10 шедевров, созданных одновременно с «Садом земных наслаждений». Босх картины сад земных наслаждений
"Сад земных наслаждений" : lilac2012
Левая панель. Попробуйте-ка сами найти месторасположение фрагментов на картине.
Средняя панель
Правая панель
Ещё большее увеличение (несколько ссылок из моего старого поста):
Все три панели в высоком разрешении -http://www.artsgallery.pro/articles/img/bosch/The_Garden_of_Earthly_Delights_by_Bosch_High_Resolution.jpg .
А тут можно ещё увеличить - http://tools.wmflabs.org/zoomviewer/index.php?f=Hieronymus_Bosch_-_The_Garden_of_Earthly_Delights_-_Prado_in_Google_Earth-x1-y0.jpg .
А тут можно скачать весь триптих в огромном размере, а потом скачать фрагменты, каждый размером ещё огромнее -http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hieronymus_Bosch_-_The_Garden_of_Earthly_Delights_-_Prado_in_Google_Earth-x0-y0.jpg
Почитать занятное об этом триптихе -http://www.artsgallery.pro/articles/novosti_kultury/sobytiya_v_mire_kultury/boskh_im_sudya?back=all
Ещё Босх - по соответствующему тегу в моём жж
lilac2012.livejournal.com
10 шедевров, созданных одновременно с «Садом земных наслаждений»
Сейчас принято думать, если бы Рафаэль Санти создал бы одну только «Сикстинскую Мадонну», этого было бы достаточно, чтобы считать его величайшим художником всех времён и народов (примерно то же говорят и о Босхе с его «Садом наслаждений»). Но известность пришла к картине Рафаэля далеко не сразу. Почти два с половиной века «Сикстинская Мадонна» провела в полной безвестности в полупровинциальной итальянской Пьяченце, где служила алтарным образом в церкви Святого Сикста. Год от года картина покрывалась копотью от чадящих свечей, её краски утратили былую яркость, и широкая публика, возможно, никогда не узнала бы о шедевре, если бы в 1754-м году обедневшие монахи-бенедиктинцы не решили продать «Сикстинскую Мадонну» саксонскому курфюсту Августу III, украсившему ею свою резиденцию в Дрездене.Судьба «Сада земных наслаждений» сложилась не в пример благополучнее, хотя и скучнее. Через несколько лет после создания триптих обнаруживается в описи имущества брюссельского семейства Нассау, а несколько позже вместе с другими работами Босха «Сад…» попадает в Мадрид, в коллекцию большого поклонника Босха — испанского короля Филиппа II. С тех пор картина не покидала Испании. В 1939-м, во время гражданской войны, «Сад» был передан на хранение музею Прадо, где находится и теперь. К своему достоянию музей относится крайне ревниво: только за последние пару лет Прадо со скандалом отказался вернуть Босха музею королевских коллекций, откуда когда-то «Сад» был получен, и не допустил к триптиху команду Bosch Research and Conservation Project (BRCP), которая в течение шести лет, предшествовавших 500-летнему юбилею со дня смерти Босха, изучала его работы по всему миру. Увидеть «Сад земных наслаждений» за пределами Мадрида — это пока перспектива из разряда фантастики.
artchive.ru
Триптих «Сад земных наслаждений» — Artrue
Дерево, масло. 389,005 * 220 см.В настоящее время находится в музее Прадо.
Босха, известного своими фантастическими, часто чудовищными по гибридам триптихами и существами на них, возможно, в каком-то смысле можно рассматривать как предвестника популярности сюрреализма.
Тем не менее, в то время как сюрреалисты творили в царстве снов и бессознательного состояния, Босх, под влиянием религиозности своей эпохи, вызвал в воображении, как полагали зрители, вполне реальные последствия греховной жизни.
Сад земных наслаждений
Сад земных наслаждений является триптихом, а это означает, что он состоит из трех частей — центральной панели, к которой прикреплены по одному крылу на шарнире с обеих сторон.
Закрытый вид
В закрытом виде триптих изображает полупрозрачную сферу, охватывающую землю, небо и море.
Сцена изображена в монохромных оттенках серого (стиль известный как гризайль). Некоторые историки связывают это с великим потопом, в котором Бог очищает мир во время Ноя. Внутренняя часть триптиха является предметом большего интереса.
Райский сад
Крылья триптиха демонстрируют красочный вид, наполненный странной архитектурой, неестественных форм рельеф, а также множество гибридных существ. На переднем плане левой панели Бог стоит между обнаженными фигурами Адама и Евы, в окружении разнообразной флоры и фауны. Это, без сомнения, райский сад.
Сад земных наслаждений
Центральная панель триптиха носит одноименное с современным название всего триптиха. Это «Сад земных наслаждений», он показывает массы резвящихся голых мужчин и женщин. Пейзаж является домом для огромных птиц, габаритных фруктов и причудливой растительности. Сцена живет, она хаотична.
Поведение фигур кажется, на первый взгляд, похотливым, но на этот счет до сих пор не утихают споры. Несмотря на множество голых пар, Босх явно не изображает половых актов. Ученые обсуждали значение центрального образа, утверждая, что он представляет собой видение невинного удовольствия.
Ад
Сад земных наслаждений. Правое крыло.Крайняя правая панель работы, наиболее тревожна и наименее загадочна. Здесь изображены ужасы ада, места, где грешников пронзают гигантские зайцы, где они подвергаются мукам с использованием специальных инструментов и съедаются гротескными насекомыми. Каким бы ни был смысл триптиха в целом, Босх напоминает зрителю, что в коррумпированном мире шанс быть проклятым крайне велик.
История
Хотя форма Сада земных наслаждений характерна для алтарей 16-го века, считается, что триптих был приобретен для частной коллекции, вероятно, по заказу богатого покровителя.
artrue.ru
Рай и Ад на земле. Смысл триптиха Босха «Сад земных наслаждений»
Иероним Босх – один из самых загадочных живописцев, соединивший в своих картинах элементы религиозного аллегоризма, причудливой фантазии, социальной сатиры и средневековой философии. Concepture публикует разбор его знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений».
Несмотря на то, что Босх очень часто обращался к библейской тематике, язык его образов почти никогда полностью не укладывался в канон церковно-христианской символики. Например, в центре полотна «Сад земных наслаждений» вместо традиционной фигуры Христа изображен вполне земной человеческий «праздник плоти».
Мы видим большое количество обнажённых женщин и мужчин, предающихся разнообразным утехам: вкушающих плоды, играющих с животными, занимающихся совокуплением. Если бы Босх был художником эпохи Ренессанса, правомерно было бы считать, что изображенный им «сад» – это олицетворение идиллического «золотого века», в котором люди и животные мирно сосуществуют друг с другом.
Но поскольку Босх все же средневековый художник, вернее предположить обратное, а именно, что «сад земных наслаждений» – это мир, растленный похотью и любодеяньем, поскольку в системе христианской средневековой морали половой акт расценивался как признак падения человека и утраты им первоначальной божественной природы.
Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Надо отметить, что расположение земной юдоли в центре существенно меняет логику изображения традиционных религиозных триптихов. Как правило, на таких картинах изображалась библейская хронология: Творение мира, жертва Христа, Страшный Суд (если смотреть слева направо), но поскольку у Босха в середине вместо Христа показана человеческая земная жизнь, moralite картины приобретает совершенно иной смысл. Босх рисует историю человеческого грехопадения: от сотворения до конца света.
Разберем каждую из 3 частей отдельно
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты, и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Это Фонтан Жизни, изливающий чистые голубые воды, из которых появляются на свет различные животные. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой, из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др.) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов. По всей картине размещены символы пола и сексуального влечения: раковина-влагалище, лодка-яблоко в форме женской груди. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. На этой картине то, что было лишь намеком в Раю, приобретает зримую явленность, выпуклую телесность, рельефность греха.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. В центре находится гротескная фигура монстра. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари. Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Привычные вещи наделены противоположным жутким смыслом, и большая часть объектов лишена целостности, остались только какие-то ошметки.
Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Королем карнавала становился нищий или дурак, назначался карнавальный епископ, который во всеуслышание богохульствовал, мужчины надевали маски женщин, а женщины – мужчин, вместо произнесения благочестивых речей люди сквернословили, словом происходила инверсия бинарных оппозиций. Почему? Потому что в сознании средневековых христиан в отношении урожая по-прежнему были живы языческие представления. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Поэтому на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Принципиальная амбивалентность средневековой культуры может объяснить, почему персонажи картин Босха одновременно похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время – на веселый карнавал людей и демонов.
Общим местом в среде искусствоведов стало говорить о непознаваемой таинственности работ Босха, их неоднозначности и пугающей загадочности. Босха называют «профессором кошмаров», «мрачным фантастом», некоторые даже считают, что ему удосужилось воочию лицезреть сцены Страшного Суда. Мы же в свою очередь можем вслед за некоторыми исследователями сказать: «выступая в своем искусстве как мыслитель, Босх смотрел на мир глазами художника».
concepture.club
Сад земных наслаждений Алтарь Иеронима Босха
Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты, исповедовавшей "свободную любовь". Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображен Бог, представляющий Еву ошеломленному Адаму в безмятежном и мирном Раю.
В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порожденные его фантазией. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Федерико Дзери:"Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднен естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей".
На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — окрыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
Может показаться, что на картине изображено "детство человечества", "золотой век", когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
История искусства. Далее →
smallbay.ru
Сад Земных Наслаждений – Иероним Босх. Картины на заказ. Спец-цены. Большой выбор.
«Сад земных наслаждений» – самая известная из картин Иеронима Босха. Настоящее название полотна неизвестно. Исследователи решили назвать триптих, исходя из темы его центральной части. Существует множество трактовок сюжета этого загадочного полотна, но ни одна из версий не принята, как единственно правильная.
Внешние створки
Человек, который держит в руках картину, прежде всего, видит внешние створки, на которых представлены гризайлевые изображения. Автор показывает мир на третий день после его сотворения. В этот период Земля окружена водами, покрыта зеленью, но на всей планете невозможно встретить ни одного животного или человека. На створках представлены цитаты из «Псалтыря».
Левая створка
В этой части картины центральное место отведено Источнику Жизни. Это высокая розовая конструкция, которая немного напоминает готический табернакль. Вокруг источника ходят фантастические животные, сверкают в тине драгоценные камни. Это зрелище полностью соответствует представлениям об Индии, которые царили в Средние Века. Босх обратился к этому образу, поскольку есть народное поверье, согласно которому именно в Индии расположен Эдем.
На переднем плане изображена сцена, во время которой Бог подводит Еву к Адаму, который только очнулся от сна. Адам смотрит на свою вторую половинку со смешанным чувством, в котором ощущается удивление и предвкушение.
Правая створка
Эту часть картины исследователи назвали «Музыкальным адом», потому что на ней изображено множество инструментов, которые используются странным способом. Например, на арфе распят грешник, лютня стала орудием пыток музыканта, на ягодицах которого можно рассмотреть ноты мелодии. Целым хором проклятых душ управляет некий монстр с рыбьей мордой.
Это сущий кошмар. Босх пользуется одним из своих излюбленных мотивов, изображая на переднем плане кролика, который тащит добычу. Истекающая кровью добыча привязана к шесту.
Источником этой картины стало произведение «Видение Тундала», напечатанное в 1484 году. Там изображено посещение автором Рая и Ада. Именно это произведение повлияло на создание образа замерзшего пруда, по которому грешникам приходится постоянно скользить на коньках и санках.
Центральная часть
В центре полотна изображена настоящая идиллия. Все огромное пространство сада заполнено нагими женщинами и мужчинами, которые пробуют плоды и ягоды, играют с животными, купаются, предаются любовным утехам.
Некоторые исследователи видят в этой части торжество сладострастия, но эта версия вызывает сомнения. Отдельные фигурки удивляют некоторым простодушием и отстраненностью, которые позволяют сомневаться в том, что главная цель картины – прославление телесных наслаждений. По всей вероятности, этот аллегорический сад был для Босха миром, который растлен прелюбодеянием.
Картина Босха может иметь множество трактовок, каждая из которых имеет право жизнь. В любом случае полотно «Сад земных наслаждений» впечатляет своей роскошностью, огромным количеством деталей, масштабностью авторского замысла.
Как сделать заказ?
Вы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас- понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
- суббота-воскресенье - выходной
или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.
Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:
www.reprodukciikartin.ru
Сад земных наслаждений (триптих Босха)
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.
Введение
Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере.
Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.
Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.
Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей.
Федерико Дзери
Центральная часть
На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
Главная цель художника — показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны»
Шарль де Тольнай
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Босх абсолютно верен библейским текстам в других своих работах, мы с уверенностью можем предположить, что центральная панель также основана на библейских мотивах. Такие тексты действительно можно найти в Библии. До Босха ни один художник не осмелился вдохновиться ими, и на то есть веская причина. Тем более, что они расходятся с общепринятыми правилами библейской иконографии, где возможно только описание уже случившегося или того, что произойдет в будущем согласно Откровению.
Ханс Бельтинг
Левая створка
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена»), а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.
Правая створка («Музыкальный Ад»)
Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.
Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.
На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала» (см. ссылку внизу), изданное в Хертогенбосе в 1484 г., подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.
На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду». Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне «обречённый вечной погибели» висит в «ушке» дверного ключа.
Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, приклеплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.
Внешние створки
Внешние створкиГлядя на гризайлевые изображения с внешней стороны, зритель ещё не ведает, какое буйство цвета и образов скрывается внутри. В хмурых тонах изображён Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось»(Псалтирь 32:9), на правой — «Он повелел, и явилось»(Псалтирь 148:5).
Литература
- Баттилотти, Д. Босх. М., 2000
- Бозинг, В. Иероним Босх: Между Адом и Раем. М., 2001
- Дзери, Ф. Босх. Сад земных наслаждений. М., 2004
- Зорилья, Х. Босх. Aldeasa, 2001
- Игумнова, Е. Босх. М., 2005
- Коплстоун, Т. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. М., 1998
- Мандер, К ван. Книга о художниках. М., 2007
- Марейниссен, Р. Х., Рейфеларе, П. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
- Мартин, Г. Босх. М., 1992
- Никулин, Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1999
- Тольнай, Ш. Босх. М., 1992
- Фомин, Г. И. Иероним Босх. М., 1974. 160с. Belting, Hans. Hieronymus Bosch: Garden of Earthly Delights. Munich, 2005
- Dixon, Laurinda. Bosch A&I (Art & Ideas). NY, 2003
- Gibson, Walter S. Hieronymus Bosch. New York; Toronto: Oxford univ. press, 1972
- Harris, Lynda. The Secret Heresy of Hieronymus Bosch. Edinburgh, 1996
- Snyder, James. Bosch in perspective. New Jersey, 1973.
Ссылки
dic.academic.ru