Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов. Какая картина моне дала название импрессионизму


Франция и Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце.» — По Европам

Картина, давшая название импрессионизму

Рассказ о шедеврах, из которых составлена художественная карта Европы, мы начинаем с картины Клода Моне под не совсем обычным названием «Впечатление. Восходящее солнце». На ней в синевато-серых тонах изображен спящий порт, а на воде – то ли рыбаки, то ли лодочник, везущий раннего пассажира. Очертания расплывчаты, да художник и не пытается передать детали. Единственное, что его интересует, – это восходящее солнце. Яркое и прорывающееся не только через изображение, но как будто даже через само полотно, оно дает отблеск на мутном небе и высвечивает на воде красно-оранжевую дорожку, идущую под небольшим углом прямо к зрителю.Сегодняшняя публика, привычная к манере импрессионистов, не увидит в этой картине ничего удивительного. И всё же оно уникально. Дело в том, что Моне написал это полотно в старом аванпорте Гавра (боковом заливе основного порта, выполняющем функции отстойника старых кораблей и портовой техники) в 1872 году, когда импрессионизм еще не стал признанным направлением, и даже самого этого названия не было. Картину не брали на выставки, и Моне с приятелями-художниками решили выставить свои новаторские полотна сами, арендовав для этого бывшую фотомастерскую. Публика была шокирована, и в прессе появились критические статьи. Автор одной из таких публикаций драматург и журналист Луи Леруа написал статью в форме вымышленного диалога между двумя посетителями выставки, высказывающими противоположные оценки.Именно в этой статье и употребляется впервые термин «импрессионисты», придуманный Леруа, который произвел этот неологизм как раз от названия картины Моне, которое по-французски выглядит так: «Impression, soleil levant».Таким образом, понятие «импрессионизм» действительно произошло от французского слова, означающего «впечатление». Но вовсе не потому, что импрессионисты стремились передавать не зримые детали, а впечатления. Название направления в живописи образовано от названия конкретной картины, примерно так же, как понятие «обломовщина» образовано от названия романа «Обломов» и фамилии его главного героя.Эта картина экспонируется в Музее Мармоттан в Париже, где вместе с ним представлено еще около трехсот работ импрессионистов и постимпрессионистов. В 1985 году это полотно вместе с еще несколькими картинами Клода Моне, Огюста Ренуара и Берты Моризо была похищена в результате «арт-налета», когда в разгар рабочего дня вооруженные люди ворвались в музей и, попросив служителей музея и туристов не создавать неприятностей, сняли со стены шедевры и скрылись. «Впечатление» было найдено только в 1990 году на Корсике, после чего прошло экспертизу и незначительную процедуру восстановления, а затем было возвращено в музей, где введены весьма серьезные меры безопасности.

poeu.ru

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

У Моне и Мане много общего: созвучные фамилии и похожие картины. Например, у обоих художников есть картина под названием «Завтрак на траве». Как же их не перепутать? У нас есть ответ!

Отличие №1: та самая буква

Какая буква все-таки в фамилии того парня, который нарисовал 250 полотен с кувшинками? Запомнить, чья фамилия Моне, а чья Мане, поможет простой лайфхак: буква в имени и фамилии повторяется. Эдуар Мане (Édouard Manet) и Клод Моне (Oscar-Claude Monet). Осталось только выяснить, какие картины писал Эдуар, а какие Клод.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Клод Моне. Кувшинки

Отличие №2: возраст

Эдуар Мане родился 23 января 1832 года, Клод Моне – 14 ноября 1840-го. Эдуар был старше Клода на 8 лет, что не помешало художникам стать друзьями. Существует картина Эдуара Мане, на которой изображен Клод Моне за работой.

Мане умер в 51, а Моне дожил до глубокой старости. Клод участвовал похоронной процессии и помогал нести гроб Эдуара.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Эдуар Мане. Клод Моне за работой

Отличие №3: отношение к импрессионизму

Эдуара Мане считают родоначальником и предтечей импрессионизма. Сам Эдуар злился, когда его причисляли к импрессионистам. Его куда больше интересовал реализм.

Знакомство Мане с импрессионистами оказалось вынужденным. В то время, художник, желавший обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Эта престижная выставка имеет второе название – Парижский салон. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но оно было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.

Хотя однажды ему удалось выставить две картины («Портрет родителей» и «Гитарерро»), даже получить награду за одну из них, но большую часть работ жюри отвергло.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Эдуар Мане. Олимпия

Естественно, импрессионисты тоже не угодили жюри престижной выставки. Тогда, в 1863 году, они создали «Салон отверженных». Именно здесь выставлял свои «скандальные» работы Эдуар Мане.

Художник начал сближаться с импрессионистами, Дега и Моне стали его близкими друзьями. Со временем это повлияло на стиль работ художника. Но пусть картины Мане стали импрессионистичными по стилю написания, в них всегда отсавался социальный подтекст. Когда Эдуар писал картины в импрессионистичной манере, он говорил, что хочет «показать этим ребятам, как надо работать».

А вот Клод Моне – настоящий основатель импрессионизма. Именно его знаменитый пейзаж «Восход солнца. Впечатление» дал название всему художественному направлению.

В 74 года Клод практически ослеп. У него была двойная катаракта, так что художнику пришлось перенести две операции. Тем не менее, он не оставил занятий живописью и продолжал плодотворно работать до самой смерти в 1926 году. В последние годы Моне сосредоточился на изображении своего сада в Живерни. Этот сад он разбил собственноручно и считал своим величайшим шедевром. Знаменитые «Кувшинки» он писал именно здесь.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца

Отличие №4: сюжеты

Чем больше на картине людей, тем вероятнее, что это работа Мане. Хотя художник писал и натюрморты и пейзажи, больше всего его интересовали люди.

В самом начале творческого пути, Мане часто копировал сюжеты классических художников. Так он хотел добиться признания Парижского салона. Но со временем художник начал искать сюжеты для своих картин на улице, в реальной жизни.

Клода Моне в первую очередь интересовал свет и цвет, изменчивость природы и человеческого восприятия. В своих работах художник хотел передать сиюминутное впечатление, быстротечность момента. Большая часть картин – пейзажи, хотя есть замечательные натюрморты и портреты.

Для Моне характерны повторяющиеся сюжеты. Он несколько раз написал пейзаж Сены в разное время дня при разном освещении. Кисти художника принадлежит серия из 30 (!) картин, изображающих Руанский собор в разные дни и времена года, при различном освещении.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Клод Моне. Руанский Собор (серия)

Отличие № 5: «Завтрак на траве»

Если вас спросят, какая картина у «М_не» вам нравится больше, а вы не расслышите фамилию, можете с уверенностью говорить «Завтрак на траве». Потому что и у Мане и у Моне есть такая картина. Правда, эти два полотна очень разные. У Моне все скромно, а вот работа Мане когда-то наделала много шуму. Парижские критики посчитали, что главные герои картины предавались плотским утехам прямо в лесу, а женщина в пруду моется после этого безобразия. Когда-то картина вызывала сложные эмоции, теперь же это – признанный шедевр.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Эдуар Мане. Завтрак на траве

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Клод Моне. Завтрак на траве

Отличие №6: техника

Эдуар Мане владел классической реалистичной техникой, но даже его реалистичные работы отличаются большой свободой мазка. Художник мастерски использовал черный цвет, который подчеркивал яркость и выразительность света в его картинах.

В работах Моне иногда вообще отсутствует черный цвет. Практически всегда художник использует яркие краски, мазок может быть круным и мелким, мягким или жестким.

Иногда работы художников перекликаются, хотя большая их часть значительно отличается по технике и содержанию. Различать картины художников не трудно: они обладают индивидуальным, легко узнаваемым стилем.

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Эдуар Мане. Бар в "Фоли-Бержер"

Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар

Автор статьи: Дарья Паламарчук

И ещё одна, более длинная, но тоже очень интересная статья об этих двух замечательных художниках - здесь.

art.mirtesen.ru

Оскар Клод Моне. Импрессионист, который изменил все

Оскар Клод Моне стал основателем одного из первых протестных направлений искусства XIX века – импрессионизма. Что нового привнесли импрессионисты и каков в этом вклад Моне? Concepture разбирается в вопросе.

Отсутствие глубины

Художнику необходимо передавать посредством творчества внутренние переживания, эмоции, мысли, он стремится выплеснуть на холст то, что задевает его душу. Для этого необходима свобода, свобода в выражении творческого порыва. Этого не могла предоставить академическая живопись со свойственными ей строгими канонами.

В наступившем кризисе второй трети XIX века созревают те изменения, которые породили одно из самых значимых направлений в истории живописи – импрессионизм. Его отцом-основателем является ключевая фигура нашей статьи – Оскар Клод Моне. Родился он 14 ноября 1840 года и жил в народном квартале Монмартр. В 1845 году семья переезжает в Нормандию, в Гавр. Живописи учился в Париже. Умер 5 декабря 1926 года в Живерни, во Франции в возрасте 86 лет.

Творческая манера художника заставляет задуматься о его вкладе в искусство. Страсть к написанию пейзажей повлияла на создание им особой техники экспрессивных мазков: отсутствие глубины и описательных деталей. Такого рода приемы были крайне революционны для того времени. Моне разрушал привычные стереотипы и уводил публику в другой мир, мир, где царит сиюминутное состояние природы и вещей в ней. Он цеплялся за мгновения, чтобы запечатлеть их на своих полотнах.

Рисуя на пленэре, Моне старался ухватить настроение окружающей его атмосферы, чтобы заставить замереть навечно в картине. Свобода – вот главный принцип его творческого пути. Его живая, внутренняя энергия благоприятствовала появлению импрессионизма – термин придумали критики.

Сам Моне не написал ни одного трактата или манифеста. Также как и сложившаяся вместе с ним группа художников Моне (Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль и др.) не осознавал себя как импрессионист, он писал, лишь поддаваясь вдохновению и попытке вырастить в себе нечто стоящее. Импрессионизм стал самостоятельным и вполне признанным направлением по истечении многих лет. Сегодня он признается отправной точкой на пути к современному искусству. С него начинает меняться видение мира, переосмысление форм, и делается акцент на чувственном восприятии. Все это заслуга Оскара Клода Моне.

Зрительная революция

Каждый художник стремится выработать индивидуальную манеру письма, которая выделяла бы его полотна среди остальных. Уровень профессионализма влияет на уверенность владения той или иной техникой. Моне прославился тем, что создал свой способ. Давайте рассмотрим некоторые из его работ.

Картина, ставшая манифестом импрессионистов и подарившая название направлению – «Впечатление. Восход солнца», представленная на выставке Салона отверженных 15 апреля 1874 года. Как и многие картины этой выставки, она вызвала всевозможные отрицательные отзывы критиков. В ней не видели целостности и гармоничности форм, среди недостатков называли отсутствие глубины и описательных деталей. Ироничный комментарий критика Луи Леруа в журнале «Ле Шаривари» гласил: «Выставка импрессионистов». Таким образом, было положено начало этому движению. Моне среди них был ключевым звеном. Его техника напоминает раздвоенный экспрессивный мазок, автономный по своей природе, отвлеченный от фактуры и формы предмета.

После второй выставки импрессионистов, открывшейся в 1876 году в галерее Дюран-Рюэля и прошедшей более успешно в большей степени благодаря выступлениям именитых писателей. 

Стефан Малларме высказал весьма тонкое наблюдение, относительно картины Моне «Портрет Камиллы в   японской одежде»:

«Что касается отдельных деталей картины, ничего нельзя определить с точностью, потому что нужно чувствовать, что сияющий свет, озаряющий картину, и обволакивающая ее прозрачная тень схвачены в моменты их становления, точно в тот момент, когда зритель смотрит на изображение, и оно, составленное из гармонии отраженного и изменчивого света, не может быть всегда равным самому себе, но трепещет в движении, свете, жизни».

В этих словах можно почувствовать истинную поэзию произведений импрессионистов, среди которых своей силой и душевностью выделялись работы Моне.

В 1877 году тяга художника перемещается в индустриальную тематику, он начинает писать вокзал Сен-Лазар, который станет его излюбленным местом. Его привлекала новая черта измененного мира — строительное дело со своими прямолинейными железобетонными постройками, предвосхищающими будущее конструкциями мостов, железных дорог, со скорыми, пыхтящими поездами, изменившими ландшафт, сделав его чарующим и современным. Символическим пространством, которое прославляло технический прогресс, стал железнодорожный вокзал, настоящий «кафедральный собор» индустриальной эры.

Художник, снявший студию около нового вокзала Сен-Лазар, заинтересовался станцией как сюжетом для серии из двенадцати картин разных размеров, изображающих вокзал в различных ракурсах. Он внимательно обследовал всю территорию вокзала, помещал мольберт в зданиях, на рельсах, чтобы с близкого расстояния наблюдать за тяжелыми паровозами, прибывающими и отбывающими поездами. Художник нуждался в этом, чтобы более детально прописать чувственное восприятие от проникающего через пар света солнца.

Моне даже получил разрешение у директора железной дороги останавливать поезда по своему желанию в тот, момент, который казался ему наиболее удачным для своего цветового исполнения. Такой «активный» подход к изображаемому предмету, который можно менять и формировать в соответствии с образом и подобием идеи художника, будет свойственен Моне на протяжении всего его творчества.

Эмиль Золя дал такую характеристику художнику:

«Господин Клод Моне – самая яркая личность в группе. Он выставил в этом году изумительные интерьеры вокзалов. В них чувствуется скрежет прибывающих скорых поездов, видны клубы пара, описывающие круги под крышами ангаров».

На стадии эстетической и творческой вершины в своей «серийной» живописи Моне решает взяться за анализ световых и атмосферных эффектов на объекте архитектуры. Предметом живописных экспериментов явился западный фасад готического собора в Руане (Нормандия), который благодаря своему скульптурному и декоративному убранству, мог прекрасно воспроизводить оттенки света, поглощаемого пористой структурой камня.

С раннего утра Моне изучал изменение освещения и цветовые комбинации на фасаде здания, стараясь уловить их сиюминутное пребывание. Он менял холсты каждые полчаса, работая до вечера. Художник добивался изображения зрительного, воздушного и созерцательного впечатления от изменяющегося цветового облика собора на его собственное восприятие. Вследствие такого творческого усердия появилось около пятидесяти полотен.

Журналист и политик Жорж Клемансо писал об этой серии:

«Глаз Моне предшествует нашему и ведет нас в зрительную революцию, делающую наше восприятие мира более проникновенным и утонченным».

Видеть привычные вещи в разных цветовых вариациях позволяет расширять границы сознания и меняет характер восприятия мира. Камень собора тверд и прочен, он стоит неподвижен без изменений веками, но на картинах Моне, он будто оживает и воплощается в различных образах. Замечая повседневные изменения посредством солнечных лучей, погодных явлений, художник запечатлевает их на своих полотнах. Обращая всеобщее внимание на привычные, но часто остающиеся незамеченными вещи. Каменная архитектура оживает и в ее очертаниях, в ее уголках рождается жизнь, пропуская через себя солнечный прилив. Несомненно, эта серия отличается оригинальностью видения и чувствования. Здесь проявляется нематериальный, зрелищный эффект света при соприкосновении с воздухом.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что техника Моне была уникальной: сочетание экспрессивных мазков, отсутствие глубины и описательных деталей, манера писать на открытом воздухе, присутствовать здесь и сейчас, завершая картины на месте – все это вместе порождало удивительные и чарующие образы.

Снова, снова и снова

Жизненная и творческая энергия Моне в своем сочетании давали, несомненно, великие плоды. Его картины являются примером того, как усердие и любовь к цвету способствовали появлению поистине величайших полотен.

Вот, что Моне говорил о своей технике:

«Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз».

Усидчивость и сосредоточенность, тяга к передачи своих впечатлений – вот те черты характера Моне, позволившие ему стать одним из великих живописцев в истории живописи.

Импрессионизм стал первым шагом на пути к изменениям восприятия мира. В век перед глобальными революционными переменами, это направление предвосхитило их и подготовило почву для будущих поколений художников, которые уже опирались на творческое наследие импрессионистов и шли по пути беспредметного искусства. Вклад Моне в развитие искусства неоценим – импрессионизм полностью поменял представления об искусстве и сделал его более свободным от канонов и регламентаций.

Рекомендуем прочесть:

1. Ф.Никозия – «Моне».

2. Т. Г.Петровец – «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма».

concepture.club

Импрессионизм

Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

Мане Эдуард (Manet, Edouard)

1832-1883 гг.

Мане Эдуард (Manet, Edouard) (1832-1883 гг.), французский живописец и график, своим искусством предвосхитил возникновение импрессионизма и стал одним из его основоположников. Новаторская живопись Мане подвергалась яростным нападкам критики, считавшей художника бунтарём в искусстве. Используя и переосмысливая сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции современного человека ("Завтрак на траве", 1863 г.).

В конце 1860-х гг. Мане сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи; глухие и плотные тона с преобладанием тёмных цветов сменилось более светлой и свободной живописью ("В лодке", 1874 г.). Основная тема произведений Мане - сцены парижской жизни ("Нана", 1877 г.; "В кабачке папаши Латюиль", 1879 г.). В самом значительном и глубоком его произведении "Бар ''Фоли-Бержер''" (1881-1882 гг.) показана иллюзорность и призрачность счастья среди сверкающего, праздничного веселья. Мане обращался к самым разнообразным темам, писал портреты, натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство 19 века и во многом определило основные пути дальнейших художественных исканий.

Моне Клод (Monet, Claude)

1840-1926 гг.

Моне Клод (Monet, Claude) (1840-1926 гг.), французский художник, с которым связано возникновение импрессионизма (от франц. impression - впечатление). Название этому течению дала одна из его картин - "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.). В юности художник жил в Гавре, где, по совету Будена, писал пейзажи на открытом воздухе. В 1859 г., переехав в Париж, Моне подружился с Писсарро, Ренуаром и Сислеем, которые тоже предпочитали писать непосредственно с натуры. Развивая достижения мастеров Барбизонской школы, со 2-й половины 1860-х г. стремился передать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, всю красочную картину мира, сохранив свежесть первого зрительного её восприятия.

На ранних этапах творческого пути Моне испытал влияние Мане, но потом сосредоточил всё внимание на передаче света и оттенков цвета, в чём был более последователен, чем другие импрессионисты. С 1870 г. Моне почти полностью переключился на пейзажи и передачу гармонии цвета при разном освещении ("Бульвар капуцинов в Париже", 1873 г.; "Скалы в Этрета", 1886 г.; "Поле маков", 1880-е гг.). В 1890-х гг. создал серии картин-вариаций на один сюжетный мотив ("Руанский собор"). Для работ Моне позднего периода характерно нарастание черт декоративизма ("Кувшинки", 1904-1922 гг.).

Писсарро Камиль , (Pissarro, Camille

(1830-1903 гг .)

Писсарро Камиль (Pissarro, Camille) (1830-1903 гг.), французский живописец и график, известный представитель импрессионизма. Писсарро был единственным художником, который участвовал во всех восьми выставках импрессионистов. Считался духовным наставником этого движения. Творческое наследие художника составляют главным образом пейзажи. С 1895 г. у Писсарро ухудшается зрение, он вынужден отказаться от работы на пленэре и начинает писать виды Парижа из окон своей мастерской.

Его сын, Люсьен Писсарро (Lucien Pissaro) (1863-1944 гг.), в 1890 г. переехал в Лондон и способствовал распространению в Англии импрессионизма и постимпрессионизма.

Ренуар ( Пьер ) Огюст (Renoir, (Pierre) Auguste)

1841-1919 гг.

Ренуар (Пьер) Огюст (Renoir, (Pierre) Auguste) (1841-1919 гг.), французский живописец, один из основателей импрессионизма. Карьеру художника начал на фабрике, расписывая изделия из фарфора, шторы, веера. В начале 1860-х гг. Ренуар учился в школе изящных искусств, где сблизился с художниками-импрессионистами, в частности с Моне, Сислеем и другими. В конце 1870-х гг. начинает писать на пленэре, органично включая в картины человеческие фигуры ("Купание на Сене", 1869 г.). В 1881-1882 гг. совершил поездку в Италию, которая оказала влияние на его творчество. В его живописи появляются черты декоративности, фигуры очерчиваются контуром, палитра сводится к сочетанию нескольких цветов. Ренуар часто обращался к темам классической мифологии.

В 1890-х гг. заболел ревматизмом, с 1912 г. был прикован к инвалидной коляске, но продолжал работать до последних лет жизни. Его скульптурные работы близки к произведениям А. Майоля. Тематика его работ Ренуара различна: прелестные портреты детей и женщин, натюрморты с цветами, пейзажи.

mirznanii.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта