Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»: история написания и значение полотна. Караваджо поцелуй иуды описание картины
Описание картины Караваджо «Поцелуй Иуды»
Живописное полотно, написанное мастером Микеланджело Караваджо, находится в Дублине, Ирландии, а его точная копия – до момента нашумевшей кражи находилось в Одессе, в Украине. Билейский сюжет в основе картины повествует о последнем дне жизни Иисуса Христа на земле. Известно, что Христа предал Иуда – верный ученик Христа, который указал стражам на то место, где жил Спаситель. Известно, что картина была написана Караваджо – приверженцем позднего маньеризма – по заказу Маттея Кириако. Долгие годы картина считалась безуспешно потерянной, но в конце двадцатого века ее все-же опознали в одном из Обществ Иисуса, в Ирландии.
Картины Караваджо в большинстве своем принадлежат направлениям реализма и маньеризма, так и «Поцелуй Иуды» – канонический пример для караваджистов, так как это полотно вобрало в себя все мастерство и маньеричесую технику художника. Прежде всего сильно заметно отрицание канонического ренессансного искусства – нет статических поз, выражение лиц не говорит о внутренних переживаниях, не используются классические локальные цвета, существенные акценты на светотень.
Для маньеризма, в свою очередь, характерно гармоничное, непротиворечивое душевное состояние портретируемых и их внешние эмоции, Караваджо обнажает восприятие, делает полотна чувственными и преисполненными эмоциями. «Поцелуй Иуды» – это прежде всего эмоциональное полотно, которое раскрывает переживание героев. На лице Искариота мы видим безумный фанатизм, гримасу страдания и угодливости, его руки крепко вцепились в Иисуса, он выражает свою преданность через предательство, которое Иисус переживает, склоняя взгляд, он знал, что предательство произойдет и лишь смирение видно на его лице. Караваджо делает характерный акцент на освещение внутри картины, словно свет лучами падает сверху.
opisanie-kartin.com
"Поцелуй Иуды" Караваджо. Необычное послание из прошлого
Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
“Поцелуй Иуды”. Лунный свет выхватывает из темноты несколько фигур. Лица. Руки. Чёрные доспехи. Христос отпрянул под натиском толпы. Иуда сейчас поцелует его. Тем самым подавая знак страже, что он тот самый. Один стражник уже дотронулся до груди Иисуса. До его ареста осталась секунда. А пока пауза.
Картина на первый взгляд типична для Караваджо. По ней легко понять все новаторства художника. Однако в этой работе зашифровано одно необычное послание. Его мы и попробуем расшифровать.
Тенебросо, реализм и кое-что ещё
Если вы до этого не видели ни одной картины Караваджо, то вполне сможете понять все его особенности по одному лишь “Поцелую Иуды”. Это его классическое произведение.
Тенебросо
Караваджо очень талантливо применял метод тенебросо. Когда на заднем плане сплошная тьма. И лишь тусклый свет вылепливает фигуры.
В картине “Поцелуй Иуды” метод тенебросо особенно уместен. Ведь Христа арестовывают в Гефсиманском саду ночью. И лишь луна могла освещать это драматическое событие.
Реализм
Изображение необычайно реалистично. Даже в полумраке мы видим грязь под ногтями героев. Видим каждую морщинку. Жесты и мимика персонажей очень правдоподобны. Как, например, у святого Иоанна. Который кричит, осознав весь трагизм происходящего.
Караваджо. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, г. Дублин. wga.hu
Как Караваджо достигал такой реалистичности? Он использовал камеру-обскуру. Он просил натурщиков принять нужные позы. Изображение проецировалось на холст. Затем художник быстро обрисовывал очертания фигур. Так позы персонажей получались жизненными.
Ещё Караваджо никогда не создавал предварительных рисунков. Работал только с натуры. Это также помогало ему создавать живые образы. Иной художник, злоупотребляя чрезмерной подготовкой, может превратить динамичный сюжет в сухое повествование.
Приближение
Караваджо максимально нас приближает к происходящему. В результате в раму “уместилось” лишь пять фигур. Он даже не стал изображать святого Петра. Хотя до Караваджо его всегда включали в сюжет. Показывая, как он в порыве гнева бросается защитить учителя. Да только отрезает ухо одному несчастному из толпы.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия. wga.hu
Так, у Джотто, есть и толпа, и святой Петр с ножом, и отрезанное ухо. Более того, великий предшественник специально подчёркивает наличие толпы. Обрезая часть лиц по краям фрески. Чтобы мы понимали, насколько толпа огромна.
Спаянность фигур
Обратите внимания, насколько тесно друг к другу стоят фигуры. Они словно атомы молекулы. Крепко соединены. И кажется, что ни один элемент нельзя убрать. Иначе все развалится. Такой же эффект композиции мы наблюдаем и в другом шедевре Караваджо “Положение во гроб”.
Необычное послание Караваджо
Есть в картине один необычный момент. Посмотрите, справа стоит мужчина с фонарем в руках. Он с интересом вглядывается в происходящее.
Караваджо. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, г. Дублин. wga.hu
Он не апостол. И не стражник. Кто же он?
Это сам Караваджо.
Зачем Караваджо изобразил самого себя?
Это самолюбование? Желание увековечить себя?
Скорее всего, причина в другом. Это его послание всем нам. И чтобы его расшифровать, нужно немного углубиться в библейский сюжет.
А сюжет этот о вероломном предательстве. Ученик предаёт учителя за 30 серебренников. Казалось бы, сюжет трагичен, но прост. Корыстолюбивый злодей предал доброго и кроткого Иисуса.
Но корни его предательства уходят глубже. Иуда видел в Иисусе спасителя своего народа. Он представлял, как тот совершит переворот. Сядет на царский трон. А главные роли раздаст ближайшим соратникам. Ему в том числе.
Да, Иуда был тщеславен. Ради высокого поста он готов был потерпеть аскетичный образ жизни. Чтобы потом стать придворным министром. Не меньше.
Но Иисус вёл себя не так, как ожидал Иуда. Он не боролся за власть привычными способами. Он завоевывал сердца людей своей мудростью, великодушием и готовностью на самопожертвование.
Такого Иуда не ожидал. Его амбициозные планы рухнули. И небольшая плата за выдачу Христа – возможность выместить злобу за свои несбывшиеся надежды.
Так что это не какой-то страшный злодей, каким его часто представляют. Это скорее жалкий, мелочный человек. Который готов тут же отвернутся от своего учителя, друга. Поняв, что ему эта связь ничего не сулит. В этом его главная трагедия. И таких трагедий – сплошь и рядом во все времена. И в наше время.
Вот для чего Караваджо изобразил себя в качестве наблюдателя. Он всматривается в происходящее. Как бы задавая себе вопрос “А я? Не предаю ли я Христа?”
Он как бы взывает к нам. Предостерегает. Мол, будьте бдительны. Задавайте себе почаще вопрос “А не предаю ли я Христа?”
А Христос уже будет у всех свой. Моральные принципы. Семья. Предназначение. Совесть…
Интересный факт. Еще один “Поцелуй Иуды”
Картины Караваджо часто копировали. У “Поцелуя Иуды” тоже есть копия. Она хранится в Одесском музее восточного и западного искусства.
Я ее, конечно, вам здесь покажу. Но особого смысла в этом нет. Их сложно отличить друг от друга. Скопировано все до мельчайших деталей.
Последователь Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Музей восточного и западного искусства, г. Одесса. museum.odessa.ua
На освещение и цвета не обращайте внимания. Все-таки картины взяты из разных источников.
Нет. Все же одной деталью они отличаются.
Присмотритесь к лицам героев на обеих картинах.
На одесской картине кожа на вид восковая. На дублинской же – более натуроподобна.
Но все равно обе картины очень похожи. Поэтому одно время одесскую копию считали авторской. Есть даже легенда, как она появилась.
Караваджо написал дублинский “Поцелуй Иуды” для своего покровителя Кириако Маттеи. Картиной восторгались ценители искусства. Чему очень позавидовал родной брат Кириако. Дабы ему угодить, Караваджо и написал для него авторскую копию.
Копия действительно была написана для брата заказчика. Судя по его бухгалтерской книге. Но скорее всего сделал это не Караваджо. К тому моменту его уже не было в Риме. Он сбежал оттуда после совершенного убийства.
PS.
Кстати, одесский “Поцелуй Иуды” был украден из музея в 2008 году. Картину удалось вернуть в 2010 году. С помощью подставного покупателя. Полотно было сильно повреждено ворами. Оно до сих пор находится на реставрации.
Так что, если захотите посмотреть картину в Одессе, заранее уточняйте, не вернулась ли она на своё место.
О жизни мастера, похожей на приключенческий роман, читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
история написания и значение полотна
Микеланджело Караваджо - художник эпохи барокко. Его мастерство в оперировании светом и наложении теней, а также максимальный реализм в соединении с трагической экспрессией персонажей выводят мастера на первый план. Караваджо получил признание еще при жизни. Популярного художника приглашали писать полотна богатые и могущественные семьи Италии. Он имел своих учеников и последователей, пытавшихся рисовать в той же манере. Их называют «караваджистами». Такое наследование породило большое количество якобы «авторских копий». И картина «Поцелуй Иуды» не является исключением. С одной из них произошла интересная история в Одессе. О ней, а также об оригинальном полотне читайте в этой статье.
Тема взятия Христа под стражу
В средние века фрески и церковные росписи были «Библией для неграмотных». Но насчет последних дней Христа описания Евангелий расходятся. Иоанн утверждает, что Иисус Сам вышел навстречу вооруженному отряду и спросил: «Кого ищете?» И когда Он назвался, пришедшие Его арестовывать «пали на землю» (Ио. 18:6). Три прочих евангелиста рассказывают совсем иную историю. Отряд солдат привел в Гефсиманский сад Иуда. Документов с фотографиями тогда не было, а Христос внешне был похож на Иакова Младшего (в Евангелиях его еще называют братом Иисусовым). Поэтому уговор был таков: кого Иуда поцелует, того нужно арестовывать. К этой теме предательства обращались многие художники, начиная с Джотто. Фреска этого мастера в Падуе стала христоматийным примером. Так возникла традиция изображать Иуду всегда в профиль и с черным нимбом. Но картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на события, случившиеся две тысячи лет тому назад.
История написания
Приблизительно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил к себе модного на то время художника. Семья владела небольшой картинной галереей. Негоцианты хотели во что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Караваджо поселился во дворце Маттеи и получил задаток за работу. Тему для картины, предположительно, заказал один из членов фамилии – кардинал Джироламо. И она была написана в рекордно короткий срок – всего за тридцать дней. Но и гонорар за работу мастер получил небывалый – сто двадцать пять скудо. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды» долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи. Известно, что мастер делал собственноручные копии своих удачных работ. Кроме того, ему вторили ученики его школы. Сейчас насчитывается двенадцать полотен, повторяющих оригинал.
Композиция полотна «Поцелуй Иуды»
Картина Караваджо написана на удлиненном холсте. Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. Но есть и меньший свет – фонарь, который держит молодой человек справа. Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм. Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя. Поэтому и называется полотно не «Взятие Христа под стражу», а «Поцелуй Иуды». Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план.
Картина Караваджо: утерянная и вновь обретенная
Семейство Маттеи владело полотном около двухсот лет. Со временем менялась мода, брутальный реализм и вихрь барочных страстей уступил место идеалистическим, копирующим античность композициям эпохи классицизма. Картина Караваджо утратила авторство в документах семьи Маттеи. Когда потомки этого рода стали испытывать финансовые трудности, они решили продать это полотно. Картину купил член английского парламента Гамильтон Низбет как произведение голландского художника Герарда ван Хонтхорста. В 1921 году умерла последняя представительница этого шотландского рода, а полотно под тем же авторством было куплено с аукциона Джоном Кемпом. Он перепродал его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в 1934 году подарила картину иезуитской консистории в Дублине. Поскольку полотно нуждалось в реставрации, монахи пригласили для этой работы специалиста Серджио Бенедетти из Национальной галереи Ирландии. Он и определил истинного автора. Сейчас полотно можно увидеть в Дублине, в Национальной галерее.
Одесская копия
Когда была мода на Микеланджело Караваджо, картины этого мастера копировались как им самим, так и его учениками и последователями. Образец, хранящийся в собрании Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе, был заказан родным братом владельца оригинала, Асдрубале Маттеи. Об этом свидетельствует запись в его бухгалтерских документах. Уже спустя десять лет после смерти прославленного мастера он заплатил за копирование его творения итальянскому художнику Джованни ди Атилли. Одесский музей, приобретя картину от семейства Маттеи, настаивал, что это – оригинал. Вероятно, это и послужило причиной кражи. Одесское полотно было похищено в июле 2008 г. Однако два года спустя картина была изъята из рук преступников в Берлине.
Загадки картины
Творчество Караваджо таит в себе немало тайн, до сих пор не раскрытых исследователями. И «Поцелуй Иуды» - не исключение. Считается, что в одном из персонажей, мужчине с фонарем в руках, художник запечатлел себя самого. И в этом автопортрете нет ничего от суетного тщеславия. Скорее, наоборот: художник продвигает идею, что все человечество, и он также, виновны в Страстях Христа.
fb.ru
Описание картины Караваджо «Поцелуй Иуды» Картины художников
Живописное полотно, написанное мастером Микеланджело Караваджо, находится в Дублине, Ирландии, а его точная копия – до момента нашумевшей кражи находилось в Одессе, в Украине. Билейский сюжет в основе картины повествует о последнем дне жизни Иисуса Христа на земле. Известно, что Христа предал Иуда – верный ученик Христа, который указал стражам на то место, где жил Спаситель. Известно, что картина была написана Караваджо – приверженцем позднего маньеризма – по заказу Маттея Кириако. Долгие годы картина считалась безуспешно потерянной, но в конце двадцатого века ее все-же опознали в одном из Обществ Иисуса, в Ирландии.
История перемещений картины по-прежнему остается очень запутанной, известен случай кажи копии картины из Западноевропейского и восточного музея искусства в Украине. Долгое время именно «одесская копия» считалась оригиналом или первоначальным эскизом. До сих пор по поводу происхождения этих двух полотен идут серьезные споры, искусствоведы никак не могут прийти к единому
мнению по этому вопросу.
Картины Караваджо в большинстве своем принадлежат направлениям реализма и маньеризма, так и «Поцелуй Иуды» — канонический пример для караваджистов, так как это полотно вобрало в себя все мастерство и маньеричесую технику художника. Прежде всего сильно заметно отрицание канонического ренессансного искусства – нет статических поз, выражение лиц не говорит о внутренних переживаниях, не используются классические локальные цвета, существенные акценты на светотень.
Для маньеризма, в свою очередь, характерно гармоничное, непротиворечивое душевное состояние портретируемых и их внешние эмоции, Караваджо обнажает восприятие, делает полотна чувственными и преисполненными эмоциями. «Поцелуй Иуды» — это прежде всего эмоциональное полотно, которое раскрывает переживание героев. На лице Искариота мы видим безумный фанатизм, гримасу страдания и угодливости, его руки крепко вцепились в Иисуса, он выражает свою преданность через предательство, которое Иисус переживает, склоняя взгляд, он знал, что предательство произойдет и лишь смирение видно на его лице. Караваджо делает характерный акцент на освещение внутри картины, словно свет лучами падает сверху.
Прислал: Осипова Жанна . 2017-10-08 22:24:38
opisanie-kartin.iusite.ru
"Поцелуй Иуды" Джотто. Почему это шедевр
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
“Поцелуй Иуды”. История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах. Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.
Но “Поцелуй Иуды” Джотто (1303-1305 гг.) особенный. Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная. Судите сами. Ниже – миниатюра из псалтыри 12 века.
Миниатюра “Поцелуй Иуды”. Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон
Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.
Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.
А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до “Поцелуя Иуды” Джотто.
Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг. Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия
У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.
Представьте, что подобные работы Джотто и видел. Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное. Посмотрите на его фреску.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Впервые художник делает фигуры объёмными. Впервые появляется композиция. Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких “впервые”.
Как ему это удалось? Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением. Один случай из его жизни это подтверждает.
Характер Джотто
Вазари, биограф Эпохи Возрождения, пишет о вот такой истории из жизни мастера.
Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского. Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим. Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.
Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Лувр, Париж
Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.
В Риме же мастерство художника оценили по достоинству. Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.
Эта история раскрывает характер Джотто. Он был человеком дерзким, смелым, остроумным. Явно с оригинальным взглядом на жизнь. Это может обьяснить его склонность к новаторствам.
Джотто и Чимабуэ
Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.
Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг. Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия
У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.
Но все же Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема. А значит реалистичности.
Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу. Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.
Новаторства Джотто. Композиция. Объём.
А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины. Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра. Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.
До Джотто о композиции и не помышляли. Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными. Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.
Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны. Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.
Немой диалог Христа и Иуды
Лица его героев индивидуальны. А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.
Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.
Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…
Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.
Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.
Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.
Святой Петр и раб с отрезанным ухом
А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.
Другие персонажи и скрытые символы
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.
Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.
То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.
***
Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.
Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.
На тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Поцелуй Иуды. Описание картины Микеланджело
Микеланджело был одним из значительных и талантливых итальянских художников 17 века. Среди его покровителей было много знати. Известную картину «Поцелуй Иуды» заказал в художника его постоянного клиента Кириако Маттеи. Жизнь и творчество этого художника окутана множеством странных историй. Картина имеет размер 134×172 сантиметра. Картина потерялась, но в 1990 году она была опознана и находилась в Ирландской Национальной Галереи. Художник создал сюжет картины который отображает последние дни земной жизни Иисуса Христа. Как один из его учеников Иуда Искариот предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.
Иисусу в тот миг казалось что вот и настал тот тяжелый его час. Он знал какие муки и страдания за все человечество его ждут. Как будто еще пять минут назад ему казалось что ему хватит сил преодолеть все что его ждет.
Поцелуй Иуды
За вознаграждение в 30 монет Иуда сдал Иисуса. Это был условный знак, я поцелую того кого вам нужно арестовать. И все это событие происходило вживую, в толпе среди какой могут и потеряться главные герои. Тем более художник изобразил Иисуса и Иуду в углу картины. Эту картину художник вырисовал задумано и четко под линейку. В ее основе четкий геометрический замысел. Главных героев выделено пятнами света и благодаря этому взгляд зрителя притянуто к ним, а направление взгляда Христа подталкивает наш взгляд к рукам, к этим трагически сплетенным пальцам. В них кок будто воплощенный вопрос: «За что? Для чего?». Попытка пытаться держаться, выдержать все до чего этот человек готов.
Мы рассматриваем эту картину так как это замыслил художник. Наше внимание притягивает светлое пятно на руке Иуды, потом взгляд скользит вверх по латах солдата и переходит на лицо мужчины который стоит позади. Идет дальше на лица Христа и иуды и на профиль апостола который стоит около Иисуса. И оказывается, что это такой вытянутый эллипс, композиционно блестящая находка. Он выглядит как петля, где есть немного свободного места. И как будто один шаг апостола и петля затягивается. Это показывает на сколько беззащитным и слабым был Иисус Христос. Затягивается и завершается страница истории того кто учил любви, добру и за это принял тяжелую и мучительную смерть.
Популярность этой картины распространилась по Европе и всему миру. По этой картине снято очень много художественных и документальных фильмов. Сейчас прекрасная и знаменитая картина находится на Украине в Одессе.
Автор сочинения: Алексей Петришен
Похожие записи
design-kmv.ru
история написания и значение полотна
Искусство и развлечения 5 марта 2015Микеланджело Караваджо - художник эпохи барокко. Его мастерство в оперировании светом и наложении теней, а также максимальный реализм в соединении с трагической экспрессией персонажей выводят мастера на первый план. Караваджо получил признание еще при жизни. Популярного художника приглашали писать полотна богатые и могущественные семьи Италии. Он имел своих учеников и последователей, пытавшихся рисовать в той же манере. Их называют «караваджистами». Такое наследование породило большое количество якобы «авторских копий». И картина «Поцелуй Иуды» не является исключением. С одной из них произошла интересная история в Одессе. О ней, а также об оригинальном полотне читайте в этой статье.
Тема взятия Христа под стражу
В средние века фрески и церковные росписи были «Библией для неграмотных». Но насчет последних дней Христа описания Евангелий расходятся. Иоанн утверждает, что Иисус Сам вышел навстречу вооруженному отряду и спросил: «Кого ищете?» И когда Он назвался, пришедшие Его арестовывать «пали на землю» (Ио. 18:6). Три прочих евангелиста рассказывают совсем иную историю. Отряд солдат привел в Гефсиманский сад Иуда. Документов с фотографиями тогда не было, а Христос внешне был похож на Иакова Младшего (в Евангелиях его еще называют братом Иисусовым). Поэтому уговор был таков: кого Иуда поцелует, того нужно арестовывать. К этой теме предательства обращались многие художники, начиная с Джотто. Фреска этого мастера в Падуе стала христоматийным примером. Так возникла традиция изображать Иуду всегда в профиль и с черным нимбом. Но картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на события, случившиеся две тысячи лет тому назад.
История написания
Приблизительно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил к себе модного на то время художника. Семья владела небольшой картинной галереей. Негоцианты хотели во что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Караваджо поселился во дворце Маттеи и получил задаток за работу. Тему для картины, предположительно, заказал один из членов фамилии – кардинал Джироламо. И она была написана в рекордно короткий срок – всего за тридцать дней. Но и гонорар за работу мастер получил небывалый – сто двадцать пять скудо. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды» долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи. Известно, что мастер делал собственноручные копии своих удачных работ. Кроме того, ему вторили ученики его школы. Сейчас насчитывается двенадцать полотен, повторяющих оригинал.
Композиция полотна «Поцелуй Иуды»
Картина Караваджо написана на удлиненном холсте. Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. Но есть и меньший свет – фонарь, который держит молодой человек справа. Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм. Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя. Поэтому и называется полотно не «Взятие Христа под стражу», а «Поцелуй Иуды». Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план.
Картина Караваджо: утерянная и вновь обретенная
Семейство Маттеи владело полотном около двухсот лет. Со временем менялась мода, брутальный реализм и вихрь барочных страстей уступил место идеалистическим, копирующим античность композициям эпохи классицизма. Картина Караваджо утратила авторство в документах семьи Маттеи. Когда потомки этого рода стали испытывать финансовые трудности, они решили продать это полотно. Картину купил член английского парламента Гамильтон Низбет как произведение голландского художника Герарда ван Хонтхорста. В 1921 году умерла последняя представительница этого шотландского рода, а полотно под тем же авторством было куплено с аукциона Джоном Кемпом. Он перепродал его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в 1934 году подарила картину иезуитской консистории в Дублине. Поскольку полотно нуждалось в реставрации, монахи пригласили для этой работы специалиста Серджио Бенедетти из Национальной галереи Ирландии. Он и определил истинного автора. Сейчас полотно можно увидеть в Дублине, в Национальной галерее.
Одесская копия
Когда была мода на Микеланджело Караваджо, картины этого мастера копировались как им самим, так и его учениками и последователями. Образец, хранящийся в собрании Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе, был заказан родным братом владельца оригинала, Асдрубале Маттеи. Об этом свидетельствует запись в его бухгалтерских документах. Уже спустя десять лет после смерти прославленного мастера он заплатил за копирование его творения итальянскому художнику Джованни ди Атилли. Одесский музей, приобретя картину от семейства Маттеи, настаивал, что это – оригинал. Вероятно, это и послужило причиной кражи. Одесское полотно было похищено в июле 2008 г. Однако два года спустя картина была изъята из рук преступников в Берлине.
Загадки картины
Творчество Караваджо таит в себе немало тайн, до сих пор не раскрытых исследователями. И «Поцелуй Иуды» - не исключение. Считается, что в одном из персонажей, мужчине с фонарем в руках, художник запечатлел себя самого. И в этом автопортрете нет ничего от суетного тщеславия. Скорее, наоборот: художник продвигает идею, что все человечество, и он также, виновны в Страстях Христа.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Образование "Наказ" Екатерины II: история написания, его значение для развития права и деятельность уложенной комиссииНаказ Екатерины II был составлен императрицей лично как руководство для специально созванной с целью кодификации и составления нового свода законов Российской империи Уложенной комиссии, чья деятельность приходится на...
Духовное развитие Велес - оберег древнеславянский: история, особенности и значениеДревнеславянская культура интересует современных людей не зря: понимать, чем жили предки (даже очень дальние) - значит в полной мере знать самого себя. В случае с обычаями славянского народа задача становится максимал...
Духовное развитие Исламские обереги: значение. "Рука Фатимы": история возникновения и значениеИсламские обереги обладают огромной силой и защитой. «Рука Фатимы» - амулет, который известен во всем мире. Невероятной популярностью он пользуется не только на востоке. Разновидности этого оберега можно в...
Духовное развитие Имя Кирилл: происхождение, история, характеристика и значениеКрасивое, звучное, со стальными нотками мужской твёрдости – именно таким является имя Кирилл. Происхождение полностью оправдывает первое впечатление от услышанного слова, так с древнегреческого языка оно перевод...
Духовное развитие Звезда Эрцгаммы: описание, история, фото и значение амулета. Как правильно носить и как заряжать звезду ЭрцгаммыВ последнее время на шеях многих людей можно увидеть весьма интересное украшение в виде двенадцатиконечной звезды с мальтийским крестом посредине. Это не дань моде, как может показаться на первый взгляд, а весьма древ...
Духовное развитие Икона «Казанская Божья Мать»: история обретения и значениеИкона «Казанская Божья Мать» является одной из самых чтимых в православии святынь. Считается, что образ обладает чудотворной силой, а именно исцеляет болеющих, приносит успех в делах и счастье в семейной ж...
Закон Герб и флаг Камеруна. История, описание и значение флагаВ центральной части Африки, чуть севернее экватора расположено государство Камерун. Флаг и герб республики отражают его географические и исторические особенности. Они являются официальными символами страны.Фла...
Закон Флаг Парагвая: история, особенности и значениеУ каждой страны существуют чётко определённые государственные символы, в число которых входит флаг. Республика Парагвай не является исключением, более того, изображения этого государства являются уникальными. Изначаль...
Закон Герб Могилева: история появления и значениеМогилев - один из древнейших городов Республики Беларусь. Взяв свое начало от построенного ранее замка Льва Могучего, князя тех земель, расположился он на берегу Днепра. Стоит на трех холмах-опорах, которые и поныне н...
Закон Государственные символы России: история создания и значениеУ России, как и у любой другой страны, есть три официальных символа: флаг, герб и гимн. Все они сформировались в результате множества исторических кульбитов. Эволюция российских государственных символов противоречива ...
monateka.com