BestFotoPoster.ru - Большие фото, постеры и репродукции картин. Репродукции картин васнецова на сюжеты народных сказок
Тема сказки в произведениях русских художников
tema-skazki-v-proizvedenijah-russkih-hudozhnikov.doc 9
На рубеже XIX-XX веков возникает новое, национально-романтическое направление русского стиля в живописи - обращение к сказочно-былинным образам Древней Руси.
Именно в них художники ищут «вечные» ценности — «абсолютное добро», «вечную и нетленную красоту», внеисторическую мудрость.
В это время отмечается повышенное внимание к историческому прошлому русской культуры, к художественным традициям. Возрастает интерес к особенному прозаическому жанру – сказке (не только как иллюстрирование русских сказок, но и как создание произведений станковой живописи, декоративно-прикладного искусства и декораций музыкальных спектаклей – сказок).
Одним из первых русских художников, обратившихся к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи, был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - художник, театральный декоратор, мастер исторического и мифологического жанров.
На картине «Богатыри», над которой художник работал почти 20 лет, богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, помогали слабым и обездоленным, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.
Сюжетом картины «Иван-царевич на сером волке» стала сказочная тема, позаимствованная из народных русских сказок: Иван царевич и Елена Прекрасная спасаются от настигающей их погони на сером волке. Только сильный и добрый может завоевать любовь красавицы, богатство и счастье.
Картина «Алёнушка» создана под влиянием не только русских сказок, но и личных впечатлений. Как говорил сам Васнецов, «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - живописец, мастер картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты . Врубель – символист. У символистов основой художественного творчества становится образ – символ.
«Царевна-Лебедь» — это картина, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов оперы, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально.
Во всех картинах Врубеля воплощалась мечта художника о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, полном безысходных противоречий, и врубелевская фантазия, переносящая нас в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, - это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало путей к нему.
utchimwmeste.ru
Занятие «Сказка в произведениях русских художников»
Автор: Федякина Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования
Образовательное учреждение: ТОГБОУ «Моршанская школа-интернат»
Место и год создания работы: г. Моршанск, 2015
Цель: обогащение гармоничного развития личности путём знакомства с творчеством художников В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, И.Я. Билибина через эмоциональное восприятие сказочных образов.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
- познакомить обучающихся со сказочно-мифологическим жанром, особенностями его выражения в произведениях изобразительного искусства русских художников, выработать у обучающихся интерес к работам русских художников.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
- способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;
- прививать любовь к русскому фольклору.
Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура, репродукции картин, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, резинка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
1) Приветствие воспитанников.
2) Проверка психологической готовности обучающихся к занятию.
II. Актуализация опорных знаний, вводная беседа.
Слайд 2. Сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие в сказочный мир, созданный известными русскими художниками.
- Вы все любите сказки, а почему?
- Сказки тесно связаны с нашими национальными преданиями, поэтому творческие люди заимствуют сказочные сюжеты при создании своих произведений. Историческое наследие наших предков – устное народное творчество – называется фольклором. Очень велик был интерес к народному искусству крупнейших художников прошлого столетия. До сих пор, читая сказки, мы представляем себе картины, нарисованные Виктором Михайловичем Васнецовым, Михаилом Александровичем Врубелем, Иваном Яковлевичем Билибиным.
III. Анализ творчества художников.
Слайд 3. Виктор Михайлович Васнецов родился в семье священника. Отец с детства прививал ему чувство восхищения красотой родной природы. Васнецов учился в Петербурге, потом переехал в Москву. Сама Москва с её Кремлем, старинными храмами и монастырями – «живая история России». Именно в Москве работал художник над своими картинами «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке».
Слайд 4. Картина «Три царевны подземного царства» не связана ни с одной русской народной сказкой, а представляет собой скорее миф, созданный самим художником на тему о несметных богатствах родной земли.
Слайд 5. О коврах-самолетах сказочники рассказывали задолго до изобретения аэроплана; о чудесных скоростях передвижения в пространстве задолго до паровоза и электромотора. Вечная мечта людей о полетах в небо вдохновила Васнецова на создание этой картины.
Слайд 6. В картине «Иван-царевич на сером волке» художник обратился к сюжету известной сказки: серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел.
Аленушка, печальная девочка у пруда, - одна из любимых всеми картин В.Васнецова. Художник удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер.
Слайд 7. В 1894 г. Васнецов закончил работу над картиной «Богатыри». Если вести счет с первого эскиза, то работа над «Богатырями» длилась свыше 20-ти лет. Художнику удалось создать яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.
Слайд 8. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.
Слайд 9. Врубель Михаил Александрович родился в г.Омск, с раннего детства интересовался живописью и музыкой. Окончил юридический факультет Петербургского университета, Академию художеств в 24 года. Главная особенность картин Врубеля - слить реальное и фантастическое.
Слайд 10. Для написания картины «Царевна-Лебедь» был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием.
Пан, написанный Врубелем, не слишком похож на греческого бога, несмотря на козлиные ноги, рога и свирель. Зрителям чудятся в нём образы знакомых с детства героев сказок — Лешего, Лесовика, воплощённых в поверьях русского и иных славянских народов. На картине у Пана лицо старика-крестьянина из русской или украинской деревни. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой.
Слайд 11. Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Его богатырь — могучий исполин. Он кажется неправдоподобно огромным, но именно такой непобедимый защитник народный, рождённый воображением наших предков, и должен быть героем сложенных в его честь былин и песен.
Слайд 12. Иван Яковлевич Билибин - сын военно-морского врача, потомок древнего рода, предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета. Но одновременно занимался в Рисовальной школе.
Слайд 13. В его пейзажах соединяются богатство оттенков русских земель, нарядность изделий её мастеров. Будто портрет Севера: дремучие леса стародавней земли, её постройки, ритм северных вышивок.
Слайд 14. Неутомимый исследователь северного края он изучал забытые храмы, костюмы, орнаменты, писал о них. Билибин стремился понять родную землю, её жизнь в старину. Свои произведения он создавал акварелью.
Слайд 15. Волшебные иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина остаются в памяти навсегда у каждого, кто хоть раз держал в руках книгу с его работами. Иван Царевич и Серый Волк, Марья Моревна, Бабая Яга в ступе, Алёнушка, князь Гвидон, Царевна-Лебедь и многие другие излучают магическую силу и гордую красоту русского фольклора.
IV. Самостоятельная работа «Рисуем сказку».
- Ребята, после просмотра картин великих русских художников-иллюстраторов я вам предлагаю в своих альбомах самостоятельно изобразить сказку. Тема рисунка – герои русских народных сказок.
Целевые обходы педагога:
1) Проверка организации воспитанниками рабочего места.
2) Наблюдение за правильностью выполнения приемов работы.
3) Оказание помощи воспитанникам, испытывающим затруднения.
4) Контроль за объемом и качеством выполненной работы.
V. Итог занятия
1) Выставка работ воспитанников.
2) Рефлексия.
Вместе с детьми подводится итог урока со славами: " Мы молодцы, мы справились, мы узнали много нового и интересного”.
Ответы на вопросы:
С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?
Как связаны между собой репродукции этих художников, которые вы сегодня рассмотрели?
Кто запомнил названия картин Ивана Яковлевича Билибина?
Какие репродукции Виктора Михайловича Васнецова вы запомнили?
Какая из работ вам больше всего понравилась у Михаила Александровича Врубеля?
infourok.ru
РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН
Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Ветской губернии в семье сельского священника. Однако его детство прошло в селе Рябово, куда Васнецовы переехали вскоре после рождения сына. Воспитывался будущий художник в классических русских традициях, в семье читали много книг и журналов, отец учил его рисованию.
Начальное образование (с 1858 по 1862 г.) Виктор получил в духовном училище в с.Вятка, а затем продолжил учебу в духовной семинарии (с 1862 по 1867 г.) Отец мечтал, что бы сын пошел по его стопам и то же стал священником. Но мальчика всегда привлекало рисование, и параллельно с учебой в семинарии, Васнецов брал уроки у учителя рисования Чернышева. Именно на этих занятиях происходило раскрытие художественного дара Васнецова.
В 1867 г., после окончания семинарии, Виктор решается уехать в Петербург, что бы поступить в Императорскую Академию художеств. В самой академии он начинает учиться с 1868 г., до этого год отучившись в Обществе поощрения художников, в котором дружится с И.Е. Репиным. Самостоятельная жизнь в Петербурге оказывается не легкой, что бы как то заработать он дает частные уроки и создает иллюстрации к статьям в различных изданиях.
В Академии Васнецов проучился вплоть до 1875 г., создав несколько первых значимых произведений, в основном проникнутых интересом к окружающей действительности. Среди которых и работа «С квартиры на квартиру» (1876 г.) За свою композицию «Христос и Пилат перед народом» (1870 г.) Васнецов получил две малые и одну большую серебряные медали.
Весной 1876 года, после окончания Академии, Васнецов женится на А.В. Рязанцевой. Их брак оказывается удачным и приносит четырех сыновей. В том же году Виктор Михайлович, по приглашению Репина едет в Париж, где проработает больше года. Итогом пребывания и многочисленным наблюдениям в столице Франции стала работа «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 г.)
По возвращению в Россию Васнецов создает цикл картин посвященных Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. В то же время им написана картина «Преферанс» (1879 г.), которой восхищался И.Н. Крамской.
В 1880-1890-е годы Васнецов посвящает свое творчество родной истории, национальной самобытности, народному эпосу и сказке, создавая неповторимый «русский стиль» в живописи. В 1881 году художник создает полотно «Аленушка», в котором отражает единение человека и природы. В следующем 1882 году им создано произведение «Витязь на распутье».
С 1885 по 1896 годы художник принимает участие в росписи Владимирского собора в Киеве. В 1887 г. Создает картину «Иван грозный».
Одна из самых известных репродукции картин Васнецова «Богатыри», создана художником в 1898 г. Именно этой работой он открывает свою первую персональную выставку в Москве. Как признался сам художник, идея создания «Богатырей» пришла ему при виде в парке ровно стоящих дубов великанов.
В период с 1898 по 1911 годы Виктор Михайлович создает эскизы для мозаик церквей Петербурга, Гусь-Хрустального, Варшавы и др.
Революцию 1917 года семья Васнецовых перенесла тяжело, потеряв все сбережения. Однако, художник продолжает трудиться, создавая новые произведения по сюжетам народных сказок. В этот период им созданы произведения: «Царевна лягушка», «Змей Горыныч», «Кощей Бессмертный», «Бой Ивана – царевича со змеем».
Умер Виктор Михайлович в Москве 23 июля 1926 года.
bestfotoposter.ru
Творческая студия «Мастерица»: Сказочный мир Виктора Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен. Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году. Картины Васнецова были впервые представлены на выставке в 1869, еще во время учения. Затем же Васнецов сотрудничал с товариществом передвижных выставок. Через некоторое время в своей биографии Виктор Васнецов перешел к направлению, более близкому к модерну. Экспозиция разработана на основе материалов http://www.liveinternet.ru http://all-biography.ru http://www.tretyakovgallery.ru Основными сюжетами картин Васнецова были сказки, бытовые ситуации, а затем исторические, былинные, религиозные мотивы. «Аленушка» Васнецова, также как «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке» являются ярчайшими представителями данного направления в творчестве художника. В 1893 году стал членом Академии художеств, а после 1905 - Союза русского народа. В России функционируют 4 музея, посвященных художнику. Музей Васнецова расположен в Москве, также в Санкт-Петербурге, Кирове, селе Рябово Кировской области. Музей - квартира Виктора Васнецова в Москве Дом-музей В.М.Васнецова был открыт в 1953 году. В 1986 году он вошел в состав Всесоюзного музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея". В Доме-музее В.М.Васнецова хранятся 24 тысячи экспонатов – живопись, графика, прикладное искусство, предметы быта... Художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) жил с семьей в этом доме в Троицком переулке (ныне переулок Васнецова) с 1894 по 1926 годы. Дом построен в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника. Он представляет собой сооружение с бревенчатой пристройкой-теремом, украшенной крышей-бочкой. Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками. Разноцветные поливные изразцы с растительным орнаментом опоясывают дом с фасада, украшают печи в интерьерах, соединяя мир, сотворенный Богом, с миром, созданным человеческой фантазией.Интерьеры дома В.М.Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века. На первом этаже располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная. Мебель для столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам В.М.Васнецова, в абрамцевких и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также его братом А.М.Васнецовым в Вятке…
Главным местом в доме была мастерская художника, расположенная на втором этаже. Здесь В.М.Васнецов заканчивал лучшие картины – "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897) и "Богатыри" (1881–1898). В мастерской хранятся картины 1890-х годов – "Царевна Несмеяна", "Царевна-Лягушка", "Ковер-самолет", "Баба-Яга", "Спящая царевна", "Сивка-Бурка", "Кащей Бессмертный", названные художником "Поэмой семи сказок". Былинная богатырская тема представлена произведениями "Бой Ивана-царевича с трехглавым морским змеем" (1910–1912), "Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем" (1918).
skortg.blogspot.com