Босх Иероним. Босх художник картины
живописец уродства — Татьянин день
О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) - таково его настоящее имя - происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери - религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т.е. в боковом пределе) братства. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
Воз сена (центральная часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг. |
Творчество Босха загадочно. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. Коллеги-живописцы ценили его мастерство колорита. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков, и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, потому что они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда.
Семь смертных грехов. Иероним Босх. 1475-80 гг |
Сатира - одна из сторон живописи Босха. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Сцены этой картины расположены по кругу, поэтому у исследователей возникло предположение, что она была настольной. В центре композиции - Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Далее идут сцены, изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. Выше и ниже круга цитаты из Второзакония: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
«Воз сена» - другое сатирическое произведение Босха, центральная часть алтаря[i], созданная как иллюстрация к голландской пословице «Мир - это стог сена, и всякий старается ухватить с него, сколько может». В середине композиции - воз, на его вершине восседают олицетворения пороков: поющие и играющие на музыкальных инструментах женщины - гордыня и демон с трубой - слава. Толпа, в которой можно различить и папу, и короля, гонится за возом, падает под колеса.
- Все гонятся за чувственными восторгами, социальным положением, почетом и славой, но все это краткосрочно, переходящее и, в конечном итоге, стоит не дороже сена, - писал о картине испанский монах Хосе де Сигенса, библиотекарь Эскориала и ценитель Босха.
Исследователи считают, что картина изображает тщету мирской суеты, жадную погоню за переходящими ценностями. Левая створка алтаря, частью которого является «Воз сена», представляет собой картину преисподней. Поэтому воз, запряженный нечестью, едет прямо в ад.
Иногда Босх отходит аллегорий. На картине «Несение Креста» - только лица: уродливые злословящих, клевещущих, бранящих Господа и скорбные лики Христа и святой Вероники. По мнению де Сигенсы, Босх - единственный художник, осмелившийся изобразить человека таким, каков он внутри, в отличие от других, которые писали то, что снаружи.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Они считали художника своим средневековым предтечей, который бессознательно зарисовывал плоды своей необузданной фантазии. Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха - спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений.
Искушение Святого Антония (центр.часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг. |
На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой - рай, последние три дня творения мира; на центральной - сам Сад наслаждений; на левой - ад. Спорна центральная часть. Многие исследователи нашего времени называли ее естественной инстинктивной жизнью незадолго до грехопадения: множество обнаженных фигур предаются играм и любовным утехам, катаются на невиданных животных, купаются в пруду, поедают причудливые огромные плоды. Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова - символ искушения и обмана, удод - знак нечистоты, бабочка - олицетворение ветреного желания, единорог - указание на смерть. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Люди, напоминающие сову, ленивы и праздны, избегают дневного света, потому что они не хотят знать, понимать и любить сущее. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Его сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные перья. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка) .
Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму; человек, распятый на арфе; заяц, поймавший своего охотника; бесы с мерзкими рожами, груды тел, - это ад Босха, где господствует хаос. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней - ад реален. «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», - писал исследователь Босха Барнс, живший в двадцатом веке.
Христос, несущий крест. Иероним Босх. 1515-16 гг |
Какой ад изображал Иероним Босх - свой внутренний, субъективный или внешний, объективный? Многие современные исследователи утверждают, что преисподняя в его произведениях - это преисподняя его души. Изображая ее, художник от нее спасался. А могло ли быть так, что, действительно, как писал Доминик Лампсоний в 1572 году, ад показан ему? И какая душа могла бы выдержать такую тьму? И где могла найти спасение?
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай, и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых, и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа.
Репродукции картин Иеронима Босха можно увидеть здесь http://nearyou.ru/bosch/01bosch.html
[i] Алтарем в католичестве называется Святой Престол, а также живописное изображение над Престолом, обычно складень с тремя или более створками.
www.taday.ru
Босх Иероним -прородитель Сюрреализма. | Искусство в Узбекистане
Босх Иероним -прородитель Сюрреализма.
29.09.2007 Рубрики: Без рубрики Метки: Босх Иероним 1 127 просм. Комментариев нет
Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени… воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».
В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения…
Некоторые из этих гипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин, но часто противоречивые и во всяком случае не всеобъемлющие.
Удивителен подход художника к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель.
Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой.
Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.
Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.
В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии
Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.
В 1486-1487гг. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц. Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.
Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.
Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.
Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.
Первый исследователь работ Босха Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри»…
Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», «Молитва Св.Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе»,«Искушение Святого Антония», «Страшный суд») ( изгнание из рая-левая створка, Сцена Страшного Суда отделение праведников от грешников-центральная часть, ад-правая створка)
Новаторство живописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чем изобретаемые им образы. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски — сочными, а мазок — быстрым и выразительным.Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок.
Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха…
( Обратите внимание на лица людей, окружающих Христа, с каким мастерством они выполнены. Перекошенные злобой и ненавистью, они тем не менее своеобразны и не повторимы. Как то слышал выражение «Босховские лица». Действительно такие лица иногда встречаются и в наше время.)
Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. Cобратья-художники как бы не замечали его, и в истории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием или снабжали противоречивым комментарием.
Но, независимо от всех этих мнений и оценок, сегодня Босх признан непревзойденным изобретателем образов, замечательным колористом и рисовальщиком, большой и самобытной личностью, размышлявшей о мире и его противоречивой сложности, о человеке и его незащищенности перед лицом духовной и физической опасности…
Статья из сайта http://nearyou.ru/bosch
art-blog.uz
Босх Иероним XV - XVI век - Биография - Нидерланды | Искуству.ру
Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Его дед Ян и отец Антониус ван Якены были живописцами, которые занимались росписью картин для монастырей и храмов, чему можно найти множество доказательств в городском архиве. Главными учителями Босха считаются его отец и периодически приезжавший жить в их город художник из Голландии Д. Боутс. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. В 1489 году Иерониму доверили роспись двух створок алтаря для капеллы братства, находящейся в соборе Святого Иоанна. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Приблизительно в то же время Босхом были выполнены эскизы для витража-капеллы, также он принимал участие в оформлении танцев и шествий, что стало одной из самых значимых страниц его жизни — благодаря этому он стал известен еще при жизни.
Сразу после своей женитьбы Босх проживал в пригородной деревушке Оерошорт, так как именно здесь он получил приданое за женой — большой участок земли с домом. Несмотря на свою любознательность и общительность, Босх никогда не выезжал дальше ближайших окрестностей своего селения. На протяжении многих лет художник был знаком и даже дружил с Эразмом Роттердамскким, мотивы книг которого можно часто встретить в работах Босха. Современные историки могут с уверенностью утверждать, что у Босха было всего сорок произведений, при этом их истинное содержание в большинстве своем остается настоящей загадкой для знатоков искусства, так как прямых источников, которые могли бы прояснить данные моменты, не существует.
Свои работы Босх не только никогда не датировал — он их не подписывал. Это создает некоторые сложности в изучении его творчества традиционными методами, и только по церковным приходным книгам и договорным грамотам исследователям удалось довольно точно датировать основные работы мастера. Доподлинно известно, что практически сразу после своей женитьбы Босх начал писать картину, в которой он запечатлел жизнь, которая его окружала — «Семь смертных грехов».
Обычной для Босха являлась такая техника работы, как «алла прима» — художник пишет картину сразу, не делая предварительных эскизов и зарисовок. Помимо художественного таланта, Босх имел талант к кузнечному делу, именно он создал для главного городского собора большую картину, написанную на стекле, которая была обрамлена в металлическую раму, собственноручно им изготовленную.
Подобно остальным образованным людям своего времени, Босх много времени уделял алхимии и интересовался демонологией. Среди его друзей называют знаменитого голландского богослова Дионисия ванн Рейкеля, основавшего монастырь недалеко от Хертогенбоса, который позже был наказан инквизицией по обвинению в колдовстве, но даже несмотря на это, Босх от своего друга не отрекся, продолжая с ним общаться.
На многих картинах Босха можно наблюдать образы, которые навеяла ему демоническая литература. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией, изображающей св. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Сюжет религиозный. Но разве тут дело в св. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями? Что-то хитрое, ироническое неслышно посмеивается в этой картине, и кажется вам — это посмеивается сам Иероним Босх, глядя, как вы не можете оторваться от мира склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудовищ, в которых мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, темных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными — такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись! Этот бурый цвет, сочные пейзажи, эта переливающаяся теплыми тонами палитра уже предвещают искусство мастеров века последующего, эпохи расцвета, и кажется порой, что даже единство тона почти найдено художником» — писал Л. Д. Любимов.
Главными же шедеврами Босха, благодаря которым он заслужил уже посмертную славу, стали большие алтарные триптихи. В самых значимых работах Босха — «Воз сена» и «Сады земных наслаждений» — главное место занимают чудовищные существа.
Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Это и «Иоанн Креститель», и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». «Вписанная в круг композиция построена на пересечении сухих, узких форм и на преувеличенно пространственных паузах. Герой картины — тощий, в разорванном платье и разных башмаках, иссохший и словно расплюснутый по плоскости — представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении...
Она почти списана с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой истонченности ее форм есть что-то от насекомого. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Но на худом лице горят завороженные глаза — они прикованы к чему-то невидимому нами. А сзади него жизнь, покидаемая им. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. За углом мочится человек, рыцарь обнимает женщину, старуха выглядывает из окна, едят из корытца свиньи. И собачка — маленькая, с сумасшедшими глазами, — приспустив голову, смотрит вслед уходящему. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. И цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно. А розоватые или сиреневатые оттенки лишь пронизывают это единство ощущением печальным, нервным, вечно изменчивым и все же постоянным». — так писал о ней Р. Б. Климов.
Помимо живописи, Босх также занимался изготовлением гравюр, оттиски которых распространялись в разных городах. Картины Босха присутствовали во многих европейских королевских дворах, даже несмотря на то, что многими его современниками такие работы воспринимались не более, чем курьез.
Иероним Босх умер в родном городе Хертогенбосе 9 августа 1516 года.
iskusstvu.ru
Иероним Босх — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Иероним Босх (нидерл. Jeroen (Hieronymus или Jheronimus) Bosch; наст. имя — Йерун ван Акен, Jeroen van Aeken; около 1450, Хертогенбос, Брабант (Нидерланды) — 9 августа 1516, там же) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.
В 2004 г. по результатам опроса в Нидерландах Иероним Босх занял 63-е место в списке великих голландцев (De Grootste Nederlander)(http://en.wikipedia.org/wiki/De_Grootste_Nederlander).
В родном городе Босха — Хертогенбосе открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений.
Иероним, сын художника Антония ван Акена, — так в действительности звали мастера, считающегося самым загадочным живописцем во всей истории западного искусства. Даже подписывать свои картины он предпочитал сокращённым названием родного города Хертогенбос (Den Bosch). В этом оживлённом брабантском городке, входившем в XV в. в состав Бургундского герцогства (ныне административный центр провинции Северный Брабант в Нидерландах), художник и родился около 1450 г.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Поскольку ничего не известно о становлении Босха как художника, можно предполагать, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец» (так он впервые упомянут в документе 1480 г.) взял псевдоним, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
Собор Св. Иоанна в ХертогенбосеБосх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. В 1478 умирает его отец, и Босх наследует его художественную мастерскую. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного рода, богатого и знатного. Она происходила из богатой и знатной семьи, обладала значительным личным состоянием и передала мужу право им распоряжаться. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Одновременно он стал членом Братства Богоматери — религиозного общества, возникшего в Хертогенбосе в 1318 г. и включавшего в себя как монахов, так и мирян.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле в соборе Святого Иоанна 9 августа 1516 г. было совершено и отпевание живописца; торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Ничто не нарушало размеренного ритма его существования, распределённого между семьёй, мастерской и Братством, поэтому ключ к объяснению того, зачем ему понадобилось изображать тот завораживающе-странный мир бурлящих человеческих страстей, которым наполнено всё творчество хертогенбосского мастера, следует искать в другом месте.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Но в нашем веке учёные, придя к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.
Достоверно можно говорить лишь о 25 картинах и 8 рисунках руки Босха, сохранившихся до наших дней. Это триптихи, фрагменты триптихов, отдельные картины и рисунки. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения, но подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы. Выделяются три периода: ранний, зрелый и поздний.
Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.
Символы[править]
Символика Босха настолько разнообразна, что невозможно подобрать один общий ключ к его картинам. Символы меняют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далёких друг от друга источников — от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений.
Среди самых загадочных источников была алхимия — полутайная деятельность, нацеленная на превращение неблагородных металлов в золото и серебро, а кроме того, на создание жизни в лаборатории, чем явно граничила с ересью. У Босха алхимия наделяется негативными, демоническими свойствами и атрибуты её часто отождествляются с символами похоти: совокупление нередко изображается внутри стеклянной колбы или в воде — намёк на алхимические соединения. Цветовые переходы напоминают порой разные стадии превращения материи; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары — это одновременно символы ада и смерти и намёк на огонь алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
Присутствует тут и целый бестиарий «нечистых» животных, почёрпнутый из Библии и средневековой символики: верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других; нельзя не назвать также змею, хотя встречается она у Босха не так уж часто. Сова — вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт; перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания; отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. На его картинах Люцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полулюди-полуживотные, существа с частью тела, превращённой в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам. Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти.
Копиисты, подражатели, последователи и наследники[править]
Босх — художник не типичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века. Поразительные по изобретательности формы и фигуры, отклоняющиеся от нормы, чудовищные и парадоксальные, рождены свободным, исключительно богатым воображением, отражающим фантазию современных Босху североевропейских народных рассказов.
Подражатель Босха. Ecce Homo (Се Человек). 1500—1504. Музей искусства. Филадельфия Подражатель Босха. Искушения Св. Антония. Ок. 1500. Собрание F. van LanschotБосх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов, и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего — в своих панорамных картинах, вслед за Босхом, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. То, что Питер Брейгель Старший (ок. 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь, и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, поэтому в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма, изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): живописец запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Сам Бретон определял Босха как «совершенного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии — их общий неисчерпаемый источник образов.
Но очевидно, что теории сюрреализма, основанные на психоанализе Фрейда, являются совершенно анахроническим способом расшифровки картин нидерландского живописца. Современная психология, вероятно, может объяснить, почему произведения Босха обладают для нас такой притягательностью, но не может определить, сформулировать смысл, который они имели для художника и его современников, и равным образом не может объяснить понятием «либидо» то, что осуждалось средневековой церковью как грех.
Авторы XVI—XVII вв. о Босхе[править]
Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».
Доминик Лампсоний в 1572 г. подчёркнул «инфернальный» характер образов у Босха: «С таким мастерством твоя правая рука раскрывает Всё, что содержится в таинственных недрах Ада, Что я верю, что глубины жадного Плутона открылись тебе, И далёкие области Ада были тебе показаны».
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию, и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Однако Фелипе де Гевара придерживался того мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада… И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Он считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале; они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Босх, по мнению де Сигенсы, является единственным художником, изобразившим человека изнутри. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».
«Извлечение камня глупости» («Операция глупости»)[править]
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она скорее всего служит признаком обмана. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.
В авторстве Босха можно было бы усомниться, если бы не характерный пейзаж на заднем плане.
«Корабль дураков»[править]
См. статью «Корабль дураков»
«Аллегория чревоугодия и любострастия»[править]
Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха. Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта. Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. Держа на голове блюдо с мясным пирогом и ничего из-за этого не видя, ещё один персонаж подплывает к берегу. Справа в шатре сидят любовники. Они пьют вино. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья; проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда».
«Смерть скупца»[править]
Смерть скупца. 1500. Национальная галерея искусств. ВашингтонСильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».
На картине изображена узкая и высокая спальня, в открытую дверь которой уже заглядывает Смерть. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться. Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему высунувшийся из-под полога бес. Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра, и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. В книге победу одерживает ангел — торжествуя, он-то и возносит душу на Небеса, тогда как дьявольская рать в бессильной злобе завывает внизу. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
Сцена смерти отодвинута на задний план, а ближе к зрителю изображён ещё один скупец преклонного возраста: опуская правой рукой монеты в денежный сундук, он в левой, опирающейся на клюку, сжимает четки. Соседство эпизодов, обычно изображавшихся отдельно, вероятно призвано акцентировать для зрителя вопрос о выборе жизненного пути. Недаром в сундуке и под ним копошатся дьявольские монстры.
«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»[править]
Предположительно к раннему периоду творчества относятся «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» (1475—1480, Прадо). Это произведение Босха называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое оно впрочем никогда не выполняло. Всё в этой картине настраивает на глубокое религиозное размышление. Не случайно, испанский король Филипп II поместил её в своей спальне в Эскориале: она приглашала подумать о собственных грехах перед исповедью.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с четками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
«Ecce Homo»[править]
См. статью «Ecce Homo»
«Несение креста» («Восхождение на Голгофу») — Вена[править]
См. статью «Несение креста»
«Иоанн на Патмосе»[править]
Иоанн на Патмосе. 1504—1505. Государственный музей. Берлин-Далем.Юный апостол Иоанн изображён на острове Патмос, куда его сослал император Домициан и где он создал своё Откровение — вероятно, эта книга и лежит у него на коленях. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце; под ногами её луна…» (Откр. 12:1). На её появление указывает Иоанну ангел, чья тонкая фигура и полупрозрачные крылья выглядят не намного более вещественными, чем призрачная, окутанная дымкой панорама голландского города на горизонте. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов, и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».
Однако смирённое зло берёт реванш на оборотной, внешней стороне доски, где написанный в технике гризайли поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см. По внешнему кругу разворачиваются сцены Страстей, завершающиеся наверху кульминацией распятия. Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, символически обозначенной в виде скалы, на вершине которой свил своё гнездо пеликан. Эта птица, по распространённому поверью, кормящая птенцов кровью, бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, принесённой Христом. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана».
«Святой Иероним за молитвой»[править]
Св. Иероним за молитвой. Ок. 1505. Музей изящных искусств. ГентСюжет картины посвящён подвигу созерцательной жизни. Фигура святого изображена на фоне пустынного пейзажа; огромные плоды, окружающие пещеру отшельника, симолизируют множество искушений, подстерегающих душу верующего на его земном пути.
Св. Иероним, простёршись ниц, сжимает в руках распятие, не заботясь о том, что его красное кардинальское облачение брошено прямо в грязь. Он не бьёт себя в грудь, не устремляет обожающего взгляда на распятие — художник избегает этих драматических эффектов, ставших шаблонами для изображения кающегося святого, но тем не менее эта застывшая в напряжённой неподвижности фигура прекрасно передаёт душевные муги его персонажа. Пейзаж на заднем плане проникнут умиротворённостью, кажется, ничто в нём не свидетельствует о присутствии сил зла, однако болотистая пещера, в которой святой устроил свою келью, носит следы упадка и разложения. Св. Иероним в своём житии описывает, как его медитации в глуши были прерваны сладострастными видениями. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Лишь полносью вверив себя воле Господа, Иероним сумел побороть искушение и смирить свою плоть.
«Несение креста» — Гент[править]
См. статью «Несение креста»
«Увенчание терновым венцом» — Лондон[править]
Сюжет этой картины — один из эпизодов Страстей, крестного пути Христа. Молитвенно-философский характер трактовки канонического, типового сюжет позволяет видеть в ней визуальный парафраз на тему Imitatio Christi, «подражаний Христу».
На примере этой поздней картины Босха видно, что в его позднем творчестве исчезают элементы готической стилизации, присутствовавшие в его ранней и даже зрелой манере: фигуры теряют удлинённость пропорций и S-образный изгиб, силуэты становятся угловатыми, конкретными и индивидуализированными, лишаясь позднеготической плавности и декоративности ритма. Босх обращается к композициям с небольшим числом персонажей, представленных в виде поясных фигур, что открывало перед ним возможность сосредоточиться на психологической характеристике действующих лиц. В полуфигурах тюремщиков отражены все градации сопричастности злу, апогей его проявления — сатанинская усмешка старика с козлиной бородкой. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.
Некоторые детали одежды палача (правый верхний угол) с трудом подаются дешифровке: например, дубовые листья на шляпе и широкий ошейник с шипами — вроде тех, что надевали в те времена на пастушьих собак. Видимо, это должно было служить указанием на звериную суть персонажа, который выглядит совсем не злым, дружески положив руку на плечо Спасителя.
Физиономии окруживших Христа тюремщиков, возможно, воплощают четыре основных человеческих темперамента: так, персонажи у верхнего края изображения — это флегматик и меланхолик, те, что представлены внизу, — сангвиник и холерик. Но как бы то ни было, очевидно их резкое отличие от просветлённого лика Христа, полного смиренного приятия боли и страданий.
Великие триптихи[править]
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи:
- Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
- Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
- Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
- Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
- История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
- Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
- Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
- Г. Мартин. Босх. М., 1992
- К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
- Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
-
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
Ecce Homo. 1480—1485. Институт искусств. Франкфурт
-
Блудный сын. Роттердам. Музей Бойманс-ван-Бенинген
-
Св.Христофор. Роттердам. Музей Бойманс-ван-Бенинген
-
Иоанн Креститель. Мадрид. Музей Хосе Ласаро Гальдиона
-
Bosch Epiphany.jpg
Поклонение волхвов. Музей искусства. Филадельфия
-
Восхождение в эмпирей. Венеция. Дворец дожей
-
Ад. Венеция. Дворец дожей
br:Hieronymus Boscheo:Hieronymus Boschhu:Hieronymus Boschka:ჰიერონიმუს ბოსხიlad:Hyeronimus Bosch
lv:Hieronīms Bossnn:Hieronymus Bosch
traditio.wiki