Завтрак на траве (картина Моне). Завтрак на траве картина клода моне


Описание картины Клода Моне «Завтрак на траве» Картины художников

Описание картины Клода Моне «Завтрак на траве»

Ответ:

Описание картины Клода Моне «Завтрак на траве»

Моне один из главных приверженцев импрессионизма. Своими картинами заложил основы современного изобразительного искусства и революционизировал дальнейшую европейскую живопись.«Завтрак на траве» — это своеобразный манифест в поддержку одноименной картины Эдуарда Мане, которая в 1863 г. произвела настоящий скандал в рамках Салона Отверженных. На этой картине была изображена голая женщина в окружении одетых мужчин — неслыханная дерзость для тех времен.В 1865 г. Клод Моне начинает работу над собственной версией картины «Завтрак на траве». Полотно задумывается огромным — 6х4,6 м.Сначала художник выполняет этюды и небольшие наброски в лесу Фонтенбло, а затем отдельно в мастерской рисует мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье). Позже художник все гармонично компонует, вписывая модели в пейзаж.Картина «Завтрак на траве» — это собрание элегантных мужчин и женщин, устроивших пикник на природе в тени

вековых деревьев. По сердцу, вырезанному на коре одного из них, можно судить, в каком романтическом настроении Моне создавал сей шедевр.Картина построена по принципам светотени. Солнечные лучи пронзают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев. Моне отчаянно искал свет и буквально заполнил им всю свою картину, солнечные лучи мягко ложатся на различные фрагменты картины — ткань на платьях дам, участки травы или человеческой кожи.К сожалению, полотно так и не было окончено художником и в 1878 г. Моне оставляет его в залог уплаты за жилье хозяину гостиницы. Много лет спустя художник пытается доработать позабытый шедевр, но некоторые его участки сильно повреждены влагой, поэтому Моне просто-напросто отрезает ненужное и от фундаментального замысла остаются лишь фрагменты, которые сегодня хранятся в Лувре, а набросок картины в натуральную величину – в ГММИ им. Пушкина в Москве. Только благодаря этим сохранившимся крупицам, потомки французского импрессиониста могут и сегодня восхищаться его богоданным талантом.

Прислал: Николаева Кристина . 2017-10-08 22:01:15

opisanie-kartin.iusite.ru

Первая выставка импрессионистов.Клод Моне "Завтрак на траве"

В  собрании музея Изобразительных искусств коллекция произведений художников-импрессионистов является исключительной по качеству и художественной ценности. На экспозиции выставляются полотна, которые были собраны московскими коллекционерами — С.И.Щукиным и И.А.Морозовым. В отличие от московской коллекции, собрание импрессионистов  в музее Орсэ не отличается системностью и полнотой, многие произведения попали туда случайно, порой  со скандалами и со слезами. В настоящее время уже невозможно представить, что это направление в искусстве могло бы именоваться  как-то иначе. Название «импрессионизм» возникло в устах критиков как насмешка, чтобы лишний раз обидеть и унизить художников. Блестящих мастеров нового направления на протяжении 15 лет обзывали неучами, недоучками, их творения не брали на выставки. Объединение художников существовало  уже 10 лет до того, как они кое-как наскребли денег на  выставку и в 1874 году наконец представили свои полотна.  Экспозиция получила название «Выставка Анонимного Общества живописцев, скульпторов и гравёров». Проходила она в фотостудии известного фотографа Надара. (Кстати сказать,  «Бульвар Капуцинок» был написан из окна студии Надара и посетители выставки могли сравнить городской пейзаж Моне с реальным видом из окна.) На ней присутствовали многие художники, которые разделяли взгляды импрессионистов и входили в их сообщество. 25  живописцев представили свои картины на этой выставке.

Будущие импрессионисты пригласили своих друзей, сочувствующих, которые, может быть, не разделяли их взглядов, но согласились участвовать в выставке. Молодые живописцы наблюдали за публикой, за её реакцией. И давали советы посетителям, как следует рассматривать картины. Оптические эффекты, которые они применяли в живописи, лучше воспринимаются, если стоять не вплотную к полотну, а рассматривать картину с  некоторого расстояния. Художники не ждали от посетителей ничего хорошего. Они знали, как ценители относятся  к их экспериментам искусстве, да и к ним самим. Реакция была ожидаемой. Публика возмущалась, тыкала в картины тростями, картина «Бульвар Капуцинок» даже пострадала на глазах автора, Клода Моне. Особенно ярый противник новаторства в живописи бил её тростью и проколол в нескольких местах, в картине были дыры. Те деньги, которые будущие импрессионисты собрали от этого показа, пошли на реставрацию картины, хотя они надеялись  получить хоть какой-то доход. После выставки в прессе появился ядовитый фельетон (topical satire) критика Луи Леруа, озаглавленный «Выставка художников-впечатленцев». Критик присутствовал на выставке, бегал по залу и переписывал название картин в блокнот. В своём фельетоне Леруа прицепился к Клоду Моне, который одну из своих картин назвал «Впечатление. Восход солнца». Он ругал Моне за такое отношение к искусству, подвергая критике возможность выбора первого впечатления для сюжета картины. «Я не вижу никакого восхода, одно только впечатление» — писал он в этой заметке. И как мы сейчас знаем, импрессионисты не только приняли эту кличку,  (nickname)  но и сделали её официальным названием  (title) своей группы.

Слово «имперссионизм» особенно понравилось Клоду Моне. Он объявил, что первое впечатление для него имеет первостепенное значение. Все остальные согласились, подумав, что название довольно нейтральное, никакой ругательной подоплеки не несёт, и приняли  это понятие за официальное название своего объединения. Третья выставка импрессионистов, в 1877 году, проводилась уже под официальным названием объединения – выставка импрессионистов.

 Клод Моне стал признанным  (acknowledged)  лидером группы. История импрессионизма неотделима от его творческой биографии (creative biogrophy) . И совсем не случайно, что название  картины Клода Моне дало имя целому направлению в искусстве. 

Моне вырос в Гавре, там же стал  рисовать пейзажи на пленэре по совету хорошо известного художника Эжена Бутена. Из своих наблюдений (from his observation) художник заключил, что в природе нет постоянных тонов и цвет каждого предмета меняется в зависимости от света. Работа на открытом воздухе стала неотъемлемой частью его искусства. «Я хочу поймать момент: атмосферу и свет, рассеянный в нём» — признавался художник. Желание перенести немедленное впечатление от мотива требовало радикальных изменений (revision) в фундаментальных принципах изображения. Его интерес к проблемам света и цвета дали художнику возможность (enable) совершенно отказаться (renounce) от предмета, тогда как его поэтическое восприятие мира помогло предугадать художественную красоту даже в самых обыкновенных мотивах природы. Вибрация отдельных движущихся мазков стала самой сущностью работ Моне. На его холстах объекты потеряли свою плотность, превращаясь в бесконечное число световых рефлексов, которые создают единую среду света и атмосферы.

(On his canvases objects lose their density, breaking up into an infinite number of light reflexes, which create a single medium of light and atmosphere,)

Место больших этюдников (large easel) заняли эпизоды или этюды, которые приобрели статус законченной работы, но всё ещё сохраняли (retained) всю свежесть быстротечного (fleering) визуального эффекта. В собрании музея хранятся 11 работ Моне. (Первоначально в собрании С.И.Щукина и И.А.Морозова было около 600 работ французских мастеров рубежа веков).«Завтрак на траве». Все специалисты очень ценят эту работу, потому что на ней видны подпись самого Моне и дата 66 (1866 г.) В это время и импрессионисты, и барбизонцы работали на пленэре вместе, в одних и тех же местах и последователи так называемой барбизонской школы живописи давали молодым художникам советы.  (Клод Моне познакомился с Ренуаром и Сислеем когда учился в мастерской Глеера).

Свою картину «Завтрак на траве» Клод Моне назвал в честь выдающегося мастера Эдуарда Мане. Признанный художник сначала относился к Клоду Моне весьма неприязненно,  Клод, не поставив Эдуарда в известность, сделал его своим кумиром. И не только он, все импрессионисты уважали и равнялись на Эдуарда Мане. Постепенно сам Мане изменил свою точку зрения о Моне и они сблизились, поэтому Клод назвал одну из своих картин в честь своего кумира,потому что у Эдуарда Мане есть сюжет с таким же названием.

«Недоучки» — это был один из самых безобидных эпитетов, которым называли импрессионистов, ведь полный курс Академии закончил только Эдгар Дега. Клод Моне решил доказать — чтобы писать картины не обязательно шесть лет перерисовывать скульптуры. В «Завтраке на траве» он следует некоторым академическим традициям. Деревья в композиции играют роль классической театральной кулисы. Все фигуры вписаны в геометрические формы – эллипсы, треугольники, прямоугольники. Но здесь нет разделения на группы главных и второстепенных героев. Это – толпа. Даже лица написаны схематично.

Интересно то, что картина была целиком написана на пленере. Импрессионисты отказались от метода барбизонцев доводить картину в студии. На полотне хорошо видно, как играет солнце! Оно здесь – главный герой!  Пикник же со всеми его участниками – только повод, чтобы написать этот свет!

 Не случайно, что Моне использует белую скатерть для изображения сияющего солнечного света. Вряд ли реальные девушки, собираясь на пикник, взяли бы с собой белоснежное полотно. Во-первых – это непрактично, во-вторых просто белый цвет скучный, они наверняка прихватили бы с собой что-то весёленькое. Но ведь именно белая скатерть была нужна Моне для того, что бы показать, как играют солнечные блики.

 Здесь Моне решает вопрос как показать пластику фигур не используя черный цвет. Он достигает этого контрастом тёплых, горячих цветов и холодных тонов. На переднем плане – горячие тона, потом – тёплые, а задний план рисуется холодными красками. 

Работая над «Завтроком на траве» Моне наблюдал за цветом этой травы в разное время суток и записывал свои наблюдения! Ему удалось наглядно представить, как меняется цвет травы в течение дня при различном освещении.

На самом деле изыскания импрессионистов были основаны на научных открытиях. Клод Моне был знаком с оптической теорией Германа Гельмгольца –  немецкого физика и оптика. Его книга была настольной в доме Моне. Гельмгольц доказывает, что чёрного цвета в природе нет вовсе. Импрессионисты изгнали чёрную краску со своей палитры. 

  Также импрессионисты узнали, что белого цвета в природе тоже нет! Существует только семь цветов, внутри каждого из них – тысячи оттенков.

Бросается в глаза и ещё тот факт, что «Завтрак на траве» значительно отличается размером от других картин на экспозиции. Представьте, как неудобно было таскать с собой это полотно. И сколько дополнительной работы приходилось делать – копать яму, чтобы установить туда картину, чтобы удобно было держать верх или середину на уровне глаз. Отскребать мошек, прилипших к ещё не застывшей краске, очищать от пыли, запачкавшей картину при порыве ветра и пр. Добиньи, о котором речь шла на первом этаже Галереи, было несколько удобней, потому что он работал на лодке. И импрессионисты тоже пришли к выводу, что гораздо легче брать с собой холсты небольшого размера. 

Это произведение написано на основе этюдов, но заканчивалось в ателье. Моне задумал его как огромное полотно, размером 3X5 метров. Это была неудачная попытка пробиться в салон 1866 года. (Салон в то время был единственной возможностью представить себя публике и одновременно служил синонимом художественного качества. Если художник не был представлен в салоне, его никто не знал и не покупал. Нашумевшая выставка 1874 года — это попытка пробиться, поддержать себя материально).

Затем Моне разрезал полотно на 3 части, 2 из которых сейчас хранятся в музее Орсэ, в Париже. Позже мастер повторил этот сюжет, благодаря чему существует уникальная возможность оценить (estimate) его замысел. Эта картина ещё тяготеет к салонному искусству. Дело не только в размерах, но и в композиции — она замкнута и самодостаточна. (self-sufficient) Фигуры справа и слева повёрнуты к центру, что делает композицию замкнутой. Здесь нет эффекта фрагментарности.  Использование художником чёрного цвета (земля, тени, стволы деревьев) говорит о желании создать академическое полотно.

Но здесь очень много абсолютно новаторских идей, которые не могли оценить официальные критики. Почему:1.Сюжет. Пейзаж для понимания академиков был либо обителью нимф (как у Коро — нимфы, Дианы..), либо крестьян, либо животных. А здесь — горожане на природе! Такого ещё ни у кого не было!2. Моне НЕ пытается устанавливать жанровые связи между горожанами, обыгрывать из взаимоотношения. «Дерзкий» (impudent) — сказали о Моне, потому что он изобразил героев первого плана, стоящими спиной к зрителю! Каждый знает, что на выставке, салоне», все зрители – потенциальные покупатели и художник должен почтительно относиться к покупателю. А здесь они стоят спиной к покупателю! Этим героям нет дела до того, что происходит за рамками картины. Они объединены тем эффектом, который никогда прежде в искусстве не обыгрывался до такой степени — ИГРОЙ СВЕТА. (play of sunlight)

3. Моне даже НЕ ПЫТАЕТСЯ показать, что это разные люди. Моне намеренно изображает только трёх человек, которые ему позировали. Один из них — друг художника, Фредерик Базиль (он погиб очень молодым, в 29 лет, когда его призвали на войну, где он был убит шальной пулей) изображён дважды – стоит слева и лежит под деревом в правом нижнем углу. Художник Ля Грон — сидит у скатерти и Камилл Донсье, он тоже сидит у скатерти. Женские фигуры — невеста Камилла Донсье — у скатерти. А все остальные женские фигуры, которые он изображает со спины и в глубине, поправляющая шляпку, взяты с обложек модных журналов.

Когда он писал этюды к этой картине, его увидел за работой художник Гюстав Курбе. Он заметил, что Моне очень долго не приступает к работе. Курбе уже успел покрыть холст грунтом и сделать набросок, а Моне всё ещё не начинал. И на вопрос, чего же тот ждёт, Моне ответил, что ждёт нужного ему света. Курбе посоветовал писать пока предметы третьего плана, но Моне совету не последовал, так как прекрасно понимал, что невозможно писать даже разноплановые предметы  в разном световом режиме. Свет  в природе соединяет буквально всё. Мастер  изобразил эффект игры света, который сквозь листву начинает падать на скатерть, на платье, играть на земле и объединять все предметы.

(He was intrested not so much in portraying everyday details, as conveing the play of sinlight on the ladies’ dresses and the tablecloth spread on the grass).

И хотя Моне доводил полотно в ателье, он понял главное — как бы он ни старался, он не сможет передать все эффекты пленэрного освещения в студии. И тогда он решил полностью работать на пленэре. И хотя Моне ещё пытался писать большие полотна, но ему пришлось отказаться от этого. Моне и Ренуар поняли, что нужно  довести до совершенства то, что считалось вспомогательной стадией и не сохранялось, чему не придавалось значения (эскиз, набросок). Эскиз надлежало превратить в законченную картину. Надо сказать, что Моне был посредственным рисовальщиком и поэтому его картины вначале не покупались, в отличие от Ренуара, который рисовать умел.

 О следующем этапе творчества художника мы расскажем в репортаже «Клод Моне. Стога, вода и лилии». 

 

 

kraeved1147.ru

Завтрак на траве (картина Моне)

«Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l’herbe) — картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году. Находится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве (Россия).

Контекст[ | ]

Клод Моне, автопортрет

Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. На протяжении всей своей долгой карьеры Моне придерживался принципов импрессионизма и именно он считается наиболее последовательным сторонником этой художественной школы, а также одним из самых выдающихся пейзажных живописцев в истории искусства. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Восходящее солнце» 1873 года, в настоящее время находящейся в музее Мармоттан-Моне в Париже. Истоки этого течения восходят к молодости художника, проведённой им в Гавре, где Моне восхищался тем, как маринист Эжен Буден пишет свои картины на открытом воздухе, и впоследствии почерпнул у него эту художественную манеру. После двух лет, проведённых с армией в Алжире с 1860 по 1862 год, он вопреки воле родителей отправился в Париж для того, чтобы учиться живописи. Вместо просиживания в Лувре за копированием полотен старых мастеров, что было традиционной практикой для молодых художников, Моне обратился к работам старших современников, в частности Эдуарда Мане, Камиля Коро и Гюстава Курбе. Именно в Париже Моне крепко сдружился с художниками, которые станут основными членами движения импрессионистов, такими как Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Основы импрессионизма же были заложены именно Моне и Ренуаром, которые в конце 1860-х годов вместе начали писать свои картины на темы природы лишь на открытом воздухе. Являясь сторонником только этой техники, Моне на всю жизнь увлёкся перцепционным отображением действительности, особенно по части изображения вариаций цветовых эффектов света и тени в конкретный час и сезон. Реалистичное изображение световых эффектов основывалось на знании Моне законов оптики, а также его собственных наблюдениях. Примечательно, что часто, изображая естественный свет, Моне расчленял его на различные фракции по методу призмы. При этом Моне сознательно отбросил все чёрные и серые тона из своей палитры, и таким образом полностью отверг академический подход к пейзажной живописи. В то же время, в 1866 году, Моне встретил свою будущую жену — Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего [en]. Родственники Моне назвали такое поведение неэтичным, тогда как он сам из-за своих новаторских полотен был изгнан из академических салонов и стал жить практически в полной нищете[1][2][3][4].

История[ | ]

Весной 1865 года, под впечатлением от одной из своих поездок на этюды в Фонтенбло, Моне задумал написать монументальную картину размерами 4 × 6 м для заявки на Парижский салон 1866 года[5][6]. Написание такого полотна рассматривалось художником как вызов самому себе и вместе с тем представителям общественности, которые с сарказмом раскритиковали его картины на Салоне отверженных ещё в 1863 году[5]. Между тем, тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину, в настоящее время находящуюся в музее Орсе[7]. Появление данной работы на салоне Отверженных эпатировало публику и ознаменовалось скандалом из-за изображения обнажённых женщин в группе одетых людей, среди которых было можно узнать достаточно известных личностей[8][9]. Моне задумал своё полотно в качестве вызова и одновременно дани Мане, избрав ту же тему, но подойдя к ней с другим стилем, которым тоже хотел удивить зрителя, но уже с другой стороны[10][8][11]. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем[4][12].

Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне. Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям [en], именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. Между тем Моне и сам знал о трудностях транспозиции эскиза на картину монументальных размеров. Он акцентировал внимание на ярких контрастах, сохранив при этом будто спонтанность сюжета, самый трудный элемент картины. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума». Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал [en] о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»[5]. Незадолго до открытия Парижского салона, Моне прекратил работу над почти законченным полотном и не показал его публике[5][6]. Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить». Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части[5][6][13]. Правый фрагмент был утерян, а две единственные сохранившиеся левая (4,18 × 1,5 м) и средняя (2,487 × 2,18 м) части находятся в коллекции музея Орсе[5][14][15][16]. Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма[17].

«Базиль и Камилла» кисти Моне «Женщины в саду» кисти Моне

Одновременно Моне сделал ряд небольших эскизов на пленэре, а уже в мастерской в сентябре 1866 года создал очень тщательно выписанную картину с уменьшенным вариантом композиции, по которой в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел полотна[5][6][13][16]. Наиболее заметное различие между эскизом и окончательной окраски заключается в замене сидящего безбородого молодого человек на бородатого, имеющего благодаря своей бородке с бакенбардами поразительное сходство с Курбе[5][18]. Для мужских фигур позировал Альберт Ламброн, друг Моне, а женские фигуры, возможно, были списаны им с нескольких женщин, в том числе со своей возлюбленной Камиллы, которая, однако, не ездила в [fr], где была создана картина[4][9][18]. В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 × 68,9 см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции [en] в Национальной галерее искусства (США)[19]. Там же хранится и зарисовка композиции картины, сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю[20].

Композиция[ | ]

Композиционные линии на картине Набросок к картине

Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 × 181 см[6]. На полотне в полный рост изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на освещённой солнцем лесной опушке на фоне природного пейзажа в довольно театральной мизансцене[3][16][8][9]. Лица большинства мужчин отвёрнуты от зрителя, а две дамы и вовсе изображены со спины, что даёт возможность рассмотреть складки их разноцветных, зелёных и жёлтых платьев[9][18]. В отличие от картин классического стиля на полотне Моне люди полностью заняты своей беседой и никак не вступают в контакт со зрителем, лежа на земле или прислонившись к деревьям[10][9]. На одном из них видно вырезанное сердце, символизирующее любовь Камиллы и Моне, которую ему приходилось скрывать от осуждения родственников, доказательство чего может служить сидящий за деревом мужчина, в котором художник, вероятно, вывел своего собственного отца, шпионящего за возлюбленными[4]. Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник, при этом его интересовало не написание бытовых деталей, а запечатление игры свободным мазком рефлексов солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти[4][6]. Изображение природы, естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — всё это характеризуется импрессионистической техникой, получившей сильное развитие в творчестве Моне и ставшей его главным художественным стилем[21][4][10]. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе)[22], на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света[3], а помимо этого и такие же женские платья[4]. В настоящее время критики оценивают картину как шедевр Моне и его дебют в импрессионизме, ознаменовавшийся настоящей революцией в истории искусства[17][23]. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду»[4].

Судьба[ | ]

Портрет Щукина работы

Картина была куплена лично у Моне московским промышленником и меценатом Сергеем Щукиным, активно собиравшим работы тогда ещё непонятных общественности импрессионистов, которые он выставлял на открытое обозрение публики в доме Трубецких. После русской революции Щукин эмигрировал во Францию, а его коллекция в 1918 году была национализирована по декрету Ленина и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве»[24][25][26][27][28]. В настоящее время картина под номером Ж-3307 находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков[6].

В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «[fr]» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством [fr] при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой[17][26][29][30]. В день открытия выставку посетил президент Франции Франсуа Олланд[31], в то время как предполагавшийся визит президента России Владимира Путина был отложен из-за политических разногласий[32].

Примечания[ | ]

  1. ↑ Claude Monet. Biography. Web Gallery of Art. Проверено 27 октября 2016.
  2. ↑ Le Déjeuner sur l'herbe. [en]. Проверено 27 октября 2016.
  3. ↑ 1 2 3 Jacques Vichet. Claude Monet, Le déjeuner sur l'herbe et Femmes au jardin. France TV (2 декабря 2012). Проверено 27 октября 2016.
  4. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Как устроена картина Клода Моне. Arzamas Academy. Проверено 31 октября 2016.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Le déjeuner sur l'herbe. Музей Орсе. Проверено 24 октября 2016.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Завтрак на траве. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Проверено 15 октября 2016.
  7. ↑ Le déjeuner sur l'herbe (Edouard Manet, 1863). Музей Орсе. Проверено 24 октября 2016.
  8. ↑ 1 2 3 Aronson, 1998, с. 41.
  9. ↑ 1 2 3 4 5 Клод Моне, 2014, с. 6.
  10. ↑ 1 2 3 Choix du 20 heures: le "Déjeuner sur l'herbe" de Monet. France Info (20 октября 2016). Проверено 27 октября 2016.
  11. ↑ Ревекка Фрумкина. Мир художника. Троицкий вариант — Наука (6 мая 2014). Проверено 31 октября 2016.
  12. ↑ 10 тайн знаменитых картин. Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми. Частный Корреспондент (4 марта 2014). Проверено 31 октября 2016.
  13. ↑ 1 2 В музей со шпаргалкой. 10 шедевров импрессионизма, которые нужно показать детям в Пушкинском музее. Культура Москвы (8 октября 2014). Проверено 31 октября 2016.
  14. ↑ Le déjeuner sur l'herbe (1865—1866, Claude Monet). Музей Орсе. Проверено 24 октября 2016.
  15. ↑ Le déjeuner sur l'herbe (entre 1865 et 1866, Claude Monet). Музей Орсе. Проверено 24 октября 2016.
  16. ↑ 1 2 3 Le Déjeuner sur l'Herbe. Web Gallery of Art. Проверено 27 октября 2016.
  17. ↑ 1 2 3 Odile Morain. Le "Déjeuner sur l'herbe" de Monet, joyau de la collection Chtchoukine. France Info (21 октября 2016). Проверено 27 октября 2016.
  18. ↑ 1 2 3 Алексей Петухов. Зал новой французской живописи. Эхо Москвы (14 апреля 2012). Проверено 31 октября 2016.
  19. ↑ Bazille and Camille (Study for «Déjeuner sur l'Herbe»). Национальная галерея искусства. Проверено 24 октября 2016.
  20. ↑ The Luncheon on the Grass. Национальная галерея искусства. Проверено 24 октября 2016.
  21. ↑ Aronson, 1998, с. 42.
  22. ↑ Femmes au jardin. Музей Орсе. Проверено 27 октября 2016.
  23. ↑ A Torino il Monet del Musée d'Orsay. Anche il 'Déjeuner sur l'herbe' mai visto in Italia. RAI (1 октября 2015). Проверено 27 октября 2016.
  24. ↑ Завтрак на траве. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков. Проверено 22 октября 2016.
  25. ↑ 10 неизвестных: как собиралась коллекция ГМИИ. M24.RU (30 мая 2015). Проверено 31 октября 2016.
  26. ↑ 1 2 Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский открыл выставку из коллекции Щукина в Париже. Министерство культуры Российской Федерации (22 октября 2016). Проверено 31 октября 2016.
  27. ↑ La collection Chtchoukine: un parcours mouvementé. Le Point (18 октября 2016). Проверено 31 октября 2016.
  28. ↑ Monique Younès. L'inestimable collection Chtchoukine bientôt à la Fondation Louis Vuitton. [en] (13 сентября 2016). Проверено 31 октября 2016.
  29. ↑ Icônes de l'art moderne. La collection Chtchoukine. . Проверено 27 октября 2016.
  30. ↑ В Париже открывается выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина». ТАСС (22 октября 2015). Проверено 31 октября 2016.
  31. ↑ Exposition Icônes de l'art moderne à la Fondation Louis Vuitton. Елисейский дворец (22 октября 2016). Проверено 27 октября 2016.
  32. ↑ Yves Jaeglé. Exposition Chtchoukine: 130 chefs-d'œuvre d'un coup, c'est fou!. Le Parisien (21 октября 2016). Проверено 31 октября 2016.

Литература[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта