Студентка расшифровала «адскую мелодию» с картины Босха. Босх иероним картины смотреть
Архивы Иероним Босх - Дневник живописи
Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся.
Потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё голландских пословиц. И даже астрологии.
Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые так пленяют своей загадочностью.
Читать далее →
This entry was posted on 14.02.2017, in Возрождение, Иероним Босх.Джордж Лукас говорил, что фантазиями Босха навеяны его образы пришельцев в “Звездных войнах”. Не удивительно. Пожалуй, самые оригинальные, любопытные, невероятные монстры созданы именно Босхом.
Особенно много их на картине “Искушение святого Антония”. В прошлой статье я рассказала об общем смысле картины. Теперь пришло время рассмотреть детали. Ведь когда видишь всех этих невообразимых существ, сразу хочется понять “Что означают все эти создания?”
Читать далее →
This entry was posted on 01.11.2016, in Возрождение, Иероним Босх.Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
[sg_popup id=”1″ event=”onload”][/sg_popup]
Человек-дерево с чешуйчатым хвостом. Монстр на коньках с воронкой вместо шляпы. Летающие рыбы. Ощипанный гусь с головой овцы в башмаках. Много-много разнообразной нечисти. Жутковато. Очень любопытно.
Конечно, это о картине Босха. Об “Искушении святого Антония”. Как всегда, деталей на полотне очень много. Как обычно, в их символике крайне сложно разобраться современному человеку.
Для этого нужно хорошо понимать, в какое время художник жил. А время по нашим меркам было тёмное. Охота на ведьм в самом разгаре. Алхимики на полном серьезе ищут философский камень и колдуют над элексиром молодости. Свирепствуют жуткие болезни типа эрготизма и чумы. Люди напуганы. Люди в ожидании конца света.
В такой обстановке Босх и пишет картину “Искушение святого Антония”. Попробуем в ней разобраться.
Читать далее →
This entry was posted on 26.10.2016, in Возрождение, Иероним Босх.Иероним Босх был непревзойденным мастером в создании невероятных существ. Он соединял несоединимое. И вот перед нами на правой створке “Сада земных наслаждений” – человек-дерево, сова с ногами-кувшинами, скат с крысиной мордой и многие другие ужасные создания.
Читать далее →
This entry was posted on 19.04.2016, in Возрождение, Иероним Босх, Тайны.Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
“Сад земных наслаждений” Босха – одна из самых загадочных картин, когда-либо созданных. Она редко кого оставляет равнодушным.
Но так как она была создана 500 лет назад, её смысл для нас слишком туманен. Ведь современное мировозрение сильно отличается от средневекового, базирующегося на ортодоксальной религиозности. Поэтому “ребус” Босха можно разгадать только в контексте его эпохи.
Это я и попытаюсь сделать, ответив на 5 вопросов картины.
1. Почему грешница в Аду так похожа на Еву в Раю?
Читать далее →
This entry was posted on 03.04.2016, in Возрождение, Иероним Босх, Тайны.Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
Прошлый пост был посвящён общей концепции одной из самых фантастических картин средневековья “Сад земных наслаждений” Босха.
Теперь предлагаю перейти к деталям и поискать ответы на самые невероятные вопросы, которые вызывает эта загадочная картина.
1. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти?
На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода.
Читать далее →
This entry was posted on 20.03.2016, in Возрождение, Иероним Босх, Тайны.Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
Когда вы впервые смотрите на одну из самых загадочных картин Босха, вы скорее испытываете смешанные чувства: она притягивает и завораживает скоплением большого количества необычных деталей. В то же время понять смысл этого скопления деталей как в совокупности, так и по отдельности никак не удается.
Читать далее →
This entry was posted on 02.10.2015, in Возрождение, Иероним Босх, Тайны.arts-dnevnik.ru
10 кинорежиссёров, которые продолжили дело Иеронима Босха
Терри Гиллиам
Терри Гиллиам. Кадры из анимационных скетчей к телешоу «Монти Пайтон».
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент
Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Левая створка триптиха. Фрагмент
У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. Дело не только в той легкости, с которой Гиллиам превращает съемки студийных блокбастеров в ад для инвесторов и продюсеров. Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама. По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни.
«Когда мне нужен ироничный, или сюрреалистичный, или попросту возмутительный образ, я часто обращаюсь к Босху, Брейгелю или Гойе, — говорит Терри Гиллиам. — Впрочем, меня никогда не интересовала эксцентричность ради нее самой. Мне важна гуманистическая составляющая. Босх умел разглядеть странное и пугающее. Но притом сохранял чувство юмора и любовь к людям».
Влияние Босха можно увидеть в фильмах Гиллиама — к примеру, без него определенно не обошлось в сценах апокалиптического будущего из «12 обезьян». Но заметнее всего оно в анимационных скетчах, которые Терри делал для телешоу «Монти Пайтон». Тут и летающие рыбы, и потешные монашки, да и тема фанфар решена в традиционной для Босха манере.
Кристоф Ган
Кристоф Ган. Кадры из фильма «Сайлент Хилл».
Иероним Босх. Искушение Святого Антония
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Правая строка триптиха. Фрагмент.
Иероним Босх. Смерть блудницы
Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники?), и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М». Но главное, конечно, не символы, а близкая Иерониму Босху мысль о том, что ад неотвратим и для грешников, и для тех, кто мнил себя праведниками.
И пусть в чисто визуальном плане «Сайлент Хилл» — это реверанс в адрес другого живописца ужасов, Фрэнсиса Бэкона, внимательному зрителю не составит труда разобраться, откуда ноги растут.
Это, впрочем, только фигура речи. В Сайлент Хилле, как и на картинах Босха, ноги растут, порой, из самых неожиданных мест.
Дэвид Линч
Дэвид Линч. Кадры из фильма «Синий бархат» и сериала «Твин Пикс».
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент центральной части триптиха
Иероним Босх. Слышащий лес и зрячее поле
«Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Уютная открыточная одноэтажная Америка, из-за опрятных фасадов которой вдруг начинает переть инфернальная жуть, — его излюбленная натура. Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима. Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами.
Гильермо Дель Торо
Гильермо Дель Торо. Кадры из фильмов «Лабиринт фавна» и «Хэллбой 2».
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха. Фрагмент
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха. Фрагмент
Иероним Босх. Наброски монстров
В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. Их тоже можно рассматривать годами, обнаруживая на заднем плане все новые лица, рыла, смыслы, сюжетные вензельки. В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок. Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов.
Кроме того, с Босхом дель Торо объединяет еще и средневековое отношение к потустороннему: для Гильермо разнокалиберная нечисть — такая же обыденность, как для нас с вами — метрополитен или социальные сети.
Джордж Лукас
Джордж Лукас. Кадры из киносериала «Звездные войны».
Иероним Босх. Два монстра
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент
Иероним Босх. Страшный суд. Центральная часть триптиха. Фрагмент
Иероним Босх. Черепаха с черепом на панцире и крылатый демон
Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером. Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи. Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии.
Мартин Макдонах
Мартин Макдонах. Кадры из фильма «Залечь на дно в Брюгге».
Иероним Босх. Страшный Суд
Иероним Босх. Страшный суд. Центральная часть триптиха. Фрагмент
Иероним Босх. Страшный суд. Центральная часть триптиха. Фрагмент
Иероним Босх. Страшный суд. Центральная часть триптиха. Фрагмент
Испанский монах Хосе де Сигуэнса писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри». В этом смысле англичанин Макдонах — подходящий преемник: Судный день происходит у его героев внутри.
Полнометражный дебют Макдонаха — «Залечь на дно в Брюгге» — был затеян под впечатлением от картины Босха «Страшный суд», и режиссер хотел, чтобы «эхо Босха» слышалось в каждом кадре. Есть в нем и сцена, где гангстер, снедаемый чувством вины, разглядывает «Страшный суд» (нужно отдать должное храбрости дирекции музея Гронинге в Брюгге, пустившей в столь приличное место Колина Фаррелла). Тут же звучат одна из лучших арт-рецензий в истории («Все остальные — дрянь, а эта мне нравится») и одна из лучших трактовок сюжета:
— Чистилище — это же место, которое где-то посередине... — резюмирует герой ленты. - То есть совсем дерьмом ты не был, но и высот не достиг — как «Тоттенхэм».
Алексей Герман
Алексей Герман. Кадры из фильма «Трудно быть богом».
Иероним Босх. Несение креста
Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
Иероним Босх. Поклонение Волхвов. Центральная часть триптиха. Фрагмент
Иероним Босх. Воз сена
Для большинства наших современников картины Иеронима Босха — диковинное свидетельство о нравах, обычаях, коллективных страхах, бытовавших в темном и загадочном Средневековье. Другое дело Алексей Герман: работая над своей последней лентой «Трудно быть богом», он держал в голове не столько братьев Стругацких, сколько Босха и Брейгеля. И снимал притом фильм о нашем времени. В интервью кинокритику Антону Долину Герман рассказывал:
«Брейгель — мягкий реалист, в отличие от Босха. А Голландия даже теперь — какие-то не мягкие, а утрированные, концентрированные Средние века... Я всех нас увидел. Мы делали фильм про всех нас. Ничем этот Арканар от нас не отличается — такие же доносы, такая же подлость, такие же тюрьмы, такие же Черные, такие же Серые. Ничего мы не достигли: что было в XVI веке, то и у нас в XXI-м. А земляне — далеко не лучшее произведение».
М. Найт Шьямалан
М. Найт Шьямалан. Кадры из фильмов «Шестое чувство», «Таинственный лес», «Знаки».
Иероним Босх. Святой Иоанн Креститель в пустыне
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Правая створка триптиха. Фрагмент
Иероним Босх. Смерть скупца. Фрагмент
Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент
Некоторые биографы считают, что Иероним Босх творил не столько в назидание потомкам, сколько на потеху знатным заказчикам. Его картины — многофигурные ребусы, в которых Босх зашифровывал библейские тексты, фольклор, астрологические прогнозы, сатирические высказывания и т. п., были для вельмож чем-то вроде интеллектуальных паззлов, собирая которые они могли еще и пощекотать свои нервы.
В контексте этой теории М. Найт Шьямалан — автор «Шестого чувства», «Знаков» и «Таинственного леса» — выглядит прямым наследником: только его фильмы одинаково интригуют и пугают публику.
Сэмюэль Байер
Сэмюэль Байер. Кадры из видеоклипа Until it Sleeps группы Metallica
Иероним Босх. Се Человек (Ecce Homo)
Иероним Босх. Распятие с донатором
Иероним Босх. Воз сена. Левая и правая створки триптиха
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент
В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». Что ж, Байер, вообще большой любитель подпустить многозначительности и пафоса в презренную поп-культуру. Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи».
Валерий Угаров
Валерий Угаров. Кадры из мультипликационного фильма «Халиф-аист».
Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент / Искушение Святого Антония. Иероним Босх.
Видения загробного мира (Блаженные и проклятые)
В послужном списке мультипликатора Валерия Угарова — несколько выпусков сериалов «Веселая карусель» и «На задней парте». Тем удивительней обнаружить в нем совершенно босховский пункт — мультипликационную экранизацию сказки Гауфа «Халиф-аист».
Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы. Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. Но главное — характерная для Средневековья в целом и Босха в частности тема расплаты за такие тяжкие грехи, как любопытство, веселье и легкомыслие. Ведь здешний герой попал в передрягу не столько потому, что спутался с колдуном-вивисектором, сколько из-за того, что смеялся.
Автор: Андрей ЗимоглядовИсточник: Аrtchive.
Смотрите также:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Студентка расшифровала «адскую мелодию» с картины Босха — Naked Science
Студентка расшифровала «адскую мелодию» с картины Босха
Знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» издавна привлекал внимание любителей живописи и искусствоведов. Собственно, название ему дали исследователи по теме центральной части, посвященной греху сладострастия.
Триптих нидерландского мастера, выставленный в мадридском музее Прадо, состоит из трех створок. Левая из них показывает события из последних трех дней сотворения мира. В передней части створки фигура Творца соединяет вместе Адама с его будущей женой Евой.
Центральная створка представляет уникальную для творчества Босха идиллию: огромный сад, заполненный обнаженными фигурами мужчин и женщин, которые откровенно веселятся и предаются любовным играм. Эксперты считают, что великий художник стремился таким образом запечатлеть чувственное сладострастие, последствия которого явно видны на правой створке триптиха.
«Музыкальный ад» ? так принято называть правую часть картины Босха из-за изображения на ней странных инструментов. Здесь можно увидеть и арфу, на которой распят один из грешников, и лютню, которой пытают музыканта, на чьих ягодицах записаны ноты какой-то мелодии.
«Музыкальный ад»
©Музей Прадо, Мадрид
Кажется странным, что до сих пор никто из искусствоведов не попытался расшифровать мелодию, оттиснутую на «Музыкальном аду». Именно эта мелодия привлекла внимание Амелии Хамрик, студентки, изучающей музыку в Оклахомском Христианском Университете.
Я решила переписать эту мелодию по правилам современной музыкальной нотации, предположив, что тональность нижнего голоса ? до мажор, как это было принято в средневековых хоралах.
?Амелия Хамрик, студентка Оклахомского Христианского Университета
В результате получилась вполне приятная на слух мелодия, которая вряд ли ассоциируется с трубами адского суда или зубовным скрежетом страдающих грешников.
Амелия считает, что ее работа над нотами далеко не закончена. В настоящий момент она совместно с коллегами из музыкального факультета своего университета занята корректурой нот записанной мелодии, которая, возможно, вскоре прозвучит в исполнении настоящего хора.
naked-science.ru