10 неизвестных: Амедео Модильяни – от романа с Ахматовой до спора с Пикассо. Пикассо картина модильяни


Амедео Модильяни. В чем уникальность художника

Модильяни портрет девушки 1917

Биография Амедео Модильяни (1884-1920 гг.) похожа на роман о классическом гении.

Короткая жизнь, как вспышка. Ранняя смерть. Оглушительная посмертная слава, которая настигла буквально в день похорон.

Картины, которые художник оставлял в счёт уплаты за обед в кафе, в одночасье приобретают цену в десятки миллионов долларов!

А ещё любовь всей жизни. С красивой юной девушкой, похожей на принцессу Рапунцель. И трагедия похлеще, чем история о Ромео и Джульетте.

Если это все не было бы правдой, я бы фыркнула «Ой, такого в жизни не бывает! Слишком закрученно. Слишком эмоционально. Слишком трагично».

Но в жизни бывает все. И это как раз про Модильяни.

Уникальный Модильяни

Модильяни рыжеволосая женщина

Амедео Модильяни. Рыжеволосая женщина. 1917 г. Национальная галерея Вашингтона

Модильяни для меня загадочен, как никакой другой художник. По одной простой причине. Как он умудрился почти все свои работы создавать в одном стиле, причём настолько уникальном?

Он работал в Париже, общался с Пикассо, Матиссом. Видел работы Клода Моне и Гогена. Но не попал ни под чьё влияние.

Такое ощущение, что он родился и жил на необитаемом острове. И там же написал все свои работы. Разве что видел африканские маски. Еще может пару работ Сезанна и Эль Греко. А в остальном его живопись почти не имеет никаких примесей.

Если Вы посмотрите на ранние работы любого художника, то поймёте, что сначала он искал себя. Современники Модильяни часто начинали с импрессионизма. Как Пикассо или Мунк. И даже Малевич.

Мунк улица лафайетПикассо коррида
Малевич цветущий сад

Слева: Эдвард Мунк “Улица Лафайет”, 1901 г. Национальная галерея Осло, Норвегия. Справа: Пабло Пикассо “Коррида”, 1901 г. Частная коллекция. Внизу: Казимир Малевич “Весна, яблоня в цвету”, 1904 г. Третьяковская галерея.

Скульптура и Эль Греко

У Модильяни же Вы не найдёте этого периода поиска себя. Правда его живопись немного изменилась после того, как он 5 лет занимался скульптурой.

Модильяни скульптура голова женщины

Амадео Модильяни. Голова женщины. 1911 г. Национальная галерея Вашингтона

Вот две работы, созданные до скульптурного периода и после.

Модильяни мод абранте
Модильяни мадам ПомпадурМодильяни мод абранте
Модильяни мадам Помпадур

Сразу бросается в глаза, насколько скульптурность Модильяни переносит в живопись. Появляется и его знаменитая вытянутость. И длинная шея. И нарочитая схематичность.

Он очень хотел продолжать заниматься скульптурой. Но с детства у него были больные легкие, туберкулёз возвращался раз за разом. А каменная и мраморная крошка усугубляли его болезнь.

Поэтому спустя 5 лет он и вернулся к живописи.

Ещё рискну искать перекличку работ Модильяни с работами Эль Греко. И дело не только в вытянутости лиц и фигур.

Эль греко святой иаков

Эль Греко. Святой Иаков. 1608-1614 гг. Музей Прадо, Мадрид

Для Эль Греко тело – это тонкая оболочка, сквозь которую просвечивает душа человека.

Амедео шёл по тому же пути. Ведь люди на его портретах мало похожи на то, как они на самом деле выглядели. Скорее он передаёт характер, душу. Добавляя то, чего в зеркале человек не видел. Например, ассиметрию лица и тела.

Это можно увидеть и у Сезанна. Он тоже часто делал глаза своих героев разными. Посмотрите на портрет его супруги. Мы как будто читаем по ее глазам «Что ты опять придумал? Заставляешь меня тут пнем сидеть…»

Сезанн мадам Сезанн в желтом кресле

Поль Сезанн. Мадам Сезанн в желтом кресле. 1890 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Портреты Модильяни

Модильяни писал людей. Полностью игнорировал натюрморты. Крайне редки у него и пейзажи.

У него немало портретов его друзей и знакомых из его окружения. Они все жили, работали и  развлекались в Парижском районе Монпарнас. Здесь нищие художники снимали самое дешевое жильё, и ходили в ближайшие кафе. Алкоголь, гашиш, гулянья до утра.

Амедео особенно опекал нелюдимого и чувствительного Хаима Сутина. Неряшливый, замкнутый и очень самобытный художник: вся его сущность перед нами.

Глаза в разнобой, кривой нос, разные плечи. А ещё цветовая гамма: коричнево-серо-голубая. Стол на очень длинных ножках. И крохотный стакан.

Во всем этом читается одиночество, неприспособленность к жизни. Что ж, правдиво, без лести.

Модильяни портрет Хаима Сутина

Амадео Модильяни. Портрет Хаима Сутина. 1917 г. Национальная галерея Вашингтона

Амедео писал не только друзей, но и малознакомых людей.

Нет такого, что одна какая-то эмоция у него преобладает. Мол, высмеивать, так всех. Умиляться, так всеми.

Вот над этой парой он явно иронизирует. Джентельмен в летах женится на молодой девушке незнатного происхождения. Для нее этот брак – возможность решить свои финансовые проблемы.

Модильяни жених и невеста

Амадео Модильяни. Жених и невеста. 1916 г. Музей современного искусства, Ною-Йорк

Лисий разрез хитрых глаз и немного вульгарные серьги помогают прочесть ее натуру. А что же жених, не в курсе?

Вот у него воротник с одной стороны приподнят, с другой – опущен. Он не хочет мыслить здраво рядом с пышущей молодостью невестой.

А вот эту девочку художник бесконечно жалеет. Сочетание ее открытого взгляда, сложенных ручек и немного косолапых ножек говорят нам о крайней наивности и беззащитности.

Ну как такого ребёнка не пожалеть!

Модильяни девочка в голубом

Амедео Модильяни. Девочка в голубом. 1918 г. Частная коллекция

Как Вы видите, каждый портрет – это целый мир человека. Читая их характеры, мы уже даже можем предположить их судьбу. Например, судьбу Хаима Сутина.

Увы, он хоть и дождётся признания, но будучи уже сильно больным. Его неумение заботиться о себе приведёт его к язве желудка и крайней истощенности.

И переживания из-за преследования нацистов во время войны сведут его в могилу.

Но об этом Амедео не узнает, он умрет на 20 лет раньше своего друга.

Женщины Модильяни

Фото Модильяни

Модильяни был очень привлекательным мужчиной. Итальянец еврейского происхождения был обаятельным и общительным. Женщины, конечно, не могли устоять.

У него их было много. В том числе ему приписывают короткий роман с Анной Ахматовой.Рисунок Модильяни Анна ахматова

Она до конца жизни это отрицала. Многие подаренные ей рисунки Амедео с ее изображением попросту исчезли. Потому что они были в стиле Ню?

Но часть все же уцелела. И по ним мы и предполагаем, что близость у этих людей была.

Но главной женщиной в жизни Модильяни была Жанна Эбютерн. Она была безумно в него влюблена. Он тоже испытывал к ней нежные чувства. Настолько нежные, что готов был жениться.

А ещё он написал несколько десятков ее портретов. И среди них ни одного Ню.

Я ее называю принцессой Рапунцель, потому что у неё были очень длинные и густые волосы. И как обычно это бывает у Модильяни, ее портреты не очень похожи на неё реальную. Но характер ее читается. Спокойная, рассудительная, бесконечно любящая.

Жанна Эбютерн фотоМодильяни портрет Жанны ЭбютернЖанна Эбютерн фотоМодильяни портрет Жанны Эбютерн

Слева: Фото Жанны Эбютерн. Справа: Портрет девушки (Жанны Эбютерн» Модильяни, 1917 г.

Амедео хоть и был душой компании, с близкими людьми вёл себя несколько иначе. Выпивка, гашиш – это полдела. Он мог и вспылить, будучи пьяным.

Жанна с этим легко справлялась, своими словами и жестами успокаивая разъярённого возлюбленного.

А вот это последний ее портрет. Она беременна вторым ребёнком. Которому, увы, не суждено было родиться.

Модильяни Жанна Эбютерн сидящая перед дверью

Амадео Модильяни. Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью. 1919 г.

Возвращаясь из кафе в подпитии с друзьями, Модильяни расстегнул пальто. И простудился. Его ослабленные туберкулёзом лёгкие не выдержали – он умер на следующий день от менингита.

А Жанна была слишком молода и влюблена. Она не дала себе время оправиться от потери. Не в силах вынести вечной разлуки с Модильяни, она выпрыгнула в окно. Будучи на девятом месяце беременности.

Их первую дочь взяла на воспитание сестра Модильяни. Повзрослев, она стала биографом своего отца.

Ню Модильяни

Модильяни развернувшаяся обнаженная

Амадео Модильяни. Развернувшаяся обнаженная. 1917 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Большинство Ню Модильяни создал в период 1917-1918 гг. Это был заказ арт-дилера. Такие работы хорошо покупали, особенно после смерти художника.

Так что большинство из них до сих пор находятся в частных коллекциях. Удалось отыскать одну в музее Метрополитен (Нью-Йорк).

Посмотрите, как тело модели обрезано краями картины в районе локтей и колен. Так художник приближает ее совсем близко к зрителю. Она входит в его личное пространство. Да, ничего удивительного, что такие работы хорошо покупали.

В 1917 году арт-дилер устроил выставку из вот таких Ню. Но через час ее закрыли. Посчитав работы Модильяни неприличными.

Модильяни лежащая обнаженная

Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная. 1917 г. Частная коллекция

Что? И это в 1918 году? Когда обнаженных писали все, кому не лень?

Да, писали много. Но идеальных и абстрактных женщин. А это значит и наличие одной важной детали – гладкие подмышки без волос. Да-да, именно это полицейских и смутило.

Так, отсутствие эпиляции оказался главным признаком того, является ли женщина богиней или реальной женщиной. Достойна ли она быть показанной публике или с глаз долой.

Модильяни уникален даже после смерти

Модильяни – самый копируемый художник в мире. На каждый подлинник приходится 3 подделки! Это уникальная ситуация.

Как же так получилось?

Все дело в жизни художника. Он был очень беден. И как я уже писала, часто расплачивался картинами за обеды в кафе. Также поступал и Ван Гог, скажите Вы.

Но последний вёл тщательную переписку с братом. Именно по письмам и был составлен полный каталог подлинников Ван Гога.

А вот Модильяни свои работы не фиксировал. А прославился он в день своих похорон. Нечистоплотные арт-дилеры этим воспользовались, и на рынок хлынула лавина подделок.

И таких волн было несколько, как только цены на картины Модильяни подскакивали в очередной раз.

Подделка Модильяни

Неизвестный художник. Мари. Частная коллекция (картина была показана как работа Модильяни на выставке в Генуе в 2017 г., во время которой была признана подделкой)

До сих пор одного достоверного каталога работ этого гениального художника нет.

Поэтому ситуация с выставкой в Генуе (2017 г.), когда большинство работ мастера оказались подделкой, далеко не последняя.

Мы можем с Вами только уповать на свою интуицию, когда смотрим на его работы на выставках…

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

с чем можно сравнить цены на картины Пикассо и Модильяни :: Впечатления :: РБК.Стиль

За последние две недели аукционные дома Christie's, Sotheby’s и Phillips заработали на произведениях современного искусства в общей сложности $2,3 млрд (столько же, к примеру, заплатил индийский конгломерат Tata концерну Ford за Jaguar и Land Rover).

Для сторонних наблюдателей искусство, тем более современное — вещь малопонятная, как, впрочем, и суммы, которые коллекционеры готовы выкладывать за шедевры великих художников. Для сравнения: первая пятерка самых дорогих лотов, проданных на последних нью-йоркских торгах, собрала $457,8 млн, что на $35 млн больше чем сумма, в которую обошлось новое здание Музея американского искусства Уитни, спроектированного легендой модернизма Ренцо Пьяно.

Вот как выглядит первая десятка лотов, и что можно приобрести в качестве альтернативы на те же деньги.

 

/ 1-е место / $170 405 000

Амедео Модильяни и его «Лежащая обнаженная» стала второй самой дорогой картиной в истории, проданной когда-либо с аукциона. Стоимость этого небольшого — 60 х 92 см — холста, покрытого краской, эквивалентна сумме, за которую инвестиционная компания из ОАЭ Lilu Group International приобрела в Лондоне старое здание Скотленд-Ярда 1910 года, намереваясь к 2017 году открыть в нем пятизвездочный отель.

 

«Лежащая обнаженная», Амедео Модильяни

 

 Старое здание Скотленд-Ярда

 

/ 2-е место / $95 365 000

«Медсестра» одного из лидеров поп-арта Роя Лихтенштейна в цене сравнялась со стоимостью самого дорогого и высокого (425 м) пентхауса Нью-Йорка на Парк-авеню, доставшегося бизнесмену из Саудовской Аравии. А еще на эти деньги можно купить примерно 1270 новых однокомнатных квартир где-нибудь в Бутово. Без отделки.

 

«Медсестра», Рой Лихтенштейн

 

Столовая пентхауса в Нью-Йорке на Парк-авеню

 

 

/ 3-е место / $70 530 000

За деньги, которые неизвестный выложил за произведение американского абстракциониста Сая Твомбли, репер Джей Зи купил ко дню рождения своей жене Бейонсе 65-метровую яхту Galactica Star. А мог бы купить и 35 тысяч моторных лодок Zodiaс и пригласить на рыбалку большую компанию.

 

Произведение американского абстракциониста Сая Твомбли

 

 65-метровая яхта Galactica Star

 

 

 

/ 4-е место / $67 450 000

Двусторонняя картина «Певица Кабаре» Пабло Пикассо сегодня стоит, как G650 — на данный момент самый скоростной частный джет на рынке. За те же деньги можно было бы купить более 300 тысяч билетов на представление кабаре Moulin Rouge.

 

«Певица Кабаре», Пабло Пикассо

 

Скоростной частный джет G650

 

 

/ 5-е место / $54 010 000

«Пейзаж с грозовыми облаками» художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога оценили в стоимость выставленного на продажу греческого острова Омфори в Ионическом море площадью 4,5 млн кв. м.

 

«Пейзаж с грозовыми облаками», Винсент Ван Гог

 

Греческий остров Омфори в Ионическом море

 

 

/ 6-е место / $47 514 000

«Мао» отца поп-арта Энди Уорхола, как оказалось, стоит сегодня столько же, сколько и семилетний контракт нападающего Павла Дацюка с клубом НХЛ «Детройт Ред Уингз». На эти же деньги мог бы 2795 лет существовать минский футбольный клуб «Крумкачы», который на днях вышел в Высшую лигу чемпионата Белоруссии — его годовой бюджет всего $17 тыс.

 

«Мао», Энди Уорхол

 

Павел Дацюк

 

 

/ 7-е место / $37 770 000

«Мистический супрематизм» зачинателя абстрактного искусства Казимира Малевича равен стоимости автомобилей, разбитых в новом фильме «007: Спектр», включая семь моделей Aston Martin DB10. Если бы создатели «Спектра» хотели сэкономить, на эти деньги они могли бы накупить и разбить 7405 Lada Granta в минимальной комплектации. Возможно тогда топ-менеджмент АвтоВАЗа не лишился бы годовых бонусов за плохие продажи.

 

«Мистический супрематизм», Казимир Малевич  

 

Aston Martin DB10

 

 

 

/ 8-е место / $34 885 000

Полотно англичанина Люсьена Фрейда «Бригадир» ушло за сумму, эквивалентную той, которую Чарльз Симони, в прошлом сотрудник Microsoft и один из разработчиков Windows,  выложил за свой 10-дневный тур в космос на российском корабле «Союз».

 

«Бригадир», Люсьен Фрейд  

 

Чарльз Симони

 

/ 9-е место / $33 850 000

Стоимость очередной версии «Кувшинок» Клода Моне может полностью покрыть бюджет грядущей президентской кампании Хилари Клинтон, собранный на пожертвования и ставший на данный момент рекордным в истории США. И это ровно на $33 849 999 и 25 центов больше, чем потратил Авраам Линкольн, победив в 1846 году на выборах в Конгресс США (75 центов, если кому-то лень считать).

 

«Кувшинки», Клод Моне  

 

Хилари Клинтон

 

 

 

 

/ 10-е место / $30 965 000

Деревянную статуэтку «Тереза» высотой 66 см Поля Гогена можно было бы легко променять на поместье Джулии Робертс на Гавайях на берегу океана по соседству с Чаком Норрисом и Марком Цукербергом.

 

Статуэтка «Тереза», Поль Гоген  

Поместье Джулии Робертс на Гавайях

style.rbc.ru

Амедео Модильяни – от романа с Ахматовой до спора с Пикассо – Москва 24, 04.07.2016

Жанна Эбютерн "Портрет Амедео Модильяни", 1919

По понедельникам большинство московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой. Несколько работ Модильяни вы можете увидеть в ГМИИ имени Пушкина.

12 июля исполнится 132 года со дня рождения французского художника, скульптора и графика Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни "Портрет Поля Александера", 1909

Амедео Модильяни "Портрет Поля Александера", 1909

В истории французской живописи начала XX века есть огромное количество имен, без упоминания которых говорить о современном искусстве практически невозможно. Так или иначе корни будут упираться в историю невероятных встреч в кафе "Ротонда", выставок в парижском "Салоне независимых", нищих художников с бульвара Монпарнас, путешествий между Францией и Италией и личных трагедий и разочарований, связанных с Первой мировой войной. И одним из важнейших художников Парижской школы, чья жизнь оказалась на пересечении всех этих линий, безусловно, является Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни "Портрет Жозефа Леви", 1910

Амедео Модильяни "Портрет Жозефа Леви", 1910

Модильяни родился в итальянском Ливорно и учился в флорентийской "Свободной школе обнаженной натуры", но главным городом для него, как и для всех его современников-интеллектуалов, поэтов и художников, стал Париж. Сюда он приехал в 1906 году, не имея практически никаких средств к существованию. Он снял небольшую студию на Монмартре, где обитала вся творческая элита, и начал посещать занятия в Академии Коларосси, а также занимался копированием живописных произведений в Лувре и парижских церквях. Он быстро вошел в художественные круги, познакомился с художником Пабло Пикассо, поэтом Максом Жакобом, немецким художником Людвигом Мейднером. Мейднер писал о нем: "Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и вместе с тем очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее, даже он был последним истинным представителем богемы".

Амедео Модильяни "Портрет Анны Ахматовой", 1911

Амедео Модильяни "Портрет Анны Ахматовой", 1911

Одним из главных мест Монпарнаса было кафе "Ротонда", в любой день там можно было встретить не только Модильяни, но и Пикассо, Дерена, Мориса Вламинка и т.д. Причем популярно оно было не только среди французской богемы, но и среди русских авангардных художников, поэтов и революционеров. Однажды в кафе зашла высокая, очень тонкая, горбоносая дама. "Она была то ли поразительно красива, то ли дурна собой – этого так просто не разобрать," – впоследствии вспоминал Модильяни. Она была "Царственна!" – подобрал верное слово Модильяни, вспоминая свою первую встречу с Анной Ахматовой. Поэтесса приехала в свадебное путешествие с Николаем Гумилевем, но это не могло остановить тех чувств, которые возникли между нейи Модильяни. Художник оставил 14 графических портретов Анны Андреевны.

Амедео Модильяни "Портрет Диего Риверы", 1914

Амедео Модильяни "Портрет Диего Риверы", 1914

В 1911 году в Париж приехал мексиканский политический деятель Диего Ривера. Он познакомился с художественной богемой и подружился с Модильяни. Их вместе часто видели в кафе: они выпивали и иногда дебоширили, бросали неприличные фразы вслед прохожим. В 1914 году с началом Первой мировой войны Модильяни собирался отправиться на военную службу, но вопреки желанию художника его не взяли из-за слабого здоровья, поэтому он оставался в Париже, где работал над портретами своих друзей поэтов и художников. Так появился портрет Диего Риверы.

Амедео Модильяни "Портрет Поля Гийома", 1915

Амедео Модильяни "Портрет Поля Гийома", 1915

Поль Гийом стал одним из первых арт-дилеров, который оказывал финансовую поддержку художникам Парижской школы и покупал их картины, а также привозил во Францию африканское искусство, оказавшее колоссальное влияние на кубистов и экспрессионистов, в частности на Модильяни. Вместе с Гийомом Аполлинером они часто приходили в кафе "Сирано", где собирались художники, и знакомились с их творчеством. Именно Гийом организовал первую в Париже выставку русских художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.

Амедео Модильяни "Портрет Хаима Сутина", 1917

Амедео Модильяни "Портрет Хаима Сутина", 1917

Художник Хаим Сутин перебрался в Париж, окончив Школу изящных искусств в Вильнюсе, в 1913 году. Первые годы парижской жизни он работал в "Улье", общежитии для бедных художников, где и познакомился с Амедео Модильяни. Общежитие располагалось в бывшем здании винных погребов, выкупленном Альфредом Буше. Здесь жили Фернан Леже, Марк Шагал, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб и многие другие.

Амедео Модильяни "Портрет Жана Кокто", 1917

Амедео Модильяни "Портрет Жана Кокто", 1917

Жан Кокто стал еще одним олицетворением эпохи. Поэт, художественный критик, драматург, завсегдатай "Ротонды" и друг художников, Кокто всегда был элегантно и со вкусом одет. Именно таким изображает его на портрете Модильяни. Вообще Модильяни сумел как никто другой создать коллективный портрет своей эпохи, изобразив главных представителей парижской богемы начала XX века. Среди его моделей были не только поэты и художники, но и галеристы, художественные критики, коллекционеры, меценаты, актрисы и модели.

Амедео Модильяни "Лежащая обнаженная с руками, сложенными под головой", 1917

Амедео Модильяни "Лежащая обнаженная с руками, сложенными под головой", 1917

Одной из главных тем творчества художника была обнаженная натура. Начиная с обучения во Флоренции в "Свободной школе рисования с обнаженной натуры", Модильяни никогда не прекращал писать обнаженных женщин. Женская красота была для него чем-то вроде камня преткновения и неисчерпаемого источника вдохновения. Он писал: "Меня интересует человеческое существо. Ее лицо – величайшее творение природы. Я им без устали пользуюсь". Коллекция женских обнаженных образов по праву считается жемчужиной его наследия.

Амедео Модильяни "Портрет Лунии Чеховской", 1919

Амедео Модильяни "Портрет Лунии Чеховской", 1919

Про жизнь в 2004 году Модильяни был снят художественный фильм. Главную роль в нем исполнил актер Энди Гарсиа, который прекрасно вжился в образ французского художника еврейского происхождения, жишего в полной нищете, пытавшегося свести концы с концами и вызывавшего на художественное состязание Пабло Пикассо. Нужно сказать, что картина получилась очень достоверной, даже несмотря на подчеркнуто утрированную драматическую развязку. Хотя, возможно, именно так все и было. В картине появляются все главные художники и завсегдатаи кафе "Ротонда" – от Мориса Утрилло до Диего Риверы.

Амедео Модильяни "Портрет Жанны Эбютерн", 1919

Амедео Модильяни "Портрет Жанны Эбютерн", 1919

Главной линией фильма становится не столько соперничество двух художников – Пикассо и Модильяни, а история любви художника и юной Жанны Эбютерн. При этом создатели картины поэтизируют тот факт, что в большинстве случаев Модильяни писал портреты оставляя глаза модели непрописанными, пустыми. К любому разговору о Модильяни эпиграфом можно сделать сказанную им самим фразу: "Когда я познаю твою душу, я нарисую твои глаза..."

Ссылки по теме

www.m24.ru

Алкогений: Амедео Модильяни

Текст: Ася Датнова

Художник Амедео Модильяни, не признанный при жизни и прославившийся сразу после смерти, был суперзвездой и символом парижской богемы начала XX века. Вечно нищий творец, скандалист, алкоголик, наркоман, он провел добрую половину отведенных ему 36 лет, смешивая краски и коктейли.

Алкогений: Амедео Модильяни

Парижская жизнь Модильяни протекала так. Днем он сидел в кафе и рисовал портреты завсегдатаев на салфетках. За портрет Модильяни брал стакан вина. Вечером он перебирался в другое кафе — легендарный артистический шалман «Ротонда», где спорил об искусстве с местными знаменитостями типа Пикассо и Жана Кокто, подкрепляясь солидными дозами спиртного и гашиша.

Достигнув за день возлияний алконирваны, Модильяни нередко срывал с себя одежду и словно призрак голышом бродил по ночным парижским улицам. За что и получил от друзей колоритное прозвище Моди (maudit — проклятый).

Главным объектом художественного изучения Модильяни были женщины. Живописец утверждал, что все изображенные им дамы были его любовницами — «А как бы я иначе смог изобразить загадочные ритмы женского тела и все волнующие выпуклости и впадины?» Пережив роман с одной из своих моделей, работавшей на Монмартре проституткой Кикой, Модильяни прочно сел на гашиш.

Не чурался Амедео и девушек более возвышенных, например русских поэтесс. Так, приехавшая в Париж в свадебное путешествие Анна Ахматова была не на шутку увлечена Модильяни и тайком от Гумилева бегала к нему в мастерскую. Ахматова вспоминала: «Беден он был так, что в Люксембургском саду мы сидели всегда на скамейке, а не на платных стульях». Гумилев, естественно, страшно невзлюбил художника и называл его пропойцей.

Зарабатывать своей живописью Модильяни не умел патологически, и только в самый последний год жизни ему удалось пару раз продать свои портреты за приличные деньги. К тому времени, однако, туберкулез, наркотики, пьянство и безденежье изрядно потрудились над здоровьем художника. Модильяни умер в больнице для бедных и бездомных. В прошлом году картина Модильяни «Лежащая обнаженная» была продана за 26 887 500 долларов.

Гений против Употребления

1902 Учится в Венецианском институте изящных искусств, где начинает пить и пробует разнообразные наркотики.

1906—1907 Переезжает в Париж, где знакомится с художником Утрилло, вместе с которым составляет алкогольный дуэт. Парочка веселых художников любила пугать народ на кладбище, устраивать погромы в кафе, бить окна и ночевать в полиции.

1908—1909 Выставляется в Салоне независимых. Ночами ворует камень со строек для занятий скульптурой. Допивается до того, что друзья отсылают его отдохнуть к матери. На свадьбе приятеля пьяный Модиль­яни заявляет: «А я буду изображать призрака!» — заматывается в простыню и фату невесты, с воплями носится по студии, пока не падает с лестницы.

1910—1911 Знакомится с Ахматовой. «Пьяным я его никогда не видела, от него никогда не пахло вином. Но под влиянием гашиша видела один раз». Под Рождество 1911 года, нарядившись Санта-Клаусом, Моди бесплатно раздает пастилки из гашиша у дверей «Ротонды».

1912—1916 Выставляет скульптуры. С началом Первой мировой войны Амедео возвращается к живописи, потому что материал для ваяния стало невозможно достать. Под влиянием алкоголя у Модильяни обостряется начавшийся еще в юности туберкулез. Встречает анг­лийскую писательницу Беатрис Гастингс, с которой переживает бурный членовредительный роман. Беатрис имела привычку швырять в Амедео глиняные горшки и лупить его метлой, после чего смачивать раны джином. Амедео в ответ плевал ей в лицо масляной краской.

1917—1919 Первая персональная выставка Модильяни имеет скандальный успех. Летом 1919-го на выставке в Лондоне продает несколько картин за большие деньги, на которые покупает квартиру. Знакомится с любовью своей жизни Жанной Эбютерн, которая рожает eму дочь. Амедео на радостях напивается так, что не может зарегистрировать ребенка.

1920 Модильяни возвращается в Париж после лечения на Лазурном берегу. Ему ставят диагноз: туберкулез в последней стадии. Смерть настигает Модильяни в больнице Шарите 24 января. Утром следующего дня беременная Жанна Эбютерн кончает с собой, выбросившись из окна. Модильяни хоронят на деньги, собранные завсегдатаями кафе «Ротонда».

Алкогений: Амедео Модильяни

Собутыльники

МОРИС УТРИЛЛОУтрилло и Модильяни спорили: «Ты лучший художник!» — «Нет, ты, и не спорь, а то получишь». В процессе выяснения они подрались, напились и уснули на бульваре. Проснувшись, живописцы обнаружили, что их ограбили.

ПАБЛО ПИКАССООднажды Модильяни, Пикассо и Кокто разгромили «Ротонду», выясняя отношения с поэтом Жакобом. Пикассо был обижен на него за то, что тот, напившись на похоронах его подруги, грязно приставал к водителю катафалка.

ХАИМ СУТИНМного лет спустя после смерти Модильяни художника Сутина спросили: «Вы были его лучшим другом?» Тот ответил: «Нет, мы не были друзьями. Пили вместе, это верно. Но кто не пил в Париже с Модильяни?»

www.maximonline.ru

Женщины с лебедиными шеями. - Вспомнить, подумать...

Амадео Модильяни (1884-1920)

«Счастье – это ангел с печальным лицом» Амадео Модильяни.

Франция. Старое кладбище Пэр-Лашез-одно из самых поэтических кладбищ мира. Здесь похоронены великие писатели, философы, артисты, художники, ученые, герои французского Сопротивления. Мрамор и гранит. Их почти всюду оживляют цветы, искусно подобранные по краскам.Но есть на этом кладбище большой участок, где все выглядит совсем по-другому, однообразно и прозаично. Здесь в прежние годы хоронили бедноту Парижа. Бесчисленные ряды низких каменных ящиков, чуть приподнятых посередине продольным ребром крышки; унылый, приземистый, безликий городок.

На одном из надгробий высечена надпись:

Амедео Модильяни,художник.Родился в Ливорно 12 июля 1884.Умер в Париже 24 января 1920.Смерть настигла его на пороге славы.

И чуть пониже на той же доске:

Жанна Эбютерн.Родилась в Париже 6 апреля 1898.Умерла в Париже 25 января 1920.Верная спутница Амедео Модильяни,не захотевшая пережить разлуку с ним.

Амадео Модильяни

Амадео Модильяни принадлежал к «Парижской школе». Парижская школа (франц. Ecole de Paris), условное название интернационального круга художников, сложившегося в основном в 1910—20-х гг. в Париже. В узком смысле, термином «Парижская школа», обозначают группу художников, выходцев из разных стран (А. Модильяни из Италии, М. Шагал из России, Сутин из Литвы, М. Кислинг из Польши и др.).

Термином «Парижская школа» определяют группу художников иностранного происхождения, приехавших в начале XX века в столицу Франции в поисках благоприятных условий для развития своего таланта.

Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Однако в этом вопросе не всё так однозначно. Не зря Амедео называют художником парижской школы — за время проживания в Париже он испытал влияние различных мэтров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции..

Экспрессионизм в творчестве Модильяни.

Собственно экспрессионизм в творчестве Модильяни проявляется в выразительной чувственности его картин, в большой их эмоциональности.В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.

"Человек - вот что меня интересует. Человеческое лицо - наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник. Человек — это мир, который иногда стоит любых миров…" (Амадео Модильяни)

Он создает огромную серию женских портретов, постоянно варьируя один и тот же, новый для него тип лица, характерные черты которого повторяются в скульптурных портретах и в кариатидах: от сразу узнаваемых до бесконечных трансформаций.

Лица на многих рисунках имперсональны, в них только условно намечены какие-то черты. Основное внимание он уделяет позе, пытаясь найти самую выразительную и точную линию задуманного движения.

Таким же образом он делал рисунки головы и профиля. Рисовал он со скоростью разговорной речи, как вспоминали его друзья.

Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнаженного женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане.. Обнаженная натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения.

Амадео Модильяни. Лежащая обнаженная с руками, скрещенными за головой.

Техника и теплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия

Амадео Модильяни. Обнаженная. Около 1918.

Модильяни мечтал создать свой храм Красоты, создавая образы прекрасных женщин с вытянутыми лебедиными шеями. Женщины всегда любили и искали любви невероятно красивого итальянца, но он мечтал и ждал одну-единственную женщину, которая станет его вечной, настоящей любовью. Ее образ не раз приходил к нему во сне.

Лилия ты, лебедь или дева, Я твоей поверил красоте, - Профиль Твой Господь в минуту гнева Начертал на ангельском щите.

О, не вздыхайте обо мне, Печаль преступна и напрасна, Я здесь на сером полотне Возникла странно и неясно.

И нет греха в его вине, Ушел, глядит в глаза другие, Но ничего не снится мне В моей предсмертной летаргии.

За плечом, где горит семисвечник, Где тень иудейской стены. Вызывает невидимый грешник Подсознанье предвечной весны.

Весной 1910 года Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой. Их страстное романтическое увлечение друг другом продлилось до августа 1911 года, когда они расстались, чтобы никогда больше не увидеться. «У него была голова Антиноя и глаза с золотыми искрами, - он был совсем не похож ни на кого на свете». Ахматова.

В синеватом Париж тумане, И наверно, опять Модильяни Незаметно бродит за мной. У него печальное свойство Даже в сон мой вносить расстройство И быть многих бедствий виной. Но он мне - своей Египтянке... Что играет старик на шарманке? А под ней весь парижский гул. Словно гул подземного моря, - Этот тоже довольно горя И стыда и лиха хлебнул.

Они провели вместе незабываемых три месяца. В крохотной комнатке художника Ахматова позировала ему. В тот сезон Амадео написал более десяти ее портретов, которые после, якобы, сгорели во время пожара. Эти двое могли бы быть вместе, однако судьбе было угодно разлучить их. Теперь уже навсегда. Но в те дни влюбленные не думали о том, что им грозит разлука. Они были везде вместе. Он — одинокий и бедный красивый художник с колоритной внешностью, и она — замужняя русская девушка-поэтесса. Когда Ахматова покидала Париж, прощаясь со своим любимым мужчиной, тот отдал ей свертки рисунков, коротко подписанных его именем.

Анна Ахматова

Ахматова спустя почти полвека все же решилась описать свои воспоминания о встрече с итальянским художником и их непродолжительном, но очень ярком романе. Она призналась о нем так: «Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной».

В июне 1914 года Модильяни познакомился с талантливой и эксцентричной англичанкой Беатрис Гастингс, которая уже успела попробовать себя на поприще цирковой артистки, журналиста, поэтессы, путешественника и искусствоведа. Беатрис стала спутницей Амедео, его музой и излюбленной моделью — он посвятил ей 14 портретов. Связь с Беатрис продлилась более двух лет.

Беатрис Гастингс

В 1915 году Модильяни переехал вместе с Беатрис на улицу Норвейн на Монмартре, где он написал портеры своих друзей Пикассо, Сутина, Жака Липшица и прочих знаменитостей того времени. Именно портреты сделали Модильяни одной из центральных фигур парижской богемы.

В 1917 году - он встретил Жанну Эбютерн.

Жанна Эбютерн

Увидев ее, как гласит легенда, он сразу же стал писать ее портрет. Амедео было тридцать три, Жанне девятнадцать. Жанна полюбила Моди, и пошла за ним и на жизнь и на смерть. Она стала его последней и верной спутницей жизни.Самой страстной любовью Модильяни стала 19-летняя художница.

Амадео Модильяни. Портрет Жанны Эбутерн. 1919.

Родители были против брака дочери с молодым нищим художником,а Жанна была верной спутницей Модильяни и любила его до конца жизни.У Жанны Эбютер и Амадео Модильяни родилась дочь.Амадео Модильяни умер в 36 лет в госпитале для нищих от туберкулeзного менингита.Жанна не захотела жить без любимого и выбросилась из окна.

Увидев ее, он сразу же стал набрасывать на листке бумаги ее портрет. Модильяни наконец встретил ту, о которой когда-то говорил своему близкому другу скульптору Бранкузи,что «ждет одну-единственную женщину, которая станет его вечной настоящей любовью и которая часто приходит к нему во сне».

«Она была похожа на птицу, которую легко спугнуть. Женственная, с застенчивой улыбкой. Говорила очень тихо. Никогда ни глотка вина. Смотрела на всех как будто удивленно». Жанна была маленького роста, с каштановыми волосами рыжего отлива и очень белой кожей. Из-за этого яркого контраста волос и цвета лица друзья прозвали ее "Кокосовый орех".

Амедео было тридцать три. Худой, на бледных ввалившихся щеках временами горел болезненный румянец, зубы почернели. Это был уже не тот красавец, с которым Анна Ахматова гуляла по ночному Парижу, — «голова Антиноя с золотыми искрами». Он жил в мастерской Хаима Сутина, где ему приходилось поливать водой пол, чтобы спастись от клопов, блох, тараканов, вшей, и только потом ложиться спать.

Поздней ночью его можно было увидеть на скамье перед "Ротондой". Рядом сидела Жанна Эбютерн, молчаливая, хрупкая, любящая, настоящая Мадонна рядом со своим божеством…".

Хотя в последние годы он писал почти одну Жанну, он изобразил её на своих полотнах не менее 25 раз. Вытянутые пропорции. Обостренные ломкие черты. В позах — болезненная нервная тонкость. Про нее говорили, что она со своим бледным лицом с совершенными чертами и длинной шеей напоминала лебедя.

19 января 1920 года.В тот вечер холодный, бурный и ветреный он бродил по улицам, и надрывно кашлял. Ледяной ветер раздувал за спиной его куртку. Он был беспокоен, шумен и почти опасен. Друзья советовали отправиться домой, но он продолжал бессмысленное ночное кружение. На другой день ему стало совсем плохо, и он слег. Навестившие Моди соседи по мастерской увидели его лежащим в горячке в постели. Беременная на восьмом месяце Жанна примостилась тут же рядом. В комнате было ужасно холодно. Бросились за врачом. Положение все ухудшалось. Он был уже без сознания.22 января 1920 года Моди положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных. Через два дня его не стало. На рассвете следующего дня в четыре часа утра беременная Жанна выбросилась из окна шестого этажа и разбилась насмерть.

Амадео Модильяни. Портрет Жанны Эбутерн в желтом пуловере. 1918.

Модильяни скончался 24 января 1920 года от туберкулёзного менингита в одной из парижских клиник. Днём позже, 26 января, покончила жизнь самоубийством Жанна Эбютерн, находившаяся на 9-м месяце беременности. Амедео был похоронен в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пер-Лашез; в 1930 году, через 10 лет после гибели Жанны, её останки были захоронены в соседней могиле.

Амедео Модильяни

А слава пришла буквально на следующий день после смерти. Похороны были многолюднейшими. Казалось, весь Париж знал и любил творчество Моди. (Вот если бы при жизни!) Хоронили на Пер-Лашез. У гроба стояли Пикассо, Леже, Сутин, Бранкузи, Кислинг, Жакоб, Северини, Дерен, Липшиц, Вламинк, Зборовский и многие другие – элита художественного Парижа.Самоубийство Жанны Эбютерн стало трагическим постскриптумом к жизни Модильяни. Модильяни похоронили 27 января в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пэр-Лашез. На кладбище его провожали все художники Парижа, среди которых был Пикассо, а также толпы его безутешных натурщиц. Жанну похоронили на следующий день — в парижском предместье Банье. Вместе они оказались под одной плитой только через 10 лет. Родственники, обвинявшие в её гибели Модильяни, позволили перенести её останки на кладбище Пер-Лашез.

«Его холсты не случайные видения – это мир, осознанный художником, обладавшим необычайным сочетанием детскости и мудрости, непосредственности и внутренней чистоты.» - Эренбург

"Он очень много работал. Чтобы оставить такое наследие, чтобы создать такой пантеон шедевров, нужны были часы и часы у мольберта, трудиться надо было не покладая рук, да и голову имея свежую и душу распахнутую, потому что модели свои он будто просвечивал, рассказывая о них все. Это не только ставит под сомнение легенду о вечном пьянице и бродяжке, но опровергает ее. Был Модильяни не просто очень хорошим портретистом, он был воистину гениальным психологом и аналитиком, к тому же провидцем – в целой череде написанных им портретов буквально предсказана судьба тех, кого он писал." Пабло Пикассо.

Модильяни, Пикассо и Андре Сальмон у входа в «Ротонду». 1916 год

Мир признал Модильяни великим художником, лишь когда прошло со дня его смерти три года. Сегодня его картины на различных аукционах оцениваются в баснословные цены, от 15-ти и больше миллионов долларов. В начале 1990-х годов прошлого столетия в Италии состоялась выставка работ итальянского художника Амадео Модильяни.

Кадры из фильма Майкла Дэвиса Модильяни

Был снят знаменитый французский фильм «Монпарнасс 19», посвященный Амадео Модильяни, в котором проникновенно сыграл роль художника гениальный французский актер Жерар Филипп.

"Жизнь — это дар немногих многим, тех, кто знает и умеет, тем, кто не знает и не умеет." Амадео Модильяни.

"Я забыл Вам сказать, что я - еврей" Амадео Модильяни.

ngasanova.livejournal.com

Х/ф "Модильяни". Комикс-рецензия. - Dimka

Из вчерашнего дня сделал вывод, что на работе …… надо работать. А не смотреть рано с утра такие фильмы как «Модильяни». Теперь этот самый Modigiliani («называйте меня Моди») разбил палатку у меня в голове, причем большую такую палатку, и заставляет меня постоянно возвращаться к нему в своих мыслях. А я понимаю, что когда давно умерший человек, фамилию которого неделю назад  я даже не слышал, приглашает тебя в свою палатку … это вызывает массу резонных вопросов ко мне. А собственно, как  и почему Модильяни заставляет меня думать о нем? Вот вопрос номер один, на который у меня нет ответа. И на который мне никто не даст ответ, потому что я знаю: никто не пойдет и не купит DVD  с фильмом у которого такое название. На полках магазина сам не найдешь, а спросить у продавца постесняешься. Еще подумает чего. (и я не покупал).

 Так что придется разбираться самому, потому что великий  мертвый (но похоже бессмертный ) художник размахивает букетом из роз у меня в голове и кашляет на мои левое и правое полушарие своим туберкулезом.

 

   

По вечерам он громко  «ссорится» со своим заклятым «другом» и вечным соперником Пабло Пикассо. «За что ты меня так ненавидишь, Моди?»

Декламирует стихи, стоя на столе  и танцует в одиночестве вечно пьяным вокруг памятника Бальзаку. Оноре Де Бальзаку.

 

А еще он …любит. Сильно любит. Любит женщин, любит  ЕЕ и любит жизнь.

И это уже никуда не годится! Жил бы себе спокойно, я бы не возражал, так нет! Начал водить женщин в свою палатку. И место для палатки выбрал.. ну, крайне неудачное! А главное, эта его Жоан – загадочная дама. Никак не могу понять - красива  она или нет!?

 

А еще не пойму: как ей удается ТАК улыбаться !??                     Вот так улыбаться ….     

 

Потрясающе! Какая красота! Глядя на эту улыбку, понимаю чувства Модильяни.

 

« Когда-нибудь, если мне повезет, - сказал он -  я нарисую твои глаза»

Но для того чтобы это стало возможным, недостаточно просто таланта. Нужно чтобы этот талант разгорелся со страшной силой! Нужен стимул, порыв, вдохновение, страсть, ненависть! И вся его жизнь помогала Моди в этом. Страшная нищета, врачи, отведшие ему для жизни всего год, потеря опеки над ребенком, ненависть отца Жоан – все помогает художнику найти вдохновение. А особенно этот коварный,  ПикАссо, первым  прикоснувшийся своими «грязными» кисточками к ЕЕ глазам !!

           «Вот так вот! Вуаля!», - подпись ПаблоП.                                Модильяни смотрит на портрет своей жены работы Пикассо.

 

Но только после того, как человек опускается на самое дно, он может оттолкнуться от него ногами и взлететь высоко-высоко … и тогда рождается чудо. Да! О чудо! Париж  ликует в предвкушении битвы. Забыта гордость. Модильяни соглашается участвовать в конкурсе художников!!! Пикассо принимает вызов. Призовой фонд в случае победы – 5000 франков! Сколько это? Это -  возвращение ребенка, это - свадьба с любимой женщиной и рождение второго ребенка. Это – почти  стоимость жизни Модильяни.Будь моя воля, я бы отдал ему эти деньги, но ведь есть те, кто против! И думать особенно не надо о том кто это. Конечно – Пикассо против. Ведь это именно он – лучший художник по «версии Пабло Пикассо»!

Описывать то, как режиссер фильма снял сцену конкурса, я не буду. Снимаю перед ним шляпу и отхожу в сторону.

Перед вами работа, представленная на конкурс маэстро Модильяни.

 

Да, я согласен с вами … непохоже получилось. С пропорциями большая проблема. И вообще, разве так рисуют любимую женщину !? Но отчего же "злобный" Пабло Пикассо после минутной паузы повисшей в зале первым начинает аплодировать  этой работе Модильяни? Это для меня загадка. Еще один вопрос без ответа. Положусь в этом случае на мнение Пикассо. Говорят, он кое-что понимал в живописи. А посмотрите на лица других людей! Мне кажется, они тоже понимают в живописи немного больше чем мы. И конечно глаза Пабло …… 

Видите влажный блеск в них? Он только что проиграл конкурс и первым зафиксировал чистую победу соперника. Были, конечно, и другие участники конкурса, но ….

 

Жаль, что сам Модильяни не присутствовал при своем триумфе. Впрочем, зачем?  Ведь написав эту картину, он был уверен, что победил. И у него в этот момент есть дела поважнее. Например, полежать на свежем снегу, сжимая в руке разорванное разрешение на брак. И посмотреть, как синие и белые снежинки, падая ему на лицо, становятся красными. 

 

Но ему повезло этой жизни. Он сумел написать ЕЕ глаза.

Вы спросите, как я могу про все это так спокойно писать?! Видимо, такой уж я черствый человек. Сижу вот сейчас, листаю журналы «Художественная галерея» посвященные творчеству Модильяни,Пикассо,Климта,  вчитываюсь в комментарии специалистов к их картинам и к технике этих художников, и пытаюсь понять…. почему же через много лет после смерти Модильяни , последним словом, которое на своем смертном одре произнес Пикассо, было слово : Modiglianiiii…..

 

Портрет Амедео Модильяни работы Пабло Пикассо. 

dimka73.livejournal.com

Модильяни, Пикассо, Матисс и другие на Christie’s в феврале

На аукцион импрессионистов и модернистов Christie’s 6 февраля выставлены выдающиеся работы Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Камиллы Клодель, Василия Кандинского, Анри Матисса и др.

Главные торги нового года Christie’s начнет вечерним аукционом «Искусство импрессионизма и модернизма», который состоится в Лондоне 6 февраля.

Для аукциона отобраны 37 лотов — произведений импрессионизма и раннего авангарда XX века (как фигуративной, так и абстрактной живописи), в том числе работы Ренуара, Модильяни, Пикассо, Кандинского и Матисса. Оценочная стоимость произведений варьируется от 200 тысяч до 22 миллионов фунтов, в то время как суммарный эстимейт всех лотов аукциона составляет 67,47–99,7 миллиона фунтов. В сочетании с аукционом «Искусство сюрреализма» общая предварительная оценка всех лотов вечерних аукционов, которые состоятся 6 февраля, составляет 98,35–146,58 миллиона фунтов.

Окно в мир Модильяни, Пикассо и Клодель: любовь, интриги и музы

Список лотов предстоящего аукциона возглавляет один из наиболее известных портретов кисти Амедео Модильяни (1884–1920) «Жанна Эбютерн (в шляпе)» (1919; эстимейт 16–22 миллиона фунтов), на котором увековечена возлюбленная и муза художника. Этот портрет участвовал в небольшой посмертной ретроспективной выставке произведений художника, прошедшей в рамках XIII Венецианской Биеннале в 1922 году. Это была первая выставка Модильяни в его родной стране. Силуэт Жанны и линии ее шеи полны грации и изящества — они вполне объясняют, почему некоторые из работ Модильяни позднего периода его короткой, но драматической и знаменательной карьеры относят к маньеризму. «Жанна Эбютерн (в шляпе)» поразительно современное произведение, идеализированный образ возлюбленной художника. Безмятежное спокойствие Жанны на портрете ярко контрастирует с легендарными историями о пьянстве и богемном образе жизни, с которым сейчас так часто ассоциируется Модильяни. В образе Жанны ощущается почти религиозное чувство благодати, ее рука поднята как у Богоматери. Новатор в мире искусства модерна Модильяни прожил короткую жизнь и создал относительно немного картин; в сравнении с произведениями современников его работы очень редко попадают на рынок.

Картина кисти Пабло Пикассо (1881–1973) «Обнаженная на корточках» 1960 года предлагается на аукцион из собрания частного американского коллекционера (эстимейт 3–5 миллионов фунтов). В течение 1960 года, когда Пабло Пикассо находился в шато Вовенар, он нарисовал серию работ, посвященных обнаженной женской натуре. Написанное 14 февраля 1960 года, в день Святого Валентина, полотно «Обнаженная на корточках» изображает на зеленом фоне сидящую женщину, скрестившую ноги, по всей видимости, она является современной интерпретацией купальщицы. Картина вызывает ассоциации с работами предшественников Пикассо — от «Вирсавии» Рембрандта (в собрании Лувра) и картины Лукаса Кранаха на библейскую тему, которую Пикассо использовал в качестве темы для эротических вариаций, до противоречивого «Завтрака на траве» Эдуара Мане, образов купальщиц Пьера-Огюста Ренуара и женщин на корточках, присутствующих в картине Эжена Делакруа «Женщины Алжира». Стилевые особенности картины выявляют определенное сходство ее с портретами Жаклин Рок, ставшей супругой художника спустя год после написания «Обнаженной на корточках». Одной из причин, привлекших внимание Пикассо к картине Делакруа «Женщины Алжира», стало практически портретное сходство профилей одной из трех изображенных на полотне женщин и самой Жаклин. Художник зачастую изображал профиль Жаклин разделенным на две части, причем затемненная половина была призвана указать на двойственность ее внутреннего мира. Этот же прием был использован и в работе «Обнаженная на корточках». Поза изображенной на картине женщины также может быть отсылкой к привычке Жаклин сидеть скрестив ноги и одновременно подпирая лицо руками — именно в таком положении она запечатлена на многих фотографиях, сделанных в шато Вовенар.

Написанная в 1934 году работа Пабло Пикассо (1881–1973) под названием «Слепой минотавр, следующий за маленькой девочкой» впервые выставляется на продажу из частной европейской коллекции, в которой она находилась с 1980-х годов (эстимейт 2,8–3,5 миллиона фунтов). Один из наиболее авторитетных биографов Пикассо Джон Ричардсон пишет: «[Пикассо] неоднократно идентифицировал себя с Минотавром — мифическим получеловеком с бычьей головой, в жертву которому приносились молодые девушки. Тем не менее у Пикассо Минотавр не является монстром. Наоборот, будучи жертвой злой судьбы, он вызывает лишь сочувствие — ослепленный любовью к маленькой девочке (являющейся, разумеется, Марией-Терезой Вальтер), он покорно следует за ней». Работа на бумаге, созданная, когда Пикассо был увлечен исследованием мифа о Минотавре, демонстрирует его высочайшее мастерство рисовальщика. Драматизм изображаемой сцены подчеркивают яркие цвета: коричневая голова минотавра, красное платье девочки и зеленые стебли букета в ее руках. В профиле девочки безошибочно угадываются черты юной Мари-Терез Вальтер, музы и возлюбленной художника с конца 1920-х годов. К середине 1930-х годов, когда Пикассо разрывался между браком с Ольгой и любовью к Мари-Терез, он был склонен изображать Минотавра существом несчастным и истерзанным, ослепленным ужасами окружающего его мира.

Датируемая 1967 годом работа Пабло Пикассо (1881–1973) «Художник» изображает фигуру лохматого и бородатого мужчины за мольбертом (эстимейт 2,5–4,5 миллиона фунтов). Это произведение впервые выставляется на продажу из частного собрания.

Работа Камиллы Клодель (1864–1943) «Расставание» (эстимейт 700–900 тысяч фунтов) — ранний вариант одного из самых узнаваемых шедевров в истории скульптуры. Изначально окончательный вариант скульптуры, созданный в разгар романа Клодель и Огюста Родена, назывался «Шакунтала», по имени красавицы из индуистской мифологии, чье трагическое расставание с возлюбленным описывается в древнеиндийской драме. На торги также выставляется работа самого Огюста Родена — созданный в 1883 году «Бюст Виктора Гюго» (эстимейт 200–300 тысяч фунтов).

Становление импрессионизма и искусства начала XX века: работы Ренуара, Кандинского и Матисса

Работа Пьера Огюста Ренуара (1841–1919) под названием «Зонтик» (эстимейт 4–7 миллионов фунтов) была написана в 1878 году — в пору расцвета искусства импрессионизма. Полотно относится к целой серии работ, на которых Ренуар изображал женщин, отдыхающих на природе. Все эти картины были созданы на протяжении нескольких лет, вскоре после первой выставки импрессионистов, состоявшейся в 1874 году. Несмотря на то, что образ женщины с зонтиком появляется в работах Ренуара, начиная с 1867 года, на его более поздние вариации данной темы существенное влияние оказало творчество Клода Моне, которого Ренуар навещал в Аржантее летом 1873 и 1875 годов. У этой работы, выставляющейся на торги впервые за последние 25 лет, превосходный провенанс. Одним из ее первых владельцев был Эрвин Дэйвис — знаменитый коллекционер, проживавший в Нью-Йорке и в 1889 году подаривший музею Метрополитен две работы Эдуара Мане. Впоследствии картиной владел бостонский коллекционер и меценат Роберт Трити Пэйн II.

Пейзажи, написанные Василием Кандинским (1866–1944) в Мурнау в 1908 и 1909 годах, служат ярким свидетельством расцвета его творчества и начала его революционных устремлений в сторону абстракции. Полотно 1909 года под названием «Мурнау. Вид на церковь и железную дорогу» (эстимейт 5–7 миллионов фунтов) является примером того, как художник сумел достичь единства ярких цветовых областей, которые одновременно и складываются в общую картину, и как бы свободно парят над ее поверхностью. Работы Кандинского тех лет демонстрируют его отход от влияния творчества Винсента ван Гога, Поля Гогена и представителей французского фовизма.

Вид, запечатленный на картине, открывался с заднего двора дома в Мурнау, в котором Кандинский жил со своей возлюбленной Габриэль Мюнтер. Красоты Мурнау не только пробудили в художнике любовь к ярким краскам, но и привили любовь к народному творчеству, заставив задуматься о «духовном начале». Эксперименты с живописной техникой, предпринятые художником в 1908–1909 годах, превращают написанные в это время работы из обычных пейзажей в абстрактные размышления о природе живописи в целом.

Абстрактная составляющая творчества Василия Кандинского будет представлена на данных торгах полотном 1942 года под названием «Вибрация» (эстимейт 5–8 миллионов фунтов). Работы, написанные художником в Париже в разгар Второй мировой войны, общепризнанно считаются вершиной его творчества. Эти абстрактные полотна кажутся населенными странными органическими и биоморфными формами. «Вибрация» является одной из крайне немногих масштабных абстракций Кандинского того периода, все еще находящихся в частных руках (большинство работ на сегодняшний день сосредоточены в крупнейших музейных собраниях мира, включая нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхайма и парижский Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду). До наших дней дошел и черно-белый карандашный набросок данной работы, датированный 1941 годом. Масштаб и величие поздних абстракций Кандинского укрепили его репутацию одного из самых смелых и передовых художников своего времени.

Датированное 1921 годом полотно Анри Матисса (1869–1954) «Девушка в зеленом платье» (эстимейт 2,5–3,5 миллиона фунтов) относится к первым годам жизни художника в Ницце, где ему суждено было провести два десятилетия своей жизни. Именно в Ницце Матисс отошел от строгости своих ранних работ, отдавшись во власть ярких цветов и эротизма. Подобные жизнерадостные настроения шли вразрез с атмосферой, преобладавшей во Франции в годы Первой мировой войны. Данная работа была создана Матиссом на заре его взаимоотношений с Генриеттой Даррикаррер — одной из его муз, привнесшей в его работы налет театральности. На картине Генриетта одета в зеленый халат и изображена опирающейся на подоконник, на котором стоит ваза с цветами. «Девушка в зеленом платье», занимающая важное место в творческом наследии Матисса, была частью целого ряда выдающихся собраний, включая коллекции Марселя Капферера, Лилли П. Блисс, Ральфа Ф. Колина и других.

Созданная в 1938 году работа Анри Матисса под названием «Танец» (эстимейт 2,2–3,4 миллиона фунтов) является одним из наиболее ранних образцов произведений, выполненных художником в технике коллажа, в которой он продолжал работать до конца жизни. В центре работы расположена выполненная гуашью копия одного из наиболее узнаваемых произведений художника — одноименной картины 1910 года, оригинал которой на сегодняшний день находится в собрании Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга.

Источник: пресс-релиз Christie’s

artinvestment.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта