Сад земных наслаждений. Картины иеронимус босх


Иероним Босх "Сад земных наслаждений": главные монстры картины

Босх азартные игры

Иероним Босх был непревзойденным мастером в создании невероятных существ. Он соединял несоединимое. И вот перед нами на правой створке “Сада земных наслаждений” – человек-дерево, сова с ногами-кувшинами, скат с крысиной мордой и многие другие ужасные создания.

Босх ад

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Средневековье – время великих страхов. Люди ежеминутно боялись голода, эпидемий и нечистой силы. Отсюда – религиозный фанатизм и вера, основанная исключительно на страхе.

Босх знал, как напугать грешных людей и призвать их к благоразумию. Ведь чем страшнее демоны, тем меньше человеку хочется попасть к ним в лапы.

Посмотрим на монстров Босха повнимательнее.

1. Монстр с человеческим лицом, туловищем из полого яйца и ногами-деревьями.

Босх человек-дерево

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Пожалуй, это самый известный монстр Босха. Он цвета мертвенно-бледной кожи, с человеческим лицом, телом в виде пустой яичной скорлупы и ногами из трухлявого дерева. Сухое дерево и полое яйцо – символы безжизненности.

Кажется, что монстр стоит на двух лодках. На самом деле эти ноги проломили днища лодок и можно разглядеть, как грешники кричат от ужаса в водной глубине.

Возможно, это демон, который отвечает за наказание пьяниц. Недаром на его шляпе волынка, а над таверной в полом яйце вывеска с ней же. Она была символом праздной музыки и пьяных сборищ.

Пьяницы, как известно, “теряют человеческое лицо”. Может быть, Босх решил обыграть в этом демоне именно это: пьяницы, теряя  своё лицо, отдают его дьяволу. Поэтому монстр и имеет такой обычный, ничем неискажённый лик.

Об этом монстре читайте также в статье “7 невероятных загадок картины “Сад земных наслаждений”.

2. Монстр с птичьей головой с котелком и ногами-кувшинами

Босх демон в аду

Иероним Босх. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Этот босховский монстр тоже один из самых узнаваемых. Скорее всего, главные его жертвы – обжоры и чревоугодники. Поэтому их наказание – быть съеденными и испраженными демоном. Котелок для приготовления еды на голове монстра и кувшины для хранения вина на его ногах также указывают на его специализацию.

Кстати, в средние века тебя могли сожрать не только монстры, но и…себе подобные. Голод был частым гостем в Европе, и люди нередко доходили до каннибализма. Даже во времена Босха встречались случаи, когда путников ловили на дорогах и съедали. Или же приютившие хозяева завтракали на утро своими постояльцами.

Ещё один интересный момент: демон сидит на стуле с высокими ножками. Это стул для испражнения. Его могли себе позволить лишь богатые горожане. Впрочем, обжорство тоже было грехом богатых.

Бедные питались лишь серым хлебом, водой и кореньями, редко – мясом. А испражнялись в протекающую через город реку у всех на виду.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

3. Монстр в доспехах с отрезанной стопой.

Босх Эрготизм

Иероним Босх. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Это ещё одно странное существо на переднем плане правой створки триптиха. Коренастое создание в огромном шлеме, с птичьим клювом и кактусообразным хвостом – верх средневекового сюрреализма.

Думаю, этот демон специализируется на грешниках, имеющих отношение к болезни эрготизм. Это бушующий во времена Босха недуг был похлеще чумы. Причиной болезни был грибок спорынья, паразитирующий на злаках ржи.

Действие алкалоидов грибка на людей было удручающим. Человек, съедавший заражённый грибком хлеб, испытывал нестерпимое жжение кожи. Затем его кожа покрывалась язвами, чернела из-за нарушения кровообращения. Если начиналась гангрена, конечности ампутировали.

Также поражалась нервная система – это выражалось в галлюцинациях и неконтролируемых судорогах. В средние века  они назывались “ведьминой корчей”.

Грюневальд

Маттиас Грюневальд. Искушение святого Антония. Нижняя часть Изенгеймского алтаря. 1505-1515 гг. Унтерлинден музей, г. Кальмар, Франция.

На картине Грюневальда, современника Босха, в левом нижнем углу как раз изображен страдающий эрготизмом.

У интересующего нас монстра – почерневшие ноги, как при гангрене, а к его шлему привязана ампутированная стопа. Все это – прямое указание на болезнь эрготизм.

Монстр протягивает в своём длинном клюве чернильницу грешнику. Перо же настойчиво предлагает свинья в одежде монашки. Им обоим очевидно нужно, чтобы грешник подписал документ, который лежит на его коленях.

Есть разные версии, что это за документ. И что это индульгенция. И что это договор о продаже души дьяволу. Но я все-таки бы стала связывать эту бумагу с эрготизмом.

Думаю, что свинья-монашка и эрготический монстр заставляют грешника подписать дарственную о передаче своего имущества ордену антонитов (от имени святого Антония, главного покровителя больных эрготизмом). Этот орден обладал сетью монастырей, в стенах которых монахи лечили этих больных.

Перед началом лечения с больным заключалось соглашение: если он выживает, то обязуется вести праведную жизнь и половое воздержание должно стать его уделом. Если умирает – то все имущество переходит ордену.

Возможно, изображенный на картине Босха грешник – выживший, который нарушил клятву о воздержании. Теперь демоны заставляют его подписать дарственную о передаче имущества даже после смерти.

Свинья здесь тоже может быть указанием на орден. Дело в том, что в монастырях ордена больных обильно кормили свининой. Монахам разрешалось пасти свиней в неограниченном количестве.

Кстати, именно спорынья является одной из главных причин развития инквизиции. Люди, больные эрготизмом, зачастую впадали в безумие, неистово хохоча или пускаясь в пляс.

Средние века пляска смерти

Неизвестный Немецкий художник. Пляска смерти. 16 век. Хранится в Метрополитен Музее, Нью-Йорк.

Скорее всего, именно непроизвольные телодвижения больных эрготизмом породили известную сцену для гравюр и книжных миниатюр “пляски смерти”.

Ведь такие больные на грани смерти из-за действия спорыньи пускались в дикие и необузданные танцы. Здоровым людям было очевидно, что они одержимы дьяволом. А как мы знаем, с теми, в кого якобы вселились бесы, тогда особо не церемонились и отправляли на костёр.

В 17 веке европейцы начали есть картофель. Потребление хлеба уменьшилось. Эпидемии эрготизма также стали вспыхивать гораздо реже. Костров инквизиции тоже поубавилось.

В 20 веке из алкалоидов спорыньи научились производить галлюциногенный наркотик ЛСД. В наши дни эрготизм практически не встречается.

4. Монстр-скат с крысиной мордой

Босх азартные игры

Иероним Босх. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Это ещё один весьма странный демон на передней плане правой створки триптиха. Гибрид ската и крысы, с человеческими конечностями карает азартного игрока.

Мы видим вокруг разбросанные карты и перевёрнутый стол для игры. Как будто игроков только что застали врасплох, поэтому вокруг такой беспорядок.

На ногах у демона надеты патены – средневековые сабо на высокой деревянной подошве. Их одевали поверх кожаных сапог для того, чтобы ходить по грязи и нечистотам городских улиц. Вполне себе подходящая обувь для Ада.

На спине у монстра вогнутый щит. На нем приколотая кинжалом рука с жестом благословения и с игральной костью на кончиках пальцев. Она здесь явно не случайно. Причём она так похожа на руку Бога на левой створке триптиха.

Босх Бог

Иероним Босх. Фрагмент левой створки “Рай”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Я могу предположить, что здесь Босх изобличает нечистоплотных священнослужителей, которые благословляют игроков. Те в свою очередь приходят к священникам за благословением, чтобы им сопутствовала удача во время игры.

Вот такие они, неведомые и ужасные монстры Босха. Недаром сюрреалисты 20 века называли его главным профессором кошмаров. Заслуженно.

О картине “Сад земных наслаждений” читайте также в статье “Путеводитель по картине”.

О другом шедевре Босха можно почитать в статье “Искушение святого Антония”. Кстати, именно на этой картине в плане изображения монстров Босх превзошёл сам себя. Поэтому о них отдельная статья:

“Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Иероним Босх "Сад земных наслаждений". 5 самых интересных загадок картины

Босх сад земных наслаждений

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

“Сад земных наслаждений” Босха – одна из самых загадочных картин, когда-либо созданных. Она редко кого оставляет равнодушным.

Но так как она была создана 500 лет назад, её смысл для нас слишком туманен. Ведь современное мировозрение сильно отличается от средневекового, базирующегося на ортодоксальной религиозности. Поэтому “ребус” Босха можно разгадать только в контексте его эпохи.

Это я и попытаюсь сделать, ответив на 5 вопросов картины.

1. Почему грешница в Аду так похожа на Еву в Раю?

Я обратила внимание, что одна и та же женщина встречается на всех трёх створках триптиха. Ева в Раю очень похожа на женщину в Саду наслаждений и на одну из грешниц в Аду.

Босх ЕваГрешница в саду наслажденийБосх грешница в аду

Фрагменты картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.

Босх был религиозным человеком, поэтому вполне возможно, что он решил показать “путь от рая до ада” самой первой грешницы на Земле.

Босх Ева

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Створка “Рай”. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Как мы знаем из Библии, Ева вкусила яблоко с запретного дерева, чтобы стать как Бог, познав добро и зло. Она ослушалась своего Творца, поддавшись первому человеческому греху – гордыне.

Ева раскаялась, но было поздно. Изгнание из Рая было неминуемо. Бог повелел прожить Еве и Адаму земную жизнь и попасть в Ад, где они проведут более 5000 лет до Пришествия.

Грешница в саду наслаждений

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

В Саду наслаждений Ева не участвует в происходящем. Она смиренно опустила глаза, так как раскаялась в своём грехе. На её голову одет прозрачный цветок. Возможно, это знак отрешенности и нежелания говорить что-либо, как и полагается смиренному человеку.

Босх грешница в аду

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка “Ад”. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но наказание неминуемо, и Ева попадает в Ад. Здесь она несёт наказание за свою гордыню. Поэтому ей очень долго придётся смотреться на своё отражение, чтобы её смирению не было конца. На груди у нее жаба, которая в средние века также была символом чванства и необоснованного тщеславия.

В Аду у Евы пожалуй самое смиренное и даже спокойное лицо. Ведь в отличие от других она знала, что сюда попадёт.

2. Что за люди в Саду наслаждений сидят в землянке?

В правом нижнем углу Сада наслаждений (центральная часть триптиха) мы видим трёх людей, выглядывающих из землянки. Их тела отличаются повышенной волосатостью. Кто же это такие?

Босх дикие люди

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент центральной части. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Судя по всему, это дикие люди. Дикие люди изображались нагими, чьё тело полностью покрыто волосами, кроме лица и шеи, кистей, ступней, коленей и грудей у женщин.

Тема диких людей была излюбленной в средние века. Их изображения часто встречаются на гобеленах и посуде  средневековья.

Для обычных людей они были дикарями, более свободными в плане любви и жизни в целом. Не удивительно, что Босх изобразил их на картине, посвящённой греху сладострастия. Ведь они были символом страсти и телесных утех.

Кстати, изображённый дикий мужчина на картине Босха очень похож на дикаря с миниатюры Жана Бурдишона (1457-1521 гг.), художника-иллюстратора псалтырей и часословов 15-16 веков.

Жан Бурдишон

Жан Бурдишон. Фрагмент “Дикая жизнь” миниатюры “4 социальных круга”. Около 1500 г.

Я могу предположить, что рисунок Бурдишона был создан раньше “Сада земных наслаждений” и был взят Босхом за основу для написания своих диких людей.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

3. Почему монстры Босха, как “сборная солянка”, состоят из частей разных существ?

Ад Босха кишит монстрами. Чего только стоит самый главный демон с лицом человека, телом из полого яйца и ногами-деревьями. Не менее примечательны и монстры помельче, как, например, существо с птичьей головой, крыльями бабочки и трёхпалыми конечностями (у ног-деревьев демона-яйца).

Фрагменты створки “Ад” картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.

Для современников Босха было аксиомой, что все существа созданы по образу и подобию Бога. А все, что имеет страшный и уродливый вид – является порождением Дьявола.

Поэтому, чтобы максимально подчеркнуть дьявольскую природу существа, его изображали максимально уровливым. И этого добивались, приделывая зайцам рыбьи хвосты, а птицам – улитку вместо головы.

Если раскрыть любую книгу средних веков, на её страницах вы найдёте немало странных существ-конструкторов.

Вот лишь несколько примеров:

Бревиарий Маргарет Бар из МетцаСредневековый бревиарийБревиарий Маргарет Бар из МетцаСредневековый бревиарий

Леди Доу и Полукролик-полурыба. Рисунки из бревиария Маргарет Бар из Метца (1302-1305 гг.). Хранится в муниципальной библиотеке Вердена, Франция.

Псалтырь средневековьяСредневековый псалтырьПсалтырь средневековьяСредневековый псалтырь

Птица-улитка и полубык-полурыба. Рисунки из Псалтыря Луттрелла (1325-1340 гг.). Хранится в Британской библиотеке.

Во времена Босха вообще встречается немало изображений монстров и чудовищных созданий. Мне попалась миниатюра из средневекового часослова, созданного ещё до рождения Босха.

На ней мы видим Ад, кишащий демонами. Большинство из них в привычном для нас обличии – черти с рогами и хвостами. Однако есть среди них и монстр вполне в духе Босха.

Слева мы видим демона, прокалывающего трезубцем грешника. Он похож на муху без крыльев, с одним рогом и птичьим клювом.

Возможно, именно такие рисунки и вдохновили Босха на создание собственного “Ада”.

Часослов Екатерины Клевской

Адский Рот. Миниатюра из часослова Екатерины Клевской. Голландия. 1440 г.

О самых интересных демонах Босха из Сада земных наслаждений читайте в статье “Самые главные монстры картины”.

4. Что за символ стоит на гигантских ножах в Аду?

В аду Босха мы видим несколько гигантских ножей. Во времена художника ножи использовали не только на кухне, но и для наказания воров. Им отрезали уши. Поэтому неудивительно, что ножи присутствуют в Аду с гигантскими ушами впридачу.

Но что за символ в виде то ли буквы “М”,

arts-dnevnik.ru

Иероним Босх | Artifex.ru

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком.

Прежде чем перейти к его творчеству, хотелось бы сказать пару слов о его биографии. Да, именно «пару слов», так как это один из немногих величайших художников, о жизни которого практически ничего не известно. А известные факты настолько банальны, что совершенно не позволяют провести какую-либо параллель между личностью художника и его нереальным, фантастическим творчеством.

Доподлинно известно, что Иероним Босх был рожден в семье потомственных художников, при этом год его рождения точно не установлен. Псевдоним свой он взял от названия города Хертогенбос (Северная Фландрия, Нидерланды), в котором он родился. Поскольку о периоде его обучения ничего не известно, предполагается, что обучение живописи он проходил в семейной мастерской. В зрелом возрасте он женился на обеспеченной патрицианке и большую часть жизнь провел в ее имении, обеспеченный материально и вольный писать так, как он хотел. Вот, в принципе, и всё…

Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго.

 

Период его творчества приходится на этап перехода от эпохи культуры Средневековья к эпохе Ренессанса, что частично объясняет удивительное сочетание в его картинах и средневековой фантастики, фольклора, и зачатков пейзажной, жанровой живописи.

Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности, и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний.

Так, почти все его картины наполнены огромным количеством различных предметов, приспособлений, людей, животных и растений, соседствующих с разнообразными фантастическими существами, уродцами и незнакомыми нам символами, разрушающими реальность происходящего.

При этом, как правило, основную их массу составляют различные калеки, нищие, разного рода уродцы, какие-то страшные и отвратительные демонические твари, а реальные сюжеты обретают совершенно жуткие и необъяснимые черты.

До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию.

Кто-то полагает, что художник разочаровался в сущности человеческой, что у него были даже приступы неприязни к людям, поэтому он пытался показать всю ущербность человеческой природы, допускающей различного рода жестокости, издевательства и предательства.

Другие считают, что с годами Иероним Босх пришел к убеждению, что вся земная жизнь, это не что иное, как дорога в ад. Он изображает ад во всем его разнообразии, в том числе, в виде кухни, где «варятся, жарятся и по-разному мучаются» грешники.

И если в раннем творчестве художника ад был ограничен пределами преисподней, то в дальнейшем он постепенно начинает проникать в земную жизнь, становиться ее полноценной и неотделимой частью.В любом случае, творчество Иеронима Босха никого не оставит равнодушным.

И, не смотря на то, что до нашего времени сохранилось лишь около двух десятков его картин, да дюжина рисунков, специалисты до сих пор продолжают пересказывать и анализировать их сюжеты и детали, хотя занятие это совершенно неблагодарное.

Каждый человек видит в его картинах то, что подсказывает ему его собственное воображение и фантазия, жизненный опыт и приобретенные знания, а также внутренний мир и отношение, как к окружающим его людям, так и к жизни в целом.

artifex.ru

Босх, Иероним — Википедия

Имя при рождении Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Подданство Стиль Подпись
Иерони́м Босх
нидерл. Jheronimus Bosch
Портрет Босха. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас.Портрет Босха. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас.
Ерун Антонисон ван Акен
около 1450 года
Хертогенбос, Бургундские Нидерланды
9 августа 1516(1516-08-09)
Хертогенбос, Габсбургские Нидерланды
Бургундские Нидерланды и Габсбургские Нидерланды
Северное Возрождение
Bosch-signature.svg
Commons-logo.svg Работы на Викискладе
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией ван Акен.

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken [jəˈrun ɑnˈtoːnɪˌsoːn vɑn ˈaːkə(n)]), более известный как Иерони́м Босх[1] (нидерл. Jheronimus Bosch [ˌɦijeˈroːnimʏs ˈbɔs], лат. Hieronymus Bosch; около 1450—1516) — нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати

ru.bywiki.com

Иероним Босх. Сад земных наслаждений, описание картины, триптих в высоком разрешении

«Сад земных наслаждений» – самое известное произведение великого нидерландского художника Иеронима Босха. Первое упоминание о триптихе относится к 1517-му году: «Сад…» фигурирует в описи имущества семейства Нассау в Брюсселе. Позднее, наряду со многими другими произведениями Босха, картина была вывезена в Мадрид и находилась в собрании испанского короля Филиппа II. В 1936-м году, с началом гражданской войны в Испании, «Сад земных наслаждений» с целью его сохранения был передан в Прадо, в одной из верхних галерей музея он представлен и теперь.

«Сад земных наслаждений» сохранился лучше других триптихов Босха. Его отличает равномерное распределение света по всей поверхности, отсутствие светотеневой моделировки, чёткая прорисовка фигур, яркий и насыщенный колорит.

С 2014-го года «Сад земных наслаждений» вместе с еще тремя работами Босха стал предметом раздора между Прадо и Музеем королевских коллекций, подававшим официальный запрос о возвращении этих произведений в королевское собрание (подробнее читайте здесь).

Внешние створки

Внешние створки «Сада земных наслаждений», как и во всех прочих триптихах Босха (1, 2, 3), выполнены в технике гризайли – так называется вид живописи, при котором художник работает оттенками одного цвета. В данном случае использована зеленовато-серая гамма. Художественный эффект обусловлен неожиданностью перехода, совершаемого зрителем, от монохромных и лишённых человеческого присутствия внешних створок к многофигурным и красочным створкам внутренним.

Огромная полупрозрачная сфера символизирует момент творения мира, как он описан в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета: сотворение Богом неба и земли, отделение света от тьмы, а воды от тверди. Сам Создатель показан в просвете между облаков в левой верхней части. Интересно, что в ту же историческую эпоху, когда создавался «Сад Земных наслаждений», Микеланджело расписывал свод Сикстинской капеллы. У Микеланджело Создатель представлен в образе великого скульптора, собственными руками придающего форму первозданному хаосу, а у Босха Он, в соответствии с библейским текстом, творит мир не руками, а словом. У восседающего на престоле Бога-творца в руках книга, а рядом Босх помещает слова из Псалтири: «Ибо Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» (Пс.32:9).

Внутренние створки: интерпретации, оценки и смыслы

Между Эдемским садом (левая створка) и адом (правая) располагается Сад наслаждений – образ земного мира, давший название всему триптиху.

Уникальную панораму, созданную фантазией Босха и серьёзно нарушающую традиционную христианскую иконографию, пытались объяснять с позиций астрологии и алхимии, философии и нумерологии; в ней искали аллегории и символы, пророчества и скрытые смыслы.

В ХХ веке, после открытия Фрейдом бессознательного, интерес к полузабытому к тому времени Босху вспыхнул с новой силой. Теоретик сюрреализма Андре Бретон настаивал, что в «Саде земных наслаждений» и других произведениях Босха перед нами являются фантомы, кошмары бессознательного, а сам Босх с его галлюцинаторным воображением был первым сюрреалистом: под его кистью обретали видимую реальность глубинные человеческие инстинкты.

Много шума в своё время наделала гипотеза критика Вильгельма Френгера. Он предположил, что центральная часть триптиха «Сад земных наслаждений» – это не что иное как манифест секты Свободного Духа, или адамитов, радикального течения, практиковавшего коллективные совокупления с целью опровергнуть миф о первородном грехе. Френгер утвержал, что Босх принадлежал к числу тайных членов секты. Он убеждённо доказывал, что центральная часть триптиха не является сатирой или обличением греха и «не имеет ничего общего с ханжескими воззрениями церкви». Наоборот: это, скорее, идиллия, где нагие любовники «мирно резвятся в спокойствии этого сада, обретя невинность растений и животных, и в обуревающей их чувственности нет ничего, кроме чистого ликования, ничем не замутнённого блаженства». Гипотеза Фрегнера, раздутая газетчиками и созвучная идеям сексуальной революции середины ХХ века, была очень популярна среди широких масс, но научного подтверждения не нашла. Серьёзные исследователи убеждены, что секта Святого Духа на родине художника в Брабанте прекратила своё существование задолго до рождения Босха.

Один из самых значительный исследователей Босха Дирк Бакс установил множественные параллели между образами «Сада земных наслаждений» и голландским фольклором и архаичной литературой. Бакс считал, что животные, плоды и кораллы – это эротические символы, которые были широко распространены во времена Босха в народных песнях, поговорках и жаргонных идиомах. В них ягоды и плоды метафорически обозначали половые органы, рыба считалась фаллическим символом, а «собирать плоды» означало совокупление. Вокруг озера в центральной части триптиха движется целая кавалькада обнажённых людей, оседлавших львов, леопардов, кабанов, лошадей и других животных, многие из которых в фольклоре ассоциировались с похотливостью и грубой жизненной силой. Само понятие верховой езды в просторечии было распространённой метафорой полового акта.

Первым в истории интерпретатором картины стал ученый монах Хосе де Сигуэнса. Триптих поступил в распоряжение испанского короля, а Сигуэнса в то время был первым историком и хроникёром Эскориала. Вопреки невиданному доселе апофеозу сладострастия, воплощенному Босхом в центральной части триптиха, Сигуэнса посчитал «Сад земных наслаждений» нравоучительной картиной. Он полагал, что перед нами собирательный образ человечества, которое погрязло в греховных наслаждениях, променяв на них первозданную красоту утраченного рая. Более того: де Сигуэнса даже предлагал написать с картины как можно больше число копий и распространять их, чтобы вразумлять верующих. Интересно, что концепция Сигуэнсы, высказанная в самом начале XVII века, после множества дискуссий и нескольких веков исследований, до сих пор считается наиболее релевантной.

Мысль о пронизанности всего сущего грехом в «Саде земных наслаждений» доводит до логической крайности современная исследовательница Линда Харрис в монографии «Тайная ересь Иеронима Босха». Она полагает, что тёмное начало, доминирующее в «Саде земных наслаждений» накладывает даже на изображение Иисуса. «С одной стороны, Спаситель, предостерегающий Адама и отстраняющий от него Еву. С другой стороны, можно подумать, что изображён сам дьявол, выступающий сводником Адама и Евы. Об этом говорит некоторая странность лица Иисуса», - пишет Харрис.

Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Адом и Раем», замечает, что мы, современные зрители, склонны сомневаться в том, что Босх осуждает плотские порывы своих персонажей: уж слишком пленительные линии и слишком гармоничные цвета выбирает для них художник. Однако человек Средневековья относился к материальной красоте гораздо более подозрительно, ведь ему непрестанно внушалось, что под самой привлекательной личиной скрывается грех, а за наслаждением тела – вечная погибель. Бозинг приводит интересную аналогию: во времена Босха в Голландии были очень популярны фигурки из слоновой кости. С одной стороны, они изображали нагих красавиц или слившиеся в объятиях фигурки любовников, но стоило только перевернуть их – и фигурки оказывались полуразложившимися трупами. Подобным образом, утверждает ученый, и всё то, что показывает зрителям Босх, – это не настоящий Рай, а его обманчивое подобие. В противном случае, за ним бы не следовало неизбежное наказание в аду, так убедительно изображённом на правой створке босховского триптиха.

О содержании и символике отдельных образов «Сада земних наслаждений» подробнее можно прочитать здесь.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Иероним Босх и его картины

Босх автопортрет

Сегодняшняя статья посвящена высокому искусству, а самое высокое искусство — это конечно, что живопись. Итак, вашему вниманию один из моих любимых художников — великий и таинственный Иероним Босх, один из столпов голландского ренессанса. Художник, чья безудержная фантазия и гений предстали перед течью зарождения такого жанра как сюрреализм. Именно его, Сальвадор Дали считал своим учителем и наставником.

Настоящее имя этого человека Иероним ван Акен, а Иероним Босх — это псевдоним. Кстати, слово Босх с голландского языка переводится как лес, то есть Иероним Лес. Почему он взял себе именно такой псевдоним, мы точно не знаем, можем лишь пофантазировать на эту тему. Вообще он сам и его творчество окутано покрывалом таинственности и легенд. В целом тайна Иеронима Босха одна из самых значительных в мировом искусстве.

О биографии Иеронима Босха известно немного, знаем лишь, что он родился примерно в 1460 г. в небольшом голландском городке Хертогенбос(находится в провинции Брабант на юге Голландии) и практически всю свою жизнь прожил в этом городе. Родители его происходили из немецкого города Аахена, художниками также были его дед и отец. В 1480 году Иероним женится на Алейт Гояртс, происходившей из очень богатой семьи, поэтому Иероним становится одним из богатейших людей своего города и может заниматься искусством в свое удовольствие. Становится очень популярным художником уже в свое время, заказы на картины ему поступают даже от королей Франции и Испании. Но довольно о нем, давайте посмотрим на картины, ведь именно они лучше всего передают его суть:

Семь смертных грехов

Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». На картине изображена в виде круга (круг видимо символизирует круговорот нашей жизни) семь смертных грехов, которые могут погубить душу человека: гордыня, алчность, похоть, зависть, обжорство, гнев, лень. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т.д. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Бог видит «. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада, и страшного суда.

Стог сена

А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих, а здесь изображена его центральная часть. Картина глубоко символична — в центре картины огромный воз с сеном и куча людей стремится на него залезть. Кому то из них не везет, эти неудачники оказываются под колесами и вскоре будут безжалостно раздавлены гигантским возом. Короли на лошадях следуют за ним, а небольшая кучка счастливчиков беззаботно сидит на его вершине. Воз символизирует человеческую славу, успех, богатство, достаток в погоне за которыми, люди всегда были готовы положить даже свои жизни. Если присмотримся внимательнее, то увидим, что в телегу впряжены всякие уродливые существа, которые в действительности тянут его прямо в ад. Ад изображен в правой части триптиха. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Таким образом, на картине показана наша жизнь, человеческая суета, бессодержательная погоня за славой, властью, богатством и т.д. А вверху картины, на облаке одиноко возвышается фигура Иисуса, которая сначала даже не заметна за суетой вокруг телеги, однако изображение Иисуса является настоящим центром этой картины.

Искушение святого Антония

На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Картина называется «Искушение святого Антония «. Антоний (251-356 г.) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. По легенде, когда Антоний уединился в пустыне, Дьявол со своим легионом бесов пытались неоднократно соблазнить святого подвижника, сбросить его в пучину грехов, страха и отчаяния, но тот стойко перенес все атаки нечистых сил. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь», ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.

Корабль дураков

Картина называется — «Корабль дураков» Она представляет собой острую критику христианской церкви, какой она была при жизни художника, на переднем плане изображены монах и монашка, которые пытаются укусить пирог, подвешенный на нитке, которую с другой стороны держит шут. Картина показывает общее падение нравов среди духовенства. В широком смысле картина символизирует не только церковь, но и всю нашу жизнь.

Несения Креста

Картина «Несения Креста» показывает последний путь Иисуса Христа на Голгофу. Ласковые и прекрасные лица Иисуса и святой Вероники резко контрастируют со злыми и безобразными лицами всех остальных персонажей картины, которые отражают человеческие грехи, равнодушие, жестокость, злорадство.

Фокусник

На этой картине под названием «Фокусник», показано, что воры и обманщики одна из древнейших профессий и были во все времена.

Сад Божественных наслаждений

И наконец, самая известная и загадочная картина художника — триптих “Сад Божественных наслаждений”. Была сделана Босхом по заказу Испанского короля. На картине изображено большое количество символов и аллегорий. О значении этих символов и аллегорий искусствоведы до сих пор дискутируют. Я же предлагаю вам просто полюбоваться этим замечательным полотном. На этом все.

P. S. Духи вещают: А еще художникам эпохи ренессанса, таким как великий и загадочный Иероним Босх нужно было быть не только умелыми художниками, но и отличными химиками, чтоб знать, как и в какой пропорции смешивать разные краски, пигменты и прочая. Так что Иероним Босх мог не только рисовать картины, но и писать учебники и решебники по химии, в совершенстве зная разные химические тонкости тех или иных красок и пигментов.

waking-up.org

Иероним Босх: картины, творчество и биография

Творчество известного нидерландского художника Иеронима Босха до сих пор неоднозначно воспринимается как критиками, так и просто любителями живописи.  Что изображено на полотнах Босха: демоны преисподней или просто обезображенные грехом люди? Кем на самом деле являлся Иероним Босх: одержимым психопатом, сектантом, провидцем или всего-навсего великим художником, этаким древним сюрреалистом, как и Сальвадор Дали черпавшим идеи в сфере бессознательного? Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн.

Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. Большинство его родных – дед Ян ванн Акен, два дяди Босха, отец Антониас и даже брат Гоосен занимались художественным ремеслом. Семейная мастерская ванн Акенов специализировалась на выполнении настенных фресок, золочении деревянных скульптур. Именно популярность фамилии и заставило Иеронима взять себе псевдоним Босх – это выделило и обособило его от ванн Акенов.

Надо сказать, что ни одной работы его родственников не сохранилось до нашего времени. Кроме домашнего обучения, Босх брал уроки художественного мастерства в таких городах как Харлеме и Делфте. Здесь он наяву видит работы великих мастеров искусства: Дирка Боутса, Рогира дер Вейдена, Гертгена тот Янса. Их картины произвели огромное впечатление на Иеронима, и он пишет полотна с оглядкой на творчество этих художников. Отец Иеронима завещает своему самому талантливому сыну семейную мастерскую. И в 1480 году, узнав о смерти отца, Босх возвращается в родной Хертогенбос.  

Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Сразу же после возвращения в Хертогенбос Босх жениться на дочери богатого купца Алейт Гойартс. Благодаря богатому приданному своей жены, Иероним мог позволить себе не задумываться о хлебе.  Босх всецело отдал себя в творчество. Детей эта пара так и не завела. Будучи глубоко верующим человеком Иероним в 1486 году вступает в религиозное общество монахов и мирян Братство Богоматери.

Здесь Босх выполняет самые разнообразные заказы: пишет створки алтаря для Капеллы общества в соборе Святого Иоанна, оформляет праздничные шествия, пишет картины для обрядовых таинств. Около 1490 года Босх пишет «Корабль дураков» – эта картина высмеивает служителей богу. После 1500 года на свет появляется известное изображение, нанесенное на алтарь – «Воз сена». Самая известная картина Иеронима Босха, вершина всей его жизни – это триптих под названием «Сад земных наслаждений». Создано это величайшее полотно около 1515 года.

В левой части триптиха изображен Рай – Господь, Адам и Ева. В средней части – картина Земли и живущих на ней греховных людей. Правая часть – это изображение Ада. Любой человек, увидевший триптих Босха не забудет его никогда: удивительные и странные существа, яркие краски, необычные предметы, обнаженные люди – тайны «Сада земных наслаждений» приковывают взгляд и будоражат ум. Религиозный фанат и любитель мистики  король Испании Филипп Второй в картинах Иеронима Босха видел предостережения для католиков.

Но уже в XVI веке церковь не нашла в работах Босха ничего христианского. Духовенство обвинило художника в ереси. Однако, большинство живописцев того времени не видели ничего дурного и ужасного в его картинах, наоборот их удивляла приемы выполнения мазков и цветопередача изображений. Умер Иероним Босх в 1516 году, 9 августа. Он был похоронен в родном городе, там, где прожил большую часть жизни – в Хертегенбосе. Все небольшое имущество художника жена Босха раздала наследникам. Сама Алейт умерла спустя три года.

Иероним Босх оставил в наследие всего лишь 25 картин и около 8 рисунков. Большинство сюжетов его работ взяты из аллегорий и пословиц о пороках человека – жадности, корысти, глупости. Сцены картин прописаны так лаконично, что по ним можно писать книгу. Современные психологи, опираясь на психоанализ Фрейда, до сих пор не могут расшифровать живописные работы Иеронима Босха, как не могут объяснить, почему они так притягивают взгляд.

hogen-mogen.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта