Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Картина караваджо усекновение главы иоанна крестителя


Усекновение главы св. Иоанна Предтечи: иконы, фрески, живопись

Больше тысячи лет традиции, от Синая до Палеха, в галерее изображений мученической кончины величайшего из святых — пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Н. Е. Маковский, «Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы» (1872), фрагмент. Пожалуй, самый известный сохранившийся храм в России, освящённый в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня здесь престольный праздник

Мученическая смерть величайшего из святых – Иоанна Крестителя – один из самых интересных сюжетов в иконописи. Иногда изображение предельно лаконично: только смиренно склонившийся пророк и палач-секулятор с занесенным мечом. Иногда композиция становится сложной: Саломея подставляет блюдо, в которое должна упасть отрубленная голова, Ирод сидит на троне, ученики погребают тело Предтечи.

С Усекновением главы св. Иоанна Крестителя символически связаны еще два иконописных сюжета. На иконах Сошествия Христа во ад св. Иоанн, «печать пророков», изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы и сени смертной. Таково церковное предание: после сметри пророк проповедовал в аде. Не случайно и в праздничном тропаре поется «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшегося плотию».

Другой образ – так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Он был особенно распространен в России в 16 — 17 веках, а впоследствии среди старообрядцев. Образ этот символический – в нем были усилены черты св. Иоанна как отшельника и проповедника покаяния, а значит, предшественника монашества. На хартии у него обычно пишется «Се Агнец, вземляй грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное». У него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. В руке у него – блюдо. Правильно писать в нем изображение младенца Христа (жертвенного Агнца), которого проповедовал «глас вопиющего в пустыни», но часто иконописцы помещают в него отрубленную главу самого святого.

В этих двух головах на одной иконе уже чувствуется легкое влияние западной традиции изображать святых с атрибутами их мученичества, которое впоследствии приведет к появлению нового типа икон – натуралистичного изображения главы св. Иоанна Предтечи на блюде (иногда с закрытыми глазами, т.е. мертвой) или даже одной главы.

11014

Св. Иоанн Предтеча. Энкаустическая икона VI века из собрания Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко в Киеве (Ранее – Музей Западного и Восточного искусства). Эта икона находилась в монастыре св. Екатерины на Синае, откуда была вывезена архим. Порфирием (Успенским) в 1850 году

2_1347346310

Часто в системе фресковой росписи житийный цикл Иоанна Предтечи, в т.ч. и сцены Усекновения и Обретения главы могли располагаться в дьяконнике. Обретение главы Иоанна Предтечи. Фреска дьяконника собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1125 год (слева). Усекновение главы Иоанна Предтечи Фреска дьяконника церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах») близ Новгорода. 1189 год. (справа)

11015

Св. Иоанн Предтеча. Фреска церкви монастыря Грачаница (Сербия, Косово), 14 век

11016

Сцены из жития св. Иоанна Предтечи. 1. Крещение. Иоанн Предтеча перед Иродом. 2. Иоанн Предтеча в темнице. Усекновение главы. 3. Пир Ирода. Погребение Иоанна Предтечи. Эти шесть изображений на трех досках были скорее всего выпилены из иконы Иоанна Предтечи в житии. Византия, рубеж XIV-XVвв., из собрания Гос. Исторического музея

11017

Усекновение главы Иоанна Предтечи, принесение главы Ироду, Погребение Иоанна Предтечи. Мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции, середина 14 века

11018

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона из серии т.н. «таблеток» Софии Новгородской. Конец 15– начало 16 века. Ныне – в собрании Гос. Русского музея

1108

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона 16 века из собрания Музея русского искусства в Киеве

11020

Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. Икона середины XVI века из церкви Николы Надеина в Ярославле. Изображения подобной иконографии получают широкое распространение на Руси того времени в том числе потому, что Иоанн Предтеча был тезоименитым святым царя Ивана Грозного

11021

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона 60-х гг. 16 века из Стефано — Махрищского монастыря (ныне – в собрании Музея им. Андрея Рублева)

11022

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русский Север, 17 век (в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств)

11023

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Греческий мастер, 17-18 вв. Из собрания Гос. Исторического музея

11024

Усекновение главы Иоанна Предтечи, 17 век. Икона Строгановской школы из собрания музея икон в Реклингхаузене (Германия)

11025

Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. В верхнем ряду – двунадесятые праздники – Богоявление, Воскресение и Вход Господень в Иерусалим. Слева – Рождество Предтечи и Обретение главы, справа – Усекновение главы и принесение ее на пир Ирода. Палех, первая половина 19 века, частное собрание в Германии

11026

Святая глава Иоанна Предтечи. Русская икона конца 19 века

11027

Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. Мастер Семен Иванов, 1840 год. Из собрания Музея им. Андрея Рублева

11011

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Псковская икона конца 16 века

11029

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска церкви Успения монастыря Грачаница (Сербия, Косово). Около 1321 года

1101

Усекновение главы Иоанна Предтечи; 16 век, Греция. Афон, монастырь Дионисиат

1103

Иоанн Предтеча со сценами жития: Благовестие Захарии (Лука, 1:5-22), Крещение Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы пророка; Византия 13 век; Синай, монастырь св. Екатерины

11010

Усекновение главы Иоанна Предтечи; Россия, 16 век

1109

Усекновение главы Иоанна Предтечи; Мозаика флорентийского баптистерия со сценами жития Пророка, фрагмент, 1250 — 1330 гг.

1102

Усекновение главы Иоанна Предтечи; Россия, 18 век

1105

Усекновение главы Иоанна Предтечи; 19 век , Россия, мастерская Новотихвинского монастыря, Екатеринбург; Екатеринбургский музей изобразительных искусств

2011-580x420

Усекновение главы Иоанна Предтечи, фреска; Балканы, 17 век

DAWwGlVSNoc

«Танец Саломеи» Беноццо Гоццоли, 1472 год

640px-Mattia_Preti_-_St_John_the_Baptist_before_Herod_-_WGA18395

«Иоанн Предтеча перед Иродом» Маттиа Прети, 1665 год

Густав-Моро.-Саломея

«Саломея танцует перед царем Иродом» Густава Моро, 1876 год

535325

«Усекновение головы Иоанна Предтечи» Василия Худякова, 1861 год

Jacopo_da_Ponte_004

«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Якопо да Понте Бассано, в.п. 16 века

Circle_of_Rembrandt_001

«Глава Иоанна Крестителя» Карела Фабрициуса, 1640 год

797px-puvis_de_chavannes_pierre-cc3a9cile_-_the_beheading_of_st_john_the_baptist_-_c-_1869-1

«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Пюви де Шаванна, 1869 год

flandes_wraak_herodias

«Месть Иродиады» Хуана Фландеса, 1496 год

The_Beheading_of_Saint_John_the_Baptist

«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Караваджо, 1608 год

lucastheyoungercranach_salome

«Саломея» Лукаса Кранаха Старшего, 1530 год

Andrea_Solari_Salomè_riceve_la_testa_di_Giovanni_Battista

«Саломея получает голову Иоанна Крестителя» Андреа Соларио, п.п. 16 века

2

Св. Иоанн Предтеча, современная икона

Сегодня, в память мученической кончины Иоанна Крестителя, в православной традиции день строгого поста.

www.miloserdie.ru

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Обезглавливание (усекновение главы) Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)

Обезглавливание (усекновение главы) Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)

Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник, посвященный молитвенному воспоминанию события, описанного в двух Евангелиях (Мф.14:1-13; Мк.6:14-30).

О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он – больший из рожденных женами и первый среди пророков. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Потому, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Чистота святого Иоанна и его любовь к девству были таковы, что он удостоился не только видеть Спасителя, Предтечей Которого был, но и крестить Его в Иордане и стать свидетелем откровения Святой Троицы.

В пятнадцатый год правления кесаря Тиверия (29 г. по Р.Х.) Иоанну в пустыне было слово от Бога. Тогда он пришел на Иордан и стал проповедовать покаяние приходившему к нему народу, наслышанному о его ангельской жизни. Он крестил иудеев в водах Иордана в знак очищения грехов, готовя их принять Спасителя и призывая принести достойные плоды покаяния вместо того, чтобы хвалиться тем, что они – сыны Авраамовы. Повторяя слова пророка Исаии, Иоанн говорил: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся… и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:3–5). Народ спрашивал, не он ли Спаситель, Которого ожидают многие поколения. Иоанн отвечал им: «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).

Иоанн Предтеча закончил свою жизнь в 32 году по Р.Х. мученическою смертью.

Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом Антипой в темницу (Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14 000 вифлеемских младенцев).

Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде, грубо нарушив еврейский Закон. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу в крепость Махеронт. Иродиада же не удовольствовалась этим, тем более, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.

В темнице Иоанн Предтеча провел около года. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Саломия, наученная матерью, просила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну.

Усекновение главы Иоанна Предтечи (Худяков В.Г.,1861)

Усекновение главы Иоанна Предтечи (Худяков В.Г.,1861)

Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.

После усекновения главы Иоанна тело его тайно было погребено учениками его в городе Севастии — городе Самарийском, а глава тайно сокрыта во дворце Ирода Иродиадой, боявшейся, что при соединении главы с телом, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее.

По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, ставшая потом одной из мироносиц, тайно откопала святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

По прошествии многих лет, 452 году от Р.Х., честные мощи святого Иоанна Предтечи были чудесным образом обретены и стали источником благодати для верующих, приходивших поклониться им (читайте об этом Обретение главы Иоанна Предтечи).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни (читайте об этом Иродиада и Саломея). Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Иоанн Предтеча - Ангел Господень

Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка – Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.» (Мф. 11:10). Святой Предтеча – это поистине первый Ангел во плоти. Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.

Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.

Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.

Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту – он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.

Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.

Вот почему его называют Ангелом.

Иоанн Креститель - Предтеча и в аду

Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.

Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя? Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.

О празднике

День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. В этот день установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания.

Относительно праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий, не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, что в этот день нельзя ставить на стол ничего круглого (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу круглой формы (то есть – картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Молитва святому пророку Иоанну ПредтечиКрести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе прибега́я не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, имо́же ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Тропарь, глас 2-йПамять праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 5-йПредтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

ВеличаниеВеличаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Закон Божий. Усекновение главы Иоанна Предтечи

 

Информация с сайта hram-troicy.prihod.ru

Назад к списку

vysokovo.prihod.ru

Картина недели. «Обезглавливание Иоанна Крестителя» Караваджо

В новом выпуске произведение Караваджо, который был одержим убийством, а особенно убийством через обезглавливание. Обычно великим прорывом этого художника-реалиста считают натуралистично изображённые грязные ногти моделей, но реже рассматривают его вклад в искусство через маниакальную кровожадность, кишки и расчленёнку. А ведь Караваджо — патриарх классического хоррора с горами трупов и лужами крови.

 

Современный психиатр скорее всего назвал бы Караваджо (1571 — 1610) социопатом с нарциссической акцентуацией. Художник был большим любителем вписаться в какую-нибудь по-настоящему дерьмовую историю с мордобоем, погромом, поножовщиной и, если повезёт, убийством.

Он никогда не делал эскизов, а закатывал холсты в шедевры наскоком, не забывая вписывать в собственные картины автопортреты. И при этом никогда полотна не подписывал, ведь это слишком мелко.

Умер Караваджо в бегах по пути в Рим, куда направлялся, чтобы добиться помилования после того, как несколько лет скрывался от властей на юге Италии, после того как 29 мая 1606 года развязал драку, в ходе которой был убит горожанин Рануччо Томассони. Папа Римский Павел V объявил художника убийцей и опасным рецидивистом, за чью голову любой мог получить папское вознаграждение. Картина, о которой пойдёт речь — «Обезглавливание Иоанна Крестителя» — была написана в за несколько лет до гибели, в его библейский период, когда стиль живописца стал беспросветно мрачным.

Смотреть в большом размере

Почему вам будет легко понять Караваджо

— Способы достоверного изображения насилия и его кровавых последствий волновали художника сильнее всего. Религиозные сюжеты как нельзя кстати подходили для этой практики. Для своего «Воскрешения Лазаря» дебошир Караваджо даже попросил притащить начавший распадаться труп, и угрожал кинжалом не желавшим с ним контактировать натурщикам.

— Караваджо многократно писал процесс отделения головы от тела и отрубленные головы в ассортименте. Его кисти принадлежат «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Юдифь и Олоферн», где Олоферн остаётся без головы, отрезанная «Голова Медузы Горгоны» и еще десяток безголовых полотен. Искусствоведы почему-то постеснялись дать ему соответсвующее прозвище, среди них он славится тем, что первым применил барочную манеру письма с выкрученной контрастностью «кьяроскуро», когда используется резкое противопоставление света и тени.

Что, кроме смертельного ужаса, можно прочитать на картине

Круглое

Караваджо сосредоточенно рассказывает историю убийства исторической фигуры Иоанна Предтечи, пророка, провозгласившего Иисуса мессией. Праздник усекновения главы пророка православные, скорбя, отмечают, 11 сентября. В этот день нельзя есть мясные и молочные продукты. Суеверия, не имеющие никакого отношения к христианской традиции, гласят, будто этот однодневный пост предполагает также отказ от употребления всего круглого, например, фруктов, потому что те напоминают по форме блюдо, на котором отсечённая голова Иоанна Крестителя была принесена галилейскому царю Ироду Антипе. Сыну того самого Ирода Великого, который убил 14 000 вифлеемских младенцев.

Якобы после отделения от туловища голова Иоанна продолжила обличать царя и его сожительницу Иродиаду, которая ушла к Ироду от живого супруга. Чтобы сжить со свету надоедливого праведника Иродиада попросила свою дочь Саломею исполнить на пиру нескромный танец. Пляска так впечатлила царя, что тот пообещал танцовщице исполнение любого желания. Та пожелала голову пророка, и не ошиблась, ведь Ироду не хотелось расстраивать гостей и выглядеть при них пустомелей. Все заказчики и исполнители преступления умерли в муках в течение последующих нескольких лет.

Письменное

Но самое главное, что можно прочитать, — это надпись f. Michelang.o, которая рассказывает целую главу из жизни художника. Во-первых, она делает полотно единственной подписанной среди всех работ художника. Во-вторых, означает первую часть имени Микела́нджело Меризи да Караваджо, где приставка f. говорит о принадлежность к мальтийскому Ордену Госпитальеров. Картина была заказана в качестве алтарной для собора Святого Иоанна Крестителя на Мальте, где и находится с момента написания по сей день. Караваджо был принят в орден, но вскоре лишился его за некое очередное преступление и был изгнан с острова как «гнилой зловонный орган».

Есть и более нарядная версия расшифровки надписи. Якобы она может гласить «Я, Караваджо, сделал это», что означает признание в убийстве Рануччо Томассони в 1606 году, за два года до написания картины.

Пустое место

Эта картина — самая большая из всех алтарных работ Караваджо. Она настолько большая, что поместились и фигуры людей в натуральную величину, и огромное пустое пространство. Эту не оправданную ничем кроме размеров фигур, зияющую пустоту, которую художник не потрудился украсить малейшим реквизитом, можно считать самим началом реализма как такового.

Отсечение головы уполномеоченный на казнь воин завершает кинжалом

Источник: http://users.livejournal.com/zhavnerovich-/38423.html

subscribe.ru

Обезглавливание Иоанна Крестителя (Караваджо) — WiKi

На картине изображена казнь Иоанна Крестителя в присутствии Саломеи, приготовившей для его головы золотое блюдо. Стоящая рядом женщина, идентифицируемая как Иродиада или просто случайная свидетельница, с ужасом наблюдает, как надзиратель приказывает палачу довершить казнь отсечением головы Иоанна кинжалом[1][2]. Данная сцена, популярная у итальянских художников вообще и у Караваджо в частности, упоминается в Библии лишь косвенно, и вероятнее всего позаимствована из сборника «Золотая легенда»[3].

Как и прочие работы позднего творчества Караваджо, картина характерна минимумом деталей и реквизита[4]. Размеры полотна позволили изобразить персонажей примерно в натуральную величину, несмотря на то, что значительная часть картины представляет собой пустое пространство[5].

Согласно книге искусствоведа Джона Варриано «Караваджо: искусство реализма» (2006) фоном для картины послужило изображение тюрьмы из уложения о наказаниях Ордена госпитальеров[6] .

  Подпись художника в крови Иоанна Крестителя

Картина написана в 1608 году в качестве алтарной[7] по заказу мальтийского Ордена госпитальеров, кавалером которого Караваджо стал в том же году[8], и является самой большой из всех алтарных картин мастера[8]. Со времени написания она постоянно находится в соборе Святого Иоанна на Мальте, для которого и создавалась. Служба в Ордене оказалась для Караваджо недолгой — вскоре он вновь оказался в тюрьме за преступление, записей о котором не сохранилось, однако ему удалось осуществить побег с острова[2]. Спустя полгода после принятия в Орден он был заочно лишён сана мальтийского рыцаря с формулировкой «гнилой зловонный орган». Церемония прошла в Оратории — том же самом зале, где находилось творение Караваджо[2][9].

Тема казни Иоанна Крестителя была продолжена художником в последующих работах. Одна из них находится в Лондонской национальной галерее, другая — в Королевском дворце в Мадриде. Возможно, Караваджо намеревался отправить какую-то из картин в дар Великому магистру Ордена Алофу де Виньякуру, чтобы заслужить его прощение, но точных сведений об этом нет[10].

«Обезглавливание Иоанна Крестителя» дошла до нашего времени в очень плохом состоянии[11], пройдя реставрацию только в 1950-е годы к знаменитой выставке в Риме 1955—1956 годов, обратившей к работе значительный интерес[12].

Во время реставрационных работ на картине была обнаружена подпись автора[13], символически помещённая им под лужей крови раненного Иоанна, и которая немедленно стала предметом дискуссий. Одни считают, что Караваджо подписался f. Michelang.o (где f означает его принадлежность к братству Ордена)[14], но более распространено мнение, что подпись гласит «Я, Караваджо, сделал это», подразумевая собой признание в преступлении — возможно, в убийстве Рануччо Томассони в 1606 году, из-за которого художнику пришлось бежать из Рима[15][16][17].

ru-wiki.org

Описание картины Караваджо. Саломея с головой Иоанна Крестителя

Картина Караваджо «Саломея с головой Иоанна Крестителя». Размер картины 116 x 140 см, холст, масло.

«Саломея с головой Иоанна Крестителя», -  последняя работа Караваджо. Он вынужден был бежать из Рима,из-за потасовки в которой произошло убийство. В тяжелом духовном  состоянии изгнания   – между отчаянием и надеждой – он и начал писать свою последнюю работу об Иоанне Крестителе и вообще последнюю работу – «Саломею…».

Сам по себе Караваджо был человеком контрастов. Его характер, взрывной темперамент всегда приносили ему много бед. Он переживал очень яркие приливы света, которые сменялись периодами глубокого внутреннего упадка. Многие, кто видел его в таком состоянии, говорили, что это человек мрачный, нелюдимый, опасный и чуть ли не психически больной. Думаю, все эти контрасты вполне различимы в его последней работе.

На картине  изображены, предположительно, танцовщица Саломея, Иродиада и Ирод Антипа. Иродиада была замужем за своим дядей Филиппом и имела от него уже взрослую дочь Саломею, но увлеклась преступной связью с братом мужа, галилейским царьком Иродом Антипой. Эта любовная связь произвела на всех жителей Галилеи тяжелое впечатление; народ глухо роптал, но не смел высказать своих чувств. Тогда мстителем за поруганный нравственный закон выступил Иоанн Креститель, который смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Ирод Антипа, не вынося обличений за незаконную связь с Иродиадой, заключил Иоанна Крестителя в темницу, где предвестник Иисуса Христа и пал жертвой злобы Иродиады. Саломея так хорошо танцевала для царя Ирода Антипы, что он поклялся выполнить любую её просьбу. Ее мать, Иродиада, которая искала возможность мести Иоанну Крестителю, убедила Саломею потребовать у Ирода голову Иоанна Крестителя. Эта картина является последней работой художника Микеланджело Меризи да Караваджо, написанной в течение последних трех лет его жизни, возможно закончена живописцем в Неаполе, где он проживал с 1609 до 1610 года.

Источник:  smallbay.ru

Саломея с головой Иоанна Крестителя

Саломея с головой Иоанна Крестителя

 

Похожие записи

design-kmv.ru

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, Иоанна.: ogbors

Иоанн Предтеча - ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии.Жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов, которые впоследствии стали называться таинством крещения.Крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, окунув его в воду.Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи.Является исторической фигурой. О нём есть упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия.

В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии.В исламе, а также мандеями и бахаи почитается под именем Яхья, в христианских арабских церквях — под именем Юханна.

Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами.

Иоанн был сыном священника Захарии («из Авиевой чреды») и праведной Елисаветы (происходившей из рода Аарона), пожилой бесплодной пары.Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей».Захария выразил недоверие ангелу - и за это тот покарал его немотой.

После того, как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить её и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа».Таким образом, своей матери Иоанн предсказал мессию, ещё будучи в утробе.

Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса (его родственника).Отец Иоанна всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно:«Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.»О последующем детстве Иоанна, Евангелие упоминает  вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю».

Упоминается, что отец Иоанна, Захария, был убит «между храмом и жертвенником» слугами Ирода.

Как пишет евангелист Лука, в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи).

Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году н. э. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря»). Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики.

Иоанн не был обычным проповедником — он передавал людям волю Бога, как древние ветхозаветные пророки, и даже более этого, ведь был исполнен Духа Святого будучи ещё во чреве матери. Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии, которого ожидали.

Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившим к нему фарисеям Иоанн говорил:

« …порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.»В 3 главе Евангелия от Луки приводятся также его поучения, обращённые к воинам («Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем»), мытарям («Ничего не требуйте более определённого вам») и всему народу («У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»). Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Некоторые «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он». Его последователи образовали особую общину — «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм.

Пришедшим из Иерусалима священникам и левитам, явившимся, чтобы проверить его, он ответил, что не является ни Илией, ни пророком, но: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя».

На вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Затем последовало крещение.

К Иоанну, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл и Иисус с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона).

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!».

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение, свершившееся тогда, сильно повлияло на Иисуса и рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились». Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом». Около 30 года н. э. Иоанн был арестован, и его проповедническая деятельность завершилась.

В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника.

В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась. Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?".

Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу.

В память этих событий установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь отмечает его 29 августа (11 сентября). В какой бы день недели этот праздник не попадал, включая воскресение, этот день всегда в Православной церкви в память о великом постнике Иоанне (который питался в пустыни только акридами и диким мёдом) является, согласно Уставу, днём строго поста, запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но и рыбу.

Место рождения Иоанна (монастырь Святой Иоанн на го́рах)

«Наречение Иоанна Крестителя» (картина Рогира ван дер Вейдена. Разрешившаяся от бремени Елизавета лежит в кровати, на переднем плане Захария пишет имя сына)

«Иоанн Креститель» (картина Эль Греко)

"Святой Иоанн Креститель в пустыне". Художник Иероним Босх. 1504-05 г.

«Явление Христа народу» (картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос)

«Крещение Господне» (картина Тинторетто)

«Месть Иродиады» (картина Хуана Фландеса)

Саломея (картина Бартоломео Венето)

Батистелло, "Саломея", 1615

Франц фон Штук, "Саломея", Ленбаххаус

«Казнь Иоанна Крестителя» (картина Караваджо)

Голова Иоанна Крестителя (Сан-Сильвестро-ин-Капите, Рим)

Десница (рука) Иоанна Крестителя (Цетиньский монастырь, Черногория)

Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов (Дамаск)

ogbors.livejournal.com

Иоанн Креститель (Караваджо) - это... Что такое Иоанн Креститель (Караваджо)?

Иоанн Креститель был изображён минимум на восьми картинах Караваджо.

Иоанн Креститель, Толедо

Caravaggio-Baptist-Toledo.jpg
Караваджо (оспаривается)
Иоанн Креститель, 1598
итал. San Giovanni Battista (Giovanni nel deserto)
холст, масло. 169×112 см
Museo Tesoro Catedralicio, Толедо
Деталь картины «Принесение Исаака в жертву» примерно 1598 год (частная коллекция, Нью-Джерси). Сходство между двумя головами позволяет предположить, что эта картина и «Иоанн Креститель» из Толедо написаны одним художником

Авторство данной картины оспаривается; кроме самого Караваджо, автором может быть Бартоломео Кавароцци (Bartolomeo Cavarozzi), его ранний последователь. Картина находится в коллекции Музея Tesoro Catedralicio, Толедо (Испания), и Джон Гаш предполагает, что она является одной из картин, написанных Караваджо для настоятеля Госпиталя Утешения, о чём говорит ранний биограф Караваджо Манчини. По словам Манчини, настоятель «потом взял их с собой на родину», но одна из версий рукописи Манчини говорит, что этой родиной была Севилья, а другая говорит о Сицилии. В больнице в 1593 году был настоятель-испанец, и он не мог оставить пост до июня 1595. Гаш цитирует точку зрения учёного А. Переса Санчеса, согласно которой фигура святого написана в сходстве со стилем Кавароцци, но не остальная картина; а для Караваджо более характерна красиво написанная виноградная лоза. Гаш также указывает на нежную светотень и деликатную обработку контуров, и прочие подобные стилистические особенности ранних работ Караваджо. Если эта картина действительно была написана Караваджо, то на неё, вероятно, повлияли ранние работы Диего Веласкеса. Однако, сильны аргументы за то, что это картина Кавароцци, и известно, что он отправился в Испанию около 1617—1619 годов[1].

Питер Робб, считая создателем картины Караваджо, датирует её примерно 1598 годом, когда художник был членом семьи своего первого покровителя, кардинала Франческо Мария Дель Монте. Робб отмечает, что моделью для Иоанна, видимо, послужил тот же юноша, с которого писался Исаак на картине о принесении в жертву. Однако авторство этой картины тоже оспаривается, поэтому проблема не может считаться решённой.

Иоанн показал на фоне зелёной лозы и стеблей винограда, сидящим на красном плаще, держащим в руках крест из тонкого тростника, и смотрящим на овцу, лежашую у его ног. Красный плащ станет одной из основ многих работ Караваджо[2].

Иоанн Креститель, Капитолийский музей и Галерея Дориа-Памфили

Michelangelo Merisi da Caravaggio, Saint John the Baptist (Youth with a Ram) (c. 1602, WGA04112).jpg Michelangelo Merisi da Caravaggio, Saint John the Baptist (Youth with a Ram) (c. 1602, WGA04112).jpg
Караваджо
Иоанн Креститель (юноша с овном), 1602
итал. San Giovanni Battista (Giovane con un montone)
холст, масло. 129×94 см
Капитолийский музей, Галерея Дориа-Памфили, Рим

Моделью для этой картины послужил Чекко ди Караваджо, слуга и ученик Караваджо, также изображённый на картине «Амур-победитель» и ряде других. Юный Иоанн показал полулежащим; одна рука расположена на шее барана, он повёрнулся к зрителю с озорной улыбкой. На картине практически ничего не говорит о том, что изображён пророк — ни креста, ни кожаного ремня, из символов присутствует только клочок кожи верблюда, затерянный в складках красного плаща, и баран. Выбор животного тоже неканоничен — животным Иоанна Крестителя, как предполагается, был ягнёнок, что является отсылкой на приветствие им Христа как «Агнца Божьего», пришедшего, чтобы забрать грехи человечества. Баран же часто является символом похоти[2].

Иоанн Креститель, Канзас

Michelangelo Merisi da Caravaggio - St. John the Baptist - WGA04155.jpg
Караваджо
Иоанн Креститель (Иоанн в пустыне), 1604
англ. John the Baptist (John in the Wilderness)
холст, масло. 173×133 см
Nelson-Atkins Museum of Art, Канзас

Одна из немногих работ Караваджо, расположенных в коллекции американского музея. Свет падает на фигуру сверху справа[3]. Питер Робб отмечает, что этот «Креститель» психологически является полной противоположностью первой из картин — предположительно лунный свет, мёртвая коричневая растительность. В картине революционна идея, согласно которой Иоанн показан не в какой-либо известный эпизод из его жития, с минимумом символов; работа выражает внутренний мир, а не общий религиозный и социальный опыт.

Иоанн Креститель, Национальная галерея старинного искусства

Картина расположена в коллекции Национальной галереи старинного искусства в Риме[4]. В картине ещё меньше сопутствующих святому символов (нет верблюжьей одежды), действие вновь скрыто от зрителя.

Иоанн Креститель, Валлетта

Michelangelo Merisi da Caravaggio - St John the Baptist at the Well - WGA04201.jpg
Караваджо (оспаривается)
Иоанн Креститель (Иоанн Креститель у фонтана), 1608
англ. John the Baptist (John the Baptist at the Fountain)
холст, масло. 100×73 см
частная коллекция, Мальта
«Спящий купидон»

Так как картина находится в частной коллекции, её изучение затруднено. Джон Гаш указывает на сходство изображения тела с картиной «Спящий купидон», приписывает картину Караваджо и датирует мальтийским периодом. Картина известна в двух вариантах; она была сильно повреждена, в особенности в части пейзажа. Сюжет картины отсылает к тому, что в период жизни в пустыне Иоанн пил только воду. Согласно Гашу, состояние жажды хорошо передано в положении головы и рук.

Иоанн Креститель, Галерея Боргезе

На картине изображен мальчик, расположенный на темном фоне, за которым овца жуёт скучный коричневый виноград. Мальчик задумчив: возможно, это святой Иоанн размышляет о предстоящей жертве Христа, а возможно, реальному ребёнку, которого позвали с улицы побыть моделью несколько часов, просто скучно. Согласно Гашу, картина более богата цветом, в ней менее идеализирован, но более чувственен подход к мужской наготе. В коллекцию Боргезе картина вошла после конфискации другой коллекции по сфабрикованным показаниям.

Иоанн Креститель, Мюнхен

Caravaggio-Baptist-reclining.jpg
Караваджо (оспаривается)
Иоанн Креститель (лежащий Креститель), 1610
англ. John the Baptist (Reclining Baptist)
холст, масло. 106×179.5 см
Частная коллекция, Мюнхен

Авторство картины оспаривается; однако, она была включена в список работ Караваджо его биографом Питером Роббом.

Примечания

Литература

dvc.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта