ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ “ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК”. Картина васнецов илья муромец и соловей разбойник


Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец)

2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в Киево- Печерском монастыре.)

3)        Какими чертами русского национального характера наде­лён былинный герой Илья Муромец? (любовь к родной земле, общинность, милосердие, физическая сила и сила духа, бесстра­шие, мощь, смелость, безрассудство, лень)

4)        Выразительно прочитайте эпизод былины, где описывает­ся встреча Ильи Муромца с Соловьём-разбойником. (Засвистал- то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному, Так все травушки-муравы уплеталися, Да и лазоревы цветочки осыпалися, Тёмны лесушки к земле все приклонились Его добрый конь да богатырский, А он на корни да спотыкается — А и как старый-то казак да Илья Муромец Берёт плеточку шёлковую в белу руку, А он бил коня да по крутым рёбрам, Говорил-то он? Илья, таковы слова: Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок! Али ты идти не хошь, али нести не можь? Что ты на корни, собака, спотыкаешься? Не слыхал ли посвиста соловьего, Не слыхал ли покрика звериного, Не видал ли ты ударов богатырскиих? А и тут старыя казак да Илья Муромец Да берёт-то он свой тутой лук разрывчатый.

Во свои берёт во белы он во ручушки. Он тетивочку шёлковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал, Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повёз его по славну по чисту полю, Мимо гнёздышка повёз да соловьиного.)

Как проявил себя во время битвы с Соловьём-разбойником богатырь?

5)         Перечислите художественные особенности, характерные для данной былины, (постоянные эпитеты — «травушки-муравы», «силушку великую»; гиперболы — Во том гнёздышке да соловьино- ем, / А случилось быть да и три дочери, / А и три дочери его лю- бимьшх; повторы — Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу, / Сидит Соловей Разбойник...)

6)     Какие ещё былины об Илье Муромце вы знаете? («Три по­ездки Ильи Муромца»)

7)      Кто из русских художников иллюстрировал былины? (Бы­линные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив своё отношение к бы­линному творчеству. Одним из самых известных художников- иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Среди самых популярных живописных полотен Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «Три богатыря» (1881-1898). Остановимся на истории создания картины «Три богатыря». В 1876-м Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии русских художни­ков. Именно здесь он задумал «начать новый жанр своей дея­тельности» и сделал первый этюд «Богатырей». В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьёй переезжает в Москву. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу (былине), сказке, родной истории. В 1893-1894 годах Васнецов построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в

Москве, где были закончены «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», выполнены сказочные полотна «Царевна-лягушка», «Спящая царевна» и др. Полностью картина «Богатыри» была го­това только в 1898 году, то есть создавалась художником более 20 лет. Решённая в монументально-декоративном плане картина воссоздаёт образы трёх любимейших народом героев былинно­го эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, чёткие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные крас­ки — зелёная, коричневая, красная, белая, синяя, придавая осо­бую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объеди­нён плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид, — в одной руке, напряжённо поднятой к глазам, у него палица, в другой копьё, — исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» — Алёша Попович. Молодой красавец, пол­ный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикрепле­ны гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответст­вии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчёркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить са­мые сложные поручения, требующие изворотливости ума и ди­пломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической живописи и со­гласно творческому принципу Васнецова, конкретны, историче­ски точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами харак­тера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, со­звучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Бо­гатыри» заняли почётное место в Третьяковской галерее. «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецо­ва занимают одно из первейших мест», — выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетённая и ещё затоптанная... а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

Ещё одним известным русским художником, обращавшимся в своём творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин (1844-1930). Он написал известную картину «Садко». Репин сам дал истолкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в не­весты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном отечестве.)

Рекомендуем посмотреть:

  • < Назад
  • Вперёд >

www.shollklass.ru

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ “ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК”

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ “ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК”

1 вариант

Былина – это жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси (IX – XIII веков).

Термин “былина” был введен И. Сахаровым, который позаимствовал его из выражения “Слова о полку Игореве “: ” по былинам сего времени ” (ранее подобные произведения называли “богатырскими сказками”). Изображаемый в “богатырских сказках” мир – это Древняя Русь (Киев, Новгород, Муром, Галич, Чернигов, другие русские города), а основное содержание – рассказ о героических подвигах русских богатырей в борьбе с врагами родной земли.

Врагами Руси в былинах выступают южные кочевые племена, монголо-татарская орда. В былинах рассказывается о том, что происходило на самом деле, но реальные образы и картины неотделимы в них от фантастического вымысла, где враги – фантастические существа.

Соловей-разбойник сидит на семи дубах и “громким посвистом” губит все живое вокруг, а новгородский гусляр Садко получает за свою игру богатство от морского царя. Все былинные богатыри олицетворяют свойства, черты, интересы, возможности целого народа, его идеалы.

Илья Муромец – “сильный-могучий богатырь”, занимает особое место. Его подвиги приурочены к событиям Киевской Руси во времена княжения Владимира Красное Солнышко.

Илья Муромец главным делом своей жизни считает защиту родной земли. И дело свое он делает легко, играючи, потому что силой наделен необыкновенной: как возьмет в руки “саблю буевую”, как начнет “по силушке погуливать”, “повернется – вокруг улицы”, “поворотится – часты площади”. По пути во стольный Киев-град,

Куда Илья Муромец едет “заложиться за князя Володимира, послужить ему верою-правдою, постоять за веру христианскую”, он один легко устраняет сразу три “помехи”:

…Первая помеха – очистил я Чернигов-град,

Другая помеха – я мостил мосты

На пятнадцать верст

Через ту реку через Смородину;

Третья помеха – я сошиб Соловья-разбойника.

Былинный богатырь совершает эти подвиги во имя родной земли. При этом он выступает как обобщенный образ идеального героя, в котором воплощены и лучшие черты реальных лиц далекого прошлого.

В его поступках, во всем его облике, а также в фантастическом преувеличении слышится отголосок реальных исторических событий.

Конечно, былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” – произведение искусства, которому присущи вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение.

Но главное и в этом произведении, и в других былинах об Илье Муромце (“Илья Муромец и Калин-царь” и “Илья Муромец и Идолище”) – высшая цель, во имя которой живет герой. А цель эта – мирный труд на родной земле, свободной от завоевателей и поработителей. Ведь в первую очередь Илья Муромец – простой крестьянин, которого отец в трудную для отечества минуту благословил “на дела добрые”: послужить князю “на почесть-хвалу”.

2 вариант

Героический эпос – это повествование о прошлом, представляющее целостную картину народной жизни и деяний героев-богатырей. Основу сюжета в героическом эпосе составляют события, связанные не с личными интересами героя, а с его общественным долгом.

Свои подвиги богатыри совершают во имя благородных целей, самая главная из которых – это защита родины от чужеземных поработителей.

Многие былины повествуют о монголо-татарском нашествии на Русь.

К их числу принадлежит и один из шедевров устного народного творчества – былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”.

В центре сюжета – путешествие русского богатыря “из города Мурома” в Киев и его победа над Соловьем-разбойником, олицетворяющим вражеские силы. Путь в Киев превращается для

Ильи Муромца в победное шествие. Сначала он освобождает от врагов город Чернигов:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно…

… Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую!

Илья-Муромец узнает, что народ страдает от Соловья-разбойника:

И от его ли то от посвиста соловьего,

И от его ли то от покрика звериного

Все-то травушки-муравы заплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей – то все мертвы лежат.

Русь гибнет от разбойников-завоевателей. И богатырь отправляется на сражение с Соловьем – разбойником и побеждает его, берет в плен и везет в Киев. Но на пути встречаются Илье Муромцу зятья Соловья-разбойника. Они хотят подкупить русского богатыря дарами драгоценными. Но он не предает родину и свой народ (“да мужик – то деревенщина не слушается”). Илья Муромец убивает пленника со словами:

Тебе полно свистать да по-соловьему,

Тебе полно кричать да по-звериному,

Тебе полно вдовить да жен молодых,

Тебе полно сиротить да малых детушек!

Так богатырь освобождает Русь от врага.

Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” проникнута глубоким патриотическим смыслом.

Богатырь отказывается от всех лестных предложений, ведь главное для него – это не почести и не богатство, а защита родного края.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ “ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК”

goldsoch.info

Картинки Из Мультфильма Илья Муромец И Соловей Разбойник

По запросу «картинки из мультфильма илья муромец и соловей разбойник» нашлось 13131 фото

Картинки Из Мультфильма Илья Муромец И Соловей Разбойник
Илья муромец картинки (фото рисунков).

Описание, характеристика героя. Автор: павел ин. Рейтинг пользователей: / 52 худший лучший феноменальные способности верования. 15. 11. 2013 11:02. 40 comments. Twitter. Socbuttons v1. 5. «богатырский скок». Виктор васнецов. картинки осенний пейзаж карандашом

1914. Е. П. Шитиков. «илья муромец». 1981 г. «богатыри». Виктор васнецов. 1881—1898. Изображение ильи муромца в центре.

В городском парке мурома был установлен памятник илье муромцу скульптора в. М. Клыкова. Виктор васнецов под впечатлением былины «илья муромец и разбойники» написал картину «витязь на распутье». Картина "илья муромец" николая рериха. Рисунок илья муромец константина ваильева. Голь кабацкая. Константин васильев. Раскраска для детей на тему ильи муромца. Иллюстрации. Кочергин николай михайлович.

Илья муромец является, несомненно, центральной фигурой русского эпоса.

О нем существует наибольшее количество былин, и ему посвящена целая научная литература. Главнейшие сюжеты былин об илье муромце следующие: илья получает богатырскую силу, встреча его с святогором, поездка ильи в киев и встреча с соловьем разбойником, три поездки ильи, ссора ильи с князем владимиром, илья в царьграде, илья и жидовин, илья и идолище, бой ильи с паленицей, бой ильи с сыном. По мнению ученых старой мифологической школы, в основе образа ильи лежит миф о светлом божестве, в основе каждого его похождения, миф, теперь затемненный, но могущий быть восстановленным. Вместе с тем, илья муромец воплощение духа русского народа, в частности крестьянства, его общинности. Историческое лицо, которое носило бы имя ильи муромца, удалось найти иловайскому в лице одного из героев смутного времени; но былинный илья муромец был известен задолго до этого времени. Имя ильи "русского" (ilias von riuzen или of graeca) встречается уже в ortnitsag''е (xii век) и tidreksag''е (xiii век) наряду с именем владимира. Древнейшие указания на илью наших былин представляет собой письмо оршанского старосты кмиты чернобыльского, который говорит о силе "ilii muravlenina i solowia budimirowicza". Следующим упоминанием является упоминание эриха лясоты яблоня колоновидная валюта фото о "morowlin''е". По-видимому, в xvii веке в киеве илья муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в киево-печерском монастыре. Заслуживает внимания, что в древнейших списках былин (xvii век) его имя носит муровец; точно также в финских пересказах былин имя передается muurovitza. Все это указывает, что древнейшей формой его имени было не муромец, а муровец или муровлен. В поисках исторической основы образа ильи обращались к летописному свидетельству о сыне ярослава, носившем имя ильи.

Но, не говоря уже о том, что место в летописи (i новгородской) не ясно, вряд ли возможно предположить, чтобы ничем не замечательный князь дал начало образу первого богатыря. Более вероятным представляется другое мнение, возводящее илью муромца к олегу. Имя илья сближается с именем олег через форму eligas. Если принять во внимание, что большая часть подвигов ильи (если не все) носит на себе печать бродячих мотивов, известных эпосам разных народов, то надо признать, что историческая основа образа ильи и былин о нем далеко не выяснена, и что открытым остается самый вопрос о том, насколько существенны в данном случае исторические элементы. Из параллелей наиболее убедительны параллели с рустемом и асфендиаром, приводимые вл. Стасовым и потом вс. Миллером в его "экскурсах". Сходство некоторых былин об илье с соответствующими местами рустемиады очень велико и не может быть случайно. Сам автор этой гипотезы (вс.

Миллер), однако, отказался от нее в позднейших работах и склонился к точке зрения "исторической" гипотезы. Этот образ пережил, по-видимому, значительную эволюцию. Новым, зависящим от перехода эпоса в крестьянскую среду, является крестьянское обличьё и происхождение ильи. В начале он, по-видимому, был дружинником. Смутное время наложило на него свою печать, сделав его "казаком", и, наконец, на дальнем севере он оказался крестьянским сыном. За эту долгую жизнь образ ильи в былевом эпосе расширился, по-видимому, за счет других богатырей, вытеснив их из некоторых сюжетов, и, несомненно, привлек к себе значительное количество различных бродячих сюжетов. Во время боя перуна со змеем добрыня никитич метнул в него шапку с землёй, илья муромец — стрелу, алёша попович поразил его заклинанием — позвал тучу, чтобы намочить крылья коня тугарина; на втором этапе чудовище убивают. Один из подвигов ильи муромца состоял, в убиении нечестивого идолища, который пожирал зараз по целому быку жареному и пил по котлу меда или пива, а котел был так велик, что его с трудом поднимали двадцать силачей. Не зря идолище иногда называют едалищем.

Илья муромец в сюжете с участием святогора выступает как аналог героя сказки.

Чаще всего горыня, дубыня красный проспект новосибирск фото и усыня выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трех эпических богатырей — ильи муромца, добрыни никитича и алеши поповича. Рисунки ильи муромца в маркетинге и искусстве. Илья муромец, чье имя является символом недюжинной силы и заступничества, стал самым популярным героем из трех богатырей (знаменитая картина васнецова сама по себе породила множество брендов). Еще в первой половине xx века в честь муромца называли боевые корабли и бомбардировщики, танки и бронепоезда, а в xxi картинки ильи муромца стали появляться в компьютерных игр. Прототипом былинного героя считают преподобного илию печерского, чьи мощи хранятся в киево-печерской лавре. В 2012 году мощи привезли для поклонения в россию. Описание жизни ильи муромца. Согласно былине исцеление илья муромца этот богатырь до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих).

Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» — это христос с двумя апостолами[5]. Калики, придя в дом к илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят илью встать и принести им воды. После этого илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят илье, что он должен идти на службу к князю владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в киев есть неподъёмный камень с надписью, который илья тоже должен посетить.

После, илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого илья скачет к князю владимиру. В былине «святогор и илья муромец» рассказывается, как илья муромец учился у святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец. Tags: былины былины об илье муромце илья муромец описание рисунки ильи муромца русский эпос характеристика илья муромец. Комментарии пользователей facebook и вконтакте.

Выскажите ваше мнение!!! Facebook.

Download soccomments v1. 3. Последние материалы в этом разделе: Пока горит свеча… гадание на воске. Магические свойства воска позволяют окунуться в неиз. Как «читать» книгу снов? Одна из загадок, вот уже много веков интригующая люде�. Заговор на деньги и удачу. Сила слов у каждого бывают периоды «черной» полосы. К. Где искать спасение. Чувствуете ли вы себя несчастным, испытываете ли стра.

Что значит венчание во сне. Толкование сна венчание многие люди говорят, что есл�. Relatedarticles. Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах: Добавить комментарий. Имя (обязательное). Обновить. Отправить (ctrl+enter). Отменить. Jcomments.

cemeterys.msk.ru

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

  • Автор: Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Пайская основная общеобразовательная школа №8» п. Пай, Прионежский р-н, Республика Карелия

БЫЛИНЫ об Илье Муромце

  • Первые подвиги Ильи Муромца.

  • Илья Муромец и Калин царь.

  • Святогор и Илья Муромец.

  • Три поездки Ильи Муромца.

  • Илья Муромец и Соловей Разбойник.

  • Бой Ильи Муромца с сыном.

Особенности былины

Былины-произведения искусства, а поэтому для них характерен вымысел. Для былин важна не правда отдельного факта, сколько правда жизни. Поэтому в былинах нет точности в воспроизведении исторических событий, дат, имён, географических названий.

Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях- и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжёлую годину испытаний дух народа. В былинах также рассказывается и о поражениях русских богатырей в схватке с врагами.

Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. В большинстве былин киевским князем «красное солнышко» называется один из стольнокиевских князей: Владимир Святославович(умер в 1015 году) и Владимир Всеволодович Мономах(1053-1125).

В былинах мы найдём много исторически достоверных примет. Кто не знает, например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копьё, шлем, кольчугу, - всё это есть и у богатыря.

Из какого города выезжает Илья Муромец? Куда? Какие подвиги совершает по пути?

Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно

  • Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно

  • просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему

  • обрести силу богатырскую.

  • 2.Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному,

  • шипел по-змеиному.

  • 3. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву

  • Путятишну, племянницу князя Владимира.

  • 4. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской.

  • 5. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана

  • у морского царя.

  • 6. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича.

  • 7. Богатырь, умевший превращаться в различных

  • животных.

Памятник Илье Муромцу в г.Муроме

  • Памятник Илье Муромцу в г.Муроме

rpp.nashaucheba.ru

Урок изобразительного искусства на тему "Илья Муромец и Соловей разбойник" 5 класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Звучит стихотворение:

Столетья, сменяя друг друга, идут.

Герои в старинных былинах живут.

Не раз от врагов они Русь защищали,

За землю свою не раз кровь проливали.

С тех пор поколений немало сменилось,

Но память о них на Руси сохранилась.

Подготовка класса к работе.

Познавательные:

- Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме

Коммуникативные:

-Планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные:

-Осуществляют  мотивационную  установку на предстоящую  работу.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Учитель:

Ребята! Как вы думаете о ком это стихотворение?

Давайте внимательно рассмотрим картины, которые я вам сейчас покажу (показ картин, на которых изображены богатыри).

Посмотрите на доску, перед вами очень известная картина, скажите, как она называется? Может кто-нибудь знает кто ее автор?            (В.М.Васнецов)                                         Обращаю внимание детей на коней, природу, изображенных мужчин.

Откуда же произошло это слово «богатыри»? Кем они были?

Может-быть вы знаете как зовут богатырей, изображенных на картине? Кто из них самый известный?

Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные:

-Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений: 

Регулятивные:

-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.

3

Выявление места и причины затруднения

А откуда нам известно о богатырях? Где мы можем познакомиться с ними?

Ребята, как вы думаете, что же такое «былина»?  (прочитать определение в учебнике на стр.94)

Сегодня мы должны с вами познакомиться с былинами на примере одного из самых известных богатырей – Ильи Муромца и узнать, что же за подвиг им был совершен.

Выявляют причины, затруднения

Познавательные:

- логическое решение проблемы

Коммуникативные:

- Взаимодействуют друг с другом в сравнении и обсуждении.

Регулятивные:

- Осуществляют взаимоконтроль, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Для того, чтобы нам познакомиться с Ильей Муромцем, нам необходимо продумать цель нашего урока исходя из темы. Для реализации поставленной цели необходимо продумать комплекс задач.

Дети формируют задачи (этапы) урока, с помощью вспомогательных слов: повторим, узнаем, создадим рисунок.

Для того, чтобы узнать о происхождении имени Ильи Муромца, давайте заглянем на страницы учебника (стр.94-95 учебника)

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Познавательные:

- логическое решение проблемы, построение логической цепи размышлений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

регулятивные:

- планирование, прогнозирование поставленных задач.

5

Реализация построенного проекта

Для того, чтобы узнать об истории, жизни богатырей, их интересах, научиться распознавать богатырей среди других народов, мы с вами вначале посмотрим презентацию (просмотр презентации о богатырях, их внешнем виде).

Некотерым из вас было дано задание: подготовить сообщение (выступают подготовленные дети с сообщениями о Илье Муромце, Соловье-разбойнике).

Изучение нового материала.

 

Познавательные:

-Знакомятся с былинами, богатырями.

-Научатся выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения по плоскости.

Коммуникативные:

- Понимание расположения соразмерности героев.

Регулятивные:

-«Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют, дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту решения композиционного замысла.

-Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

6

Первичное закрепление с комментированием

Тест на закрепление пройденного:

  1. Что такое былина?
  2.  Какие богатыри вам известны?
  3.  Назовите составные части костюма богатыря?
  4. Соотнесите стрелками: какие  отличительные черты характера относятся к Илье-Муромцу, а какие к Соловью-разбойнику.

На доске изображение Ильи – Муромца и Соловья-разбойника, предлагаю детям сравнить этих героев. Их внешний вид, деятельность, их характер и т.д.

Учащиеся выбирают наиболее эффективный путь достижения цели. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание:                                  Повышенный уровень: Изобразить битву Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.                                                Базовый  уровень: Изобразить Илью Муромца или Соловья-разбойника, выражая в рисунке характер, образ героя.

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения. Во время самостоятельной работы учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.

 

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Представляют результаты самостоятельной работы, результаты работы. Принимают участие в коллективном обсуждении.

Познавательные:

-Анализируют оригинальные произведения с целью выполнения практической задачи

- Используют в практической деятельности выразительные возможности, выполняют творческую композицию и импровизации на тему битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.

Коммуникативные:

- Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Регулятивные:

- Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи.

8

Включение в систему знаний и повторение

Учитель. – А сейчас давайте с вами вспомним всё, о чем узнали на сегодняшнем уроке.

Вопросы:

-Чем вам запомнился богатырь Илья Муромец?

-Каким перед читателем предстает Соловей-разбойник? Илья Муромец?

-Почему в былинах воспевали богатырей?

 

– Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.

 

 

Решают типовые задания

Познавательные:

-Умение использовать выбранные варианты замысла для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. 

Коммуникативные:

- Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.

-Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме.

Регулятивные:

- Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания.

Сегодня мы с вами познакомились с былинами на примере одного из богатырей -  Ильей Муромцем.

На этом наш урок закончен.

Спасибо за творчество и труд!

(на следующем уроке организовать выставку работ)

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 

Познавательные:

- Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах.

Коммуникативные:

- Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.

- Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложенного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном.

Регулятивные:

- Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения  подобных ошибок.

- Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки.

10

Домашнее задание

Закончить работу, подготовить в парах сообщение о других богатырях (Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче)

 

 

open-lesson.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта