Айзелуортская Мона Лиза. Мона лиза картина википедия


Мона Лиза — Википеди

Джоконда «ыйтни» кунта янă; çавăн пекех урăх пĕлтерĕшсене пăхăр. Disambig gray.svg Ку терминăн урăх пĕлтерĕшсем пур, пăхăр Мона Лиза (пĕлтерĕшсем).
Mona Lisa, by Leonardo da Vinci, from C2RMF retouched.jpg
Леонардо да Винчи
Лиза Джокондо хуçайкă портречĕМона Лиза, 1503—1519
Ritratto di Monna Lisa del Giocondo
Хăма (тирек), çу.
Лувр, Парис

«Мо́на Ли́за», вăлах «Джоко́нда»; (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр. La Joconde), тулли ячĕ — Ли́за дель Джоко́ндо хуçайкă портречĕ, итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — Луврта (Парис, Франци) упранакан Леонардо да Винчи 1503—1505 çулсенче çырнă ӳкерчĕк, тĕнчере чи паллă ӳнер ĕçĕсенчен пĕрри[1][2], Флоренцири пурçăн сутакан Франческо дель Джокондо арăмĕн Лиза Герардини портречĕ.

Акă ĕнтĕ тăваттă çĕр çул Мона Лиза хăйне килленсе пăхакана ăсран-тăнран кăларать.

— Грюйе, XIX ĕмĕрĕн вĕçĕ[3]

cv.wikipedia.org

«Мона Лиза», самая знаменитая картина в мире

«Мона Лиза», самая знаменитая картина в мире

Полное название картины – «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо».

Согласно Джорджо Вазари, на картине изображена третья жена Франческо дель Джокондо – это богатый флорентийский торговец шелком, в 1495 году, когда ему было тридцать пять лет, он в третий раз женился на девушке из неаполитанской семьи Герардини – Лизе Герардини.

Леонардо писал картину несколько лет. Вазари сообщает, что четыре года, и в это время картина все еще оставалась незаконченной. Леонардо увез ее с собой из Флоренции и работал над картиной в Риме и, возможно, во Франции до самой смерти. Разумеется, все четыре года во Флоренции, и уж тем более после отъезда из этого города, Лиза дель Джокондо не могла позировать художнику. И потому не исключено, что кто-то иной позировал художнику в дальнейшем. Рассказ о том, что Мастер нанимал певцов и музыкантов, чтобы они развлекали женщину, и она все время улыбалась, скорее всего, история, сочиненная самим Вазари, – в его «Жизнеописаниях» немало таких украшательств. В итоге Леонардо написал не портрет конкретной женщины, а некий обобщенный образ, который оказался столь дорог Мастеру, что он так и не передал картину заказчику, а увез с собой во Францию. Искусствоведы обращают внимание на то, что пропорции лица Джоконды совпадают с пропорциями лица самого Леонардо на его автопортрете. Однако теперь установлено почти что точно, что Лиза Герардини действительно позировала Леонардо. В 2005 году была обнаружена книга, на полях которой Агостино Веспуччи, помощник Никколо Макиавелли (с которым Леонардо был дружен), написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».

Тайну поразительного воздействия этой картины пытаются разгадать уже много лет. Объяснений множество. Тут и свойства геометрических фигур, на основании которых она построена, и соотношения освещенных и светлых пятен, и поразительное использование воздушной перспективы, от чего кажется, будто лицо женщины на портрете светится. Леонардо накладывал десятки, а то и сотни тончайших слоев краски – то есть ему пришлось возвращаться к картине великое множество раз. При этом каждый предыдущий слой должен был высохнуть. Разводя краски скипидаром до прозрачного состояния, Мастер добился удивительного эффекта, но его эксперименты привели к тому, что цветовая гамма сильно изменилась – сейчас преобладают сине-зеленые тона, в то время как написанные в традиционной манере копии сохранили первоначальный колорит – к примеру, на этих копиях рукава одеяния (они обычно пристегивались к платью отдельно) красного цвета.

Но все же, кто ответит, почему эта картина производит столь поразительное, почти мистическое впечатление на зрителя? Стоит привести здесь одно высказывание, которое стало своего рода рекламой творения Леонардо.

Французский прозаик, поэт романтической школы, критик, либреттист и путешественник XIX века Теофиль Готье писал:

«Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка».

Говорят, именно этот образ Готье породил «моду» на улыбку Джоконды и сделал картину буквально идолом.

Каждый исследователь дает на поставленный вопрос свой ответ. Например, искусствовед Евсей Ротенберг[24] считает, что «не много найдется во всем мировом искусстве портретов, равных „Моне Лизе“ по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто[25]. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания».

«Улыбка Моны Лизы, – пишет Кеннет Кларк в своей книге „Леонардо да Винчи: творческая биография“, – это непревзойденный пример сложности внутренней жизни, уловленный и зафиксированный на полотне, именно того, что Леонардо в своих записных книжках называл основной целью искусства».

Каждый зритель этой картины находит в ней свое – одни покой в знаменитой улыбке, другие насмешку, но нет сомнения, что Мастеру каким-то волшебным образом удалось запечатлеть на этой картине самого себя. Недаром пропорции лица Леонардо совпадают с пропорциями лица Джоконды.

Неизвестно, почему заказчик так и не получил портрета, – уезжая из Флоренции, Леонардо взял картину с собой. Возможно, не желая с нею расставаться, он уверил заказчика, что работа не доведена до конца, что дало повод Вазари написать в своей книге, что портрет Лизы Герардини остался незаконченным.

Согласно последним документам, найденным в 1990 году, Леонардо оставил «Мону Лизу» своему ученику Салаино вместе с виноградником[26], а тот продал картину за 650 лир королю Франции Франциску I.

В 1542 году картина «Мона Лиза» висела в королевской ванной комнате в Фонтенбло вместе с другими работами Леонардо: «Прекрасная Ферроньера»[27], «Леда» и «Святой Иоанн Креститель». Как видите, вкусы в оформлении ванных комнат сильно изменились с XVI века.

В Фонтенбло «Мона Лиза» пребывала почти двести лет и лишь в начале XVIII века была перевезена в Версаль. Спустя сто лет она украшала спальню Наполеона, пока наконец не заняла своего места в Лувре, откуда была украдена в 1911 году. Ее нашли в Италии, куда вор ее переправил, полагая, что картина Леонардо должна принадлежать его родине. Но картину вернули в Лувр. Сейчас она пребывает за пуленепробиваемым стеклом, и дирекция Лувра решила, что картина больше не будет покидать стен музея. Так что, если хотите увидеть «Мону Лизу», вам придется отправиться в Париж.

Если вы отправитесь в Париж не скоро, то можете найти в Интернете подробную фотографию и разглядеть прекрасную флорентинку так, будто картина перед вами на расстоянии нескольких сантиметров. При этом вы не увидите ни одного мазка… Но, к сожалению, всю поверхность картины покрывают мелкие трещины. Их называют кракелюрами. Обычно они возникают из-за нарушения технологии масляной живописи. Зачастую – из-за большого количества красочных слоев или из-за того, что нижние слои были недостаточно хорошо просушены.

Но несмотря на эти безжалостные следы времени, «Мона Лиза» продолжает волновать воображение и притягивать сердца все новых и новых зрителей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Айзелуортская Мона Лиза — Википедия РУ

Айзелуортская Мона Лиза

«Айзелуортская Мона Лиза» — картина, на которой изображена та же женщина, что и на знаменитом произведении «Мона Лиза» («Джоконда») авторства Леонардо да Винчи. В 2013 Фонд Моны Лизы из Цюриха заявил, что это не поздняя копия (как считалось ранее), а ранняя версия знаменитого полотна из Лувра, принадлежащая кисти самого Леонардо да Винчи[1][2].

История «Айзелуортской Моны Лизы»

Достоверной информации о происхождении картины нет. Незадолго до начала Первой мировой войны английский художник, коллекционер и арт-дилер Хью Блейкер (англ.)русск. обнаружил полотно в доме дворянина из Сомерсета, в семье которого картина находилась к тому времени уже около ста лет. Это открытие вызвало предположение, что Леонардо да Винчи написал два портрета Лизы дель Джокондо: всемирно известный, находящийся в Лувре, и тот, что обнаружил Блейкер. Коллекционер купил картину и разместил её в своей студии в местечке Айзелуорт (англ.)русск., в западной части Лондона. Название этого района и дало имя картине.

Во время Второй мировой войны картина была перевезена в Бостонский музей изобразительных искусств и с тех пор несколько раз меняла владельцев. С начала 1970-х годов картина хранилась в сейфе швейцарского банка.

По словам Джорджо Вазари, раннего биографа многих художников эпохи Возрождения, Леонардо начал писать «Мону Лизу» в 1503 году, но «оставил её незавершенной». Тем не менее, полностью законченный портрет «некой флорентийской дамы» упоминается находящимся в частном владении Леонардо в 1517 году, незадолго до смерти живописца. В данном случае речь почти наверняка о полотне из Лувра. Исходя из этого противоречия, сторонники подлинности «Айзелуортской Моны Лизы» утверждают, что это и есть незавершенная картина, написанная по крайней мере при личном участии Леонардо и переданная заказчику, а в Лувре находится более поздний вариант, сделанный Леонардо для себя.

Другой историк искусства, Джованни Ломаццо в своём трактате (Trattato dell’arte della Pittura Scultura ed Architettura, 1584), упоминает «„Джоконду“ и „Мону Лизу“», что, по мнению автора книги «Where is the Mona Lisa?» Генри Ф. Пулитцера (англ.)русск., говорит о том, что первоначально эти названия не были синонимами, и речь шла о двух разных картинах.

Различия

«Айзелуортская Мона Лиза» шире, чем «Джоконда» из Лувра, за счёт изображения колонн, обрамляющих портрет слева и справа. Такие же колонны можно наблюдать на некоторых из многочисленных более поздних копий. На картине в Лувре колонн не видно, но видны их основания. Предполагается, что изначально колонны присутствовали, но позже картина была обрезана. Тем не менее, эксперты, исследовавшие «Мону Лизу» в 2004—2005 годах, пришли к выводу, что полотно не обрезали.

Фигура «Айзелуортской Моны Лизы» очень похожа на фигуру «Джоконды», также совпадают композиция и освещение. Тем не менее, лицо «Айзелуортской Моны Лизы» выглядит явно моложе, и это позволяет предположить, что она является более ранней версией картины. По словам Генри Ф. Пулитцера, несколько экспертов пришли к выводу, что шея «Айзелуортской Моны Лизы» уступает в изобразительной технике этой детали на других полотнах Леонардо да Винчи. Возможно, руки и лицо были написаны самим Леонардо, а остальное — другим художником, или даже несколькими.

Задний план в картине из Айзелуорта проработан значительно менее подробно, чем на полотне из Лувра. Пулитцер приводит мнения ряда экспертов, что и эта часть «Айзелуортской Моны Лизы» была написана не Леонардо да Винчи.

Подлинность

Подлинность «Айзелуортской Моны Лизы» широко оспаривается в художественном сообществе. Некоторые утверждают, что, так как картина была приобретена самим Генри Ф. Пулитцером, речь идет о конфликте интересов. Книга «Where is the Mona Lisa?» (в 1966 году вышло первое издание) была опубликована издательством Pulitzer Press, которое также принадлежит Пулитцеру. В предисловии Пулитцер пишет, что ему пришлось пойти на большие жертвы, чтобы приобрести картину, в том числе продать «дом со всем содержимым».

Пулитцер ссылается на современника Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, который сделал набросок этой картины, вероятно, по памяти, увидев её в студии Леонардо в 1504 году (эскиз приводится в книге Пулитцера; там же сказано, что этот эскиз находится в Лувре). Эскиз Рафаэля изображает по сторонам фигуры две античные колонны, которых нет на полотне из Лувра, но которые присутствует на картине, купленной Блейкером. Пулитцер также приводит на нескольких страницах свидетельства экспертов. Некоторые из этих специалистов называют автором «Айзелуортской Моны Лизы» Леонардо да Винчи, по мнению других — это кто-то из его мастерской, третьи предполагают, что автор картины может быть никак не связан с Леонардо. Среди сторонников подлинности картины коллекционер Джон Р. Эйр, который утверждал, что бюст, лицо и руки написаны Леонардо. (Монография «Мона Лиза», Лондон: Grevel, 1915).

Пулитцер, по его словам, предоставил картину для экспертизы: исследовались соотношение и распределение на холсте света и тени, проводился рентгеновский анализ и т. п. Пулитцер сообщает, что эти исследования подтвердили аутентичность произведения, тем не менее, конкретные подробности о том, кем и каким образом эти исследования проводились, Пулитцер не приводит. Он пишет: «Я не собираюсь захламлять эту книгу техническими подробностями, а потому делаю эту главу краткой». Таким образом, независимые анализы не проводились, что косвенно подтверждает и Пулитцер, используя местоимение «мы», когда речь заходит об исследованиях картины на предмет подлинности.

Долгое время независимых исследований картины не проводилось. В 2010 году в Цюрихе был создан «Фонд Моны Лизы» с целью решения вопроса. Радиоуглеродный анализ холста показал, что он был произведен между 1410 и 1455 годами. Это стало веским аргументом против версии о позднем создании картины. Итальянский математик Альфонсо Рубино проанализировал «Айзелуортскую Мону Лизу» на предмет пропорций и геометрических соотношений. Рубино пришёл к выводу, что эти соотношения (в частности представленные Леонардо да Винчи в «Витрувианском человеке») выдержаны.

Таким образом, эксперты фонда полагают, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга Франческо дель Джокондо, торговца шёлком из Флоренции, который заказал картину в самом начале XVI века. В 1503—1505 годах была написана не «Джоконда» из Лувра, а «Айзелуортская Мона Лиза». Леонардо не успел её закончить до своего отъезда из Италии в 1506 году и отправил заказчику незавершенной. Что касается «Джоконды» из Лувра, то она была написана во Франции значительно позже, около 1516 года. Широкого признания эти выводы не получили.

См. также

Примечания

Ссылки

http-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта