Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра. Картина босх сад земных наслаждений


Картина Босха «Сад земных наслаждений»

Знаменитый триптих Босха «Сад земных наслаждений» является одним из самых загадочных его творений. На создание шедевра у автора ушло несколько лет. Свою работу над произведением Босх начал в 1500 г., а закончил в 1510 г. Центральная часть картины, копию которой предлагает ценителям творчества художника наш интернет-магазин, поражает своим сюжетом. Казалось бы, здесь все хаотично, перемешаны люди, животные, морские обитатели. Создается впечатление, что действительно человечество и окружающая его природа нашли гармонию. Но так ли это?

На картине изображены обнаженные люди – девушки, мужчины, всадники. Некоторые из них предаются любовным утехам, другие – радуются жизни. Тут же можно увидеть огромных ярких птиц, которые по своему размеру превышают рост людей, сову, сидящую в воде и мрачно взирающую на происходящее. С правой стороны полотна можно увидеть райский сад, где люди срывают с деревьев запретные плоды. И это только некоторые необычные сюжеты самой загадочной картины мастера.

Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. И Босх не был исключением, поэтому его произведения всегда были наполнены религиозным смыслом. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. И их мнения расходятся. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. По мнению других – замысел художника заключался в том, чтобы показать, насколько греховен существующий мир. Какое утверждение верное? Неизвестно. Но, что подтверждено – Босх при создании своих картин руководствовался библейскими мотивами. Правда, он их видел по-своему, поэтому его творения отличались оригинальностью и в некоторой степени даже смелостью.

В настоящее время картина «Сад земных наслаждений» находится в Мадриде, в музее Прадо.

В нашем магазине у всех желающих есть возможность купить копию самой необычной картины великого художника Средневековья. Репродукция, которую может у нас заказать любитель творчества Босха, может быть выполнена на бумаге или холсте. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Цена копии знаменитого полотна доступная. Любой ценитель искусства сможет позволить себе приобрести в нашем магазине репродукцию центральной части картины Босха «Сад земных наслаждений».

www.artwall.ru

Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра

Искусство и развлечения 21 сентября 2016

Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Его живопись – отражение средневековых тайных эзотерических доктрин: алхимии, астрологии, черной магии. Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании? В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Дат у большинства произведений нет, и названий им сам живописец не давал. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.картина босха сад земных наслаждений

Заказчики

Кроме заказчиков на родине, у глубоко верующего художника были высокопоставленные поклонники его произведений. За границей не менее трех картин находилось в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю, и Ад». В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Антония». Современники считали, что живописец давал благоразумную трактовку Ада или сатиру на все греховное. Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Сколько людей – столько и мнений.

История

Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. При исследовании дубовых панелей, на которых она написана, ее можно датировать примерно 1480-1490 годами. В Прадо под триптихом стоит дата 1500-1505 годы.

Первыми владельцами работы были члены дома Нассау (Германия). Через Вильгельма I она вернулась в Нидерланды. В их дворце в Брюсселе ее видел первый биограф Босха, который путешествовал в свите кардинала Луиса Арагонского в 1517 году. Он оставил детальное описание триптиха, которое не позволяет сомневаться, что перед ним была действительно картина Босха «Сад земных наслаждений».

Ее унаследовал сын Вильгельма Рене де Шалон, потом она перешла в руки герцога Альбы во время войны во Фландрии. Далее герцог оставил ее своему внебрачному сыну дону Фернандо, настоятелю ордена Святого Иоанна. Испанский король Филипп II по прозвищу Разумный приобрел ее и отправил в монастырь Эскориал 8 июля 1593 года. То есть практически в королевский дворец.

Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Огромную картину написал Босх - «Сад земных наслаждений». Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97,5 см. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Уже тогда ее оценили как самое гениальное и искусное произведение, какое только можно себе представить. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». В 1857 году появляется ее нынешнее название - «Сад земных наслаждений». В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Там картина находится до наших дней.

Видео по теме

Закрытый триптих

На закрытых створках изображен земной шар в прозрачной сфере, символизирующей хрупкость Вселенной. На нем нет ни людей, ни животных.картина босха сад земных наслаждений фото Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны, и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. Это – третий день творения. Число 3 считалось полным и совершенным, потому что содержит в себе и начало, и конец. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть абсолютное совершенство. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал, и было сделано. Он повелел, и все создано». Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.

Открываем триптих

Живописец дарит нам три подарка. Левая панель – образ Рая последнего дня творения с Адамом и Евой. Центральная часть – безумие всех плотских удовольствий, которые доказывают, что человек потерял благодать. Справа зритель видит Ад, апокалиптический и жестокий, в котором человек навечно обречён пребывать за грехи.

Левая панель: Эдемский сад

Перед нами – Рай земной. Но он не типичен и не однозначен. В центре явлен Бог почему-то в виде Иисуса Христа. Он держит за руку Еву, стоящую на коленях пред лежащим Адамом.

иеронима босха сад земных наслаждений картина

Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. При создании человека Бог вдохнул в Адама душу, но после сотворения Евы этого сказано не было. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет, и она полна дьявольского соблазна. Это будет один из переходов от Рая к греху. Женские грехи: насекомые и рептилии, которые ползают по земле, а также амфибии и рыбы, плавающие в воде. Мужчина также не безгрешен – его греховные мысли летают черными птицами, насекомыми и летучими мышами.

Парадиз и смерть

В центре - фонтан, подобный розовому фаллосу, и в нем сидит сова, которая служит злу и символизирует здесь не мудрость, а глупость и духовную слепоту и безжалостность всего земного. Кроме того, бестиарий Босха наполнен хищниками, пожирающими своих жертв. А разве возможно такое в Раю, где все живут мирно и не знают смерти?

картина босха сад земных наслаждений высокого качества

Деревья в Раю

Дерево добра, расположенное рядом с Адамом, увито виноградом, который символизирует плотские наслаждения. Дерево запретного плода обвил змей. В Эдеме имеется все, чтобы перейти к греховной жизни на Земле.

Центральная створка

Здесь человечество, поддавшееся похоти, идет прямо к погибели. Пространство заполнено безумием, которое охватило весь мир. Это языческие оргии. Тут представлено секс-шоу во всех видах. Эротические эпизоды соседствуют с гетеро- и гомосексуальными сценами. Есть и онанисты. Сексуальны связи между людьми, животными и растениями.

Плоды и ягоды

Все ягоды и фрукты (вишня, малина, виноград и «клубничка» – ясная современная коннотация), понятные средневековому человеку, – знаки сексуальных удовольствий. Одновременно эти плоды символизируют скоротечность, поскольку уже через несколько дней они загнивают. Даже птичка малиновка слева символизирует безнравственность и порочность.

Странные прозрачные и непрозрачные сосуды

Они явно взяты из алхимии и похожи и на пузыри, и на полусферы. Это ловушки для человека, из которых он никогда не выберется.

Водоемы и реки

Круглый пруд в центре заполнен преимущественно женскими фигурами. Вокруг него в круговороте страстей проходит кавалькада всадников-мужчин на животных, взятых из бестиария (леопарды, пантеры, львы, медведи, единороги, олени, ослы, грифоны), которые истолковываются как символы похоти. Далее находится пруд с голубым шаром, в котором найдется место для непристойных действий похотливых персонажей.

иероним босх сад земных наслаждений описание картины

И это далеко не все, что изображено у Иеронима Босха. «Сад земных наслаждений» – картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин. Возможно, этим живописец пытался подчеркнуть, что все человечество едино и вовлечено в грех.

Это далеко не полное описание центральной панели. Потому что можно описать и 4 реки Рая и 2 Месопотамии, и отсутствие болезней, смертей, пожилых людей, детей и Еву в нижнем левом углу, которая поддалась искушению, и теперь люди ходят голые и не чувствуют стыда.

Колорит

Зеленый цвет преобладает. Он стал символом доброты, синий представляет землю и ее удовольствия (вкушение синих ягод и плодов, игры в синих водах). Красный, как всегда, – это страсть. Божественный розовый становится источником жизни.

Правая створка: музыкальный Ад

Верхняя часть правого триптиха выполнена в темных, контрастных двум предыдущим створкам тонах. Верх мрачен, тревожен. Ночную мглу пронзают вспышки света от пламени. Из горящих домов вылетают струи огня. От его отблесков вода становится алой, как кровь. Огонь вот-вот уничтожит все. Везде хаос и смятение.

фрагмент картины босха сад земных наслаждений

Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Она смотрит прямо на зрителя. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Внутри человека-дерева - души в обществе ведьм и демонов.босх сад земных наслаждений размер картины Перед вами - фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. Поэтому музыкальные инструменты стали орудиями пыток: один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне.

Не обойдены вниманием обжоры. Монстр с птичьей головой пожирает чревоугодников.

Свинья в одежде монахини не оставляет своей навязчивостью беспомощного мужчину.

босх шедевры

Неистощимая фантазия И. Босха дает огромное количество наказаний за земные грехи. Не случайно Аду у Босха придается огромное значение. В средние века, чтобы управлять паствой, была усилена, вернее выросла до невероятных размеров, фигура дьявола. Ад и дьявол безраздельно правили миром, и спасти от них могло лишь обращение к служителям церкви, естественно, за деньги. Чем страшнее будут изображены грехи, тем больше денег получит церковь.

Сам Иисус и предполагать не мог, что некий ангел превратится в чудище, а церковь вместо воспевания любви и доброты к ближнему будет чрезвычайно красноречиво говорить только о грехах. И чем лучше проповедник, тем больше в его проповедях звучит речь о ждущих грешника неотвратимых карах.

С громадным отвращением к греху написал Иероним Босх «Сад земных наслаждений». Описание картины дано выше. Оно весьма скромное, потому что полностью раскрыть все образы не сможет ни одно исследование. Это произведение так и просит вдумчивого размышления над ним. Только картина Босха «Сад земных наслаждений» высокого качества позволит рассмотреть абсолютно все детали. Иероним Босх оставил нам не слишком много своих произведений. Это всего 25 картин и 8 рисунков. Несомненно, величайшие произведения, которые написал Босх, шедевры – это:

  • «Воз сена», Мадрид, Эскориал.
  • «Распятая мученица», Дворец Дожей, Венеция.
  • «Сад земных наслаждений», Мадрид, Прадо.
  • «Страшный суд», Вена.
  • «Святые отшельники», Дворец Дожей, Венеция.
  • «Искушение святого Антония», Лиссабон.
  • «Поклонение волхвов», Мадрид, Прадо.

Это все большие алтарные триптихи. Их символика далеко не всегда понятна в наше время, но современники Босха читали их как открытую книгу.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Картина Васнецова Искусство и развлечения Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание

Русский художник Васнецов Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического жанра, фольклорных традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова пр...

Картина Хруцкого Искусство и развлечения Картина Хруцкого "Цветы и плоды". История создания

Белорусский и российский живописец Иван Фомич Хруцкий появился на свет двадцать седьмого января тысяча восемьсот десятого. Будущий художник получил среднее образование в Полоцком училище и в тысяча восемьсот двадцать ...

Картина «Тройка» В.Г. Перова: история создания и описаниеИскусство и развлечения Картина «Тройка» В.Г. Перова: история создания и описание

Картина «Тройка» - это одно из самых значительных произведений художника В...

Описание храма Святой Софии в Константинополе. История шедевра византийской архитектурыПутешествия Описание храма Святой Софии в Константинополе. История шедевра византийской архитектуры

Это грандиозное архитектурное сооружение на берегу Босфора каждый год привлекает множество туристов и паломников из многих стран и с разных континентов. Движет ими осознание того факта, что простое описание Храма Свят...

Картинная галерея имени Дейнеки (Курск): история, описание, коллекцииНовости и общество Картинная галерея имени Дейнеки (Курск): история, описание, коллекции

Картинная галерея имени Дейнеки в Курске – это художественный музей, в собрании которого насчитывается более 8 тысяч произведений искусства 16-20 веков. О картинной галерее города Курске, ее коллекции и музейной...

Ботанический сад в Краснодаре: история, описание, фотоПутешествия Ботанический сад в Краснодаре: история, описание, фото

Вам хочется увидеть несколько сотен различных видов растений, полюбоваться восхитительными павлинами или сделать красивые фотографии среди цветов и деревьев? Экскурсия в ботанический сад Краснодара – то, что вам...

Детский сад 333, Москва: адрес, историяДом и семья Детский сад 333, Москва: адрес, история

В Москве, как и почти в любом крупном городе России, располагается большое количество дошкольных учреждений. Продолжается строительство новых садиков, чтобы обеспечить местами всех ожидающих зачисления детей. С годами...

Храм Георгия Победоносца в Сургуте. История создания шедевраДуховное развитие Храм Георгия Победоносца в Сургуте. История создания шедевра

Храм Георгия Победоносца в Сургуте - это современное сооружение. Создание этого произведения архитектурного искусства стало ярким примером заботы российского бизнеса о духовности населения страны.Идея строител...

Мария Египетская. Икона и краткая история земной жизниДуховное развитие Мария Египетская. Икона и краткая история земной жизни

Среди святых икон, глядящих на нас со стен православных храмов, есть одна, на которой невольно останавливается взгляд. На ней изображена фигура женщины. Её худое, измождённое тело закутано старым плащом. Смуглая, почт...

Картина Моне «Сорока». Зимний шедевр из ЭтретаИскусство и развлечения Картина Моне «Сорока». Зимний шедевр из Этрета

Этрета – небольшое поселенье на побережье Нормандии. Во времена Клода Моне был модным аристократическим курортом с умеренным нежарким климатом летом. Моне с женой и годовалым сыном Жаном провел там 1868-1869 год...

monateka.com

"Сад земных наслаждений "Босха посвящён греху сладострастия.

                      Сегодня мы познакомимся более подробно одной из самых известных картин Босха "САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ"1500-1510гг Ещё картину называют "САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ"

            Я думаю на протяжении веков многие поняли,что Сладострастие не такой уже и  большой грех,скорее всего Удовольствие.Но каждому времени свои каноны.

               Картина очень интересная,многое на первый взгляд,совсем непонятно,но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться,что же хотел выразить этот загадочный художник.

 Триптих " Сад земных наслаждений."

                                Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде,я долго не могла разобраться,что же на ней изображено.Что именно хотел сказать нам средневековый художник?Даже внимательно слушая экскурсовода,очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей.

               "Сад земных наслаждений "-это триптих.Он должен был служить для украшения алтаря .Прежде,чем приступить к детальной характеристике картины,несколько слов о художнике.

                           Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен.)-1450-1516гг.-нидерландский художник,один из крупнейших представителей Северного Возрождения.Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

             Босх родился в семье художников.,жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах.

                     Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи.

                  Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.

   Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы.

                  Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название.Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков.

ДЛЯ НАСТОЯЩИХ ЛЮБИТЕЛЕЙ БОСХА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ<iframe src="http://www.youtube.com/embed/sdpCnBiKsXE" frameborder="0"></iframe> 

 "Сад земных наслаждений "-состоит из 3-х частей.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

                        Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век - воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей «безгреховности» (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный «золотой» род людей современному, худшему «железному» роду, которому присущи все возможные пороки. 

Центральная часть.Сад земных наслаждений

              «Сад радостей земных» — представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.

               С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.

   Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

    В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:на первом плане показаны «различные радости». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.

       Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах — не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений.

Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь;птицы становятся олицетворением похоти и разврата,

  Рыба — символом беспокойного вожделения,раковина является женским началом.

 

 Третий (самый дальний) — венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

Для того,чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально  фрагменты.

 

             Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре.Сбоку молодой человек обнимает огромную сову.

 Девушки срывают с дерева экзотические плоды.

  Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар.

Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:    вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви;

                    Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.

                Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

ЛЕВАЯ СТВОРКА

Она олицетворяет последние три дня сотворения мира.

                    Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой.

              Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского.                     Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

              Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака. Идея «парности» всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников.

У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей.

              Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей. 

Теперь подробнее рассмотрим животных,которые появились на земле.

ПРАВАЯ СТВОРКА -МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД.

                     Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

                     На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда.

                   Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Огромный кролик тащит свою жертву - человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на струнах арфы, другой - привязан к грифу лютни.

Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера - вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки.        

                     На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник.

                      Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».

             Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.                  

                Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства.

У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

  Аллегорически выглядят здесь музыкальные инструменты, которые из источников наслаждения превращены в пыточные машины.

               Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами.

               Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» - и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.

                     Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.

                 В «железные ботинки» зажимали ноги - степень сжатия зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком                      

             ХОЧУ  ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ И НА ДРУГОЕ МНЕНИЕ О ГРЕХАХ.

 ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ -ГЕРЦОГ МЕДИЧИ,ПРАВИТЕЛЬ ФЛОРЕНЦИИ,который жил с Босхом в одну эпоху призывал к наслаждению жизнью:                   

                          «Пусть каждый поет, играет и танцует! Пусть сердце горит негой! Долой усталость! Долой печаль! Кто хочет быть веселым - веселись сегодня. Завтра - поздно». Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей.

                       Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьез верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал. 

                  Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. 

   Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.

             

Источники

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B4_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BD%D0%B0%​D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%28%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%85_​%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0%29

http://hieronim.ru/symbols4.php

http://www.peremeny.ru/book/vh/441

http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_12.html

maxpark.com

Выставка «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации» открыта.

В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516). Иероним ван Акен, известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников. Наследие Босха невелико - два с половиной десятка картин и несколько рисунков. Вероятно, многие вещи не сохранились, но то, что дошло до нас, ставит Босха в первый ряд европейских художников, в котором он оказывается абсолютно самобытным.

Отдавая дань уважения гению мастера, Государственный Эрмитаж показывает повторение центральной части самого знаменитого произведения Иеронима Босха  «Сад земных наслаждений»: 11 ноября для гостей, а с 12 ноября - для всех посетителей Дворца Меньшикова открыта выставка одной картины «Сад земных наслаждений» последователя Иеронима Босха. 

«Сад земных наслаждений». После реставрации. Последователь Иеронима Босха.1556–1568 (?) гг. Дерево, масло. ©Государственный Эрмитаж, 2016

Картина «Сад земных наслаждений», созданная последователем Босха и хранящаяся в собрании Государственного Эрмитажа, представлена впервые с момента ее поступления в музей и проведенной реставрации.

Открывая выставку во дворце на Университетской набережной, 15 Михаил Борисович Питровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа говорил  о том, кто такой художник Иероним Босх, о его последователях и про научные исследования этой картины, реставрационный работы и особо подчеркнул, что «Мы сегодня открываем реставрационную выставку - это научная выставка!»:

Оригинал картины «Сад земных наслаждений» находится в Национальном музее Прадо, Мадрид. Он представляет собой триптих со сценами сотворения мира на наружных сторонах боковых створок, изображениями «Райского сада» и «Страшного суда», на их внутренней стороне. Центральную доску занимает композиция «Сад земных наслаждений». Располагая ее между «Райским садом» и «Страшным судом», автор напоминает зрителю, что после земной жизни все окажутся в равном положении на Страшном суде. Это придает картине морализирующий и предостерегающий смысл. 

Центральная композиция остается источником множества теорий и предположений. Перед нами своеобразный калейдоскоп жизни, соблазнов и удовольствий, оказывающихся на пути человека. Картина переполнена фигурами людей, животных, рыб и фантастических созданий. Люди движутся вокруг источника воды своеобразным хороводом - кто пешком, кто на животных - верблюдах, лошадях, свиньях, ламах и различных мифологических существах. В странных конструкциях и сосудах принято видеть алхимические знаки и приспособления.

Центральное место занимает «Источник жизни», расположенный по центру озера, вверху картины, несущий в алхимической традиции смысл источника познания. Многочисленные сферы, с помещенными внутрь людьми, находятся на всем пространстве изображения, среди них прозрачная сфера (слева, в нижней части), которая символизирует открытость и незащищенность человека. 

Понимание сюжетов Босха уже для его современников или живших чуть позже было затруднительным. Вот что написал о нем Карел ван Мандер (1548-1606) в своей «Книге о художниках»: «Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто скорее пугали, чем услаждали смотревшего!». Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» был создан в начале XVI века и вплоть до 1568 года находился на территории Нидерландов. Сохранился ряд упоминаний о нем в заметках современников, которые видели его в собрании Генриха III Нассау и затем у Виллема Оранского. С картины неоднократно делались копии. 

Эрмитажное повторение значительно меньше оригинала. В связи с этим художник, чтобы не перегружать композицию, сократил количество фигур в верхней части картины. Работа последователя Босха поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания художника и антиквара Роберта Ауэра (Прохора  Прокопиева). Мнения ученых о времени создания картины были очень различны. Диапазон дат варьировался от середины XVI века до XIX века. В первую очередь это было связано с сильными загрязнениями по всей живописной поверхности произведения.

Эрмитажная копия «Сада земных наслаждений» имеет характер отличный от живописи Иеронима Босха. Художник не просто повторяет изображение, а перерабатывает его в соответствии со своим временем и пониманием живописи, придавая картине маньеристические черты, что в свою очередь, укладывается в предположение, подтвержденное проведенными исследованиями, о датировке картины серединой XVI века. 

Современные комплексные исследования, проведенные в Государственном Эрмитаже и дендохронологический анализ (определение времени произрастания дерева по его годовым кольцам), осуществленный профессором Питером Кляйном (Гамбург, Германия), позволили датировать работу 1556-1568 годами и утверждать, что она была написана в Нидерландах.

В ходе реставрации произведения были удалены слои загрязнений, а также несколько слоев реставрационных записей. Среди них необходимо отметить: практически полностью несколько раз переписанное небо, записи на фигурах, изменившие цвет причесок. До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. Были убраны поздние многочисленные драпировки, закрывающие части обнаженных фигур и меняющие авторское решение. Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. Возможно, ответ на это могут дать царапины и осыпи явно искусственного воздействия на картину. Можно предположить, что на каком-то этапе существования она подверглась акту вандализма, который вынудил владельца таким образом защитить ее от посягательств.

Реставрация «Сада земных наслаждений» последователя Иеронима Босха вместе с полноценным исследованием, а также настоящее представление зрителю, вновь вводит картину в научный оборот и позволяет дополнить сведения о повторениях картин великого нидерландского художника. Государственный Эрмитаж проводит планомерную реставрацию живописи нидерландской школы XV - XVI веков. Ранее в музее были отреставрированы произведения: «Пейзаж со Св. Христофором» последователя Босха Яна Мандейна (1500/1502-1559/60), «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса (ок.1440-1482) и «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира Ван дер Вейдена (ок.1400-1464).

Реставрация проведена художником-реставратором Валерием Юрьевичем Бровкиным, в Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий В.А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации (Заведующая Т.А. Баранова) Государственного Эрмитажа. Дендрохронологическое исследование осуществлено при поддержке общества Британских Друзей Эрмитажа и лично Джеральдин Норман. Куратор выставки Николай Леонидович Зыков, хранитель нидерландской живописи XV-XVI веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства. Все присутствующие сотрудники и реставраторы, которые работали над сохранением и реставрацией этой картины приняли участие в открытии выставки:

Выставку дополняют специально созданный фильм и фотографические материалы, рассказывающие об этапах исследований и реставрации картины. К выставке выпущено научное издание «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016 год). Генеральный партнер проекта - СБЕРБАНК.

Реклама этой выставки (изображение этой картины), вынесенная на улицы, вызвала протесты «ревнителей нравственности» и сегодня позволяет еще раз задуматься: на сколько свободен художник в своем творчестве?!

С 12 по 30 ноября 2016 года СБЕРБАНК в рамках проекта «Искусство сохранять» обеспечивает бесплатный вход для посетителей Дворца Меншикова и проходящей там выставки «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации». Государственный Эрмитаж выразил благодарность Сбербанку за поддержку этого проекта.

Всех любителей и ценителей прекрасного приглашаем посетить БЕСПЛАТНО выставку «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации» с 12 по 30 ноября, которая проходит во Дворце Меньшикова.

 

 

 

 

 

 

Использованы материалы и фотографии - пресс-службы Государственного Эрмитажа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru

Использованы фотографии с выставки Елены Тарасенко и Наталии Кириловой.

Видео с открытия - Наталии Кириловой.

agencyvolnyostrov.ru

"Сад земных наслаждений "Босха посвящён греху сладострастия-LUXURIA(1500-1510гг.)

 

Очень странная и непонятная картина.Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде,я долго не могла разобраться,что же на ней изображено.Что именно хотел сказать нам средневековый художник?Даже внимательно слушая экскурсовода,очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей.

 "Сад земных наслаждений "-это триптих.Он должен был служить для украшения алтаря .Прежде,чем приступить к детальной характеристике картины,несколько слов о художнике.

Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен.)-1450-1516гг.-нидерландский художник,один из крупнейших представителей Северного Возрождения.Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

  Босх родился в семье художников.,жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах.

  Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.

   Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы.

  Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название.Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков.

 "Сад земных наслаждений "-состоит из 3-х частей,главная ,что вы видели выше и две картины поменьше.

Первые 3 дня сотворения мира.

Музыкальный ад.

    Центральная часть триптиха — собственно «Сад радостей земных» — представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.   С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.

   Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

    В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:на первом плане показаны «различные радости». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.

Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах — не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений.

 

 

 

Третий (самый дальний) — венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

 

Для того,чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально  фрагменты.

 

 

  Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологический анализ творчества И. Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:    вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви;    лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь;птицы становятся олицетворением похоти и разврата,    рыба — символом беспокойного вожделения,раковина является женским началом.

   Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.

   Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

 Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. 

  Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.

Хотелось бы знать ваше мнение об этой картине.Она считается одним  из шедевров мировой живописи.

Главная цель художника — показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны»

Шарль де Тольнай

maxpark.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта