5 "нехудожественных" проделок Караваджо. Караваджо картины в россии
Караваджо в Москве - galmara
1.
Уникальность этой выставки в том, что на ней представлены 11 картин Караваджо из разных музеев Италии и Ватикана, которые ни разу не были в России. В Пушкинском музее нет своего Караваджо, поэтому такая выставка в стенах этого музея особенно интересна. ( В России есть лишь одна картина Караваджо "Юноша с лютней" в Эрмитаже. )На открытии выставки были министр культуры России Авдеев А.А., зам.мин.культуры Бусыгин , посол Италии в России г-н А.Д.Ланди, начальницы управлений по культуре, культурным ценностям и археологии Рима г-жа Розелла Водре и Неаполя г-жа Кристина Аччидини, представитель Ватикана - папский нунций г-н Иван Юркович, г-н Тодоров - директор Мондомостре (итальянская компания по организации выставок), директор музея И.Антонова и сотрудники музея, др.официальные и неофициальные лица Италии и России.
2.
На открытии этой выставки было весьма значительное количество приглашенных гостей. Даже пришлось постоять в очереди на вход в зал с картинами, иначе там было бы совсем не протолкнуться.
3.
4.
Освещение в выставочном зале было таким, чтобы подчеркнуть световые эффекты картин Караваджо : почти полная темнота и яркие направленные пучки света на картины. Как мне показалось, временами излишне переусердствовали осветители - смотреть на картину из-за неравномерного освещения было возможно не с любой стороны . Рассмотреть картину и, тем более, сфотографировать в таких условиях было сложно, особенно, если добавить к этому размеры картин и толпы народа возле них.
5.
6.
7.
8.
Понравилось то, что возле нескольких картин были стенды большого формата с текстом крупным шрифтом о художнике и представленных картинах, и народ читал, не проходил мимо. Напомнило мне выставку в Париже "Золото инков" , кстати, и по освещению тоже, но до качественного уровня парижских осветителей и электриков все же нашим еще далековато.
9.
Поэтому большинство моих снимков сделаны под углом к картинам.
10.
11.
12.
13.
На выставке представлены очень известные работы Караваджо "Мальчик с корзиной фруктов" из галереи Боргезе, "Положение во гроб" из Ватиканского дворца, "Ужин в Эммаусе" из галереи Брера в Милане, "Обращение Савла" из церкви Санта Мария дель Пополо (будет на выставке только до 15 декабря, потом вернется к себе на Рождество ).
14.
15.
К 21 часам, посмотрев выставку, народ стал расходиться и вот тут пошла вторая волна приглашенных: полураздетые длинноногие модельки и парни of fashion, уверенные мужчины постарше в дорогих костюмах и женщины в пашминах, скромно прячущие под ними бриллианты ... - закрытая тусовка фармацевтической фирмы "Байер", не имеющая отношения к открытию выставки Караваджо, но так "удачно" совпавшая по времени . Проходила не среди картин Караваджо и не в Греческом зале...надеюсь.Вспомнился виденный когда-то фильм с Луи де Фюнесом, не помню название, но там была сцена, когда герой Фюнеса изображал из себя проводника поезда, звонил в колокольчик и объявлял:"Вторая смена! вторая смена..."Однако эта ситуация заставила меня вспомнить и о большом проекте "Музейный квартал"...не знаю, предусмотрены ли там рестораны, кафе и магазины, но было бы очень хорошо,если бы там был дорогой (как у нас любят, элитный) ресторан с банкетным залом, оформленный слепками из музейных экспонатов и банкетный зал обязательно в стиле Греческого зала музея..Вот там и устраивали бы эстеты от бизнеса свои корпоративы...:)Мне кажется, когда такие тусовки устраиваются в музеях, сам музей теряет очень важное и главное в своей сути, опускаясь до уровня элитного ресторана. Но это мое мнение.Подробнее о выставке с другими фотографиями в сообществе
Караваджо.Картины из собраний Италии и Ватикана в Москве. - museums_of_the_world
26 ноября 2011г. в Москве в Пушкинском музее (ГМИИ им.А.С.Пушкина) открылась выставка "Караваджо.Картины из собраний Италии и Ватикана". Очередная интересная выставка в музее, на этот раз это масштабный проект в рамках года Итальянской культуры и итальянского языка в России. Уникальность этой выставки в том, что на ней представлены 11 картин Караваджо из разных музеев Италии и Ватикана, которые ни разу не были в России. В Пушкинском музее нет своего Караваджо, поэтому такая выставка в стенах этого музея особенно интересна.1.
На открытии выставки были министр культуры России Авдеев А.А., зам.мин.культуры Бусыгин , посол Италии в России г-н А.Д.Ланди, г-н Тодоров - директор Мондомостре (итальянская компания по организации выставок), начальницы управлений по культуре, культурным ценностям и археологии Рима г-жа Розелла Водре и Неаполя г-жа Кристина Аччидини, представитель Ватикана - папский нунций г-н Иван Юркович, директор музея И.Антонова и сотрудники музея, др.официальные и неофициальные лица Италии и России.
2. Св.Иоанн Креститель. 1602, Рим,Капитолийские музеи
3. Юноша с корзиной фруктов. 1593-1594, Рим, Галерея Боргезе
4. Св.Иоанн Креститель, ок.1606, Рим, Национальная галерея старого искусства, палаццо Корсини
5. Спящий Амур. 1608, Флоренция, Палатинская галерея, палаццо Питти
6. Христос в Эммаусе. 1606, Милан, Галерея Брера
7.
8. Обращение Савла.1604-1605, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази (будет на выставке только до 15 декабря, потом вернется к себе на Рождество ).
9. Поклонение пастухов. 1608-1609, Мессина, Областной музей
10. Св.Франциск.1606, Рим, Церковь Св.Петра, Карпинето Романо
11. Бичевание Христа.1607, Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре; с 1972г. на хранении в музее Каподимонте
12. Мученичество Св.Урсулы.1610, Неаполь, Палаццо Дзеваллос Стильяно
13. Положение во гроб. 1602-1604. Музеи Ватикана, Пинакотека.
14.
О творчестве Микеланджело Меризи де Караваджо (1571-1610) можно прочитать в Википедии и на сайте Караваджо .
Выставка открыта по 19 февраля 2012г.
Подробнее о моих впечатлениях об открытии выставки читайте в моем журнале.
museum-world.livejournal.com
Художник Караваджо, гениальный мальчиш-плохиш - РИА Новости, 26.11.2011
В Москве гостят картины общего "наставника" Рубенса, Рембрандта и Веласкеса. Экспозиция одиннадцати работ Микеланджело да Караваджо – игрока, бедокура, неврастеника и гения, совершившего переворот в живописи рубежа XVI-XVII веков, - открывается для публики в Музее изобразительных искусств имени Пушкина 26 ноября.
Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости
В Москве гостят картины общего "наставника" Рубенса, Рембрандта и Веласкеса. Экспозиция одиннадцати работ Микеланджело да Караваджо – игрока, бедокура, неврастеника и гения, совершившего переворот в живописи рубежа XVI-XVII веков, - открывается для публики в Музее изобразительных искусств имени Пушкина 26 ноября.
Интрига в картинах
В перекрестный Год России – Италии Москва получила от итальянских городов чудесный подарок – представительную и разнообразную по составу выставку работ Микеланджело Меризи да Караваджо из собрания разных музеев. Его полотна, распыленные по многим сокровищницам Италии, вдруг воссоединились в единую коллекцию в российской столице.
Выставка картин Караваджо в Москве стала мини-энциклопедией творчества гения итальянского барокко, революционера в искусстве и, по определению директора ГМИИ Ирины Антоновой, "экстравагантной личности, за которой числилось много криминальных дел". Кстати, в этом году исполнилось 440 лет со дня рождения Караваджо.
Микеланджело да Караваджо "Положение во гроб"
В четверг в эфире телеканала "Культура" Ирина Антонова назвала некоторые картины, приехавшие на "гастроли". Среди них - "Положение во гроб", алтарное полотно из Ватиканского дворца, крайне редко покидающее родные стены. Участие этой картины в выставке – "это дружеский жест Италии в сторону России", сказала директор Музея имени Пушкина. "Положение во гроб" хорошо знали русские художники XIX века.
Другая картина, приехавшая в ГМИИ, - "Ужин в Эммаусе" из миланской Пинакотеки Брера. Это полотно, по словам Антоновой, с одной стороны, представляет собой жанровую сцену, а с другой стороны – "выше жанра".
Из галереи Боргезе в Риме в Москву прибыли шесть картин, в том числе ранний портрет Караваджо "Мальчик с корзиной фруктов" 1593 года. Как заметила Ирина Антонова, модель художника – мальчик - наделен яркой чувственностью и красотой. Из римской церкви Санта Мария дель Пополо приехало алтарное полотно "Обращение Савла".
Выставка будет работать до 19 февраля.
Караваджо спустил святых с небес на землю
Стоит взглянуть на полотна Караваджо в разных музеях (будь то римские Ватикан или Галерея Боргезе, флорентийская Уффици, музеи Берлина и Вены или Эрмитаж) – и увидишь, что люди с тех пор ничуть не изменились.
"Пишущий Святой Иероним", склонившийся над фолиантом, очень напоминает старого ученого, завсегдатая Российской государственной библиотеки – бывшей Ленинки. "Шулеры" - вылитые офисные работники, замышляющие хитрость. "Гадалка" просвечивает своего клиента взглядом, как ловкая продавщица-обманщица. "Нарцисс" - юноша, изогнувшийся над "айпадом".
А знаменитый "Лютнист" 1595 года (достояние Эрмитажа), превратившийся в визитную карточку Караваджо, - женоподобный юноша из богемной тусовки.
Караваджо "Лютнист"
Как несправедливо, что Караваджо, мастера жанровых сцен, блестящего интерпретатора Евангелия в живописи, знают сейчас прежде всего по "Лютнисту"! По поводу женственности лютниста часто шутили острословы. Есть даже такая шутка: если вы видите на картине андрогина с инструментом, значит, перед вами работа Караваджо. И даже фильм 1986 года "Караваджо" Дерека Джармена тиражировал этот штамп. В ленте умирающий художник вспоминал свои отношения с женственным натурщиком и его любовницей.
Но не за "Лютниста" ценили Караваджо Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Рибера и те многочисленные караваджисты в Италии, Нидерландах и Испании, имена которых уже мало что говорят публике.
Все эти художники видели в Караваджо человека, изложившего античные и евангельские мифы живописным языком повседневности, почувствовавшего живую суть своих персонажей (будь то Иисус, Фома или Иероним) и умевшего на полотнах (вслед за Микеланджело) лепить человеческие тела с мастерством скульптора, играть пятнами света и тени.
Заказчики иногда отказывались покупать полотна Караваджо – так реалистичны они были, так ярко живописали жизнь. Кстати, ему, похоже, нравилось шокировать публику сценами насилия. Его полотна на темы Ветхого Завета напоминают сюжеты телевидения, напичканные кровавыми сценами. Эмоциональный нокдаун – только так и можно назвать впечатления от "Жертвоприношения Исаака" или "Юдифи и Олоферна".
Караваджо не любил далекого от жизни академизма с его условностями, ходульными приемами и однообразной красивостью лиц. Он спустил искусство с небес на землю и при этом успел побывать в жизненном аду.
Ад Караваджо
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Вконтакте
Одноклассники
Viber
Telegram
Выставленные в Москве картины Караваджо овеяны легендами – эксперт
Отдавая в искусстве предпочтение живой, текучей реальности, Караваджо нередко спускался на ее дно и прожигал жизнь в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Он был типичным enfant terrible, плохишом, чье имя, по словам Ирины Антоновой, часто фигурировало в "полицейских хрониках".
Караваджо бедокурил, участвовал в дуэлях, убил в драке (после неудачной игры в мяч) соперника-художника. Живописец не раз оказывался в тюрьме, сбегал оттуда, потом ждал прощения от Папы Римского. За художником гонялись наемные убийцы, он успел побывать рыцарем Мальтийского ордена, поссориться с разными своими покровителями.
Словом, не жизнь, а сплошное приключение, острый сюжет для романа. Такое не снилось ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Тициану – великим художникам, наделенным благоразумием и житейской мудростью.
Караваджо, по сути, занимался самосожжением. И жизнь его оказалась коротка – всего 38 лет.
Жестокий талант Караваджо
Картина Караваджо "Ужин в Эммаусе"
Зато в живописи Караваджо прошел длинный путь – начал с натюрмортов и закончил страстями святых и обыкновенных людей.Уже много было сказано о том, что Караваджо в своих натюрмортах (или в портретах, как в случае с "Мальчиком с корзиной фруктов") писал яблоки с червоточинами. Идеальные, безупречные фрукты, в его понимании, – как правило, восковые, настоящая мертвая природа – nature morte в собственном смысле слова. Караваджо усомнился в необходимости "поправлять" природу и писал фрукты без манерной лакировки.
Но, пожалуй, только его натюрморты написаны спокойно, без провокаций (червоточинки – не в счет). Остальные картины – всегда драмы, вызывающие либо потрясение и ужас ("Жертвоприношение Исаака", "Давид и Голиаф", "Мученичество Святого Петра"), либо молчание и сочувствие ("Кающаяся Мария Магдалина").
Критики много писали о "суровом реализме" Караваджо. У него действительно был "жестокий талант" (если применить это определение критика Николая Михайловского в отношении творчества Федора Достоевского - к творчеству Караваджо).
И в то же время у Караваджо был тот же самый гуманизм, что и у Достоевского с его любовью к униженным и оскорбленным. Герои Караваджо – люди из толпы, в лицах которых угадываются черты святых, мучеников или, наоборот, мучителей.
Караваджисты, к которым одно время принадлежали Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Йорданс (фламандский "ученик" Караваджо), взяли у художника именно эти демократизм и гуманность, любовь к жанровым сценам, эмоциональную напряженность и игру лучами света.Да и для русских художников-передвижников Караваджо был одним из учителей. Представители Товарищества передвижных художественных выставок - от Крамского, Перова и Ге и до Поленова, Сурикова, Серова - взяли у итальянца смелость, чувственность, простоту и умение с теплотой и пониманием живописать "маленького человека". Именно этот талант изображать обычного человека и отличает великих художников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
ria.ru
Все работы Караваджо в Риме (шпаргалка).
В продолжение темы Музеи Италии, так сказать.
Часть работ (количеством 6) размещена в трех церквях, вход в которые бесплатный. Остальные находятся в музеях. Каких - укажу ниже.
Фрески в церквях
Санта-Мария-дель-Пополо
«Обращение Савла по пути в Дамаск»
«Распятие апостола Петра»
Сант-Агостино
«Мадонна Пеллегрини»
Сан-Луиджи-деи-Франчези
«Апостол Матфей с ангелом»
«Обращение Матфея»
«Мученичество Матфея»
Санта Мария делла Кончеционе Деи Капучини
"Святой Франциск"
Картины в музеях
1. Ватиканская пинакотека - «Положение во гроб», зал 8.
2. Капитолийские музеи
«Иоанн Креститель»
"Гадалка"
3. Галерея Боргезе http://www.galleriaborghese.it/borghese/it/default.htm
«Больной Вакх»
«Юноша с фруктами»
«Мадонна Палафреньери» ("Мадонна с гадюкой")
«Давид с головой Голиафа»
"Иоанн Креститель"
"Святой Иероним"
"Натюрморт с цветами и фруктами"
4. Палаццо Барберини, первый дворец, входящий в Galleria Nazionale d'Arte Antica http://www.galleriaborghese.it/barberini/it/default.htm
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна»
Теперь я непроизвольно начинаю хихикать, увидев эту картину, в голове так и всплывает: "Теперь посмотрим на Юдифь Караваджо: красивая и хрупкая девушка, нахмурив лобик, “отпиливает” голову Олоферну (не Полифему!). Больно смотреть на искаженное гримасой лицо воина, прирезанного как поросенок. Я слышу его предсмертные хрипы и бульканье крови… А как вам старушенция? Подзуживает старая карга, жестикулируя как болельщица “Ромы”, сжав кулачки и свой беззубый рот: “Пилите, Джудитта, пилите!” Нахмуренный лобик девушки не выражает сострадание. Это признак брезгливого и сосредоточенного отношения к грязной работе, на которой легко запачкаться и маникюр попортить!" Палаццо Барберини (про женщин-патриоток и несчастных мужчин)
"Нарцисс"
"Святой Франциск"
5. Галерея Дориа Памфили
«Кающаяся Магадалина»
«Отдых на пути в Египет»
"Иоанн Креститель"
6. Палаццо Корсини (Palazzo Corsini), второй дворец, входящий в Galleria Nazionale d'Arte Anticahttp://www.galleriaborghese.it/corsini/it/default.htm
«Иоанн Креститель в пустыне»
*** Бернини vs Борромини Бернини-художник (про мужчин-эгоистов и несчастных женщин) Палаццо Барберини (про женщин-патриоток и несчастных мужчин) Все работы Караваджо в Риме (шпаргалка) Иллюстированные "Муки и радости" Ирвинга Стоуна (все еще в работе) Римские истории: Забытый герой
Римские картинки
Однодневные поездки из Рима Что посмотреть вокруг Рима
nat-ka.livejournal.com
Караваджисты, все как один | The Art Newspaper Russia — новости искусства
Вход на выставку Караваджо и караваджисты в миланском палаццо Реале. Апрель — июнь 1951 г.
Выставка Караваджо и последователи открывается спустя четыре года после показа в 2011–2012 годах 11 полотен Караваджо из собраний Италии и Ватикана в тех же стенах. Успех был оглушительным: впервые в России и за пределами Италии в одном выставочном пространстве удалось собрать такое число шедевров этого мастера. Казалось, что прошел не такой уж небольшой по музейным меркам срок для возвращения к одному и тому же художнику, даже если это Караваджо. Однако Виктория Маркова, главный научный сотрудник, хранитель итальянской живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, сочла иначе: «Четыре года — правильная дистанция, которая позволяет публике еще не забыть Караваджо, успех, впечатление от той выставки и тем не менее перейти к какому-то другому ракурсу».
Первоначально предполагалось показать 30 работ Караваджо и его последователей только из Фонда Роберто Лонги. Коллекцию выдающегося историка искусства, которую он собирал с 1916 года и которая охватывает итальянское и европейское искусство XIV–ХХ веков, часто и с большим успехом показывают в Италии и крупных музеях по всему миру. Однако в ходе подготовки будущей московской экспозиции ее куратор Виктория Маркова решила пойти по другому пути — соединить картины караваджистов из фонда с картинами из собрания ГМИИ. «Это даст зрителю редкую возможность сопоставлять работы, например, одного и того же мастера из двух собраний, созданные в разные периоды, либо в один и тот же период, но разные по подходу», — считает Маркова. Всего на выставке будет около 50 произведений, 30 — из Фонда Роберто Лонги. Экспозиция будет выстроена следующим образом. Единственная на выставке работа самого Караваджо — его ранний шедевр Мальчик, укушенный ящерицей (середина 1590-х) из фонда станет как бы энергетическим центром, «местом силы» экспозиции. Работы из коллекци Лонги будут представлены отдельно, чтобы можно было оценить ее как самостоятельное явление. Отдельно же будут сгруппированы работы из собрания музея. Некоторые из них специально отреставрированы к выставке и впервые выйдут на публику. Например, картина неаполитанского караваджиста Джованни Баттисты Караччоло, долгое время считавшаяся работой неизвестного мастера, или раннее полотно Хусепе Риберы Апостол Иаков Старший. Кстати, из Фонда Роберто Лонги приедут сразу пять Апостолов великого испанца XVII века, тоже ис- пытавшего влияние Караваджо.
Что же касается имен, включенных в выставку, то здесь представлен почти весь круг мастеров, которых сегодня принято считать караваджистами. Это прямые последователи Караваджо — Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Анджело Карозелли — и далее художники-академисты, опосредованно испытавшие его влияние, как Гвидо Рени или Джованни Ланфранко. «У Караваджо не было мастерской, не было прямых учеников, он не стремился к тому, чтобы собрать вокруг себя какой-то круг художников. Караваджизм — это спонтанно возникшее явление, в котором не было однородности, художники приезжали из разных областей Италии и других стран, и каждый уже учился в рамках каких-то традиций. То есть они приезжали в Рим, и дальше на эти традиции наслаивалось влияние Караваджо. Караваджизм — это искусство интернациональное. Впервые в истории искусства сложилась ситуация, когда какая-то страна становилась образцом для всей Европы», — говорит Маркова. «Иностранцы» тоже будут представлены на выставке такими именами, как Дирк ван Бабюрен, Маттиас Стомер, Валантен де Булонь, Герард ван Хонтхорст и другие. «Италия помогла каждой национальной школе обрести свой новый язык. Живопись Караваджо была стимулом, а дальше каждый художник шел своим путем», — продолжает Маркова.
Еще одна особенность московской выставки — включение в экспозицию художников XVIII века фра Гальгарио, Гаспаре Траверси, Витторе Гисланди, Джакомо Черути. Это мастера, которых именно Лонги впервые ввел в контекст истории итальянского искусства, назвав их «i pittori della realta» — «художники реальности». «На самом деле это очень разные художники. Но их объединяет интерес к действительности, что для итальянской живописи было не вполне обычным. Сформулировав это понятие, Лонги сфокусировал внимание историков искусства на этом важном аспекте», — говорит Маркова. Караваджизм постепенно сошел на нет к 1630-м годам, на авансцену вышел академизм, болонская школа братьев Карраччи, которая вновь обратила свой взор к наследию Ренессанса, прежде всего Рафаэля. «Но это вовсе не значит, что караваджизм исчез навсегда, — поясняет куратор. — Караваджо остался в крови итальянского искусства, дал ему многое из того, что стало основой его языка, пластику, светотень». Что и должны продемонстрировать включенные в выставку работы «художников реальности» из собрания Лонги и ГМИИ, практически не знакомые российскому зрителю.
www.theartnewspaper.ru
5 "нехудожественных" проделок Караваджо - РИА Новости, 28.09.2013
11:0028.09.2013
(обновлено: 11:02 28.09.2013)
380980
К очередному юбилею художника (год его рождения, впрочем, известен не точно, и 1573-й лишь одно из предположений) проект Weekend вспоминает о выходках великого художника, слухи о которых дошли до нас сквозь века.
Софья Пономарева
Микеланджело Меризи да Караваджо умудрился прожить настолько любопытно и скандально, что существуй в XVI веке желтая пресса, он бы не сходил с ее страниц.
Скандал №1
Бунтарь Караваджо считал, что если пишешь на картине проститутку, то и позировать для нее должна настоящая проститутка, даже если это изображение равноапостольной Марии Магдалины. Поэтому он отверг обычай всяких "леонардо" да "рафаэлей", приглашавших для картин на эту тему в качестве натурщиц чистых просветленных красавиц. Для его "Кающейся Магдалины" 1594-1595 годов позировала некая Анна Бьянкини, девушка весьма плохой репутации. Стоит ли уточнять, что в те времена это было огромным скандалом. Сейчас картину можно увидеть в галерее Дория Памфилии в Риме.
Микеланджело Меризи да Караваджо. Кающаяся Магдалина. 1594-1595 гг.
Скандал №2
В молодости Караваджо принял участие в массовой драке. Это может случиться со всяким, но после потасовки на тротуаре осталось мертвое тело. Художник клялся, что не причастен к преступлению, и его судить не стали. Но слухи поползли. А несколько лет спустя он поссорился с болельщиками и участниками игры в мяч (футбол к тому времени еще не изобрели) и действительно убил человека. А затем ранил полицейского, был вынужден скрыться из Рима, объявлен в розыск и в итоге покинул Италию.
Микеланджело Меризи да Караваджо. Медуза. 1598-1599 гг.
Скандал №3
На картинах Караваджо нет ни одного изображения голой женщины. Зато есть множество полотен, где написаны обнаженные или полуобнаженные юноши. Одно из них, с изображением Амура, вызвало большое осуждение в обществе. Один из его коллег, художник Джованни Бальоне даже нарисовал "карикатуру" на Караваджо под названием "Любовь Небесная". На ней суровый христианский ангел в доспехах топчет и пухлого обнаженного Амура, и смуглого мужчину, который со спины очень похож на Караваджо, внешность которого нам известна по автопортретам. "Амура" сейчас можно увидеть в коллекции Государственного музея Берлина.
Микеланджело Меризи да Караваджо. Амур-победитель. 1601-1602 гг.
Скандал №4
Сбежав из Италии, Караваджо укрылся на острове Мальта. Он утверждал, что враги отправили за ним наемных убийц. Мальтийские рыцари приняли его в свой орден, дали работу – написать портрет великого магистра и других членов братства. Все шло хорошо, пока однажды вечером в пятницу после тяжелого рабочего дня, Караваджо не заглянул в ближайший кабак. Там он напился, подрался и… в итоге мальтийские рыцари были вынуждены его арестовать и отправить в тюрьму. Из под ареста художник сбежал. Но есть и другая версия: говорят, мальтийцы тайком отпустили его, лишь бы только уехал с их мирного острова.
Микеланджело Меризи да Караваджо. Портрет Фра Антонио Мартелли. Около 1610 г.
Скандал №5
Смерть Караваджо тоже стала темой пересудов. Он умер в 38 лет где-то по дороге из Неаполя в Тоскану. Это событие оставалась загадкой почти четыре века: одни говорили, что наемные убийцы все-таки догнали его, другие называли причиной смерти болотную лихорадку.
В 2010 году ученые, проанализировав останки художника, вынесли вердикт: в костях обнаружили высокое содержание свинца – металла, который раньше использовался в масляных красках. Отравление свинцом может вызвать паранойю и буйство – вот и разгадка историй о "наемных убийцах" и причина постоянных драк. Свинец сам по себе убить художника не мог, но вероятно, раны драчуна плохо заживали, плюс инфекция и солнечный удар.
Подробная биография художника >>
ria.ru