Главные тайны, которые скрывает «Мона Лиза». Мона лиза секреты картины
Раскрыта тайна, почему Мона Лиза улыбается не всем
Мона Лиза улыбается? Ухмыляется? Или просто скривила рот? Может быть, даже презрительно скривила? Доктор Эрика Зигель (Dr Erika Siegel) с коллегами из Университета Калифорнии (University of California, San Diego) полагает, что точного ответа на подобные вопросы быть не может - каждому мерещится свое. Потому что выражение лица женщины, изображенной на картине, меняется в зависимости от эмоционального состояния людей, пришедших к ней в Лувр. Веселым, радостным, одухотворенным и счастливым посетителям Мона Лиза обязательно улыбнется. Мрачным и злым — состроит гримасу. Равнодушным — вообще ничего не выразит.
Вывод ученых: Мона Лиза улыбается в ответ.
Эрика Зигель рассказала британской газете Daily Mail, что выводы она сделала на основе экспериментов. В них приняли участие 43 добровольца — люди не совсем обычные, а с ярко выраженным доминированием одного глаза над другим. Человек, обладающий доминирующим или ведущим глазом, как его еще называют, именно на этот глаз и полагается в первую очередь, получая зрительную информацию.
Добровольцам показывали изображения двух лиц одновременно. Перед доминирующим глазом мелькали ничего не выражающие физиономии. А другой глаз видел лица, демонстрирующие разные эмоции — счастье, веселье, гнев, страх.
После демонстрации добровольцов просили оценить увиденное. И оказалось: ничего не выражающее лицо, мелькавшее перед доминирующим глазом, представлялось улыбающимся, если другой глаз видел счастливое или радостное лицо. И наоборот: злобные и печальные физиономии «стирали» улыбку с нейтрального лица.
Ученые полагают, что аналогичный феномен проявляет себя и при встрече с Моной Лизой. Она начинает улыбаться человеку, который пришел в хорошем настроении, в бодром расположении духа, в предвкушении чуда. А не после ссоры с женой, как подметила Эрика Сигель.
Добровольцы находили настоящую улыбку Моны Лизы среди поддельных и оценивали ее, как веселую..
ПРОЧЬ СОМНЕНИЯ
Так как все-таки улыбается Лиза? Жалобно и горько? Или радостно и весело?
Те, кто не сомневаются, что Мона Лиза все-таки улыбается, спорят о другом. Де, а как она улыбается? Печально или весело? Спорят вот уже несколько столетий. Потому что попадают под власть таинственного феномена: у тех, кому доводилось разглядывать знаменитый портрет работы Леонардо да Винчи — не у всех, но у многих - возникало двойственное впечатление. Сначала казалось, что улыбка у женщины насмешливая и хитрая. А потом — буквально через несколько минут — она становилась печальной. В итоге, некоторые даже называли улыбку жалобной и горькой. Как у одесской Мурки перед тем, как ее зарезали.
Ситуацию прояснили эксперименты, которые недавно - в 2017 году- провели в Германии (Institute for Frontier Areas of Psychology and Mental Health, Freiburg, Germany). На их основе немецкие психологи сделали два важных вывода. Первый — на лице у женщины действительно играет улыбка, а не ухмылка или гримаса. Второй вывод: улыбка эта веселая. Или — как хотите: радостная, насмешливая, приветливая. Но отнюдь не печальная.
Экспериментаторы «вырезали» из картины Леонардо да Винчи участок с губами. И чуть подправили их - где подняли кончики, где опустили. В итоге получился набор из 9 улыбок. Одна из них была настоящая — реальной Моны Лиза с картины. Четыре были «опечаленные» и четыре «увеселенные». Улыбки перемешали и начали предъявлять добровольцам, чтобы те их оценили. Добровольцев было 12, каждый ознакомился с набором из 9 улыбок 30 раз.
Результат: 97 процентов участников эксперимента записали улыбку с портрета Моны Лизы в веселые. Из чего ученые и сделали свои «эмоциональные» выводы. Подробнее — в журнале Nature в статье Mona Lisa is always happy – and only sometimes sad http://www.nature.com/articles/srep43511.
- Мона Лиза, изображенная на портрете, всем довольна, - уверяет Юрген Коммайер (Jürgen Kornmeier), руководивший исследованиями. - Не грустила, очевидно, и женщина, которая позировала мастеру.
В самом деле, ей ли было быть в печали? По наиболее правдоподобной гипотезе, Леонардо да Винчи, писавшему картину в период с 1503 по 1517 год, позировала Лиза Джерардини дель Джокондо - жена зажиточного купца, торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо. Якобы он и заказал ее портрет.
Комсомолка рекомендует всем любителям прекрасного коллекцию "Лучшие современные художники" на shop.kp.ru и в фирменных магазинах КП
Коллекция "Лучшие современные художники"
www.kp.ru
Главные тайны, которые скрывает «Мона Лиза»
«Мона Лиза» работы великого Леонардо да Винчи, известная также под названием «Джоконда» — одно из самых загадочных произведений в истории искусства. Вот уже несколько столетий не утихают споры о том, кто на самом деле изображен на портрете. По различным версиям, это жена флорентийского торговца, трансвестит в женской одежде, мать художника и наконец — сам художник, переодетый женщиной… Но это лишь часть тайн, связанных с картиной.
«Мона Лиза» — это не «Джоконда»?
Считается, что картина была написана около 1503—1505 года. Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг, флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо. Полное название полотна – «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Джоконда (la Gioconda) также означает «веселая, играющая». Так что, возможно, это прозвище, а не фамилия.
Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.
Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге «Жизнь художников» утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен.
Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.
На портрете же, называемом «Мона Лиза», предположительно изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д’Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.
В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как «Айуорская Мона Лиза». Он выглядит незаконченным, на заднем плане – две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля.
Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.
Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая – лишь копия, выполненная неизвестным художником?
Скрытое изображение
Кстати, недавно французский эксперт Паскаль Котт объявил, что под слоем краски на картине скрывается еще одно изображение, настоящая Лиза Герардини. К такому выводу он пришел, потратив десять лет на изучение портрета с помощью разработанной им самим технологии, основанной на отражении световых лучей.
По словам ученого, удалось «распознать» под «Моной Лизой» второй портрет. На нем также изображена женщина, которая сидит в точно такой же позе, как Джоконда, однако, в отличие от последней, смотрит немного в бок и не улыбается.
Роковая улыбка
А знаменитая улыбка Моны Лизы? Каких только гипотез не выдвигали по поводу нее! Кому-то кажется, что Джоконда вовсе не улыбается, кому-то – что у нее нет зубов, а кому-то в ее улыбке чудится нечто зловещее…
Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил… Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо… Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека… Впрочем, это лишь предположение.
Очередную попытку разгадать тайну предприняли Ниц Зебе из Университета Амстердама и его американские коллеги из Университета Иллинойса. Они воспользовались специальной компьютерной программой, сверяющей изображение человеческого лица с базой данных человеческих эмоций. Компьютер выдал сенсационные результаты: оказывается, на лице Моны Лизы читаются крайне смешанные чувства, причем среди них лишь 83% счастья, 9% принадлежит отвращению, 6% — страху и 2% — гневу…
Между тем итальянские историки обнаружили, что, если разглядывать глаза Моны Лизы под микроскопом, то становятся видны какие-то буквы и цифры. Так, в правом глазу можно разглядеть буквы LV, которые могут, впрочем, представлять собой всего лишь инициалы имени Леонардо да Винчи. Символы в левом глазу распознать пока не удалось: не то это буквы CE, не то B…
В арке моста, расположенного на заднем плане картины, «красуется» число 72, хотя есть и другие версии, например, что это 2 или же буква L… Еще на полотне просматривается число 149 (четверка затерта). Это может обозначать год создания картины – 1490-й или позднее…
Но как бы то ни было, таинственная улыбка Джоконды навсегда останется образцом высочайшего искусства. Ведь божественный Леонардо смог создать нечто такое, что будет волновать потомков еще многие и многие века…
suharewa.ru
Тайна картины Мона Лиза - Охота и рыбалка в России и за рубежом
Итальянский исследователь Сильвано Винченти, удалив на цифровых записях световые блики и все цвета красок, обнаружил в изображении левого глаза Моны Лизы букву S, а в правом букву L и на заднем плане под аркой моста число 72.
Знаменитая картина Леонардо да Винчи — Мона Лиза на протяжении веков занимает умы историков-искусствоведов, которые выдвигали бесчисленное количество теорий относительно загадочной Джоконды. Одни угадывали портрет мужчины за чертами ее лица, другие считали картину автопортретом художника, а загадочной улыбке приписывали то знак беременности, то траура.
Пока картина Мона Лиза будоражит сознание любителей живописи, отвлечемся и обратим свой взор на картины по демократичной цене. Доступные в стоимости картины позволят украсить вам помещение. Репродукции известных картин можно приобрести перейдя на сайт магазина живописи.
Уже традиционно специалисты считают, что Мона Лиза никто иная как Лиза Джерарди, супруга флорентийского негоцианта Франческо дель Джокондо, портрет которой в 1503 году начал писать Леонардо да Винчи. В то же время итальянский исследователь Сильвано Винченти, который проводил скрупулезное изучение изображений, сделанных известнейшим парижским учреждением, занимающимся оцифровкой произведений изобразительного искусства Lumiere Technology, придерживается совершенно другого мнения.
После того как он в своей римской лаборатории удалил на цифровых снимках из глаз Моны Лизы световые блики, а также весь цветовой спектр красок, он обнаружил в изображении левого глаза очертания латинской буквы S, а в правом – изображение буквы L. При этом на заднем плане под силуэтом арочного моста, как утверждает исследователь, хорошо просматривается число 72. Сильвано Винченти подчеркнул, что увидеть выше названые символы не вооруженным глазом практически невозможно, очевидно художник писал их очень маленькой кистью, да и роковое воздействие времени сказалось не лучшим образом на картине.
По убеждению итальянского исследователя, символ S указывает на миланскую монархическую семью Сфорзакра, членом которой возможно и являлся Джоконда. Леонардо да Винчи проживал в Милане в 1482 и 1499 — годах, а также с 1506 по 1507 год, исходя из этого, возможно предположить, что открытие Сильвано Винченти может поставить под сомнение дату написания шедевра.
Загрузка...www.hunt-dogs.ru
Что хотел Леонардо да Винчи поведать нам в своей "Джоконде"?
Миллионы посетителей Лувра ежегодно смотрят картину Леонардо «Джоконда»? Но смотреть – ещё не значит видеть и понимать.
Может быть, ближе всех подошли к разгадке тайны Леонардо Андрей Тарковский в фильме «Зеркало» и Паола Волкова в своей работе «Мост над бездной». И это не удивительно: Волкова прежде была исследовательницей именно творчества Тарковского-младшего. Вот и разглядела, возможно, больше, чем все…
Если мы пристально посмотрим на «Джоконду», мы увидим, что Леонардо настаивает на одномоментности происходящего в прошлом, настоящем и будущем. Он смотрит из вечности глазами текущего дня. На заднем фоне, за ликом Моны Лизы – безжизненная каменистая пустыня. И художник-философ удивляется, как подобная красота могла возникнуть из кремниевой безжизненности. И это действительно непостижимо. Леонардо знал: когда зрители насыщаются передним планом, на авансцену выходит его величество подтекст. Арьергард. Но ведь и передний план «Джоконды» вызывает вопросы. Пресловутая улыбка Моны Лизы сводила с ума людей в течение нескольких веков! В то время как настоящая тайна картины стыдливо пряталась за ширмой ландшафта. То есть тайна Моны Лизы – не в её ослепительной улыбке, а в композиции картины. В том, что искусство способно связывать времена. Посмотрите, на другой картине Леонардо Мона Лиза позирует ему в образе Анны, матери девы Марии. Времени нет – так считает Леонардо да Винчи. Есть только вечность как одновременность того, что было, текущего настоящего и того, что будет. И настоящая композиция всегда содержит в себе синхронность времён. Кстати, многие люди умеют улыбаться, как Джоконда, и никакой тайны в этом нет – это просто полуулыбка и ничего более.
Я не могу сделать так, чтобы читатели, увлечённые моим повествованием, забыли на время о Леонардо. Нечего даже и говорить о том, чтобы моя работа могла «отодвинуть» в сторону шедевр Мастера. Такова, к сожалению, судьба всех комментаторов. Более того, даже если я вам скажу истину о какой-нибудь работе Леонардо, найдутся умельцы, которые мою версию оспорят, окончательно запутывая толкования. Тем не менее, обилие домыслов, начавшихся ещё с весьма приблизительного жизнеописания Вазари, является залогом бессмертия как "Джоконды", так и самого Леонардо да Винчи. Эти домыслы, с одной стороны, ретушируют картину тенями небылиц, с другой, всё больше раскручивают её популярность.
Как художник за слоем наносит слой, так и Леонардо спрятал одну загадку за другой. Он спрятал философию и метафизику за такой простой и очевидной вещью, как женский портрет. В то же время совершенно очевидно, что Леонардо продемонстрировал нам в Джоконде гармонию и единство микромира с макромиром. Это мы порой их разъединяем и отталкиваем друг от друга. Причём "микро" у Леонардо здесь - пейзаж за спиной героина, а "макро" - сам портрет Моны Лизы. То есть мир Леонардо антропоцентричен, человек находится в центре мироздания. В то же время мир, миниатюрно набросанный художником за спиной героини - отнюдь не второстепенен, по отношению к метаистории.
"Мона Лиза" - картина настолько небольшая по своим размерам, что надо сказать спасибо бесчисленным копиистам Леонардо, стараниями которых мы можем оценить один и тот же замысел в различном исполнении. Есть даже, на мой взгляд, разительный контраст между трактовками пейзажа, который находится на заднем плане картины. Это, знаете ли, очень похоже уже на народное творчество, на то, как народ жаждет больше позитива в искусстве. хэппи-энда и т.п. Мы видим, как безжизненная каменистая пустыня у некоторых копиистов принимает очень симпатичные и живые очертания. Вот, например, слева от портрета, грунтовая дорога, по которой, и это очень заметно, часто ездят люди на своих средневековых средствах передвижения. Деревья поражают буйной листвой. Достаточно изменить маленький штрих, чтобы картина заиграла по-новому.
Наверняка всё это носило заказной характер. Заказчику нравился портрет, но не нравился пейзаж. И он просил художника сделать копию, но при этом немного "поправить" пейзаж. Хотя, не исключено, что это могло быть и самодеятельностью художников-копиистов, по той же самой причине. Тогда ведь не существовало понятия интеллектуальной собственности, и никто не опасался исказить замысел первого творца.
karpenko-sasha.livejournal.com