Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Картина васнецова добрыня никитич и змей горыныч


Картина васнецова добрыня никитич и змей горыныч — Домашние животные

Комментарии пользователей Привет Привет 07.12.2017 - 11:59

чушь

Talgat Rakhimbayev 09.12.2017 - 08:13

Людям во все времена для поднятия духа нужна была легенда (сказка)как нравственный ориентир.

МАКС ЧЁРНЫХ 10.12.2017 - 19:26

класс супер всё толково

Los Brakon eros 13.12.2017 - 14:55

Похуй, главное что ебашили нечисть скотоложно-басурманскую гнойную, чтоб мразь ебаная не ползала по святой Руси

Галымжан Султанов 16.12.2017 - 02:54

Все! Мозги (шпилить) горазды. Как можно понимать {бога} {тырь} у Вас у всех вообще есть мозги! Или всех Вас одебилили. Зачем спорить о том чего Вы Все не знаете ни слухом ни духом ни даже хотя бы не читавшие {только мельком от какого то =лживого (наученного) ученого}! ПОСТЫДИЛИСЬ БЫ

Денис Горлач 18.12.2017 - 05:26

опять америка в историю влазит и пидары его снимают видио

Arvydas Damijonaitis 20.12.2017 - 17:27

Факты истории – табу для россиян. В российских школах предмет „история“ – тотальная ложь, фальсификация для промывания мозгов, зомбирования детей. Например, общеизвестно, „летопись“ Слово о полку Игоревe – фальсификат, изготовленный в 19 веке. В 1362 году литовский король Альгирдас( Ольгерд) в битве у СИНИХ ВОДАХ разбил объединеную армию Золотой Орды.Неувязкa. В 1380 году–Куликовская стычка, междуусобица Тохтамыш c Мамаем. „Великая Куликовская битва“ с участием „Димы Донского“ – показуха, ложь для российского народа. В 1382 году хан Тохтамыш сжег до тла Москву, жителей вырезал поголовно. В Куликовской междуусобице, в мелкой стычке с Мамаем, победил ни Дима, а хан Тохтамыш. Позор российским ворам, фальсификаторам истории – победители Куликовской „битвы“ сoжгли Москву. Иван Грозный - правнук литовского короля Витаутаса (ВИТОЛЬД). Следующие династии - Романовы, a после переворота в 1917, власть в Кремле захватили евреи Ленин, Сталин. Кремлевские коммиссары - 80 проц. евреи. Ленин - внук еврея Бланк. На могиле матери Сталина стоит еврейский шаббатный кубок КИДДУШ. Убийство 200 тысяч православных священников - дело рук красных кремлевских коммисcаров- сионацистов. После военного преступления ГОЛОДОМОР в 1932 -1933 г, убийства 11 миллионов украинцев, красные кремлевские cuoнацисты – сталинцы должны быть переданы суду без срока давности.

Эдгар По 23.12.2017 - 05:45

Ты нафига Пересвета вставил, когда про Добрыню говорил!

Виктор Пшеничников 25.12.2017 - 09:16

бред какой-то несет отстой пропаганда

oleg kazakov 27.12.2017 - 23:10

Никаких былин в древней Руси не существовало, этот литературный жанр появился в 19 веке.Слово богатырь тюркского происхождения (батыр, багатур и т.д.).

Паша Колесников 30.12.2017 - 22:57

В третьяковке старый жид, молодому говорит, видишь трех богатырей, тот что в центре наш Еврей!

Teodor Loong 01.01.2018 - 17:10

Кацапопездлы пристроились к истории Киевской Руси.

Teodor Loong 04.01.2018 - 12:09

Dmitriy Esipov интуиция меня некогда не подводит. Вафлист козломордый когда приступаешь к отсасыванию? Интересно ты глотаешь или сплевуешь? Отвечай шлюшка

Dmitriy Esipov 06.01.2018 - 03:26

я и так понял что ты сосёшь не продолжай я знаю что ты мудак.

Teodor Loong 09.01.2018 - 01:10

Dmitriy Esipov я вижу ты знатный сосун, может и у меня отсосешь?

Dmitriy Esipov 11.01.2018 - 06:28

мои прадеды в отличие от твоих истребили вашизм но видимо не всех ещё остался ты пидораз.

Teodor Loong 13.01.2018 - 04:09

Dmitriy Esipov твои прадеды сосали и ты отсосешь. Тебе не привыкать, сосать и в очко долбиться

kairat keikі 03.01.2018 - 12:54

сказка

Александр Безбородько 04.01.2018 - 20:18

Когда в сказках ищут историческую правду, это смешно. Как минимум.

Beybars Edres 06.01.2018 - 01:02

Не надо пудрить мозги детям убери видео

black wolf 07.01.2018 - 23:56

Что, три богатыря - это поносный мультик, где они хорошие такие?

Другая история 09.01.2018 - 21:49

+Beybars Edres А ты кто такой? Откуда вылез?

Nelli Myshkova 08.01.2018 - 02:15

Интересно, на чем основываются Ваши исследования. Судя по Вашим комментариям история не Ваш конек?

Bake Boke 10.01.2018 - 19:05

Бабе цветы, дете мороженное, быдло Истрия сказки про богатырей! Богатыри от тюрков, цари от немчюры и тюрков, пропаганда от жидов!

БА СЯ 13.01.2018 - 04:14

БОГА ТЫРИ были только была АЗИЙАС, а не русь, И БОГА ТАРА тоже есть только они не словяны, и не ЛЁША А ЛАША

Rustam 15.01.2018 - 17:07

три пидораса и шамаханская царица

Саша Хильчук 17.01.2018 - 23:07

Илья Муромец, как сказал автор, имел прозвище Чоботок. Это уменьшительное от украинского слова чобот (чобіт) - по русски сапог. Есть легенда, что прозвище ему такое дали когда он отбился от врагов сапогом. ))) Вот и дали ему такое прозвище в Киеве где он был воеводою.

detckiy.ru

Змей Горыныч - история персонажа, рисунки, фильмы, Добрыня Никитич

Змей Горыныч: история персонажа

Персонаж русского фольклора, встречается в сказках и былинах. Разновидность огнедышащего дракона о нескольких головах (чаще всего их три, но возможны варианты). В фольклоре неизменно представляет злое начало, но в современных интерпретациях может оказываться и положительным персонажем.

Образ и характер

Место обитания Горыныча — обычно горы, что очевидно даже из имени героя. Рядом с местом, где живет герой, течет огненная река, а сам он стережет мост, соединяющий мир живых с царством мертвых. При описаниях Змея внимание главным образом фиксируется на многоголовости, остальные характерные черты упоминаются редко. Голов не обязательно три, но часто это количество, кратно трем — шесть, девять, двенадцать. Предполагается, что Горыныч — летающий змей, но о крыльях при этом речи не идет. Несмотря на то, что описания внешности Змея в текстах нет, рисуют того часто с когтистыми лапами и с длинным хвостом со стрелой на конце.

Рисунок Змея ГорынычаРисунок Змея Горыныча

Горыныч — огненный дракон, который извергает пламя, когда нападает. Иногда Горыныча связывают и со стихией воды. Тот предстает спящим на камне в море или живущим в воде, выходит из вод навстречу герою.

Змей Горыныч часто составляет в сказках пару с Кощеем Бессмертным, еще одним отрицательным фольклорным персонажем. Кощей руководит Горынычем и пользуется помощью Змея, совершая злодеяния.

В культуре

Образ Змея Горыныча многократно обыгран в культуре. И не только в литературе и кино. В парке «Кудыкина гора», который находится в селе Каменка Липецкой области, в прошлом году появилась громадная статуя Змея Горыныча, сделанная из бетона. Фото этого впечатляющего трехглавого чудища собрало полтора миллиона лайков в сети «Instagram». А в Харькове на набережной Лопани установили деревянный памятник, изображающий Горыныча.

Памятник Змею Горынычу
Памятник Змею Горынычу

Змей также стал центральной фигурой фонтана, поставленного в 2013 году в парке имени Кирова в Новосибирске. Между лап у Горыныча сидит еще один персонаж русских сказок — Кощей Бессмертный.

Фонтан Змея ГорынычаФонтан Змея Горыныча

Писатели и поэты не обошли Змея Горыныча вниманием. Братья Аркадий и Борис Стругацкие поместили героя в НИИЧАВО, где того заперли в старой котельной и использовали для опытов (повесть «Понедельник начинается в субботу»). В стихотворении Гумилева Змей выкрадывает девушек и уносит тех в собственный дворец. А.К. Толстой в стихотворении «Змей Тугарин» придал Горынычу качества оборотня. В облике певца герой появляется на пиру у князя Владимира и поет там.

Костюм Змея ГорынычаКостюм Змея Горыныча

У рок-группы «Красная плесень» есть песня «Ария Змея Горыныча». Про Змея Горыныча и трех богатырей ходят анекдоты, часто неприличного содержания, что говорит о неувядающей народной любви к родному фольклору.

К теме Змея Горыныча обращались русские художники первой половины ХХ века Виктор Васнецов и Иван Билибин (картины «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятишну»).

Добрыня Никитич и Змей ГорынычДобрыня Никитич и Змей Горыныч

На сленге военных именем Горыныча названа система разминирования УР-77 «Метеорит», созданная еще в 1977 году. «Горыныч» в ходу до сих пор. Так же называют другую технику, например, аэродромные спецмашины для очистки взлетно-посадочной полосы.

Экранизации

Про Змея Горыныча и других былинных персонажей несколько раз снималось кино. В фильме-сказке 1986 года выпуска «На златом крыльце сидели...» Кощей Бессмертный летает на Змее Горыныче, которого заправляет реактивным топливом, будто самолет. В ленте 1982 года под названием «Там, на неведомых дорожках...» героя превращают в козленка о трех головах, и Змей вообще не появляется на экране, хотя в сюжете присутствует.

Змей Горыныч в фильме «Там, на неведомых дорожках...»Змей Горыныч в фильме «Там, на неведомых дорожках...»

Еще раньше, в 1956 году, вышел фильм «Илья Муромец», где Горыныч играет роль «супероружия» в войске тугар. В разгар сражения Змея выпускают на поле брани. А первый фильм, где появился Змей Горыныч, был еще черно-белым и назывался «Василиса Прекрасная» (1939). Герой там желает жениться на Василисе и для этого похищает девицу. У Горыныча, как и полагается, три головы, причем одна из них изрыгает огонь, другая плюется водяной струей, а третья выдувает ураганный ветер. Сказочная бестия при этом живет в собственном роскошном дворце в окружении слуг вместе с приспешницей Бабой-Ягой.

Змей Горыныч в фильме «Василиса Прекрасная»Змей Горыныч в фильме «Василиса Прекрасная»

Чаще всего Змей Горыныч появлялся в мультипликационных фильмах. В мультфильме 1978 года выхода «Последняя невеста Змея Горыныча» герой мало похож на «канонического» Горыныча — у него всего одна голова, зато лап целых восемь, как у насекомого. Змей там похищает красавиц по всему миру и умеет превращаться в человека. Еще через два года на экраны вышел трехсерийный мультфильм «Баба Яга против!», где Горыныч показан в роли домашнего животного Бабы-Яги. Герой «засветился» даже в 16-ом выпуске сериала «Ну, погоди!», где появляется во сне Волка, в котором фигурируют разные сказочные герои. Горыныч там исполняет обязанности стража замка.

Змей Горыныч в мультфильме «Баба Яга против!»Змей Горыныч в мультфильме «Баба Яга против!»

В 2000-ые герой стал известен главным образом по серии мультфильмов о трех богатырях от студии «Мельница». Первый мультик этой серии, где фигурирует герой, называется «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Он вышел в 2006 году. Змей здесь положительный герой, старый товарищ богатыря Добрыни Никитича. По сюжету Змей Горыныч влез в долги к нечистому на руку купцу Колывану и в уплату долга согласился умыкнуть для Колывана княжескую племянницу Забаву, которую затем отправляются вызволять главные герои — Добрыня Никитич и Елисей. Доброго Горыныча из-за содеянного мучает совесть, и позже Змей помогает героям вернуть Забаву.

Змей Горыныч в мультфильмах студии «Мельница»Змей Горыныч в мультфильмах студии «Мельница»

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) Добрыня встречает Горыныча в китайском монастыре, а в «Трех богатырях на дальних берегах» (2012) Горыныч снова вступает в противоборство с Колываном и Бабой-Ягой (вместе с женами пропавших богатырей). В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» Горыныч как персонаж не присутствует.

Студия «Мельница» выпустила еще одну серию по мотивам русских народных сказок — «Иван Царевич и серый волк». В первом мультфильме серии, который вышел в 2011 году, тоже присутствует Змей Горыныч, но это не тот персонаж, который знаком зрителям по мультикам о богатырях. Горыныч здесь начинает как отрицательный персонаж, но Иван учит героя добрым делам.

Фото

24smi.org

Добрыня Никитич — Википедия РУ

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса[1].

МифологияМестностьПолОтецМатьСупругаСвязанные персонажиПроисхождениеУпоминания
Добрыня Никитич
Dobrinya.jpgВиктор Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри», изображающий Добрыню

былинный богатырь

Славянская

Русь

мужской

Никита Романович

Амелфа Тимофеевна

Настасья Микулишна

Настасья Микулишна (жена)

княжеское или купеческое, Рязань

«Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем»; «Добрыня и Змей»; «Добрыня и Маринка»; «Добрыня и Настасья»; «Добрыня и Алёша»; «Добрыня и Василий Казимирович» и другие

Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе
Андрей Рябушкин. «Добрыня Никитич». 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри».

Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем[2], а иногда племянником Владимира Красного Солнышка[3]. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован[4] и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Былинные сюжеты

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю[5]).

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем

15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)

16. Добрыня и Маринка[6][7][8]

17. Добрыня и Настасья

18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)

19. Добрыня и Василий Казимирович

По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях.

Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю[9]).

23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

24. Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Характер и прототип

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий»[10].

Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.

В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке[11].

Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде — не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.

Былина о Марине — переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это — песнь о добром молодце и реке Смородине[12]. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

История исследований

Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются В. Ф. Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса»[13]. Указав на сходство между Добрыней и змееборцами русских духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном, автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига — распространения христианства, — так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым насильственным крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи, и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки — Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны, спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира[14] указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват»[15]. Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе[16].

Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура — золотые рога представил профессор Николай Сумцов[17]. Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета — стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины — сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией[18].

Образ в культуре

Объекты, названные в честь Добрыни

Изобразительное искусство

Музыка

Фильмы

Мультфильмы

См. также

Примечания

  1. ↑ Как по числу связанных с его именем былинных сюжетов, так и по числу записанных от разных сказителей вариантов, что может быть доказано обращением к указателю: Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 278—288.
  2. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2: Добрыня Никитич, богатырь-боярин; богатырь Алеша Попович; Василий Казимирович, богатырь-дьяк. С. 11
  3. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 19, 22, 45
  4. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 49
  5. ↑ Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 285—287.
  6. ↑ Козловский С. В. Отражение древнерусской социальной практики в былине «о Добрыне и Маринке» // Вестник Удмуртского университета. 2016. Том 26. Вып. 4.
  7. ↑ Лестев А. В. Добрыня и Маринка. Выявление древнего мифа, лежащего в основе былины // Язык и текст langpsy.ru. 2014. №2.
  8. ↑ Жуйкова М. В. Зачем Маринка сожгла следы Добрыни? (заметки о происхождении любовной магии) // Антропологический форум. 2006 №4
  9. ↑ Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 288.
  10. ↑ Нефедов Г. Ф. Севернорусские говоры как материал для истории // Учёные записки Ленинградского ун-та. Серия филологич. наук. Вып. 2. № 33. Л., 1939. С. 258-259)
  11. ↑ См. Вс. Миллера, «Материалы для истории былинных сюжетов», X, «К былинам о Д.-змееборце», в «Этнографическом Обозрении», кн. XV, стр. 129—131.
  12. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 61
  13. ↑ Миллер В. Ф., Экскурсы в область русского народного эпоса — М., 1892 — С. 32—54
  14. ↑ См. Летопись по Лаврентьевскому списку под 1128 г.
  15. ↑ Этнографическое Обозрение, 1893, кн. XVII
  16. ↑ См. «Экскурсы» — приложение, стр. 22—25 и «Ж. M. H. Пр.», 1893, № 1, отд. 2, стр. 233 и сл. См. также О. Миллер, «Илья Муромец», стр. 523; Кирпичников, «Поэмы ломбардского цикла», стр. 179, 182; Дашкевич, «Алёша Попович», стр. 49; Халанский, «Великорусские былины», гл. III, стр. 13
  17. ↑ Этнографическое Обозрение. 1892, кн. XIII и XIV, стр. 143 и сл.
  18. ↑ См. «Материалы для истории былинных сюжетов» VI, в «Этнографическом Обозрении», кн. XIII—XIV, стр. 112—115)

Литература

Ссылки

http-wikipediya.ru

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Победа над Змеем Горынычем стала первым и самым известным подвигом Добрыни Никитича, среднего из трех знаменитых русских богатырей. Передавая былины из уст в уста, люди наделили эпических героев важными для народа чертами характера. Так, применительно к Добрыне часто упоминается «вежество», под которым понимается не только храбрость, но и выдающиеся дипломатические способности, знание этикета, грамотность, таланты к творчеству. Словом, к богатырской физической силе прилагается образованность и мудрость.

Змей Горыныч воплощает в этом сюжете иррациональное, эпическое зло. Его часто изображают трехглавым и изрыгающим пламя. Былина рассказывает о двух боях Добрыни со Змеем: из обоих богатырь выходит победителем, но в первом оставляет противника в живых, что не характерно для русского эпоса. И если первая схватка спровоцирована нарушением Добрыней неписанного запрета купаться в реке, где обитает Змей, то вторая нужна для спасения племянницы князя Забавы Путятишны и освобождения Руси от страшного проклятия.

Интересно, что, поразив Змея во имя спасения девушки, Добрыня обнаруживает в логове чудовища множество плененных людей, включая даже иностранных королевичей. Таким образом, выполняя задание князя (что также нехарактерно для богатырского эпоса), Добрыня превращает свой подвиг в героический по существу: освобождает Русь от гнета Змея.

Яркая и эффектная композиция схватки построена на контрасте красной (плащ и рубаха, яшма) с золотом (кольчуга и шлем, пирит) фигуры богатыря и ярко-зеленого Змея. Стоит присмотреться к крыльям чудища: они вырезаны настолько тонко, что края яшмовых блоков становятся полупрозрачными.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Из сборника «Былины» под редакцией Л. М. Леонова

...Говорил Добрыня сын Никитинич:

«Ах ты эй, Змея да ты проклятая!

Черт ли тя нес да через Киев-град!

Ты зачем взяла князеву племянницу,

Молоду Забаву дочь Путятичну?

Ты отдай же мне князеву племянницу

Без бою, без драки-кроволития!»

Тогда Змея она проклятая

Говорила-то Добрыне да Никитичу:

«Не отдам я тебе князевой племянницы

Без бою, без драки-кроволития!»

Заводила она бой-драку великую.

Они дрались трои суточки,

Но не мог Добрыня Змею перебить.

Хочет тут Добрыня от Змеи отстать,

Как с небес Добрыне глас гласит:

«Молодой Добрыня сын Никитинич!

Дрался со Змеей ты трои суточки,

Подерись со Змеею еще три часа:

Ты побьешь Змею да ту проклятую!»

Он подрался со Змеею еще три часа,

Он побил Змею да ту проклятую.

Та Змея она кровью пошла.

...Расступилась тогда матушка сыра земля,

Пожрала она кровь да всю змеиную.

Тогда Добрыня во нору пошел,

Во те во норы да во глубокие.

Там сидят сорок царей, сорок царевичей,

Сорок королей да королевичей,

А простой-то силы той и смету нет.

Тогда Добрынюшка Никитинич

Говорил-то он царям да он царевичам

И тем королям да королевичам:

«Вы идите нынь туда, откель принесены.

А ты, молода Забава дочь Путятична,

Для тебя я эдак теперь странствовал,

Ты поедем-ка ко граду ко Киеву,

А й ко ласковому князю ко Владимиру».

stonecarving.ru

Добрыня Никитич — википедия орг

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса[1].

МифологияМестностьПолОтецМатьСупругаСвязанные персонажиПроисхождениеУпоминания
Добрыня Никитич
Dobrinya.jpgВиктор Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри», изображающий Добрыню

былинный богатырь

Славянская

Русь

мужской

Никита Романович

Амелфа Тимофеевна

Настасья Микулишна

Настасья Микулишна (жена)

княжеское или купеческое, Рязань

«Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем»; «Добрыня и Змей»; «Добрыня и Маринка»; «Добрыня и Настасья»; «Добрыня и Алёша»; «Добрыня и Василий Казимирович» и другие

Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе
Андрей Рябушкин. «Добрыня Никитич». 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри».

Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем[2], а иногда племянником Владимира Красного Солнышка[3]. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован[4] и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Былинные сюжеты

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю[5]).

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем

15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)

16. Добрыня и Маринка[6][7][8]

17. Добрыня и Настасья

18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)

19. Добрыня и Василий Казимирович

По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях.

Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю[9]).

23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

24. Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Характер и прототип

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий»[10].

Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.

В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке[11].

Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде — не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.

Былина о Марине — переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это — песнь о добром молодце и реке Смородине[12]. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

История исследований

Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются В. Ф. Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса»[13]. Указав на сходство между Добрыней и змееборцами русских духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном, автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига — распространения христианства, — так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым насильственным крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи, и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки — Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны, спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира[14] указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват»[15]. Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе[16].

Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура — золотые рога представил профессор Николай Сумцов[17]. Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета — стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины — сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией[18].

Образ в культуре

Объекты, названные в честь Добрыни

Изобразительное искусство

Музыка

Фильмы

Мультфильмы

См. также

Примечания

  1. ↑ Как по числу связанных с его именем былинных сюжетов, так и по числу записанных от разных сказителей вариантов, что может быть доказано обращением к указателю: Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 278—288.
  2. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2: Добрыня Никитич, богатырь-боярин; богатырь Алеша Попович; Василий Казимирович, богатырь-дьяк. С. 11
  3. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 19, 22, 45
  4. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 49
  5. ↑ Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 285—287.
  6. ↑ Козловский С. В. Отражение древнерусской социальной практики в былине «о Добрыне и Маринке» // Вестник Удмуртского университета. 2016. Том 26. Вып. 4.
  7. ↑ Лестев А. В. Добрыня и Маринка. Выявление древнего мифа, лежащего в основе былины // Язык и текст langpsy.ru. 2014. №2.
  8. ↑ Жуйкова М. В. Зачем Маринка сожгла следы Добрыни? (заметки о происхождении любовной магии) // Антропологический форум. 2006 №4
  9. ↑ Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 288.
  10. ↑ Нефедов Г. Ф. Севернорусские говоры как материал для истории // Учёные записки Ленинградского ун-та. Серия филологич. наук. Вып. 2. № 33. Л., 1939. С. 258-259)
  11. ↑ См. Вс. Миллера, «Материалы для истории былинных сюжетов», X, «К былинам о Д.-змееборце», в «Этнографическом Обозрении», кн. XV, стр. 129—131.
  12. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 61
  13. ↑ Миллер В. Ф., Экскурсы в область русского народного эпоса — М., 1892 — С. 32—54
  14. ↑ См. Летопись по Лаврентьевскому списку под 1128 г.
  15. ↑ Этнографическое Обозрение, 1893, кн. XVII
  16. ↑ См. «Экскурсы» — приложение, стр. 22—25 и «Ж. M. H. Пр.», 1893, № 1, отд. 2, стр. 233 и сл. См. также О. Миллер, «Илья Муромец», стр. 523; Кирпичников, «Поэмы ломбардского цикла», стр. 179, 182; Дашкевич, «Алёша Попович», стр. 49; Халанский, «Великорусские былины», гл. III, стр. 13
  17. ↑ Этнографическое Обозрение. 1892, кн. XIII и XIV, стр. 143 и сл.
  18. ↑ См. «Материалы для истории былинных сюжетов» VI, в «Этнографическом Обозрении», кн. XIII—XIV, стр. 112—115)

Литература

Ссылки

www-wikipediya.ru

Добрыня Никитич Википедия

Андрей Рябушкин. «Добрыня Никитич». 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри».

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса[1].

Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем[2], а иногда племянником Владимира Красного Солнышка[3]. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован[4] и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Былинные сюжеты

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю[5]).

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем

15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)

16. Добрыня и Маринка[6][7][8]

17. Добрыня и Настасья

18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)

19. Добрыня и Василий Казимирович

По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях.

Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю[9]).

23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

24. Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Характер и прототип

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий»[10].

Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.

В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке[11].

Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде — не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.

Былина о Марине — переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это — песнь о добром молодце и реке Смородине[12]. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

История исследований

Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются В. Ф. Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса»[13]. Указав на сходство между Добрыней и змееборцами русских духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном, автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига — распространения христианства, — так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым насильственным крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи, и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки — Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны, спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира[14] указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват»[15]. Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе[16].

Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура — золотые рога представил профессор Николай Сумцов[17]. Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета — стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины — сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией[18].

Образ в культуре

Объекты, названные в честь Добрыни

Изобразительное искусство

Музыка

Фильмы

Мультфильмы

См. также

Примечания

  1. ↑ Как по числу связанных с его именем былинных сюжетов, так и по числу записанных от разных сказителей вариантов, что может быть доказано обращением к указателю: Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 278—288.
  2. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2: Добрыня Никитич, богатырь-боярин; богатырь Алеша Попович; Василий Казимирович, богатырь-дьяк. С. 11
  3. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 19, 22, 45
  4. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 49
  5. ↑ Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 285—287.
  6. ↑ Козловский С. В. Отражение древнерусской социальной практики в былине «о Добрыне и Маринке» // Вестник Удмуртского университета. 2016. Том 26. Вып. 4.
  7. ↑ Лестев А. В. Добрыня и Маринка. Выявление древнего мифа, лежащего в основе былины // Язык и текст langpsy.ru. 2014. №2.
  8. ↑ Жуйкова М. В. Зачем Маринка сожгла следы Добрыни? (заметки о происхождении любовной магии) // Антропологический форум. 2006 №4
  9. ↑ Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 288.
  10. ↑ Нефедов Г. Ф. Севернорусские говоры как материал для истории // Учёные записки Ленинградского ун-та. Серия филологич. наук. Вып. 2. № 33. Л., 1939. С. 258-259)
  11. ↑ См. Вс. Миллера, «Материалы для истории былинных сюжетов», X, «К былинам о Д.-змееборце», в «Этнографическом Обозрении», кн. XV, стр. 129—131.
  12. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 61
  13. ↑ Миллер В. Ф., Экскурсы в область русского народного эпоса — М., 1892 — С. 32—54
  14. ↑ См. Летопись по Лаврентьевскому списку под 1128 г.
  15. ↑ Этнографическое Обозрение, 1893, кн. XVII
  16. ↑ См. «Экскурсы» — приложение, стр. 22—25 и «Ж. M. H. Пр.», 1893, № 1, отд. 2, стр. 233 и сл. См. также О. Миллер, «Илья Муромец», стр. 523; Кирпичников, «Поэмы ломбардского цикла», стр. 179, 182; Дашкевич, «Алёша Попович», стр. 49; Халанский, «Великорусские былины», гл. III, стр. 13
  17. ↑ Этнографическое Обозрение. 1892, кн. XIII и XIV, стр. 143 и сл.
  18. ↑ См. «Материалы для истории былинных сюжетов» VI, в «Этнографическом Обозрении», кн. XIII—XIV, стр. 112—115)

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Добрыня, Добрынюшка, Добрыня Никитич. » Боги Славян

Статья из СЛАВЯНСКОГО ПАНТЕОНА

1-добрыня-56е

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — герой  СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА, на его примере можно рассматривать перерастание образа  реального человека в героя народных былин.

РОДОСЛОВНАЯ: Добрыня родился в Рязанской области.

Исторически — брат Малуши, и, следовательно, дядя князя Владимира (Красно Солнышко).

В былинном варианте — имел отца — Никиту Романовича, Мать — Амелфу Тимофеевну и жену — Настасью Микулишну — дочь Микулы Селяниновича.

Имел побратимов Илью Муромца и  Алешу Поповича.

БОГАТЫРЬ. По популярности это второй (после Ильи то Муромца)  богатырь в русском народном эпосе.

Да, был такой эпизод в жизни Добрыни — крестил он Новгород. А ведь до этого, на холме Перыни он там  культ Перуна утвердил! А чтобы утвердить культ, кем надо быть? Правильно, жрецом. Так что много что Добрынюшка сделал, много чего наворотил. И  идолы сам ставил, и капища сам разрушал.

**********

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет свое природное «вежество». Часто князь дает ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем, Худ.К.Васильев

Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем, Худ.К.Васильев

СПОСОБНОСТИ: Он часто изображается служилым богатырем при князе Владимире.   Он умеет читать и писать (Киреев. II, 49) и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку поверток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поет, играет на гуслях.БОЙ С ГОРЫНЫЧЕМ: Добрыня бьется со змеем Горынычем на р. Пучае (иначе Израе) и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну или его дочь Марфиду, или сестру Марью Дивовну;ПОХОЖДЕНИЯ: Добрыня вместе с Дунаем едет к королю Ляховицкому, чтобы посвататься от имени Владимира за Апраксу-королевичну, которую затем и привозит в Киев;Встречается с паленицей Настасьей, бьется с ней в затем женится на ней;Уезжает надолго от жены, которая собирается выйти замуж за Алешу Поповича. Приезд Добрыни расстраивает свадьбу;Оскорбляет волшебницу Марину, которая обращает его в тура. Возвратив свой прежний вид, Добрыня казнит Марину

Рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Якимовской летописи,   указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне.   Летописная связь Добрыни  с Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечем, а Добрыня огнем) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны, спасенной Добрыней от змея.

.

Добрыня Никитич, Худ.Станислав Москвин

Добрыня Никитич, Худ.Станислав Москвин

ДОТАТАРСКИЙ ПЕРИОД:  В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода кн. Владимира Добрыня.Добрыня был ближним, подручным дружинником у Игоря и Святослава. Отправляясь со Святославом в очередной набег, Добрыня по блату пристроил в терем Ольги свою родную младшенькую сестрёнку Малушу. После очередного короткого отдыха дружины в Киеве Малуша пришла к Ольге и спросила, а можно я вас, государыня, буду мамой называть?… В конце концов как женщина вы меня должны понять… Ольга всё поняла и сослала Малушу с глаз долой в родную деревню, но Владимира, который родился у Малуши будто бы от Святослава, потом взяла ко двору. Тем временем Добрыня был весь изранен в боях и оправлен на покой в Киев. Все места были заняты, и Добрыню назначили наставником — «дядькой» — к третьему, незаконному сыну Святослава. Незаконность была не в отсутствии записи о браке Святослава с Малушей, а в социальном происхождении матери — не из варягов, подлой профессии — ключница (завхоз). Итак, Добрыня, как мы разобрались, был настоящим дядькой Владимира, без кавычек. Когда лет в 6-8 Владимира назначили князем Новгородским, то поехал он туда, естественно, с Добрыней. Добрыня стал воеводой и фактическим правителем Новгорода…»

Добрыня Никитич и Забава Путятишна, Худ.А.Рябушкин

Добрыня Никитич и Забава Путятишна, Худ.А.Рябушкин

ДОГОВОР СО ЗМЕЕМ: Говорила Добрыне матушка:— Когда ездишь ты на гору Сорочинскую, топтать молодых змеенышей, выручать полонов русских, не купайся, Добрыня, во Пучай-реке. Пучай-река студеная, а середняя струйка как огонь течет.

Не послушал Добрыня матушку, искупался во Пучай-реке. Вдруг подул ветер, нанесло тучу, но не ветер, не туча это — налетел Змей Горыныч о двенадцати головах и двенадцати хоботах. Хочет он Добрыню огнем спалить, а у того ни оружия, ни коня — все на берегу осталось. Изловчился Добрыня, схватил свою шапку, полную земли греческой, как встарь называли порох, да так ударил Змея, что отшиб ему одиннадцать голов и одиннадцать хоботов. Упал Змей на сыру землю, хочет Добрыня его смерти предать, а тот взмолился:— Давай с тобой положим заповедь великую, дадим друг другу зарок: тебе не топтать младых змеенышей, а мне не летать на святую Русь, не брать русских полонов.Положили они заповедь великую, но недолго следовал Змей клятве: пролетая над Киевом, схватил Князеву пленницу, молодую Забаву Путятичну, — и унес в свою нору глубокую.Владимир Красное Солнышко отправил сильномогучих богатырей выручать Забаву из полона. Двинулся в путь и Добрыня Никитич.

Победа над Змеем Горынычем, Худ.Н.К.Рерих

Победа над Змеем Горынычем, Худ.Н.К.Рерих

Приехал он на гору Сорочинскую, потоптал всех молодых змеенышей. Вышел Змей Горыныч из своей норы и начал ему пенять на то: дескать, брал Добрыня на себя зарок.— Ах ты, проклятый Змей! — отвечал ему Добрыня. — Черт ли нес тебя через Киев-град? Отдай Князеву племянницу подобру-поздорову, не то не сносить тебе последней головы.Начал Горыныч бой-драку великую, длился тот бой три дня и три ночи, но убил-таки Добрыня Змея Горыныча.Спустился он в глубокую нору, нашел Забаву Путятичну. Кроме нее, там много сидело царей и царевичей, королей и королевичей, а простого народу и сметы нет.— Всем вам, господа, воля вольная, — сказал Добрыня, а сам повез Забаву Путятичну ко граду ко Киеву, к ласкову князю Владимиру

bogislavyan.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта