Сюжетная цепочка по " Илья Муромец и Соловей разбойник". Соловей разбойник и илья муромец картина васнецова


биография былинного героя, в фильмах, на картинах, памятники богатырю.

Прототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Богатырь силы и духа. Галерея 1. Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Богатырь силы и духа. Галерея 1. Жизнеописание

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Богатырь силы и духа. Галерея 1. Жизнеописание

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».

БЫЛИННАЯ БИОГРАФИЯ

Богатырь силы и духа. Галерея 2. Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Богатырь силы и духа. Галерея 2. Былинная биография

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Богатырь силы и духа. Галерея 2. Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец...»

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ В ЛИТЕРАТУРЕ

Богатырь силы и духа. Галерея 3. Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985

Богатырь силы и духа. Галерея 3. Илья Муромец в литературе

Любовь Лазарева. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2010

Богатырь силы и духа. Галерея 3. Илья Муромец в литературе

Юрий Иванов. Иллюстрация к сборнику Алексея Толстого «Курган: Баллады и былины». Издательство «Детская литература». 1982

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина. «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

ОБРАЗ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Богатырь силы и духа. Галерея 4. Образ в кинематографе

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Богатырь силы и духа. Галерея 4. Образ в кинематографе

Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Богатырь силы и духа. Галерея 4. Образ в кинематографе

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

НА КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Богатырь силы и духа. Галерея 5. На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Богатырь силы и духа. Галерея 5. На картинах русских художников

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Богатырь силы и духа. Галерея 5. На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном , прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ В БРОНЗЕ

Богатырь силы и духа. Галерея 6. Бронзовые богатыри

Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012

Богатырь силы и духа. Галерея 6. Бронзовые богатыри

Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011

Богатырь силы и духа. Галерея 6. Бронзовые богатыри

Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

В НЕБЕСАХ, НА ЗЕМЛЕ И НА МОРЕ

Богатырь силы и духа. Галерея 7. В небесах, на земле и на море

Бронепоезд №762 («Илья Муромец»). Муромский железнодорожный узел. 1941-1942

Богатырь силы и духа. Галерея 7. В небесах, на земле и на море

Бомбардировщик С-22 («Илья Муромец»). Главный конструктор Игорь Сикорский. 1913-1917

Богатырь силы и духа. Галерея 7. В небесах, на земле и на море

Ледокол «Илья Муромец». Главный конструктор Михаил Бахров. Спущен на воду в июне 2016

В честь Муромца называли корабли, самолеты, поезда, автомобиль и даже танк. В 1913 году первый серийный многомоторный бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским, получил это гордое имя за небывалую для того времени грузоподъемность. Первая в мире эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» принимала участие в Первой мировой войне.

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

culture.ru

Илья Муромец и Соловей Разбойник. Былина

Главная » Статьи » Илья Муромец и Соловей Разбойник. Былина

 

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Из того ли тоиз города из Мурома,Из того села да КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец.Он стоял заутреню во Муроме,А й к обеденке поспеть хотел онв стольный Киев-град.

Да й подъехал он ко славномуко городу к Чернигову.У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно,А й черным-черно, как черна ворона.Так пехотою никто тут не прохаживат,На добром коне никто тут не проезживат,Птица черный ворон не пролётыват,Серый зверь да не прорыскиват.А подъехал как ко силушке великоей,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем колоть,А й побил он эту силу всю великую.Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,Выходили мужички да тут черниговскиИ отворяли-то ворота во Чернигов-град,А й зовут его в Чернигов воеводою.Говорит-то им Илья да таковы слова:— Ай же мужички да вы черниговски!Я не йду к вам во Чернигов воеводою.Укажите мне дорожку прямоезжую,Прямоезжую да в стольный Киев-град.Говорили мужички ему черниговски:— Ты, удаленький дородный добрый молодец,Ай ты, славный богатырь да святорусский!Прямоезжая дорожка заколодела,Заколодела дорожка, замуравела.А й по той ли по дорожке прямоезжеюДа й пехотою никто да не прохаживал,На добром коне никто да не проезживал.Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,Да у той ли у березы у покляпыя,Да у той ли речки у Смородины,У того креста у ЛеванидоваСидит Соловей Разбойник на сыром дубу,Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.

А то свищет Соловей да по-соловьему,Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,И от его ли то от посвиста соловьего,И от его ли то от покрика звериногоТе все травушки-муравы уплетаются,Все лазоревы цветочки осыпаются,Темны лесушки к земле все приклоняются, —А что есть людей — то все мертвы лежат.Прямоезжею дороженькой — пятьсот есть верст,А й окольноей дорожкой — цела тысяча.

Он спустил добра коня да й богатырского,Он поехал-то дорожкой прямоезжею.Его добрый конь да богатырскийС горы на гору стал перескакивать,С холмы на холмы стал перамахивать,Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.Подъезжает он ко речке ко Смородине,Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,Да ко тою ко березе ко покляпыя,К тому славному кресту ко Леванидову.Засвистал-то Соловей да по-соловьему,Закричал злодей-разбойник по-звериному —Так все травушки-муравы уплеталися,Да й лазоревы цветочки осыпалися,Темны лесушки к земле все приклонилися.

Его добрый конь да богатырскийА он на корни да спотыкается —А й как старый-от казак да Илья МуромецБерет плеточку шелковую в белу руку,А он бил коня да по крутым ребрам,Говорил-то он, Илья, таковы слова:— Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!Али ты идти не хошь, али нести не можь?Что ты на корни, собака, спотыкаешься?Не слыхал ли посвиста соловьего,Не слыхал ли покрика звериного,Не видал ли ты ударов богатырскиих?

А й тут старыя казак да Илья МуромецДа берет-то он свой тугой лук разрывчатый,Во свои берет во белы он во ручушки.Он тетивочку шелковеньку натягивал,А он стрелочку каленую накладывал,Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,Ему выбил право око со косицею,Он спустил-то Соловья да на сыру землю,Пристегнул его ко правому ко стремечкубулатному,Он повез его по славну по чисту полю,Мимо гнездышка повез да соловьиного.

Во том гнездышке да соловьиноемА случилось быть да и три дочери,А й три дочери его любимыих.Больша дочка — эта смотрит во окошечкокосявчато,Говорит она да таковы слова:— Едет-то наш батюшка чистым полем,А сидит-то на добром коне,А везет он мужичища-деревенщинуДа у правого у стремени прикована.

Поглядела как другая дочь любимая,Говорила-то она да таковы слова:— Едет батюшка раздольицем чистым полем,Да й везет он мужичища-деревенщинуДа й ко правому ко стремени прикована, —Поглядела его меньша дочь любимая,Говорила-то она да таковы слова:— Едет мужичище-деревенщина,Да й сидит мужик он на добром коне,Да й везет-то наша батюшка у стремени,У булатного у стремени прикована —Ему выбито-то право око со косицею.

Говорила-то й она да таковы слова:— А й же мужевья наши любимые!Вы берите-ко рогатины звериные,Да бегите-ко в раздольице чисто поле,Да вы бейте мужичища-деревенщину!

Эти мужевья да их любимые,Зятевья-то есть да соловьиные,Похватали как рогатины звериные,Да и бежали-то они да й во чисто полеКо тому ли к мужичище-деревенщине,Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.

Говорит им Соловей РазбойникОдихмантьев сын:— Ай же зятевья мои любимые!Побросайте-ка рогатины звериные,Вы зовите мужика да деревенщину,В свое гнездышко зовите соловьиное,Да кормите его ествушкой сахарною,Да вы пойте его питьецом медвяныим,Да й дарите ему дары драгоценные!

Эти зятевья да соловьиныеПобросали-то рогатины звериные,А й зовут мужика да й деревенщинуВо то гнездышко да соловьиное.

Да й мужик-то деревенщина не слушался,А он едет-то по славному чисту полюПрямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.Он приехал-то во славный стольныйКиев-градА ко славному ко князю на широкий двор. А й Владимир-князь он вышел со божьейцеркви,Он пришел в палату белокаменну,Во столовую свою во горенку,Он сел есть да пить да хлеба кушати,Хлеба кушати да пообедати.А й тут старыя казак да Илья МуромецСтановил коня да посередь двора,Сам идет он во палаты белокаменны.Проходил он во столовую во горенку,На пяту он дверь-то поразмахивал.Крест-от клал он по-писаному,Вел поклоны по-ученому,На все на три, на четыре на сторонкинизко кланялся,Самому князю Владимиру в особину,Еще всем его князьям он подколенныим.

Тут Владимир-князьстал молодца выспрашивать:— Ты скажи-тко, ты откулешний, дородныйдобрый молодец,Тебя как-то, молодца, да именем зовут,Величают, удалого, по отечеству?

Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:— Есть я с славного из города из Мурома,Из того села да Карачарова,Есть я старыя казак да Илья Муромец,Илья Муромец да сын Иванович.

Говорит ему Владимир таковы слова:— Ай же старыя казак да Илья Муромец!Да й давно ли ты повыехал из МуромаИ которою дороженькой ты ехал в стольныйКиев-град?Говорил Илья он таковы слова:— Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!Я стоял заутреню христосскую во Муроме,А й к обеденке поспеть хотел я в стольныйКиев-град,То моя дорожка призамешкалась.А я ехал-то дорожкой прямоезжею,Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-тоЧернигов-град,Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,Мимо славну реченьку Смородину,Мимо славную березу ту покляпую,Мимо славный ехал Леванидов крест.

Говорил ему Владимир таковы слова:— Ай же мужичища-деревенщина,Во глазах, мужик, да подлыгаешься,Во глазах, мужик, да насмехаешься!Как у славного у города ЧерниговаНагнано тут силы много множество —То пехотою никто да не прохаживалИ на добром коне никто да не проезживал,Туда серый зверь да нз прорыскивал,Птица черный ворон не пролетывал.А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,Да у славноей у речки у Смородины,А й у той ли у березы у покляпыя,У того креста у ЛеванидоваСоловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.То как свищет Соловей да по-соловьему,Как кричит злодей-разбойник по-звериному —То все травушки-муравы уплетаются,А лазоревы цветочки прочь осыпаются,Темны лесушки к земле все приклоняются,А что есть людей — то все мертвы лежат.

Говорил ему Илья да таковы слова:— Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!Соловей Разбойник на твоем дворе.Ему выбито ведь право око со косицею,И он ко стремени булатному прикованный.

То Владимир-князь-от стольно-киевскийОн скорёшенько вставал да на резвы ножки,Кунью шубоньку накинул на одно плечко,То он шапочку соболью на одно ушко,Он выходит-то на свой-то на широкий дворПосмотреть на Соловья Разбойника.Говорил-то ведь Владимир-князь да таковыслова:— Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,Закричи-тко ты, собака, по-звериному.

Говорил-то Соловей ему РазбойникОдихмантьев сын:— Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,А не вас-то я хочу да и послушати.Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,Да его хочу-то я послушати.

Говорил-то как Владимир-князь дастольно-киевский.— Ай же старыя казак ты Илья Муромец!Прикажи-тко засвистать ты Соловьяда й по-соловьему,Прикажи-тко закричать да по-звериному.Говорил Илья да таковы слова:— Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего,Закричи-тко ты во полкрика звериного.

Говорил-то ему Соловой РазбойникОдихмантьев сын:— Ай же старыя казак ты Илья Муромец!Мои раночки кровавы запечатались,Да не ходят-то мои уста сахарные,Не могу я засвистать да й по-соловьему,Закричать-то не могу я по-звериному.А й вели-тко князю ты ВладимируНалить чару мне да зелена вина.Я повыпью-то как чару зелена вина —Мои раночки кровавы поразойдутся,Да й уста мои сахарны порасходятся,Да тогда я засвищу да по-соловьему,Да тогда я закричу да по-звериному.

Говорил Илья тут князю он Владимиру:— Ты, Владимир-князь да стольно-киевский,Ты поди в свою столовую во горенку,Наливай-то чару зелена вина.Ты не малую стопу — да полтора ведра,Подноси-тко к Соловью к Разбойнику. —То Владимир-князь да стольно-киевский,Он скоренько шел в столову свою горенку,Наливал он чару зелена вина,Да не малу он стопу — да полтора ведра,Разводил медами он стоялыми,Приносил-то он ко Соловью Разбойнику.Соловей Разбойник Одихмантьев сынПринял чарочку от князя он одной ручкой,Выпил чарочку ту Соловей одним духом.

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,Закричал Разбойник по-звериному —Маковки на теремах покривились,А околенки во теремах рассыпались.От него, от посвиста соловьего,А что есть-то людушек — так всемертвы лежат,А Владимир-князь-от стольно-киевскийКуньей шубонькой он укрывается.

А й тут старый-от казак да Илья Муромец,Он скорешенько садился на добра коня,А й он вез-то Соловья да во чисто поле,И он срубил ему да буйну голову.Говорил Илья да таковы слова:— Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,Тебе полно-тко кричать да по-звериному,Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,Тебе полно-тко спущать-то сиротатьда малых детушек!А тут Соловью ему й славу поют,А й славу поют ему век по веку.

Илья Муромец (сын Иванович) — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».

Считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом.

По ряду версий, у героя был реальный прототип, — историческое лицо, жившее около 1188 г., хотя русские летописи не упоминают его имени. Распространено также отождествление былинного героя и Илии Печерского — святого преподобного православной церкви, мощи которого покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры.

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 30 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-тко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.

Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). По некоторым утверждениям Алёша Попович родом из Пирятина (Полтавская область). По историческим данным, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. В один из своих приездов в Пирятин Тарас Шевченко написал думу об Алёше Поповиче. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.

В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому.

Около 1219 г. он призвал ростовских богатырей идти на службу к великому князю киевскому Мстиславу Романовичу Старому. В никоновской летописи о нём говорится: «В лето 1000 прииде Володарь с половцы к Киеву... И изыде нощию во сретение им Александр Попович и уби Володаря, и брата его и иных множеств половец изби, а иных в поле прогна. И се слышав Володимер и возрадовася зело».

В числе остальных семидесяти (!) богатырей Александр Попович погиб в битве на реке Калке 31 мая 1223 г., первом большом столкновении Великой Руси и Великой Степи. Об этом сообщает Суздальская летопись (рукопись XV века): «И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70 храбрых».

Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире.

Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем (Киреев. II, стр. 11), а иногда племянником Владимира (Киреев. II, 19, 22, 45). Он умён, образован (Киреев. II, 49) и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Добрыня Никитич может быть отождествляем и с рязанским богатырём Добрыней по прозвищу «Золотой пояс», также известным по литературным памятникам.

Похожие записи

design-kmv.ru

Сюжетная цепочка по " Илья Муромец и Соловей разбойник"

ВБылину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» можно отнести к владимиро-суздальскому циклу былин. Она посвящена теме зашиты родной земли от внутренних и внешних врагов.Илья Муромец не пошёл во Чернигов воеводою, потому что он не до Чернигова хотел доехать, а до стольного града Киева. Илья Муромец победил Соловья-разбойника благодаря своему бесстрашию и настойчивости. Отношение народа к богатырю в былине выражается с помощью эпитетов и гипербол, используя которые сказитель описывает героя и его поступки: «удаленькой дородный добрый молодец», «славный богатырь святорусский»; Илья Муромец топчет конём «силу великую», выбивает Соловью-разбойнику «право око со косицею», то есть с виском, не соблазняется на посулы дочерей и зятьёв Соловья-разбойника.С героями народных сказок Илью Муромца сближает богатырская сила, с помощью которой он освобождает землю от чёрной силы, берёт в плен Соловья-разбойника и держит ответ перед князем Владимиром.Илья Муромец доехал до Чернигова, освободил его от врагов и далее поехал на Киев не безопасной окольною дорогой, а опасной «дорогой прямоезжею». Этот поступок говорит о решительности и бесстрашии былинного героя. Когда Илья Муромец подъехал к речке Смородинке, Соловей-разбойник засвистал по-соловьиному, закричал по-змеиному. Конь Ильи Муромца испугался, начал спотыкаться. Богатырь отстегал его «плёточкой шелковой», а затем выстрелил из «лука розрывчатого» в разбойника и «спустил» Соловья «на сыру землю». Илья Муромец срубил Соловью-разбойнику «буйну голову».Во время боя Илья Муромец проявил бесстрашие и стойкость. Он знал, что он борется с Соловьём-разбойником ради того, чтобы на родной земле люди жили мирно, без страха…Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике была очень популярна, известно более ста вариантов этой былины. Классическим вариантом былины считается текст, записанный А.Ф. Гильфердингом 8 июля 1871 года в Кижах от сказителя Трофима Григорьевича Рябинина. В этой былине мы видим такую концовку»:А тут Соловью ему и славу поют,Ай славу поют ему век по веку.Слово «слава» в концовке означает не прославление заслугСоловья-разбойника. Смысл концовки в том, что из века в веклюди продолжают рассказывать о Соловье-разбойнике и помнить подвиг Ильи Муромца.По сюжетам русских былин сняты фильмы «Илья Муромец» (Сценарий М. Кочнева, постановка А. Птушко. Киностудия «Мосфипьм», 1956), «Садко» (Сценарий К. Исаева, постановка А. Птушко. Киностудия «Мосфильм», 1952). Широко известны картины В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», картина И. Репина «Садко», иллюстрации И. Билибина и полотна Н. Рериха.На былинные мотивы написано много музыкальных произведений, например: Мусоргский: пьеса «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»; Н.А. Римский- Корсаков: опера садко. 

Оцени ответ

reshebka.com

Презентация "В гости к Илье Муромцу. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»" 6 класс

  • Презентация к уроку литературы
  • учителя Назаровой Е.В
  • МБОУ гимназия №12 города Липецка.
Вступление. Словарная работа.
  • Вступление. Словарная работа.
  • Отличие былины от сказки.
  • Работа над картиной В.Васнецова «Богатыри».
  • Рассказ об Илье Муромце.
  • Аналитическое чтение былины.
  • Прослушивание фрагмента симфонии «Богатырская» А.П.Бородина.
  • Заключение. Подведение итогов.
Былины – это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно-этические идеалы народа.
  • Былины – это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно-этические идеалы народа.
  • Эпический герой - герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью, мужеством.
Образы богатырей – эталон мужества, справедливости,патриотизма и силы!
  • Образы богатырей – эталон мужества, справедливости,патриотизма и силы!
Особенно много былин сложил народ про богатырей, защищавщих Русь. Первый среди них - крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Рядом с Ильёй Муромцем на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич да дерзкий и насмешливый Алёша Попович, что «не силой силён, а напуском смел».
  • Особенно много былин сложил народ про богатырей, защищавщих Русь. Первый среди них - крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Рядом с Ильёй Муромцем на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич да дерзкий и насмешливый Алёша Попович, что «не силой силён, а напуском смел».
1. Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа.
  • 1. Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа.
  • Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?
  • Образ героя: портрет, снаряжение,.
  • Образ Соловья-разбойника.
  • Найдите средства выразительности в былине: эпитеты, метафоры, гиперболы.
  • У могучих богатырей сказочно страшные противники: Идолище Поганое, Соловей Разбойник, Тугарин Змеевич . В их облике народ показывал врагов земли русской. Но богатыри всегда одерживают над ними победу.
В апреле 1898 года, в Москве, уже в собственной мастерской, Васнецов закончил работу над картиной, которая была куплена П.М. Третьяковым. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее.
  • В апреле 1898 года, в Москве, уже в собственной мастерской, Васнецов закончил работу над картиной, которая была куплена П.М. Третьяковым. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее.
  • Васнецов "дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом", - отмечал критик В. Стасов. И здесь художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.
  • Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические.
  • В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия".
  • Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
  • Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
  • Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

uchitelya.com

Мульфильм: Илья Муромец и Соловей-Разбойник.

Жанр: Рисованая мультипликация, комедия.Режиссёр: Владимир Торопчин

Вот и вышел мультфильм номер третий, повествующий о трёх богатырях с картины Васнецова. Забегая вперёд скажу, что лично я бы приравнял всю трилогию к западному «Шреку»: первый мультфильм был отличный и даже чем-то оригинальный, второй пытался догнать первый за счёт хохм, а третий получился так себе — на один раз посмотреть.

СюжетСюжет «Ильи Муромца» разворачивается стремительнее некогда — вот вам богатырь русский, вот Соловей-Разбойник, вот их схватка… В общем, начало меня разочаровало. Я-то ожидал хоть каких-нибудь отсылок к народным легендам происхождения Ильи Муромца, хоть одного слова про сам город Муром… В том же «Алёше Поповиче» хоть и бегло, но показали детство Алёши.Итак, вероломный киевский князь в очередной раз поругался с богатырём, пожадничал, связался с разбойниками, которые его и обокрали, а заодно коня богатырского увели. Само собой, Илья Муромец, как главный герой, отправляется начистить разбойникам котелки и калоши и нелёгкая приводит его аж в Царьград. Само собой, что (по доброй традиции) его будет тайно сопровождать красна-девица, само собой, что они «сойдутся»… В общем, ничего нового.

РецензияТак что же мы смотрим в «Илье Муромце»? Как умеет рисовать студия «Мельница» мы уже успели насмотреться. Слабохарактерный князёк нам тоже давно знаком. Сюжет — я вас умоляю… Хохмы? Ну да, наверное смотрим хохмы. Один раз посмотрим, да и забудем, тем более, что «крылатых» фраз в мульфильме не намечается. Сравните с первой частью — «там мне одно дерево денег должно» или «ты просто не готов к серьёзным отношениям!», да и в музыкальном плане первая часть была позабавнее.

ИтогВ общем, снимать продолжения — дело тонкое и сложное. Сложно найти и сказать то, что ещё не сказано, а тем более — нарисовать то, что ещё не нарисовано, придерживаясь заранее выбранной концепции, особенно, когда первая часть хороша.

denismajor.ru

Илья Муромец - борец с христианской чумой — Славянская культура

Илья Муромец - борец с христианской чумой

Итак, по понятиям людей Древней Руси, Боги во внешних и внутренних войнах оказывали активную помощь и поддержку своим приверженцам. Поэтому воюющие стороны, чтобы пресечь активную деятельность Богов из враждебного лагеря, стремились разрушить алтари и святилища противника, в описываемых выше случаях – церкви и монастыри. О том, что эти нравы не книжные, а идущие из глубин народного сознания, можно судить по русскому героическому эпосу. В былинах о столкновении Ильи Муромца с князем Владимиром также имеются характерные сцены. Илья в гневе великом стреляет из лука, сбивает золотые церковные кресты, валит маковки, выдергивает колокольные языкии на добытые таким образом богатства устраивает пир для голей кабацких. 

Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром (Русская былина)

…Рассердился Илья да поразгневался, Выходил он на широкий двор, Тугой лук разрывчатый натягивал, Калены стрелы да он налаживал; Он начал по городу похаживать, Он начал по Киеву похаживать, На Божьи церкви да он постреливать. А с церквей-то он кресты повыломал… Золоты он маковки повыстрелил С колоколов языки-то он повыдергал. Заходил Илья в дома питейные Говорил Илья да таковы слова: "Выходите-ка, голь кабацкие, А на ту площадь на стрелецкую, Подбирайте-ка маковки да золоченые, Подбирайте-ка вы кресты серебряны, А несите-ка в дома питейные"

Волхв  Журнал Венедов №20 Стр. 17 

Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром

Сам же пир таит опасность, грозящую Владимиру, поскольку на нем Илья обнаруживает намерение сместить князя. Примечательно в этой связи, что,стреляя по церквам и княжеским палатам, Илья не только добывает золотос целью устройства пира, но и ломает те части культовых сооружений и княжеских палат, разрушение которых в магических представлениях означает гибель церковного храма или дома.

И в то же время на христианском сайте читаем: Любопытно,что на пирах князя Владимира Илья Муромец часто буйствовал и спорил с князем, за что попадал в темницу. Однажды он так рассердился на Владимира Красно Солнышко, что из своего лука булатными стрелами сбивал маковки с церквей киевских. Тут проглядывает мотив неукротимой вольницы души русской, не склонной подчиняться власти, если та несправедлива.Также выражено неоднозначное отношение к ранней церкви на Руси.

Илья Муромец "Святая РУСЬ . Шамбала и её влияние на Россию" Илья Муромец - мифологизированный образ главного героя-богатыря Русского былинного эпоса. Он выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и даёт ему право представительствовать за всё русское богатырст-во и выступать от его имени перед князем Владимиром Красно Солнышко. В нём подчёркнуты сила, мужество, верность, надёжность, трезвость, мудрость, опытность. Справедливость. Конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Он один побивает всех врагов. Его подвиги - предостережение против набегов на Киев. Основной эпитет Ильи в были-нах - "старый", "старой". И изображается он седобородым стариком, едущим по полю на белом коне - это подчёркивает сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской мудрости.

Загадочна судьба этого богатыря - от его появление, через второе фактически рождение, после 33-х летнего "сидения на печи" и обретения вдруг могучей силы, благодаря "каликам перехожим", встречи с великаном Святогором, и обретения от него уже истинно богатырской мощи, до блистательных побед над мифическими и реальными врага-ми, до ухода из жизни - Илья Муромец находит клад и отдав его князю Владимиру, монастырям, церквям, сиротам, удаляется в киевские пещеры в "каменных горах" и там "окаменевает", как и другие богатыри…  Илья Муромец, оказывается, единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых. В православных календарях даже имеется день "в память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего". Существует неопровержимое доказательство реальности Ильи - его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря. Согласно историческим свидетельствам в 1594г. в Киеве побывал посланник римского императора Рудольфа 11-го Эрик Лассота, который описал достопримечательности Софийского собора и сообщил о том, что рядом с гробницами Ольги и Ярослава Мудрого находится раз-рушенная гробница знаменитого богатыря Ильи Муромца. В 1701г. московский паломник Иоанн Лукьянов побывал в Антониевой пещере, где покоятся мощи 50-ти с лишним святых и записал: "Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом, яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием..."(Нат.Юшкова, "Перед Восходом", №6, 1999г.).

Любопытно, что на пирах князя Владимира Илья Муромец часто буйствовал и спорил с князем, за что попадал в темницу. Однажды он так рассердился на Владимира Красно Солнышко, что из своего лука булатными стрелами сбивал маковки с церквей киевских. Тут проглядывает мотив неукротимой вольницы души русской, не склонной под-чиняться власти, если та несправедлива. Также выражено неоднозначное отношение к ранней церкви на Руси. 

Вернёмся к началу - к чудесному обретению Ильёй Муромцем силы богатырской. Во-первых, ЗЗ года - мистическая цифра, сходная с летами жизни Христа и с 33-мя ступенями посвящения Масонства. Сам факт, что в одних былинах Илья является "безногим", т.е. "змееподобным",    указывает на глубочайшую древность этой личности, когда людей учили Наги, т.е. Мудрые Змии - Вел. Уч. … "Калики перехожие" - вдохнувшие силу в калеку Илью М-ромца - это волхвы Руси древней, фактически - посвящённые и целители. Конечно, их приход именно к Илье был неслучаен и его личность была ими избрана задолго до этой встречи для великой Миссии богатырского служения Родине. 

Даже в имени "Муром", "Муромец" таится созвучие с "замурованный",т.е. упрятанный до срока. А село "Карачарово" - прямо означает " кара за чары". Или "кара чарами". 

Таким образом, мотив "зачарованности", тайны "замурованности" силы богатырской уже таится в имени Ильи Муромца. Само же имя "Илья" - от имени пророка Илии, предшественника Иоанна Крестителя, В Русском же Святом Пантеоне -2Илья пророк" - аналог бога молний и войны - Перуна… Да и сама битва с Соловьём-разбойником очень напоминает схватку Перуна и Велеса (Велес по созвучию подобен Соловью). Вдохнув си-лы в Илью Муромца, "калики перехожие" сказали, что теперь Илье "смерть на бою не писана". Это вообще любопытный факт - русские богатыри в былинах никогда не погибали! А их запад-ные аналоги -"рыцари" - регулярно гибли. Этот поразительный контраст связан с сутью - наш богатырь защищал рубежи Родины, бился за всех и вовсе не пытался бравировать силой, а его западный аналог совершал подвиги или во имя славы личной, или для покорения сердца избранной им дамы... Т.е. личный мотив в подвигах "рыцаря" и обусловливал бесславный, смертный конец воина Запада. И ещё - бессмертие в бою русского богатырства придаёт убеждённость в конечной победе Святой Руси над всеми её военными врагами  Для русских -" не в силе Бог, а в правде"(Александр Невский), а для "рыцарей" - " сила с не-правдою не уживается".

Любопытную трансформацию претерпела былина об Илье с приходом христианства. В новом варианте Илья взмолился к Богородице, чтобы та сделала его здоровым, та услышала его молитву и направила к нему "калик перехожих", ставших, конечно, истово верующими, которые и свершили чудо с Ильёй. 

Смешение языческих и христианских мотивов вообще характерно для Руси. Но, по сути, этот вариант былины также приемлим, т.к. Россия - страна Богородицы, т.е. Матери Мира и Мать-Родина освящает подвиг воинов издавна на Руси Святой.  Важным видится, что "калики перехожие" сразу предостерегли Илью от боя со Святогором, Самсоном-богатырём, с родом Микуловым и с Вольгой Сеславичем. Таким образом, мистерия посвящения в богатырство состоялась сначала "на местном уровне" в селе Карачарово под Муромом силами "калик", т.е. русских посвящённых, волхвов.

Вскоре после этого наступает второе, истинно Высшее посвящение, своего рода Мистерия - встреча богатыря с Исполином Святогором, который и придал законченность мощи Илье, передал меч-кладенец, "вдунул" в него силу и даже испытал его коварным способом - предложил лизнуть кровавой пены, от чего Илья благоразумно отказался, т.к. этот избыток силы тотчас бы сгубил его. А жена Святогора - Златогорка -"пыталась совратить" Муромца. Эта сцена окончательно выдаёт полноту посвящения, ибо кандидатов в Мистериях проверяли и на страх, и на преданность, и на соблазн… Смерть Святогора также загадочна - он примерил гроб, который ему оказался впору и… на гробу вдруг захлопнулась крышка и никакие попытки Ильи взломать гроб мечом не приводили к успеху - каждый удар, наоборот, укреплял обручем гроб Святогора…История с гробом очень напоминает аналогичную с гробом бога Озириса, погубленного его врагом Сетом (из древнеегипетской мифологии)  Получив посвящение и силу, Илья верно служил Киеву,, свершив массу подвигов и умерев своей смертью, будучи похоронен в Киево-Печорской лавре по преданию летописей…

Илья Муромец

Из подвигов Ильи Муромца мы отметим - победа над Соловьём-разбойником, который диким свистом и шипением змеиным перекрыл дороги на Киев, победу над Идолищем Поганым, которое пожирало и плоды трудов и людей, и потребовало "поединщика" у князя, а убил его Илья "шляпкой земли греческой", т.к. забыл взять с собой на битву булаву, а сабля не брала Идолище. В "шляпке земли греческой" тоже тайна - воздействие на Идолище Поганое некоей таинственной силой той земли, откуда Русь получила Христианство. 

Илья Муромец победил Жидовина Проклятого, т.е. Хазар. Это царство было под властью иудеев-левитов, а хазары были простыми исполнителями их злой воли. Любопытно, что разгром Хазарии подиудейской не был забыт и в 1918г. одним из мотивов казни , правда, уже отрекшегося и отстранённого от власти царя Николая 11 была "месть за Хазарию"(!).Как мы знаем подручные Свердлова в Екатеринбурге были из того же "колена детей Сатурна"… Так долго, больше тысячи лет, длится это противостояние Руси Святой и Жидовина Проклятого. 

Илья Муромец победил и Тугарина Змеиновича и Змея Горыныча, что означало степняков: половцев, печенегов и татар(это новое "прочтение" былины состоялось после "погибели Земли Русской" в татарщину). Однако первоначальное значение былины было буквальным - Илья Муромец бился с мифическими Змеями Огнедышащими. 

В данном случае любопытно преобажение значения Змиев и Драконов. В древности они были символами Посвящения, Учителей, Знания , а в нашу эпоху, когда множество понятий утратило первоначальный смысл и даже стало противоположением изначальному, и эти священные понятия стали символом зла…Однако же можно предположить, что здесь, скорее всего, зашифровано понятие битвы за огненные знания и "убить змея"(или "убить Дракона") - на самом деле означает - победить зло в себе и после этого открыть в себе огненную сокровищницу(Змий или Дракон выступает, как "страж порога", -понятие часто используемое в разных Учениях). Внешняя же символика битвы со "Змеем Поганым" для наглядности и облегчения народного восприятия. 

Итак, русское богатырство в противовес западному рыцарству могло быть из любого сословия и - это подчёркнуто! - самыми главными были Крестьянские богатыри - Микула и Илья! 

И здесь издавна подчёркивался демократизм Руси Святой в противовес обожающего "избранность" Западу.И дело наших богатырей, в отличие от западных рыцарей, было не просто совершать немыслимые подвиги, что, кстати, наши делали лучше и больше, а защищать при этом Землю Русскую - т.е. общесвенный мотив резко преобладал над личным. 

Илья Муромец был старшим богатырём из всех, хотя и был из крестьян - этим подчёркнуто значение Оратаев, землепашцев, тружеников - т.е. простых людей, а не князей и не поповских людей. Богатыри были первыми слугами князей, годами неся службу на дальних заставах, в глухих местах.  Также характерно уважение наших богатырей к простым людям, понимавших, что не могут быть все сильными и воинственными, а что каждый в этом мире делает своё дело. Это также резко отличало их от тщеславных западных рыцарей, глубоко презиравших все мирные сословия и гордившихся своей грубой силой. Кстати, в бою рыцарь никогда не соблюдал дисциплину и даже безжалостно топтал своихже, "кнехтов", дабы поскорее сразиться с врагом и покрыть себя "неувядаемой славой".Даже этот фактор подчёркивает природное благородство и Русского воинства и народа, из которого вышло это воинство.

А вообще - богатыри из мифов - это нравственный критерий воителя, к которому должны были стремиться русские люди. Когда приходила пора беззаветно служить Отечеству. Не щадя ни живота своего, ни самой жизни.  Итак, мы кратко рассмотрели сложный мифологический и в чём-то реальный образ богатыря Ильи Муромца. Первого защитника Земли Русской. Он "ушёл в каменные горы" и "окаменел", но Н.К.Рерих сказал, что в далёком будущем "богатыри проснулись" для спасения Родины в 1941-45 годах.

Из подвигов Ильи Муромца мы отметим - победа над Соловьём-разбойником,который диким свистом и шипением змеиным перекрыл дороги на Киев,победу над Идолищем Поганым, которое пожирало и плоды трудов и людей, и потребовало "поединщика" у князя, а убил его Илья "шляпкой земли греческой", т.к. забыл взять с собой на битву булаву, а сабля не брала Идолище. В "шляпке земли греческой" тоже тайна - воздействие на ИдолищеПоганое некоей таинственной силой той земли, откуда Русь получилаХристианство. Илья Муромец победил Жидовина Проклятого,т.е. Хазар.

Это царство было под властью иудеев-левитов, а хазары были простыми исполнителями их злой воли. Так долго, больше тысячи лет,длится это противостояние Руси Святой и Жидовина Проклятого.

Илья Муромец победил и Тугарина Змеиновича и Змея Горыныча, что означало степняков: половцев, печенегов и татар(это новое "прочтение" былины состоялось после "погибели Земли Русской" в татарщину). 

Однако первоначальное значение былины было буквальным - Илья Муромец бился с мифическими Змеями Огнедышащими.

К 988 году Илья Муромецбыл в возрасте 50-60 лет, потому как в былинах "он всегда стар,изображается седым, с развевающейся по ветру белой бородой" /3/. Крометого, он старше Добрыни Никитича, который приходится дядей князю Владимиру. То есть Илья Муромец родился задолго до того как христианство было введено на Руси. Да и как дед Ильи, лет за сто до крещения, мог быть назван именем Тимофей - "чтец божий"? И это-то в языческой Руси?...

...Закрадывается мысль, что история была несколько другой; и таким образом оказывается, что Соловей-разбойник защищал Русь от экспансионистских устремлений киевского князя и его сподручных, однако им, руками Ильи Муромца и других богатырей удалось прорваться на Святую Русь и покорить ее. Да так покорить,что до сих пор, искаженная ими история русского народа почитается нами за истинную.

И интересно, почему сохранилась "народная мысль, не допускающая толкования Ильи как храмостроителя". Это видно в тех былинах, где Илья в гневе на киевского князя, сбивает стрелами маковки христианскихцерквей. Фрагмент из книги Анатолия Доронина «Художник К. Васильев» - (М., 1985) Это обстоятельство подвигнуло Васильева на создание четырех картин об ИльеМуромце. В одной из них, написанной маслом, Илья, разгневанный тем, что великий князь Владимир больше жалует князей, да бояр, чем богатырей, в гневе сшибает с церквей маковки, да крест и кресты. Видимо, народ через образ своего заступника-богатыря выражал недовольство действиями князяВладимира, напрямую связывая всякие новые веяния с активным насаждением непривычного в ту пору христианства. О картине Васильева Илья Муромец сшибает церковные маковки. 

Неизвестная картина К.Васильева. 

Эту картину Константина Васильева не найдешь в его альбомах, изданных Дорониным, не встретишь и в интернетподборках. Ее нет ни на стенах казанского музея художника, как не было на стенах погибшего московского музея. Только черно-белая прорисовка картины, перепечатанная из книги Емельянова "Десионизация", сделанная не то самим Емельяновым, не то рукопашником Беловым, сиротливо скитается из издания в издание, с сайтана сайт, и выглядит, понятно, весьма убого по сравнению с полноцветными картинами Мастера. Христиане на своих форумах уже договорились до того,что "картину выдумали неоязычники...

Илья Муромец - борец с христианской чумой

Константин Васильев "Илья Муромец, стреляющий по церквям"

И он берет-то как свой тугой лук разрывчатой,  А он стрелочки берет каленые, Выходил Илья он да на Киев-град, И по граду Киеву стал он похаживать И на матушки божьи церкви погуливать, На церквах-то он кресты вси да повыломал, Маковки он золочены все повыстрелял, Текст сей записан славянофилом Киреевским. Это к тому, что «Святым» же Илья начал писаться только к XVII веку. До того момента никому в голову не приходило человека с таким послужным списком вносить в церковный реестр. Само по себе приписывание христианства тем, в ком его и в помине нет – это черта достаточно известная.

К слову, таким образом работают над увеличением числа паствы мормоны. Я же наблюдал самый дикий случай ПМГ с подобным эффектом когда в 2008 году пришёл накакой-то митинг на Славянскую площадь и увидел продавца церковной литературой, среди которой была книжка, на обложке которой была икона…Святослава. На недоумённый вопрос к продавцу был получен ответ: вы ничего не понимаете, на самом деле он был настоящим христианином! 

Вопросов не задавал больше.  Ф. И. Буслаев, утверждал, что былинный эпос не помнит крещения, а Владимира «изображает даже скорее язычником». «В эпическом типе Ильи Муромца много великих доблестей идеального героя, но все они объясняются с точки зрения общих законов нравственности. Собственно христианских добродетелей в этом герое народне воспевает».

Реплики вроде «постоять за веру православную… ради церквей-монастырей» в устах богатырей и особенно Ильи Буслаев называет«тирадами новейшего изделия», каковые «противоречат его поступкам,которые с точки зрения православия должны казаться святотатством» источник: Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. Воронеж:Центрально-черноземное книжное издательство, 1987. С. 99. Буслаев- дореволюционный русский ученый, специалист по фольклору (и былинам в частности) с мировым именем, родившийся и умерший в православнойроссийской империи. 

Илья Муромец, стреляющий по церквям

Илья Муромец сердится, 1974 г. Картина находится в музее г. Коломна. фото картины на стене.

Похожие статьи:

Боги, духи и существа → О тьме и хаосе в начале времен.

История → Русская вера!

События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов

История → Велесова книга

История → Ведическая культура славян ариев

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК | Сочинения по литературе

БЫЛИНЫ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

I

Из того ли-то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова,

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град,

Да подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай черным-черно, как черна ворона;

Так пехотою никто тут не прохаживает,

На добром коне никто тут не проезживает,

Птица черный ворон не пролетывает,

Серый зверь да не прорыскивает.

А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть.

Ай побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,

Выходили мужички да тут черниговски,

Отворяли-то ворота во Чернигов-град,

Ай зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья таковы слова:

– Ай же мужички да вы черниговски!

Я не йду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град.

Говорили мужички ему черниговски:

– Ты удаленький дородный добрый молодец.

Ай ты славный богатырь святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела,

А й по той ли по дорожке прямоезжей

Да пехотою никто да не прохаживал,

На добром коне да не проезживал.

Как у той ли-то у Грязи у Черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины

Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу,

Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын;

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит злодей-разбойник по-звериному,

И от того ли-то от посвисту соловьего,

И от того ли-то от покрику звериного

То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,

Ай окольноей дорожкой цела тысяща.

II

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.

Подъезжает он ко речке ко Смородине,

Да ко той он ко Грязи он ко Черноей,

Да ко той ко березе ко покляпыя.

Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному,

Так все травушки-муравы уплеталися,

Да й лазуревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонилися;

Его добрый конь да богатырский

А он на корни да спотыкается.

Ай как старый-от казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую во белу руку,

А он бил коня да по крутым ребрам;

Говорил-то он, Илья, да таковы слова:

– Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!

Али ты идти не хошь, аль нести не можь?

Что ты на корни, собака, спотыкаешься?

Не слыхал ли посвисту соловьего,

Не слыхал ли покрику звериного,

Не видал ли ты ударов богатырских?

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

То он стрелил в того Соловья-разбойника,

Ему выбил право око со косицею.

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного.

II І

Он приехал-то во славный стольный Киев-град,

А ко славному ко князю на широкий двор.

Ай Владимир-князь он вышел со божьей церквы,

Он пришел в палату белокаменну,

Во столовую свою во горенку,

Он сел есть да пить да хлеба кушати,

Хлеба кушати да пообедати.

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Становил коня да посеред двора,

Сам идет он во палаты белокаменны,

Проходил он во столовую во горенку,

На пяту он дверь-то поразмахивал,

Вел поклоны по-ученому,

Крест-от клал он по-писаному,

На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,

Самому князю Владимиру в особину,

Еще всем его князьям он подколенныим.

Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:

– Ты скажи-тко, ты дородный добрый молодец,

Тебя как-то молодца да именем зовут,

Величают удалого по отчеству?

Говорит-то старыя казак да Илья Муромец:

– Есть я славного из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова,

Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

Говорит ему Владимир таковы слова:

– Ай же старыя казак да Илья Муромец!

Да давно ли ты повыехал из Мурома,

И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?

Говорил Илья он таковы слова:

– Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!

Я стоял заутрену христовскую во Муроме.

Ай к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град!

То моя дорожка призамешкалась;

А я ехал-то дорожкой прямоезжею,

Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-града.

Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,

Мимо славну реченьку Смородину,

Мимо славную березу покляпыю.

Говорил ему Владимир таковы слова:

– Ай же, мужичище-деревенщина!

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься!

Как у славного у города Чернигова

Нагнано тут силы много-множество,

То пехотою никто да не прохаживал

И на добром коне никто да не проезживал,

Туды серый зверь да не прорыскивал,

Птица черный ворон не пролетывал;

Ай у той ли-то у Грязи-то у Черноей,

Да у славноей у речки у Смородины,

Ай у той ли у березы у покляпыя,

Соловей сидит разбойник, Одихмантьев сын,

То как свищет Соловей да по-соловьему,

Как кричит злодей-разбойник по-звериному,

То все травушки-муравы уплетаются,

А лазуревы цветки прочь осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

Говорил ему Илья да таковы слова:

– Ты, Владимир князь-от стольно-киевский,

Соловей-разбойник на твоем дворе,

Ему выбито ведь право око со косицею,

И он ко стремени булатному прикованный.

То Владимир князь-от стольно-киевский,

Он скорешенько ставал да на резвы ножки,

Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

То он шапочку соболью на одно ушко,

Он выходит-то на свой-то на широкий двор,

Посмотреть на Соловья-разбойника.

Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:

– Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,

Закричи-тко, собака, по-звериному.

Говорил-то Соловей ему разбойник, Одихмантьев сын:

– Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,

А не вас-то я хочу да и послушати,

Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,

Да его хочу-то я послушати.

Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский:

– Ай же, старыя казак ты Илья Муромец!

Прикажи-тко засвистать ты Соловью да по-соловьему,

Прикажи-тко закричать да по-звериному.

Говорил Илья да таковы слова:

– Ай же, Соловей-разбойник, Одихмантьев сын!

Засвищи-тко ты во полсвисту соловьего,

Закричи-тко ты во полкрику звериного.

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,

Закричал разбойник по-звериному,

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались

От того от посвисту соловьего;

А что есть-то людишек, так все мертвы лежат,

А Владимир князь-то стольно-киевский

Куньей шубкой он укрывается.

Ай тут старый-от казак да Илья Муромец,

Он скорешенько садился на добра коня,

Ай он вез-то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову.

Говорил Илья да таковы слова:

– Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.

Комментарий. В этой былине, одной из самых известных и любимых народом, рассказывается о первых подвигах Ильи Муромца, которые он совершил на пути в Киев-град. В столицу отправился богатырь из своего родного села Карачарова, чтобы впервые предстать защитником земли Русской перед князем Владимиром.

Отправляясь в дорогу, этот “удаленький дородный добрый молодец” (так с симпатией и уважением характеризуется он в былине) заехал в город Муром, чтобы отстоять там утреннюю церковную службу (заутреню), а к обедней молитве намеревался быть уже в Киеве. Но по пути подъехал к “славному ко городу к Чернигову” и встретил тут неожиданное препятствие. Под Черниговом он наткнулся на вражескую силу. И была она столь велика и многочисленна, что черным-черно было вокруг. “Ай черным-черно, как черна ворона; так пехотою никто тут не прохаживает, на добром коне никто тут не проезживает…”

Не испугался Илья Муромец. Стал он эту силушку великую конем топтать и копьем колоть. И одолел врагов, державших в осаде Чернигов-град. Обрадованные горожане (“черниговски мужички”) отворили городские ворота, стали приветствовать богатыря и звать его к себе воеводою. Не согласился Илья Муромец на это почетное предложение, объяснил, что спешит в Киев, и попросил указать ему ближайшую (“прямоезжую”) дорогу в столицу. Прямая дорога, ответили ему черниговцы, – пятьсот верст, а окольная – целая тысяча. Но прямой дорогой никто давно уже не ездит: завалена она деревьями и колодами, заросла травой. Потому что сидит на дубу у этой дороги Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. От его посвиста соловьиного, от его покрика звериного травы сплетаются, цветы осыпаются, лес к земле клонится, а люди – мертвы лежат.

Не остановило такое предупреждение славного богатыря, поехал он прямой дорогой. Как только подъехал Илья Муромец к речке Смородине, засвистал Соловей-разбойник по-соловьиному, закричал по-звериному. Конь богатырский под Ильей спотыкаться стал. Стегнул его богатырь шелковой плетью, натянул тетиву и выстрелил стрелой каленой прямо в правый глаз злодею. Пристегнул его к стремени и по чисту полю дальше поехал.

Приехал в Киев-град немного позже намеченного времени – Владимир-князь как раз из церкви выходит. Пригласил князь богатыря в свои палаты, стал угощать и спрашивать, как его звать-величать, откуда родом да какой дорогой в Киев добирался. Рассказал о себе Илья Муромец и о том, что ехал дорогой прямоезжею, замешкался немного у Чернигова.

Не поверил богатырю князь Владимир, стал упрекать его во лжи. Знал князь, что у Чернигова от силы вражеской черным-черно, а у реки Смородины Соловей-разбойник свищет – и все замертво падают. Спокойно встретил Илья Муромец упреки князя, лишь сказал ему, чтобы шел во двор – там злодей, к стремени прикованный. Скорешенько вскочил князь на резвы ноженьки, кунью шубу на одно плечо накинул, шапочку соболью на одно ушко надел, выходит в свой широкий двор посмотреть на Соловья-разбойника. Но и своим глазам не поверил князь Владимир, просил разбойника засвистать – чтобы убедиться.

Но Соловей-разбойник не князя послушался, а своего победителя. Приказал ему Илья – и от свиста даже купола церковные покривились, окошечки в теремах рассыпались, люди замертво попадали, а князь от страха куньей шубкой укрылся.

Повез Соловья Илья Муромец в чисто поле, отрубил ему голову и сказал при этом такие слова:

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.

И поют за этот подвиг славу богатырю из века в век.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

goldsoch.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта