Шедевры Русского музея. Какие картины айвазовского есть в русском музее
Музей масштаба Вселенной. Наше семейное путешествие в Русский музей
Ну а какая форма должна быть у такого поста? Как ее, эту форму, найти? В таких метаниях и сомнениях у меня уже "похоронены"... на жестком диске мой обожаемый Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, огромная часть Третьяковской галереи... и позвольте мне это список не продолжать, чтоб не расстраиваться.Но раз уж я вторую неделю разговариваю с вами, дорогие мои читатели, на тему Петербурга, не показать лучший музей этого города я не могу.
Поэтому договоримся так: небольшая преамбула о Русском музее будет для тех, кто вообще ничего не знает о нем, но планирует посетить. Это полезная информация, которая вас немного сориентирует. Всех остальных приглашаю просто любоваться фотографиями нашего семейного путешествия по залам великолепного Русского музея.
Русский музей - это что?
Когда турист говорит о походе в Русский музей, он имеет в виду экскурсию в Главное здание Русского музея - Михайловский дворец. На самом деле этот музей не просто одно здание, это целый комплекс, который включает в себя сразу несколько величайших объектов Петербурга:
- Строгановский дворец
- Михайловский дворец - Корпус Бенуа
- Михайловский сад
- Мраморный дворец
- Михайловский (Инженерный) замок
- Летний сад
Поговорим сегодня о Михайловском дворце, некоторых залах и части его экспозиции.
Первый государственный музей России
Михайловский дворец потрясающе величав и огромен. Для того, чтоб показать его во всей красе, нужна специальная техника, панорамная съемка.Создатель дворца - знаменитый зодчий Карло Росси (на русский манер Карл Иванович Росси). Дворец был построен в 1825 году для великого князя Михаила Павловича - сына Павла I.
Когда говорят, что Михайловский дворец - шедевр высокого классицизма, нисколько не кривят душой. И все-таки главное, почему люди приходят в Русский музей, - бесценная коллекция произведений искусства, которая здесь хранится.Русский музей - первый государственный музей в России. Для его создания на деньги государства специально было приобретено здание ветшающего от времени дворца, осуществлена перепланировка. Единственные помещения, которые не были перестроены под музейные экспозиции специально, - это вестибюль с его роскошной лестницей такого невероятного размаха, что кажется, будто в Эрмитаже меньше, а также Белый зал. Все это вы увидите дальше на фотографиях.
Музей был задуман еще Александром III, основан по указу Николаяв II 1895 году и открыт для посещения 19 марта 1898 г.
Беггров К.П. Михайловский дворец. Гравюра, 1832Залы музея
В здании дворца огромное количество залов. Я не скажу вам точное их число, потому что все источники называют разные цифры. На схеме они выглядят так:
Планы залов 2 этажа
Планы залов 1 этажа
Маленькая подсказка: осмотр залов задуман в соответствии с их нумерацией. Т.е. начинаете со второго этажа с зала № 1. Это зал, где находятся иконы. Мы пошли своим путем, просто начали со своих любимых залов. Поэтому не удивляйтесь непоследовательности нашего передвижения по музею. На мой взгляд, планировка в музее достаточно путанная, и двигаться в том порядке, в каком пронумерованы залы, трудно. Для тех, кому принципиально двигаться по порядку, уточняю разделы экспозиции по залам: 1-4 залы - древнерусское искусство (иконы), 5-10, 12 залы - искусство XVIII века, 11, 13-23 - искусство первой половины XIX века, 24-48, 54 - искусство второй половины XIX века, 66-85 - искусство конца XIX - XX века, 87-94, 101-105, 106-109 - временные выставки. Еще небольшое наблюдение - экспозиция, я так поняла, иногда меняется местами. Картины Маковского, например, сейчас висят не в том зале, где они изображены на сайте http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/zal-25-1.html. Т.е. не в 25 зале, а в 30. Поэтому моя попытка подробно по залам отразить экспозицию не удалась. Но для меня в этом посте главное показать наше семейное путешествие в Русский музей.
Самые знаменитые картины Русского музея
Так вот, и "Девятый вал" Айвазовского, и "Последний день Помпеи" Брюллова, и "Лунная ночь на Днепре" Куинджи, и"Бурлаки на Волге" Репина, и "Переход Суворова через Альпы" Сурикова, и "Витязь на распутье" Васнецова, и многие другие - это достояние Русского музея. Их вы обязательно увидите в моей сегодняшней статье.
Покорение "Вселенной"
Наше знакомство с Русским музеем началось с лицезрения Михайловского дворца снаружи. К сожалению, шел самый настоящий дождь. Поэтому фотографии получились мало выразительными. Но погоду не выбирают...
Заходим в музей.
Покупаем билеты. Двое взрослых + фотосъемка = 750 рублей.
Поднимаемся по лестнице.
Главный вестибюль поражает воображение - колоннада, роспись, скульптура... Невероятно нарядное, торжественное помещение.
Начинаем свой поход по залам.
Как я уже писала, мы пошли иным путем - начали с зала 17, где представлены картины О.Кипренского и, наконец, дошли до одного из самых любимых не только нами залов N15 (картины Басина, Бруни, Иванова А.А.).
Но самый любимый народом зал №14 с картинами Айвазовского и Брюллова.
Зал №12 - картины В.Боровиковского.
Белый (Белоколонный) зал, как я уже писала выше, полностью сохранил свой первозданный вид и никогда не перестраивался, также как Вестибюль.
Зале N10 - картины Д.Левицкого.
Зал N8 - картины Ф.Рокотова.
В зале N7 представлены Гобелены (шпалеры).
Зал N4 - иконы XIV-XV вв.
Зал N3 - иконы XV-XVI вв.
Зал N2 - иконы русского Севера.
На этом второй этаж мы обошли и стали спускаться вниз, чтобы продолжить осмотр.
Зал N38 - картины В.М.Васнецова.
Зал N36 - картины В.И.Сурикова.
Зал N54 - картины И.Е.Репина.
Залы N 33 - 35 - картины И.Е.Репина.
Зал N32 - картины В.Д.Поленова.
Зал N31 - картины Г.Г.Мясоедова и К.А.Савицкого.
Зал №30 - К.Е. Маковский.
Этот портрет меня удивил. При первом взгляде на картине две девочки. Особенно хороша та, которая на первом плане. Название картины: Маковский К. Е. Семейный портрет. 1882. Изображена Ю.П.Маковская (1854-1959) с детьми Сергеем (1877-1962) и Еленой (1878-1867)На этом я закончу показ залов, где представлены картины и покажу несколько фотографий залов, где в экспозиции представлены произведения народного творчества.
galina-lukas.ru
Русский музей - Прогулки с дилетантом
Русский музей в Санкт-Петербурге - обязательное место для посещения каждым русским человеком, считающим себя хоть сколько-то образованным. Наравне с Третьяковской галереей это величайшая энциклопедия русского искусства.1. Русский музей создан в 1895 году по указу императора Николая II в здании «Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
2. Сам дворец был построен в 1819-1826 годах для князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I.
3. Архитектором выступил знаменитый Карл Росси.
4. Первоначальная коллекция была основана на произведениях, поступивших к 1898 году из Академии Художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретенных в частных коллекциях.
5. К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунок, гравюра и акварель, а также около 5 тысяч памятников старины: икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.
6. В 1941 году большую часть коллекции эвакуировали в Пермь, остальное сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания. За время Великой Отечественной войны ни один музейный экспонат не пострадал.
7. В конце XX - начале XXI века в состав Русского музея были включены Летний сад с 92 мраморными скульптурами зданиями, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец, Домик Петра I.
8. Интерьеры дворца поражают не меньше, чем заключённые в нём коллекции.
9.
10.
11. Стены украшены великолепными европейскими гобеленами.
12.
13.
14. На лестнице выставлена пара скульптур. Вот фрагмент статуи с кровли Зимнего дворца, автор Ж. Боумхен.
15. Скульптор М.А. Коло, модель головы для памятника Петру I.
16. В разделе древнерусского искусства широко представлены иконы XII–XV веков.
17. Это произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров.
18. Древнейшая из икон в коллекции — «Ангел Златые власы», датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.
19. Наиболее полной является коллекция произведений изобразительного искусства XVIII — первой половины XIX веков.
20. Три эскиза и многочисленные этюды к картине Александра Иванова «Явление Христа народу».
21. Эпическое полотно размером 5,4 на 7,5 метров создавалось Ивановым в течение 20 лет, с 1837 по 1857 год. Сейчас оно выставлено в Третьяковской галерее, этюды и эскизы - в Русском музее.
22. Также в зале представлена скульптура в античном стиле. В. Демут-Малиновский, «Русский Сцевола».
23. Н. Пименов, «Юноша, играющий в бабки».
24. Карл Брюллов, портрет архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя.
25. «Христос и грешница», Василий Поленов, 1888 год.
26. Она написана под влиянием уже упомянутой «Явление Христа народу».
27. На картине автор стремился рассказать библейскую притчу «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» как реальное историческое событие.
28. Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.
29. Фрагмент картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», Г.И. Семирадский,1889 год.
30. К русской исторической серии относятся произведения по сказкам. М.А. Врубель, «Богатырь», 1898-1899 годы.
31. Тоже Врубель, блюдо «Садко», 1899-1900 годы.
32. Тот самый камень с надписью с картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», 1882 год.
33. Майоликовый камин «Вольга и Микула» из дома Бажанова. Выполнен по эскизам всё того же Врубеля.
34. Позитивные корабли с картины Николая Рериха «Славяне на Днепре».
35. Леонид Позен, «Скиф», 1889-1890 годы.
36. А.Л. Обер, «Тигр и Сипай».
37. Немало картин изображают природу. «Волна» Ивана Айвазовского.
38. Прекрасное в своей минималистичности «Озеро» Исаака Левитана.
39. Гений пейзажа Архип Куинджи, «Радуга», 1900-1905 годы.
40. «Мордвиновские дубы» Ивана Шишкина.
41. Его же «Ручей в берёзовом лесу».
42. А вот и сам Иван Иванович, портрет работы Ивана Крамского, 1880 год.
43. Илья Репин, «Белорус», 1892 год.
44. Коллекцию живописи с русским национальным колоритом открывает Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», написанная напоследок, лишь в 1918 году.
45. На заднем плане - патриархальная Россия.
46. Ф. Малявин, «Две девки», 1910 год.
47. «Весенний солнечный день» Константина Юона — картина светлая по настроению, по ней хорошо писать сочинения.
48. Похожая картина Бориса Кустодиева — «Масленица».
49. Портрет Фёдора Шаляпина в аналогичном стиле написан Кустодиевым в 1921 году.
50. Фон для великого артиста.
51. Другой портрет Шаляпина, выполненный в 1911 году К.А. Коровиным, наполнен светом и лёгкостью довоенной жизни.
52. Растиражированная по миллионам советских кухонь картина Василия Перова «Охотники на привале» была написана в 1871 году. По узнаваемости может сравниться с «Неизвестной» Ивана Крамского.
53. Часть ещё одного знаменитого полотна — «Взятие снежного городка», Василий Суриков, 1891 год.
54. А это ещё одна картина, знакомая каждому с детства.
55. «Бурлаки на Волге» написана Ильёй Репиным в 1870-1873 годах.
56. Рядом можно увидеть один из эскизов к картине с совершенно иной композицией.
57. На другой его картине - игривый студент. «Приготовление к экзамену», 1864 год.
58. Картину Василия Петрова «Монастырская трапеза» можно рассматривать долго.
59. Она написана в 1865 году и является злой сатирой на духовенство.
60. Важный сановник с чванливой барыней и угодливо склонившийся перед ними батюшка, рассчитывающий на пожертвования для монастыря. Нищенка с голодными детьми безнадежно тянет руку за подаянием. А внизу куда-то лезет поп.
61. Многофигурное полотно К.А. Савицкого «На войну», созданное в 1880-1888 годах, посвящено проводам солдат на русско-турецкую войну.
62. Сейчас бы сказали, «сын-патриот не нашёл поддержки у отца-либерала»?
63. Один из эпизодов той войны изобразил баталист В.В. Верещагин - «Скобелев под Шипкой».
64. Все помнят «Девочку с персиками», стиль Валентина Серова сложно спутать. Эта картина называется «Дети», на ней художник изобразил своих сыновей Сашу и Юру.
65. Слава Серова как портретиста стала для него настоящей кабалой и проклятием. После 1895 года он писал много портретов по заказам буржуазной и аристократической знати. Это портрет Александра III с рапортом в руках, 1900 год.
66. «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900 год.
67. В портрете графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон с собакой (1903 год) Серов сам настоял на изображении любимого пса молодого графа, и тот выглядит на портрете едва ли не значительней своего хозяина.
68. То же с конём на портрете князя Ф.Ф. Юсупова, но тут животное представлено совершенно взбесившимся.
69. Официозное произведение Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея» с этюдами занимает целый зал со световым окном в потолке.
70. В начале XX века сменилась эпоха, на смену реализму пришёл модерн. Портрет поэтессы Анны Ахматовой в стиле кубизма кисти Натан Альтман, 1914 год.
71. Также в начале веке произошёл расцвет театров. А.Н. Бенуа, «Итальянская комедия», 1906 год.
72. Автопортрет В.И. Шухаева в виде Пьеро, 1914 год.
73. Борис Григорьев, портрет Мейерхольда, 1916 год. Позу придумал сам художник. Режиссёр был вынужден долго позировать на цыпочках, поэтому у него такой измождённый вид.
74. К.А. Сомов, «Осмеянный поцелуй», 1908 год.
75. Кузьма Петров-Водкин, автопортрет, 1918 год.
76. Переносимся в искусство советского периода.
77. «Голова крестьянина» авторства того самого Малевича, написанная в 1928-1929 годах, знакома многим по аватарке kashin. Этот стиль называется супранатурализмом.
78. В те же годы написана «Формула весны» авангардиста Павла Филонова.
79. А так Филонов увидел скульптуру на Нарвских воротах. 3 декабря 1941 года художник умер от голода в блокадном Ленинграде.
80. Кукрыниксы, «Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946 годы.
81. Завершает музейную экспозицию поздний соцреализм. Я. Крестовский, «Сборщики», 1975 год.
82. Станция «Площадь революции» на картине Н.И. Нестеровой «Метро», 1980 год.
83. Советские фарфоровые статуэтки.
84. Также в музее представлено несколько сервизов авангардной посуды.
85. Пожалуй, такой стиль мне нравится больше всего. Свежо и необычно.
86. Закончить хотелось бы наиболее понравившимся мне изумительным произведением А.М. Герасимова «Полдень. Тёплый дождь». Написана картина в 1939 году, но как будто для Серебряного века.
87. Сирень на картине проступает в объём толстыми мазками, делая картину живой и рельефной.
deletant.livejournal.com
Шедевры Русского музея
«Последний день Помпеи», Карл Брюллов
«Последний день Помпеи» Карла Брюллова - самая известная в мире картина на тему извержения Везувия.
После представления картины в Милане в 1833 г. Брюллов стал в Италии объектом фанатичного поклонения, которого в этой стране не удостаивался ни один художник со времен Возрождения. Когда он шел по улице – прохожие снимали перед ним шляпы, когда заходил в театр – публика вставала. Возле его дома собирались толпы людей, желающие поприветствовать своего кумира.
Интересно, что в одном из персонажей картины Брюллов изобразил самого себя, а его приятельница графиня Юлия Самойлова фигурирует на полотне трижды.
☼ ☼ ☼«Девятый вал», И.К. Айвазовский
Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского – Ованес Геворгович Айвазян.
Для создания картины «Девятый вал» Айвазовский использовал всего 4 краски — красную, желтую, зеленую и коричневую. Богатейшие колористические эффекты полотна созданы за счет смешивания основных цветов.
Айвазовский обладал абсолютной зрительной памятью и большинство своих картин создавал без натуры, пользуясь лишь условными набросками. Он работал настолько быстро, что мог написать морской вид среднего размера за 2 часа. За свою жизнь художник написал более 6 тысяч картин.
☼ ☼ ☼«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», И. Е. Репин
Мало кто знает о том, что картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» вовсе не одна. Существует три версии, которые немного отличаются по композиции и персонажам. Вариант 1887 года экспонируется в Третьяковской галерее, вариант 1891 года (основной) в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Третий, который художник называл «наиболее исторически достоверным», находится на родине И.Е. Репина, в Харьковском художественном музее.
В качестве моделей для шести персонажей «Запорожцев» Репин использовал своих знакомых и друзей, подходящих по типажу. В частности, дородный казак в белой папахе, которого многие сравнивают с Тарасом Бульбой - это Владимир Гиляровский («дядя Гиляй»), знаменитый путешественник и писатель.
☼ ☼ ☼«Садко», И. Е. Репин
«Садко» - единственная картина Репина на сказочный сюжет, и одна из немногих, в которой он использовал технику импрессионистов. С импрессионизмом художник познакомился во Франции, где он путешествовал в качестве пенсионера Академии художеств. Репин даже написал несколько картин с использованием его приемов («Садко», «Последний луч» и т.д.»), но результат начинающего мастера не удовлетворил. И хотя ему пророчили огромный успех в кругах импрессионистов, он решительно отказался от стиля, который считал «интересным с точки зрения техники, но решительно пустым по смыслу».
Моделью для создания образа Садко стал друг И. Е. Репина, художник В. М. Васнецов (автор «Богатырей», «Аленушки» и т.д.)
☼ ☼ ☼«Витязь на распутье», В.М. Васнецов
Картин «Витязь на распутье» было написано три. В двух первых версиях богатырь располагается лицом к зрителям. Вариант 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Версия 1879 года экспонировалась на первой выставке «Союза русских художников» 1903–1904 гг. и была приобретена американским коллекционером. 110 лет спустя, в 2013 году, картина вернулась в Россию и была представлена в Москве на вернисаже «Россия: искушение историей». Версию 1882 года, на которой витязь повернут спиной к зрителям, можно увидеть в Государственном Русском музее.
☼ ☼ ☼«Лунная ночь на Днепре», А. И. Куинджи
В 1880 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка, на которой экспонировалась одна-единственная картина. Тем не менее она произвела фурор, на выставку выстраивались очереди, и многие посетители приходили посмотреть на картину не один раз. Это была «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи. Необычное лунное освещение, представленное на полотне, подчеркивалось тем, что картина выставлялась в темной комнате. Многие посетители не верили в то, что можно написать свет луны настолько реалистично, и заглядывали за раму в поисках скрытой лампочки.
☼ ☼ ☼«Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков
Задумав картину «Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков поехал в Швейцарию и побывал на всех перевалах, где в 1799 году прошло войско знаменитого генералиссимуса. Он не только писал в этих местах пейзажные этюды для будущей картины, но и сам скатывался вниз по снегу и льду, определяя скорость движения персонажей на разных стадиях спуска.
Картина была написана и выставлена в 1899 году – к 100-летию беспримерного воинского подвига А. Суворова.
Известные режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков являются прямыми потомками В.И. Сурикова.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
kudago.com
Двести картин Айвазовского и части настоящих кораблей представлены в Русском музее / Новости культуры / Tvkultura.ru
На Северную столицу надвигается "Девятый вал". Судя по тому, какой ажиотаж вызвала выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее - в день ее посещали до пяти с половиной тысяч человек, Петербург ожидает не меньший наплыв любителей творчества знаменитого мариниста. Тем более, что на экспозиции в корпусе Бенуа Русского музея представлены и картины, ранее не известные широкой публике. Рассказывает Людмила Бурим.
Соленый ветер, холодные брызги в лицо и запах гари от батальных сражений: почувствовать себя на море теперь можно и в стенах Русского музея. Эффект присутствия создают не только 200 полотен Ивана Айвазовского, но и части настоящих кораблей. Например, колокол.
Современники называли его последователем романтизма. Но ХХ век показал, что Айвазовский может посоревноваться в реалистичности своих произведений не только с художниками, но и фотографами. Правда, кураторы выставки в Русском музее просят не вешать какие-либо ярлыки на творчество художника.
Здесь, безусловно, есть самые известные полотна художника: "Девятый вал", "Волна", "Вид Одессы в лунную ночь". Они из коллекции самого Русского музея. Но специально для экспозиции сюда привезли картины из частных собраний. Есть и настоящая находка. Два полотна о морских сражениях 1790 года - под Ревелем и Выборгом - вплоть до недавнего времени украшали кабинеты администрации Адмиралтейства и вообще никогда не демонстрировались широкой публике. Впрочем, сотрудники музея настаивают на том, что изучения достойны не только масштабные работы, но и те, мимо которых зрители обычно проходят.
"В его творчестве есть такие яркие, очень выразительные, динамичные произведения, а есть абсолютно спокойные, тонкие, с великолепно написанными воздухом, водой, туманом. Он очень разный, и нужно уметь смотреть его и так тоже", - комментирует заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
Удивительно, но Айвазовский никогда не рисовал с натуры. Художник говорил, что запечатлеть молнию, порыв ветра или всплеск волны можно только по памяти. Возможно, поэтому его еще при жизни часто упрекали в однообразии и самоповторении. Но в случае с Айвазовским судьей выступило само время.
"После ухода его из жизни осталось около шести тысяч полотен Айвазовского. Сегодня, если посчитать по аукционам, по коллекциям, то их, наверное, больше шестидесяти тысяч. Это связано именно с тем, что он интересен, выигрышен, очень нравится людям. В этом нет ничего страшного", - считает директор Русского музея Владимир Гусев.
На выставке в Петербурге отказались от хронологического построения экспозиции. Зато по залам Русского музея путешествовать можно в прямом смысле слова. От батальных картин здесь переходят к мирным пейзажам. Константинополь, Одесса, Евпатория, Венеция, Таллин, Петербург - целый круиз по морским столицам. А из родного города самого Айвазовского на выставку привезли его личные вещи.
"Феодосийская картинная галерея сочла возможным предоставить нам мемориальные вещи Айвазовского. Это его мольберт, палитра, кисти", - говорит сотрудник Государственного русского музея Григорий Голдовский.
Как и на всех временных выставках, картины Ивана Айвазовского запрещено снимать даже на любительскую камеру. Исключение сделали только перед самым открытием для представителей СМИ. Редкий журналист не сделал селфи на фоне известных полотен. Надо признать, многие вообще оставались в залах дольше, чем того требовали профессиональные интересы. Ведь на море действительно смотреть можно вечно.
Новости культуры
Читайте также:
Экспозиция к 200-летию со дня рождения Айвазовского открывается в Русском музее
tvkultura.ru