины 3 класс


Сказка "Сивка - Бурка" стр 25 - 29 / Рабочая тетрадь по литературному чтению

Найди в сказке зачин. Запиши его.

Чтение произведения устного народного творчества "Сивка - бурка" мы начинаем с таких слов:

"...Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка - дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется..."

Эти слова из сказки начинают произведение и называются зачином.

Для начала немного порассуждаем о том, что такое зачин сказки и зачем нам нужно его изучать на уроках литературном чтении в 3 классе.

На самом деле зачин выполняет множество полезных функций для понимания сказки читателем.

Первое - это то, что в зачине читатель знакомиться с главными героями сказки.

Второе - сказочный зачин рассказывает о том, где будут происходить сказочные события.

Третье - это описание времени, в котором ведут начало события этого сказочного произведения.

Четвертое - в самом начале чтения внимательно прочитав зачин, сразу становится понятен образ и характер сказочных героев, а также можно оценить их поступки.

Пятое - сказочные зачины состоят из слов, которые не используются в повседневном общении. Например, возьмем зачин " в тридевятом царстве, в тридесятом государстве..."

Изучив эту информацию, мы понимаем, что зачин является одним из важнейших частей русских народных сказок, как произведений устного народного творчества русского народа.

Да и каждый из нас еще с детства помнит волшебные сказочные слова "Жили - были"...

После этих слов сразу начинается волшебство и погружение в мир сказочных героев, которые преодолеют все преграды, помогут тем, кому нужна помощь, спасут всех прекрасных принцесс от злых колдунов и все это закончиться благополучно, а герои сказки будут вознаграждены за свое доброе сердце.

Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.

Читая предложенное по задании о заполнении таблицы сказочных зачинов, с которых начинаются народные русские сказки, сразу приходит на ум, то, что все эти сказочные зачины знакомы каждому русскому человеку с детства.

Во многих русских сказках используется зачин " в некотором царстве, некотором государстве", "жили - были" и конечно " в тридевятом государстве, тридесятом государстве".

Вот с них и начнем заполнение нашей таблицы.

Пример таблицы сказочных зачинов для 3 класса

По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

Волшебную сказку очень просто определить читателю любящему народное творчество.

В первую очередь - это уже знакомый нам сказочный зачин, из которого мы узнаем, где будут происходить сказочные события, и с какими сказочными героями мы познакомимся.

Во вторую очередь - это волшебные слова, которые заставляют волшебные предметы служить главным героям сказки.

Ну а волшебные превращения и чудеса Бабы - яги, а также троекратные повторы однозначно указывают читателю на волшебную сказку.

Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Для начала разберемся с волшебными предметами из сказок:

1) О волшебной палочке мы читаем в сказке "Золушка";

2) Ковер - самолет знаком читателю по сказке "Старик Хоттабыч";

3) Шапка - невидимка встречается в сказках "Царевна - лягушка" и "Руслан, и Людмила";

4) Скатерть - самобранка в сказках "Королевич и его дядька" и скатерть - самобранка, кошелек - самотряс и двое из сумы.

Рассказ о сказке с волшебным предметом для 3 класса.

 С волшебным предметов ковром - самолетом мы знакомимся в сказке "Старик Хоттабыч". Московский школьник Волька вылавливает из Москвы - реки старинный кувшин, в котором заключен могущественный джин.

Волька назвал джина Хоттабычем. Хоттабыч одаривает Вольку и его друга сказочными богатствами за свое спасение из заточения, даже переносит в мальчиков в Индию. Но что-то пошло не так...

Именно в Индию потом приходиться лететь старику Хоттабычу на ковре - самолете, чтобы забрать мальчиков домой.

Еще много чудес совершает джин ради мальчиков, но все они как-то невпопад и счастья детям не приносят. 

Со временем старик Хоттабыч понимает, что его чудеса приносят только вред и решает просто учиться у мальчишек званиям о современном мире. У джина хорошо, получается, заниматься радиотехникой.

На этом сказка заканчивается, и автор прощается с главными героями.

Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героев.

В своей иллюстрации сказки "Сивка - бурка" Васнецов изображает эпизод сказки, где Иванушка - дурачок в образе царевича подлетает к башне на волшебном коне и целует Елену Прекрасную, снимая заветный перстень с руки.

Пересказ эпизода сказки "Сивка - бурка".

Вызвал Иванушка к себе Сивку Бурку, пролез через уши и, превратившись в молодца, прыгнул на коня волшебного и допрыгнул до царевны в высокой башне.

Поцеловал он царевну Елену Прекрасную, снял с ее руки заветный перстень и умчался восвояси.

Описание героев картины Васнецова "Сивка - Бурка"

Васнецов изобразил Иванушку на этой картине богато одетым молодцем. Он одет в красивый зеленым кафтан, расшитый золотом, синие шелковых шароварах и красных сапогах.

Елену Прекрасную мы видим в царской короне, одетую в роскошное разовое платье, вышитое золотом, которое надето на белый шелковый сарафан.

Царевна распустила длинные волосы по плечам и закрыла глаза для поцелуя.

Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.

Вопросы по содержанию сказки "Сивка - Бурка":

1) Почему Иванушку называли дурачком?

2) Почему Иванушка не рассказывал о себе правду братьям и отцу?

3) Почему Иванушка сразу не признался на пиру Елене Прекрасной, что у него заветный перстень?

Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.

Сказка - это произведение устного народного творчества. В русских народных сказках рассказывается о необычных местах, и происходят много чудесных событий, которые не встретить в обычной жизни.

Очень много лет сказки передавались из уст в уста, пока не стало развиваться книгопечатание. После начала книгопечатания на Руси сказки удалось записать.

Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Признаки волшебной сказки практически всем нам знакомы с детства. Начинается сказка с зачина, продолжается чудесными превращениями сказочных помощников.

Во многих волшебных сказках нам встречаются троекратные повторы и невероятные события.

Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.

Бытовые сказки:

1) Солдатская шинель

2) Каша из топора

3) Похороны козла

4) Не любо - не слушай

Сказки о животных:

1) Рукавичка

2) Лисичка - сестричка и волк

3) Волк и семеро козлят

4) Курочка ряба

Волшебные сказки:

1) Крошечка - Хаврошечка

2) Сивка - бурка

3) Гуси - лебеди

4) Кощей бессмертный

Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.

Сравнивать произведения таких знаменитых и талантливых художников как Васнецов и Билибин очень сложно. Их иллюстрации сказок и былин очень точно отражают задумку автора произведений.

Иллюстрации красиво нарисованы, глядя на них понимаешь характер героев и других сказочных персонажей.

Хочу сказать, что мне нравятся все иллюстрации художников Васнецова и Билибина в разделе "Устное народное творчество".

Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников.Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено. Запиши план своего рассказа.

Мне бы хотелось написать рассказ о знаменитом русском художнике Билибине.

Рассказ о художнике Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса.

1) Детство и юность Билибина.

2) "Билибинский " стиль иллюстрации.

3) К художнику приходит популярность.

4) Билибин путешествует по миру.

5) Художник переезжает жить в СССР.

6) Смерть Билибина в блокадном Ленинграде.

Будущий художник родился в поселке Тарховка, около Санкт - Петербурга 16 августа 1876 года, умер 7 февраля 1942 года, прожив 66 лет.

В 12 лет поступил в петербургскую гимназию, закончив ее в 1896 году с серебряной медалью. После Билибин обучался в рисовальной школе и мастерской художника Антона Ашбе.

В 1900 году начало учебы в Академии художеств под руководством знаменитого художника Ильи Репина.

В 1899 году Билибин впервые иллюстрирует сказку об Иван - царевиче, Жар - птице и о Сером волке и его стиль иллюстрации узнают как "билибинский".

К художнику приходит популярность в творческой среде, и Билибин получает заказ на иллюстрацию сказок знаменитого Пушкина о царе Салтане и золотом гребешке.

Через какое-то время творчество Билибина выходит за пределы иллюстраций, он занимается оформлением опер и рисованием карикатур.

За годы своей жизни художник Билибин создал множество иллюстраций сказок и обложек книг, но мне больше всего нравится первая "билибинская" иллюстрация 1899 года, на ней изображена избушка Бабы Яги на курьих ножках.

В определенный период Билибин много путешествовал по Египту, Серии, Палестине и Европе.

В 1936 году художник на постоянной основе поселяется в Ленинграде, преподает во Всероссийской академии художеств и работает как оформитель постановок и создает иллюстрации.

Во время войны Билибин остается жить в Ленинграде и попадает в блокаду.

В это тяжелое время он попадает в больницу Всероссийской Академии художеств и там умирает.

gdz-gramota.ru

Сивка-Бурка, с. 13 — 14

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

Кутявина 3 кл

 

Ответы к стр. 13 - 14 

Читать сказку "Сивка-Бурка"

17. Раздели текст сказки на части. Озаглавь их. 

1. Поимка вора.2. Сивка-Бурка, вещий каурка.3. Царская дочь Елена Прекрасная.4. Три попытки.5. Заветный перстень.

18. Отметь качества, которые помогли Иванушке обрести счастье. 

    зависть                  трусостьV доброта                  жадностьV упорство              V находчивостьV смелость              V сообразительность   жестокость           V умение исполнить порученное дело   заносчивость

19. Рассмотри в учебнике (с. 57) портреты художников В.М. Васнецова и В.Я. Билибина. Составь рассказ об одном из них, запиши план рассказа. В рассказе используй следующие слова:годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.

1. Годы жизни. Детство художника.2. Вятский край. Годы учёбы.3. Академия художеств. Петербург.4. Тесное дружеское общение с художниками.5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема.6. "Богатыри".7. Персональная выставка художника.8. Васнецов - "первопроходец".

Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 — 23 июля 1926) - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку - вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи - жития святых, притчи и другие произведения. "Я всегда только Русью и жил", - вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию.Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же  он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для "Собрания русских пословиц" этнографа Николая Трапицина.В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды.Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. "Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались", - позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: "Пословицы русского народа" В.И. Даля (1861-1862), "Народные русские сказки" А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества.Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз "Богатырей" (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою "грезу" об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно.Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь.Мне больше всего нравятся "Богатыри". В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое "капитальное" произведение - "Богатыри". Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из "Богатырей" Васнецова."Изумительный труженик", "большой умник и разумник", Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой "символ веры" через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли "первопроходцем".Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.

20. В книге сказку может украсить палех. Прочитай.

Палехская миниатюра - вид народной миниатюрной живописи; исполняется темперой на изделиях из папье-маше, покрытых чёрным лаком. Этот вид народного искусства появился в начале двадцатого века в посёлке Палех Ивановской области. Он возник на основе иконописного промысла, развивавшегося в этом месте несколько столетий.Темпера - 1. Краски, растёртые на эмульсии (натуральные эмульсии - цельное яйцо, желток, соки растений). 2. Картина, выполненная такими красками.

21. Вспомни и запиши признаки сказки.

1. Зачин.2. Волшебные предметы.3. Сказочные слова и выражения..4. Троекратный повтор.5. Борьба добра и зла.6. Добро побеждает зло.7. Концовка.

22. Какие волшебные предметы ты знаешь? Напиши.

Ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, свисток, гусли, рожок, яйцо, волшебные фрукты и плоды, летающая ступа, стрела, пёрышко, вёдра, печь, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, волшебная книга, клубок ниток, волшебная иголочка, кольцо, огниво, живая и мёртвая вода, молодильные яблочки, меч-саморуб.

 23. Чему нас учат сказки? Приведи пример. 

Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого, преодолевать трудности, учиться выходить из затруднительных ситуаций, быть добрым, приходить на помощь товарищу, быть терпеливым, быть настойчивым, уважать старших, не обижать младших, любить Родину. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет.

Ответы по литературному чтению. 3 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.

Литературное чтение. 3 класс. Ответы

Сивка-Бурка, с. 13 — 14

5 (100%) 2 votes

volzsky-klass.ru

Сивка-Бурка, с. 25 — 29

Ответы к стр. 25 - 29

Читать "Сивка-Бурка"

  • Найди в сказке зачин. Запиши его.

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

  • Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки. 
Название сказки Зачин
"Маша и медведь", "Колобок", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" Жили-были...
"Царевна-лягушка", "Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо" В некотором царстве, в некотором государстве...
"Про глупого змея и умного солдата" В тридевятом царстве, тридесятом государстве...
  • По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

Троекратные повторы, чудеса и превращения, Баба-яга, особый сказочный зачин, волшебные слова, волшебные предметы, волшебные помощники, бессмертие героя, приключения героя.

  • Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка.

Волшебная палочка есть в сказке "Золушка". Золушка - главная героиня сказки. Злая мачеха, будучи замужем за безвольным человеком, невзлюбила его добрую и красивую дочь. Золушка была у злой женщины и двух её дочерей на правах служанки. Когда король устроил бал, разодетые сёстры поехали во дворец. Золушка помогла им собраться, а после отъезда разрыдалась. Появилась крёстная — фея, которая с помощью волшебной палочки превратила тыкву в карету, мышей — в лошадей, крысу — в кучера, а Золушкино старое платье — в роскошный наряд, а ещё подарила ей хрустальные туфельки, правда, взяла обещание, что девушка вернётся до полуночи. Золушка стала королевой бала. Принц влюбился в прекрасную незнакомку. Убегая, Золушка потеряла туфельку. Принц долго искал обладательницу изящной обуви. Туфелька пришлась впору лишь Золушке, на которую обратил внимание придворный кавалер. Она простила сестрам все обиды и вышла замуж за принца.

 

  • Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героя.

На сказочной картине В. Васнецов запечатлён момент мимолётной встречи Ивана с красавицей царицей. На неизвестной высоте прекрасный юноша на сивке-бурке пролетает возле окошка терема, при этом целуя любимую.  Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил всё своё видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты. Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны. Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами. Иван одет в богатую нарядную одежду: мы видим разлетающиеся полы дорогого кафтана, шапку с собольем мехом, тёмно-синие шаровары, красные сапожки.

Эпизод сказки: Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой... Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна! Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с её пальца заветный перстень и умчался.

  • Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.

1. Что мы узнаём из зачина сказки?2. Что решил предпринять старик, чтобы поймать вора?3. Кто оказался вором?4. Почему конь стал служить Ивану?5. Почему братья поехали к царскому двору?6. Под каким предлогом Иван ушёл из дома?7. Для чего царь созвал пир и как туда попал Иван? 8. Как Елена Прекрасная нашла своего жениха?

  • Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.

Это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.

  • Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка, рифма, устойчивые выражения, зачин, чудесные превращения, сказочные помощники, невероятные фантастические события.

1. Зачин.2. Волшебные предметы.3. Устойчивые выражения.4. Троекратный повтор.5. Чудесные превращения.6. Сказочные помощники.7. Невероятные фантастические события.8. Борьба добра и зла.9. Добро побеждает зло.10. Концовка.

  • Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
Бытовые сказки "Солдатская шинель", "Каша из топора", "Жена-доказчица"
Сказки о животных "Лиса и журавль", "Зимовье зверей", "Лиса и тетерев"
Волшебные сказки "Сивка-Бурка", "Иван-царевич и серый волк", "Царевна-лягушка"
  • Рассмотрите иллюстрации к разделу "Устное народное творчество". Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.Найди в энциклопедии сведения о жизни и творстве этих художник.Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.

План:

1. Годы жизни. Детство художника.2. Вятский край. Годы учёбы.3. Академия художеств. Петербург.4. Тесное дружеское общение с художниками.5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема.6. "Богатыри".7. Персональная выставка художника.8. Васнецов - "первопроходец".

Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 — 23 июля 1926) - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку - вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи - жития святых, притчи и другие произведения. "Я всегда только Русью и жил", - вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию.Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же  он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для "Собрания русских пословиц" этнографа Николая Трапицина.В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды.Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. "Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались", - позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: "Пословицы русского народа" В.И. Даля (1861-1862), "Народные русские сказки" А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества.Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз "Богатырей" (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою "грезу" об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно.Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь.Мне больше всего нравятся "Богатыри". В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое "капитальное" произведение - "Богатыри". Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из "Богатырей" Васнецова."Изумительный труженик", "большой умник и разумник", Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой "символ веры" через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли "первопроходцем".Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.

Ответы по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Сивка-Бурка, с. 25 — 29

Rate this post

volzsky-klass.ru

I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания — Мегаобучалка

II. Проверка домашнего задания.

Несколько учеников пересказывают сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Остальные учащиеся оценивают работу одноклассников, определяют лучшего рассказчика.

После этого можно обратиться к рисункам детей (если таковые имеются). Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Подготовительная работа.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

Если учащиеся затрудняются ответить на какой-либо из вопросов, то учитель сам сообщает им эти сведения.

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

– А вот как другой художник – И. Билибин – изобразил эти же события.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?

2. Работа над сказкой.

– А теперь послушайте сказку.

Учитель читает сказку. (Возможно, чтобы сказку читал учитель и несколько хорошо читающих детей.)

Если на данном уроке вся сказка до конца не будет прочитана, то ученики дочитывают ее дома. (Однако прервать чтение сказки следует только на законченной по смыслу части, например, предложением: «Теперь прощай, мне дальше идти нельзя» (с. 36, часть 1-я).)

– Кто из героев сказки понравился вам больше других? Чем?

– Кому вы не симпатизируете? Почему?

– Когда особенно переживали, волновались?

IV. Итог урока.

– Что особенно запомнилось на уроке?

 Домашнее задание:дочитать сказку до конца (с. 36–38, часть 1-я), подготовить выразительное чтение наиболее впечатлившего вас отрывка; выполнить рисунок к сказке.

 

Урок 6РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СИВКА-БУРКА»

Цели:продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками, учить детей видеть заключенную в сказках народную мудрость.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Из рисунков учащихся можно организовать выставку.

Учитель или кто-либо из учеников показывают один из рисунков и просят остальных учащихся найти в тексте сказки отрывок, соответствующий изображенному на рисунке, и прочитать его.

Далее учитель спрашивает детей о том, какие еще рисунки соответствуют прочитанному эпизоду сказки (таким образом рисунки можно разделить на группы по тому, какой фрагмент сказки на них изображен).

Затем несколько человек читают отрывок, который их наиболее впечатлил, объясняя свой выбор. (Данную работу можно провести в группах.)

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Учитель сообщает учащимся о том, что на уроке их ждет встреча с новой сказкой, эта сказка – «Сивка-Бурка».

Учитель и учащиеся читают сказку. По ходу чтения учитель объясняет значения слов.

џ Словарная работа.

Добрая – зд. очень хорошая.

Иззяб – замерз.

Гаркни – громко крикни.

Каурка – от каурый – светло-каштановый, рыжеватый.

Побрезгать – испытать отвращение.

Потчует – угощает.

Худая – зд. плохая.

– Что хотите сказать?

– Каков Иванушка?

– А каковы его братья?

– Чем похожи сказки «Сивка-Бурка» и «Иван-царевич и Cерый Волк»?

– За что были вознаграждены оба Ивана?

Затем учитель вывешивает репродукцию картины В. Васнецова «Сивка-Бурка». (Если большой картины нет, то работать можно по репродукции, данной в учебниках, – с. 43, часть 1-я.)

– А вот как представил Сивку-Бурку художник В. Васнецов.

– Какой момент запечатлел художник на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок в сказке.

– Каков Сивка-Бурка на картине В. Васнецова?

IV. Итог урока.

– Чему вас научил урок?

 Домашнее задание:перечитать сказку «Сивка-Бурка» (с. 40–49, часть 1-я), подготовить пересказ, сделать рисунок Сивки-Бурки.

Урок 7ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Цели:обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Устное народное творчество», проверить, как поняты и усвоены учениками основные понятия и произведения раздела.

Ход урока

megaobuchalka.ru

Сивка-бурка: drug_goy

— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!— Иван, я просто лошадь, и ваши инсинуации с пространственно-временным континуумом вызывают у меня чувство глубочайшего когнитивного диссонанса.— Чё?— Ну вот примерно это я и пытался до вас донести.

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.Вот старик и говорит сыновьям:— Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.Приходит утром домой и говорит:— Всю-то ночь я не спал, пшеницу стерег! Иззяб весь, а вора не видал.На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти.Положил он пирог за пазуху, взял веревку и пошел. Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается.В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет.Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку.Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было! Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву.Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!Стал конь просить Иванушку:— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.— Хорошо, — отвечает Иванушка, — отпущу, да как я тебя потом найду?—  А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка поутру домой.— Ну, рассказывай, что ты там видел? — спрашивают братья.— Поймал я, — говорит Иванушка, — коня — одна шерстинка серебряная, другая золотая.— А где же конь?— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил.Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Да только уж с этой ночи и вправду никто пшеницы не трогал...

Скоро после того разослал царь гонцов по всем деревням, по всем городам клич кликать:— Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!

Вот в указанный день собираются братья ехать к царскому двору — не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть. А Иванушка с ними просится:— Братцы, дайте мне хоть какую-нибудь лошаденку, и я поеду посмотрю на Елену Прекрасную!— Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай!Уехали братья, а Иванушка-дурачок и говорит братниным женам:— Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду — грибов наберу!

Взял лукошко и пошел, будто грибы собирать.Вышел Иванушка в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко под куст бросил, а сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.— Что угодно, Иванушка?— Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.— Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать! Сел на Сивку-бурку и поскакал прямо к городу.

Нагнал он по дороге своих братьев, проскакал мимо них, пылью дорожной осыпал.Прискакал Иванушка на площадь — прямо к царскому дворцу. Смотрит — народу видимо-невидимо, а в высоком терему, у окна, сидит царевна Елена Прекрасная. На руке у нее перстень сверкает — цены ему нет! А собою она красавица из красавиц.Глядят все на Елену Прекрасную, а никто не решается до нее доскочить: никому нет охоты шею себе ломать.Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам... Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.Удивился народ, а Иванушка повернул Сивку и ускакал.

Кричат все:— Кто таков? Кто таков?

А Иванушки уж и след простыл. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.

Отпустил он Сивку-бурку, набрал полное лукошко мухоморов и принес домой:— Эва, какие грибки хорошие!Рассердились братнины жены на Иванушку и давай его ругать:— Какие ты, дурень, грибы принес? Только тебе одному их есть!

Усмехнулся Иванушка, забрался на печь и сидит.Воротились домой братья и рассказывают женам, что они в городе видели:— Ну, хозяйки, какой молодец к царю приезжал! Такого мы сроду не видывали. До царевны только на три бревна не доскочил.А Иванушка лежит на печи да посмеивается:— Братцы родные, а не я ли это там был?— Куда тебе, дурню, там быть! Сиди уж на печи да мух лови!

На другой день старшие братья снова в город поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами.Вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.Влез Иванушка Сивке-бурке в правое ухо, а в левое вылез и стал молодец молодцом. Вскочил на коня и поскакал ко двору.Видит — на площади народу еще больше прежнего. Все на царевну любуются, а скакать никто и не думает: боятся шею себе сломать!Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бокам. Заржал Сивка-бурка, прыгнул — только на два бревна до царевнина окна не достал.Поворотил Иванушка Сивку и ускакал. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.

А Иванушка уже в чистом поле.Отпустил Сивку-бурку, а сам пошел домой. Сел на печь, сидит, дожидается братьев.

Приезжают братья домой и рассказывают:— Ну, хозяйки, тот же молодец опять приезжал! Не доскочил до царевны только на два бревна.Иванушка и говорит им:— Братцы, а не я ли это там был?— Сиди, дурень, помалкивай!..

На третий день братья снова собираются ехать, а Иванушка говорит:— Дайте мне хоть плохонькую лошаденку: поеду и я с вами!— Сиди, дурень, дома! Только тебя там и не хватает!Сказали и уехали.

Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез. Стал молодец молодцом и поскакал к царскому двору.Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой... Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна!

Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с ее пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели!Тут все зашумели, закричали, руками замахали:— Держи его! Лови его!А Иванушки и след простыл.

Отпустил он Сивку-бурку, пришел домой. Одна рука тряпкой обмотана.— Что это с тобою приключилось? — спрашивают братнины жены.— Да вот, искал грибы, на сучок накололся...И полез на печку.

Вернулись братья, стали рассказывать, что и как было:— Ну, хозяйки, тот молодец в этот раз так скакнул, что до царевны доскочил и перстень с ее пальца снял!Иванушка сидит на печке да знай свое:— Братцы, а не я ли это там был?— Сиди, дурень, не болтай зря!Тут Иванушке захотелось на царевнин драгоценный перстень взглянуть.Как размотал он тряпку, так всю избу и осияло!— Перестань, дурень, с огнем баловать! — кричат братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя совсем из дому прогнать!Ничего им Иванушка не ответил, а перстень снова тряпкой обвязал...

Через три дня царь снова клич кликнул: чтобы весь народ, сколько ни есть в царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться. А кто царским пиром побрезгает, тому голову с плеч долой!Нечего делать, отправились братья на пир, повезли с собой и Иванушку-дурачка.Приехали, уселись за столы дубовые, за скатерти узорчатые, пьют-едят, разговаривают.А Иванушка забрался за печку, в уголок, и сидит там.Ходит Елена Прекрасная, потчует гостей. Каждому подносит вина и меду, а сама смотрит, нет ли у кого на руке ее перстенька заветного. У кого перстень на руке — тот и жених ее.Только ни у кого перстня не видно...

Обошла она всех, подходит к последнему — к Иванушке. А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана.Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»А Елена Прекрасная подала Иванушке стакан вина и спрашивает:— Почему это у тебя, молодец, рука обвязана?— Ходил в лес по грибы да на сук накололся.— А ну-ка, развяжи, покажи!Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень заветный: так и сияет, так и сверкает!Обрадовалась Елена Прекрасная, взяла Иванушку за руку, подвела к отцу и говорит:— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!Тут ждать да рассуждать не стали — веселым пирком да за свадебку!Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

В пересказе М.А. Булатова.Остальное: М.В. Толстиков

Иллюстрации

drug-goy.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта