Художник Иероним Босх: картины. Иероним босх картины с названиями
Иероним Босх: произведения, биография, фото
Иероним Босх – один из самых загадочных художников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение.
Биография Иеронима Босха
О жизни художника Иеронима Босха, как ни странно, известно очень мало. Он происходит из семьи потомственных живописцев ван Акен. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям – около 1450 года). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери, имел признание и много заказов. Поэтому одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столько драматизма в живописи Иеронима Босха? Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Босх превратил искусство в зеркало современного мира.
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Когда и в какой момент в его голове начали возникать странные образы, которые впоследствии нашли отображения в картинах? В каких скрытых уголках сознания начал рождаться демонический мир, наполненный странными существами? На этот вопрос , наверное, никто уже не сможет ответить. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя.
Произведения Иеронима Босха
Большинство работ, созданных этим великим нидерландским мастером, к сожалению, утрачено. До нас дошли только некоторые картины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Рассмотрим наиболее известные полотна, в которых заключена квинтэссенция мироощущения художника.
«Сад земных наслаждений»
Иероним Босх «Сад земных наслаждений»Этот уникальный триптих создан, предположительно, между 1500 и 1515 годами. Автор показал жизнь человечества, сделавшего выбор в пользу греха. Левая часть триптиха – картина рая, правая показывает ад. Центральная часть посвящена земной жизни, в которой человек теряет рай. Есть предположения, что художник изобразил себя в части ада.
«Страшный суд»
Иероним Босх «Страшный суд»Еще один триптих, самый большой из уцелевших работ живописца. В левой части – образ рая, по центру – картина страшного суда, и на правой створке – страшная участь грешников в аду. Эта работа считается одной из самых пугающих картин адских мук. Современники Босха были убеждены, что автор воочию видел чудовищ преисподней.
«Корабль дураков»
Иероним Босх «Корабль дураков»Полотно «Корабль дураков» считают верхней частью одной из створок триптиха, который не уцелел. С нижней частью идентифицируют картину «Аллегория чревоугодия и сладострастия». В это работе, как и во многих других, автор обнажает и высмеивает человеческие пороки. Среди пассажиров корабля – представители различных общественных слоев, символизирующие тщеславие, пьянство, разврат и т.д.
«Извлечение камня глупости»
Иероним Босх «Извлечение камня глупости»Это достаточно странная картина, расшифровать значение которой пытаются до сих пор. На полотне изображена хирургическая операция, которая почему-то проводится под открытым небом. На голове врача – перевернутая воронка, а на голове монахини – книга. По одной из версий, эти предметы символизируют бесполезность знаний перед лицом глупости, по другой – шарлатанство.
«Воз сена»
В триптихе «Воз сена» снова повторяется любимая тема Босха – тема греха и человеческих пороков. Огромную повозку с сеном влекут семь монстров, символизирующих различные пороки – жестокость, жадность, гордыню и пр. А вокруг – множество людей, пытающихся ухватить сена для себя. Сверху за все этим на золотом облаке наблюдает Всевышний.
«Искушение святого Антония»
Иероним Босх «Искушение святого Антония»Это одна из самых знаменитых работ Босха. Триптих выполнен на деревянных досках, где изображена хорошо известная история об искушении святого Антония во время пребывания в пустыне. Образы картины странны и непривычны, а главная идея – в вечной борьбе добра и зла, когда демоны пытаются сбить человека и истинного пути.
«Блудный сын»
Блудный сынНесмотря на название, к библейской притче о блудном сыне эта работа имеет лишь опосредствованное отношение, поэтому чаще используют название «Путник» или «Пилигрим». В основе сюжета – одна из любимых тем Босха – тема об искушениях на жизненном пути.
«Несение креста»
Иероним Босх «Несение креста»Эта работа – одна из самых узнаваемых, своеобразная «визитная карточка» художника, в которой ему удалось показать истинную сущность человеческой натуры, то, какими люди являются на самом деле. Впрочем, по поводу этой картины идут споры, так как ряд исследователей считает, что Босх не является автором этого полотна.
«Фокусник»
Иероним Босх «Фокусник»Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Как и остальные работы великого мастера, эта картина полна символизма и загадок, а за незамысловатым сюжетом о шарлатане-«наперсточнике» кроется очень глубокий смысл.
«Семь смертных грехов»
Иероним Босх «Семь смертных грехов»Еще одна картина Босха, авторство которой ставят под сомнение, в связи с несовершенством выполнения. Из 11 фрагментов (изображение 7 грехов и 4 последних вещей), как считают исследователи, только два выполнены художником лично. Но то, что замысел картины принадлежит Босху, сомнений не вызывает.
«Поклонение волхвов»
Иероним Босх «Поклонение волхвов»Одна из немногих светлых работ Босха, которая, к тому же, прекрасно сохранилась. Триптих «Поклонение волхвов» был сделан на заказ бюргера из Хертогенбоса по поводу его венчания. И сам заказчик, и его невеста, а также их святые покровители – святой Петр и святая Агнесса – изображены на внешних створках.
«Блаженные и проклятые»
Иероним Босх «Блаженные и проклятые»«Блаженные и проклятые» — полиптих, состоящий из четырех картин: «Земной рай» и «Восхождение в эмпирей» по левой стороне и «Ад» по правой стороне. Предполагают, что центральная часть работы могла быть утеряна. Наиболее известен второй фрагмент, на котором ангелы выводят души праведников через конический туннель к вечному блаженству.
«Автопортрет»
Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине, имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Хранится рисунок в муниципальной библиотеке в Аррасе во Франции.
Копии всех сохранившихся произведений великого живописца можно увидеть в его родном городе, где основан музей. В 2016 году здесь провели выставку, посвященную творчеству знаменитого земляка. История этой выставки столь же невероятна, как и жизнь художника. Именно она легла в основу фильма «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом».
Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босха вряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшее время.
Также интересно
- Художники в стиле Emoji
На радость Эдуарду и вам, мои любители искусства, Лос-Анджелесская галерея Cantor Fine Art сделала вот…
- Джеймc Гордон
От создания мультяшных образов до миллионных штрафов и 25-ти лет тюремного заключения. Вот такой непростой…
- Перформанс в Курицу
Что такое перформанс? Творчество художников порою может зайти в такие «дебри» с точки зрения обывателей,…
surzhyk.org
Картины Иеронима Босха, биография художника, фото, репродукции
Иероним Босх (недерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch; около 1450—1516, родился и умер в городе Хертогенбос) — ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой и через 500 лет после его смерти, а творчество — источником вдохновения для современных художников, дизайнеров, кинематографистов.Особенности творчества художника Иеронима Босха: густонаселенность картин; смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада реализована в канонических религиозных сюжетах; ловкое сочетание яркого визуального ряда с нравоучительным содержанием.
Известные картины и триптихи Иеронима Босха: «Сад земных наслаждений», «Искушение святого Антония». «Несение креста».
Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот «тренды» тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции.
Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти.
Картины художника Иеронима Босха — сложнейшие многофигурные ребусы, над решением которых бьются поколения искусствоведов. Его личность — такая же загадка, и честному биографу приходится использовать слово «вероятно» куда чаще, чем хотелось бы.
Колокола и органы
Предки Иеронима, вероятно, имели германские корни. Судя по фамилии, они, вероятно, были выходцами из города Ахен. В семье ван Акенов почти все мужчины были художниками. Художниками были дед Иеронима — Ян, его отец Антоний, его брат Гооссен, а также трое его дядьев. Так что ремеслу Иероним учился в домашней мастерской. Вероятно.Как бы то ни было, гены взяли свое. Иероним унаследовал «семейный бизнес» и всю свою жизнь сотрудничал с Братством — расписывал алтари, оформлял торжественные шествия, делал эскизы витражей, амвонов и прочих паникадил.
Примерно в это же время Иероним Босх женился на Алейт ван ден Меервеен, происходившей из влиятельного и богатого рода. Это была выгодная партия — Иероним стал зажиточным землевладельцем и даже поучаствовал в судебной тяжбе с шурином, который счел себя обделенным. Суд вынес решение в пользу художника.
Разумеется, он тотчас вошел в Братство Богоматери — уже на правах почетного члена. В архивах сохранились документы, свидетельствующие, что Иероним не раз председательствовал на заседаниях Братства, которые проходили в его доме. Он по-прежнему много писал — за символическую плату и не ради заработка . Картины художника Иеронима Босха тем временем все меньше соответствовали образу респектабельного бюргера. В них все заметнее проступало то, за что позднее сюрреалисты назовут Босха «почетным профессором ночных кошмаров».
Король ужаса
Трудно не заметить, что при всей своей иконографичности, стиль картин Иеронима Босха выходит далеко за рамки каких-либо канонов. В современной поп-индустрии существует такое явление как «христианский рок» — многие «богоугодные» коллективы звучат громче, чем ад, и мрачнее, чем апокалипсис. В определенном смысле их можно считать последователями Босха. Босх тоже прославлял Бога, но сделался знаменит за счет присутствовавшего на его полотнах Дьявола.Он определенно был мизантропом. Пожалуй, худшими из грехов Босх считал легкомыслие и доверчивость. Его знаменитые работы («Воз сена», «Фокусник», «Корабль дураков«), репродукции которых представлены на нашем портале, — отнюдь не похвала глупости. Впрочем, Босх не делал скидок ни для кого. Простак не менее грешен, чем вор, запустивший руку в его карман. Священник торгующий индульгенциями, будет гореть в адском пламени вместе с купившим прощение убийцей. Человечество обречено и надежды нет.
Само собой, столь своеобразный взгляд на мироустройство в сочетании с таким ярким талантом не могли остаться незамеченными.
Некоторые исследователи считают, что приблизительно в 1500 году Иероним Босх побывал в Италии. Такое мнение подпитывает написанная художником картина «Распятая мученица» (репродукцию и описание этой картины Иеронима Босха можно посмотреть на нашем сайте), предположительно посвященная св. Юлиане, культ которой был особенно распространен в северной Италии. Кроме того, искусствоведы усматривают влияние Иеронима Босха в работах Джорджоне и даже Леонардо да Винчи.
Другие биографы уверены, что Босх никогда не покидал Хертогенбос, в то время как его картины, его слава уже при жизни распространились не только за пределы родного города, но и за границы Нидерландов. Именно поэтому он начал подписывать свои работы «Jheronimus Bosch"*.
В числе его заказчиков (помимо неизменного Братства Богоматери) было немало знатных вельмож. Картинами художника Иеронима Босха владели герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II. Едва ли современники понимали Босха. В лучшем случае вместо назидания и сатиры они видели теологические ребусы. В худшем — «страшилки», которые бодрят и щекочут нервы. Художник был для них хоррормейкером. Если бы в XV веке была известна такая технология, показывая картины Иеронима Босха, хозяева подавали бы гостям попкорн.
Дьявол внутри
Поскольку фактов о Босхе известно немного, судить о личности этого удивительного художника приходится по его картинам. Существует немало чуднЫх, часто противоположных версий насчет того, кем на самом деле был Иероним Босх. Ревностным католиком. Тайным еретиком. Визионером. Практикующим алхимиком, антихристом, мессией, инопланетянином, шизофреником, провидцем. В самом деле, человек, в чьей голове роились столь чудовищные образы, должен был быть хотя бы немного безумцем. Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. Скорее наоборот — судя по всему, Иероним Босх прожил на удивление спокойную и нормальную жизнь. Жизнь, которая во времена Клайва Баркера и Ганса Руди Гигера кажется слишком размеренной и даже скучной. Если он был богохульником, то чрезвычайно удачливым — самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали. О «тайной ереси» Босха заговорили только в XVI веке. И до эпохи реформации Иероним Босх благополучно не дожил.Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как «выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.
Сейчас в доме, где жил Иероним, — магазин мужской одежды. На улицах Хертогенбоса вы не встретите ни птицеголовых монстров, ни гигантских жаб, ни распятых мучениц. Ничто в этой тихой «спальной» провинции не намекнет вам, откуда Босх черпал вдохновение.
Впрочем, эту загадку еще в XVII веке разгадал испанский монах Хосе де Сигуэнса, который писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».
* Хертогенбос и 500 лет назад и сейчас в разговорной речи сокращают до Ден Босх (Den Bosch).
Автор: Андрей Зимоглядов
Также мы приготовили для вас два увлекательных теста по творчеству Иеронима Босха:
1. «Босх в деталях»: угадайте, из каких картин Босха взяты фрагменты с демонами и святыми.2. «Босх или не Босх?»: в каждой паре картин только одна принадлежит Босху — выбор за вами.
artchive.ru
Картины Иеронима Босха | Искусство
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken] (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного ВозрожденияИероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Картина «Семь смертных грехов» находилась в Брюсселе в коллекции Де Гевары около 1520 года и была приобретена Филиппом II Испанским в 1670 году. Картина «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, видимо помогая тому яростно преследовать еретиков.Композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.
Эта работа - одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», - определяют тему этого живописного пророчества.
1490 - 1500-е годы. Музей Лувр, Париж. |
«Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатиройНа картине «Корабль дураков», монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства.
Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.
Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
1500-е годы. Музей Прадо, Мадрид. |
Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами. Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают?Они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, - это то, что мы есть
У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?
1503 год. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам. |
1516 год. Королевский музей изящных искусств, Гент. |
1490 - 1500-е годы. Национальная галерея, Лондон. |
Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей.
Иероним Босх Алтарь «Искушение святого Антония», 1505-1506 Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола.
1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон. |
1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон. |
1505—1506 годы. Национальный музей древнего искусства, Лиссабон. |
1505-1506. Музей Прадо, Мадрид. |
Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.
Иероним Босх Алтарь «Сад земных наслаждений», 1504-1505
1505-1506. Музей Прадо, Мадрид, Испания. |
Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, Адама с Евой
В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое. тонкое, розовое сооружение, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.
1505-1506. Музей Прадо, Мадрид, Испания. |
1505-1506. Музей Прадо, Мадрид. |
Иероним Босх Алтарь «Воз сена», 1500-1502
1500-1502, Музей Прадо, Мадрид. |
Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия — низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа, изображающего Рай.
1500-1502, Музей Прадо, Мадрид. |
Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.
1500-1502, Музей Прадо, Мадрид. |
Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося "Граду небесному Иерусалиму". В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии.
1500-1502, Музей Прадо, Мадрид. |
Иероним Босх «Видения загробного мира», часть алтаря «Страшный суд», 1500-1504
1500-1504, Дворец Дожей, Венеция. |
В зрелый период творчества Босх переходит от изображения видимого мира к воображаемому, порожденному его неуемной фантазией. Видения являются ему словно в сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас: бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают вверх. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры.
Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века - времени, когда был предсказан Конец света,
1500-1504, Дворец Дожей, Венеция. |
Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Это некая промежуточная ступень, где праведники очищаются от последних пятен греха, до того как предстанут перед Всевышним.
Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «абсолютной глубины открывшейся божественности».
1500-1504, Дворец Дожей, Венеция. |
«Низвержение грешников» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени.
Многие другие видения Ада, созданные Босхом, тоже кажутся хаотичными, но только на первый взгляд, а при внимательном рассмотрении в них всегда обнаруживается логика, четкая структура и осмысленность.
1500-1504, Дворец Дожей, Венеция. |
В картине «Адская река» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. На переднем плане - грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Страшный суд - главная тема, проходящая через все творчество Босха. Он изображает Страшный суд как мировую катастрофу, ночь, озаряемую всполохами адского пламени, на фоне которой чудовищные монстры истязают грешников.
Во времена Босха ясновидящие и астрологи утверждали, что, перед тем как произойдет второе пришествие Христа и Страшный суд, миром будет править Антихрист. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Чрезвычайно популярен стал Апокалипсис - Откровение апостола Иоанна Богослова, написанный в период религиозных гонений в Древнем Риме, видение ужасающих катастроф, которым Бог подвергнет мир за грехи людей. Все погибнет в очистительном пламени.
1475-1480. Музей Прадо, Мадрид. |
Картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия , посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом.
1475 - 1480-е годы. Музей Бойманс ван Бейнинген. |
В традиционный сюжет первого чуда, сотворенного Христом, - превращение воды в вино - Босх вводит новые элементы мистерии. Псаломщик, который стоит, воздев руки, перед женихом и невестой, музыкант на импровизированной галерее, церемониймейстер, показывающий на выставленную парадную посуду тонкой работы, слуга, который падает в обморок, - все эти фигуры в полной мере неожиданны и необычны для изображаемого сюжета
1475 - 1480-е годы. Музей Бойманс ван Бейнинген. |
Доска Иеронима Босха «Фокусник» - исполненная юмора картина, где смешны сами лица персонажей и, конечно, поведение главных действующих лиц: коварного шарлатана, простака, поверившего, что он выплюнул лягушку, и вора, с безучастным видом тащащего у него сумку.
1490-е годы. Национальная галерея, Вашингтон. |
Картина «Смерть и скупец» написана на сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландах назидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьба чертей и ангелов за душу умирающего.
Босх запечатлевает кульминационный момент. Смерть пересекает порог комнаты, ангел взывает к образу распятого Спасителя, а дьявол пытается овладеть душой умирающего скряги.
1500-е годы. Картинная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен. |
1480-1485. Королевский музей изящных искусств, Брюссель. |
Картина «Распятие Христа». Для Босха образ Христа - олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди.
1505. Музей изящных искусств, Гент. |
Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник изображается достаточно сдержанно
Святой Иероним или Блаженный Иероним Стридонский — один из четырех латинских отцов Церкви. Иероним был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и в молодости совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где жил отшельником-аскетом.
1504-1505. Государственный музей, Берлин. |
На картине «Святой Иоанн на Патмосе» Босхом изображен Иоанн Богослов, который на острове Патмос пишет свое знаменитое пророчество.
Около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
1505. Музей Хосе Лазаро Гальдиано, Мадрид. |
В этой работе Иероним Босх иллюстрирует слова святого: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира".
Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча — согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.
1505. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам. |
Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благославляющего Младенца — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития
Святой Христофор — святой мученик, почитаемый католической и православной церквями, живший в III веке.
Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев.
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель , заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину
1480-е годы. Художественно-исторический музей, Вена. |
В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников. К мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа художник обращался постоянно. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых.
1510. Музей Прадо, Мадрид.. |
Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам, облаченным в роскошные одежды. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придает поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из "восточных царей" Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака; это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.
1505, Дворец Дожей, Венеция. |
Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворённые ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет "тихие" добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. Его герои — отшельники, предающиеся благочестивым размышлениям на фоне пейзажей.
1500-1503, Дворец Дожей, Венеция. |
Святая Либерата или Вильгефортис (от лат. Virgo Fortis — Стойкая Дева; II век) — католическая святая, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Согласно легенде, она была дочерью португальского короля — закоренелого язычника, который хотел выдать ее за короля Сицилии. Однако она не желала идти замуж ни за каких королей, поскольку была христианкой и дала обет безбрачия. Стремясь соблюсти свой обет, принцесса взмолилась к небесам и обрела чудесное избавление — у нее выросла густая длинная борода; сицилианский король не захотел жениться на такой страхолюдине, после чего разгневанный отец велел ее распять.
1480-1485 годы. Штеделевский художественный институт, Франкфурт. |
С трасти Христовы во всей своей жестокости представлены на картине «Ecce Homo» («Сын человеческий перед толпой»). Босх изображает, как Христа выводят на высокий подиум солдаты, чьи экзотические головные уборы напоминают об их язычестве; негативный смысл происходящего подчеркивается традиционными символами зла: сова в нише, жаба на щите одного из воинов. Толпа выражает свою ненависть к Сыну Божьему угрожающими жестами и страшными гримасами.
Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.
Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме.
utahch.blogspot.com
Босх Иероним Картины алтари биография Bosch Hieronymus
Босх или Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику, изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Блудный сын, 1503, Музей Боймансван Бейнинген, Роттердам, ГолландияПоэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.
Стиль Хиеронимуса Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников Северного ренессанса того времени, таких живописцев как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику.
Алтарь «Искушение святого Антония», 1495-1515, Национальный музей, Лиссабон
«Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Яркая достоверность произведений нидерландского художника, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.
В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество живописца кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”. Иероним Босх и его притягательные фантасмагорические работы остаются странно актуальными на протяжении многих веков.
Алтарь «Сад земных наслаждений», между 1485 и 1505 годами, Музей Прадо, Мадрид
Триптих «Страшный суд», между 1482 и 1516 годами, Академия искусств, Вена, Австрия
Алтарь «Воз сена», 1510-1516, Музей Прадо, Мадрид, Испания
РайЛевый ставень АдПравый ставень Ecce Homo, 1480-1485 годы,Штеделевский музей, Франкфурт«Видения загробного мира», алтарь «Страшный суд», 1500-е годы, Дворец Дожей, Венеция
Святой Антоний у ручья, 1500-1510,Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-СитиПримечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
smallbay.ru
Босх в цифрах: vakin
Итак, число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи...Говорят, что биография Иеронима Босха — тайна за 7-ю печатями, его картины — антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу. Отчасти это и вправду так. Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха.
5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима — Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками.
Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе — городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал.Каждый 19-й из жителей Хертогенбоса во времена Босха принадлежал к одной из религиозных конгрегаций, а сам Босх был высокопоставленным (или, как сказали бы сейчас, элитным) членом хертогенбосского Братства Богоматери. Того самого, которое существует с 1318 года и поныне, и на заседаниях которого принято лакомиться жареным лебедем.
Не менее 14-ти документов, дающих представление о финансовом положении Иеронима ван Акена, принявшего псевдоним «Босх», имеется в распоряжении его биографов. Женившись на много старшей его и далеко не бедной Алейт Гойартс ван дер Меервене, художник никогда не был стеснён в средствах, а к началу XVI века числился одним из самых богатых жителей города.
Ни одна из работ Босха не датирована самим автором.
Ни одно название картин Босха ему не принадлежит. Все названия — и даже имена персонажей картин — это позднейшие описания и интерпретации.
5 на 13 сантиметров — самая маленькая из известных на сегодняшний день картин, атрибутированных Босху. Это «Портрет старухи» из Музея Бойсманса ван Бёнингена в Роттердаме. Впрочем, исследователи склоняются к мысли, что скорее это не самостоятельный портрет, а лишь фрагмент какой-то из несохранившихся работ. Женский профиль напоминает поющую монахиню с другой известной луврской картины Босха, поэтому предполагают, что роттердамская старуха вполне могла быть частью неизвестной авторской версии «Корабля дураков».
Иероним Босх. Корабль дураков
Иероним Босх. Голова женщины (Голова старухи)
Только 1 раз женщина стала главной героиней алтарного триптиха Босха. Речь идёт о «Распятой мученице» из Дворца Дожей в Венеции, также известной еще, как минимум, под 3-мя именами: «Распятие святой Юлии», «Распятие святой Либераты» и «Распятие святой Вильгефортис» (от латинского Virgo Fortis — стойкая дева).
Иероним Босх. Распятая мученица1500-е , 104×119 см
300 тысяч евро стоило восстановить бороду на лице героини триптиха Босха «Мученичество св. Вильгефортис». По легенде, христианская святая вымолила себе бороду, чтобы не быть насильно выданной замуж за короля-язычника. На полную реставрацию бороды у специалистов ушло почти 8 месяцев.
9 лет длился масштабный «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (The Bosch Research and Conversation Project, BRCP) под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка — бороду св. Вильгефортис реанимировали в его рамках. Одним из результатов работы Проекта, завершившегося в 2016-м, в год 500-летия со дня смерти Босха, стало переатрибутирование некоторых работ художника. Например, «7 смертных грехов и 4 последние вещи» и «Извлечение камня глупости» из Прадо, а также «Несение креста» из Гента нидерландские исследователи считают работами последователей Босха.
Всего 24 картины и 20 рисунков принадлежат руке Босха, согласно выводам BRCP.
608 страниц составляет католог-резоне произведений Босха, выпущенный в издательстве Mercatorfonds как результат работы нидерландского исследовательского проекта. Приобрести каталог можно за 125 евро.
17 картин и 19 рисунков Босха путём беспрецедентных переговорных усилий сумел заполучить из разных музеев мира Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта для ретроспективной выставки «Иероним Босх. Видения гения», которая проходила в Хертогенбосе с февраля по май 2016-го года.
В 7 миллионов евро оценили расходы на выставку в Хертогенбосе её организаторы, еще в 3 миллиона обошлись предварительные исследования.
Более 420 тысяч человек посетило выставку «Иероним Босх. Видения гения» на родине художника. Входной билет стоил 22 евро.
«Три философа» называется знаменитая картина Джорджоне, на которой, как полагает искусствовед Линда Харрис, автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха», изображены Леонардо, сам Джорджоне и тайно посещавший Венецию Босх (в центре).
Джорджоне. Три философа1504, 125.5×146.2 см
80 лет провела в запасниках Музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити доска «Искушение святого Антония» с атрибуцией «последователь/подражатель Иеронима Босха», пока в 2016-м году статус картины не был сенсационно повышен: теперь работу считают написанной самим Босхом.
Иероним Босх. Искушение Святого Антония1500-е , 38.1×25.4 см
220 на 390 сантиметров — размеры «Сада земных наслаждений». Это самое масштабное произведение Босха из тех, что дошли до нашего времени, не только по глубине художественного замысла и мастерству исполнения, но и просто по габаритам. Второй по величине триптих Босха — «Страшный суд» (163,7 на 247 см, Вена), третий — «Искушение святого Антония» (131,5 на 225 см, Лиссабон).
Иероним Босх. Сад земных наслажденийИероним Босх. Страшный судИероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих
3 картины Босха с одинаковым названием «Несение креста» хранятся в музеях трёх городов: первая в Вене, вторая в Мадриде, а третья и самая известная (хотя теперь и не считающаяся подлинником) — в Генте.
Иероним Босх. Несение креста
3 версии «Поклонения волхвов» приписываются кисти Босха: триптих, хранящийся в Прадо (Мадрид), и две картины — из Музея Метрополитен (Нью-Йорк) и Художественного музея Филадельфии.
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих
Иероним Босх. Поклонение волхвов
2-х странников, очень похожих между собой, написал в разное время Босх. Одного — на внешних створках триптиха «Воз сена», второго — на доске, которая сейчас представлена в Роттердаме (возможно, это также были также створки утраченного триптиха). Некоторые учёные склоняются к мнению, что обоих странников Босх щедро одарил собственными чертами лица. «Этот нос невозможно приписать никому другому!», — замечает исследователь Николас Бом, автор научно-популярного фильма «Загадки Иеронима Босха», снятого BBC.
Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха.
Иероним Босх. Странник
4 типа темперамента обнаружили исследователи на картине Босха «Увенчание терновым венцом». Тянет руки из правого нижнего угла сангвиник, вкладывает персты в раны холерик, венок из терний надевает на Христа флегматик, а в правом верхнем углу сочувственно кладёт руку на Его плечо меланхолик. Многие считают, что последний — это автопортрет художника.
Иероним Босх. Увенчание терновым венцом1510, 73.8×59 см
Более 40 персонажей Босха доступны в приложении для iOS и Android под названием Bosch Camera, выпущенном организаторами празднования года Босха в Хертогенбосе. С его помощью пользователь может переносить героев Босха на свои фотографии и коллажи.
3 доллара 99 центов нужно доплатить, чтобы получить возможно полетать на летучей рыбе среди героев центральной и правой створок триптиха Босха в приложении-симуляторе для iOS и Android «Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений». Левую створку «Рай» можно исследовать бесплатно.
500 лет назад, 9 августа 1516-го года, по Босху отслужили заупокойную мессу в соборе Св.Иоанна.
Лишь за 12 лет до смерти художника, в 1504-м году, в документах впервые возникает псевдоним «Босх».
Автор Анна ВчерашняяИсточник - Артхив
Кроме того, моем посте о картинах Босха -http://vakin.livejournal.com/1199615.htmlhttp://vakin.livejournal.com/924669.htmlhttp://vakin.livejournal.com/713508.html
vakin.livejournal.com
Сад земных наслаждений. Иероним Босх Картина Босха
САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ. ИЕРОНИМ БОСХ.
Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.
ТРИПТИХ КАРТИНА ИЕРОНИМА БОСХА «САД РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ». ЗНАЧЕНИЕ, ОПИСАНИЕ, ФОТО
Написать о триптихе Иеронима Босха, известном в наше время как «Сад земных наслаждений», означает попытаться описать неописуемое и расшифровать непонятное — упражнение в безумии. Тем не менее, есть несколько пунктов, о которых можно говорить с уверенностью.
Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах, их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Такими они считаются и сегодня.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв, или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий. В те времена этот триптих часто интерпретировался как предостережение против моральных и плотских мирских потворств, но эта цель кажется довольно прозаической. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы. Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Для многих сад радостей земных – это картина, на которой изображается сотворение мира, греховность, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни. Попробуем разобраться, насколько верна такая точка зрения.
ВНЕШНИЕ ПАНЕЛИ
Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны, и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
Крошечная фигура Бога, держит открытую книгу, находится в самом верхнем левом углу левой панели. Надпись, которая проходит вдоль верхней части обеих панелей, переводится следующим образом: «Он сказал, и сделалось», «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 32:9 и 148:5).
Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены. Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как совершенно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков.
ЛЕВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА: БОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕВУ АДАМУ (РАЙ)
На этой части изображен Бог, на фоне сумасшедше необычного пейзажа, он подводит Еву к Адаму. Хоть их фигуры и расположены в центре, на переднем плане, другие существа в этом райском саду, такие как слон, жираф, единорог и другие гибридные и менее узнаваемые животные, а также птицы, рыбы, прочие водные создания, змеи и насекомые тоже важны, ведь они нарисованы в достаточно большом масштабе, относительно к фигурам библейских персонажей.
Введение женщины к мужчине, в такой обстановке, может подчеркивать не только творческий потенциал Бога, но и репродуктивную способность человека. В иерархии Божьих творений, Адам и Ева представляют собой самые смелые достижения Отца Небесного, как если бы, после того как он создал все остальное - он подумал, что ему нужно оставить свой след в мире, в котором он мог признать себя. Но это уже догадки, возникающие во время перехода к просмотру центральной части триптиха. Хотел ли Босх сказать, что создание человека, которому Бог вручил право свободного выбора, возможно, было его ошибкой?
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ: РАЗГАР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Это панель, из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Впечатления двояки, ведь если учитывать и правую часть триптиха, можно решить что этот этап, не смотря на свою внешнюю красоту и физическую приятность, является просто бессмысленным, началом конца.
Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ; примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины. По мнению некоторых исследователей, эта езда по кругу - один из символов, которые так часто использовал в своих картинах Босх – замкнутый круг земного бытия, нечто сходное с восточным колесом сансары. Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность.
Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Наш разум - наша погибель. У каждого человека ад - это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
ПРАВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА. КОНЕЦ ИСТОРИИ О РАДОСТЯХ ЗЕМНЫХ. (АД)
Босх оставил самое интересное напоследок. Возможно, он так представлял ад, или хотел показать к чему приводит пресыщенность. На фоне черноты, угрюмые, как тюремные, городские стены, темные силуэты, области пламени. Повсюду человеческие тела ютятся в группы, собираются в армии или подвергаются странным пыткам необычно одетых палачей и животных-демонов.
Ниже изображены не менее тревожные образы существ, которые кажется предназначенные для обработки человеческой плоти. Птица, восседающая как на троне, глотает людей и испражняется ими в яму, в которой виднеются лица других людей. Поблизости, в ту же яму рвет еще один несчастный человек.
В целом, тела, как бы, чистятся от демонов, черных птиц, при помощи рвоты и крови, для этого используется множество различных инструментов.
Большой акцент сделан на музыкальных инструментах. Они, как символы злого отвлечения, обманчивых обещаний, самообмана. Большие уши удирают, хотя уже поражены ножом. Это сильный намек на обманчивость чувств. На самом деле, многие символы и пытки здесь довольно стандартные, как на картине «Семь смертельных грехов», когда чувства обманывают мысли, когда потакая своим желаниям, приходят к сверхпотреблению…
Один основной элемент здесь, однако, требует некоторого объяснения — центральная фигура, некий “шалтай-болтай”. Он, кажется, наблюдает за происходящим. Потресканная оболочка его тела насажена на ноги-ветки мертвого дерева. Искусствовед Ганс Бельтинг предположил, что это автопортрет Босха, но многие с этим не согласны. Это также может иллюстрировать наличие контроля, человеческого сознания в центре всех этих страшных событий.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Эти три фигуры напоминают Бытие 18.2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Чудесную потому что Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени, избранного Богом. “ Блажен народ, у которого Господь есть Бог”. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. “Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?” - спрашивает он. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33.12.
Весь этот триптих как будто спрашивает – сможет ли Бог, сотворивший мир и давший человеку благословение, или проклятие, свободной воли, разрушить все свои творения и уничтожить человечество, потерпев неудачу. Есть фундаментальная связь между сюжетом внутренних панелей и изображением на внешней стороне боковых створок. Послание Босха, если оно есть, возможно, означает, что мы можем выбрать добро, а не зло, иначе мы можем быть сметены. Человек предполагает, а Бог располагает.
Рекомендуем к прочтению:
Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото.
«Корабль дураков» картина Иеронима Босха.
new-original-style.com.ua
Художник Иероним Босх: картины :: SYL.ru
Иероним Босх (1450-1516) – художник-загадка для своего и тем более для всех последующих поколений. Его фантасмагории толковали не только малоискушенные зрители, но и духовенство, а также философы, искусствоведы и, естественно, художники.
Общая характеристика творчества
Однозначное мнение ни одна из его картин не вызывает: так много там средневековых символов, значение которых мы не знаем или частично или полностью утратили. В них заложено много личных образов, просто «ребусов», рожденных душевным состоянием и умом художника. Затрудняет оценку его работ еще и то, что сам художник им не давал названий, предлагая думать о них все что угодно, не подталкивая мысль на заезженную колею. В этом статье мы рассмотрим отдельные картины Босха с названиями и описанием.
Триптих – аллегория алчности
Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. У путника в руках палка, которой он готов защищаться от животного, которое ассоциируется с клеветой. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Перед странником лежит ненадежный мостик. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели, и какова она. Но вот створки раскрыты, и невольно глаза останавливаются в центре: так вот куда придет человек со створок. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Внизу под ним буйствует Жадность. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Тем не менее все его хватают при помощи вил, лестниц и просто руками снизу охапками, кто сколько может унести. Никто не обращает внимания на подъехавших Папу и императора, а также на то, что этот стог им черти подсунули, соблазняя к воровству, и сами медленно везут с ним телегу. Люди совсем потеряли голову от дармовщины, которая им попалась на пути, и каждый являет пример, как погоня за земными благами оборачивается смертным грехом. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Они не вмешиваются в суетню, не останавливают обезумевших людей, проявляя тем самым грех гордыни. Стяжательство толкает людей на путь обмана: притвориться слепым и вымогать подаяние, изобразить из себя врача, поражая легковерных дипломами и бутылочками с лекарствами. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Рядом сидит в кресле тучный монах. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Три влюбленные пары, которые уединились в разных местах – на возу среди невидимых им ангелов и рядом в кустах и просто на земле, – предаются любовным утехам. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.
Левая створка посвящена Еве, которая соблазнена яблочком, которое ей протянул искуситель, тема продолжается на другом пространстве створки. Ева отвернулась от Архангела и смотрит на земной мир центральной створки – таковым будет горькое последствие ее греха. А Бог по-прежнему взирает на все с небес огорченно и разочарованно.
Правая створка – это Ад. Проповедники в церкви старались красноречиво описать мирянам все ужасы Преисподней. Только Иероним Босх, картины которого показывали кошмары, основанные на библейских рассказах, ярче живописал его пожары и огни, а также то, к чему ведет бесовское строительство Вавилонской башни. В нее уже заводят грешников страшные существа, которых мысль обычного человека представить не может.
"Роттердам", "Пилигрим" или 'Торговец вразнос"
Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Приглушенный колорит молчаливо запечатлел скудость жизни обитателей таверны, мимо которой идет оборванный, с забинтованной ногой путник. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. За спиной оборванца – котомка с нехитрыми пожитками, на поясе – кинжал, ибо дороги полны опасностей. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Бедняга уже прошел разваливающийся трактир, но приостановился в задумчивости, не повернуть ли назад. Трактир страшен: крыша разваливается, в открытых дверях стоит парочка, которая откровенно занята друг другом, за углом мужчина справляет нужду. Это здание, привлекшее к себе внимание скитальца, по Босху и есть все мирские соблазны, которые дьявол посылает людям. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению.
Притягательность художника
Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Они лучше нас понимали ее символику: красный – страсть, зеленый – доброта, синий – земные удовольствия или обман, черные птицы – грех. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Скажем вновь, что его современники, покупая их, знали время создания и последовательность, в которой их желательно рассматривать. В наши дни без дат трудно проследить эволюцию развития художника. Все его картины изумляют, но динамики, изменения стиля, в них не просматривается. Остается только глубоко вникать в то, что написал Иероним Босх, картины которого вызывали желание у художников им подражать. А все потому, что они успешно продавались и одобрялись церковью за показ полноты наказаний в Аду, которые ждут каждого согрешившего. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов…», «Поклонение волхвов».
Триптих из коллекции испанских королей
Глядя на закрытые створки, на которых изображен Мир на 3-й день творения, суровый и серый, за которыми скрыта известнейшая картина Босха «Сад земных наслаждений», зритель не может вообразить, какой калейдоскоп цвета за ними скрыт.
На левой створке – Эдем, где, на первый взгляд, все существа идеально соседствуют между собой. На заднем плане жираф, слон, мифические единороги пасутся на зеленой траве и пьют воду из чистейших источников, но по мере приближения к зрителю мы видим сову, которая выглядывает из розового источника жизни. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Безжалостность – вот что она значит для живописца. Босх картины наполняет неожиданными для Рая на переднем плане сценами поедания птицами и кошкой своих жертв. И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку.
Центральная створка рассказывает о многочисленных грехах человеческих. О сладострастии, которому предаются все люди без исключения. Ягоды, которые они поедают, – ежевика и «клубничка» невероятной величины, – означает то же самое, что в наше время – скабрезность и эротику. Обнаженность и почти бесполость людей только усиливают впечатление великого содомского греха, которому все радостно предаются.
Только третий, правый триптих несет неотвратимость наказания за содеянное, ибо это – черный Ад. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. На этой части триптиха показаны всевозможные кары: за обжорство, за увлечение азартными играми, за чрезмерную любовь к музыке люди прикованы к арфам и флейтам. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием.
Концепция Ада
В Средние века и позже отдельные люди задавались странным вопросом: «Существует ли сейчас Ад и Рай?» Ведь, по Писанию, он должен открыться только после Страшного суда, который еще не пришел на нашу грешную землю. Еще не воссел Грозный Судия на трон и не отправил добродетельные и грешные души по назначению. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда?» – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Как воссоединится душа с телом? С его юной оболочкой, или если человек умер древним старцем, то в таком облике он и будет пребывать? «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело?» – и такие вопросы задавали тоже. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела?» – это тоже волновало отдельных богословов. «Если же это должно произойти, то как душа найдет именно свое тело в сонмище умерших за прошедшие тысячелетия?» На эти вопросы нет ответа до наших дней. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал, изображая и Рай, и Ад, которые уже действуют. По Писанию они все еще закрыты. Это – кощунственная для церкви мысль.
Страсти по Босху
Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Картина Босха показывает корабль. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Что же мы видим у Босха? Пастыри и паства совместно беспутствуют. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Это уже безнравственность и блуд. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. На мачте привязан жареный поросенок, и один из участников этого непристойного действа протягивает к нему нож. Другой объелся до рвоты. Теперь это Корабль Зла, и плывет он прямиком в Ад. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Он – живое обличение глупости и безбожия. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Картина Босха – не иллюстрация к ней. Книга была творческим импульсом к созданию оригинального произведения, которое теперь хранится в Лувре.
Сатира в произведениях художника
Еще в XVII веке очень ценили произведения, которые писал Иероним Босх. Картины рассматривали, как сатиру на разгул страстей, извращение и вообще на все греховное. Мы не сможем рассмотреть все наследство мастера – 25 картин. Еще три произведения, которые написал Босх, – картины с названиями: «Страшный суд», «Семь смертных грехов…» и «Искушение св. Антония» - мы рассмотрим в нашем обзоре.
Академия искусств в Вене
В ней хранится самый большой триптих – «Страшный суд», который Босх создал между 1500 и 1505 годами. Уже его внешние створки внушают беспокойство. Они готовят зрителя к пугающему внутри зрелищу.
Перед вами - репродукция картины Босха. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Христос на облаках в сиянии Славы находится в маленьком Раю, который занимает всего лишь третью часть центрального триптиха. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. На черном фоне расположен под ним Ад. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Причудливое воображение художника очень достоверно изображает адские муки: на блюдце он поставил жернов и заставил одних грешников давить им других. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Они подвешивают людей на крюки, как туши в мясной лавке, запекают в печах и поджаривают на сковородах убийц и скупых.
Левая створка – это потерянный цветущий Рай после нарушения запрета Бога Евой. Черные птицы греха так и роятся в облаках, когда херувим изгоняет мечом людей из Эдема.
Правая створка приводит зрителя вновь к адскому огню, мукам и стенаниям грешного человечества. Химеры и чудовища, изображенные бурной фантазией художника, многообразны и неистощимы.
Ранняя работа
Это столешница, которая никогда не была ей и всегда висела на стене Эскуриала. Она называется «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» и изображает око Господне. Христос – в центре зрачка. Он видит все, о чем сообщает надпись на латыни во втором круге. Четвертый круг наиболее интересен. Он разделен на семь секторов с семьюю смертными грехами. Перед нами проходят чревоугодие, лень, похоть, гордость, гнев, жадность и зависть. Их постоянство подчеркнуто непрерывным хождением по кругу.
Четыре последние вещи художник расположил в кругах по углам: Смерть, Страшный суд, Ад и Рай. Особенно страшна одна из двух надписей на свитках, грозное предупреждение Господне – отвернуть от грешников Лик свой и увидеть их конец.
Заказ из Лиссабона
«Искушение святого Антония» имеет различные трактовки, но у Босха триптих приобретает вселенский масштаб.
Створки исполнены в любимой технике неяркой гризайли. На одной из них схвачен Христос, преданный Иудой. На второй он упал на пути к Голгофе, не вынеся тяжести креста.
Центральную часть заполнили бесы всех видов и нечестивцы. На ней свершается черная месса.
На левой створке дважды изображен сам святой. Первыйй раз Св. Антоний лежит на летящем крылатом бесе, погруженный в молитву, и не замечает, что среди них присутствуют жаба, лиса, водяной с рыбой. Молитва святого сильнее бесовских ухищрений. Второй раз он – в окружении братьев-монахов после падения. Предполагают, что среди них Босх написал свой портрет.
На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Но отшельник не смотрит на нее, и тогда перед ним встает город бесов – это и есть Ад, куда хочет завлечь святого искусительница. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру! Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Антонием бесы накрыли стол, чтобы он соблазнился и прервал пост и предался греху чревоугодия. Эта суета не касается святого, который крепок в вере.
На этом мы заканчиваем рассмотрение произведений, которые написал великий художник Босх. Картины его и сегодня актуальны, поскольку грехи остались прежними.
www.syl.ru