История одного шедевра: «Завтрак на траве» Мане. Картина пикник на траве моне


МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О СКАНДАЛЬНОЙ КАРТИНЕ ЭДУАРДА МАНЕ "ЗАВТРАК НА ТРАВЕ"

 

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

1. Парижская творческая элита издевалась над полотном

На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*

На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела шедевр Мане.

2. Мане стал сенсацией "Салона отверженных"

Эдуард Мане.

Эдуард Мане.

В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

3. Контекст картины вызвал споры

Фрагмент картины Мане.

Фрагмент картины Мане.

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы".

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое" объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.

5. Отсылка к Рафаэлю

Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*.

Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*.

В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда Париса".

6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения

Сельский концерт. Тиициан.

Сельский концерт. Тиициан.

Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.

7. Одетые мужчины — родственники Мане

Один из них - его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

8. Обнаженная женщина — любимая модель Мане

Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*

Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*

Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем", "Гитарист" и "Железная дорога".

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"

Олимпия

Олимпия

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

11. Мёран сама стала впоследствии художницей

Вербное воскресенье. Мёран.

Вербное воскресенье. Мёран.

В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье", которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

12. "Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают

Картина Мане в галерее.

Картина Мане в галерее.

Размеры картины — 208 × 264,5 см.

13. На скандальной картине есть небольшой натюрморт

Натюрморт на картине Мане.

Натюрморт на картине Мане.

В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с фруктами и круглый хлеб.

14. Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя

Бар в Фоли-Бержер. Мане.

Бар в Фоли-Бержер. Мане.

В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу - "Бар в Фоли-Бержер". Как и на "Завтраке на траве" и "Олимпии" на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью была не Мёран, а путана.

15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо. Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/090116/27926/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

lera-komor.livejournal.com

Эдуард Мане - Завтрак на траве

Оригинальное название: The Luncheon on the GrassГод создания: 1863

Картина "Завтрак на траве", также представленная в Салоне как "Купание", является наиболее вызывающей и знаковой картиной Эдуарда Мане. На холсте изображены двое полностью одетых мужчин и обнаженная женщина, расположившиеся на лесной поляне для пикника. Тело женщины ярко освещено, ее взгляд направлен на зрителя. Мужчины, одетые по последней моде того времени, вовлечены в беседу и не замечают женщину. Перед ними лежит женская одежда, корзина с фруктами и круглая хлебная лепешка. На заднем плане полуобнаженная женщина купается в ручье. Ее фигура непропорционально велика и кажется, что она парит над остальными участниками сцены. Четко окрашенный фон создает впечатление, что картина была написана не на открытом воздухе, а в мастерской. Это впечатление усиливается благодаря использованию резкого "фотографического" освещения, не создающего полутеней. Мужчина справа носит шапку с кисточкой, которую, как правило, носили только в помещении. Местом создания картины мог стать Сент-Уэн, находящийся недалеко от Женвилье, родного города Мане. В качестве моделей художник выбрал своих родственников и знакомых. Для женского образа ему позировала Викторина Меран, также позировавшая для последующей "Олимпии". В мужчине справа можно узнать черты родных братьев, Эжена и Густава Мане. Мужчина слева - Фердинанд Леенхофф, датский архитектор и будущий шурин художника. Несмотря на обыденный сюжет, Мане сознательно выбрал большой размер холста, часто использовавшийся для изображения исторических, религиозных или мифологических сцен. Стиль написания картины нарушал все академические традиции своего времени. Мазки кисти хорошо видны, некоторые части сцены кажутся незавершенными. Сам сюжет картины оскорблял чувства зрителей, не понимавших и не принимавших изображенную сцену. К тому времени проституция в Булонском лесу Парижа получила широкую известность, однако отражение этой темы в живописи было под запретом. Открыто показав сексуальность, нарушавшую этические и эстетические нормы общества, Мане оказался в центре внимания возмущенной общественности. Отсутствие связей между персонажами, абсурдность сюжета и контрастная цветовая палитра шокировали критиков. Не принятая жюри Парижского салона 1863 года, картина "Завтрак на траве" вместе с двумя другими работами Мане была представлена в Салоне отверженных, параллельной официальной французской выставке.

impressionism.su

История одного шедевра: «Завтрак на траве» Мане

Снегирь в листве, лес, похожий на декорацию, непропорциональные фигуры, рассыпающаяся композиция. По количеству несуразностей кажется, что Эдуард Мане — художник-новичок. Однако такой же стиль он сохранит и в более поздних картинах. Мане словно высмеивает привычку человека видеть на картинах «правильное», академическое. Чем ему это аукнулось?

Сюжет

Обнаженная женщина, очевидно, не в роли богини или иной мифической сущности, бесстыдно смотрит зрителю в глаза. Вторая женщина, также не особенно скрывающая наготу, занята купанием. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Джентльмены же, одетые чересчур чопорно для пикника, жарко спорят.

Природа кажется декоративной, словно писал Мане не на пленэре (в чем заверял всех), а сидя в студии. Небрежность в проработке деталей, грубые мазки, тени, положенные черт-те как, — за такие ошибки поклонники академизма называли Мане маляром и недоучкой.

фото 1.jpg«Бар в «Фоли-Бержер» (1882). Одна из самых скандальных и последняя картина Мане

Сюжет взят, думается, из жизни. Вернувшись как-то раз из Аржантея, предместья Парижа, — там, кстати, в течение долгих лет жил и работал Клод Моне, — художник взялся за работу. Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. На момент написания картины они уже в разрыве — Мане женился на другой, на своей учительнице музыки Сюзанне Леенхофф. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Как и брат самого художника Густав.

В нижнем левом углу — лягушка, а неподалеку от нее — вишни. Лягушками называли проституток, а вишни — символ сладострастия. Женщины уподобляются еде, которой мужчины распоряжаются, как вздумается.

Контекст

Мане надеялся, что картину возьмут на Парижский салон. Но, естественно, этого не произошло. Даже Наполеон III — ценитель и провокатор в искусстве, предложивший всех, кого не приняли на выставку, выставить на Салоне отверженных, — и тот отвернулся от «Завтрака на траве».

фото 2 Чета Мане 1860. Картина которои гордился отец художника.jpg«Чета Мане» (1860). Картина, которой гордился отец художника

«Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».

Публика не понимала, как на полотне, размеры которого больше подходят для батальных сцен, могут быть так грубо и вызывающе выписаны мужчины и голые женщины. Невыраженность объема на картинах Мане — результат его увлечения японским искусством. Восхищаясь техникой художников из Страны восходящего Солнца, Мане отказался от проработки цветовых и световых нюансов. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.

Судьба художника

Мане родился в приличной семье. Отец его работал в Министерстве юстиции, мать была дочерью французского дипломата. Несложно представить, чего ждали от ребенка. Но маленький Эдуард категорически не желал учиться, даже живописи, к которой тянулся с детства. Ребенка пугали правила, традиции, академизм.

В поисках себя он плавал в Бразилию, путешествовал по Европе, изучая работы старых мастеров. Ранние картины создали ему имидж подающего надежды художника. Но довольно быстро от него отвернулись и критики, и покупатели. Провокационные полотна, которые отказывались выставлять, были пощечиной вкусу.

Надо сказать, что и в личной жизни Мане придерживался свободных нравов. Он крутил романы с натурщицами при наличии невесты, по молодости заболел сифилисом, осложнения которого и свели его в могилу.

фото 3.jpgЭдуард Мане

Мане, кстати, был одним из первых адептов скетча. Прогуливаясь в Тюильри, где по выходным собиралась парижская богема, художник быстро записывал сцены с натуры. Современники не воспринимали это как живопись, считая, что такие рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей.

Вместе с Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега они создали сообщество прогрессивных живописцев, которое условно называется батиньольской школой. Они не желали следовать канонам официального искусства и стремились найти новые, свежие формы, способы передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

История пикника в живописи | World of Art

История пикника в искусстве. На майские праздники душа так и просит выйти на природу да разложить на покрывале разные вкусности, да разделить их со своими друзьями вместе с приятными беседами и, может быть, достойным музыкальным сопровождением. Что ж, история пикника уходит корнями глубоко в прошлое, и наиболее интересно проследить изменения этого действа через картины известных художников.

Франциско де Гойя *Picnic En La Ribera Del Manzanares* (Пикник на берегах Мансанарес), 1776г.

Франциско де Гойя *Picnic En La Ribera Del Manzanares* (Пикник на берегах Мансанарес), 1776г.

Картина Франциско де Гойя 1776 года, изображающая пикник на берегах реки Мансанарес, - это один из ранних примеров изображения пикника в живописи. Бутылки вина, еда на красивых блюдах, люди одеты в шикарные одежды "при полном параде" - так, утверждают специалисты, богатые представляли себе "простую свободную жизнь". Цель пикника в то время было не столько "выход в свет", сколько на время притвориться, что "мы такие же как и остальные люди", вот, даже трапезничаем без столов и не во дворцах.

Томас Коул *A Pic-Nic Party*, 1846г.

Томас Коул *A Pic-Nic Party*, 1846г.

Полвека спустя американский пейзажист Томас Коул руководствовался почти теми же мотивами, создавая свою картину "A Pic-Nic Party". В очень живописном месте люди высшего сословия усиленно старались "быть поближе к природе" (как значится в Бруклинском музее, где и висит эта картина). Некоторые девушки, вопреки традициям, оставили шляпки в стороне, а вместо этого начали плести веночки. На картине даже присутсвует некий менестрель, развлекающий гостей "последними хитами". Однако по-настоящему популярной тему пикника в искусстве сделал, безусловно, Эдуард Мане. Его картина 1862г. "Le Dejeuner sur l'Herbe" (Завтрак на траве) считается одной из первых работ современного искусства.

Эдуард Мане *Le Dejeuner sur l'Herbe* (Завтрак на траве), 1862г.

Эдуард Мане *Le Dejeuner sur l'Herbe* (Завтрак на траве), 1862г.

Трудно сосредоточиться на трапезе, когда центральную часть полотна занимает голая девица, и, как видно из самой картины, главных героев еда тоже не сильно интересовала: в корзине для пикника находится всего немного фруктов и хлеб, уже валяющийся на земле. Мужчины, однако, так увлечены беседой, что нагая женщина, кажется, смотрит на зрителя в надежде, что, может, хоть он заинтересуется не особо скрываемыми намеками дамы. Картина, конечно, вызвала немало критики, что и послужило ее популярности.

 The Picnic by MONET, Claude  

Claude Monet, The Picnic

 

Дж.Тиссо "Праздник."

Дж.Тиссо "Праздник."

А.Корзухин "Воскресный день. 1884."

А.Корзухин "Воскресный день. 1884."

П.Синей-Мерсе "Пикник."

П.Синей-Мерсе "Пикник."

George Goodwin Kilburne   Eugen Johann Georg Klimsch   Дж.Тиссо "Детский пикник."

Дж.Тиссо "Детский пикник."

Picnic on the Hill (578x480, 241Kb)   Francis Luis Mora (1874-1940)

И.Семенихин "Ностальгия по Клоду Моне."

И.Семенихин "Ностальгия по Клоду Моне."

Дж.Тиссо "Пикник."

Дж.Тиссо "Пикник."

Eugen Klimsch  -- Das Picknick 1894

George Goodwin Kilburne (1839–1924)-- The Picnic

54546, Artist: EnglandHenry Nelson O'Neil

George_Spencer_Watson_(1869-1934)_-_A_picnic_at_Portofino,_1911

James Joseph Jacques Tissot (1836–1902) - "Завтрак вчетвером"

 Roger-Joseph Jourdain - Dimanche a la Grande Jatte

 Владимир Гусев

Первунинский Владимир

Robert Berran

 John Sloane

  Bernard Fleetwood-Walker -  Amity

А.Катышев "Пикник."

А.Катышев "Пикник."

Gil Elvgren

Bill Medcalf

 Bernie Fuchs Vineyard+paintings

 Алексей Прокопенко Пикник 1971 г.

John Sloane

Jesus Helguera

 Tom Fritz

 Хозацкая Екатерина / Пикник.  Рустам Камалов Горы - Заилийский Алатау.

Willem de Beer

John Sloane

 HENRY HINTERMEISTER. Пикник.

Banksy *Picnic*, 2005.

Banksy *Picnic*, 2005.

worldartdalia.blogspot.com

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане "Завтрак на траве"

 

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

1. Парижская творческая элита издевалась над полотном

 

На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*

На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела шедевр Мане.

2. Мане стал сенсацией "Салона отверженных"

 

Эдуард Мане.

Эдуард Мане.

В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

3. Контекст картины вызвал споры

 

Фрагмент картины Мане.

Фрагмент картины Мане.

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы".

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое" объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.

5. Отсылка к Рафаэлю

 

Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*.

Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*.

В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда Париса".

6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения

 

Сельский концерт. Тиициан.

Сельский концерт. Тиициан.

Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.

7. Одетые мужчины — родственники Мане

Один из них - его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

8. Обнаженная женщина — любимая модель Мане

 

Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*

Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*

Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем", "Гитарист" и "Железная дорога".

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"

 

Олимпия

Олимпия

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

11. Мёран сама стала впоследствии художницей

 

Вербное воскресенье. Мёран.

Вербное воскресенье. Мёран.

В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье", которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

12. "Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают

 

Картина Мане в галерее.

Картина Мане в галерее.

Размеры картины — 208 × 264,5 см.

13. На скандальной картине есть небольшой натюрморт

 

Натюрморт на картине Мане.

Натюрморт на картине Мане.

В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с фруктами и круглый хлеб.

14. Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя

 

Бар в Фоли-Бержер. Мане.

Бар в Фоли-Бержер. Мане.

В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу - "Бар в Фоли-Бержер". Как и на "Завтраке на траве" и "Олимпии" на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью была не Мёран, а путана.

15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.

mir-prekpasen.ru

Клод Моне картина " Завтрак на траве"

завтрак на травеКартина кисти гениального художника — импрессиониста Клода Моне была написана маслом на холсте, и по своим размерам достигала 130 на 181 см. Полотно было создано за восемь лет до знаменитой первой выставки импрессионистов, вскоре после нашумевшей картины под таким же названием художника Эдуарда Мане, принесшей своему автору скандальную славу.

Работу над картиной » Завтрак на траве» Клод Моне начал в 1965 году в Живерни, когда увидел презентацию одноименного полотна Эдуарда Мане на выставке в Салоне. Эти работы мало что объединяет — общим у них является только пейзажный фон, а также название, хотя изначально полотно Клода называлось по — другому.

 

завтрак на траве

 

По прошествии времени трудно установить, почему полотно Клода Моне получило это же название ( вероятно, по аналогии с картиной Э. Мане), но раньше оно называлось » Завтрак под деревьями», что больше соответствовало композиции произведения

Клод Моне и писал свою картину как бы в подражание своему другу и почти однофамильцу ( художников иногда путали их современники — парижане, как путают и теперь), которого он, подобно другим будущим импрессионистам, считал своим учителем.

Подготовка к созданию полотна.

Моне воздержался от изображения обнаженных человеческих тел, потому что именно этот фактор вызывал возмущение публики в те времена. Напротив, Клод Моне изобразил дам в роскошных летних платьях и мужчин, одетых в сюртуки. При этом фигуры людей не выделяются на фоне пейзажа, а являются его равнозначной частью.

Художник поставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и светом, добиться их слияния с природой, так, чтобы картина стала частицей окружающей жизни.

В процессе написания полотна Клод Моне долго готовился. Так, он тщательно выбирал пейзаж, и нашел — таки подходящую поляну в лесу Фонтенбло. Далее Моне начинает работу по написанию этюдов. Сначала он делает многочисленные наброски лесного пейзажа, а после этого берется за изображение человеческих фигур в разных положениях.

Позже, когда было готово огромное количества набросков, Клод Моне в полном одиночестве работает в своей мастерской, где гармонично вписывает человеческие фигуры в замечательный пейзажный фон лесной поляны в Фонтенбло.

Особенности композиции картины.

Действующие лица композиции — люди, близкие автору, его друзья — художники, среди которых выделяется высокая фигура Фредерика Базиля, а также первая жена Моне — Камилла. В построении полотна отдана дань классицизму:  кулисам справа соответствуют три фигуры, а в центре представлен натюрморт — неотъемлемые атрибуты пикника. Пространственная перспектива отмечена фигурами, уходящими в глубь леса.

Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике.

Смешивая краски особым образом и мастерски нанося их на полотно, художник добился эффекта чрезвычайной легкости и воздушности изображения. Уникальной также является манера живописца изображать солнечные лучи, проникающие сквозь густую листву деревьев. Яркие блики солнца желтого и белого цвета трепещут на стволах деревьев. белой скатерти и на лицах людей. Это и определяет художественный почерк будущего импрессиониста.

Дальнейшая судьба картины К. Моне » Завтрак на траве».

Изначально Клод Моне планировал написать полотно огромного формата, но работа над ним оказалась непосильной задачей для художника, тем более, что он хотел успеть презентовать ее на выставке в Салоне 1866 года.

Поэтому Моне оставил незаконченное полотно в качестве оплаты за аренду жилья. Хозяин квартиры не понимает истинной ценности картины и хранит ее в сыром подвальном помещении. В результате этого изображение на большей части полотна портится.

Через шесть лет, в 1872 году, Клод Моне выкупает свое произведение, и наконец — то завершает работу над ним. Художник восстановил утерянные фрагменты, а также дополнил полотно некоторыми новыми, интересными деталями.

Полотно представляет собой законченный эскиз большой картины, которую Моне разрезал в порыве неудовлетворенности собой, что случалось с ним постоянно. Три части полотна сохранились и экспонируются теперь в разных музеях мира.

Безусловно, подлинники полотен являются бесценными, и принадлежать к сокровищам мировой культуры. Однако в дизайне интерьера своей квартиры или загородного дома можно использовать качественные репродукции полотен великих мастеров.

Это придаст оформлению интерьера атмосферу роскоши и утонченного благородства,  а также поможет в полной мере выявить вкусовые предпочтения хозяев дома. К тому же, картины используют в дизайне помещений во многих стилях. При этом важно правильно подобрать репродукцию картины в соответствии с другими декоративными деталями оформления комнаты.

 

завтрак на траве

 

design-fly.ru

Завтрак на траве (картина Моне) — Википедия РУ

  «Завтрак на траве», Мане   «Завтрак на охоте», Курбе

В 1865 году, под впечатлением от одной из своих поездок на этюды в Фонтенбло, Моне задумал написать монументальную картину размерами 4 × 6 м для заявки на Парижский Салон 1866 года[5][6]. Он хотел перейти от малых форм к большим[7], и написание такого большого полотна рассматривалось художником как вызов самому себе и вместе с тем представителям общественности, которые с сарказмом раскритиковали его картины на Салоне отверженных ещё в 1863 году[5]. Между тем, тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 × 264,5 см; Музей Орсе)[8], отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»[9]. Появление данной работы на Салоне Отверженных эпатировало публику и ознаменовалось скандалом из-за изображения обнажённых женщин в группе одетых людей, среди которых было можно узнать достаточно известных личностей[10][11]. Моне задумал своё полотно в качестве вызова и одновременно дани Мане, избрав ту же тему, но подойдя к ней с другим стилем, которым тоже хотел удивить зрителя, но уже с другой стороны[12][10][13]. Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше чем «Завтрак» Мане и в два раза шире чем «Завтрак на охоте» Курбе[14] (холст, масло, 207 × 325 см; Музей Вальрафа-Рихарца)[15]. Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»[16]. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем[4][17].

Le Pavé de Chailly in the Forest of Fontainebleau (Monet).jpg  Le pavé de Chailly (Monet).jpg  Le Chene de Bodmer, La Route de Chailly (Monet).jpg 
«Дорога на Шайи…», Моне (Ордрупгаард) «Дорога на Шайи», Моне (Орсе) «Дуб Бодмера…», Моне (Метрополитен)

Работа над картиной началась весной 1865 года[5]: с апреля по октябрь Моне с одной целью — написать сцену пикника с множеством фигур — пробыл в Шайи[fr][18], на окраине леса Фонтенбло[19], своеобразной студии импрессионистов[20]. Проведя несколько месяцев в ожидании Базиля, модели и одного из героев будущего полотна, Моне создал ряд пейзажных этюдов, варьирующихся от маленьких эскизов до больших набросков[21]. Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными своими работами[18]: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 × 130,5 см; Музей Ордрупгаард[en])[22], «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 × 59 см; Музей Орсе)[23], «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96,2 × 129,2 см; Метрополитен-музей)[24]. Работал он на природе, широко и свободно, достигнув тех тонов, того контраста света и тени, каковых на то время не было ни у Курбе, ни у Мане[21]. Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника»[25][26]. Последняя работа особо примечательна тем, что на ней запечатлён дуб Бодмера, названный так в честь швейцарского художника Карла Бодмера, который на Салоне 1852 года выставил работу с изображением данного дерева, после чего оно стало любимцем художников и фотографов, в частности Гюстава Ле Гре[en][27].

  «Пейзаж Шайи», Базиль   «Импровизированный госпиталь», Базиль

Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года, и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зеленая листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами[28]; среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 × 100,3 см; Чикагский институт искусств)[29]. Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропомофорфическими чертами и не проецировали свои чувства на неодушевленные объекты природы. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру. Моне и Курбе хотели передать состояние леса тогда, когда они в нём были и его писали, достигая в живописи практически фотографической точности[30]. Моне конечно же знал о существовании пейзажной фотографии[en]*, и, возможно, даже мог видеть работы Ле Гре, и естественно, что когда они пошли в один и тот же лес, у них получился одинаковый результат с поправкой на то, что художник обладает большей свободой и может легко убрать ветку или камень из нужного места в отличие от фотографа[31][27]. Однажды во время работы, в попытке защитить детей от летящего на них бронзового диска, с которым играли какие-то неуклюжие англичане, Моне повредил ногу и слёг в постель. Специально для него Базиль, будучи студентом-медиком, разработал специальное приспособление, которое при помощи противовеса приподнимало повреждённую ногу[28][32]. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь[nl]» (холст, масло, 48 × 65 см; Музей Орсе)[33][28][34].

  «Базиль и Камилла», Моне   Зарисовка композиции, Моне

После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов[21]. Для мужских фигур вместе с Базилем позировал Альберт Ламброн, друг Моне, а большинство женских фигур, возможно, были списаны им с нескольких женщин или даже с одной — своей возлюбленной Камиллы, которая, однако, не ездила в Шайи[11][21][4][35]. Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один[25][21]: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 × 68,9 см; Коллекция Алисы Меллон Брюс[en], Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне[en], сына художника, а затем у Эдварда Молино[36]. Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30,5 × 46,8 см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю[37]. Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 × 34 см; музее Мармоттан-Моне)[38][39][40][41]. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине, и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»[39][42]. Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный уменьшенный вариант композиции (холст, масло, 130 × 181 см; Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна[21][5][6][43][44].

  «Женщина в зелёном», Моне   «Высадка на остров Киферу», Ватто

Вернувшись в Париж, Моне занялся переносом эскиза на холст поистине монументальных размеров, зная о будущих трудностях такой работы[21][5]. Он сохранил акцент на ярких контрастах светотени, а также такие же свежие и свободные мазки, достигнув при этом какой-то спонтанности сюжета и сцены на природе, самого трудного элемента картины[21][5]. Наиболее значительное различие между эскизом и окончательной работой заключается в замене сидящего безбородого и худого молодого человека на более взрослого, бородатого и дородного, имеющего благодаря своей бородке с бакенбардами поразительное сходство с Курбе[25][45][5][35]. Фигура Базиля же послужила основой сразу для нескольких мужчин, по кравней мере, четырёх[25]. Также можно отметить, что платье первой стоящей слева женщины стало серо-красным вместо белого с чёрной отделкой, а на голове у неё появилась другого вида шляпа; в то же время оранжевое платье второй стоящей дамы и полосатое платье сидящей женщины остались незавершёнными[45]. Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре[21]. Несмотря на незаконченность работы, посмотреть неё, по свидетельству Базиля, собралось более 20 художников[46]. Зимой 1865—1866 годов Базиль посетил мастерскую Моне вместе с Курбе: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа[en], именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном[25][47][5][48]. Как писал в своём дневнике граф Гарри Кесслер, в ноябре 1903 года вместе с Рейссельберге посетивший мастерскую художника в Живерни, Моне рассказывал, что по совету Курбе начал переделывать женские платья и в результате окончательно испортил холст[49][50]. После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном[de]»[49][50] (холст, масло, 231 × 151 см; Бременская картинная галерея)[51], для которой моделью снова послужила Камилла[52].

  «Женщины в саду», Моне

Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-д’Авре, написав Арману Готье[en] о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»[53][54][5]. Незадолго до открытия Парижского Салона, Моне прекратил работу над почти законченным полотном, так и не показав его как жюри, так и публике[55][5][6]. Было объявлено, что он опасался отказа, но жюри Салона 1866 года было достаточно либеральным и уже принимало его рискованные работы, однако и в этом случае картина наверняка была бы атакована большинством критиков, хотя и стала бы «манифетом пленэризма», со всеми амбициями Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций[56]. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком», и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской[57]. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 × 205 см; Музей Орсе)[58], на которой Моне, также как и в «Завтраке», изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света[3], а помимо этого и такие же женские платья[4]. Здесь Камилла позировала уже для трёх женских фигур, в связи с чем их лица не могут сравниться с настоящими портретами[59]. Примечательно, что всю картину Моне целиком создал на природе, для чего вырыл канаву в земле и постепенно, по мере заполнения холста, опускал его в яму, чтобы писать все части с одного ракурса[60][57]. Несмотря на амбиции Моне, «Женщины» были отвергнуты жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»[59].

Части

  Моне и герцог Тревизо перед средней, ещё не обрезанной справа, частью «Завтрака», 1920 год. Фото Шумоффа

Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»[66], картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба[68]. В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо[fr], во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»[69], а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины[70]. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом[71]. Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской[72][73]. Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной[45]: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная; я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»[74].

Так, в июне 1874 года Моне арендовал дом в Аржантёе за 1,400 франков в год у плотника Александра-Адониса Фламена и в октябре переехал туда с семьёй[75][76]. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале[77][78]. Некоторое время спустя Моне вступил в переписку с Фламеном по поводу возвращения картины, для чего в марте 1884 года попросил у своего арт-дилера Дюран-Рюэля денег в долг[77][79]. В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части[5][6][43]. Правый фрагмент подгнил из-за влажности и был навсегда утерян, а две единственные сохранившиеся левая (4,18 × 1,5 м) и средняя (2,487 × 2,18 м) части дошли до нашего времени[19][5][80][81][82][83][44]. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля[80][81]. Левая часть некоторое время хранилась в частной коллекции, а с 1931 года — у Жоржа Вильденштейна[en]. В 1957 году он передал картину в дар государству, после чего она была приписана к Лувру и выставлялась в галерее Же-де-Пом[en] до 1986 года, когда была передана в музей Орсе[80][82]. В 1920-х годах, вероятно, после смерти Моне, от середины справа была отрезана полоса с плечами и головой женщины в полосатом платье[45]. Средняя часть находилась в коллекции Мирана Экнаяна[fr][19][84], пока не была принята государством в качестве уплаты налога на наследство и в 1987 году приписана музею Орсе, воссоединившись с левой стороной[81][83].

Версия

Меньшая версия в 1866—1867 годах выставлялась в галерее арт-дилера Латуша[fr][87]. Некоторое время она находилась в коллекции оперного певца Жана-Батиста Фора[38][87][88]. Она экспонировалась на выставке работ Моне в галерее Дюран-Рюэля, прошедшей 22 ноября—15 декабря 1900 года[89]. Там, приехав на Всемирную выставку, картину увидел критик Александр Бенуа, охарактеризовавший её как «пожалуй, самое блестящее произведение Моне» и «одно из прекраснейших за всё XX столетие»[90][91][92]. Так, писал он в журнале «Мир искусства»[64]:

  Портрет Щукина, Дмитрий Мельников, 1915 год
«  Грустно осознание, что все музеи современной живописи, русские и иностранные — ничто иное, как рассадники мертвого академического искусства или отвратительного эклектизма. Нельзя и мечтать о том, чтобы такая картина, как этот „Déjeuner sous bois“ Кл. Монэ, была приобретена Петербургом или Москвой. Когда-нибудь и такие картины будут приобретаться, когда-нибудь плетущаяся за жизнью история возведёт их в разряд классических произведений, но тогда уже будет поздно, они не будут благотворно влиять на молодые поколения, ушедшие совершенно в другую сторону, а будут себе висеть рядом с Рембрандтом и Тицианом на усладу туристам и бездарным копистам. А между тем, одна такая картина могла-бы теперь иметь бесконечно более глубокое и благотворное влияние на развитие наших художников, нежели те тысячи уродливых холстов, которые заполняют наши национальные музеи. Картина Монэ всё ещё вполне современна; она свежа, ярка и убедительна, и в ней содержится больше указаний и советов для художника, нежели во всех академиях, вместе взятых. » 

Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут[92]. Картина была приобретена лично у Моне московским промышленником и меценатом Сергеем Щукиным, активно собиравшим работы тогда ещё непонятных общественности импрессионистов, которые он выставлял на открытое обозрение публики в доме Трубецких[93][94][95]. Купил он работу в ноябре 1904 года[96][97], отдав за неё 30 тысяч франков через арт-дилера Пауля Кассирера[87][88]. Таким образом, Щукин стал обладателем тринадцати полотен Моне[96][98], практически закрыв для себя тему коллекционирования импрессионистов[97]. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью[99].

После русской революции Щукин эмигрировал во Францию, а его коллекция в 1918 году была национализирована по декрету Ленина и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве»[61][100][93][94][101][102][95]. В настоящее время картина под номером Ж-3307 находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков[6].

В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона[fr]» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари[fr] при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой[66][94][103][104]. В день открытия выставку посетил президент Франции Франсуа Олланд[105], в то время как предполагавшийся визит президента России Владимира Путина был отложен из-за политических разногласий[106].

http-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта