Страшный суд (триптих Босха). Картина босх страшный суд
Иероним Босх Страшный суд: Описание произведения
Рубеж XV-XVI вв. в Европе окрашен апокалиптическими настроениями. Охваченные ощущением наступающего окончания времён, люди конца Средневековья жили в ожидании конца света и Страшного суда - неминуемой расплаты за грешную жизнь. Известно, что в 1504-м году герцог Бургундский Филипп I Красивый заказал алтарный триптих на тему Страшного суда художнику из города Хертогенбос – «Иерониму ван Акену, по прозвищу Босх». Так впервые в документах возникает псевдоним «Босх». Заказанный триптих внушительных размеров (274 на 335 см) не сохранился. Некоторые исследователи предполагают, что венский «Страшный суд» – уменьшенная авторская копия того триптиха, который был сделан для Филиппа Красивого.
Внешние створкиНа внешних створках (1, 2) изображены святые Иаков и Бавон, написанные в технике гризайли – в различных оттенках серого.
Святой Иаков с посохом, на котором закреплены его плащ и шляпа, странствует на фоне подробно выписанного пейзажа. Иаков ассоциируется со странничеством – именно его образу жизни подражали многие паломники в Средние века. Как и босховского Странника с внешних створок триптиха «Воз сена», Иакова окружают опасности. И всё же он остаётся цел и невредим благодаря своей вере.
Святой Бавон считался покровителем города Гент. В дверном проёме справа от него открывается вид на фламандский город. Бавона окружают больные и нищие, которым он раздаёт милостыню.
Загадочной остаётся слабая сочетаемость внешних створок: почему на одной из них фоном выступает пейзаж, а на другой – интерьер? Почему створка со святым Бавоном закомпонована так, будто должна была служить не правой, а левой створкой – на это указывает форма арки? Убедительного ответа нет.
Под каждой створкой располагается орнаментальная рамка с формой для герба. Он мог бы подсказать зрителям, по чьему заказу Босх выполнил этот триптих. Но, к сожалению, место остаётся пустым – на гербах ничего не написано. По мнению некоторых историков, это могло означать, что заказчик скончался еще до того, как работа была закончена.
Левая створка. Райский сад (Эдем)
Как и в большинстве других триптихов Босха, левая створка отдана под изображение райского сада. Она куда менее «многонаселённая», чем центральная и правая панели, и, в сравнении с ними, представляется довольно безыскусной. Это дало основание некоторым исследователям говорить, что Эдем художник пишет вполне равнодушно – то ли дело грешная земная жизнь и в особенности ад, здесь изощрённому воображению Босха есть где развернуться!
Перемещая взгляд снизу вверх, мы видим на левой панели всего несколько персонажных групп. Внизу Бог держит за руку коленопреклонённую Еву. То, что Адам безучастно возлежит рядом, указывает на то, что он недавно пережил «операцию» по изъятию ребра, следовательно, перед нами сцена сотворения первой женщины. Похожая мизансцена есть и в аналогичной створке «Сада земных наслаждений».
Босх придерживается средневекового принципа симультанности – одновременного сосуществования в одном пространстве событий, разделённых во времени. Поэтому чуть выше можно видеть Адама и Еву у Древа познания добра и зла. Змей, протягивающий первым людям плод прямо из густой яблоневой кроны, имеет антропоморфный облик, что тоже характерно для средневекового искусства, где змей нередко к тому же наделялся женскими чертами.
Еще выше разгневанный Ангел с мечом изгоняет грешников из Эдема, но в самом верху левой створки не поздоровилось и ангелам. Бог-Отец в сиянии света восседает на облаках, а мятежные ангелы низвергаются с неба на землю, успевшую вскорости после акта Творения превратиться из райского места в обитель греха, и в процессе падения превращаются в насекомых. Кстати, подобную картину можно наблюдать и на левой створке другого босховского триптиха – «Воз сена».
Все немногочисленные события створки «Райский сад» могут показаться исполненными Босхом вполне «дежурно» и без специфических «изюминок», но они необходимы художнику в качестве предыстории. Собираясь подробнейшим образом рассказывать в двух соседних створках о том, сколь разнообразны человеческие прегрешения и следующие за ними наказания, Босх вынужден сказать несколько слов о первоисточнике такого положения дел – ветхозаветной истории грехопадения первых людей и апокрифического рассказа о низвержении ангелов. После изгнания Адама и Евы из Эдема людской род узнаёт, что такое искушение, грех и смерть. Воздаяние за грехи – это тема, волновавшая Босха больше, чем кого бы то ни было из его современников.
Центральная панель. Страшный суд
Вспомним, как было принято изображать Страшный суд до Босха? Местом действия должны были быть небеса; в центре композиции – восседающий на троне Христос в окружении трубящих ангелов, пришедший судить мир и отделить «овец от козлищ», грешных от праведных. В картине Босха (или его мастерской) «7 смертных грехов и 4 последние вещи» Страшный суд именно так и выглядит – вполне традиционно.
Но в триптихе «Страшный суд» зритель сталкивается со смелым новаторством Босха: небесам здесь отдана всего лишь верхняя четверть панели, а остальное пространство посвящено детальному изображению земного мира и человеческих грехов, мучений и преступлений, кошмарному видению агонии человечества, гибнущего во вселенском катаклизме.
Широкая темная панорама, усеянная человеческими фигурками, – это, по-видимому, Иосафатова долина, именно там, согласно Книге пророка Иоиля, будет происходить последний суд над людьми. На заднем плане видны отблески пожаров – это пылают стены земного Иерусалима.
Центральная панель показывает глубокий пессимизм Босха: земной мир ни по характеру происходящего, ни по колориту практически неотличим от ада на правой створке, а горстка спасённых у трона Христа ничтожно мала в сравнении с числом тех, кто обречён на вечные муки.
Согласно Библии, грешники будут наказаны низвержением во тьму внешнюю, «где будет плач и скрежет зубовный». Но Босх предвидел в адских мучениях гораздо больше конкретики.
У левого края створки мы видим трактир. По его крыше, словно по подиуму, шествует в направлении мужчины на ложе обнажённая женщина, окружённая чудовищами. В её тело впивается насекомое, под руку её держит зелёный дракон, демоны исполняют серенаду на лютне и и роге, выглядящем как продолжение клюва. Музыка для Босха – символ сластолюбия, слабости к наслаждениям; она сопровождает грех сладострастия.Ниже мы видим, как Босх трактует грех обжорства: демоны насильно удерживают толстяка и льют ему в глотку жидкость из большой бочки, бесперебойно наполняющейся испражнениями дьявола, чей зад выглядывает через решётку окна.
Чуть ниже большая рыба поглощает маленькую – через несколько десятилетий блестящую гравюру на эту тему сделает Брейгель.
Правее от трактира – фигуры повешенных и варящихся в котлах. Они кипят в жидком металле из расплавленных монет, нажитых нечестным путём. Так Босх изображает грех корыстолюбия.
Демоническая лягушка в красно-белом одеянии жарит на сковородке части человеческого тела. У её ног лежит пара яиц – по-видимому, жаба собирается поужинать омлетом с человечиной. Рядом монстры режут ножами и отпиливают приглянувшиеся им части человеческих тел.
По всему переднему плану разбросаны обнажённые тела, их режут, ранят, терзают демоны. Но все эти ужасы – еще не сам ад, а только предисловие к нему.
Правая створка. Ад
В нижней трети правой створки изображён Люцифер в своей башне. Он назначает кары за преступления, совершённые людьми. Вверху, на крыше люциферовой башни, изображены те, кто успел осознать свою греховность, они рыдают, вопят и заламывают руки. Позади них – горящий ландшафт Геенны огненной. Это словно пародия на Божий суд с центральной створки с той разницей, что в дьявольском суде нет места милосердию. Босх мог бы повторить вслед за Фомой Кемпийским: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед адом!»
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Босх. Страшный суд
Босх. Страшный суд: чудовища и мистика, тайна и загадочность, диковинные человекозвери и химеры окружают имя великого художника.
Босх. Страшный суд в образах художника очень сильно отличается от русских, византийских, украинских и других икон Страшного суда, но тем интереснее сравнивать его западную трактовку с восточной.
Иеронимус Босх жил во второй половине XV века и начале XVI, в период перехода от средневековья к Возрождению, перехода из одного века в другой. Переходный период всегда связан с ломкой стереотипов, сменой идеологий и картин мира. Босх, как художник, стоящий между двумя мирами и двумя веками, не исключение.
Родился Босх в 1460 году, хотя о точной дате его рождения до сих пор существует несколько легенд, но зато точно известно место его рождения – город Хертогенбос, Герцогство Бургундия в Нидерландах. Умер он в 1516 году.
Достоверно также известно, что он женился на богатой патрицианке, которая дала ему возможность покончить с зависимостью от заказчиков и заняться свободным творчеством. Он поселяется в родовом имении жены, в деревне, и проводит там основную часть жизни. Но детей у них так и не появилось.
В это же время он вступает в религиозную общину «Братство Богородицы» при соборе св. Иоанна родного города, которая много занималась благотворительной деятельностью и милосердием. Община давала ему заказы и устроила торжественные похороны художника, что подтверждает факт его членства.
Время, в которое жил художник, было очень напряженным, неспокойным, пропитанным ожиданием конца света. Страшный суд, предсказания и пророчества буквально витали в воздухе. Называлась даже точная дата наступления Страшного суда – 1505 год
Жизнь общества делилась на два лагеря: в первом - наука и античная философия, во втором – алхимия, астрология и магия. Последнее - общая черта любого переходного времени, сближающая время Босха с нашим, тоже пропитанным магией, экстрасенсами и астрологией, разве что алхимии не хватает.
От средневековья, в котором жил Босх, человечеству досталась очень богатая символика, мало понятная современному человеку. Например, в народной среде рыба ассоциировалась с постом, сова – с грехом, закрытая книга – с глупостью, тюльпан – с обманом, свинья у корыта – с проституцией и нечистотой, петух, который копошится в навозе, – с похотью и так далее.
Художник широко использовал язык карнавала и смеха, дававший возможность народу на какое-то время освободиться и уйти из-под официального церковного давления. Надо сказать, что на западе высмеивание церковной идеологии было скорее нормальным явлением, чем ненормальным, особенно в карнавальные дни, и не вызывало такой острой негативной реакции, как в православной среде.
Негативная реакция православной среды на любое смеховое поведение в ее адрес всегда, и мы свидетели тому, болезненна, что говорит скорее о ее слабости, чем о силе. Примером достаточно большой свободы высказываний по отношению к религии и католичеству, является тот, с кем часто сравнивают Босха - Франсуа Рабле.
В книге «Гаргантюа и Пантагрюель» он остроумно и с сарказмом высмеивал церковников, прославляя простой народ с их незатейливыми, но живыми и естественными поступками, слабостями и пороками. За это некоторые относят Босха, как и Рабле, к еретикам и веселым пересмешникам.
Широкая фольклорная основа картин Босха имела свое продолжение в другом нидерландском художнике Питере Брейгеле Старшем, что дает основание считать: все чудовищные образы, которые смотрят на нас с картин Босха, всего лишь карнавальные маски, такие же маски, какие мы видим в русской традиции рождественских колядок.
Карнавализация - защитная функция человеческой природы, позволяющая в определенное время проявиться запретному, не накапливаясь в подсознании человека и не разрушая его.
Страшный суд для Босха - одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем. Она проходит через все его творчество.
Страшный суд для него – это мировая катастрофа, ночь, озаряемая всполохами пожарищ, от которого спасется только небольшая группка людей, большинство же попадет в ад, где грешники истязаются монстрами и страдают от физических мучений.
Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд».
Он состоит из левой створки – рая, правой – ада и центральной – Самого Суда. В триптихе очень много реалистических изображений и картин природы, с прямой перспективой, живыми образами, особенно в картине рая.
Но все-таки больше завораживает не рай, а картины ада и суда, в которых показаны все страхи, столкновение добра и зла в самом человеке, изначальная греховность человека, пораженного первородным грехом, но показаны они в таком отпугивающем виде, что не сразу поймешь, о чем идет речь.
Бросается в глаза четкая разделенность трех пространств по горизонтали, соседствующих, но не пересекающихся миров. В православной иконе «Страшного суда» ад, рай, суд и Новое Небо находятся в одном двумерном пространстве, разделенном по вертикали: земля с адом и раем на нижнем уровне, Страшный суд – в средней части, Новое небо с Горним Иерусалимом – в верхней. Чем чище пространство, тем оно выше, тем самым задавая систему координат восприятия.
У Босха – иначе. У него движение происходит слева направо. Правая створка триптиха - рай. Здесь Босх излагает рассказ Книги бытия о сотворении мира, животных и людей. Повествование разворачивается снизу вверх.
В нижней части находится самая благостная картина, чем выше, тем она становится мрачнее и катастрофичнее, двигаясь от сотворения мира до изгнания людей из рая и низвержения на землю ангелов тьмы.
На первом плане – картины животных, потом мы видим Адама, скучающего без друга, потом - картину сотворения Евы: Бог держит ее за руку, благославляя правой рукой. Эта сцена сменяется сценой совращения Адама и Евы змеем.
Так происходит грехопадение и грех входит в мир. Это начало, которое будет иметь продолжение в двух других частях.
Дальше в картине Рая мы видим, как ангел изгоняет мечом людей из Эдема, чтобы навсегда затворить перед ними его врата и встать у входа с огненным мечом.
Завершается картина Рая мрачной бойней ангелов света и ангелов тьмы, разворачивающейся на небесах. Результат - изгнание черных ангелов и их низвержение на землю. На это огромное поле битвы смотрит Господь Саваоф.
Так в одной картине рая соединяются сотворение мира, геенский коридор, Рай Затворенный (Эдем) и изгнание из Рая первого человека. "Рай" Босха - только прелюдия к тому, что будет разворачиваться в следующих двух частях. Все началось в раю.
Центральная часть триптиха по цветовой гамме сильно отличается от райской. Босх смотрит на спасение людей и мира очень пессимистично. В число спасающихся попадают совсем немногие: они стоят в светлом облаке перед Господом, за них ходатайствует Богородица и Иоанн Креститель.
С этого же облака трубят ангелы, возвещая о Новом времени и Новом Небе. Но эта часть – Новое Небо – занимает очень незначительное пространство. С его белоснежностью резко контрастирует земля, которую лучше назвать преисподней, в таких мрачных тонах она выполнена, фактически в тех же тонах, что и правая створка с изображением Ада.
В земной преисподней (в верхней части) видны всполохи пожарищ, напоминающие костры инквизиции и предвещающие адский огонь. Пожарища становятся неотъемлемой частью всех картин Босха, где он сталкивается с темой Страшного суда, так же, как и неотъемлемыми становятся виселица (вверху и сбоку центральной части «Страшного суда») и колесо (в центре картины).
Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек.
Террор инквизиции порождает такие страшные картины изуверств, изображенные на картинах Босха. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд».
В центральной части триптиха, в центре ее, мы видим огромную мясорубку, в которую попадают люди. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо. На крыше дома слева, и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Везде режут, давят, насилуют, убивают. Ножи, острые палки и мечи - символы мучений - наполняют картину земных страданий.
Фрагмент центральной части триптиха
И это наводит на мысль, грешников ли изображает Босх или это протест против инквизиции, получающей все больший и больший размах? Глядя на земную жизнь в изображении Босха, кажется, что она есть ни что иное, как дорога в ад. Здесь нет нормальных людей: есть демоны в виде гибридов птиц, насекомых, крыс, жаб, есть те, кто властвует, и те, кто страдает от них, не в состоянии от них освободиться.
Ад предстает у Босха как большая кухня или огромная строительная площадка, в которой повара делают свою работу: мучают грешников, режут, варят в котлах, жарят их на сковородках, выполняют всю технологию адских мучений. И опять огонь и пожарища в верхней части, острые и колющие предметы.
Так земная жизнь у Босха сливается с адом, ничем от него не отличаясь. Но в то же время, мрачная картина жизни с элементами карнавала очень похожа на театральную постановку и можно было быть оптимистом, если бы все это не было так похоже на настоящую жизнь.
Три века имя художника было в забвении и только в XX веке к нему приходит успех: сюрреалисты провозглашают себя его последователями, а Босх становится их предтечей и первым сюрреалистом.
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
Триптих «Страшный суд» — Artrue
Габариты: 163*128 см (центральная панель), 167 х 60 см (каждое крыло)
Страшный суд. Триптих.
Страшный суд
Центральная часть
Центральная панель триптиха представляет собой последний суд и семь смертных грехов. Внутренняя панель слева изображает падение ангелов с небес, сотворение Евы, Грехопадение и Изгнание, в то время как правое крыло показывает ад и князя тьмы.
Наличие грехопадения Адама и Евы в триптихе Последнего Суда является необычным; две другие панели еще больше отходят от традиционной иконографии. Вообще Небесам отводилась главная роль в эсхатологической драме.
В версии Босха божественный суд оказывается маленьким и незначительным в верхней части центральной панели, и очень немногие души в числе «избранных». Большая часть земли охвачена катаклизмом, который бушует по всему низу центральной части.
Человечество видит этот огромный панорамный кошмар, наблюдая землю в последних предсмертных судорогах. Земля разрушается посредствам огня, предсказанного в известном гимне тринадцатого века, посвященного мрачному судному дню:
«День гнева, в тот же день, когда мир раствориться в светящемся пепле» (перевод)
Босх, вероятно, под влиянием книги, которая пользовалась популярностью в конце пятнадцатого века, «Откровение святого Иоанна», в которой был иллюстрирован Дюрером в 1497–1498. Большая долина, доминирующая на центральной панели, может представлять собой долину Иосафата, которая, на основе нескольких ссылок из Завета (Иоиль 4: 2,12), традиционно считается местом Страшного суда, со стенами Иерусалима пылающего на фоне. В любом случае, земля стала неотличима от ада, изображен на правом крыле. Вечность мучений началось.
Ад
Сцена ада на правой части изображает наказания за смертные грехи. На Последнем Суде был вынесен приговор всем грешникам. Скупых варят в большом казане, расположенным под одним из зданий в центральной панели. Толстый обжора вынужден пить из бочки, под надзором двух дьяволов. Чуть выше, страдает похотливая женщина, по её спине скользит огромный ящер. На скалах правее, через реку, черти-кузнецы забивают жертв. Эти несчастные души виновны в грехе гнева.
artrue.ru
Описание триптиха Иеронима Босха «Страшный суд»
«Страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще. Она была выполнена по заказу наместника Нидерландов и является самым крупным из сохранившихся творений Художника.
Сюжет триптиха понятен интуитивно любому, кто знаком с христианскими преданиями хоть в какой-то мере. На левой створке изображен Рай – на ней рассказывается самое начало библейской истории. Вот Господь сотворяет Еву из ребра спящего Адама. Вот Адам вместе с Евой пробуют запретные яблоки с дерева познания добра и зла. Вот сияющий архангел с мечом в руке изгоняет их из райского сада. В облаках над ними ангелы бьются с падшими ангелами, сбрасывая тех вниз. А над ними Христос в сиянии славы и силы.
Средняя створка изображает Страшный Суд. Наверху происходит судилище, трубят трубы последнего часа, ангелы толпятся у трона Спасителя, и праведники стоят у его ног, готовясь взойти в рай – примечательно, что по сравнению с грешниками их очень немного, что может выражать пессимизм художника, считающего, что праведников на земле не так уж и много. А под ними начинается ад. Вращаются мельничные жернова, грешников терзают дьяволы, грешники причиняют боль другим грешникам, и хотя это только картина суда, она уже весьма похожа на ад.
Последняя створка – собственно, ад, и она навевает исключительно неприятные мысли о конечности жизни и о том, что если ад и в самом деле таков, то лучше не грешить. Фантазия Босха проявляется во всей красе – грешников мучат, протыкают стрелами и лезвиями, сжигают, варят заживо, разрывают на куски, подвешивают, как свиные туши, на крюки. Насколько пресен рай – настолько же жив и графичен ад, словно он художнику куда ближе.
Если художник и ставил себе какую-то цель, то эта цель – отвратить грешников от ада самым простым способом. Запугав их.
opisanie-kartin.com
Иероним Босх. Страшный суд. | Волшебная сила искусства
Иероним Босх. Страшный суд.1504г дерево,масло.163,7 × 247 см .Академия изобразительных искусств, Вена
Принято считать, что он выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Сюжет не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.
На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА.
Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира.
Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов .
На блюдце установлен мельничный жернов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.
На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда.
Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши; убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы.
ЛЕВАЯ СТВОРКА-РАЙ.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.
В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить
ПРАВАЯ СТВОРКА-АД
Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.
Левая внешняя створка. Святой Иаков Великий. 167×60 см
Правая внешняя створка. Святой Бавон
. 167×60 см
maxpark.com
Страшный Суд Картина Иеронима Босха
Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Сюжет не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими. На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению преисподней. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. В центральной части триптиха число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей; он использует, собственно, прием "отстранения", когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
На блюдце установлен мельничный жернов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления. На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши; убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы.
История искусства. Далее →
smallbay.ru
Страшный суд (триптих Босха) Википедия
«Страшный суд» (нидерл. Het Laatste Oordeel) — триптих Иеронима Босха. Принято считать, что он выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Сюжет триптиха
Сюжет не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими. На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению преисподней. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Центральная часть — «Страшный Суд»
Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей; он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Например, на блюдце установлен мельничный жёрнов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.
На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заострённых стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.
В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши; убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы.
Левая створка — «Рай»
Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов. В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. На этой картине Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда.
Правая створка — «Ад»
Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.
Здесь наличествует характерная для Босха образность, хотя общее впечатление несколько разрозненное. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.
Внешние створки
Правая внешняя створка. Святой Бавон. 167×60 см |
Апостол Иаков изображён на фоне угрюмого, внушающего беспокойство пейзажа. Ни это панно, ни парный к нему образ Святого Бавона не могут подготовить зрителя к восприятию апокалиптических сцены, разворачивающихся на трёх внутренних досках, где показана вся история человечества, начиная с грехопадения.
См. также
Библиография
- Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
- Девитини А. Босх: Пер. с итал./А. Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
- Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д. Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
- Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В. Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
- История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
- Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
wikiredia.ru