Сад Клода Моне. Живерни, Франция. Картина моне сад в живерни
Сад Клода Моне. Живерни, Франция
Не было бы счастья, да несчастье помогло! Сад Клода Моне был в моих планах только через год, по пути в Руан и Этретта. Но французские железнодорожники придумали общенациональную забастовку — их мой отпуск не волновал…
Я вздохнула, зачеркнула в своем маршрутном листе цветочную выставку в Брюсселе и пошла покупать билет до Вернона (всего 80 км от Парижа). Живерни — небольшая деревенька в окрестностях маленького городка Вернон. Можно считать, что дачный поселок. Только дачниками там были, в основном, люди искусства. И самый знаменитый из них — Клод Моне. В своей дачной резиденции он не только жил и рисовал, он создал САД! Может быть он там любил отдыхать, может принимать гостей, но совершенно точно — это было место его вдохновения!
Итак, приезжаем в Вернон, видим на полу вокзала вот такие следы и топаем туда, куда они ведут.
Приходим на автобусную остановку и едем до Живерни. Автобусы каждые 15 минут, ехать всего 5 км.
Выходим из автобуса и идем за толпой — она вас приведет на главную улицу деревни и доведет до самого сада. То есть до кассы:)
Нет, ваш путь ещё не закончен — сначала приветливый контролер, потом переход через магазинчик со множеством сувениров. Можете не останавливаться, на обратном пути купите. Или в деревне — там тоже есть сувенирные лавочки.
А теперь — музыка!!!
Знаменитая аллея. Сейчас она была украшена цветущими тюльпанами. А на картине Моне мы помним настурцию. Но это будет позже!
Был апрель. Цвели тюльпаны. Им аккомпонировали незабудки, анютины глазки и море других весенних цветов. Клумбы, рабатки и газоны были расписаны цветами, как холст художника. Очень созвучно стилю импрессионизма. Созвучно картинам самого Моне. Это про центральную часть сада, примыкающую к дому.
Проходим дальше через подземный переход и попадаем в «водный сад» — с прудом и ручьем. Здесь царствует зелень трав и листьев. И только яркие пятна цветущих рододендронов сопровождают вас как нарядные китайские фонарики вдоль тропинок.
Пруд пока тих и спокоен. Знаменитые по картине Моне кувшинки ещё только просыпаются, цветение начнется позже.
Два часа в раю пролетели незаметно. На обратном пути я успела полюбоваться на саму деревеньку. Даже на первый взгляд понятно её дачно-туристическое предназначение. Через дом сувенирные или художественной направленности магазинчики, галереи с выставленными в витринах картинами, отели, ресторанчики. Мило, красиво, уютно!
Но хватит слов, просто полюбуйтесь со мной этой красотой!
Я обязательно сюда вернусь!
В мае, когда цветут ирисы и глициния…
или летом, когда цветут розы и кувшинки…
а может осенью, полюбоваться на георгины и водопады из настурции…
Обратный путь опять через Вернон. Не удержалась — прогулялась до реки и посмотрела на визитную карточку городка — старую мельницу, построенную на опорах разрушенного моста. Очень колоритно! А историческая часть городка совсем крошечная, но симпатичная —
glavnoedelat.ru
САД КЛОДА МОНЕ В ЖИВЕРНИ
Если проехать 80 км на север от Парижа, можно попасть в живописное местечко Живерни. Эта деревушка знаменита тем, что когда-то здесь в течение сорока трех лет, жил и творил Клод Моне.
Поселившись в 1883 году в деревне, художник так увлекся садоводством, что на его полотнах не было почти ничего кроме видов своего любимого сада и макового поля, которое находится на краю деревни.
Поначалу сад Моне состоял только из территории, примыкающей к дому (около 1 га). Здесь первым делом художник вырубил мрачную аллею из елей и кипарисов. Но были оставлены высокие пни, по которым потом взбирались плетистые розы. Но вскоре лианы так разрослись, что сомкнулись и образовали сводчатый цветущий тоннель, ведущий от ворот к дому. Конечно, со временем пни разрушились, и теперь розы поддерживаются металлическими опорами. Это место можно видеть на картинах Мастера: перспектива аллеи, где слева, справа и сверху пышные цветы, а на дорожке внизу их тонкие ажурные тени.
Участок перед домом, который просматривался из окон, художник превратил в цветочную палитру, смешивая и подбирая краски. В саду Моне пестрый благоухающий ковер из цветов разделен прямыми дорожками, как краски в коробке. Моне писал цветы и рисовал цветами. Он как истинно талантливый человек был и выдающимся художником, и выдающимся ландшафтным дизайнером. Садоводством он увлекался очень серьезно, покупал специальные книги и журналы, вел переписку с питомниками, обменивался семенами с другими цветоводами.
Коллеги-художники часто навещали Моне в Живерни. Здесь бывали Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро и другие. Зная об увлечении хозяина цветами, друзья привозили ему в подарок растения. Таким образом у Моне появились, например, древовидные пионы, привезенные из Японии.
К этому времени Клод Моне становится знаменит. Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Жизнь Клода Моне течет спокойно и приятно, рядом семья и любимая жена, картины хорошо покупают, художник увлеченно занимается любимым делом.
В 1893 году Моне купил участок болотистой земли рядом со своим, но находящийся с другой стороны железной дороги. Здесь протекал небольшой ручей. На этом месте художник при поддержке местных властей создал пруд, сначала небольшой и увеличенный впоследствии. В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.
Через пруд, который имеет очень извилистую береговую линию, переброшены несколько мостиков. Самый известный и большой из них – японский мостик, увитый глицинией. Его Моне рисовал особенно часто.
Водный сад Моне разительно отличается от окружающей местности, он скрыт за деревьями. Попасть сюда можно только по тоннелю, проложенному под дорогой. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.
Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал: «…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты. Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. В это время Моне стал терять зрение… Ему все труднее удавалось различать и писать мелкие детали. Картины художника постепенно меняются. Детали и нюансы заменяются крупными мазками краски, которые показывают игру света и тени. Но и в картинах, написанных в такой манере, мы безошибочно угадываем знакомые сюжеты. Стоимость полотен продолжает расти…
Клод Моне умер в своем доме в Живерни в 1926 году. За садом ухаживала его падчерица Бланш. К сожалению, во время второй мировой войны сад пришел в упадок. В 1966 году сын художника Мишель Моне передал усадьбу Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада. Сейчас усадьбу в Живерни ежегодно посещают полмиллиона человек.
Клод Моне прожил большую счастливую жизнь. Ему удалось заниматься любимым делом, сочетать живопись и садоводство, жить в достатке. Он был очень счастлив и в личной жизни, любил и был любимым. Моне стал знаменитым еще при жизни, что у художников бывает редко. И сейчас во всем мире он остается одним из известнейших и любимых художников.
samozvetik.ru
Как самостоятельно добраться до сада Клода Моне в Живерни
Живерни – небольшая деревня в Нормандии, где находится дом и сад знаменитого художника-импрессиониста Клода Моне. Мы расскажем вам про то, как добраться до дома Клода Моне, про время цветения лилий, что посмотреть в Живерни и когда туда лучше ехать. Кстати, во избежание потери времени в очередях и проблем с транспортом вы можете купить тур в Живерни прямо из Парижа по этой ссылке (посчитайте сами транспортные расходы и билеты и вы поймете, что тур стоит не намного дороже, только здесь еще и экскурсия включена).
Как добраться до Живерни на поезде
Поезда в Живерни уходят с парижского вокзала Сен-Лазар. Вам нужно купить билеты до станции Vernon-GIVERNY. Билеты можно приобрести в кассе на вокзале или в автомате по нашей инструкции.
Билет в одну сторону из Парижа до Живерни стоит около 15 евро. Время в пути от 45 минут до часу.
В автомате по продаже билетов выбирите язык
Покупка билета
Отъезд сейчас
С этого вокзла (если вы на Сен-Лазаре)
"Другое" направление
Начинайте печатать Vernon и ваше направление появится
Туда-обратно
Выбирете количество билетов
Потом оплатите и счастливого пути!
Когда вы выйдете на вокзале, следуйте по таким указателям на земле, чтобы выйти к автобусной остановке.
От вокзала до самой деревне Живерни около 7 километров. Через 15 минут после прибытия поезда от вокзала отходит специальный автобус, который довезет вас до дома-музея Клода Моне. Стоимость поездки – 5 евро в одну сторону, около 10-15 минут в пути. У водителя автобуса вы можете попросить более точное расписание, соответствующее сезону.
Посещение дома и сада Клода Моне
Сад и музей открыты для посещения с 24 марта по 1 ноября с 9:30 утра до 6 часов вечера. Стоимость посещения – 9,5 евро для взрослых, 5,5 евро для детей и студентов, для детей младше 7 лет – бесплатно.
Мы рекомендуем купить билеты в сад Клода Моне заранее, иначе вы рискуете встретить очередь на полчаса перед входом в дом-музей. Для тех, кто уже купил билеты действует приоритетный вход.
Ниже вы видите план сада Живерни. Он разделен на 3 главных части: это дом-музей Клода Моне, где вы найдете предметы быта художника, а также репродукции его картин и произведений других импрессионистов, вторая-часть – это сад, а третья – знаменитое пруд с кувшинками, которые писал уже слепнущий художник.
Другие достопримечательности Живерни
В самой небольшой деревне Живерни, кроме дома Клода Моне находится еще и музей импрессионизма (буквально в пяти минутах ходьбы от сада). В конце улицы Клода Моне стоит старая приходская церковь, а за ней – кладбище, где и похоронена семья Моне.
В Живерни вы можете найти множество художественных лавок, кафе и ресторанчиков, небольших отелей и постоялых дворов. Не упустите шанс насладиться настоящей уютной нормандской деревенькой. Особенно прекрасна она вечером, когда туристический поток спадает и остаются местные и работники музея. Тогда вы сможете неспешно прогуляться по центральной улице, полюбоваться старыми фермами, зайти в небольшой ресторанчик, выпить чашечку сидра и съесть кусочек камамбера. Благо в Живерни не мало отелей и здесь есть, где остановиться (лучшие предложения смотрите по этой ссылке). Да и разве не прекрасно проснуться утром где-то во Французской глубинки, позавтракать на местной ферме свежими продуктами и пойти прогуляться по берегу японского пруда Клода Моне.
Прогуляйтесь и по городку Вернон, куда прибывает ваш поезд. Узкие средневековые улочки, большая каменная церковь и остатки старого моста с домами (прям как в «Парфюмере») никого не оставят равнодушными. Если вы решили переночевать здесь, то смотрите отели в Верноне по этой ссылке.
Расписание цветения в Живерни по сезонам
Живерни весной
Март:
В конце марта, с приходом весны, появляются первые цветы в саду Клода Моне – это гиацинты, нарциссы, анютины глазки и ромашки. Это время, когда Живерни окрывает свои двери для посетителей.
Апрель:
Сад художника превращается в настоящее райское место. Цветут нарцисы и тюльпаны. К ним присоединяются другие весенние цветы. Кроме того, в это время, распускаются яблони и вишни. В японском пруду, нежно пробуждают первые весенние цветы...
Май:
Это, пожалуй, самый цветущий, но и самый многолюдный месяц в Живерни. Тюльпаны и незабудки, ночные фиалки и маки, знаменитые ирисы в сопровождение пионов, экзотические луковицы в фиолетово-голубых и кремовых тонах, лилии, гиацинты – все они распускаются для посетителей сада.
Японские клены и столетние буки начинают одеваются в свою весеннюю листву. Японский мост, окутанный душистыми глициниями, цветет и пахнет . Всё как на картинах Моне!
Живерни летом
Июнь:
Июнь – это розы и розовые кусты! И, конечно, главное событие – появление белых, желтых и розовых лилий в японском пруду.
Июль:
Львиный зев, гвоздики, бегонии, розовые и красные герани цветут в саду Клода Моне. Подсолнухи и мальвы достигают своей максимальной высоты. В японском пруду, водяные лилии предстают во всем своем величии.
Август:
Распускаются георгины и всеми нами горячо любимые гладиолусы. Можно увидеть красный шалфей, оранжевые и желтые гвоздики. Японский пруд нуждается в ежедневном наведение порядка. Раньше сам Клод Моне отвечал за срезание листьев и водорослей каждое утро, фильтрование воды и поддержание водяных лилий. Теперь этим занимается специальный садовник.
Живерни осенью
Сентябрь:
Цветет множество различных сортов настурции, в том числе знаменитые настурции Лобба, дающие впечатление водопада, в которых Клод Моне нашел вдохновение во время своего пребывания в Италии. Японский пруд - свет становится более мягким, отражения в воде темнеют, подчеркивая всевозможные оттенки пруда. Наступает осень и, водные лилии начинают угасать.
Октябрь:
Октябрь – это взрывное цветение георгины, затухание остальных цветов, на смену приходят фиолетовые, синие, красные, розовые и белые астры.
У японского пруда склоняются желто-оранжевые плакучие ивы, а канадский клен пламенеет красным цветом.
Сад Клода Моне готовится ко сну.
Живерни зимой
Начиная с ноября сад закрыт для посетителей. Однако, живет он полной жизнью. Работники спешат обработать почву, высадить новые луковицы, почистить пруд – и всё это для того, чтобы весной посетители вновь насладились прекрасным садом Клода Моне!
Приятного путешествия!
paris10.ru
Дом-музей Клода Моне в Живерни. Клод Моне в Живерни
Планируя путешествие во Францию на автомобиле, мы постарались включить в него побольше мест, связанных с Клодом Моне. В Этрета мы любовались воспетыми им видами. С благоговением смотрели на Руанский собор. Мы не могли не заехать в Живерни, где мэтр прожил 43 года — ровно половину жизни. Вторую половину — он родился в 1840 году, умер в 1926 году, поселившись в Живерни в 1883.Вся природа в этот день ликовала вместе с нами — после серых, пасмурных дней в Нормандии солнце щедро заливало всю округу, словно вспоминая, какие шутки оно проделывало с художником, оставляя ему не более 40 минут для работы над одной из серии картин. Законы обращения Земли вокруг светила меняли освещение через столь короткий промежуток времени, что Моне приходилось переходить от одного полотна к другому, каждый раз меняя краски.
Чтобы дойти до дома маэстро, нужно пройти через деревню Живерни. Первым делом поклонник таланта Моне попадает в обширный сад. Его разбили спустя много лет после смерти мастера, когда в Живерни открыли музей. Когда-то здесь просто был луг, от него сохранился небольшой участок. С теми самыми, ставшими знаменитыми, стогами. Это первое, что мы увидели в Живерни.
Клод Моне «Стог сена в Живерни»Сад в Живерни разделён на небольшие участки, они отделяются одна от другой боскетами или живыми изгородями.
Растения в каждом из отделений тематически подобраны — они гармонируют друг с другом либо ароматом, либо цветом. Есть отделения с розами, в других собраны только белые цветы.
Или только голубые, или только красные. Все растения скомпонованы по сезонам. Их меняют в зависимости от сроков цветения, поэтому с ранней весны до поздней осени сад цветёт и благоухает.
Живерни в прямом смысле утопает в зелени. Пока идёшь к дому-музею Моне, поневоле настраиваешься на на волну единения с природой, которое со всей силой своего таланта выразил великий импрессионист.
Внушительная очередь в кассу исчезла за считанные минуты — для организованных групп открыт свой вход, а «диких», как мы, было не очень много.
Подойдя к дому, в первую очередь видишь полихромное море цветов на зелёном фоне. В нём хочется плавать и купаться, вдыхать, впитывать, вбирать, втягивать благодать Земли. Замираешь от восхищения, что всё разнообразие флоры помещено и рассажено строго определённым образом. Он подчинён художественной логике самого Клода Моне — да, именно так и никак иначе должен выглядеть его сад, это правильно и это очень красиво!
Сам дом мастера сначала воспринимаешь как неотъемлемую часть сада, который живёт природными циклами.
Мне ужасно хочется досыта, «до посинения накупаться» в саду Моне, но надо идти в дом-музей — утро воскресенья, до Парижа меньше 100 км и вскорости здесь может быть настоящая «демонстрация». У нас есть несколько минут, чтобы рассмотреть дом, где столько лет провёл художник со своей второй женой Алисой и детьми — его и Камиллы сыновьями, и детьми Алисы Ошеде от первого брака, совместных детей у них не было, но случился родственный союз их детей — старший сын художника, Жан Моне женился на дочери Алисы Бланш Ошеде.
Дом-музей Клода Моне
Любопытно, что этот дом стал вторым розовым зданием с зелёными жалюзи, в котором жил Моне, первый был в Аржантёй (Argenteuil). Он стал ещё одним жильём мастера, где сад от дома отделяла железная дорога, то же было и в Ветёй (Vetheuil). Премьер-министр Франции Жорж Клемансо однажды заметил: «В его саду даже есть железная дорога!»
Сначала семья просто снимала этот единственный подходящий дом в Живерни. Когда Клод (так хочется поставить отчество 🙂 ) Моне приобрёл его, дом выглядел по-другому. Усадьба называлась довольно интересно — «дом яблочного пресса». Машина для прессования яблок стояла неподалёку. Сообразовываясь со своим вкусом, мастер расширил дом в обе стороны, приспособил под потребности большой семьи и под свои профессиональные нужды. Небольшой сарай, стоящий поблизости, соединили с домом и он стал первой студией художника. И хотя Моне, в основном, работал на пленэре, в студии он завершал полотна, да и хранил их. Над этой студией располагалась его комната. Мастер целиком занял всю левую половину дома — здесь он мог работать, отдыхать, принимать гостей.
Вдоль всего фасада тянется узкая терраса. Сейчас в дом можно попасть через центральный вход, также, как и во времена Моне. Им пользовались все домочадцы, друзья и гости.
Есть ещё две боковых двери, они тоже выходят в сад. Если хотел сразу попасть в свою мастерскую, он входил в дом через дверь слева. Правая дверь предназначалась для прислуги, она сразу ведёт на кухню.
Фасад дома Клода Моне очень прост, но вид обманчив! Как часто случается, что за элегантным фасадом скрывается весьма посредственная обстановка с заброшенной библиотекой, жалкими покрывалами и картинами, которые не трогают душу. К дому Моне это никак не относится! Здесь наоборот, за скромным видом дома обнаруживается удивительная атмосфера, едва ли можно себе представить что-нибудь более очаровательное. Мы поднимаемся по ступенькам и я чувствую, как дыхание перехватывает от возможности прикоснуться к другому миру — миру цвета и располагающей атмосфере простого уюта. Столовая, голубая гостиная переносят тебя то в Англию, то ты вдруг ощущаешь чисто французские черты, и ещё вокруг тебя царит настоящая Япония! Таким может быть только дом художника! Классические нотки в обстановку привнесла Алиса, но цвета — заслуга Клода Моне, его слово всегда было последним и решающим. Временами, когда мастер уезжал в поисках новых видов, Алиса писала ему, что изменила кое-что в своей спальне и очень довольна результатом. Ответ мужа всегда был довольно холоден: «Подожди, когда я вернусь, нужно посмотреть, что получилось».
Осмотр дома начинается с голубой гостиной. В былые времена её называли Лиловой (Mauve) гостиной или Голубым салоном. Голубой цвет комнаты выбрал сам мэтр. В классические голубые цвета импрессионист добавил свой собственный состав, из-за этого она несёт особое очарование. Мастер выбирал цвет не только в гостиной Алисы, но и во всех комнатах дома.
Интерьер комнаты выдержан во французском стиле XVIII века. По размеру гостиная невелика и предназначалась для хозяйки дома, Алисы. Обычно она проводила здесь время за вышиванием, любила сидеть с детьми. Но иногда бывало, что многочисленные гости толпились именно в голубом салоне. Так случалось, когда Моне работал в своей мастерской или размышлял в спальне или же ловил последние лучи заходящего солнца, работая на пленере. Здесь приглашённые ждали хозяина, болтали, пили чай. В промозглые осенние дни воду для чая согревали в большом самоваре.
Алиса часто отдыхала здесь, прикрыв глаза. Когда Клод Моне уезжал на этюды, в письмах к жене он часто упоминал, что ждёт-не дождётся когда же наконец сможет распаковать свои новые полотна и рассмотреть их вместе с супругой. Яркая, насыщенная голубизна стен и мебели удивительно сочетается с японскими гравюрами. Большинство гравюр значительной коллекции мастера висели именно здесь.
Японские гравюры в доме Моне.
Традиционная японская гравюра — это отпечатки, сделанные с деревянных дощечек. Их клише сначала вырезали на срезах вишнёвого или грушевого дерева. Они стали чрезвычайно популярны в Японии из-за сравнительно невысокой цены и массового производства. В XIX веке японской гравюрой увлеклись и в Европе.
Hiroshige Asakusa Rice Fiels during the Festival of the CockМоне страстно собирал их на протяжении 50 лет и накопил 231 гравюру. Общепризнанно, что первую гравюру мастер купил в начале 1870-х годов в Голландии. Но также известно, что Моне и прежде встречал такие рисунки. Он сам признавался, что однажды, ещё в Гавре, когда он прогуливал школьные уроки, то увидел японские гравюры, привезённые с Востока торговыми судами, следующими в Германию, Голландию, Англию и Америку. Именно тогда будущий основоположник импрессионизма столкнулся с первыми низкопробными картинками, они продавались в прибрежном магазине Гавра, родного города Моне. Какая из гравюр появилось первой в его коллекции, теперь уже никто не скажет.
Hokusai «Хорошая погода с южным ветром» — один из 36 видов горы Фудзи из коллекции Клода МонаМаэстро не только бережно собирал свою коллекцию, он с удовольствием раздаривал картинки. Моне постоянно покупал их сотнями и также легко расставался со многими. «Вам нравятся японские гравюры? Выберите какую-нибудь себе!»- то и дело слышалось в доме Моне. Щедро дарили японские гравюры дети и пасынки мастера.
Темы рисунков которые он собирал, отвечали разнообразным интересам художника — природы, театра, музыки, сельской жизни, ботаники, энтомологии, бытовые сцены. Он обожал видеть их вокруг себя и сам признавался, что эти рисунки его очень вдохновляют.
Гравюры украшают стены всех помещений дома Моне, есть они и в проходной комнате, которая служила кладовой.
Из голубой гостиной переходим в кладовую. Иногда трудно понять логику организации пространства. Почему, например, в кладовую попадают из гостиной, а не из кухни? Просто в доме нет коридора, соединяющего все комнаты, любая из них могла быть проходной. Для удобства именно кладовая стала связью между другими помещениями.
Даже несмотря на такую роль, кладовая стала важной частью интерьера. Об этом говорят несколько гравюр на стене. На них изображены купеческие корабли с развивающимися на ветру флагами, они везут товары из Йокогамы к восточным берегам и обратно. На другой гравюре мы увидим женщин в кимоно и кринолинах у прилавков иноземных торговцев в Йокогаме. Гравюры в голубых тонах хорошо уживаются здесь со шкафом — основным предметом интерьера.
Шкаф запирался на ключ, который всегда хранился у хозяйки дома. И только ей одной открывались богатства экзотических стран — бурбонская ваниль, мускатный орех и гвоздика из Кайенны, корица с Цейлона и перец, доставленный из Голландской Восточной Индии. Специи были весьма редки и очень дороги в то время. Из шкафа, выполненного в бамбуковом стиле, доносились ароматы яванского кофе и цейлонского чая. Китайский чай в конце XIX века ещё не пили, он появился в Европе лишь в начале ХХ-го. Всё это богатство лежало в железных банках, коробках, шкатулках от лучших парижских мастеров. Хранили здесь и английский чай, и оливковое масло из Экса, и фуа-гра из Эльзаса. В шкафу есть выдвижные ящики и в каждый из них тоже встроены замки.
Кладовая — холодное помещение, её специально не отапливали, чтобы можно было хранить продукты, в основном, яйца и чай. Во времена Моне яиц ели значительно больше, чем теперь. На стене закреплены две коробки для их хранения, они могут вместить 116 штук. Яйца семья Моне не покупала, у них был собственный курятник во дворе. Хотя ни Алиса, ни, тем более, Клод Моне никогда не воспринимали жизнь в Живерни, как провинциальную. От сельских жителей их отделял обширный сад и высокий забор. Но постепенно они познакомились с несколькими местными семьями. Однако прошло немало времени, до тех пор, пока их куры стали нестись, корова начала давать достаточно молока и появились ягоды на кустах смородины.
Переходим в первую мастерскую, а позже — гостиную Моне. Сквозь южное окно свет рекой вливается в гостиную мастера, хорошему освещению помогает и эркер, выходящий на восток. Но такое освещение совсем не годится, в мастерской художника окна должны выходить на север! Из-за первого этажа устроить окна на север в этой комнате было невозможно и с самого начала Моне знал, что его студия останется здесь совсем недолго, он подберёт помещение получше.
Так и вышло, позже его первая мастерская стала гостиной. Хотя она оставалась комнатой для работы, которая чередовалась с семейными и дружескими беседами, здесь Моне с Алисой принимали многочисленных посетителей, друзей, гостей, торговцев картинами, критиков, коллекционеров. Здесь же стояли два письменных стола — его и Алисы. Оба они вели активную переписку, оба писали много и каждый день. Под большим окном находится кубинский секретер из красного дерева. Стулья, журнальный столик, музыкальный стол, шкаф в стиле Ренессанс до отказа заполненный книгами, софа, две китайские вазы — всё сохранилось здесь со времен Моне. Большие вазы обычно заполнялись цветами одного сорта, их расставляли по всей гостиной. Нотку элегантности комнате придавали персидские коврики.
Репродукции картин Моне на стенах возвращают посетителей во времена художника, ведь мастер обожал хранить полотна, напоминавшие о каждом шаге его карьеры. Правда, оригиналы, ранее украшавшие стены гостиной, сейчас выставляются в Париже, в музее Моне Мармоттан. Ранее здесь висели работы, с которыми Моне не мог расстаться. Порой, уже проданные полотна он выкупал обратно, затем опять продавал и вновь обменивали или покупал.
Он едва сводил концы с концами, когда за 50 франков предложил купить полотно «Ветёй в тумане», написанное в 1879 году, Жану-Батисту Фору. Тому показалось, что картина слишком белая, краски слишком скудные и вообще, невозможно определить, что же всё-таки изображено на полотне. Однажды, много лет спустя, Фор приехал в Живерни и увидел эту картину на стене в этой самой первой мастерской мастера и проявил к ней неподдельный интерес. Моне ответил гостю, что эта картина больше не продаётся ни за какую цену и напомнил Фору обстоятельства, при которых тот уже видел «Ветёй в тумане». Смущённый Фор нашёл несколько серьёзных причин, чтобы поскорей уехать из Живерни.
Здесь, как и везде в доме, сохранилась подлинная обстановка и это создаёт ощущение присутствия мастера. Он и вправду незримо здесь. Хотя вместо живого мэтра в первой студии установлен его бюст работы Поля Полена. Бюст напоминает о том, что Моне стал легендой уже при жизни. Правда, ему пришлось подождать признания, оно пришло к художнику лишь в 50 лет.
Клод Моне в своей первой мастерской-гостинойКак мастер и предполагал, вскоре построили вторую, более удобную мастерскую, она располагалась отдельно в западной части сада. Для этого пришлось сломать стоящие там постройки и как только Моне купил розовый дом, он не задумываясь снёс всё лишнее и наконец-то стал обладателем настоящей мастерской, где всё было устроено для работы, было достаточно места и огромное окно выходило на север! Вторая мастерская стала святилищем мастера, где никто не тревожил его во время работы.
Не могу утверждать, сохранилась ли эта мастерская, в книге об этом ничего не говорится и туристам её не показывают.
Спальня К.Моне расположена непосредственно над его первой мастерской-гостиной. Чтобы попасть в спальню художника, нужно вновь вернуться в кладовую. Оттуда вверх ведёт очень крутая лестница это единственный путь в комнату отдыха мастера. В дни отчаяния, сомнений, дурного настроения и болезни мэтр избегал любого общества, даже самых близких людей. Иногда он днями не выходил из своей спальни, шагая по ней взад и вперёд, не спускался к обеду и еду ему приносили сюда. В такие дни дом окутывала тишина. Даже в столовой не раздавались голоса, если в ней не было хозяина.
В спальне мы найдём довольно простую кровать, где спал художник и где почил в бозе 5 декабря 1926 года. Стены в его комнате белые, во времена Моне здесь ещё стоял секретер времени Людовика XIV и два комода. Мебель насчитывала добрую сотню лет уже при жизни мастера, её сделали ещё в конце XVIII веке.
Из каждого из трёх окон спальни открываются великолепные виды в сад. Два из них сориентированы на юг и одно — на запад.
Но главное сокровище спальни Моне составляли картины. Коллекция занимала также стены в ванной комнате, и продолжалась в спальне Алисы. Здесь были три полотна Эжена Делакруа, 12 работ Поля Сезанна, девять полотен Огюста Ренуара, пять — Берта Моризо, несколько — Камиля Коро, три картины Камиля Писсаро, был и Альфред Сислей, Эдгар Дега, морской пейзаж Альбера Марке. Собрания дополняли пастели Моризо, Эдуарда Мане, Поля Синьяка и даже пара скульптур Огюста Родена.
Спальня Алисы находится по соседству с комнатой Моне. Как в то время было принято в домах знати, муж и жена спали в разных спальнях. Соединяются они через дверь в ванной комнате.
Совсем простая комната второй жены художника украшена японским гравюрами с изображениями женщин. Это одно из немногих помещений дома, с окнами, выходящими на улицу, то есть на север. В её комнате можно представить, как на самом деле узок дом. Из окна своей спальни мадам Моне могла следить за детьми, играющими на другом конце усадьбы.
На самом верху главной лестницы есть небольшое помещения для хранения белья. И по ней же мы попадаем в столовую. Пожалуй, это самая волнующая комната в доме Моне. Скольких же знаменитостей повидала она на своём веку!
Во времена Моне приглашение на обед означало, что гости неукоснительно и безоговорочно соглашаются со всеми неизменными традициями дома. Это значит, что если гость и не гурман, то, по крайней мере, знаток высокой кухни. Ему должно нравится всё японское. Гости обязаны знать строгий распорядок дома, где всё жило в соответствии с рабочим ритмом хозяина и с достоинством подчиниться правилам и дисциплине, которая была близка к бенедиктинской. Ежедневная рутина была строгой и незыблемой. Даже проходить по дому и саду следовало по тщательно выработанному маршруту.
Моне значительно расширил столовую за счёт бывшей кухни, она стала большой и светлой, её французские окна выходят на веранду. В ту Викторианскую эпоху в ходу были тёмные и мрачные тона интерьеров. Мастер мало обращал внимание на моду и решил придать столовой два оттенка жёлтого цвета. Вибрирующие оттенки охры подчёркивали голубизну фаянсовой посуды из Руана и Делфта, стоящей в буфете. Пол покрыт плиткой в шахмат — рисунок создают белые и тёмно-красные панели, такое сочетание очень любили в то время. Потолок, стены и мебель выкрашены двумя оттенками жёлтого цвета. За большим столом свободно усаживались 12 человек, но иногда его накрывали и на 16 персон.
В столовой, которая сама по себе выглядела как художественная галерея, собиралась вся семья, их друзья и почётные гости, включая гостей из Японии — например господина Куроки Хайяси (Kurokis Hayashi). На столе всегда была разложена жёлтая льняная скатерть, обычно ставили фаянсовый японский сервиз, который назывался «вишнёвое дерево» или белый фарфоровый сервиз с широкими жёлтыми каёмками с голубой отделкой. Шторы из органзы, также выкрашенной в жёлтый цвет раздвигали для лучшего освещения. Друг напротив друга стояли два зеркала. Одно украшала голубая фаянсовая подставка для цветов из Руана, на другом цветочная подставка была серой и голубой японской, в виде раскрытого веера, внизу стояла большая ваза.
Стены столовой заполнены японскими гравюрами, которые Моне подбирал, сообразуясь со своим чувством цвета. В его коллекции были работы лучших японских мастеров — Хокусаи, Хиросигэ, Утамаро.
Для удобства, рядом со столовой находится кухня — последняя комната, которую можно посмотреть в доме. Моне решил её в голубом цвете. Этот цвет хорошо гармонировал с жёлтым тоном столовой. Если в соседнее помещение открывали дверь, то гости видели хорошо подходящий жёлтому голубой цвет.
Вид в кухню из жёлтой столовойЭто было ещё одним нарушением общепризнанных правил рубежа веков, когда на кухне царствовал лишь повар и его помощники и приходили обедать слуги. Интересно, что хозяин никогда не заходил на кухню, посетив её лишь единожды, когда продумывал убранство этого помещения. Он решил, что бледный королевский голубой хорошо оттеняется насыщенно-голубым, который мастер повсеместно применял в интерьере комнат. Такая цветовая гамма ещё больше добавляла света помещению с двумя окнами, выходящими на веранду и французским окном, которое, как и большинство окон в доме смотрело в сад.
Стены кухни отделаны голубой руанской плиткой. За неё заплатили немалые деньги, потому что для придания цвета в неё добавляли кобальт и процесс производства был очень дорог. Не только стены, но и пол, и потолок кухни, а также стол, стулья, короб для льда, солонки, шкафы выкрашены в один цвет. В то время считалось, что голубой цвет способствует поддержанию гигиены, а также отпугивает насекомых, особенно мух. Голубая обстановка стен и шкафов кухни подчёркивает сияние медной посуды, большая коллекция коей располагается на стенах.
Неудивительно, что в семье из 10 человек еда играла немаловажную роль, а кухня представлялась святилищем. Ведь ежедневно нужно было накормить завтраком, обедом и ужином не только домочадцев, но и гостей и слуг. Здесь всё подчинялось назначению помещения. Каждый день — в жару и в холод, на кухне углём или дровами топили громадную печь. В неё встроен огромный котёл с медной крышкой и в доме всегда была горячая вода.
В маленькое окошко, выходящее на улицу каждый день стучался крестьянин и объявлял, что доставил полученный накануне заказ на овощи и фрукты. Ступеньки рядом с окошком вели в обширный погреб, где хранили скоропортящиеся продукты, а лёд доставляли из соседнего Вернона.
Кухня едва оставляла поварам свободное время. Постоянно нужно было резать, крошить, мешать, шинковать. А потом — мыть, чистить, полировать многочисленные медные соусники, кастрюли, чайники до следующего раза, который никогда не задерживался.
Как и везде, в доме Моне служили несколько поваров, иногда целые династии. Например, Каролина и Мелани дали свои имена изобретённым им рецептам. А самой знаменитой поварихой Живерни была Маргарет. Она начала работать в доме ещё девочкой. Затем познакомила Моне со своим женихом, Полем. И чтобы Маргарет не ушла из дома, Моне взяли Поля на работу. На своём посту Маргарет оставалась и после смерти маэстро, до 1939 года. В редкие минуты отдыха Маргарет любила присесть в невысокое кресло без ручек и листать книгу рецептов, откуда она черпала вдохновение, как её хозяин из японских гравюр. Иногда она просто смотрела в сад, где две сакуры цвели белым и нежно-розовым цветом. Когда она ушла из Живерни и вернулась в родной Берри, она вспоминала: «работа в Живерни была очень тяжёлой, но когда я трудилась, передо мной всегда были два японских дерева».
Осмотр дома на этом заканчивается. Мы переходим в сад Нормандия или Кло-Норман (Clos Normand), а затем в Водный сад.
Снимать в музее запрещено. Но заметив, что в первой мастерской-студии художника все посетители фотографируют, я тоже сделала несколько кадров.Остальные снимки взяты с сайта дома-музея Клода Моне.По материалам книги Cdaire Joyes «Claude Monet at Giverny. A Tour and History of the House and Garden», Stipa, Montreuil (Seine-Saint-Denis), 2010
Далее:ЭтретаЖиверниПешеходные экскурсии по Москве
kraeved1147.ru
Сад Клода Моне в Живерни
Доброго дня, дорогие мои друзья!
Думаю, среди нас найдется немало тех, кто даже будучи достаточно близко знаком с миром искусства и, в частности, с живописью, испытывал определенные трудности с отличием двух художников, которые не только жили в одно и то же время, вращались в одних и тех же кругах, но и были друзьями. Конечно же вы догадались, что речь идет об Эдуарде Мане и Клоде Моне – известных французских художниках, признанных основателями такого направления в живописи, как импрессионизм.
Возможно, когда-нибудь мы сделаем сравнительный обзор творений этих мастеров кисти, но сегодня мне хотелось бы рассказать вам о прекрасном уголке, в котором провел больше 40 лет своей жизни Оскар Клод Моне – небольшой деревушке в Верхней Нормандии под названием Живерни, Франция.
Именно здесь художник создал одно из самых великолепных своих творений – он превратил серую и унылую усадьбу в живой и многогранный цветочный сад, которой и по сей день привлекает сотни тысяч почитателей творчества Клода Моне, а также простых туристов, путешествующих по романтичной Франции.
Усадьба Клода Моне в Живерни: как все начиналось
Деревушка Живерни находится примерно в часе езды от Парижа. Ее Моне рассмотрел из окна поезда, но, увидев однажды, уже не смог позабыть. После недолгих раздумий в 1883 году художник арендовал здесь дом с приусадебным участком площадью примерно в 1 гектар, куда и переехал жить с детьми (его первая жена уже скончалась, однако дама по имени Алиса Ошаде, в последующем ставшая его второй супругой, помогала ему воспитывать двоих сыновей).
Любовь Клода Моне к прекрасному не знала границ, поэтому в очень короткие сроки мрачные владения превратились в яркий и манящий Сад Тысячи Цветов. Художник не на шутку увлекся «ландшафтным дизайном» и цветоводством, с головой окунувшись в работу садовода:
- Безжизненная аллея из елей и кипарисов была без раздумий вырезана, и о том, что на этом месте когда-то росли мрачные деревья, напоминали лишь высокие пни, которые послужили замечательной опорой для новых местных поселенцев – кустистых роз. Со временем вьющиеся по обрубкам стволов цветы образовали сомкнутый в верхней части длинный живой коридор, ведущий от входа в усадьбу и до самого дома.
- Перед самым домом была собрана настоящая коллекция цветов – внешне эта композиция до боли напоминала полноценную палитру, в которой находятся коробочки с самыми разными красками. Герань, настурция , ирисы, георгины, розы, акации, фиалки –
- Все, что Моне делал в своем саду, было не спонтанными действиями обывателя – художник очень серьезно относился к процветанию своего цветочного рая, поэтому плотно общался с профессионалами этого дела, скупал горы литературы на эту тему, сотрудничал с питомниками, закупал новые виды цветов, обменивался семенами или саженцами с соседями.
К 1890 году живописец буквально прирос душой к этому месту, поэтому выкупил арендованные земли, став их полноправным владельцем. К этому времени его картины пользовались популярностью и оценивались достаточно дорого. Финансовое благополучие и любовь к нежной природе этих мест заставляют Моне купить соседний участок, отделенный от его усадьбы линией железнодорожного полотна.
Водный сад Клода Моне
Разводя многолетние цветы для сада, Моне не забывает и о своем творчестве. С того момента, как он поселился в этом чудном райском уголке, практически все его работы были посвящены усадьбе в Живерни.
После того, как к списку владений живописца добавился участок за железной дорогой, Моне прилагал массу усилий для того, чтобы этот болотистый кусочек Франции превратился в уютное и милое местечко. Благодаря поддержке местной власти живописец превратил протекающий здесь ручек в прекрасный пруд.
Красота этого кусочка земли была умело подчеркнута чудными растительными и цветочными композициями, созданными как в самом пруду, так и вокруг него:
- В пруду поселились прекрасные белые лилии;
- Берега были усажены плакучими ивами, бамбуком, ирисами. Нашлось здесь место и розам.
- Для дополнения композиции в нескольких местах на пруду были построены мостики. И, конечно же, эти мосты были также щедро украшены цветами, дикими и декоративными растениями.
Милый уголок для отдыха и творчества
Как я уже говорила, внутренняя сила и красота местной природы полностью овладели сердцем и душой мастера. Самые красивые цветы для сада Моне заказывал в разных уголках мира – в Европе и Азии, некоторые экземпляры были доставлены ему из далекой Японии.
Уход за цветами и увековечение этих прекрасных творений природы на своих картинах – вот основные цели и приоритеты художника. Даже в глубокой старости, практически лишившись возможности видеть окружающее, Моне продолжал заботиться о своем Саде и рисовать его самые незабываемые уголки.
Что тут еще можно добавить? Если вам посчастливится прогуляться по парижскому пригороду, не упустите возможность посетить Музей Клода Моне, открытый в его доме, окунуться в волшебный мир цветов в прекрасном саду, а также заглянуть на тенистый пруд, который так любил художник.
А я с вами прощаюсь, но с нетерпением буду ждать новой встречи. Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить новые интересные заметки о цветах!
До скорого!
Спасибо за внимание!
С уважением, Алла Макарова.
artmaki.su
Сад Клода Моне в Живерни: палитра цветов, водный сад, японские мотивы
Посещая лучшие сады и парки мира, нельзя не побывать в местечке Живерни (в 80 км от Парижа), где расположен знаменитый дом и сад Клода Моне, который прожил там около 40 лет. Это поистине жемчужина садово-паркового искусства, которая никого не может оставить равнодушным.
Знаменитый художник еще в конце 19 века приобрел там участок земли, построил дом и разбил прекрасный сад, названный позднее Нормандским, наполненный самыми разнообразными цветами и красками. Клод Моне сам увлекся садоводством, постоянно приобретал новые растения, держал штат садовников, даже выводил новые сорта цветов, то есть уделял саду очень много внимания, превратив его в свою творческую мастерскую и сад своей мечты. Сочетая различные цветы между собой, художник создавал все новые картины, сначала из растений в саду, затем на холсте.
Позднее он купил еще один участок, на территории которого был организован Водный сад с большим прудом и высаженными в нем декоративными кувшинками. Два прекрасных сада, созданные Клодом Моне, на протяжении длительного времени служили источником вдохновения его творчества. Он рисовал их в любое время суток и любой сезон снова и снова, используя в качестве моделей бесконечно изменяющиеся картины живой природы, а цветы – в качестве палитры. Художником было создано свыше 300 полотен, посвященных картинам любимого сада, а 40 из них были крупноформатными. Начинал он как импрессионист, но Клода Моне считают также основателем абстракционизма в живописи. Картины Моне были признаны еще при его жизни, а сейчас их можно увидеть в лучших музеях мира.
Сады, прекрасные во все сезоны
Сады Клода Моне можно посещать с апреля по октябрь. Они прекрасны весной, в начале и в разгар лета, великолепны осенью. Растения подобраны таким образом, что в любой сезон радуют своим цветением. Но каждый сезон прекрасен по-своему. Ранняя весна начинается с цветения мелколуковичных и низкорослых альпийских растений (галантусов, крокусов, пролесок), затем покрываются белыми и розовыми облаками многочисленных цветов знаменитые сакуры. Чуть позднее, в апреле-мае на сцену выходят весенние многолетники и двулетники (виолы, незабудки), а также тюльпаны, нарциссы, гиацинты, цветут плодовые деревья – яблони, абрикосы, груши. В это же время Японский мостик в Водном саду покрывается лиловыми кистями ароматных цветков глицинии.
Приятно посидеть в тени большого дерева катальпы, цветущего весной
огромными красивыми цветами, собраными в кисти
Особенно великолепны сады в конце мая – июне. Это время цветения ирисов, которые Моне высаживал в большом количестве и часто изображал на своих полотнах, а также пионов. В Водном саду пламенеют рододендроны и азалии, спиреи, зацветают водные нимфеи белых, розовых, пурпурных оттенков. Сады наполняются ароматом многочисленных сортов роз. Цветочные партеры превращаются в настоящую палитру красок – одни цветы сменяют другие на протяжении всего сезона.
Цветы разной величины и оттенков, посаженные массивами, создают ощущение объема
Лето – время буйного цветения разнообразных однолетников, а также лилий, астильб, дельфиниумов, пеларгоний, луков, шток-роз, гладиолусов, садовой герани и множества других цветов. Продолжают цвести декоративные кувшинки, розы.
Розовые и ярко-красные цветы пеларгонии, розовые шапки штамбовых роз
гармонично сочетаются с фасадом дома
В конце лета и осенью сад наполняется цветением рудбекий, георгинов (более 130 сортов), так любимых Клодом Моне подсолнухов, газон покрывают лиловые цветки безвременника осеннего. Пламенеющие листья некоторых деревьев (кленов) и кустарников добавляют красок в осеннюю палитру сада.
Оранжевое пятно сада - карликовые георгины, бархатцы отклоненные, маки, анютины глазки
Палитра цветов в Нормандском саду
Первоначально был задуман и создан Нормандский сад, к которому примыкал жилой дом Клода Моне, превратившийся сегодня в музей. Художник был вынужден вырубить часть деревьев, закрывавших обзор сада. Фасад дома увивают плетистые розы, в многочисленных регулярных цветниках, примыкающих к нему, высажены штамбовые розы, яркая пеларгония (весной тюльпаны), придающие некую парадность зоне входа.
Сад спланирован таким образом, что его картины хорошо просматриваются из окон дома. В его центральной части находится широкая аллея с ажурными металлическими арками, увитыми плетистыми розами, гравийная дорожка под которыми во второй половине лета покрывается разросшимися плетями настурций. По желанию художника сад был разделен на множество узких прямоугольных гряд с высаженными однолетниками, многолетниками, кустами роз. В саду есть участки газона с отдельно стоящими плодовыми деревьями, имеются низкие горизонтальные кордоны из яблонь, выполняющие роль живой изгороди, множество арок, обелисков, разнообразных опор, увитых различными сортами плетистых роз, клематисов, жимолости. Сочетание различных по высоте растений нарушает изначальную симметрию сада, создает перспективу и объемы в нем.
Розы - одни из самых любимых цветов художника, главное украшение сада
Важная роль в саду отводится розам. Используются различные группы роз – кустарниковые, чайно-гибридные, из группы флорибунда, полиантовые, плетистые. Окраски лепестков поражают воображение – от белой через розовую и красную до пурпурной, есть сорта желтых, оранжевых и даже темно-фиолетовых расцветок. Они включаются практически во все цветочные композиции в Нормандском саду. Но особенно сильное впечатление производят многочисленные штамбовые и каскадные розы, привитые на высокий штамб. Многочисленные ароматные цветки покрывают крону «розового деревца». Для поддержания кроны и равномерного распределения цветков применяются специальные опоры из металла в виде гриба или зонтика на ножке.
Моне удивительно сочетал самые простые цветы (маки, турецкую гвоздику, луки)
с редкими сортами роз
Особенно поражает в саду игра красок. Клод Моне был поистине мастером, художником, который «писал» картины из живых цветов в саду. Он сочетал самые различные растения, создавая множество разноцветных картин, выдержанных в одной цветовой гамме (синей, розовой, красной, пурпурной) или использовал контрастную гамму. При этом высаживались как элитные садовые растения – розы, дельфиниумы, ирисы, пионы, так и обычные садовые цветы – маки, ромашки, маргаритки, колокольчики, наперстянка, манжетка.
Художник подбирал незатейливые растения по цвету и позволял им свободно расти
Он создавал картины из одинаковых цветов различных окрасок (цветники из ирисов), а также смешивал различные растения в цветниках. В Нормандском саду высаживалось до 200000 однолетних и многолетних растений. В композициях не использовались боскеты из стриженого самшита, цветам позволялось свободно развиваться на грядах, что придавало саду особое очарование и естественность.
Этюд в пастельных тонах образуют эремурусы, турецкая гвоздика, колокольчики и маки
Водный сад – японские мотивы
Этот сад был создан художником значительно позднее под влиянием японского искусства и японских садово-парковых традиций, изучением которых увлекался Клод Моне. В нем совершенно отсутствуют регулярность и симметрия, сад выполнен в пейзажном стиле с множеством плавных линий и изгибов. Центральное место в Водном саду занимает большой искусственный водоем и система водных каналов, вокруг которых идет прогулочная дорожка с видовыми точками на наиболее живописные картины пруда.
Клод Моне создал свыше 270 полотен, на которых изобразил свой любимый Водный сад
По периметру пруда высажены плакучие ивы, ветви которых опускаются до самой воды, живописные японские клены с красной листвой. Особенно красив Японский мостик, окрашенный в зеленый цвет и увитый глицинией. Декоративные кувшинки разнообразных окрасок, цветущие с июня по сентябрь, а также другие водные и прибрежно-водные растения украшают водную гладь пруда и берега. На небольшом острове посажена бамбуковая роща. Во время движения по дорожке открываются различные виды не только на водоем, но и на окружающие поляны, где имеются открытые и закрытые пространства с высаженными рододендронами, азалиями и другими деревьями и кустарниками, дополняющими общую картину сада.
"Когда пруд был наполнен водой, я решил украсить его цветами" (К.Моне)
Кроме Японского мостика, в саду имеются еще 5 мостиков, тенистые аллеи, небольшие островки с посадками растений. На воде можно видеть старые лодки. По периметру сада расставлены немногочисленные скамьи, располагающие к отдыху. В саду преобладают спокойные зеленые и коричневатые цвета.
Душистые лиловые кисти глицинии украшают знаменитый Японский мостик
Одно из главных достоинств сада – это присутствие воды. Она здесь выступает в главной роли и не только является основным акцентом, объединяя сад в единое целое, притягивая все живое, но за счет отражений и бликов на поверхности воды, увеличивает глубину сада.
Водный сад, как и Нормандский, отгорожен каменным забором от остального мира. Он далек от суеты, в нем царит спокойная атмосфера, способствующая расслаблению, философским размышлениям и медитации. Находясь в этом саду, человек попадает как бы в другой мир, покоя и умиротворения, который сильно отличается от обыденной жизни.
Этот сад настолько гармоничен, что воспринимается как единое целое, напоминая природный ландшафт и фактически выступая в роли «живой картины». В то же время он постоянно изменяется – при различном освещении по-разному выглядят отражения облаков и растений в воде.
Клод Моне особенно любил писать водный сад. Он не уставал переносить на свои полотна бесконечное число раз разнообразные картины сада: Японский мостик, плакучие ивы, кувшинки на воде. Его волновали отражения на поверхности воды, которые часто были темой картин. Практически все картины сада легко узнаваемы на полотнах художника.
Текст и фото: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер
Живерни на фотографиях и картинах Моне:
lki-nn.ru
Живерни. Сад Моне весной - Home and Garden
4 июня 2018, 7:00
Живерни. Сад Моне весной
Прекрасные фотографии увидела в блоге ландшафтного архитектора Анны Адасинской и делюсь с вами.
Клод Моне со своей второй женой Алисой Ошеде и многочисленными детьми приехал в Живерни в конце апреля 1883 года жил здесь вплоть до своей смерти в 1926 году.
В 1890 году у Моне появилась возможность выкупить усадьбу. После чего он расширил дом, увеличил окна, покрасил ставни в необычный по тем временам зелёный цвет, посадил дикий виноград вдоль фасада и разбил цветущий сад на месте фруктового.
Моне заменил хвойные деревья на розы, а фруктовые деревья — на сакуры.
После приезда в Живерни Клод Моне сразу начал сеять и разводить цветы. Жителей деревни приводила в изумление эта страсть. Однажды в 1891 году один земледелец собирался убрать стога сена с поля как раз в тот момент, когда Моне начал свою знаменитую серию картин. Тогда художник заплатил ему, чтобы закончить работу.
Сад - одно из любимых творений Моне, и он часто изображал его на своих картинах.
home-and-garden.livejournal.com