Русский прорыв. Критики двадцать лет не признавали мастерство Васнецова. Интересные факты о васнецове и его картинах


Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) | Архив

В далеком вятском селе Лопьял под неумолчный вой вьюги маленький мальчик, будущий художник В. М. Васнецов, слушает волшебные сказки, которые рассказывает ему няня. Перед ним встают чудесные образы, впоследствии именно они лягут в основу многих его картин. Тоскует на берегу лесного ручья крестьянская девушка Аленушка, мчится на сером волке Иван Царевич, Баба-Яга колдует в своей избушке на курьих ножках, а три былинных богатыря зорко вглядываются в горизонт...

Эти и многие другие картины Васнецова передают огромную любовь автора к русской природе, русскому народу, его истории. Эта любовь, привитая с детства отцом-священником и развитая затем знаменитым педагогом П. П. Чистяковым во время учебы Васнецова в Академии художеств, получила окончательное воплощение в творчестве живописца после его переезда в Москву в 1878 году. "Я больше и сильнее Репина и Поленова ощущал, что без Москвы мне как художнику - конец", - писал В. М. Васнецов. Часами он бродил по набережным Москвы-реки, любовался Кремлем, проникался духом древней столицы России и, в конце концов, нашел свое истинное призвание - быть "историком несколько на фантастический лад".

Художник много работал. Вскоре появились его "Витязь на распутье" (1876), "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880), знаменитая "Аленушка" (1881), "Ковер-самолет" (1880), "Битва славян со скифами" (1884), "Три царевны подземного царства" (1884). В них воплощены лучшие черты русского народа - сила, мудрость, красота и величие души.

Творчество Васнецова было очень самобытно и по живописной манере, и по выбору сюжета, а потому непривычно, однако талант художника быстро оценили по достоинству. Ему поручили расписать один из залов только что построенного в Москве Исторического музея (1882-1885), а также Владимирский собор в Киеве (1885-1895).

Васнецов продолжал писать свои сказочные картины: "Иван-царевич на сером волке" (1899), "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали" (1896), "Гамаюн - птица вещая" (1897).

Вершиной творчества Васнецова считается картина "Богатыри", над которой он работал с перерывами почти 20 лет! Сколько раз друзья говорили, что полотно готово, что лучше и быть не может, но художник продолжал трудиться, все совершенствуя и совершенствуя свое творение. Результат - редкостное по силе воздействия на зрителя произведение изобразительного искусства.

Три всадника замерли на своих могучих конях посреди бескрайней русской степи. Они внимательно и тревожно вглядываются в даль: не приближаются ли враги Земли Русской, не нужна ли кому-нибудь помощь и защита? Такие разные, они - воплощение многогранности русского национального характера. Илья Муромец суров, невероятно силен и непреклонен. Добрыня Никитич лукав, немного тщеславен (одет богаче остальных и даже на коне его драгоценная сбруя), но умен, хитер и находчив. И, наконец, Алеша Попович - самый молодой и самый романтичный, легко вооружен, даже щита нет, вместо него - гусли. Он - душа этой "богатырской компании". Его вера в справедливость и готовность ее защищать происходит от необъятного сердца, от бесконечной доброты.

"Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", - написал известный критик В. В. Стасов после того, как в 1898 году картина была впервые показана на выставке.

До конца своих дней Васнецов был предан сказочно-былинной теме. В тихом переулке неподалеку от Самотечной площади в Москве стоит своеобразный памятник художнику - построенный по его собственному проекту дом (ныне дом-музей В. М. Васнецова). Это настоящий старинный русский терем, как снаружи, так и внутри. Советуем вам посетить его, и вы увидите дубовые скамьи вдоль стен, дубовый стол посередине комнаты (все выполнено по эскизам Васнецова), полюбуетесь на настоящие русские печи, изразцы для которых созданы по рисункам художника М. А. Врубеля.

А картину "Богатыри" и другие работы художника вы можете увидеть в Третьяковской галерее. Кстати, ее изумительный фасад также расписан по проекту В. М. Васнецова.

Это интересно

О том, какую злую шутку может сыграть с человеком неуверенность в себе, свидетельствует один факт из биографии

В.М. Васнецова. Приехав из далекой Сибири поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств, молодой человек очень волновался. На экзамене он нарисовал все, что было задано, и начал оглядываться по сторонам. К ужасу своему он заметил, что стоящий за соседним мольбертом абитуриент скептически разглядывает его рисунок и даже откровенно усмехается, чуть ли не смеется. "Все - провалился!" - решил Васнецов и пришел в такое отчаяние, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Проведя несколько дней в чужом городе, будущий художник поступил в Рисовальную школу И.Н. Крамского в надежде еще подучиться и попытать счастья на следующий год.

Каково же было его изумление, когда, снова придя подавать документы в Академию художеств, он выяснил, что поступил еще в первый раз и уже год числится на первом курсе!

Смотрите также:

www.aif.ru

интересные факты / Общество / Лента.co

   Читать оригинал публикации на diletant.media   

23 июля 1926 года в Москве скончался выдающийся художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Васнецов. Diletant. media вспоминает интересные факты о живописце и публикует некоторые самые известные его работы.

Образы святых занимают особое место в творчестве художника. При этом, лучше всего у него выходили именно русские святые.

Виктора Васнецова еще при жизни современники начали называть настоящим богатырем русской живописи. Это связано не столько так званой богатырской тематикой многих его работ, сколько с осознанием ими значительности личности живописца и его восприятием как родоначальника национального направления искусства.

Художник был глубоко верующим человеком, поэтому увлечённо занимался коллекционированием икон. Более того, он с удовольствием брался за все по росписи православных храмов. Самыми известными в этом плане работами Виктора Михайловича стал Киевский собор Святого Владимира, а также храм Христова Воскресенья в Петербурге.

Многих современников Васнецова удивляла его способность производить одновременно работы, которые на первый взгляд являются не совместимыми. К примеру, во время росписи Владимирского собора, он умудрился заниматься «Богатырями», а также работал над полотном «Иван Царевич на сером волке», книжными иллюстрациями и театральными эскизами.

Именно Виктору Михайловичу принадлежит авторство марки добровольного собора жертвам войны, которая была выпущена Московским городским общественным управлением в 1914 году.

Васнецов много сделал и для истории дизайна и архитектуры, в которых он старался отдать должное русскому духу и старине.

Первый набросок известнейшей его картины «Богатыри», законченной в 1898 году, был сделан карандашом еще в 1871 году.

В 1902 году художник был награждён французским орденом Почётного легиона.

Интересное о лучших картинах художника

«Ковер-самолет». Заказ поступил от известного мецената Саввы Мамонтова. Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги. На новой картине появилось сказочное и быстрое средство для передвижения. На правление она не произвела ожидаемого впечатления, так что, в конце концов, промышленник купил ее для себя, вместе с «Тремя царевнами подземного царства». «Ковер» вызвал кучу споров в журналистской и зрительской среде после представления его на VIII выставке передвижников.

«Богатыри». Этих трех былинных русских защитников знают и узнают на картине даже дети. Известно, что для натурщиков, которые позировали для картины, специально из запасников Русского музея напрокат была взята одежда. Почти двадцать лет работы, и полотно вышло столь убедительным и выразительным, к тому же точным отражением слов, положенных художником в основу сюжетной линии: «Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где».

«Аленушка». Эту картину простой иллюстрацией назвать нельзя. Воссоздавая известный всем сюжет, Васнецов стремился сделать эту сказочную героиню живой, близкой и понятной. Правда, задумывалась она как «Дурочка Аленушка», писалось с юродивой крестьянской девушки и не имело отношения к сказке. Получилось самое любимое произведение автора.

«Иван Царевич на Сером волке». Впервые Иван, обнимающий царевну, появился в эскизе «Ковра-самолета» в 1926 году. А потом по желанию Васнецова эта пара оказалась пересаженной на волка.

lenta.co

Виктор Васнецов: интересные факты | БОМОНД

23 июля 1926 года в Москве скончался выдающийся художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Васнецов. Diletant. media вспоминает интересные факты о живописце и публикует некоторые самые известные его работы.

Образы святых занимают особое место в творчестве художника. При этом, лучше всего у него выходили именно русские святые.

Виктора Васнецова еще при жизни современники начали называть настоящим богатырем русской живописи. Это связано не столько так званой богатырской тематикой многих его работ, сколько с осознанием ими значительности личности живописца и его восприятием как родоначальника национального направления искусства.

Художник был глубоко верующим человеком, поэтому увлечённо занимался коллекционированием икон. Более того, он с удовольствием брался за все по росписи православных храмов. Самыми известными в этом плане работами Виктора Михайловича стал Киевский собор Святого Владимира, а также храм Христова Воскресенья в Петербурге.

Многих современников Васнецова удивляла его способность производить одновременно работы, которые на первый взгляд являются не совместимыми. К примеру, во время росписи Владимирского собора, он умудрился заниматься «Богатырями», а также работал над полотном «Иван Царевич на сером волке», книжными иллюстрациями и театральными эскизами.

Именно Виктору Михайловичу принадлежит авторство марки добровольного собора жертвам войны, которая была выпущена Московским городским общественным управлением в 1914 году.

Васнецов много сделал и для истории дизайна и архитектуры, в которых он старался отдать должное русскому духу и старине.

Первый набросок известнейшей его картины «Богатыри», законченной в 1898 году, был сделан карандашом еще в 1871 году.

В 1902 году художник был награждён французским орденом Почётного легиона.

Интересное о лучших картинах художника

«Ковер-самолет». Заказ поступил от известного мецената Саввы Мамонтова. Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги. На новой картине появилось сказочное и быстрое средство для передвижения. На правление она не произвела ожидаемого впечатления, так что, в конце концов, промышленник купил ее для себя, вместе с «Тремя царевнами подземного царства». «Ковер» вызвал кучу споров в журналистской и зрительской среде после представления его на VIII выставке передвижников.

«Богатыри». Этих трех былинных русских защитников знают и узнают на картине даже дети. Известно, что для натурщиков, которые позировали для картины, специально из запасников Русского музея напрокат была взята одежда. Почти двадцать лет работы, и полотно вышло столь убедительным и выразительным, к тому же точным отражением слов, положенных художником в основу сюжетной линии: «Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где».

«Аленушка». Эту картину простой иллюстрацией назвать нельзя. Воссоздавая известный всем сюжет, Васнецов стремился сделать эту сказочную героиню живой, близкой и понятной. Правда, задумывалась она как «Дурочка Аленушка», писалось с юродивой крестьянской девушки и не имело отношения к сказке. Получилось самое любимое произведение автора.

«Иван Царевич на Сером волке». Впервые Иван, обнимающий царевну, появился в эскизе «Ковра-самолета» в 1926 году. А потом по желанию Васнецова эта пара оказалась пересаженной на волка.

maxpark.com

Русский прорыв. Критики двадцать лет не признавали мастерство Васнецова | Персона | Культура

Это был его собственный сын - продолжатель древнего рода священнослужителей, корни которого уходят в XVII век. Надо сказать, что классик отечественной живописи Виктор Васнецов в первые два десятка лет жизни идеально соответствовал родовому предначертанию. Вятское духовное училище. Вятская духовная семинария. И даже то, что семинарист Васнецов проявлял интерес к рисованию, никого не смущало. Купцы и мещане - те могли прийти в ужас: «Все художники - пьянь и никчёмный люд!» Священники же помнили, что живописцем был апостол Лука: «Чудно писал иконы Божией Матери». Так что смена рода занятий прошла без семейных трагедий. Более того - отъезд Виктора в Петербург для поступления в Академию художеств состоялся с благословения ректора семинарии. Своё благословение дал ему и отец.

Прогульщик поневоле

Единственное, чего они не могли ему дать, - это уверенности в себе. А её не хватало категорически. Явившись на экзамен в академию, Васнецов блестяще выполнил все задания. Но один из его соседей-абитуриентов скептически хмыкнул. Этого было достаточно, чтобы провинциал покинул экзамен в полной уверенности, что провалился. Однако, придя заново поступать в следующем, 1868 году, обнаружил, что над ним висит угроза отчисления. Оказывается, его приняли ещё в тот раз и целый год негодовали: с чего это первокурсник Васнецов так нагло прогуливает занятия?

А теперь представим, каково было ему, страдающему болезненной мнительностью, терзаемому вечными сомнениями в своих способностях, выслушивать в свой адрес придирки, упрёки и прямую ругань. Которой не просто хватало - ею, в течение долгого времени, по сути, и ограничивалась любая критика работ Васнецова.

Не всех. Ранние, ныне вспоминаемые как странное отклонение, наоборот, нравились. «Преферанс», «С квартиры на квартиру», «Чтение военной телеграммы» - проверенный и хорошо унавоженный передвижниками жанр «печали о горе народном». 

Зато начиная с «Алёнушки», той самой, без которой немыслим ни один сборник сказок, которая намертво вошла в наш культурный код, критиков как прорвало.

Виктор Васнецов, «Алёнушка», 1881 г. Виктор Васнецов, «Алёнушка», 1881 г. Фото: Commons.wikimedia.org

«Плохой живописец»? 

Вот патриот и славянофил Иван Аксаков: «Есть на выставке ещё три картины, работы Васнецова. «Алёнушка», «Бой скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства». Эти лубочные картины ничего общего с искусством не имеют, их безобразие до такой степени очевидно, что доказывать его совершенно излишне…» Критик Владимир Стасов в печати обходит картину презрительным молчанием, а в разговорах цедит: «Так любой ремесленник напишет». Товарищ Васнецова художник Михаил Нестеров вспоминает: «Злополучных «Царевен» выставили в нашем училище, и мы поносили их беспощадно». Критик Сергей Маковский рубит сплеча: «В его произведениях ясно обнаружился плохой живописец - беспомощный рисовальщик и очень условный колорист». Жару добавляет и преподаватель Васнецова по классу рисунка Павел Чистяков: «Был у меня один настоящий ученик, Виктор Васнецов, да вот - не допёкся…» 

Заметим, всё это - о классике. О «Богатырях», например. О «Витязе на распутье». О картине «Иван-царевич на Сером волке». Накал страстей такой, что хозяин знаменитой галереи Павел Третьяков наотрез отказался покупать ту же «Алёнушку» - она попала в Третьяковку только после смерти мецената. Да и на фронте церковной живописи дела у художника обстояли как-то странно. Заказчик фресок Владимир­ского собора в Киеве, митрополит Иоанникий, взглянув на работу Васнецова, стремительно покинул храм, сказав: «Не хотел бы я встретиться с этими пророками в лесу».

Самое интересное, что как раз рисунку и тщательной проработке деталей Васнецов не просто уделял повышенное внимание. Он ставил деталь во главу угла. Многие ли вспомнят о тетереве или лягушке с картины «Иван-царевич»? Но вот как сын художника Алексей вспоминал о создании полотна: «На шкапу долго стояли чучела тетерева-косача и огромная живая (!) лягушка в банке, взятая из университета».

В. М. Васнецов в 1895 году В. М. Васнецов в 1895 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Создание стиля

Именно из деталей, из мелочей, из всех этих лягушек и тетеревов «Ивана-царевича», из тщательно прописанного оружия и конской сбруи «Богатырей», из юбки «Алёнушки» и сапог «Витязя на распутье» Васнецов надеялся смонтировать Большой национальный стиль. Чтобы одного взгляда на любой предмет было достаточно для моментального узнавания: «Да ведь это всё русское!» Намерения своего он не скрывал: «Меня поразило длительное бытование ряда предметов в жизни народа. Как они могли сохраниться на протяжении столетий? Такая приверженность говорит о твёрдых народных основах понимания прекрасного… Здесь сказывается целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть, и будущим».

Создание русского Большого стиля заняло у Васнецова около 20 лет. К концу XIX века его уже можно было видеть во многом. В архитектуре. В декоре. В одежде. Крутой поворот одного-единст­венного художника к национальной романтике не прошёл даром. Сергей Дягилев создавал свои взорвавшие Европу и мир «Русские сезоны» не на пустом месте. Он был благодарен Васнецову: «Как смелая русская натура, он вызвал Запад на бой и, благодаря силе своего духа, сломал прежнее оцепенение. Когда Васнецов гулял по Ватикану или по Парижу, он не хотел покоряться. Наоборот, именно тут он понял всю свою силу и ощутил с любовью прелесть своей девственной национальности». 

www.aif.ru

Интересные факты из творчества Виктора Михайловича Васнецова

С этой картиной связана интересная история.

Эту картину заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, который способствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз, получившего название Абрамцевского кружка. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, он заказал художнику три полотна, которые должны были украсить помещение кабинета правления картинами, служащими как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края. Одной из тем картин стал "Ковер-самолет" - сказочно быстрое средство передвижения.

    "Путем расспросов и разговоров разузнав, о чем я мечтаю, - рассказывал впоследствии художник, - Савва Иванович предложил мне, якобы для стен правления будущей дороги, просто написать то, что мне хотелось". Правление не согласилось иметь у себя картины, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогда Мамонтов два полотна купил сам - "Ковер-самолет" и "Три царевны подземного царства", а его брат приобрел "Битву скифов со славянами".

    "Ковер-самолет" был показан на VIII выставке передвижников, вызвав бурю журнально-газетных и зрительских споров. Никто из ведущих передвижников не выслушивал столь полярных, зачастую исходящих из одного и того же круга, мнений в отношении своих работ. Нельзя сказать, чтобы Виктор Михайлович был равнодушен и к популярности, и к критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли "истинным богатырем русской живописи".

"Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова, написанная им следом за известной картиной "После побоища Игоря Святославича с половцами".

Государственная Третьяковская галерея (Третьяковка) – это самая большая картинная галерея в Москве. Третьяковка – это Московский художественный музей, главное хранилище российского изобразительного искусства в мире. Свою историю Третьяковская галерея начала в 1856 году. Тогда, известный Московский купец Павел Михайлович Третьяков, начал приобретать картины российских художников, для коллекции, которая смогла бы много позже превратиться в национальный музей изобразительного искусства. Первыми приобретенными картинами стали «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти В. Г. Худякова и работа Н. Г. Шильдера – «Искушение».

Картина Репина.

Для постепенно увеличивающейся коллекции, в 1874 году Третьяковым было построено помещение – галерея, которая была открыта для публики в 1881 году. Фасад здания галереи был выполнен известным живописцем Виктором Васнецовым, в стиле российских сказок. Коллекция росла, и в 1892 году Павел Михайлович передал её вместе со зданием в собственность Московских властей.

В.Васнецов. Проект фасада Третьяковской галереи. 1900

filologstefa77777.blogspot.com

Интересные факты из творчества Виктора Михайловича Васнецова

С этой картиной связана интересная история.

Эту картину заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, который способствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз, получившего название Абрамцевского кружка. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, он заказал художнику три полотна, которые должны были украсить помещение кабинета правления картинами, служащими как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края. Одной из тем картин стал "Ковер-самолет" - сказочно быстрое средство передвижения.

    "Путем расспросов и разговоров разузнав, о чем я мечтаю, - рассказывал впоследствии художник, - Савва Иванович предложил мне, якобы для стен правления будущей дороги, просто написать то, что мне хотелось". Правление не согласилось иметь у себя картины, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогда Мамонтов два полотна купил сам - "Ковер-самолет" и "Три царевны подземного царства", а его брат приобрел "Битву скифов со славянами".

    "Ковер-самолет" был показан на VIII выставке передвижников, вызвав бурю журнально-газетных и зрительских споров. Никто из ведущих передвижников не выслушивал столь полярных, зачастую исходящих из одного и того же круга, мнений в отношении своих работ. Нельзя сказать, чтобы Виктор Михайлович был равнодушен и к популярности, и к критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли "истинным богатырем русской живописи".

"Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова, написанная им следом за известной картиной "После побоища Игоря Святославича с половцами".

Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.

Мамонтовский оригинал теперь находится в ГТГ (Третьяковке)

 

 

 

 

В. Васнецов. Ковер-самолет. Эскиз 1926 

 

А потом он эту пару посадил на волка.

 

 

 

Виктор Михайлович Васнецов "Иван Царевич на Сером волке"

 

 

Государственная Третьяковская галерея (Третьяковка) – это самая большая картинная галерея в Москве. Третьяковка – это Московский художественный музей, главное хранилище российского изобразительного искусства в мире. Свою историю Третьяковская галерея начала в 1856 году. Тогда, известный Московский купец Павел Михайлович Третьяков, начал приобретать картины российских художников, для коллекции, которая смогла бы много позже превратиться в национальный музей изобразительного искусства. Первыми приобретенными картинами стали «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти В. Г. Худякова и работа Н. Г. Шильдера – «Искушение».

Картина Репина.

Для постепенно увеличивающейся коллекции, в 1874 году Третьяковым было построено помещение – галерея, которая была открыта для публики в 1881 году. Фасад здания галереи был выполнен известным живописцем Виктором Васнецовым, в стиле российских сказок. Коллекция росла, и в 1892 году Павел Михайлович передал её вместе со зданием в собственность Московских властей.

В.Васнецов. Проект фасада Третьяковской галереи. 1900

В. Васнецов. Проект фасада Третьяковской галереи, 1900.

Третьяковская галерея. 1929 г

Через год заведению было присвоено звание – «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Сам Третьяков получил звание «Почетный гражданин Москвы», и был назван пожизненным попечителем галереи.

 

 

http://forum.vgd.ru/601/40502/120.htm?a=stdforum_view&o=

subscribe.ru

«Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Васнецов, вспоминая, как сорвался с лесов под...

В Третьяковской галерее открылась выставка эскизов к росписям знаменитого киевского храма, созданных известным русским художником

Картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке» знакомы каждому из нас с детства. Эти полотна сегодня хранятся в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Между тем шедевры Васнецова можно увидеть и в Киеве. В 1885—1896 годы художник расписывал Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, создав 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост. Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения княгини Ольги, князя Владимира, Александра Невского, Нестора Летописца… На освящение Владимирского собора пожаловал Николай I. I. с супругой. Васнецова поздравляли художники Василий Поленов и Илья Репин, известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов.

На открытии в Третьяковской галерее выставки эскизов к росписям Владимирского собора, которая продлится до начала сентября, присутствовала правнучатая племянница художника — доктор химических наук, профессор Ольга Васнецова. Она рассказала «ФАКТАМ» об интересных фактах из жизни Виктора Михайловича.

«Написанные Врубелем лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы были в них некоторые киевляне»

— Ольга Алексеевна, что в вашем доме сегодня напоминает о славном прадеде?

— Такой бесценной реликвией является икона с именной надписью, подаренная Виктором Михайловичем моей прабабушке, жене брата Аркадия, в последний приезд в Вятку в 1914 году. Еще осталось несколько небольших эскизных работ. Все остальное экспонируется в Третьяковской галерее, Русском и других музеях. И, конечно, в московском доме-музее художника, построенном по его собственному проекту. В этом замечательном доме-тереме, который накануне столетия Виктора Михайловича, в 1948 году, семья передала в дар государству, прошло мое детство.

*Виктор Васнецов создал в соборе 15 композиций и 30 фигур святых

К слову, дом Виктор Васнецов построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора в Киеве — работу оплатили очень хорошо. Кроме того, совершенно неожиданным образом Виктор Михайлович получил деньги за эскизы, которые сегодня экспонируются на выставке в Третьяковской галерее. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, укладывавшие его вещи на сани, прихватили и эскизы. В Москве Виктор Михайлович показал работы Третьякову, и тот приобрел их. За эти средства Васнецов приобрел имение Ваньково под Москвой.

— Вы бывали во Владимирском соборе?

— Конечно. И не раз. Виктор Васнецов расписывал Владимирский собор на протяжении десяти лет — с 1885-го по 1896 год… Предложил ему этим заняться историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович согласился не сразу, так как считал дело по значению и величию чрезвычайно важным и ответственным. Причем ранее Прахов обращался с таким предложением к Василию Поленову и Валентину Серову, но получил отказ.

С кандидатурой Васнецова он попал, как говорится, в точку. Ведь Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим, происходил из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии. Хорошо знал церковные каноны и считал, что нет для художника святее дела, чем роспись храма. Перед тем как приступить к работе, отправился в Италию для знакомства с лучшими образцами духовной живописи. Побывал в Риме, Милане, Венеции, Флоренции и, естественно, в Ватикане. А уже в Киеве с интересом изучал мозаики и фрески Софийского и Михайловского храмов.

*Владимирский собор был возведен в честь 900-летия Крещения Руси. Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»

Во Владимирском соборе Васнецов выполнял главные работы. Михаил Врубель работал над орнаментальной частью. Написанные им лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы в них были некоторые киевляне.

В качестве помощника Васнецову рекомендовали молодого художника Нестерова. Но когда Виктор Михайлович увидел его работы, они ему так понравились, что он сказал: пусть пишет по своим эскизам. Это очень показательно, ведь художники, как правило, ревностно относятся к творчеству друг друга.

— Правда, что Богоматерь с младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены Александры Владимировны и сына?

— Да, есть такое предание в семье. Кстати, младшего сына, родившегося в Киеве в период росписи Владимирского собора, назвали Владимиром. Художник считал, что сама судьба уготовила ему это имя. А еще в этом соборе в 1991 году отпевали внука художника, которого тоже звали Виктором Михайловичем. Он жил и был похоронен в Киеве.

«Третьяков покупал работы Васнецова прямо с выставок и беспокоился, чтобы царская семья его не опередила»

— Вера, как правило, сопряжена с чудесами. Случались ли они в жизни Васнецова?

— «Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Михайлович, вспоминая, как сорвался с лесов во время работы под куполом храма. Чудом он зацепился холщовой курткой, в которой обычно трудился, за металлический крюк. Высота-то была огромная.

*Ольга Васнецова: «Роспись „Христос-Вседержитель“ украшает главный купол Владимирского собора». Фото автора

То, что Виктор Михайлович получил художественное образование — отчасти тоже чудо. Он учился в духовной семинарии. А в 1867 году вышел новый устав семинарии, дававший право выпускникам поступать в светские высшие учебные заведения. Этим правом Виктор и воспользовался, отправившись по благословению отца поступать в Петербургскую академию художеств. Разрешение действовало только до 1884 года.

Интересно, что Виктор Михайлович был до такой степени скромным человеком, что, пройдя в Академию художеств по конкурсу, но не получив извещения, решил, что не поступил. А поинтересоваться результатами… постеснялся. На родину в Вятку, однако, не вернулся. В Петербурге зарабатывал на жизнь, иллюстрируя книги. А на следующий год, когда пришел поступать в Академию снова, ему сказали: «Вы приняты еще в прошлом году…»

— Чем интересовался Виктор Михайлович, кроме живописи?

— Историей Руси. Этот интерес прослеживается практически во всех его произведениях.

— После завершения росписи Владимирского собора Васнецов тут же приступил к созданию знаменитой картины «Богатыри».

— Он начал писать ее еще до приезда в Киев и продолжал работу почти двадцать лет. Первый эскиз создал в Париже, который посетил после окончания Академии художеств. Хотел подарить его Поленову, но тот убедил воплотить замысел в картине. Эскиз к «Богатырям» Васнецов повсюду возил с собой. В том числе и в Киев. А завершил работу уже в Москве, где известный коллекционер Третьяков приобрел шедевр для своей галереи.

— А как была создана картина «Аленушка»?

— Ее Виктор Михайлович писал в Абрамцево. Прообразом стала юродивая, поэтому изначально полотно называлось «Дурочка Аленушка» и к сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке никакого отношения не имело. Юродивые всегда почитались на Руси. Это полотно тоже приобрел Третьяков. Он восхищался творчеством Васнецова, покупал его работы прямо с выставок и беспокоился, чтобы его не опередила царская семья. Поэтому часто заблаговременно просил Виктора Михайловича оставить картины за ним.

Оплачивал труд художника всегда достойно. И под его работы даже выделил в своей галерее отдельный зал. Большим ценителем творчества Васнецова и одним из первых почитателей его таланта был также Савва Мамонтов, сам человек творческий: хорошо рисовал, лепил, собрал вокруг себя молодых художников и покровительствовал им. Именно он заказал Васнецову картины «Три царевны подземного царства» и «Ковер-самолет».

«Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники…»

— Кроме Владимирского собора, как известно, Васнецов расписывал храмы в Петербурге, Варшаве и Софии.

— По эскизам Виктора Михайловича созданы и мозаики в домовой церкви русской императорской семьи в Германии. Заказ сделал художнику Николай I. I., супруга которого была принцессой дармштадской. Когда императорская семья приезжала в Дармштадт, молились в домовой церкви.

— Васнецов с Николаем I. I. был знаком лично?

— Создавая эскизы царских подарков, которые изготавливала фирма «Фаберже», художник присутствовал при их утверждении царем. Известно также, что его приглашали на торжества, посвященные коронации Николая I. I..

— Каким человеком Виктор Михайлович был в быту?

— Жизнь вел довольно сдержанную, даже аскетичную. Никогда не бросал деньги на ветер, так как давались они ему нелегко. Содержал большую семью и всегда старался помочь многочисленным родственникам. Детей воспитывал в строгости, но в то же время в творческой атмосфере. Не случайно старшая дочь стала художницей, сын Михаил был астрономом, потом принял сан священника, младший Владимир серьезно увлекался ихтиологией. Жена Виктора Михайловича, к слову, была в числе первых женщин, получивших высшее медицинское образование в Петербурге. Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники. На Рождество в доме обязательно устраивали спектакли. Дети сами писали сценарий, рисовали декорации, готовили костюмы, учили роли.

— В советское время религиозная тематика в творчестве Васнецова особо не афишировалась. Его представляли исключительно сказочно-былинным художником.

— Это так. После революции Виктор Михайлович создавал картины преимущественно на сказочные сюжеты.

— В прошлом году монументальное полотно Васнецова «Богатырь» на аукционе «Кристис» ушло с молотка больше чем за миллион долларов.

— Работы Виктора Васнецова редко появляются на торгах. Практически все — в музеях. К примеру, даже живя на небольшую пенсию, дочь Виктора Михайловича старалась не продавать его картины.

— Сегодня потомки великого Васнецова не жалеют, что все шедевры сосредоточены не в семье, а в музеях? Эти работы ведь могли бы сделать вас миллионерами.

— Абсолютно не сожалеем. Шедевры должно видеть все, кто любит творчество художника.

fakty.ua


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта