Картина Моны Лизы. Как определить масштаб картины мона лиза
Под изображением Моны Лизы может находиться еще один портрет / Моя Планета
На холсте под портретом Моны Лизы находится еще одна картина, утверждает французский исследователь, использовавший специальную технологию для изучения шедевра.
Паскаль Котт заявил, что он потратил более десяти лет на анализ картины с помощью своей технологи.
По его словам, самое знаменитое произведение Леонардо да Винчи скрывает под собой более ранний портрет — якобы там изображен натурщик, который смотрит в сторону. Загадочной улыбки на этом портрете нет.
Лувр отказался прокомментировать претензии Котта.
Ученый, который является соучредителем парижской компании Lumiere Technology, получил доступ к картине в 2004 году. Он первый, кто применил технологию под названием «метод амплификации слоев» (LAM). Картина особым образом просвечивается, а затем измеряется отражение света. По словам Котта, благодаря этому можно «почистить картину, как луковицу» — увидеть то, что находится за слоями красок и реконструировать хронологию создания картины.
За последние полвека Джоконда неоднократно становилась предметом научных исследований. Более поздние методы включают в себя инфракрасные исследования и мультиспектральное сканирование. Но Котт утверждает, что его техника может проникать более глубоко.
По словам Котта, его открытие также опровергает теорию о том, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Котт считает, что найденный им портрет под верхним слоем является настоящим изображением Джоконды, а женщина, которую мы видим сейчас, не имеет к ней никакого отношения.
Кроме того, Котт утверждает, что нашел на полотне еще два рисунка. Первый — набросок, на котором изображен человек с большими руками, большой головой, крупным носом и маленьким ртом, а второй напоминает изображение Мадонны.
Однако многие эксперты подвергают теорию Котта большому сомнению. По словам Мартина Кемпа из Оксфордского университета, если под портретом Моны Лизы и есть какие-то изображения, то они, скорее всего, могут быть первоначальными набросками к ставшему знаменитым произведению искусства. «Я уверен, что Мона Лиза является именно Моной Лизой», — говорит Кемп, слова которого приводит BBC.
«Мона Лиза», она же «Джоконда», полное название — «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», была написана около 1503–1505 годов. Как говорил Франсуа-Анатоль Грюйе: «Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней».
www.moya-planeta.ru
Картина Моны Лизы. Искусство и антиквариат. Добавил Turi Mr-S — VilingStore.net
Мона Лиза или Джоконда
1503-1505. Музей Лувр, Париж. Ренессанс.
Картина Моны Лизы
Leonardo da Vinci. Леонардо да Винчи, его картины и творчество >
Искусство Италии 15 и 16-го веков Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло . Около 1503 года Леонардо приступил к работе над портретом Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. Произведение это, известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Ей посвящена огромная литература, большая часть которой далека от объективной оценки леонардовского создания. Нельзя не признать, что это произведение, как одно из немногих памятников мирового искусства, действительно обладает огромной притягательной силой. Но эта особенность картины связана не с воплощением некоего таинственного начала или с другими подобными же измышлениями, а рождена ее поразительной художественной глубиной. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах — в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Собственно портретные работы 15 века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались еще внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев 15 века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах Леонардо да Винчи, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года; Краков, Национальный музей), изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро, и портрет музыканта (около 1485 года; Милан, Амброзианская библиотека). В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров. Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа , и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль , похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы — ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд, излучающий ум и волю, и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, — эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало — образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Но значение его гораздо шире: великий живописец Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени, и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Самая знаменитая в мире картина, «Мона Лиза», творение Леонардо да Винчи, находится в Лувре. Она упоминается в «Коде да Винчи» уже в самом начале, когда Лэнгдон и Софи Невё находят надпись, оставленную Жаком Соньером на защитном покрытии картины.
«Мона Лиза» была создана между 1503 и 1506 годами и окончательно доработана в 1510 году. До сих пор остается неясным, кто именно позировал великому мастеру. Заказ на картину художник получил от Франчес?ко дель Джокондо, флорентийского торговца шелками, и большинство историков и искусствоведов полагают, что на портрете запечатлена Лиза Герардини, жена Джокондо, заказавшего портрет в честь рождения их второго сына, появившегося на свет в декабре 1502 года. Тем не менее вот уже 500 лет не утихают споры о том, кто же действительно изображен на этой знаменитой картине.
Слово «Мона» скорее всего сокращенная форма от «монна» или «миа донна», то есть «миледи» или «мадам». По?французски ее называют «La Joconde», а по?итальянски — «La Gioconda» (веселая), однако это лишь игра слов, совпадение с фамилией той, которая послужила прообразом картины.
Портрет — превосходный образец излюбленной техники Леонарда, так называемого сфумато — «дымчатой светотени», нежного полусвета с мягкой гаммой тонов, которые словно слегка размазаны и плавно переходят один в другой. При этом Леонардо обозначает уголки рта и глаз с такой точностью и изяществом, что картина приобретает истинно фантастическое качество.
Единственным недостатком картины является то, что Мона Лиза лишена бровей. Возможно, это результат излишнего усердия, с которым картину очищали в последующие века. Не исключено и то, что натурщица великого мастера могла сама их полностью выщипать, поскольку в те времена это было модно.
Некоторые исследователи утверждают, что картина — автопортрет самого Леонардо, который придал своему облику женские черты или даже черты гермафродита. И действительно, если у изображения Моны Лизы убрать волосы, получится странное бесполое лицо. Эту гипотезу подтвердила работа, проделанная независимыми исследователями — Лилиан Шварц из лаборатории «Белл лэбс» и Дигби Квести из лондонской клиники Модсли, подтвердивших гипотезу о том, что Леонардо мог в образе Моны Лизы изобразить себя. Исследователи сопоставили при помощи особых компьютерных программ «Мону Лизу» и автопортрет Леонардо, сделанный, когда тот был уже в почтенном возрасте. Результат получился поразительный. «Мона Лиза» оказалась едва ли не зеркальным отражением лица великого мастера. Почти все черты лица идеально совпадали, в том числе кончик носа, губы и глаза.
В 1911 году «Мону Лизу» украл из Лувра итальянец Винченцо Перуджа, работавший в музее столяром. Он просто вынес картину из галереи, спрятав ее под одеждой. Знаменитая картина отыскалась лишь в 1913 году, когда похититель попытался продать ее некоему коллекционеру. До этого шедевр Леонардо хранился в чемодане с двойным дном. Содеянное злоумышленник объяснил тем, что пожелал вернуть в Италию картину, вывезенную незаконно Наполеоном Бонапартом.
vilingstore.net
"Мона Лиза" скрывает еще один портрет
Ученые раскрыли секрет "Моны Лизы". Правда шокирует
Сто лет назад из Лувра пропала 'Джоконда'
Ученые узнали, кто такая Джоконда
Знаменитая "Мона Лиза" Леонардо да Винчи не дает покоя исследователям всех мастей. Недавно французский эксперт Паскаль Котт объявил, что под слоем краски на картине скрывается еще одно изображение. К такому выводу он пришел, потратив десять лет на изучение портрета с помощью разработанной им самим технологии, основанной на отражении световых лучей.
Реконструкция хронологии создания "Моны Лизы"
"Теперь мы можем проанализировать, что именно находится под слоями краски на картине, и буквально снимать слой за слоем, как луковую кожуру, — прокомментировал Котт. — Мы можем реконструировать
всю хронологию создания картины".
По словам ученого, удалось "распознать" под "Моной Лизой" второй портрет. На нем также изображена женщина, которая сидит в точно такой же позе, как пресловутая Джоконда, однако, в отличие от последней, не улыбается.
"Когда я завершил реконструкцию изображения Лизы Герардини , передо мной оказался портрет женщины, которая выглядит совсем не так, как всем известная Мона Лиза. Это другая женщина", — рассказывает Котт.
"Джоконда" — подделка?
Вообще-то, случаи, когда под одной картиной скрывается другая, встречаются. К примеру, так иногда пытаются маскировать краденые или контрабандные шедевры: поверх оригинала малюют нечто малохудожественное, чтобы не вызвать подозрений, а по прибытии на место снимают верхний слой — и перед вами картина знаменитого мастера! Кстати, данный прием очень любят использовать авторы детективных романов на "искусствоведческую" тематику…
Случается и обратное: пытаясь выдать копию за подлинник, берут старинный холст с малоценной картиной и поверх нее рисуют нужное изображение. Правда профессиональная экспертиза достаточно легко распознает такие подделки.
Зачем же нужно было рисовать Мону Лизу поверх изображения другой женщины? Самая вероятная версия — да Винчи сначала нарисовал эту женщину, но, скажем, заказчику портрет не понравился, поэтому он оставил его у себя, а чтобы сэкономить на холсте, написал сверху Джоконду… Либо в Лувре находится не "Джоконда", а подделка.
Кстати, в последнее время в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что "Мона Лиза" и "Джоконда" — это вообще две совершенно разные картины. Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге "Жизнь художников" утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен…
Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел "Джоконду" в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, "Джоконда" также была большего размера, чем известный нам оригинал "Моны Лизы". Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику — мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем оно переходило по наследству из поколения в поколение.
На портрете же, называемом "Мона Лиза", изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д'Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре…
Взгляд скептика на "открытие" Паскаля Котта
Коллеги-искусствоведы в массе своей отнеслись к "открытию" Паскаля Котта скептически. Так, профессор истории искусств Оксфордского университета Мартин Кемп хоть и признал, что исследование Котта довольно оригинально и представляет определенный интерес для исследования творчества Леонардо да Винчи, гипотеза о "двойном изображении" все же не имеет под собой достаточных оснований.
Дело в том, что картины не пишутся за один раз. На их создание обычно уходят недели, месяцы и даже годы. Художник слой за слоем наносит краску, стараясь подчинить изображение на холсте своему замыслу… Таким образом, любой портрет, написанный красками, не является чем-то плоским и одномерным — это нечто объемное и многослойное…
"Я не думаю, что на картине присутствуют какие-либо скрытые элементы, представляющие собой разные портреты, — прокомментировал Кемп. — Я рассматриваю это скорее как некий более или менее единый и непрерывный процесс эволюции (одного портрета). Я абсолютно убежден, что (нынешняя) Мона Лиза — это и есть Мона Лиза".
Ясно, что никто не станет снимать с картины верхний слой краски и портить изображение, чтобы проверить, нет ли под ним второго… Поэтому гипотеза Котта станет еще одним из многочисленных исследовательских "мифов", которыми окружен шедевр великого художника эпохи Возрождения.
www.yoki.ru