Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра. Фото картины босх


15 интересных фактов о самой загадочной картине «Сад земных наслаждений»

В Интернете существует шутка: «Если видишь на картине ты похмельный страшный бред: звери разные чудные, тех, что не было и нет, много всякой разной хрени, словно мошки мелкой дым — всем понятно, без сомненья, что это Босх Иероним!»

И вправду полотна Босха узнаваемы с первого мазка кисти по фантастическим сюжетам и мелким деталям.

Одной из самых известных работ голландского художника несомненно является его «Сад земных наслаждений», который вот уже более 500 лет вызывает горячие дискуссии критиков.

15 неизвестных фактов об одной из самых загадочных картин в мире.

1. Неизвестно, когда именно был создан триптих, поскольку Босх не датировал свои работы. Предположительно «Сад земных наслаждений» был написан между 1500 и 1510 годом. В раскрытом состоянии ширина картины достигает почти 4 метра. Многие считают Босха предшественником Сальвадора Дали и новатором сюрреализма.

1_result2. Триптих назван по теме его центральной панели. Поделив полотно на три части, Босх хотел условно изобразить всю человеческую жизнь — от земного опыта и до загробной жизни. На левой панели размещается рай, на правой — ад. В центре находится сад земных наслаждений. Бытует мнение, что рассматривать картину нужно начинать не с центральной части, а слева направо. Босх якобы изобразил историю человечества, сделавшего свой выбор в пользу греха, и поэтому оно должно расплатиться за это. Сад земных наслаждений — это своего рода потерянный рай 2_result3. Искусствоведы считают, что в райском саду изображен 3 день после сотворения мира: это нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов. 3_result

4. А теперь немного о символике картины… Большинство историков живописи сходятся во мнении, что на средней панели изображены люди, сошедших с ума за свои грехи. Множество обнаженных фигур символизируют похоть. Считается, что цветы и фрукты — это не что иное, как временные удовольствия плоти. Предполагают даже, что стеклянный купол, прикрывающий нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло: оно однажды разбивается». 4_result

5. Сад земных наслаждений является одним из трех триптихов. Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Их можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, хаос современной жизни и ужасные последствия греховной жизни в аду. 5_result6. Несмотря на то, что триптих носит религиозную тематику, картина была создана не для церкви, а по заказу частного лица. Хотя полотно содержит в себе откровенные сцены, где грешники придаются сладострастию, церковники на удивление были к нему благосклонны, так как видели в произведении искусства назидание тем, кто встал на дорогу греха. 6_result

7. Существует мнение, что картина была довольно популярной в свое время. Подтверждением этому служит тот факт, упоминание о «Саде земных наслаждений» впервые встречается в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис пишет об этом необычном полотне в брюссельском дворце дома Нассау. 7_result8. Слово Божье показано на картине двумя руками. Первая сцена изображает рай, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, однако рука указывает умирающим игрокам на ад внизу. 8_result
9. В картине встречается крытый автопортрет Босха. Искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что художник изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. 9_result10. Кстати говоря, цвета картины также имеют скрытый смысл. Розовый цвет символизирует божественный источник жизни. Синий цвет относится к земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет изображает страсть. Коричневый символизирует ум. И, наконец, зеленый, который встречается только в «Раю», символизирует доброту. 10_result

11. В изображении Рая присутствуют сцены насилия: рысь несет в зубах добычу, лев нападает на лань, а птица заглатывает лягушку. Искусствоведы предполагают, что таким образом голландский художник показывает истинную природу человека, в которой также есть животное начало. 11_result

12. Бог в облике Иисуса Христа изображен на картине молодым, что было нетипично для художников того времени. 12_result13. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Это очень тонкая аллегория. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Босх заполонил пернатыми всё полотно, демонстрируя таким образом склонность человека к разврату. 13_result14. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». 14_result 15. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Интересно отметить, что музыкальные инструменты здесь часто выступают орудием пыток: так, один человек распят на арфе, другой придавлен лютней.

В 2014 году американская студентка Амелия Хэмрик расшифровала нотную запись на ягодицах одного из изображенных грешников, В Интернете даже появилось несколько вариантов исполнения композиции.15_resultИскренне надеюсь, что эта информация была интересной не только для ценителей искусства. Если ты узнал неизвестные для себя факты, делись этой статьей с друзьями с помощью социальных сетей.

chudesa.site

Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра

Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Его живопись – отражение средневековых тайных эзотерических доктрин: алхимии, астрологии, черной магии. Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании? В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Дат у большинства произведений нет, и названий им сам живописец не давал. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.картина босха сад земных наслаждений

Заказчики

Кроме заказчиков на родине, у глубоко верующего художника были высокопоставленные поклонники его произведений. За границей не менее трех картин находилось в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю, и Ад». В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Антония». Современники считали, что живописец давал благоразумную трактовку Ада или сатиру на все греховное. Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Сколько людей – столько и мнений.

История

Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. При исследовании дубовых панелей, на которых она написана, ее можно датировать примерно 1480-1490 годами. В Прадо под триптихом стоит дата 1500-1505 годы.

Первыми владельцами работы были члены дома Нассау (Германия). Через Вильгельма I она вернулась в Нидерланды. В их дворце в Брюсселе ее видел первый биограф Босха, который путешествовал в свите кардинала Луиса Арагонского в 1517 году. Он оставил детальное описание триптиха, которое не позволяет сомневаться, что перед ним была действительно картина Босха «Сад земных наслаждений».

Ее унаследовал сын Вильгельма Рене де Шалон, потом она перешла в руки герцога Альбы во время войны во Фландрии. Далее герцог оставил ее своему внебрачному сыну дону Фернандо, настоятелю ордена Святого Иоанна. Испанский король Филипп II по прозвищу Разумный приобрел ее и отправил в монастырь Эскориал 8 июля 1593 года. То есть практически в королевский дворец.

Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Огромную картину написал Босх - «Сад земных наслаждений». Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97,5 см. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Уже тогда ее оценили как самое гениальное и искусное произведение, какое только можно себе представить. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». В 1857 году появляется ее нынешнее название - «Сад земных наслаждений». В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Там картина находится до наших дней.

Закрытый триптих

На закрытых створках изображен земной шар в прозрачной сфере, символизирующей хрупкость Вселенной. На нем нет ни людей, ни животных.картина босха сад земных наслаждений фото Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны, и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. Это – третий день творения. Число 3 считалось полным и совершенным, потому что содержит в себе и начало, и конец. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть абсолютное совершенство. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал, и было сделано. Он повелел, и все создано». Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.

Открываем триптих

Живописец дарит нам три подарка. Левая панель – образ Рая последнего дня творения с Адамом и Евой. Центральная часть – безумие всех плотских удовольствий, которые доказывают, что человек потерял благодать. Справа зритель видит Ад, апокалиптический и жестокий, в котором человек навечно обречён пребывать за грехи.

Левая панель: Эдемский сад

Перед нами – Рай земной. Но он не типичен и не однозначен. В центре явлен Бог почему-то в виде Иисуса Христа. Он держит за руку Еву, стоящую на коленях пред лежащим Адамом.

иеронима босха сад земных наслаждений картина

Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. При создании человека Бог вдохнул в Адама душу, но после сотворения Евы этого сказано не было. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет, и она полна дьявольского соблазна. Это будет один из переходов от Рая к греху. Женские грехи: насекомые и рептилии, которые ползают по земле, а также амфибии и рыбы, плавающие в воде. Мужчина также не безгрешен – его греховные мысли летают черными птицами, насекомыми и летучими мышами.

Парадиз и смерть

В центре - фонтан, подобный розовому фаллосу, и в нем сидит сова, которая служит злу и символизирует здесь не мудрость, а глупость и духовную слепоту и безжалостность всего земного. Кроме того, бестиарий Босха наполнен хищниками, пожирающими своих жертв. А разве возможно такое в Раю, где все живут мирно и не знают смерти?

картина босха сад земных наслаждений высокого качества

Деревья в Раю

Дерево добра, расположенное рядом с Адамом, увито виноградом, который символизирует плотские наслаждения. Дерево запретного плода обвил змей. В Эдеме имеется все, чтобы перейти к греховной жизни на Земле.

Центральная створка

Здесь человечество, поддавшееся похоти, идет прямо к погибели. Пространство заполнено безумием, которое охватило весь мир. Это языческие оргии. Тут представлено секс-шоу во всех видах. Эротические эпизоды соседствуют с гетеро- и гомосексуальными сценами. Есть и онанисты. Сексуальны связи между людьми, животными и растениями.

Плоды и ягоды

Все ягоды и фрукты (вишня, малина, виноград и «клубничка» – ясная современная коннотация), понятные средневековому человеку, – знаки сексуальных удовольствий. Одновременно эти плоды символизируют скоротечность, поскольку уже через несколько дней они загнивают. Даже птичка малиновка слева символизирует безнравственность и порочность.

Странные прозрачные и непрозрачные сосуды

Они явно взяты из алхимии и похожи и на пузыри, и на полусферы. Это ловушки для человека, из которых он никогда не выберется.

Водоемы и реки

Круглый пруд в центре заполнен преимущественно женскими фигурами. Вокруг него в круговороте страстей проходит кавалькада всадников-мужчин на животных, взятых из бестиария (леопарды, пантеры, львы, медведи, единороги, олени, ослы, грифоны), которые истолковываются как символы похоти. Далее находится пруд с голубым шаром, в котором найдется место для непристойных действий похотливых персонажей.

иероним босх сад земных наслаждений описание картины

И это далеко не все, что изображено у Иеронима Босха. «Сад земных наслаждений» – картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин. Возможно, этим живописец пытался подчеркнуть, что все человечество едино и вовлечено в грех.

Это далеко не полное описание центральной панели. Потому что можно описать и 4 реки Рая и 2 Месопотамии, и отсутствие болезней, смертей, пожилых людей, детей и Еву в нижнем левом углу, которая поддалась искушению, и теперь люди ходят голые и не чувствуют стыда.

Колорит

Зеленый цвет преобладает. Он стал символом доброты, синий представляет землю и ее удовольствия (вкушение синих ягод и плодов, игры в синих водах). Красный, как всегда, – это страсть. Божественный розовый становится источником жизни.

Правая створка: музыкальный Ад

Верхняя часть правого триптиха выполнена в темных, контрастных двум предыдущим створкам тонах. Верх мрачен, тревожен. Ночную мглу пронзают вспышки света от пламени. Из горящих домов вылетают струи огня. От его отблесков вода становится алой, как кровь. Огонь вот-вот уничтожит все. Везде хаос и смятение.

фрагмент картины босха сад земных наслаждений

Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Она смотрит прямо на зрителя. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Внутри человека-дерева - души в обществе ведьм и демонов.босх сад земных наслаждений размер картины Перед вами - фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. Поэтому музыкальные инструменты стали орудиями пыток: один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне.

Не обойдены вниманием обжоры. Монстр с птичьей головой пожирает чревоугодников.

Свинья в одежде монахини не оставляет своей навязчивостью беспомощного мужчину.

босх шедевры

Неистощимая фантазия И. Босха дает огромное количество наказаний за земные грехи. Не случайно Аду у Босха придается огромное значение. В средние века, чтобы управлять паствой, была усилена, вернее выросла до невероятных размеров, фигура дьявола. Ад и дьявол безраздельно правили миром, и спасти от них могло лишь обращение к служителям церкви, естественно, за деньги. Чем страшнее будут изображены грехи, тем больше денег получит церковь.

Сам Иисус и предполагать не мог, что некий ангел превратится в чудище, а церковь вместо воспевания любви и доброты к ближнему будет чрезвычайно красноречиво говорить только о грехах. И чем лучше проповедник, тем больше в его проповедях звучит речь о ждущих грешника неотвратимых карах.

С громадным отвращением к греху написал Иероним Босх «Сад земных наслаждений». Описание картины дано выше. Оно весьма скромное, потому что полностью раскрыть все образы не сможет ни одно исследование. Это произведение так и просит вдумчивого размышления над ним. Только картина Босха «Сад земных наслаждений» высокого качества позволит рассмотреть абсолютно все детали. Иероним Босх оставил нам не слишком много своих произведений. Это всего 25 картин и 8 рисунков. Несомненно, величайшие произведения, которые написал Босх, шедевры – это:

  • «Воз сена», Мадрид, Эскориал.
  • «Распятая мученица», Дворец Дожей, Венеция.
  • «Сад земных наслаждений», Мадрид, Прадо.
  • «Страшный суд», Вена.
  • «Святые отшельники», Дворец Дожей, Венеция.
  • «Искушение святого Антония», Лиссабон.
  • «Поклонение волхвов», Мадрид, Прадо.

Это все большие алтарные триптихи. Их символика далеко не всегда понятна в наше время, но современники Босха читали их как открытую книгу.

fb.ru

Закодированный Босх

Имя нидерландского мастера Иеронима Босха, жившего пять с половиной веков тому назад, и поныне овеяно легендами.

Например, в своей монографии, посвященной творчеству художника, один известный немецкий исследователь описывает поистине загадочный случай.

Сразу же после окончания Второй мировой войны, в ноябре 1945 года, он побывал в небольшом городке Оиршот, где находилась тогда мастерская-музей великого нидерландского мастера. Искусствовед увидел там одну неоконченную картину Босха.

И каждый день, приходя утром в мастерскую, обнаруживал вновь написанные фрагменты, которых накануне не было. Причем по своему качеству они ничем не отличались от первоначальной живописи.

Трудно сказать, насколько был искренен автор, приводя в своей монографии этот пример, но то, что Босх и по сей день остается таинственной и труднопостижимой личностью, факт бесспорный. Возможно, потому что, несмотря на огромную известность, ему удалось остаться в тени истории.

О его жизни известно очень мало. Мы даже не знаем, как выглядел Босх, так как те несколько автопортретов Босха, которые дошли До нас, у многих исследователей вызывают сомнения в их принадлежности кисти художника. Дело в том, что к середине XVI века следы мастера затерялись.

Правда, сохранился литературный портрет великого мастера, созданный в конце XVI века Д. Лампсониусом, поэтом и ученым, жившим в Брюгге: «Что означает, Иеронимус Босх, этот твой вид, выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю, тебе были открыты и бездны адского Плутона, и жилища ада, если ты мог так хорошо написать твоей рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней».

И все же кое-что о жизни Босха нам известно.

Например, что родился Босх в городе Хертогенбосе на юге нынешней Голландии в 1450 году. Однако, в какой из дней мая он появился на свет, доподлинно неизвестно. Зато известно, что и отец Босха Антонис ван Акен был живописец, так же как два дяди и дед Ян ван Акен.

Настоящее имя художника — Иеронимус ван Акен: его предки были из немецкого Аахена. Босх, что по-голландски означает «лес», — это псевдоним. Лес в то время был символом всего таинственного, загадочного, бесчисленных богатств, сокрытых в его темной чаще.

Правда, существует версия, что псевдоним «Босх» произошел от сокращенного названия родного города художника, в котором он безвыездно провел всю жизнь, кроме путешествия в Антверпен для учебы. Многочисленные приглашения посетить Италию, Испанию и Францию оставались без ответа.

Из документов архива Братства Богородицы, в котором состоял Босх, известно, что в 1478 году он женился на 25-летней Алейд ван Меервенн, девушке из местного рода, богатого и знатного. Она происходила из «хорошей семьи», обладала значительным личным состоянием и передала мужу право им распоряжаться. В небольшом поместье Оиршот близ Хертогенбоса, принадлежавшем жене, Босх получил возможность работать над своими картинами, не будучи связан с заказами.

И все-таки жизнь Босха остается для исследователей тайной за семью печатями. А, значит, дает простор для разного рода предположений. Благо, для этого нередко появляется благодатная почва в виде труднообъяснимых феноменов.

Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.

В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды.

Многие современные исследователи, в том числе голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе, считают фреску свидетельством того, что Босх, возможно, воочию наблюдал приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других миров на борту.

Другие идут еще дальше. Так, американский парапсихолог и уфолог Джордан Харде полагает, что сам художник был пришельцем из галактических глубин и просто описывал на холсте то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной (нечто подобное, кстати, говорят и про Леонардо да Винчи). По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство, не уступающее современным кинематографическим шедеврам типа «Звездных войн»...

Могила художника, находящаяся в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.

Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор, из которых изготавливались надгробия. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.

Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450— 1516. А над могилой — фреска его руки: распятие, освещенное странным зеленоватым светом.

Со своей стороны американская исследовательница творчества Босха Линда Харрис настаивает на даре мистического прозрения и ясновидения художника. По ее мнению, многие видения Страшного суда на его полотнах абсолютно точно отображают современные нам картины войн и катаклизмов. Именно поэтому она ставит Босха в один ряд с другим не менее таинственным художественным гением — Леонардо да Винчи.

На знаменитой картине Джорджоне «Три философа», по ее мнению, изображены как раз два этих живописца и сам Джорджоне. «Это не случайность, — подводит итог Линда Харрис в своей книге «Тайная ересь Босха». — Джорджоне тоже имел дар заглядывать в будущее и, вероятно, знал, что ожидает человечество годы и столетия спустя».

А работы Босха и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Туман, покрывающий жизнь великого живописца, спровоцировал в наше время немалое количество литературных и исторических спекуляций.

Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня, и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте.

Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры. Так, на одном из самых значительных полотен Босха «Сад земных наслаждений» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки.

В том, что Босх говорит символами, притом символами преимущественно многозначными, не сомневался и не сомневается никто. И по этой причине смысл изображения зависел от того, какой именно язык приписывался автору. А в эпоху Босха таких языков существовало немало. Поэтому число возможных интерпретаций его произведений очень велико. Так, изображение рыбы, в зависимости от контекста, могло означать: Христа, знак Зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, служить символом поста...

Среди самых неясных символов Босха можно назвать деревянную ложку, которая занимает большое место в его произведениях: она служит веслом на «Корабле дураков», видна в поклаже «посвященного» путника в обеих версиях: в прологе к «Возу сена» и в «Блудном сыне». Она дважды фигурирует также у дурных пастухов в «Поклонении волхвов», черт в «Семи смертных грехах» помешивает ею котел, где среди золотых монет варится скупец.

Возможно, что ложка для Босха, так же, как и соседствующий с ней кувшинчик — это символы, имеющие греховный смысл. Это подкрепляется присутствием среди фантастических существ, изображаемых художником, многочисленных птиц с клювами в форме ложки, чаще всего уток и других водоплавающих.

Присутствует тут и целый бестиарий «нечистых» животных, почерпнутый из Библии и средневековой символики: верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других; нельзя не назвать также змею, хотя встречается она у Босха не так уж часто. Сова — вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы: лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт; перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания; отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.

Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. На его картинах Люцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полу-люди-полуживотные, существа с частью тела, превращённой в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам.

Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти.

В наше время учёные, придя к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.

Удивительно, что, несмотря на явно демоническую и мистическую направленность творчества, ни при жизни, ни после смерти Босх не считался еретиком. И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 года еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 году был, с благословения папы, издан получивший зловещую известность «Молот ведьм».

Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности! Так, в 1572 году Дамианоде Гуа, португальский гуманист и друг Эразма Роттердамского, обвиненный инквизиторами, в доказательство своей религиозности сказал, что купил и подарил церкви картины Босха.

Наоборот, католические государи высоко ценили талант художника. Например, «Страшный суд» был заказан ему герцогом Бургундии Филиппом Красивым, «Искушение» с 1507 года находилось в коллекции Маргариты Австрийской. Известно также, что среди тех, кто первым оценил его гений, был испанский король Филипп II. Одна из ранних работ художника — «Семь смертных грехов» находилась в опочивальне короля.

Мистицизм нидерландского мастера оказался удивительно созвучен испанскому мистицизму с его утонченной чувственностью. И недаром библиотекарь Эскориала Хосе де Сигуэнца, живший в XVII веке, считал Босха единственным художником, изобразившим человека изнутри, а великий испанский писатель Лопе де Вега называл «великолепнейшим и неподражаемым художником», чьи работы — «основы морализирующей философии».

Видимо, все дело в том, что картины Босха не представляли непосильной загадки для образованной части его современников, которые в совершенстве владели языком символов. Правда, стоит заметить, что уже в 1563 году испанец де Гевара посчитал нужным «разъяснить простому народу, что не надо видеть в этом художнике изобретателя чертей и чудовищ».

В 1605 году библиотекарь Иосиф Сигуэнца писал: «На мой взгляд, различие между картинами Босха и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь Босх имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Однако позднее спектр предлагаемых интерпретаций полотен голландского мастера заметно расширился.

Босх умер в родном Хертогенбосе в возрасте 66 ле г. Если верить историкам, случилось это в июне — шестом по счету месяце года. Молва приписывает ему слова, якобы сказанные за несколько мгновений до смерти: «Дайте свет»...

Похоронен он был 9 августа 1516 года в часовне церкви св. Иоанна.

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

15 интересных фактов о самой загадочной картине «Сад земных наслаждений».

В Интернете существует шутка: «Если видишь на картине ты похмельный страшный бред: звери разные чудные, тех, что не было и нет, много всякой разной хрени, словно мошки мелкой дым — всем понятно, без сомненья, что это Босх Иероним!»

И вправду полотна Босха узнаваемы с первого мазка кисти по фантастическим сюжетам и мелким деталям.

Одной из самых известных работ голландского художника несомненно является его «Сад земных наслаждений», который вот уже более 500 лет вызывает горячие дискуссии критиков.

Редакция «ОФИГЕННО» приготовила 15 неизвестных фактов об одной из самых загадочных картин в мире.

1. Неизвестно, когда именно был создан триптих, поскольку Босх не датировал свои работы. Предположительно «Сад земных наслаждений» был написан между 1500 и 1510 годом. В раскрытом состоянии ширина картины достигает почти 4 метра. Многие считают Босха предшественником Сальвадора Дали и новатором сюрреализма.

2. Триптих назван по теме его центральной панели. Поделив полотно на три части, Босх хотел условно изобразить всю человеческую жизнь — от земного опыта и до загробной жизни. На левой панели размещается рай, на правой — ад. В центре находится сад земных наслаждений. Бытует мнение, что рассматривать картину нужно начинать не с центральной части, а слева направо. Босх якобы изобразил историю человечества, сделавшего свой выбор в пользу греха, и поэтому оно должно расплатиться за это. Сад земных наслаждений — это своего рода потерянный рай

3. Искусствоведы считают, что в райском саду изображен 3 день после сотворения мира: это нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. А теперь немного о символике картины... Большинство историков живописи сходятся во мнении, что на средней панели изображены люди, сошедших с ума за свои грехи. Множество обнаженных фигур символизируют похоть. Считается, что цветы и фрукты — это не что иное, как временные удовольствия плоти. Предполагают даже, что стеклянный купол, прикрывающий нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло: оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений является одним из трех триптихов. Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Их можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, хаос современной жизни и ужасные последствия греховной жизни в аду.

6. Несмотря на то, что триптих носит религиозную тематику, картина была создана не для церкви, а по заказу частного лица. Хотя полотно содержит в себе откровенные сцены, где грешники придаются сладострастию, церковники на удивление были к нему благосклонны, так как видели в произведении искусства назидание тем, кто встал на дорогу греха.

7. Существует мнение, что картина была довольно популярной в свое время. Подтверждением этому служит тот факт, упоминание о «Саде земных наслаждений» впервые встречается в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис пишет об этом необычном полотне в брюссельском дворце дома Нассау.

ofigenno.com

Привидения и адские чудовища загадочного живописца Иеронима Босха | DesigNonstop

Привидения и адские чудовища загадочного живописца Иеронима Босха

10

Привидения и адские чудовища загадочного живописца Иеронима БосхаИскусство Иеронима Босха (1450-1516) всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что чертовщина на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы. Однако, современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл. Одни считают Босха кем-то вроде мистификатора, который извлекает свои невиданные образы из глубин подсознания. Другие видят в его творчестве след алхимии, астрологии и черной магии. Смотрим и составляем свое мнение.

  

Ниже представлены уменьшенные варианты работ этого художника. Нажмите на понравившееся вам изображение и вы перейдете на сайт, где сможете рассмотреть картину в большом размере.

1. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

2. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

3. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

4. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

5. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

6. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

7. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

8. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

9. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

10. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

11. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

12. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

13. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

14. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

15. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

16. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

17. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

18. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

19. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

20. Картины Иеронима БосхаHieronymus Bosch

Оцените, пожалуйста, статью!
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)

www.designonstop.com

″Веселые картинки″ Иеронима Босха | Новости культуры, афиша | DW

Большой формат, обилие деталей – людей, животных, вещей, единство места и времени действия, сюжет, как правило, взятый из повседневной жизни, - такой стиль характерен для так называемых "книжек-гляделок", иллюстраций для игры. Жанр "виммельбух" ( "Wimmelbuch"), который современные художники адаптировали для детей, ведет свою биографию от серьезной живописи, от таких именитых нидерландских мастеров, как Питер Брейгель Старший и Иероним Босх. При этом именно Босха можно считать прародителем "веселых картинок", хотя в фантастических сюжетах эпохи Ренессанса веселого было мало. "Когда мы говорим Босх, мы подразумеваем кошмар", - говоритт Берхард Маац (Bernhard Maaz), директор Гравюрного кабинета при государственных картинных галереях Дрездена, где в четверг, 19 марта, открывается выставка, посвященная влиянию Босха на Питера Брейгеля Старшего и последующие поколения художников. "Наследие Босха актуально", - подчеркивает Берхард Маац. Любовь к фантастике, гротеску, странностям, по его словам, проявляется не только в сюрреализме, но и в актуальном изобразительном искусстве.

Что заставило Иеронима Босха создавать свои столь причудливые и нередко действительно кошмарные миры? Об этом, по словам, куратора выставки Тобиаса Пфайфера-Хельке (Tobias Pfeifer-Helke), среди искусствоведов нет единого мнения. Одни полагают, что художник перерабатывал на холсте свои сновидения, другие видят в его фантастических сюжетах попытки наставить "на путь истинный" грешных современников. Возможно и то, и другое. Еще при жизни популярности Босха способствовало то, что мотивы его картин тиражировались в большом количестве в виде печатной графики.

В год 500-летия со дня смерти Иеронима Босха в 2016 году выставка из Дрездена будет показана в модифицированной форме в Люксембурге. В Дрездене она открыта до середины июня.

Смотрите также:

  • Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (фрагмент)
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Вавилонская башня

    Это, наверное, самое известное живописное полотно Питера Брейгеля Старшего - "Вавилонская башня" (1563). Картина поражает своей монументальностью и цельностью композиции.

  • Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Предтечи
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Проповедь Иоанна Предтечи

    Он стал родоначальником художественной династии Брейгелей: мастер нидерландского ренессанса Питер Брейгель Старший (1525-1569). Его работы, оказавшие влияние на развитие всей европейской жанровой и ландшафтной живописи, еще при жизни художника стали знамениты. Как, например, эта: "Проповедь Иоанна Крестителя", написанная в 1566 году.

  • Питер Брейгель Старший и Франс Хьюс. Падение Икара
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Падение Икара

    В своей совместной работе 1561-62 годов Питер Брейгель Старший и Франс Хьюс объединили два мотива: парусник символизирует морской бой в Мессинском проливе в 1552 году, а мифологический Икар – расплату за высокомерие. Сегодня эта гравюра на меди находится в частной коллекции.

  • Питер Брейгель Младший. Возвращение из трактира (ок. 1620)
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Возвращение из трактира

    Старший сын основателя династии, названный в честь отца, Питер Брейгель Младший, прославился своими "картинками нравов" и тонким юмором. "Возвращение из трактира" (ок. 1620) - один из лучших образцов его живописи. Посмотрите, как жена увещевает подвыпившего мужа, показывая не идущего впереди сына, - вполне современная сцена.

  • Ян Брейгель Старший. Рыбный рынок на берегу реки
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Рыбный рынок на берегу

    Оживленная торговля на берегу реки, - эта жанровая сцена мастерски передана в 1611 году Яном Брейгелем Старшим (1568-1625). За своеобразную живописную манеру и за то, что он особенно прославился своими мастерскими изображениями цветов, второго сына Питера Брейгеля Старшего часто называют Яном Брейгелем "Бархатным" или "Цветочным".

  • Ян Брейгель Старший. Ноев ковчег
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Ноев ковчег

    Яна Брейгель Старший оставил после себя великолепные пейзажи, большое количество картин на мифологические и библейские темы, натюрморты. Его первенец Ян тоже стал художником, продолжателем династии. Он вошел в историю как Ян Брейгель Младший и сначала просто копировал картины отца. Полотно "Ноев ковчег" Ян Брейгель Старший написал в 1615 году.

  • Питер Брейгель Младший. Невеста Святой Троицы
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Невеста Святой Троицы

    Брат Брейгеля "Бархатного" Питер Брейгель Младший ("Младший" в отличие от отца - полного тезки) получил прозвище Адский: он увлекался сюжетами Страшного суда, изображениями ужасов ада. "Невеста Святой Троицы" - одна из его самых известных его картин. Согласно народному обычаю, так называли девушку, которая позже всех вставала в день Троицы. Она считалась самой ленивой.

  • Ян Брейгель Старший, Питер Пауль Рубенс. Видение Св. Хубертуса
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Видение Святого Хубертуса

    Вместе с Питером Паулем Рубенсом Ян Брейгель Старший написал несколько полотен. Одно из них - "Видение Святого Хуберта". Над ним художники и друзья работали почти четыре года: с 1617-го по 1620-й.

  • Яе Брейгель Старший. Деревенская свадьба
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Деревенская свадьба

    Музыка чувствуется даже в воздухе. Лихо отплясывают крестьянские парочки. Подобные мотивы - ярмарки, танцы, своеобразный калейдоскоп человеческих нравов и настроений - в XVII веке пользовались особой популярностью. Ян Брейгель Старший был мастером таких жанровых сцен.

  • Ян Брейгель Младший. Фламандская деревня зимой
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Фламандская деревня зимой

    Представитель третьего поколения семьи художников Ян Брейгель Младший начал с того, что копировал работы отца. После его смерти возглавил мастерскую в Антверпене и вскоре стал самостоятельным и известным художником. Лучшее в творчестве Яна Брейгеля Младшего - крупноформатные пейзажи, как, например, "Фламандская деревня зимой" (1630–1635).

  • Выставка произведений Брейгелей в Падерборне
    Питер Брейгель и его потомки: династия мастеров

    Выставка в Падерборне

    Около 140 картин, рисунков и гравюр, созданных представителями четырех поколений знаменитой династии художников и их последователями, выставлены сйчас в городской галерее замка Нойхауз в Падерборне.

    Автор: Штефан Деге, Инга Ваннер

www.dw.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта