Чем знаменита «Мона Лиза»? Картина мона лиза где висит


Чем знаменита «Мона Лиза»? | Культура

Считайте, что вам повезло. Вы можете любоваться «Джокондой» минут пятнадцать, пока зал не станет наполняться публикой. После этого можно уходить к другим шедеврам, которых в Лувре немало. До недавнего времени многие из них находились в одном зале с «Моной Лизой «, и их мало кто замечал. Все взгляды устремлялись на прославленную «Джоконду». Я бы сказал, чрезмерно прославленную.

Хотя картина Леонардо, без сомнения, гениальна. Первыми ее оценили коллеги по живописному цеху. Рафаэль, например, позаимствовал для нескольких своих портретов и композицию картины Леонардо, и технику исполнения. Король Франциск I купил «Джоконду» за небывало высокую для того времени цену. Нынешние же искусствоведы заявляют, что она бесценна.

Но так было не всегда. В начале 20-го века самым знаменитым экспонатом Лувра считалась Венера Милосская. Ее держали в качестве эталона красоты и тиражировали для широкой публики в виде статуэток. А «Мона Лиза» висела себе в так называемом «квадратном зале». Сюда заходили посетители, но более всего этот зал приглянулся художникам.

Среди таких был и Луи Беру (Louis Beroud) (1852−1930), художник, вполне успешный в те годы и не до конца забытый в наше время. Во вторник, 22 августа 1911 года, он пришел в «квадратный зал», чтобы сделать наброски для сатирической картины, одним из «участников» которой должна была стать «Мона Лиза», недавно застекленная для пущей сохранности. Л. Беру придумал забавный сюжет: парижский модник (а может быть, модница) поправляет прическу, глядя в картину Леонардо, как в зеркало.

Но на том месте, где недавно висела картина, зияла пустота. Л. Беру поинтересовался, где картина. «Вероятно, у фотографов» — ответили ему. Художник проявил настойчивость, и выяснилось, что у фотографов картины нет. «Мона Лиза» пропала! Похищена!

Музей закрыли. Полиция начала обыск и, в конце концов, установила картину преступления. Похититель зашел в музей в воскресенье, переночевал в одном из закоулков на первом этаже. На похитителе был халат служащего. Поэтому он, не вызывая интереса окружающих, зашел в «квадратный зал», снял картину с крюков, вынес ее на одну из боковых лестниц, освободил от рамы и от стекла и вынес на набережную.

Однако дальше следствие не продвинулось. Известная парижская газета объявила награду в 40 тыс. франков наличными тому, кто принесет украденную картину в редакцию или 20 тыс. франков указавшему ее местонахождение.

И тут в редакцию пришло письмо. Автор выбрал себе псевдоним «Вор» и констатировал, что охрана в Лувре никудышная. «Вор» признавался, что сам похитил из музея несколько иберийских статуэток. «Я продал статуэтки парижскому художнику, моему другу. Он заплатил мне очень мало, всего 50 франков, которые я проиграл в ту же ночь».

Как потом оказалось, автор этого письма — Жери Пьере (Gery Pieret), приятель поэта Гийома Аполлинера. Перье был авантюристом и искателем приключений на свою задницу, чем и привлек эксцентричного Аполлинера. Парижским же художником, упомянутым в письме, был Пабло Пикассо. Узнав о письме, Г. Аполлинер и П. Пикассо не на шутку струхнули. Попадать в полицию по обвинению в ограблении Лувра им, иммигрантам без французского гражданства, было никак нельзя. Купленные задешево артефакты были утоплены в Сене.

Что, впрочем, не спасло Г. Аполлинера от ареста. Кто-то донес, что поэт называл музеи кладбищем и призывал сжечь Лувр. Этого было достаточно для ареста по подозрению в краже «Моны Лизы». Г. Аполлинера выпустили только после заступничества нескольких известных писателей и журналистов.

Благодаря сенсационной краже «Джоконда» не сходила с первых страниц газет и газетенок в течение долгого времени. «Информационный шум» принес свои плоды. Количество посетителей Лувра после исчезновения бесценного шедевра возросло. Часто люди приходили только в «квадратный зал», чтобы поглядеть на место, где висела знаменитая картина.

А пресса не давала сенсации остыть. Поскольку преступника искали, но не находили, журналисты начали выдвигать гипотезы одну фантастичнее другой. Кражу картины приписывали немецким шпионам, которые сделали это, дабы унизить великую Францию… Картину вывезли в Америку и продали знаменитому мультимиллионеру Моргану… И все это обсуждалось и перемалывалось, тысячу раз проходя через людские уши и головы. И название картины в головах застревало. И рождалась мысль: действительно, великая картина, если вокруг нее столько шума.

Срабатывал также принцип, сформулированный великим Козьмой Прутковым: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Те, кому посчастливилось увидеть «Джоконду», делились воспоминаниями о ней. Ценность утраты непрерывно росла. «Мона Лиза» медленно, но верно становилась в общественном сознании лучшей картиной Лувра! Лучшей картиной Франции! Лучшей работой Леонардо да Винчи! Ставки росли. Может быть, искусствоведы нашего времени безмерно печалились бы о потере самой лучшей картины в мире, если бы «Джоконда» не обнаружилась в декабре 1913 года!

При этом обошлось без погонь и перестрелок. Флорентийский торговец антиквариатом Альфредо Джери (Alfredo Geri) получил из Парижа письмо за подписью некоего Винченцо Леонарди. В письме предлагалось продать «Джоконду». Джери, приняв все это за шутку, пригласил автора в свою флорентийскую контору. 10 декабря 1913 года автор письма, худой тридцатилетний человек с усами, одетый в черный, не слишком новый костюм, явился к Джери и представился как Леонарди. За украденную картину он попросил 500 тысяч франков, упирая, однако, на то, что как итальянец-патриот, он рад возвратить на родину произведение итальянского искусства, украденное французами во времена Наполеона. По-видимому, вор не знал о том, что «Мона Лиза» была честно куплена у автора французским королем Франциском I.

Этикетки минеральнаой воды "Джоконда" (Источник: www.monalisadocumentary.blogspot.com) По словам похитителя, картина находилась в его гостиничном номере. Вместе с экспертом, директором галереи Уффици Джованни Поджи, антиквар пошел в гостиницу, где Леонарди достал картину из чемодана с двойным дном. Убедившись в подлинности картины, антиквар сообщил в полицию, и вора задержали вместе с «Моной Лизой». Его настоящее имя было Винченцо Перуджиа (Vincenzo Peruggia) (1881−1947). Живя в Париже, он некоторое время работал в Лувре столяром и стекольщиком, но к моменту кражи в штате не состоял. Потому и подозрение на него не пало.

На суде Перуджиа утверждал, что кражу совершил, желая восстановить справедливость и вернуть итальянцам произведение великого итальянского художника. Поскольку суд проходил во Флоренции, а не в Париже, патриотические заявления свое дело сделали. Похититель отделался наказанием довольно мягким: один год и пятнадцать дней тюрьмы. По-видимому, у многих итальянцев «подвиг» Перуджиа вызвал одобрение. По крайней мере, вскоре появилась минеральная вода (со слабительным действием) под названием «Джоконда», на которой кроме прославленной картины был изображен и хитрый мужчинка с усами, весьма похожий на «похитителя столетия».

Сама же «Мона Лиза» уже 20 декабря 1913 года возвратилась в Лувр. И возвратилась настолько известной, что плоды этой известности туристам приходится пожинать и поныне. Вряд ли сейчас можно по-настоящему разглядеть великое творение Леонардо без маленьких хитростей, о которых я написал в начале статьи.

shkolazhizni.ru

Похищение «Джоконды» - МУЗЕЙ ПРАВА

22 августа 1911 года из Лувра исчезла знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи. В краже подозревали знаменитого поэта Аполлинера, сообщником которого, якобы, был сам Пикассо.

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», Леонардо да Винчи, ок.1503—1505гг. Лувр, Париж, Франция

Мы расскажем об истории любви, которая приключилась между бедным итальянским стекольщиком и самой знаменитой в мире женщиной – Джокондой. Потому что стекольщик влюбился в ее улыбку, которая ему напоминала «улыбку его подруги детства». Из-за этой самой улыбки стекольщик и похитил картину, а затем любовался ею в полном одиночестве в течение двух лет.

Винченцо Перуджиа (так звали стекольщика) утверждал также, что, похитив картину, он совершил акт патриотизма, привезя юную женщину в страну, где она родилась. Этим поступком, опять же с его слов, он протестовал, против краж, которые Наполеон совершил в Италии. Как бы там ни было, через два года, когда он попытался продать картину, его схватили. Но за те два года, что «Джоконда» отсутствовала на своем привычном месте, во Франции разразилась чуть ли не катастрофа национального масштаба. Вплоть до того, что в ее краже подозревали даже знаменитого поэта Аполлинера…

«Мона Лиза в Лувре», Луи Беру, 1911г. Лувр, Париж, Франция

О том, что Джоконда украдена, стало известно 22 августа 1911 года, утром, когда художник Луи Беру, который хотел сделать с нее копию, обнаружил, что ее нет на привычном месте. Это его ничуть не обеспокоило, он даже пошутил с охранником в зале: «Когда женщины не находятся рядом с влюбленными в них мужчинами, значит, они в этот момент позируют фотографам». Но вернувшись к 11 часам, Беру обнаружил, что «Джоконды» все еще нет на месте. Он послал охранника к луврскому фотографу узнать, когда тот закончит съемку, но фотограф заявил, что не брал картину. Воцарилась паника. Украли «Джоконду»! Прибыл префект полиции Лепин, сопровождаемый главой службы безопасности Арнаром и шестьюдесятью инспекторами. Целую неделю эта бригада буквально по миллиметру прочесывала музей. Но найти «Джоконду» так и не удалось!

Место, где висела «Джоконда» Леонардо да Винчи в Лувре. 1911г. Фотография

Вознаграждение

Единственной уликой стал отпечаток пальца, оставленный на недавно установленном защитном стекле. Вызвали Альфонса Бертильона , чтобы он мог сравнить оставленный отпечаток с отпечатками 257 сотрудников Лувра. Совпадений не обнаружено. Никому и в голову не приходит подозревать мастера, который устанавливал стекло. Из-за скандала директор Лувра уходит в отставку. Пресса неистовствует, выдвигая тысячи версий. Крайне правые усматривают в краже призрак еврейского заговора. Одна газета высказывает мысль, что за всем этим стоит германский император. «Сообщество друзей Лувра» назначает премию в 25 000 франков тому, кто разыщет картину. Газета «Иллюстрация» удваивает сумму. Напрасно. Расследование заходит в тупик. Следственный судья клянется, что у него нет ну ничего!

Фото в газете 1913г.

Это похищение делает «Джоконду» еще более популярной, чем прежде. В Лувр выстраиваются очереди, просто чтобы увидеть пустое место. В парижских кабаре девушки танцуют, одев на лица маску «Моны Лизы». Посвященная «Джоконде» песня имеет огромный успех. «Мона Лиза» становится настоящей звездой, почти как сейчас Мадонна, правда, одетая…

Гийом Аполлинер, французский поэт. 1880-1918гг. Фотография

Неожиданно появляется новость, как гром среди ясного неба: 7 сентября полиция производит обыск в камере у поэта Гийома Аполлинера, который сидит в тюрьме «Санте». Он – похититель Джоконды? Ну, это шутка какая-то. Правда, несколько лет назад он был связан с кем-то, кто что-то там, в Лувре, украл. В действительности, где-то в 1904 году Аполлинер связывается со странным типом – вором и паталогическим лжецом бельгийцем Жери Пьерэ, которого он делает своим секретарем. В общем, этот Пьерэ 28 августа 1911 года появляется в газете «Пари-Журналь» с головой женщины и утверждает, что в 1904 году он украл ее в Лувре. На следующий день в газете об этом появляется огромная статья, а голову относят в Лувр.

Как выйти из положения?

Пабло Пикассо, испанский художник, скульптор, дизайнер. 1881-1973гг. Фотография

Прочитав статью, Аполлинер покрылся холодным потом. Ведь и правда, в 1904 году Пьерэ ему продал финикийские примитивные статуэтки, предположительно украденные в Лувре. Да еще и заявил: «Я их спер в Лувре, но это ерунда, они там никак не охранялись». Такие же статуэтки он продал и Пикассо. И поэт, и художник, посчитав, что это шутка, лишь посмеялись. Пикассо даже настолько вдохновился этими статуэтками, что в 1907 году изобразил их на своей картине, которую назвал «Девушки из Авиньона». Одним словом, и у поэта, и у художника эти финикийские статуэтки хранились до сих пор. Что с ними делать? Тем более что в Лувре, после проведенной после кражи «Джоконды» инвентаризации, заявили, что вместе с картиной исчезли еще порядка ста экспонатов. Оба «скупщика краденого» сначала решают выбросить статуэтки в Сену, но Аполлинер, который руководит всей этой «операцией», никак не может решиться расстаться с добром. Затем, 6 сентября, он анонимно посылает эти статуэтки в «Пари-Журналь», в котором работает искусствоведом его друг Андре Салмон. Газета передает их в Лувр. Но полиция быстро раскручивает это дело и выходит на Аполлинера, проводит у него дома обыск, а затем, 7 сентября, арестовывает и отправляет в «Санте». Неужели следственный судья Дриу и вправду думает, что «Джоконда» у Аполлинера? Наверное, нет. Просто за неимением лучшего он хочет его обвинить в сокрытии краденых статуэток. Однако, слишком велик шум из-за ареста поэта, и 12 сентября Дриу освобождает его из-под стражи.

Детская игра

Винченцо Перуджиа. Лист из уголовного дела

Расследование опять в тупике. Ощущение, что «Джоконда» просто испарилась. И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, она всплывает во Флоренции. Причем, также неожиданно, как и исчезла. Один продавец итальянского искусства получает письмо от некоего Винченцо Леонарда, который предлагает купить у него «Джоконду». Не поверив в это, он на всякий случай предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции и просит его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. Они встречаются, Леонард демонстрирует картину, и что же видят продавец с директором? Подлинник да Винчи! Оба мужчины тут же бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца. Он признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды». Перуджиа признается в краже и говорит, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране.

Возвращение «Джоконды» в Лувр. 1914г. Фотография

Короче, это похищение было похоже на какую-то детскую игру. В понедельник, 21 августа, в день, когда Лувр закрыт, он незаметно проходит в музей вместе с остальными работниками. Затем идет в зал «Каррэ», где висит картина, снимает ее и в укромном уголке вынимает из рамы. Никто не обращает на него никакого внимания, и он свободно передвигается по музею. Спрятав картину под откидной столик, на котором стекольщик режет свои стекла, он принимается за свою обычную работу. Когда кража будет обнаружена, его допросит инспектор, не подозревающий, что этот скромный работник и есть похититель. В течение целых двух лет Перуджиа молчит о «Джоконде», как рыба. Вплоть до своей неудачной попытки продать картину во Флоренции.

Лувр, Париж, Франция. Фотография

Его приговаривают всего лишь к одному году тюрьмы, но через несколько месяцев Перуджиа уже на свободе. А многие итальянцы восторгаются им, считая национальным героем. Международная обстановка накалена, но Италия все же передает «Джоконду» в Лувр. 4 января 1914 года «Мона Лиза» повисла на своем привычном крючке.

Лувр, Париж, Франция. Фотография

 

www.zakonia.ru

Кто украл картину Леонардо да Винчи "Мона Лиза" ("Джоконда")?

Полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») – это бесценное сокровище и, возможно, самая знаменитая картина в мире. Не удивительно, что весь мир испытал настоящий шок, когда в один из дней 1911 года работа великого итальянца исчезла из музея Лувр в Париже. Люди негодовали: «Как же можно было допустить такую непростительную беспечность!».

А все случилось 21 августа 1911 года, в понедельник, то есть в тот самый день недели, когда большинство музеев Европы закрывается на генеральную уборку и мелкий ремонт. Еще в 7:30 утра группа рабочих, проходя через салон Карре, где висела картина, любовались загадочной улыбкой флорентийской красавицы. Но уже час спустя полотна не было на месте.

Лувр

Лувр сегодня.

Поначалу сотрудники музея не придали этому особого значения – посторонних в музее не было, а знаменитую «Мону Лизу» могли унести фотографировать, что случалось довольно часто. Неладное заподозрили лишь к полудню вторника. Тогда обыскали все коридоры и подвалы Лувра, и в одном из запасников охрана обнаружила знакомую золоченую раму. Но картины в ней не было – полотно кто-то аккуратно вынул и унес в неизвестном направлении.

История с похищением Моны Лизы в тот же вечер попала в газеты. Репортеры наперебой обсуждали версии происшедшего. Кто и как похитил картину? Возможно, Мону Лизу унес какой-нибудь сумасшедший студент, влюбленный в загадочную улыбку Джоконды? А, может быть, тут действовал матерый злоумышленник, который вот-вот потребует за возврат полотна огромный выкуп? Не дожидаясь требований вора, два французских журнала объявили в качестве выкупа немалую сумму, но никто так и не откликнулся.

Кто украл картину Леонардо да Винчи "Мона Лиза"?

Шли месяцы, потом прошел год, за ним другой. В Лувре висела копия Джоконды, обрамленная траурной лентой, а надежды на возвращение оригинала таяли на глазах. Наконец, в ноябре 1913 года итальянский торговец предметами искусства Альфредо Джерри получил загадочное письмо. Его автор, назвавший себя Леонард, утверждал, что картина находится у него.

Сперва Джери решил, что над ним потешается какой-то шутник. Но на следующий день он все-таки отправился с письмом к Джованни Поджи – директору знаменитой картинной галереи Уффици (Флоренция), что славится наравне с Лувром. Посовещавшись, знатоки искусства решили не упускать шанс, каким бы призрачным он ни казался, и написали ответ таинственному «Леонарду».

Несколько дней спустя Джери и Поджи получили новое письмо с приглашением посетить одну из дешевых флорентийских гостиниц. Там их встретил молодой человек, он провел своих гостей в тускло освещенную комнату. Для начала парень заявил, что готов вернуть картину в обмен на некоторую сумму денег. Названная похитителем цена показалась Джерри и Поджи смехотворно малой по сравнению с реальной стоимостью картины. Они, конечно же, согласились, и тогда… Тогда обитатель убогой темной комнатушки достал из под кровати древний облезлый чемодан и открыл его крышку. Чемодан был заполнен каким-то хламом, но на дне лежало то, что безуспешно искали долгих два года. Шедевр Леонардо.

Джерри, Поджи и «Леонард», которого в действительности звали Винченцо Перуджа отправились с полотном в галерею Уффици. Здесь подлинность картины была подтверждена, после чего Перуджу немедля арестовали.

Как Винченцо Перуджа украл Мона Лизу?

Как Винченцо Перуджа украл Мона Лизу?

Вор заявил полиции, что украл Джоконду в знак отмщения французам, чей император Наполеон Бонапарт вывез в 18 веке из Италии многие произведения искусства. Якобы патриотические мотивы похищения, конечно, не спасли Перуджу от тюрьмы, правда, срок ему дали небольшой. А многие итальянцы и вовсе считали его не столько преступником, сколько национальным героем. Перед тем, как возвратить шедевр в Лувр, Мону Лизу провезли по выставочным залам Италии. Хоть и не надолго, но великое полотно вернулось на родину автора.

Кто украл картину Леонардо да Винчи "Мона Лиза"?

Кстати, какой бы зловещей фигурой ни был император Наполеон Бонапарт, к появлению Джоконды во Франции он не имел ровно никакого отношения.

Картину в Париж привез… сам Леонардо да Винчи около 1500 года. Здесь он продал портрет загадочной дамы королю Франции Франциску I. А с 1804 года и по сей день полотно висит в Лувре. Если, конечно, не считать двухгодичного пребывания в облезлом чемодане итальянского патриота.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

alfaed.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта