Мане VS Моне: Найди 6 отличий. Моне и мане картины


Как отличить Моне от Мане? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Люди, которые только начинают знакомиться с изобразительным искусством, часто путают Эдуарда Мане с Клодом Моне. Ведь у этих импрессионистов очень похожи не только фамилии, но и многие элементы биографии: они оба родились в Париже, оказывали знаки внимания одним и тем же дамам, а также частенько появлялись вместе, так как были приятелями. Современники, кстати, Моне и Мане также иногда путали, так как оба живописца носили бороды.

Эдуард Мане (слева) и Клод Моне (справа) Эдуард Мане (слева) и Клод Моне (справа). Фото: Commons.wikimedia.org АиФ.ru же решил на этом месте оставить биографию Мане и Моне в покое и рассказать на что начинающим любителям искусства следует обращать внимание, чтобы лучше разобраться в особенностях творчества этих двух импрессионистов:

Сюжет

В интернете можно наткнуться на так называемую «краткую историю искусства», которая состоит из одного правила: «Моне — пятна, Мане — люди». И действительно — у Клода Моне очень много работ с изображением пейзажей («Впечатление. Восходящее солнце»), а у Эдуарда Мане — людей («Железная дорога», «Бар в Фоли-Берьер»).

Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г.

Но если бы всё было так просто... Дело в том, что у обоих мастеров встречаются полотна как с людьми, так и без. По этой причине искусствоведы советуют более детально присмотреться к другим элементам полотна, таким как стиль, цвет, свет и объём.

Эдуар Мане. Железная дорога, 1872—1873 гг.

Стиль

Оба художника были импрессионистами, однако стиль их картин всё же отличается. Так, Эдуард Мане всегда был значительно ближе к реализму, его картины более чётки и точны. Настолько, что некоторые искусствоведы вообще не относят его к импрессионистам, считая первым модернистом. Поэтому чем более реалистично выглядит полотно, тем больше вероятность, что его автором был Эдуард Манэ («Портрет Леона Леенхоффа», «Завтрак в мастерской»).

Эдуард Мане, Портрет Леона Леенхоффа, 1868 г. 

Творчество Клода Моне, напротив, очень далеко от реалистичного изображения действительности, этот художник стремился изобразить подвижность и изменчивость этого мира. В картинах Моне, как правило, нет чётких линий, они выполнены крупными, широкими мазками («Пруд с лилиями»).

Клод Моне, «Пруд с лилиями», 1899 г. 

Цвет, свет и объём

Поскольку Клод Моне начинал как карикатурист, большое значение в его работах играет то, какие эмоции они вызовут у зрителя. А одним из самых верных способов для художника передать эмоциональную составляющую — это цвет и свет. Поэтому если в картине главную роль занимает не достоверность предметов, а сочетание света и цвета — перед вами определённо Моне («Тополя», «Нимфеи»).

А вот в картинах Эдуарда Мане цвету уделяется не столь принципиальное значение, в них главный фактор — это объёмные сцены, порой с очень сложной композицией («Матадор», «Музыка в саду Тюильри»).

«Завтрак на траве» Моне и Мане

Эдуар Мане, «Завтрак на траве», 1863 г. 

И у Клода Моне, и у Эдуарда Мане есть картина «Завтрак на траве». Правда, первый художник завершил свое полотно в 1863 году, а второй тремя годами позже.

Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865—1866 г.

Смотрите также:

www.aif.ru

Клод Моне или Эдуард Мане, ищем отличия

Отличие №1: та самая буква

Какая буква все-таки в фамилии того парня, который нарисовал 250 полотен с кувшинками? Запомнить, чья фамилия Моне, а чья Мане, поможет простой лайфхак: буква в имени и фамилии повторяется. Эдуар Мане и Клод Моне. Осталось только выяснить, какие картины писал Эдуар, а какие Клод.

 

Клод Моне. Кувшинки

Клод Моне. Кувшинки

 

 

Отличие №2: возраст

Эдуар Мане родился 23 января 1832 года, Клод Моне – 14 ноября 1840-го. Эдуар был старше Клода на 8 лет, что не помешало художникам стать друзьями. Существует картина Эдуара Мане, на которой изображен Клод Моне за работой.

Мане умер в 51, а Моне дожил до глубокой старости. Клод участвовал похоронной процессии и помогал нести гроб Эдуара. 

 

Эдуар Мане

Эдуар Мане. Клод Моне за работой

 

 

Отличие №3: отношение к импрессионизму

Эдуара Мане считают родоначальником и предтечей импрессионизма. Сам Эдуар злился, когда его причисляли к импрессионистам. Его куда больше интересовал реализм.                  

Знакомство Мане с импрессионистами оказалось вынужденным. В то время, художник, желавший обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Эта престижная выставка имеет второе название – Парижский салон. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но оно было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.

Хотя однажды ему удалось выставить две картины («Портрет родителей» и «Гитарерро»),  даже получить награду за одну из них, но большую часть работ жюри отвергло.

 

Эдуар Мане. Олимпия

Эдуар Мане. Олимпия

 

Естественно, импрессионисты тоже не угодили жюри престижной выставки. Тогда, в 1863 году, они создали «Салон отверженных». Именно здесь выставлял свои «скандальные» работы Эдуар Мане.

Художник начал сближаться с импрессионистами, Дега и Моне стали его близкими друзьями. Со временем это повлияло на стиль работ художника. Но пусть картины Мане стали импрессионистичными по стилю написания, в них всегда отсавался социальный подтекст. Когда Эдуар писал картины в импрессионистичной манере, он говорил, что хочет «показать этим ребятам, как надо работать».

А вот Клод Моне – настоящий основатель импрессионизма. Именно его знаменитый пейзаж «Восход солнца. Впечатление» дал название всему художественному направлению.

В 74 года Клод практически ослеп. У него была двойная катаракта, так что художнику пришлось перенести две операции. Тем не менее, он не оставил занятий живописью и продолжал плодотворно работать до самой смерти в 1926 году. В последние годы Моне сосредоточился на изображении своего сада в Живерни. Этот сад он разбил собственноручно и считал своим величайшим шедевром. Знаменитые «Кувшинки» он писал именно здесь. 

 

Клод Моне

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца

 

 

Отличие №4: сюжеты

Чем больше на картине людей, тем вероятнее, что это работа Мане. Хотя художник писал и натюрморты и пейзажи, больше всего его интересовали люди.

В самом начале творческого пути, Мане часто копировал сюжеты классических художников. Так он хотел добиться признания Парижского салона. Но со временем художник начал искать сюжеты для своих картин на улице, в реальной жизни.

Клода Моне в первую очередь интересовал свет и цвет, изменчивость природы и человеческого восприятия. В своих работах художник хотел передать сиюминутное впечатление, быстротечность момента. Большая часть картин – пейзажи, хотя есть замечательные натюрморты и портреты.

Для Моне характерны повторяющиеся сюжеты. Он несколько раз написал пейзаж Сены в разное время дня при разном освещении. Кисти художника принадлежит серия из 30 (!) картин, изображающих Руанский собор в разные дни и времена года, при различном освещении.

 

Клод Моне. Руанский Собор

Клод Моне. Руанский Собор (серия)

 

 

Отличие № 5: «Завтрак на траве»

Если вас спросят, какая картина у «М_не» вам нравится больше, а вы не расслышите фамилию, можете с уверенностью говорить «Завтрак на траве». Потому что и у Мане и у Моне есть такая картина. Правда, эти два полотна очень разные. У Моне все скромно, а вот работа Мане когда-то наделала много шуму. Парижские критики посчитали, что главные герои картины предавались плотским утехам прямо в лесу, а женщина в пруду моется после этого безобразия. Когда-то картина вызывала сложные эмоции, теперь же это –  признанный шедевр.

 

Эдуар Мане. Завтрак на траве

Эдуар Мане. Завтрак на траве

 

Клод Моне. Завтрак на траве

Клод Моне. Завтрак на траве

 

 

Отличие №6: техника

Эдуар Мане владел классической реалистичной техникой, но даже его реалистичные работы отличаются большой свободой мазка. Художник мастерски использовал черный цвет, который подчеркивал яркость и выразительность света в его картинах.

В работах Моне иногда вообще отсутствует черный цвет. Практически всегда художник использует яркие краски, мазок может быть круным и мелким, мягким или жестким.

Иногда работы художников перекликаются, хотя большая их часть значительно отличается по технике и содержанию. Различать картины художников не трудно: они обладают индивидуальным, легко узнаваемым стилем. 

 

Эдуар Мане. Бар в "Фоли-Бержер"

Эдуар Мане. Бар в "Фоли-Бержер"

 

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар

kickymag.ru

Эдуард Мане. 5 шедевров мастера с колумбовской кровью

Бар в Фоли Бержер фрагмент

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Эдуард Мане (1832-1883 гг.) мечтал сделать успешную карьеру живописца. Хотел почестей и признания. Но его планы расходились с его предназначением. Он был человеком с колумбовской кровью. Революционером. Хотя совсем и не планировал им быть.

Лёгкий на подъем. С великолепным чувством юмора. Любитель светской болтовни и флирта с дамами полусвета. Рожденный в респектабельной семье. Он ожидал совсем иной судьбы.

Но он ничего не мог поделать со своими глазами. Они упорно видели по-своему. В результате – шквал критики и море насмешек. Ярлык бунтаря. Которого он боялся, как огня.

Почему же одни считали его выскочкой, рисующим нелепицу? А другие, наоборот, видели в нем великого реформатора? Почему мы до сих пор помним Эдуарда Мане? Его знаменитый “Завтрак на траве”. Его скандальную “Олимпию”. Загадочный “Бар в “Фоли-Бержер”?

1. Завтрак на траве. 1863 г.

Мане завтрак на траве

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).

Джорджоне сельский концертРаймонд гравюра суд ПарисаДжорджоне сельский концертРаймонд гравюра суд Париса

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.

Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.

Леонардо да Винчи тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане. Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы.

Проверьте себя, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

2. Олимпия. 1863 г.

Олимпия Мане

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.

Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его Венера Урбинская. Только вместо собачки художник изображает черного кота.

Тициан Венера

Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.

Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.

Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.

Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.

Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.

О картине также читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.

3. Балкон. 1868 г.

 Мане балкон

Эдуард Мане. Балкон. 1868 г. Музей д’Орсе, Париж

Эдуард продолжил эксперименты с ярким освещением. Но теперь его интересовал контраст яркого света и темноты. Как нельзя лучше для этого подходила сцена на балконе. Ярко освещённые фигуры снаружи и очень тёмный интерьер комнаты внутри.

Прототипом станет работа Гойи “Махи на балконе”.

Гойя маха на балконе

Франсиско Гойя. Махи на балконе. 1805-1812 гг. Музей метрополитен, Нью-Йорк

На переднем плане – художница Берта Моризо. Она была влюблена в Мане. А он в неё. Но приличия так и не позволили им пойти дальше разговоров о живописи.

Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не прорисованы. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника.

Но Мане пошёл на такое упрощение намеренно. Едва наметив носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим на лицах полутонов и теней.

В этом парадокс живописи Мане. Плоские лица и тела делают его живопись более реалистичной. На картине “Балкон” этот эффект подчёркивается яркими перилами. Они зрительно отодвигают фигуры на задний план. Придавая изображению ещё больший объем.

4. Аржантей. 1874 г.

Мане Аржантей

Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org

В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.

Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного импрессиониста. Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.

Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…

Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.

Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.

5. Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.

Мане бар в фоли бержер

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.

Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.

Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.

До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к причастию.

В 2017 году в игре “Кто хочет стать миллионером” был задан вопрос “Где Мане поставил свою подпись и дату на картине “Бар в “Фоли-Бержер”? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.

Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье “Бар в Фоли-Бержер. Самая загадочная картина Эдуарда Мане”.

“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.

Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.

Эдуард Мане в России

Несколько работ Мане хранится в Пушкинском музее в Москве. Самая известная из них – Кабачок.

Мане кабачок

Эдуард Мане. Кабачок. 1879 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Silver.ru

Проверьте себя, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Если Вы очарованы картинами Мане, то качественную репродукцию его «Балкона» или «Аржантея» Вы можете заказать вот здесь.

Автор: Оксана Копёнкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Эдуард Мане – биография и картины художника в жанре Реализм, Импрессионизм – Art Challenge

Мане Эдуар (Manet Eduard), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В работах конца 1850-х - начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей дОрсэ, Париж).

Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863, Музей дОрсэ). В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание Мане к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей дОрсэ, Париж - оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (портрет Эмиля Золя, 1868, Музей дОрсэ, портрет Берты Моризо, 1872). Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль”, 1879).

Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”, Музей изящных искусств, Турне). В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире - в одной из последних картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.

Мане Эдуар (Manet Eduard), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В работах конца 1850-х - начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей дОрсэ, Париж).

Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863, Музей дОрсэ). В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание Мане к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей дОрсэ, Париж - оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (портрет Эмиля Золя, 1868, Музей дОрсэ, портрет Берты Моризо, 1872). Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль”, 1879).

Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”, Музей изящных искусств, Турне). В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире - в одной из последних картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.

Сохранить

artchallenge.ru

Эдуар Мане (Эдуард Мане), картины и биография

Эдуар Мане (фр. Édouard Manet; 23 января 1832, Париж — 30 апреля 1883, Париж) — французский художник, вдохновитель и предводитель импрессионистической живописи, никогда не примыкавший к лагерю импрессионистов.

Особенности творчества художника Эдуара Мане: родоначальник современного искусства, который первым начал писать жизнь своих современников, а не аллегорические, мифические и исторические сюжеты, которые принимались и продавались в то время на главной французской выставке — Салоне. Первый художник, над картинами которого хохотали и на картины которого плевали возмущенные «непристойностью» толпы зрителей. Мечтавший об официальной славе и салонной карьере, Мане тем не менее стал главным революционером во французской живописи XIX века.

Известные картины Эдуара Мане: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар в Фоли-Бержер», «Расстрел императора Максимилиана», «Железная дорога».

Если вам захочется узнать, каким был Париж и парижане в первой половине XIX века, во что одевались женщины, где развлекались рабочие, что ели и где прогуливались, вам придется потрудиться. Живопись вам ни о чем таком не расскажет. Для самой большой в мире выставки изобразительного искусства, парижского Салона, художники уже третье столетие подряд писали нимф и богинь, древних римлян и библейских героев, средневековых рыцарей и восточных красавиц. Натурщики на сеансе привычно становились в героические позы и считали способность покруче выпятить грудь важным умением.

«Не снимайте сегодня одежду и просто посидите», — попросил однажды старого натурщика один из юных учеников, пока учителя не было на месте. Натурщик был одним из лучших в Париже, а мастерская, где прозвучало это неслыханное хамство, принадлежала одному из самых знаменитых и самодовольных французских художников — Тома Кутюру. Ученика звали Эдуар Мане — и он уже не в первый раз рисковал своим будущим, вызывая гнев учителя ради какого-то непонятного желания писать жизнь, не приукрашивая и не идеализируя натуру. Сумасшедший.

Эдуар Мане — тот художник, который начал писать саму жизнь, и тот художник, с которого принято отсчитывать новую эпоху в искусстве. Эпоха эта называется современным искусством и длится до сих пор. Но Мане ни о чем таком, конечно, не думал, у него были заботы поважнее: родители, женщины и золотая медаль Салона.

РодителиМане нужно было непременно добиться хоть какого-то видимого успеха в живописи, потому что в детстве он доставлял немало беспокойства родным: учился отчаянно лениво, однажды даже не смог перейти из класса в класс и остался слушать курс повторно. Надежды отца, важного чиновника министерства юстиции, известного судьи, на то, что старший сын продолжит его дело, таяли с каждым годом. Все уже даже смирились, что французской юриспруденции придется обходиться без Мане-младшего, но мальчик взрослеет — и вопрос о будущем волнует уже не только родителей, но его самого. Что тут поделаешь, если его сердце начинает биться чаще, а в глазах загорается огонь только в те замечательные дни, когда дядя Эдмон Фурнье водит его в Лувр и увлеченно рассказывает о великих живописцах.

Когда заявление «хочу быть художником» уже громко прозвучало в доме, а отец уже озвучил «кем угодно, только не художником», все стало еще сложнее. И тогда Эдуар решает стать моряком. Корабль «Гавр и Гваделупа» с будущими учениками морской академии два месяца плыл в Бразилию и столько же обратно — Мане хватило даже первой половины пути, чтобы истосковаться по земле и отчаянно возненавидеть эту затею. Во всем этом безрассудном бунтарском путешествии он находит только одно преимущество — теперь он способен уверенно и настойчиво заявить отцу о своем настоящем призвании. В подтверждение он предъявит десятки весьма недурных путевых рисунков и получит от отца благословение «делать карьеру» художника.

Женщины

Мане был красавчиком, изысканным, улыбчивым и аристократичным. Трость и перчатки, светлая кожа и рыжая шевелюра, смелый взгляд и репутация скандального художника. Он любил женщин, но был скрытным и сдержанным в обсуждениях — о его подвигах друзья и будущие биографы могли только догадываться.

Сюзанна преподавала музыку для юного Эдуара и его братьев в доме родителей Мане. У нее родился ребенок, Леон, который сам никогда так и не узнал, был ли он крестником, братом или сыном Эдуара Мане. Не знают об этом наверняка и современные исследователи. Скрывал ли всю жизнь художник мучительную связь своего отца с юной Сюзанной или не решался объявить Леона собственным сыном, оберегая девушку от сплетен — как бы то ни было, Сюзанна стала его тайной возлюбленной, скрываемой от посторонних глаз 10 лет, и только потом женой. Любовницы Мане посмеивались над ее добродушием и полнотой, она никогда не приходила в мастерскую, но именно ей Мане посылал с голубями ежедневные письма из осажденного Парижа: «Сегодня ночью проснулся оттого, что мне послышался твой голос — он звал меня», «Развесил сегодня в спальне твои портреты. Теперь просыпаясь, я каждый день вижу твое прекрасное лицо…» (1, 2, 3)

Однажды Мане преследовал на парижских улицах какую-то миловидную барышню и случайно наткнулся на Сюзанну. «Я думал, что это ты», — весело заявил художник жене.

Она, конечно, догадывалась, что Мане не просто так писал десятки раз свою любимую модель Викторину Меран (1, 2, 3, 4), она понимала, что шестилетний страстный платонический роман Эдуара и Берты Моризо доводил его до отчаянья и изнеможения.

Золотая медаль Салона

Молодых художников, будущих импрессионистов, называли «бандой Мане». Они восхищались его смелостью и стремлением писать настоящую жизнь, они считали его своим предводителем и гуру. Сам же Мане с удовольствием избавился бы от этого титула — ему и так хватало скандалов. В течение 20 лет этот странный человек добивается всеобщего признания, но идет при этом наперекор всем беспроигрышным традициям и одновременно наперекор своему имиджу революционера. Каждый раз, когда его друзья-импрессионисты зовут Мане участвовать в своих выставках, он отказывает. «Я войду в Салон только через парадные двери», — высокомерно отвечает предводитель своей «банде». Они пожимают плечами, они молодые, голодные и независимые, им почести ни к чему.

Когда в 1863 году Мане задумал свою вариацию «Сельского концерта» Джорджоне, он специально взял холст побольше. Он был уверен — эта «махина» принесет ему медаль и заветный статус «вне конкурса», позволяющий в дальнейшем обходиться без одобрения жюри на Салоне. Картина «Завтрак на траве» стала одной из самых скандальных в истории искусства и обеспечила Мане прочное место в черном списке.

Судьи боялись его как огня и параноидально искали в каждом новом произведении провокацию и скандал. А он недоумевал, мерил шагами залы Салона, не решаясь войти в тот зал, где размещались художники на букву «М». Бледный и растерянный просил Берту Моризо сходить и проверить, смеются ли над его «Балконом». Смеялись. Этот яростный хохот и презрительное хихиканье бессильной толпы в залах музея над непонятной живописью началось с Мане.

Он получил свою медаль и Орден почетного легиона, успел две свои последние картины отправить в Салон, не боясь отказа. На них стояла отметка «ВК» — «вне конкурса». Эдуару Мане было тогда 50 лет, он был смертельно болен, слаб и с трудом работал маслом, ему оставалось жить всего один год. Награда его мало обрадовала.

Мане не произнес перед смертью глубоко философской последней фразы, он не подвел итог своей жизни. «Мне казалось, что он бессмертен», — сказала Берта Моризо, когда услышала страшную новость.

Автор: Анна Сидельникова

Читайте также:

— История любви в картинах: Берта Моризо и Эдуар Мане

— Большая разница: как отличить Мане от Моне

— Проверьте, всегда ли вы с уверенностью сможете сказать, где Моне, а где Мане: тест Артхива «Мане или Моне?».

artchive.ru

Как правильно, Моне или Мане? • Arzamas

Путаница имен, скандал вокруг «Олимпии», поиски двадцати тысяч франков и другие подробности отношений двух художников-омофонов

Автор Кирилл Кулагин

Олимпия. Картина Эдуарда Мане. 1863 год © Wikimedia Commons

Эдуард Мане собирался выставить на Парижском салоне 1865 года две новые картины — «Осмеяние Христа» и «Олимпию». Однако члены жюри, формировавшие выставку, сославшись на то, что перед ними «гнусные выверты», отказались давать картинам место в зале. Через некоторое время запрет был снят — это был демонстративный жест в споре с прессой и общественным мнением: члены жюри будто показывали, что случится, если убрать «нравственный фильтр», против которого так сильно выступало общество.

Карикатура на «Олимпию», опубликованная в Le Salon 2 июня 1865 года © olympia1865.wordpress.com

Салон проходил во Дворце промышленности, больше известном как Дворец на Елисейских Полях и построенном двенадцатью годами раньше, в 1853 году. Это здание стоит вдоль одноименного проспекта, и зал с художниками на букву М находился в самом торце — чтобы попасть в него, нужно было пройти весь дворец. Главный вход находился со стороны улицы Мариньи. Именно им воспользовался Эдуард Мане, явившийся в понедельник, 1 мая, в три часа дня на официальное открытие вернисажа.

Пока Мане шел через весь зал к своим картинам, критики и первые посетители выставки старались пожать ему руку, поздравляя с невероятным успехом его пейзажей, — несмотря на то что ни «Олимпия», ни «Осмеяние Христа» пейзажами не являются.

Два морских пейзажа действительно висели рядом с картинами Мане, и, хотя эти работы были явно чужой кисти, подписаны они были его именем, да еще и с ошибкой — «Monet». В Париже про существование Клода Моне еще ничего не знали, поэтому появление картин, подписанных схожей с Мане фамилией, было воспринято заслуженным художником как провокация и способ нажиться на заработанном им авторитете.

Карикатура на «Олимпию», опубликованная в Le Journal Amusant 5 мая 1865 года © Commons Wikimedia

Клода Моне в тот момент во дворце не было. Но он, конечно, услышал о ярости Мане: в Париже об этом было много разговоров. Салон вообще вышел чрезвычайно громким и скандальным. Мане обвиняли в аморальности и вульгарности. Антонен Пруст (журналист, первый министр культуры Франции) позднее вспоминал, что «Олимпия» уцелела лишь благодаря мерам предосторожности, принятым администрацией выставки.

«Никогда и никому еще не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия». Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная совершенно голой, на кровати. Ее руку как будто сводит непристойная судорога… Серьезно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений».

Амеде Канталуб, арт-критик Le Grand Journal

Напуганная администрация поставила у полотна двух охранников, но и этого было недостаточно. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не боялась и военного караула. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. «Олимпия» собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на нее.

Карикатура Оноре Домьера, опубликованная в Le Charivari 19 июня 1865 года«— Какого черта эту толстую красную женщину в ночнушке зовут Олимпией? — Постой, дорогой, вдруг это имя кошки?» © www.leidenanthropologyblog.nl

«Мне кажется, будто посреди улицы я встретил ватагу мальчишек, швыряющих камни в спину Эдуарду Мане. Художественные критики — то бишь полицейские — плохо выполняют свои обязанности: вместо того чтобы прекратить беспорядок, они поощряют его, и — да простит меня бог! — мне даже кажется, что в руках у них я вижу увесистые камни. В самом этом зрелище есть что-то оскорбительное, что глубоко удручает меня, человека постороннего, спокойно идущего по своим делам».

Эмиль Золя, писатель

Эдуард Мане был совершенно обескуражен подобной реакцией и на несколько месяцев прекратил работать; чтобы прийти в себя, уехал в Испанию. Вернувшись через несколько месяцев в Париж, он встретил в гостях у друзей своего невольного обидчика — Клода Моне и увидел его новую картину «Дама в зеленом платье». 

Камилла (Дама в зеленом платье). Картина Клода Моне. 1866 год © Wikimedia Commons

Эта встреча стала началом многолетней дружбы между художниками, автор «Олимпии» неоднократно помогал своему младшему другу и другим импрессионистам. Осталось множество писем, в которых Моне просит у Мане в долг. Так, в июне 1875 года он писал прославленному коллеге:

«Жизнь становится с каждым днем все труднее. С позавчерашнего дня в доме хоть шаром покати. Никто больше ничего не дает в кредит, ни мясник, ни булочник. Я не теряю веры в будущее, но настоящее, как вы сами понимаете, к нам сурово. Не могли бы вы с ответным письмом выслать мне двадцатифранковую банкноту? Это сослужит мне добрую службу на ближайшие четверть часа…»

Мане ни разу не отказал в денежной помощи; более того, когда в конце 1870-х он узнал, что жена Моне Камилла смертельно больна, списал предыдущие долги друга. 

Семья Моне в их саду в Аржантёе. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © The Metropolitan Museum of ArtКлод Моне в своей мастерской. Картина Эдуарда Мане. 1874 год © Neue Pinakothek, Munich

Эта дружба продолжались почти двадцать лет, вплоть до 30 апреля 1883 года — дня смерти Эдуарда Мане. Но в истории отношений двух художников начинался новый волнительный эпизод. 

Моне решил добиться того, чтобы картины Мане хранились в Лувре вместе с полотнами главных художников мира. Для этого он обратился с просьбами к влиятельным деятелям культуры. Художница Берта Моризо, жена Эжена Мане (брата Эдуарда), писала Клоду Моне: 

«Мне рассказали, что некто, чье имя мне неизвестно, отправился к Кэмпфену (директору департамента изящных искусств), дабы выяснить его настроение, что Кэмпфен пришел в ярость, словно „взбесившийся баран“, и заверил, что, пока он занимает эту должность, Мане в Лувре не бывать».

Клод Моне принял решение действовать сам: найти деньги и приобрести у вдовы Мане «Олимпию», а затем подарить ее государству. Таким образом картина гарантированно попадет в государственный музей — Моне надеялся, что этим музеем станет Лувр. К этой идее многие отнеслись скептически, даже ближайшие друзья покойного художника. Антонен Пруст не только отказался участвовать в этом начинании, но и выразил сомнение, стоит ли именно «Олимпия» почестей Лувра; он дошел до того, что заявил в одном интервью, будто подписка не преследует никакой другой цели, кроме как «помочь вдове великого живописца». 

Ответ Эмиля Золя, объясняющего, почему он не считает возможным принять участие в подписке, по свидетельствам современников, «ошеломил Моне»:

«Я глубоко опечален, но… я раз и навсегда зарекся покупать картины — даже для Лувра… Я достаточно защищал Мане своим пером, чтобы опасаться сегодня упрека, будто пытаюсь умалить его славу. Мане войдет в Лувр, но нужно, чтобы он вошел туда сам в результате полного национального признания его таланта, а не окольным путем, как результат подарка, что все-таки отдает рекламной шумихой определенной группировки художников».

Для покупки картины нужно было собрать двадцать тысяч франков. После многочисленных отказов Моне решил открыть общественную подписку: деньги на покупку картины мог перечислить любой парижанин. Таким способом собрать необходимые деньги удалось довольно скоро — для необходимой суммы не хватало лишь несколько сотен франков. «Я купил маленький кусочек «Олимпии», — пишет Тулуз-Лотрек, приложив к письму сто франков.

Расписка Клода Моне «Получено от Роджера Журдена 100 франков в рамках подписки на покупку „Олимпии“ Мане. Живерни. 14 февраля 90. Клод Моне». Подобные письма Моне отправил каждому, кто прислал ему деньги © www.liveauctioneers.com

В феврале 1890 года Клод Моне вступил в переговоры с парижской администрацией; переговоры длились несколько месяцев — представители государства были готовы принять «Олимпию», не давая при этом твердых обязательств относительно места ее хранения. В результате «Олимпия» была передана Люксембургскому музею в ожидании возможной, но не окончательно решенной передачи в Лувр. 

Моне добился своего через семнадцать лет: в феврале 1907 года по распоряжению Жоржа Клемансо, председателя совета министров и друга Моне, картину перевезли в Лувр. В 1986 году вся коллекция импрессионистов, в том числе «Олимпия», была передана в музей Орсе, где выставлена и сейчас.  

arzamas.academy

Эдуард Мане – биография, фото, личная жизнь, картины

Эдуард Мане: биография

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.

Портрет Эдуарда МанеПортрет Эдуарда Мане

Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Фредерик Базиль и Эдгар Дега, ознаменовалась провалом.

Детство и юность

23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.

Родители Эдуарда МанеРодители Эдуарда Мане

В 1839 году они отдали отпрыска в пансион аббата Пуалу. По причине абсолютного равнодушия к учебе Огюст перевел наследника в колледж Роллена, в котором тот обучался в период с 1844 по 1848 годы. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, отец был против того, чтобы сын, нарушив семейную традицию, стабильной работе предпочел творческую самореализацию.

Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе.

Эдуард Мане в молодостиЭдуард Мане в молодости

Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. Копированию гипсовых изваяний он предпочитал рисование портретов своих товарищей.

Понимая, что сын даже под страхом смерти не свяжет жизнь с рутиной государственной службы, Огюст выбрал меньшее из двух зол, позволив отпрыску заняться мореплаванием. В декабре 1848 года Эдуард в качестве юнги поднялся на борт корабля. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио-де-Жанейро перевернуло его мир с ног на голову.

Автопортрет Эдуарда МанеАвтопортрет Эдуарда Мане

Родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в буржуазной среде парень открыл для себя красоту солнечных просторов и сияние красок окружающей его действительности. Мане понял, что хочет в совершенстве овладеть навыком переноса увиденного в реальной жизни на холст. Когда 13 июня 1849 года амбициозный юноша сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит карандашными зарисовками.

После круиза он с 1850 по 1856 годы обучался живописи в мастерской популярного в то время художника Тома Кутюра. Однако в этих занятиях сразу проявился сильный антагонизм: трудно найти что-то более несочетаемое, чем стремление Мане к живому искусству и поклонение Кутюра жанровым и стилистическим канонам рисования.

Художник Эдуард МанеХудожник Эдуард Мане

Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.

Живопись

В самом начале творческого пути каждый художник, желающий обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но то было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.

В 1859 году вместе с друзьями он пытался выставить свои полотна в проходящем раз в два года Салоне. Тогда его творение «Любитель абсента» было отвергнуто. Однако в 1861 году критики благосклонно приняли два других произведения Эдуарда – «Портрет родителей» и «Гитареро».

Картина Эдуарда Мане «Нана»Картина Эдуарда Мане «Нана»

В начале 60-х в работах Мане преобладали морские и испанские мотивы («Лола из Валенсии», «Кирсаджа», «Испанский балет», «Алабамы»), пленэрные сцены («Бега в Лонг-шане»), темы современной истории («Расстрел императора Максимилиана»), а также религиозные сюжеты («Мертвый Христос»).

В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом Дворце промышленности. Эта параллельная выставка получила название «Салон отверженных». Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда «Завтрак на траве».

Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

За ней последовала «Олимпия», на которой натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати.

В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках. Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его.

Картина Эдуарда Мане «Олимпия»Картина Эдуарда Мане «Олимпия»

В 70-х годах живописец создал самые светлые свои работы: «Железная дорога», «В лодке» и «Аржантей». Отражением его тяжелых мыслей, навеянных болезнью, является написанная в 1881 году картина «Самоубийство».

Личная жизнь

В 1849 году в жизни художника появилась Сюзанна. Женщина, в которую живописец влюбился с первого взгляда, работала учительницей и преподавала фортепианную грамоту младшим братьям автора картины «Нана» – Эжену (1833–1892 годы) и Гюставу (1835–1884 годы).

В январе 1852 года Сюзанна родила сына, которого назвали Леоном. Примечательно, что отцовство было приписано не Мане, а некому Коэллу. Эдуард же стал крестным папой новорожденного. Биографы, изучающие жизнь и творчество именитого импрессиониста, по сей день не могут дать точный ответ по поводу родства Леона и Эдуарда.

Жена Эдуарда Мане Сюзанна на картине "Мадам Мане на голубом диване"Жена Эдуарда Мане Сюзанна на картине "Мадам Мане на голубом диване"

На этот счет существует две официальные теории: первая гласит, что настоящим отцом мальчика был Огюст Мане, который положил глаз на двадцатилетнюю учительницу еще в момент появления ее в их доме. Сторонники второй версии предполагают, что Леон – сын Эдуарда, которого боявшийся осуждения и порицания живописец не захотел признавать.

Примечательно, что отношения с Сюзанной портретист не придавал огласке вплоть до свадьбы. За время тайного романа гравер пополнил свою амурную копилку парой-тройкой имен.

Эдуард МанеЭдуард Мане

Известно, что у художника была интрижка с натурщицей Викториной Меран. Девушка пленила живописца своей естественной красотой и тем, что благодаря своей природной артистичности, легко меняла образы. Их любовная история закончилась, когда Викторина пристрастилась к алкоголю, и от ее былого шарма не осталось и следа.

Спустя 11 лет с момента рождения Леона, 28 октября 1863 года, импрессионист женился на Сюзанне. После состоявшейся церемонии бракосочетания барышня стала жить вместе с мужем, его матерью и сыном под одной крышей.

Сын Эдуарда Мане на картине "Портрет Леона Леенхоффа"Сын Эдуарда Мане на картине "Портрет Леона Леенхоффа"

Известно, что Мане регулярно изменял супруге, которая, к слову сказать, была в курсе его частых интрижек. Еще до свадьбы влюбленные заключили между собой негласное соглашение: Сюзанна не закатывала избраннику истерик по поводу его романов, а Эдуард, в свою очередь, не оставался на ночь у любовниц и каждый вечер возвращался домой, продолжая играть роль верного мужа и любящего отца.

В 1868 году в Лувре создатель шедевров «Олимпия» и «Завтрак на траве» познакомился с художницей Бертой Моризо. Впечатленный самобытной красотой женщины, он при первой же встрече уговорил ее позировать.

Берта Моризо на картине Эдуарда Мане "Балкон"Берта Моризо на картине Эдуарда Мане "Балкон"

В общей сложности Эдуард написал не менее 10 портретов Берты («Балкон», «Отдых. Портрет Берты Моризо», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Берта Моризо с веером»). Несмотря на взаимное притяжение, между ними не могло быть ничего, кроме дружбы. В момент их встречи Мане был уже связан узами брака. Берте оставалось отпускать язвительные замечания в сторону супруги художника и довольствоваться их общей с Эдуардом страстью к живописи.

Смерть

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии – болезни, при которой вследствие поражения головного мозга нарушается координация движений. Официальное признание Эдуард получил за год до своей смерти. В 1882-ом живописец закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х–80-х годов прошлого века – «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона.

Картина Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»Картина Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»

Мане скончался через одиннадцать дней после ампутации пораженной гангреной ноги 30 апреля 1883 года. Могила создателя картины, написанной под влиянием Франса Халса и Диего Веласкеса, – «Музыка в Тюильри» – располагается на кладбище Пасси в Париже.

Могила Эдуарда МанеМогила Эдуарда Мане

На траурной церемонии прощания, помимо родственников, присутствовали друзья импрессиониста – Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер Ренуар.

Произведения

  • 1859 – «Мальчик с вишнями»
  • 1864 – «Скачки в Лоншане»
  • 1864 – «Срезанные белые пионы и секатор»
  • 1867 – «Олимпия»
  • 1868 – «Расстрел императора Максимилиана»
  • 1869 – «Балкон»
  • 1874 – «Аржантей»
  • 1874 – «Берег Сены близ Аржантея»
  • 1877 – «Самоубийца»
  • 1878 – «Кабаре Райхсхоффена»
  • 1880 – «В кафе-шантан»
  • 1882 – «Бар в Фоли-Бержер»
  • 1881 – «Весна»
  • 1882 – «Портрет мадам Мишель-Леви»
  • 1883 – «Букет сирени»

Фото

24smi.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта