УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ в 6 классе Сочинение по картине В М Васнецова Витязь на распутье из раздела Начальная школа. Урок по картине васнецова витязь на распутье


Конспект урока по русскому языку «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье»»

Цель урока:

- обучать учащихся приёмам создания текста по картине;

- познакомить с понятием детали и её назначением в тексте;

- формировать умение видеть образ в подробностях и создавать свои образы с помощью деталей;

- развивать умение собирать, оценивать, информацию, устанавливать причинно-следственные связи между её частями, систематизировать и обобщать материал. 

Ход урока.

Стадия вызова.

Организационная часть.

Введение в тему.

- На прошлом уроке мы познакомились с такой частностью текста, как деталь, её назначением и ролью в произведении. Сегодня мы продолжим работу с деталью, но на другом материале и в другой форме.

Обратите внимание на записанные опорные слова, составьте по ним сообщение, можно обсудить задание в парах.

Прочитайте записанную на доске тему урока. Предположите, как она может быть связана с имеющимися у вас знаниями о детали. Попробуйте сформулировать задачи урока.

Задачи: создать текст-описание картины, используя как можно больше деталей в описании, отразить в своём сочинении роль конкретных деталей в создании отдельных образов и воплощении общей идеи произведения.

Как можно решить поставленную задачу?

Дети предлагают известные им способы и приёмы

На уроке освоим новые способы работы с деталью произведения и сбора материала к сочинению. И это ещё одна задача урока.

Конспект урока по русскому языку Сочинение по картине В.М. Васнецова Витязь на распутье

Стадия осмысления.

Обращаем внимание детей на таблицу и просим сделать предположение по названиям её строк и столбцов о видах и способах предстоящих действий.

Предлагаем начертить заготовку таблицы, обозначив и подписав только столбцы, и объяснить, почему не ограничиваем строки.

Опорные единицы: смысл названия, настроение, содержание, чувства, поле брани, распутье – ключевое слово, витязь, былина, дорога, путь, выбор.

Лексическая работа: упражнение № 149.

Стадия рефлексии.

Наблюдения над картиной и заполнение таблицы по этапам с с обсуждением в парах и коллективно.

1.  Детей просим представить, что они находятся внутри картины, являются её частью.

Задание: Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы видите, определите, что чувствуете, ощущаете. Возьмите ручку, заполните 1-ю строку таблицы, опишите свои представления и ощущения.

Вопросы-помощники для заполнения последней колонки таблицы: Насколько важна эта деталь? Для чего нужна именно эта деталь? А если бы её не было?

Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.

Заполнение 1-й строки таблицы на доске

2. Теперь представьте, что у вас в руках появилась подзорная труба. Вы с её помощью можете рассмотреть всё вокруг ещё более внимательно. Присмотритесь к каждому фрагменту, к каждой части картины. Наверняка, появились новые детали, которые вы не заметили ранее. Опишите их и свои дополнительные впечатления.

Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.

Заполнение 1-й строки таблицы на доске

3.  Теперь представьте, что у вас есть небольшой летательный аппарат. Выбирайте разные фрагменты картины и, как можно ближе к ним приблизившись, рассмотрите их внимательней. Можете что-то потрогать, прислушаться к тому, что происходит. Опишите увиденное, услышанное, заполните 3-ю строку таблицы.

Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.

Заполнение 1-й строки таблицы на доске

4. «Возвращаемся» в класс и, используя все три записи, составляем эссе на тему картины. Необходимо учесть в сочинении все те детали, которые удалось выявить.

Какая основная трудность может возникнуть на 4-мэтапе?

Как связать все три строки таблицы, отдельные образы друг с другом в одно целое? Что необходимо учитывать? Что позволяет увидеть образ, представить его, создать? Какие средства языка делают текст выразительным, образным, эмоциональным?

Совет. Помните при написании сочинения: тема, идея связывают отдельные части в одно целое, используйте в своей работе языковые средства выразительности, замечайте детали и объясняйте их назначение в произведении, в своём тесте давайте детальную характеристику предметам и персонажам. 

Весь материал - в документе.

videouroki.net

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ в 6 классе Сочинение по картине В М Васнецова Витязь на распутье из раздела Начальная школа

Сочинение по картине Сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье» ученицы 6 «Б» класса ГБОУ СОШ №1371 Каузовой Анны На картине В.М. Васнецова мы можем увидеть витязя на распутье. Эта картина нарисована тусклыми, невзрачными красками. В воздухе парят вороны со зловещим карканьем, они плавно передвигаются. Богатырь сидит на коне неподвижно, его мысли погружены в раздумье. Конь же его склонил голову, будто бы тоже в раздумьях. На земле лежат кости, черепа храбрецов, которые были здесь. Это наводит некий трепет при взгляде на картину. Указательный камень покрыт мхом, кажется, что кроме карканья ворона, больше нет ни звука. Дует лёгкий ветерок и развивает гриву благородного коня. На поле лежат много валунов, трава покачивается то в одну сторону, то в другую. На небе виднеется только одно единственное облако. Небо переливается туманными, бледными красками, сильно выделяется на тёмном фоне белоснежный конь с длинной красивой гривой. Но на нём сидит такой же мрачный воин, как туман. Он держит в руках копьё, на голове у него тяжёлый шлем, на седле висит полутора пудовая палица, узорчатый щит висит на его мощной спине, одетой в прочную кольчугу. На эту картину можно смотреть долго, не отрывая глаз, вглядываться в разные мелочи, думать и размышлять. В этой картине есть какая-то загадка. Эту картину можно описывать долго, описывать каждую мелочь, вдумываться в неё. Мне очень нравится картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

allyslide.com

Урок развития речи в 6 классе по картине В. М. Васнецова «витязь на распутье» Подготовила А. Н. Свечкова, учитель русского языка и литературы оу сош №10

Урок развития речи в 6 классе по картине В. М. Васнецова «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ»

Подготовила

А.Н. Свечкова,

учитель русского языка

и литературы

ОУ СОШ № 10

г. Сызрань

Самарской области

2011 год

Автопортрет Виктора Михайловича Васнецова 1873 год

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец. Написал много прекрасных полотен. С 1880 года создавал картины на темы русской истории, сказок, былин. Он одним из первых обратился к русскому фольклору. Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец. Написал много прекрасных полотен. С 1880 года создавал картины на темы русской истории, сказок, былин. Он одним из первых обратился к русскому фольклору. Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Алёнушка (1881)

"Иван-царевич на сером волке" (1889)

Ковер-самолет (1880)

"После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880)

"Богатыри" (1881-1898)

«Баян» (1910)

Ф.И. Шаляпин был потрясен картинами Васнецова: «Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущение мощи - физической и духовной».

Одним из прекраснейших полотен является картина «Витязь на распутье». Она была написана В. М. Васнецовым под влиянием русской народной былины «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету были созданы в начале 1870-х годов. В 1882 году увидел свет ее окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского мецената. Сейчас картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Да наехал он во чистом поле три дороженьки, Три дороженьки, три ростании. На тех ростанях лежит там бел горюч камень. А на камени том подпись подписана: “Налеву ехати - богату быть, Направу ехати - женату быть, Как пряму ехати - живу не бывати, - Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному!”»

Из былины “Илья Муромец и разбойники”

ЗАДАНИЕ Рассмотрите иллюстрацию, ответьте на вопросы и выполните задания

Задание 1: «Витязь»

Подберите синонимы к слову витязь

(упр. 148)

Опишите фигуру воина:
  • во что одет;

  • каково оружие ;

  • какова поза витязя,

используя слова и словосочетания:

центральное место, кольчуга, шлем, деревянное копье, колчан, щит, булава, монументальный, усталая решимость, задумчивая поза, склоненная голова

Задание 2: «Конь»

Рассмотрите коня, опишите:
  • внешний вид;

  • поза;

  • отметьте единство с фигурой наездника

Составьте предложения со словами:

мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги, уверенно стоя, автор желает показать, единство помыслов.

Задание 3: «Камень»

Запишите фразу, которая написана на камне:

«Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному»

В какое предложение вы ее включите? Какие знаки препинания поставите?

Почему витязь стоит в задумчивости перед камнем? Предположите, о чем он может размышлять в этот момент.

Задание 4: «Мрачный пейзаж»

Опишите местность, в которой находится богатырь. Что вы видите вокруг?

Какое настроение создается при виде этой картины?

Что могло произойти здесь?

Составьте предложения со словами:

мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, воронье, автор использует тона, создается настроение.

Сравните картину В.М. Васнецова с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Пред ним открылся дол широкий При блеске утренних небес. Трепещет витязь поневоле: Он видит старой битвы поле. Вдали все пусто; здесь и там Желтеют кости; по холмам Разбросаны колчаны, латы; Где сбруя, где заржавый щит; В костях руки здесь меч лежит; Травой оброс там шлем косматый, И старый череп тлеет в нем…

Задание 5: «Небосклон»

Какие краски использует художник, рисуя небо на картине?

Какое время суток изображено?

Какие мысли вызывает у вас небосклон?

Можно ли сказать, что светлеющее небо символизирует надежду на светлое будущее, на новые победы богатыря?

Задание 6: «Заключение»

Сформулируйте итог сочинения, используя слова:

защитник земли русской, мужественный богатырь, вся картина проникнута, полотно завораживает, живет дух русского народа, огромный талант В.М. Васнецова.

Составьте и запишите план сочинения:

I. В.М. Васнецов – великий русский живописец.

II. Эпическая картина «Витязь на распутье».
  • Истоки сюжета картины.

  • Центральное место занимает витязь на коне.

  • Роковой камень.

  • Мрачный пейзаж.

  • Зарождающаяся заря.

III. Воплощение духа русского народа.

Список использованной литературы:

  • Ефремова Л.А. Васнецов. – ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010.

  • Учебник «Русский язык», 6 класс/под ред. М.М. Разумовской. – М., 2009.

rpp.nashaucheba.ru

Урок развития речи по картине В. М. Васнецова Витязь на распутье

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Урок развития речи в 6 классе по картине В. М. Васнецова«ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ»ПодготовилаА.Н. Свечкова,учитель русского языка и литературыОУ СОШ № 10г. СызраньСамарской области2011 год

Автопортрет Виктора Михайловича Васнецова1873 годВиктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец. Написал много прекрасных полотен. С 1880 года создавал картины на темы русской истории, сказок, былин. Он одним из первых обратился к русскому фольклору. Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Алёнушка (1881)"Иван-царевич на сером волке" (1889)Ковер-самолет (1880)"После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880)"Богатыри" (1881-1898)«Баян» (1910)Ф.И. Шаляпин был потрясен картинами Васнецова: «Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущение мощи - физической и духовной».Одним из прекраснейших полотен является картина «Витязь на распутье». Она была написана В. М. Васнецовым под влиянием русской народной былины «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету были созданы в начале 1870-х годов. В 1882 году увидел свет ее окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского мецената. Сейчас картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.«Да наехал он во чистом поле три дороженьки,Три дороженьки, три ростании.На тех ростанях лежит там бел горюч камень.А на камени том подпись подписана:“Налеву ехати - богату быть,Направу ехати - женату быть,Как пряму ехати - живу не бывати, -Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному!”» Из былины “Илья Муромец и разбойники” ЗАДАНИЕ Рассмотрите иллюстрацию, ответьте на вопросы и выполните задания Задание 1:«Витязь»Подберите синонимы к слову витязь(упр. 148)Опишите фигуру воина:во что одет;каково оружие ;какова поза витязя,используя слова и словосочетания: центральное место, кольчуга, шлем, деревянное копье, колчан, щит, булава, монументальный, усталая решимость, задумчивая поза, склоненная голова

Задание 2:«Конь»Рассмотрите коня, опишите:внешний вид;поза;отметьте единство с фигурой наездникаСоставьте предложения со словами: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги, уверенно стоя, автор желает показать, единство помыслов.

Задание 3:«Камень»Запишите фразу, которая написана на камне:«Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному»В какое предложение вы ее включите? Какие знаки препинания поставите?Почему витязь стоит в задумчивости перед камнем? Предположите, о чем он может размышлять в этот момент.

Задание 4:«Мрачный пейзаж»Опишите местность, в которой находится богатырь. Что вы видите вокруг?Какое настроение создается при виде этой картины?Что могло произойти здесь?Составьте предложения со словами: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, воронье, автор использует тона, создается настроение.

Сравните картину В.М. Васнецова с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Пред ним открылся дол широкийПри блеске утренних небес.Трепещет витязь поневоле:Он видит старой битвы поле.Вдали все пусто; здесь и тамЖелтеют кости; по холмамРазбросаны колчаны, латы;Где сбруя, где заржавый щит;В костях руки здесь

profhelp.net

Урок по теме «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Русский язык. 6 класс

Стадия вызова

На доске записаны тема, опорные слова, сделана заготовка таблицы.

 

Сообщение о детали и её роли в тексте

 

Вопрос классу

 

Формулирование и обсуждение задач урока

 

 

 

Вопрос классу

 

Сообщение учителя

Организационная часть.

Введение в тему.

– На прошлом уроке мы познакомились с такой частностью текста, как деталь, её назначением и ролью в произведении. Сегодня мы продолжим работу с деталью, но на другом материале и в другой форме.

Обратите внимание на записанные опорные слова, составьте по ним сообщение, можно обсудить задание в парах.

Прочитайте записанную на доске тему урока. Предположите, как она может быть связана с имеющимися у вас знаниями о детали. Попробуйте сформулировать задачи урока.

Задачи: создать текст-описание картины, используя как можно больше деталей в описании, отразить в своём сочинении роль конкретных деталей в создании отдельных образов и воплощении общей идеи произведения.

Как можно решить поставленную задачу?

Дети предлагают известные им способы и приёмы

 

На уроке освоим новые способы работы с деталью произведения и сбора материала к сочинению.  И это ещё одна задача урока.

в парах

 

 

 

 

 

коллективная

 

 

коллективная

Стадия осмысления

 

Высказывания детей

 

Беседа (осмысление основной идеи картины)

Обращаем внимание детей на таблицу и просим сделать предположение по названиям её строк и столбцов о видах и  способах предстоящих действий.

Предлагаем начертить заготовку таблицы, обозначив и подписав только столбцы, и объяснить, почему не ограничиваем строки.

Опорные единицы: смысл названия, настроение, содержание, чувства, поле брани, распутье – ключевое слово, витязь, былина, дорога, путь, выбор.

Лексическая работа: упражнение № 149

в парах

 

коллективная

 

индивидуальная

Стадия рефлексии

Вопросы-помощники записываются на доске и тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы классу перед написанием сочинения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совет записывается в копилку писательского мастерства.

Наблюдения над картиной и заполнение таблицы по этапам с обсуждением в парах и коллективно.

1.       Детей просим представить, что они  находятся внутри картины, являются её частью. Задание: Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы видите, определите, что чувствуете, ощущаете. Возьмите ручку, заполните 1-ю строку таблицы, опишите свои представления и ощущения.

Вопросы-помощники для заполнения последней колонки таблицы: Насколько важна эта деталь? Для чего нужна именно эта деталь? А если бы её не было?

Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.

Заполнение 1-й строки таблицы на доске.

2.      Теперь представьте, что у вас в руках появилась подзорная труба. Вы с её помощью можете рассмотреть всё вокруг ещё более внимательно. Присмотритесь к каждому фрагменту, к каждой части картины. Наверняка, появились новые детали, которые вы не заметили ранее. Опишите их и свои дополнительные впечатления.

Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.

Заполнение 1-й строки таблицы на доске

3.      Теперь представьте, что у вас есть небольшой летательный аппарат. Выбирайте разные фрагменты картины и, как можно ближе к ним приблизившись, рассмотрите их внимательней. Можете что-то потрогать, прислушаться к тому, что происходит. Опишите увиденное, услышанное, заполните 3-ю строку таблицы.

Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.

Заполнение 1-й строки таблицы на доске

4.«Возвращаемся» в класс и, используя все три записи, составляем эссе на тему картины. Необходимо учесть в сочинении все те детали, которые удалось выявить.

Какая основная трудность может возникнуть на 4-мэтапе?

Как связать все три строки таблицы, отдельные образы друг с другом в одно целое? Что необходимо учитывать? Что позволяет увидеть образ, представить его, создать? Какие средства языка  делают текст выразительным, образным, эмоциональным?

Совет. Помните при написании сочинения: тема, идея связывают отдельные части в одно целое, используйте в своей работе языковые средства выразительности, замечайте детали и объясняйте их назначение в произведении, в своём тесте давайте детальную характеристику предметам и персонажам.

индивидуальная

 и в парах

 

коллективная

 

www.io.nios.ru

Урок по теме «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Русский язык. 6 класс

Стадия вызова

На доске записаны тема, опорные слова, сделана заготовка таблицы.

 

Сообщение о детали и её роли в тексте

 

Вопрос классу

 

Формулирование и обсуждение задач урока

 

 

 

Вопрос классу

 

Сообщение учителя

Организационная часть.

Введение в тему.

– На прошлом уроке мы познакомились с такой частностью текста, как деталь, её назначением и ролью в произведении. Сегодня мы продолжим работу с деталью, но на другом материале и в другой форме.

Обратите внимание на записанные опорные слова, составьте по ним сообщение, можно обсудить задание в парах.

Прочитайте записанную на доске тему урока. Предположите, как она может быть связана с имеющимися у вас знаниями о детали. Попробуйте сформулировать задачи урока.

Задачи: создать текст-описание картины, используя как можно больше деталей в описании, отразить в своём сочинении роль конкретных деталей в создании отдельных образов и воплощении общей идеи произведения.

Как можно решить поставленную задачу?

Дети предлагают известные им способы и приёмы

 

На уроке освоим новые способы работы с деталью произведения и сбора материала к сочинению.  И это ещё одна задача урока.

в парах

 

 

 

 

 

коллективная

 

 

коллективная

Стадия осмысления

 

Высказывания детей

 

Беседа (осмысление основной идеи картины)

Обращаем внимание детей на таблицу и просим сделать предположение по названиям её строк и столбцов о видах и  способах предстоящих действий.

Предлагаем начертить заготовку таблицы, обозначив и подписав только столбцы, и объяснить, почему не ограничиваем строки.

Опорные единицы: смысл названия, настроение, содержание, чувства, поле брани, распутье – ключевое слово, витязь, былина, дорога, путь, выбор.

Лексическая работа: упражнение № 149

в парах

 

коллективная

 

индивидуальная

Стадия рефлексии

Вопросы-помощники записываются на доске и тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы классу перед написанием сочинения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совет записывается в копилку писательского мастерства.

Наблюдения над картиной и заполнение таблицы по этапам с обсуждением в парах и коллективно.

1.       Детей просим представить, что они  находятся внутри картины, являются её частью. Задание: Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы видите, определите, что чувствуете, ощущаете. Возьмите ручку, заполните 1-ю строку таблицы, опишите свои представления и ощущения.

Вопросы-помощники для заполнения последней колонки таблицы: Насколько важна эта деталь? Для чего нужна именно эта деталь? А если бы её не было?

Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.

Заполнение 1-й строки таблицы на доске.

2.      Теперь представьте, что у вас в руках появилась подзорная труба. Вы с её помощью можете рассмотреть всё вокруг ещё более внимательно. Присмотритесь к каждому фрагменту, к каждой части картины. Наверняка, появились новые детали, которые вы не заметили ранее. Опишите их и свои дополнительные впечатления.

Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.

Заполнение 1-й строки таблицы на доске

3.      Теперь представьте, что у вас есть небольшой летательный аппарат. Выбирайте разные фрагменты картины и, как можно ближе к ним приблизившись, рассмотрите их внимательней. Можете что-то потрогать, прислушаться к тому, что происходит. Опишите увиденное, услышанное, заполните 3-ю строку таблицы.

Коллективное обсуждение результатов 1-го этапа.

Заполнение 1-й строки таблицы на доске

4.«Возвращаемся» в класс и, используя все три записи, составляем эссе на тему картины. Необходимо учесть в сочинении все те детали, которые удалось выявить.

Какая основная трудность может возникнуть на 4-мэтапе?

Как связать все три строки таблицы, отдельные образы друг с другом в одно целое? Что необходимо учитывать? Что позволяет увидеть образ, представить его, создать? Какие средства языка  делают текст выразительным, образным, эмоциональным?

Совет. Помните при написании сочинения: тема, идея связывают отдельные части в одно целое, используйте в своей работе языковые средства выразительности, замечайте детали и объясняйте их назначение в произведении, в своём тесте давайте детальную характеристику предметам и персонажам.

индивидуальная

 и в парах

 

коллективная

 

io.nios.ru

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс - поурочные разработки - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Урок 23/137. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ»

 

В. М. Васнецов «Витязь на распутье». 1882 г. Холст, масло. 167x299 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

1. Вопросы, связанные с первичным восприятием картины.

Каков сюжет картины? Воин в доспехах на рослом белом коне остановился перед изъеденным временем камнем. Тяжело задумался он, прочитав: «Как прямо ехати, живу не бывати. Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».

Какое произведение народного эпоса вдохновило В. М. Васнецова на создание этого полотна? Тема картины взята из былины «Илья Муромец и разбойники».

Да наехал он во чистом поле три дороженьки,

Три дороженьки, три ростании.

На тех ростанях лежит там бел горюч камень.

А на камени том подпись подписана:

«Налеву ехати — богату быть,

Направу ехати — женату быть,

Как пряму ехати — живу не бывати, —

Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному!»

В картине художник впервые приблизился к подлинному воплощению в живописном образе эпических сюжетов былин. Влечение художника к народному эпосу осталось неизменным. Здесь черпал он материал для создания своих многих картин: «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри», «Гусляры», «Баян», «Бой скифов со славянами».

Сопоставим изобразительные ряды, создающие картину поля после битвы, в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и на картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Сделаем вывод.

Пред ним открылся дол широкий

При блеске утренних небес.

Трепещет витязь поневоле:

Он видит старой битвы поле.

Вдали все пусто; здесь и там

Желтеют кости; по холмам Р

азбросаны колчаны, латы;

Где сбруя, где заржавый щит;

В костях руки здесь меч лежит;

Травой оброс там шлем косматый,

И старый череп тлеет в нем;

Богатыря там остов целый

С его поверженным конем

Лежит недвижный; копья, стрелы

В сырую землю вонзены,

И мирный плющ их обвивает...

Ничто безмолвной тишины

Пустыни сей не возмущает...

Художник не загромождает полотно многочисленными деталями, но, используя изобразительно-выразительные средства живописи, убедительно воссоздает дух мертвого поля.

 

2. Вопросы, связанные с определением основной мысли живописного произведения.

Как можно определить, что перед нами подлинно русская национальная картина, в которой выражена народная мудрость, мощь, красота?

По каким приметам можно понять, что могучий богатырь земли русской собрался в неблизкий и трудный путь? Далеко, видно, собрался богатырь, коли надел доспехи бранные. Под богатырем седельце черкесское, щит узорчатый, колчан с калеными стрелами. Ярко сверкает его шлем, грудь защищена кольчугой. Рука в железной рукавице крепко держит копье. На поясе у него меч богатырский, а к седлу подвешена полуторапудовая палица. Всегда готов богатырь к жестокой схватке с врагом.

Образ витязя мы воспринимаем в единстве с образом коня. Опишем верного боевого товарища ратника. Под стать богатырю и рослый белый конь. Он великолепен, красив и, как всадник, силен и упорен. Достойно несет он могучего седока.

Какой художественный образ воплощает тему предупреждения об опасности? Это мрачный седой камень. Почернел. Порос мхом некогда белый валун. Зловеща надпись на нем. Некоторые буквы стерлись. Ушла в землю часть надписи о другом пути, где ждут витязя роскошь и почести.

Какова роль пейзажа в создании настроения картины? Страшно, зловеще вокруг.

Какие цвета использует художник для создания атмосферы сумеречности и напряженного ожидания? Выберем из данных определений-прилагательных к слову цвет в Толково- сочетаемостном словаре подходящие для характеристики цветового тона зари? Какие цвета по насыщенности и свету выбраны для характеристики пейзажа в целом?

Изображение каких предметов усиливает напряженность? Пустыми глазницами смотрят на храброго витязя черепа, белеют в траве иссушенные дождем и снегами, ветрами и палящим солнцем человеческие и конские кости. Не мало полегло здесь бесстрашных воинов, сложивших голову на поле брани. Безраздельно властвует теперь над мертвым полем черное воронье. Скрипучим карканьем нарушается могильная тишина.

О чем думает витязь? Какое примет решение? Витязь, конечно, поедет прямой дорогой. Иначе не стоял бы он в тяжелом раздумье. «Выбирать крест вместо золота трудно». Поэтому собирается витязь с духом, чтобы противостоять страшной неведомой силе. Русские богатыри всегда избирали путь самопожертвования. И гибли на поле битвы. И побеждали: ведь живы мы, жива наша земля.

А помнят ли потомки о своих защитниках? Да. Образ славного богатыря, встретившего на своем пути вещий камень, увековечен в народной поэзии, восславлен в русском изобразительном искусстве. Нет. Неубранны, несхороненны, валяются по земле кости и черепа; поросли они «травой забвения». Упрек? Возможно. Всегда ли и мы благодарно вспоминаем ушедших? Наверное, и об этом полотно В. М. Васнецова — о памяти, о долге живых перед мертвыми.

Согласны ли вы с утверждением, что в образе витязя В. М. Васнецов изобразил себя, свое состояние? Автор всегда выражает себя в своем творении. К тому же жизненная ситуация от любого требует поиска правильного решения. Русская интеллигенция искала в ту пору ответ на вопрос «что делать?». Виктор Михайлович обратился за ответом к русской истории, к образам мужественных героев, освященным временем и русским народным эпосом. В «Витязе на распутье» угадываются и раздумья художника о выборе новых дорог в искусстве.

Какое, на ваш взгляд, самое важное слово говорит живописец современникам? Всегда перед каждым из нас, перед всем человечеством будет стоять вопрос о выборе, о самоопределении. Как жить, по выгоде и корыстно или по справедливости и правде? Где находится грань между честью и подлостью?

 

3. Работа по вербализации впечатлений.

3.1. Толкование лексического значения слов и словарный диктант по теме «Боевые доспехи славянского воина».

Доспехи бранные, седельце черкесское, щит узорчатый, колчан с калеными стрелами, стальные рукавицы, полуторапудовая палица, меч богатырский, кольчуга.

3.2. Составление рабочих материалов.

Богатырь, витязь, храбрец, воин, защитник земли русской. Дума, раздумье, размышление, сомнение. Конь (верный друг, боевой товарищ) великолепный, красивый, большой, сильный, спокойный. Камень (валун, живой вещун) придорожный, бел горюч, седой, мрачный, вещий, древний, изъеденный временем, выбеленный дождями и ветрами. Надпись зловещая, ужасная. Поле (степь) пустынное, безлюдное, печальное, унылое, усеянное костями. Воронье, зловещие птицы, провозвестники беды. Карканье скрипучее, тяжелое.

3.3. Работа с Толково-сочетаемостным словарем.

Используя статью тон цветовой, сконструируйте предложения.

3.4. Работа с текстом.

— Составьте план описания картины, выбрав из предложенных заголовков те, что наиболее полно выражают основную мысль вашего текста:

Народный эпос. Обращение В. М. Васнецова к устному народному творчеству.

Витязь и его боевое снаряжение. Былинный образ богатыря в картине «Витязь на распутье».

Надпись на валуне. Вещий камень. Картина могильной степи. Могильная тишь.

Думы богатыря. Нелегкое раздумье о будущем.

— Определение концептуального предложения, составления текста.

Представьте предложения в порядке развития мысли. Начните с предложений, выражающих идею текста.

1. Увлечение Васнецова народным эпосом проявилось в произведении «Витязь на распутье». 2. Тема возникла под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». 3. Он остановился перед древним, изъеденным временем камнем. 4. Поза витязя выражает сосредоточенное размышление. 5. Главное место на картине занимает образ витязя на великолепном белом коне. 6. Мы уверены, что он выбрал трудный путь.

 

4. Творческая работа.

Устное описание картины. Письменный ответ на один из пунктов плана.

Вариативное задание повышенной трудности. К сюжету о древнем витязе, стоящем на перепутье, также обратился художник И. Я. Билибин (иллюстрация к русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке.» 1899 г.). А если бы художником был ты, то какой сюжет своей картины избрал бы для выражения темы нравственного выбора?

www.compendium.su


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта