Фреска Джотто «Бегство в Египет» (краткое описание). Бегство в египет рембрандт описание картины
Описание картины Джотто ди Бондоне «Бегство в Египет»
Художник Джотто в своей работе рассказывает о событии, которое относится к младенчеству Иисуса Христа. Ангел явился во вне его отцу Иосифу и сообщил волю Божию, о бегстве святого семейства в Египет.
В то время правил Ирод, злой и коварный царь. Он узнал, что родился Царь всего мира и решил убить его, но он не знал точно кто этот младенец как его достать. Ирод, опасаясь за свою власть, приказал истребить всех младенцев возрастом до двух лет. Этот сюжет имеет огромное значение для церкви.
Картина носит название «Бегство», но оно меньше всего похоже на бегство, в смысле движение, мы видим важную процессию, которая важно, неторопливо шествует через пустыню. Процессия идет важно, не торопясь, видно, что шествует Царь мира. Джотто очень важно описал не только людей, но и животных. Картина композиционно напоминает о божестве.
Основой пирамиды является ослик, а вершиной Богоматерь и Иисус Христос. Ослик показывает смирение, с которым Иисус Христос явился в мир. Он пришел не как Великий Повелитель, а как беззащитный младенец, который вынужден убегать от смерти, ища пристанище в далекой стороне, шествующий на самом смиренном животном.
Богородица и младенец едут на ослике, которого ведет Иосиф – это главные персонажи картины. Это один из главных библейских сюжетов. Джотто изобразил в своей картине трех молодых людей, отроков и одну женщину. Отроки – это дети Иосифа от первого брака, а женщина – служанка, помощница Деве Марии в пути.
Вдали виднеется дерево пальма. Пальма является символом победа добра над злом. Церковь считает пальму символом того, что Иисус Христос победил смерть.
Вдали виднеется несколько деревьев, они выступают вестниками победы, сопровождающие святое семейство в пути. Также в пути им покровительствуют ангелы, на этом рисунке виднеется один ангел, сопровождающий Деву Марию с младенцем, открывая им путь к спасению. Ангел словно освящает дорогу и сопровождает вперед к жизни.
opisanie-kartin.com
Бегство в Египет
Duccio di Buoninsegna. Maestà (front, predella) Бегство в Египет. 1308-1311 гг
Святому семейству посвящена «трехчастная» цепочка событий, последовавшая сразу после Рождества Христова. К ней относятся сюжеты "Бегство в Египет", "Избиение Вифлеемских младенцев" и "Возвращение из Египта".
Если первые события - Рождество, ангельский хор, поклонение пастухов и волхвов – основываются на новозаветных канонических Евангелиях от Матфея и Луки, то последующие события базируются в основном на апокрифах, сказаниях и легендах.
Бегство в Египет упоминается очень кратко и только в Евангелии от Матфея (глава 2; 13-15). Но по мере того, как христианство распространялось среди простых людей, а богословские тонкости трактовались не только отцами церкви, но и гностиками, события, последовавшие за Рождеством Христовым, обрастали все новыми и новыми деталями.
Так появилось псевдо Евангелие с рассказами и историями о младенческом и отроческом периодах Иисуса, сведения о которых в четвероевангелии практически отсутствуют, за исключением проповеди двенадцатилетнего Иисуса в храме.
В Евангелии от Матфея есть только те детали, которые необходимы для богословской программы евангелиста: доказать евреям, для которых писалось Евангелие, что Христос – истинный Мессия, Который произошел от царя Давида в соответствии со всеми ветхозаветными о Нем пророчествами.
Николя Пуссен. Бегство в Египет. 1657 г.
Но свято место пусто не бывает. По мере того, как Иисус Христос становился в глазах людей всемогущим Богом, появилась потребность в рассказах и о том, что Он не просто возрастал в силах и премудрости, согласно Евангелию от Луки, а уже изначально был способен творить чудеса.
Т.е. исцелять, воскрешать умерших, подчинять Себе природу и стихии, разрушать идолов и изгонять бесов. В соответствиями с запросами в начале XIII века широкое распространение среди народа получило Евангелие детства (Евангелие от Фомы).
На его основе возникли и другие апокрифы. Именно они стали источниками картин и фресок на «трехчастный» сюжет о бегстве в Египет, избиении младенцев и возвращении семейства из Египта. История бегства в Египет начинается словами канонического Евангелия. Волхвы, обманув Ирода, отошли из Вифлеема в свою страну другим путем.
Тициан. Бегство в Египет
Ирод, надеявшийся, что волхвы вернутся и расскажут о новорожденном Царе Иудейском, в гневе приказывает убить всех Вифлеемских младенцев, младше двух лет. В их число должен был попасть и Иисус Христос. Иосифу Обручнику снится сон, в котором Ангел извещает его об этом и приказывает взять Матерь с Младенцем и срочно бежать от гнева царя в Египет.
Египет издавна был местом спасения евреев: в голод ли, или в другой какой напасти, они находили убежище в соседней стране. Здесь с давних времен жило несколько тысяч евреев и всегда можно было найти у них приют. Проснувшись, Иосиф взял Младенца и Матерь Его, а также своего сына от первого брака, Иакова.
Взял он и старицу Саломию, сродницу Девы Марии, принимавшую у Нее роды. Иаков и Саломия должны были помогать им в дороге, поскольку путь предстоял неблизкий, минимум в десять суток.
Джотто. Бегство в Египет. В центре - Богородица с Младенцем. Иосиф Обручник ведет осла. Рядом с ним Саломия. Сзади три отрока (сыновья Иосифа?) помощники в пути.
Вся история бегства в Египет и обратного возвращения Святого семейства в изложении апокрифов – это череда эпизодов, каждый их которых маленькое чудо, демонстрирующее могущество Иисуса, Его силу и премудрость. Маленькие сказки, в которых проявляется представление народа о Всесильном и Могучем Боге, аналогичное тем, что они читали в греческих сказаниях о богах.
Приведем только две прекрасных легенды из этой серии. Первая о том, что убежав от преследователей, Святое семейство решило заночевать в пещере. Стояла ночь, и было холодно. Так холодно, что на полу пещеры был иней.
Тут БогоМладенца увидел маленький паучок и ему очень захотелось сделать для Него что-нибудь. Он решил сплести паутину, которая бы согрела Его и закрыла вход в пещеру. Увидев пещеру, воины хотели уже начать ее обыскивать, но увидели на входе паутину, покрытую инеем, и решили, что в пещере никого нет.
Бегство в Египет. 1609. Старая пинакотека. Мюнхен Эльсхеймер (Elsheimer) (1578-1610), немецкий живописец и гравёр
Если бы туда кто-нибудь вошел, то паутины бы не было. С тех пор в честь такого чудесного спасения Младенца принято украшать елочки разноцветными паутинками и бусами, напоминающими об этой легенде.
Второе чудо связано с разбойниками. Попав в засаду, Святое семейство должно было погибнуть или как минимум отдать своего осла, на котором ехала Дева Мария с Младенцем, и весь свой скарб. Но один из разбойников, посмотрев на Младенца, так Им залюбовался и настолько Младенец ему понравился, что разбойник запретил другим трогать это семейство.
Бегство в Египет. Святое семейство отдыхает под деревом (икона, Палех, XIX век)
Есть также эпизод о дереве, из которого бежали бесы, как только Иисус приблизился к нему. Потом дерево согнулось, как бы отдавая честь Иисусу, и одновременно стало охраной для Девы Марии с Младенцем от жары. Это чудо известно как чудо с пальмой. В честь этого события дорогу при входе в Иерусалим покрывают пальмовыми ветвями.
На сюжет об отдыхе по дороге в Египет и о чуде с деревом созданы картины таких замечательных художников, как Мурильо, Ельсхеймера, Караваджо, Дюрера и других. Есть также на этот сюжет несколько православных икон.
Существует также несколько картин западных художников на эпизод с разрушением в Египте идолов. Согласно легенде было разрушено 365 идолов только в одном храме города Ермополя. В русских иконах, посвященных бегству в Египет, тоже присутствуют детали с разрушением идолов.
Сокрушение идолов (книжная миниатюра, 1423 год)
Сколько пробыло Святое семейство в Египте, достоверно неизвестно. По одним источникам – несколько месяцев, по другим – два, три, пять или семь лет. Евангелие детства в средневековье было переведено на многие языки, в том числе и на церковно-славянский.
Правда, «История Фомы израильтянина» или «Детство Христово» в России попало в список книг, запрещенных для чтения. Существует арабский вариант "Детства» и западная его версия – Евангелие от псевдо-Матфея.
В ней описывается еще больше деталей и подробностей бегства в Египет и пребывания там Святого семейства. Евангелия Детства были чрезвычайно популярны среди простого народа, поскольку носили черты фольклора, вселяли надежду на чудо в повседневной жизни и укрепляли веру.
Коптская икона "Бегство в Египет"
Склонность римлян к настенным росписям и поощрение религиозной живописи на любые библейские сюжеты без ограничений, способствовали созданию целой галереи картин и фресок на сюжет бегства в Египет с разными его вариантами.
В православии изображения на библейские темы были строго ограничены каноничностью. Сюжет, связанный с бегством в Египет, строгой каноничностью не обладал. По этой причине он не получил широкого иконографического развития. Русских икон на эту тему чрезвычайно мало. Зато очень много их у коптов.
Западная галерея картин и икон на сюжет "Бегства в Египет" необыкновенно широка и разнообразна. Картины "Бегство в Египет" писали Тициан, Джотто, Рембрандт, Питер Брейгель, Дюрер, Джаниле да Фабриано, Гюстав Доре, Николя Пуссен и другие.
Прибытие в Сотин (деталь иконы Рождество Христово, Синайский монастырь, XII век). Одной из сцен иконы Рождества является Бегство Святого семейства в Египет от царя Ирода. Богородица с Младенцем, Иосиф Обручник и Иаков, сын Иосифа. Встречает их Женщина , олицетворяющая Египет
Каждый из них давал собственную трактовку сюжета, отличавшуюся одна от другой как детализацией, так и драматизмом истории. Закончить сюжет о бегстве в Египет хочется стихотворением Иосифа Бродского из Рождественского цикла поэта:
Бегство в Египет
...погонщик возник неизвестно откуда.
В пустыне, подобранной небом для чуда по принципу сходства, случившись ночлегом, они жгли костер. В заметаемой снегом пещере, своей не предчувствуя роли, младенец дремал в золотом ореоле волос, обретавших стремительный навык свеченья - не только в державе чернявых, сейчас, - но и вправду подобно звезде, покуда земля существует: везде. 25-е дек. 1988
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
Фреска Джотто «Бегство в Египет» (краткое описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест
Тема:
Бегство в Египет
Джотто. Бегство в Египет. 1303—1306 гг. Церковь Капелла дель Арена, Падуя |
Обратимся к фреске Джотто «Бегство в Египет».
Послушные велению ангела, Мария и Иосиф торопливо увозят младенца в Египет. На фоне каменистой пустыни с разбросанными по ней редкими деревцами чинно движется небольшая группа путников. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В самом центре композиции — фигура Марии, едущей на ослике. У неё на коленях младенец, привязанный широкой лентой, перекинутой через плечо матери. Он в страхе схватился за ленту, а Богородица бережно прижимает его к груди. Серьёзный, напряжённый взор Марии устремлён вперёд, в будущее. Мальчик, ведущий за поводья ослика, внимательно смотрит на летящего вверху ангела, который жестом руки указывает дорогу. Впереди Иосиф с ношей в руках. Он резко обернулся, чтобы посмотреть, нет ли за ними погони. Мы же с тревогой и волнением устремляем взор на пустынную дорогу, по которой предстоит пройти путникам. Что ждёт их впереди?..
На этой странице материал по темам:Какое художественное воплощение на фреске джотто бегство в египет
Реферат на тему бегство в египет
Фреска что это такое краткое сообщение
Сообщение по бегству в египет
Джотто бегство в египет описание картины
Как был спасён младенец Иисус?
Какое художественное воплощение находит сюжет «бегства в Египет» в известных вам произведениях искусства?
worldofschool.ru
Джотто — Бегство в Египет
Спасаясь от резни, устроенной в Вифлееме царем Иродом, Святое семейство отправляется в Египет.
Это произведение Джотто — настоящий шедевр композиционной организации. Движение состоящей из нескольких фигур процессии разворачивается вдоль плоскости переднего плана. Наш взгляд легко и без помех входит в композицию, повинуясь направлению движения крайнего слева юноши. Затем, следуя за жестом его руки, он плавно переходит на диагональную линию сбруи ослика, на котором восседает Богоматерь, и, наконец, все по той же восходящей траектории приходит к ее крайней правой точке, где художник помещает голову Иосифа. То есть зрительное прочтение композиции облегчается тем, что Джотто заранее наметил в ней все траектории для движения нашего взгляда.
Общему впечатлению ясности и отчетливого художественного порядка содействует и тонко организованный пространственный ритм сцены. В соответствии с неизменным для Джотто принципом выделения главного центральное место в ней занимает изображение фигуры Богоматери, очертания которой повторяются в абрисе размещенной на заднем плане скалы. Свободное и ничем не заполненное пространство по сторонам от Марии зрительно артикулирует ее доминирующее положение в композиции, в то же время позволяет замаскировать разницу масштабов между ее фигурой и фигурами остальных участников этого шествия.
Смотрите также
painteropedia.ru
Картины, описание картин — Цикл фресок капеллы Арена в Падуе (капелла Скровеньи). Бегство в Египет
Описани е картины Джотто ди Бондоне: Бегство в Египет.Художник Джотто в своей работе рассказывает о событии, которое относится к младенчеству Иисуса Христа. Ангел явился во вне его отцу Иосифу и сообщил волю Божию, о бегстве святого семейства в Египет.В то время правил Ирод, злой и коварный царь. Он узнал, что родился Царь всего мира и решил убить его, но он не знал точно кто этот младенец как его достать. Ирод, опасаясь за свою власть, приказал истребить всех младенцев возрастом до двух лет. Этот сюжет имеет огромное значение для церкви.Картина носит название «Бегство», но оно меньше всего похоже на бегство, в смысле движение, мы видим важную процессию, которая важно, неторопливо шествует через пустыню. Процессия идет важно, не торопясь, видно, что шествует Царь мира. Джотто очень важно описал не только людей, но и животных. Картина композиционно напоминает о божестве.Основой пирамиды является ослик, а вершиной Богоматерь и Иисус Христос. Ослик показывает смирение, с которым Иисус Христос явился в мир. Он пришел не как Великий Повелитель, а как беззащитный младенец, который вынужден убегать от смерти, ища пристанище в далекой стороне, шествующий на самом смиренном животном.Богородица и младенец едут на ослике, которого ведет Иосиф – это главные персонажи картины. Это один из главных библейских сюжетов. Джотто изобразил в своей картине трех молодых людей, отроков и одну женщину. Отроки – это дети Иосифа от первого брака, а женщина – служанка, помощница Деве Марии в пути.Вдали виднеется дерево пальма. Пальма является символом победа добра над злом. Церковь считает пальму символом того, что Иисус Христос победил смерть.Вдали виднеется несколько деревьев, они выступают вестниками победы, сопровождающие святое семейство в пути. Также в пути им покровительству ют ангелы, на этом рисунке виднеется один ангел, сопровождающий Деву Марию с младенцем, открывая им путь к спасению. Ангел словно освящает дорогу и сопровождает вперед к жизни.www.art-drawing.ru
Бегство в Египет (картина Эльсхаймера)
«Бегство в Египет» (нем. Flucht nach Ägypten) — картина Адама Эльсхаймера.
Сюжет
Сюжет картины основан на евангельском рассказе о бегстве Святого Семейства в Египет, чтобы избежать избиения вифлеемских младенцев:
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл а Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего |
Никаких дополнительных подробностей бегства в Евангелии не приводится, однако в апокрифах упоминаются детали путешествия, такие как встреча с разбойниками на дороге или рассказ о дереве, укрывшем Святое семейство от зноя.
Как правило, главными персонажами этой сцены являются Дева Мария, едущая на осле с Младенцем на руках, и Иосиф, ведущий осла.Единение с природой
Зритель чувствует себя оказавшимся в темноте, к которой его глаза постепенно адаптируются. Сначала в глаза бросаются небесная сфера и Млечный путь, созвездия, полная Луна, отражающаяся в тихой глади воды, и огромные тёмные деревья, на фоне которых изображено Святое семейство. Иосиф и Мария с младенцем расположены в нижней части полотна таким образом, что зритель сразу проникается высотой деревьев и неба.
Слаб огонь факела в руке Иосифа, громко и весело трещит костёр на привале пастухов в левой части полотна. Ночь главенствует на картине, она делает бегство тайным, костёр — неуютным, лес — глубоко молчащим, а воду — таинственным зеркалом. Наблюдатель ощущает себя в центре происходящего, напрягает глаза, пытаясь разглядеть предметы в темноте, и затаив дыхание прислушивается к каждому шороху. Благодаря Эльсхаймеру тема природы, живущей своей собственной жизнью, прочно вошла в современную живопись.
Интересные факты
Адам Эльсхаймер является одним из первых художников, сумевшим очень точно изобразить небесную сферу. С очень большой вероятностью можно сказать, что он 16 июня 1609 года около 21:45 наблюдал в окрестностях Рима звёздное небо в подзорную трубу. Этот факт выяснили учёные Немецкого музея в 2005 году. Констелляция изображённых на картине Луны и звёзд Млечного пути соответствует широте Рима.[1]
Ссылки
Галерея — Бегство Святого Семейства в Египет
dic.academic.ru
Эрмитаж показал «Бегство в Египет» Тициана после 12 лет реставрации
13 марта 2012 Михаил Пиотровский представил публике результат 12-летней работы: реставраторы не только очистили картину от старого лака, но и добрались сквозь поздние дорисовки до изначального изображения, созданного Тицианом (картину реставрировали в XIX веке, наложив слой некачественной краски, который к 1999-му начал расслаиваться). В итоге изменился лик Девы Марии, выяснилось, что у Иосифа были длинные волосы, а дерево на картине выглядело иначе. Реставрацию полотна, написанного Тицианом в 1507 году, специалисты Эрмитажа начали в 1999-м.Тициан Вечелио - Бегство в Египет (после реставрации)
Полотно Тициана «Бегство в Египет» считается его первым крупным произведением, уникальным в особенности потому, что оно словно хранит тайну становления таланта великого Мастера, считаясь не похожим ни на одно из его последующих творений. Оно появилось в России в 1768-м году, будучи купленным Екатериной Великой и размещённым в Эрмитаже. Прежде полотно числилось в знаменитой коллекции графа Брюля в Дрездене. Какова же история этого произведения, несколько раз реставрировавшегося и представшего 13 марта 2012-го года перед избранными посетителями Эрмитажа в обновлённом виде, после кропотливой реставрации, длившейся 12 долгих лет?
В самом начале XVI века, когда молодой Тициан Вечеллио ещё не имел собственной мастерской, а работал сначала у Беллини, а затем у Джорджоне, его талант уже привлекал внимание, а сам художник работал над фресками дворца Фондако деи Тедески, Немецкого подворья в Венеции. По свидетельству Вазари, Тициан проявлял в это время интерес к немецкой живописи, в особенности – к пейзажу, который был прекрасно воплощён в её традиции. Тогда-то и был им написан пейзаж для картины на сюжет из Библии «Поклонение младенцу». Именно этот сюжет Тициан собирался написать в тщательно проработанном, чудесном пейзаже. Что заставило его изменить первоначальный замысел, теперь выяснить вряд ли удастся. Картина была написана для частного дома и в окончательном виде представила сюжет, посвящённый спасительному бегству в Египет Иосифа и Марии с Иисусом от царя Ирода. Реставраторы Эрмитажа в ХХI веке достоверно установили факт, что будущий великий Мастер написал три фигуры уже поверх пейзажа, и сначала они размещались в середине полотна, но потом были сдвинуты влево от центра. Возможно, именно пейзаж заставил Тициана принять такое композиционное решение. И он поистине того стоит: изумительно написанные практически на переднем плане животные, кроны удалённых в перспективу деревьев с сидящими в их тени пастухами зачаровывают настолько, что от них трудно отвести взгляд.
«Бегство в Египет» реставрировалось в XVIII и XIX веке, но несовершенные методы работы имели в качестве следствия излишние слои лака на поверхности полотна, сделавшие её неровной и поблекшей, живопись оказалась частично повреждённой. Скорее всего, изменились и размеры полотна, по сравнению с оригинальными. Реставраторы Эрмитажа тщательно исследовали картину и сделали ещё несколько открытий. Оказалось, что длинные волосы Иосифа ему вовсе не принадлежали, и Тициан написал его практически безволосым. Таким образом, ему был возвращён первоначальный облик. Благодаря труду реставраторов более выразительным стало лицо Богоматери, а краски картины заиграли светом. Пейзаж пострадал от лака сильнее, чем фигуры, и облака на небе остались затемнёнными из-за невозможности полностью его удалить. Возможно, что технологии будущего позволят завершить реставрационный процесс, и картина станет ещё более близкой своему изначальному виду.
А пока Михаил Пиотровский с гордостью продемонстрировал итоги долгой работы своих сотрудников и сообщил, что полотно раннего Тициана будет отправлено в путешествие в родную Венецию и Лондон, а по возвращении займёт место в экспозиции Зимнего дворца. Демонстрация картины за рубежом позволит исследователям Итальянского Возрождения создать полное и завершённое представление о раннем творчестве Тициана.
worldartdalia.blogspot.com