Корабль дураков (картина Босха). Босх картина корабль дураков


Описание картины Иеронима Босха «Корабль дураков»

Описание картины Иеронима Босха «Корабль дураков»

Босх — мрачновато готический художник Эпохи Северного Возрождения с головой полной удивительных и странных мыслей, которые выливались на полотна гротескными и демоническими образами вкупе с нравоучительными тенденциями.В то время как Церковь считалась единственной и непоколебимой догмой, а священнослужители представителями высшей знати, Босх в открытую насмехался над ними всеми вместе взятыми.

Это наглядно можно увидеть на его картине «Корабль Дураков». Корабль — традиционный символ Церкви в древние века, наполнен разными людьми. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня, играющая на лютне. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, кто-то объедается до икоты, а кто-то настолько отупел, что гребет черпаком как будто веслом, пытаясь ускорить движение корабля. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. На весь этот шабаш, из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова.

Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Лютня — аллегория женского полового органа, Майское Дерево и сова — символы зла, ереси и дьявола в Средние века. Картина ясно дает понять всем, кто на нее смотрит, что будущего у этого корабля нет, т. к. он никем не управляем, люди беспокойны и рано или поздно перевернут корабль, он медленно пойдет ко дну. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, абсолютно не заботясь о спасении их душ. Все фигуры на картине вызывают антипатию, они плоские и уродливые, будто неумелые маски, а неустойчивость и эфемерность корабля подчеркивает бессмысленность всего происходящего.

Картина «Корабль Дураков» была верхней частью триптиха, который, к сожалению, не сохранился до наших дней, лишив удовольствия созерцать очередное творение смелого и прогрессивного, мрачного гения иронии и сарказма, Иеронима Босха.

opisanie-kartin.com

Иероним Босх Корабль дураков: Описание произведения

Мысль о том, что «Корабль дураков» из Лувра – не отдельное произведение, а, скорее всего, часть утраченного триптиха, высказывалась достаточно давно. Но только в начале 2016-го года, во время выставки Босха на его родине, в голландском городе Хертогенбосе, разрозненные фрагменты удалось собрать под одной крышей. Центральная часть предполагаемого триптиха считается утраченной, а вот его створками являются известные картины Босха: правая – это «Смерть скупца» (Национальная галерея, Вашингтон), левая же створка складывается из двух ныне разделённых работ – «Аллегории обжорства и похоти» (Художественная галерея Йельского университета) и «Корабля дураков» (Лувр, Париж).

Впрочем, за несколько веков «самостоятельного плавания» осевший в луврской гавани «Корабль дураков» Босха стал восприниматься и толковаться как вполне самостоятельное произведение.

Персонажи

На маленьком утлом судёнышке собралась тесная компания. Дюжина человек заняты разнообразными делами: они поют, пьют, черпают воду, тянутся разинутыми ртами за подвешенной ковригой хлеба, а кто-то наиболее решительный – карабкается по мачте с ножом в руке, чтобы срезать неизвестно кем подвешенную туда жареную птицу. Двое их них (монах и монахиня) духовного звания, остальные одеты в платья мещан. И все без исключения выглядят, мягко говоря, не очень-то благообразно.

«Да и лица у них смешные, – говорит об обитателях «Корабля дураков» историк искусства Паола Волкова. – Они не персоны – они персонажи балаганного действа. Они все на одно лицо, все-все персонажи – одинаковые. Такое впечатление, что они все у Босха выходят с какого-то конвейера. Дяденьки и тетеньки – отличить их друг от друга у Босха очень сложно, разве что по одежде. Они – такие выструганные деревянные человечки. Полуфабрикаты людей. У них есть только признаки людей: голова, руки, глаза. Босх открыл какого-то совершенно нового героя. Как писал детский поэт, «друг на друга все похожи, все с хвостами на боку». Это даже не народ – это масса человеческая, которая живёт инстинктами, какой-то первичной жизнью».

Корабль

Что же, изображая этих людей, стремится донести до зрителя Босх? Для этого нужно ответить, что символизирует корабль. Во-первых, корабль – это аллегория человеческой жизни, если рассматривать её как рискованное плавание. Во-вторых, в средневековой эстетике корабль однозначно ассоциируется с церковью. Центральная часть храмов так и называлась «неф» – то есть корабль (французское слово nef произошло от латинского navis – корабль). Церковь рассматривалась как корабль спасения, единственное средство удержаться на плаву в бурных водах существования.

Но корабль у Босха, кажется, давно никуда не плывёт. Он сидит на мели в мутной воде у темного берега, а его мачта уже пустила ростки и превратилась в дерево. Отчего так происходит? Почему корабль спасения не в состоянии кого бы то ни было спасти? Очевидно, человеческие пороки, хотя еще и не утянули корабль на дно, но не дают ему двигаться вперёд. Монах и монашка распевают под музыку развесёлую песню – подобное музицирование в живописи той эпохи трактовалась как прелюдия для любовных утех. На это же указывают лежащие на столе вишни – символ сладострастия. Все остальные выглядят поглощенными мыслями о еде и питье, и им нет никакого дела до смысла жизни или спасения. Потому и сверху на «Корабль дураков» взирает не Христос (как в триптихе «Воз сена»), не Жена, «облеченная в солнце» (как в «Иоанне на острове Патмос») и не Рождественская звезда (как в «Поклонении волхвов»), а прячущаяся в кроне дерева сова – птица ночи и символ дьявола.

О смысле названия

Нам не известно, какие наименования давал своим картинам Босх: все они обязаны своими названиями каталогам. Вероятней всего, картина была названа «Корабль дураков» позже, по аналогии с одноименной поэмой современника Босха Себастьяна Бранта. В своих скептических взглядах на современность они с Босхом во многом совпадали. «Во тьму и ночь мир погружён, отвергнут Богом, / Глупцы кишат по всем дорогам», – писал Брант. Глупость и для поэта, и для художника – корень множества пороков. Собрать «темных людей» на корабль да и отправить всех скопом в страну Глупляндию – такой выход предлагал Брант. Но, кажется, персонажи Босха до это пункта назначения не доплыли: остались влачить свое незавидное существование на корабле, который вместо того, чтобы двигаться вперёд, пустил корни у берега.

Образ шута

Некоторые интерпретаторы полагают, что в «Корабле дураков» Босха есть и авторская интонация, авторский голос. Он воплощён в образе шута-горбуна, который сидит с чашей вина, отвернувшись от всех. Шут единственный из обитателей корабля, кто не втянут в общее греховное веселье, единственный, кто, по-видимому, осознаёт, что всё пошло не так.

Технические нюансы

При подготовке к работе Босх делал множество эскизов на бумаге, чтобы потом перенести наиболее удачный вариант на деревянную панель.

Красочный слой в «Корабле дураков» настолько тонок, что во многих местах видны линии предварительного рисунка. Работа подвергалась неоднократным неудачным попыткам реставрации (предполагается, первая была сделана еще при жизни Босха), и это, конечно, не лучшим образом сказалось на её нынешнем состоянии.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

«Корабль дураков». Картина Иеронима Босха. Фото.

«КОРАБЛЬ ДУРАКОВ» КАРТИНА ИЕРОНИМА БОСХА.

Художник Иероним Босх. Картина Корабль дураков Иеронима Босха. Фото, описание, значение картины.

Картина «Корабль дураков» выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.

Родившийся в семье потомственных живописцев, в городе Хертогенбосе, Босх, должно быть, изучил свое ремесло в семейной студии. Об этом известно не многое и наши знания о его развитии, как художника, основаны на изучении его картин. Он инициировал сатирический и фантастический жанр живописи, населенной монстрами и выдуманными фигурами, погруженной в североевропейские притчи, которые позже вдохновят и других художников, таких как, например, Брейгель старший. Картина «Корабль дураков» представляет собой великолепный образец мастерства Иеронима Босха.

На картине изображены 12 человек. В центре - францисканский монах и монахиня, играющая на лютне. Они сидят лицом друг к другу. Их рты широко открыты, как будто они поют, но на самом деле они, как и их товарищи, собираются откусить от блина, свисающего с мачты их маленькой лодки. Был такой народный обычай, который заключался в поедании висящего блина, не используя рук. За ними сидят два лодочника. Один из них гребет гигантским половником, другой размахивает разбитым кувшином, надетым на его весло. Левее женщина готовящаяся ударить кувшином мужчину, который держит бутыль наполовину погруженный в воду. На другом конце корабля, на импровизированном руле сидит шут, пьет из чаши. Ниже – мужчина, которого тошнит, склонился за борт. Мачту кораблю заменяет дерево, из кроны которого выглядывает сова. Ниже, на мачте, королевский флаг Франции с мусульманским полумесяцем. Под ним, привязанный к мачте, жареный гусь. Радостная группа бесцельно дрейфует; обширный пейзаж на заднем плане простирается к бесконечности.

Было высказано предположение, что эта необычная сцена – интерпретация книги Корабль дураков, опубликованной в Базеле в 1494, аллегория на гуманиста Себастьяна Бранта. Это произведение было проиллюстрировано гравюрами, изображающими заполненные дураками корабли, дрейфующие к раю глупцов, который называется Narragonia. Это предположение многие считают ошибочным, хотя-бы потому, что в иллюстрациях к этой книге, дураки явно отличаются от дураков Босха, своими костюмами и шляпками с ушами ослов.

Себастьян Брант. Книга Корабль дураков. Обложка и иллюстрация.

На картине Корабль дураков, есть только одна такая фигура (шут), и он, кажется, и разъясняет смысл картины. Вполне вероятно, что Босх изобразил людей, пьющих и плывущих невесть куда, одержимых едой и питьем. Это сатира на духовенство тех времен и ироническая критика пьянства, которое лишает плывущих и разума и души. Монахи на переднем плане символизируют религиозных деятелей. Гнев – последствие пьянства, объясняет жест женщины, замахивающейся кувшином. Развратное духовенство, таким образом, позволяет лодке церкви дрейфовать, пренебрегая здоровьем души и тела. Этот аспект, представляющий собой критические замечания, провозглашенные во времена Реформации, кажется, воплощен при помощи изображения человека в воде, который висит на лодке, в то время как все остальные остаются бессознательными.

Рекомендуем к прочтению:

Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото.

Сад земных наслаждений. Иероним Босх.

new-original-style.com.ua

"Корабль дураков" Босха .Это о нас с вами?

  Мы с вами уже знакомились с творчеством Иеронима Босха (1450-1516) — нидерландского  художника, одного из крупнейших мастеров  Северного  Возрождения. 

    Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

                Сегодня посмотрим один из его шедевров "КОРАБЛЬ ДУРАКОВ"

Эта картина одна из самых известных картин великого нидерландского художника.

              Иероним Босх. Корабль дураков.1495-1500гг. Лувр.Париж.

            «Корабль дураков». Это емкий символ, возникший в Средние века - символ безумного человечества, которое плывет без руля и без ветрил, не зная цели своего путешествия.

           Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

           По одной версии - это произведение было написано под вдохновением от сатирической поэмы Себастиана Бранта "Корабль дураков", в котором описывается, как корабль с дураками отчалил в страну дураков.

    По другой версии - это аллегорическая тема, которая направлена на осмеяние существующей церкви.

Картина наполнена большим количеством символов,поэтому требует детального объяснения.

АНАЛИЗ ДЕТАЛЕЙ КАРТИНЫ.

               Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.              Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.           

      В центре картины вместе с крестьянами на корабле беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова.

             Монахиня с лютней, забыв о скромности, об обете послушания, горланит что-то развеселое и совершенно светское. Напротив нее сидит монах.

      Рты персонажей широко раскрыты, но не только потому, что они поют во все горло, - они заняты весьма своеобразным и требующим полного сосредоточения делом: на шнуре подвешена краюха хлеба – традиционное ярмарочное развлечение, – надо укусить хлеб, не касаясь его руками.            

                Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).

                         Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином.

             Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом.

               Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. 

                   Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём.

           Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и   духовенство склонны преступать моральные запреты.

               Если вы присмотритесь, то увидите, что к стволу орешника прикреплен вымпел розоватого цвета, а у основания этого вымпела изображен перевернутый полумесяц. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси, и шире – знак дьявола.

                  ИНТЕРЕСНАЯ  ДЕТАЛЬ                  

  Единственный дурак по профессии – шут, единственный, кому следовало бы балагурить, скоморошничать, дурачиться, ведет себя серьезней остальных.                          Нахохлился, отвернулся, пьет свой стакан. Его функции исполняют другие. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости.

               Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков.

                ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ БОСХ?

                Босх смеётся , но это - грустный смех.          Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и "дураки". Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно. 

         Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи - скрытые существа нашего внутреннего мира. 

                    "Корабль Дураков" - не о других людях, это - о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?

Источники.

http://nearyou.ru/bosch/fool.html

http://bibliotekar.ru/muzeumLuvr/13.htm

http://art-assorty.ru/5395-korabl-durakov-bosch.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C_%D0%B4%D1%83%D1%80%D0%B0%D0​%BA%D0%BE%D0%B2_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0)

maxpark.com

Корабль дураков (картина Босха) - это... Что такое Корабль дураков (картина Босха)?

«Корабль дураков» (фр. La Nef des fous) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха. Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова.

Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Здесь верховодит шут; по замыслу его роль — сатирическое обличение обычаев и нравов того времени. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность; «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками, и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин; её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни, и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного.

Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. Вероятно, и Босх был знаком с этой сатирой, но вряд ли она послужила ему творческим стимулом — в Средние века корабль был одной из самых распространённых метафор. Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486 г. в Харлеме, и потому возникает искушение представить картину Босха, вероятно, читавшего её, как пародию.

В Лувре хранится рисунок с одноимённым названием и композицией. Его трудно принять за эскиз или набросок: слишком велика его законченность. Возможно, лист предназначался для перевода в гравюру, например, под названием Schlaraffenschiff (Корабль лентяев).

Картина была передана в дар Лувру Камиллой Бенуа в 1918 году и в настоящее время находится в 10-м зале на 2-м этаже галереи Ришельё в Лувре. Код: R.F. 2218.

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Ссылки

dic.academic.ru

Иероним Босх «Корабль дураков». Описание картины

Иероним Босх — один из уникальных художников своего времени, его знаменитые полотна содержат столько загадок и шифров, что даже мы, современники, еще не в силах разгадать все, что хотел донести до нас этот фламандец. Его манера написания разительно отличалась от творчества его современников эпохи Возрождения. Он не уделял внимания реалистичности изображения человеческих тел, игре света и тени, цветовой колоритуре.

Босх был целиком сосредоточен на выражении своих религиозных мыслей и христианской наполненности картин. Чего стоит его триптих «Сад земных наслаждений». Кажущаяся на первый взгляд нелепица так точно и достоверно отражает ту картину мира, которая складывалась в людских головах в средневековую мрачную эпоху. При всей своей уникальности и творческой деятельности фламандский живописец прожил всю жизнь в одном городе, под названием Хердогенбос, скончавшись 66 лет от роду.

Голландцы поставили своему великому земляку памятник на родине. Его любили за манеру написания и технику раскрытия и прочтения библейских заповедей, за то, что он умел раскрыть людям, не умеющим читать, величие христианства, обрисовывал кару за грехи и и высмеивал людские пороки.

Одним из самых знаменитых полотен считается «Корабль дураков» — полагают, что это часть триптиха, вернее ее верхняя часть. Нижний фрагмент носит имя «Аллегории обжорства и сладострастия».

Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия»

По анологии со всеми полотнами, в качестве корабля выступает Церковь, которая ведет верующих на небесную пристань. Однако, Босх умудрился высмеять церковнослужителей, изобразив беспутствующего монаха в компании двух монахинь. Это изображение показывает, как упали нравы ортодоксальной Церкви. В руках монахини лютня, вокруг нее миряне, все поют или хватают ртами блин, который спускается сверху на веревке.

Босх. Корабль дураков

Босх. Корабль дураков

 

Лютню традиционно считали женским началом, а то, что она находится в руках монахини, подразумевает разврат в монастырях. Помогают убедиться в смысле описанного и другие символы – тарелка с вишнями на столе и привязанный к борту графинчик, наполненный вином. За всем этим следит сова, которая спряталась в лиственной гуще.

Далее за развратом недвусмысленно высмеивается и грех чревоугодия — вот один дурак висит за бортом, борясь с приступами тошноты от обжорства; вся компания сплоченно сидит за столом, а у одного персонажа в руке вместо весла гигантская ложка.

Все полотно отображает видение того, что корабль, наполненный дураками, становится кораблем Зла. Вместо мачты – живое дерево с зеленой кроной, рулем служит сломанная ветка. И идет этот диковинный корабль, никем и ничем неуправляемый прямиком в Ад.

Босху удалось передать аморальность в облике действующих персонажей, которые восседают под майским деревом на корабле, предвкушая время, когда отступают моральные запреты. Книгу с тем же названием Босх вряд ли читал, но подоплека и суть одна. Картину признали цельным смысловым произведением, и она находится в постоянной экспозиции в Парижском Лувре.

Автор сочинения: Волкова Элла

Похожие записи

design-kmv.ru

ИЕРОНИМ БОСХ. "КОРАБЛЬ ДУРАКОВ" - The Art Story

головаКАТАЛОГ Как в старом анекдоте: а куда же ты денешься с подводной лодки?Нидерланды|Иероним Босх|1450-1516|"Корабль дураков"|1490(?)|Дерево, масло|58х33|Лувр,Париж

Чаще всего на Масляную неделю, перед Великим постом, устраивались шутовские процессии, шутовские поединки, целые праздники, которые либо посвящались глупости, либо пародировали церковные праздники. Есть устойчивое выражение: «Корабль дураков». Это емкий символ, возникший в Средние века - символ безумного человечества, которое плывет без руля и без ветрил, не зная цели своего путешествия.Знаменитая картина Босха так и называется: «Корабль дураков». Ее название совпадает с поэмой Себастьяна Бранта, появившейся в 1494 г. Но смысловых перекличек с текстом Бранта здесь нет. Есть также стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г.), где описана ладья с персонажами, напоминающими героев Босха. В Средние века типологически были разработаны два вида корабля - корабль Господа и корабль Дьявола. Наряду с такими понятиями, как Град Господен и Град Сатаны. Общность верующих и общность еретиков, отступников. Если присмотреться, то можно увидеть, что корабль чуть-чуть отливает голубым, синеватым цветом. Голубой или синий цвет – это символ обмана, иногда символ супружеской измены. Это связано со старофламандской пословицей: «Набросить кому-то на голову голубой плащ», что означало изменить. И уже в XIV в. в Нидерландах зафиксировано шутовское «Братство Голубого корабля». И вот этот голубой корабль, корабль обмана плывет в буквальном смысле без руля и без ветрил. Мачта обломана. Вместо мачты изображен куст орешника, привязанный к шесту. Орех и орешник – символы похоти. Но не только. Целый грецкий орех часто символизирует Христа. Наружная оболочка – это земная природа Иисуса, а внутреннее сладкое ядрышко – его божественная сущность. С другой стороны – разбитый грецкий орех, его скорлупа – символ похоти, точнее говоря, символ потерянной девственности. В таком виде он будет существовать до XVII в., встречаясь преимущественно в Нидерландах, а затем и в Голландии. Из ветвей орешника выглядывает сова – недобрая, ночная птица. У христиан недобрая. У греков - мудрая птица, символ самой мудрой из богинь – Афины. Но у Босха сова – символ именно христианский, негативный. Если вы присмотритесь, то увидите, что к стволу орешника прикреплен вымпел розоватого цвета, а у основания этого вымпела изображен перевернутый полумесяц. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси, и шире – знак дьявола. Полумесяц, как атрибут греха, мы будем встречать у Босха и впоследствии. Есть здесь и другие символы похоти, даже, конкретнее говоря, сексуальные символы. Пустой горшок, надетый на шест, – символ сексуального единения мужского и женского начал. А на корабле расположилась развеселая компания. Кто-то, уже напившись, горланит во все горло бессмысленную песню, поперек бортов положена доска, на которой стоит тарелка с вишнями. Вишня – еще один знак похоти. Монахиня с лютней, забыв о скромности, об обете послушания, горланит что-то развеселое и совершенно светское. Напротив нее сидит монах. Рты персонажей широко раскрыты, но не только потому, что они поют во все горло, - они заняты весьма своеобразным и требующим полного сосредоточения делом: на шнуре подвешена краюха хлеба – традиционное ярмарочное развлечение, – надо укусить хлеб, не касаясь его руками. Обратите внимание на замечательную деталь: единственный дурак по профессии – шут, единственный, кому следовало бы балагурить, скоморошествовать, дурачиться, ведет себя серьезней остальных. Нахохлился, отвернулся, пьет свой стакан. Его функции исполняют другие. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости.

В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Северное Возрождение. Иероним Босх».

manon-gabrielle.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта