Кубизм - это модернистское направление в искусстве. Кубизм в живописи и архитектуре. Кубизм в живописи пикассо картины
5 самых ярких представителей кубизма — Artrue
Знаменитые кубисты и их работы.
В начале прошлого столетия во всех областях искусства происходят большие перемены. Художники решают отказаться от старых канонов живописи, считая их скучными, и стремятся пробовать новые, совершенно неизвестные до тех пор, техники. Живописцы ставят множество экспериментов с цветом, начинают использовать декоративные материалы, что со временем привело к формированию нового направления живописи, которое назвали кубизм.
Как и во всех направлениях живописи, в кубизме можно выделить несколько самых ярких и запоминающихся личностей.
1.Пабло Пикассо
Данного живописца можно смело назвать отцом кубизма, ведь именно его картина «Авиньонские девицы», написанная в самом начале 20 века, положила начало данного направления.
За всю свою долгую жизнь Пабло Пикассо написал около двух десятков тысяч картин. За свою творческую карьеру он сменил несколько направлений живописи. Помимо кубизма он прошел через сюрреализм и постимпрессионизм. По данным экспертов, Пикассо является самым дорогим живописцем во всем мире.
2. Жорж Брак
Данный живописец начинал свою творческую карьеру в роли декоратора, немного работал в фовизме. Через некоторое время начал проявлять большой интерес к картинам Поля Сезанна, относящимся к кубизму, что сподвигло его резко сменить свой стиль живописи и примкнуть к рядам кубистов.
После начала работы в кубизме художник познакомился с Пабло Пикассо, который оказал на него большое влияние и вдохновлял его долгие годы. Вдвоем они внесли огромный вклад в основание кубизма.
3. Хуан Грис
Хуан Грис — испанский художник, которого также можно отнести к основоположникам кубизма.
На ранних этапах творческой карьеры его картины можно было отнести скорее к модерну. После переезда в Париж художник попадает в круг известных художников, работающих в кубизме, Брака, Пикассо и Леже. Общение с опытными коллегами помогло молодому художнику выбрать для себя творческую линию и работать по ней.
Портрет Пикассо. Хуан Грисс
4. Поль Сезанн
Поль Сезанн — знаменитый французский художник, один из самых вдающихся представителей постимпрессионизма.
Несмотря на то, что художник стоит у истоков постимпрессионизма, которому он посвятил всю свою творческую жизнь, он также сделал большой вклад в основание кубизма, сам того не осознавая. За два десятка лет до основания кубизма, Сезанн написал картину «Пьеро и Арлекин», в которой использовал геометрические элементы. Данная картина вдохновила многих других художников на использование похожей техники, что привело к возникновению отдельного художественного направления.
5. Фернан Леже
Фернан Леже — известный художник из Франции, внесший большой вклад в историю кубизма и абстракции.
Художник учился рисовать в Париже, подрабатывая чертежником и посещая занятия в школе искусств. При переезде в Париж также, как и многие другие начинающие художники, заводит много полезных знакомств с известными живописцами, которые всегда являются объектом вдохновения и готовы помочь новичкам.
artrue.ru
Кубизм в живописи: картины представители основатель
Кубизм – узнаваемый, необычный стиль, отображающий природу, людей, неодушевленные предметы, не прибегая к имитации. Кубизм в живописи зародился в первой четверти XX века и стал одним из направлений развития модернистской культуры.
Особенности стиля
Главная особенность – отказ от объемного изображения реальности. Картины в стиле кубизм узнаваемы, благодаря плоскому виду без светотени и перспективы. Изображения деформированы, нелогичны, иррациональны, разбиты на отдельные детали – натюрморт, портрет похожи на набор взаимодействующих геометрических фигур.
Это направление искусства стало особой формой авангарда, где доминирующую роль играют острые углы, прямые линии, нейтральная цветовая гамма. Изображения – натюрморт, портрет – не должны выглядеть реалистично, они походят на пазл, который предстоит мысленно собрать зрителю. Кубизм относят к разным направлениям живописи – абстракционизму, примитивизму, авангардизму.
Основание течения и первые творцы
Первые работы связаны с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Временем возникновения направления считают 1907 год. Одна из первых ярких и репрезентативных работ – картина «Авиньонские девицы». Творение Пикассо отличалось рубленными, грубыми линиями, острыми углами, отсутствием игры теней и перспективы. Нереалистичное изображение обнаженных женщин характерно для кубизма.
Художник использовал нейтральные, природные цвета. Африканские маски, по мнению искусствоведов, являются символом зарождения нового течения живописи.
Основоположник кубизма дал картине название «Философский бордель», а переименована она была Андре Сальмоном – писателем, другом художника. В полотне отслеживаются влияния картины Сезанна «Купальщицы».
По мнению искусствоведа Эрнста Гомбриха, основатель кубизма – Поль Сезанн, а Пабло Пикассо был его учеником. Именно Сезанн в письме к Пикассо изложил совет применять простые, геометрические формы: сферы, цилиндры, конусы. Автор письма имел в виду основу, базу для создания изображения, но Пабло Пикассо истолковал этот совет буквально.
Со времен эпохи Возрождения художники стремились к максимальной реалистичности передаваемого изображения. Кубизм полностью оторвался от реалистичности, натуральности, гармонии передачи света и тени. Стремление к созданию плоского изображения в натюрморте, портрете, вместо объемного – главная черта творчества первых кубистов. Они использовали геометрические фигуры для абстрактной передачи изображений людей, природы, предметов. Формы, переданные на картинах – осязаемые, незамысловатые, простые. Натюрморт и портреты отображают суть, эмоции, но не истинное, реалистичное изображение.Термин «кубизм» появился в 1908 году, благодаря критику Луи Вокселю. Излагая мнение о картинах Брака, он назвал их «кубическими причудами».
Родиной кубизма считается Франция, но направление живописи активно развивалось и за ее пределами – в России (в форме кубофутуризма), Чехословакии. Современный стиль кубизм тяготеет к абстракции, футуризму.
Кубизм не сразу прижился в мире искусства – он часто становился предметом насмешек и жесткой критики. Это радикальное для живописи течение, пришедшее на смену реализму, было предметом нелестных отзывов. Также представители стиля, работавшие в этом стиле, стали предметом интереса прессы. Кубический натюрморт и другие жанры были смелым творческим экспериментом. Поклонников нового, необычного стиля, было немного, но среди них были критики и меценаты.
Развитие направления
В процессе эволюции стиля выделяется три периода:
Сезан
Ранний период развития или «сезанновский кубизм» — становление нового направления в живописи под влиянием работ Сезанна и африканских скульптурных композиций. Длился период с 1907 до 1909 года. В работах художников передается объем при помощи цвета – мощные изображения еще не укладываются в рамки плоского изображения.
Аналитика
Аналитический период (1910 – 1912) – этап переосмысления кубизма. Цвет на картине практически отсутствует, формы расплывчатые, нечеткие, каждый предмет делится на небольшие грани. Одна из наиболее репрезентативных работ второго периоды – «В честь И.С. Баха» Ж. Брака. Жанры – натюрморт, портрет.
Художники подают объекты более детализовано, исходя из собственного видения. Предметы разбиты на блоки, детали геометрических форм. Иногда виденье художника нарушает пространство и время. Путем дробления целого на геометрические фигуры, художники пытались проникнуть в суть вещей.
Работы, характерные для аналитического периода, считаются наиболее показательными для кубизма – у многих именно с такими полотнами ассоциируется все направление. Наиболее известные примеры аналитического кубизма – работы Пабло Пикассо «Бутылка и книги», «Стол архитектора», «Человек с кларнетом», «Человек со скрипкой».
Развитие
Синтетический период (1913 – 1914) – период развитого кубизма. Картины становятся более выразительными, яркими, декоративными. Основателем этого направления считается Хуан Грис. Время появления – 1912 год, но наиболее полно стиль раскрылся в 1913 году. Творцы стремились передать на картине самодостаточный, а не иллюзорный объект. Наиболее развитый жанр – натюрморт.
Изображение плоское, комбинированное с наклейками, надписями. Популярны коллажи из необъемных геометрических фигур, из цветной бумаги или газет, некоторые художники полностью рисовали их, не используя дополнительные материалы. Представители синтетического кубизма – Пабло Пикассо, Жорж Брак.
Цвета и объем утратили привычное значение. С развитием кубизма, оттенки стали схематичными: чтобы передать выступающие объекты в натюрморте или другом жанре, изображенные на переднем плане, использовали светлые, теплые тона, для удаленных предметов – темные оттенки.
После Первой мировой войны Брак и Пикассо, которые работали совместно, прекратили сотрудничество. Творчество каждого из них оказало заметное влияние на футуризм, пуризм, вортицизм.
Известные полотна
«Мандора», Ж. Брак
Пример кубизма ранней аналитической стадии, натюрморт, представленный в нейтральных, мрачных тонах. На картине изображен музыкальный инструмент – мандора. Специалисты называют картину пробой работы с мрачными тонами. Художник решил отказаться от ярких красок, остановив внимание на композиции, деталях.
«Три музыканта в масках», П. Пикассо
Работа представляет синтетический кубизм, написана незадолго до переориентации живописца на сюрреализм. Используются яркие тона, четкие геометрические формы. Центральные персонажи полотна похожи на аппликацию из цветной бумаги, наклеенную на холст.
«Фантомас», Х.Грис
Грису искусство обязано за разработку техники создания коллажей. Абстрактные изображения переплетаются с газетными и журнальными вырезками. «Фантомас» — яркий пример синтетического кубизма. Именно Грис первым начал использовать яркие тона в работах – это оказало влияние на творчество Пабло Пикассо и Жоржа Брака.
«Мужчина в кафе», Х.Грис
Живописец удачно использовать яркие цвета и текстуры. Картину можно назвать репрезентативным образцом синтетического кубизма – используется техника создания коллажа.
«Дама в голубом», Ф.Леже
Изображение выполнено с использованием ярких красок. Полотно относят как к синтетическому кубизму, так и к ранней абстракции. Главная идея Леже – передать характер, внутренний мир женщины, не останавливаясь на детализации ее внешности.
Значение для развития живописи
Направление в творчестве, лишенное реализма и логики, оказало противоречивое влияние на развитие живописи. Положительные влияния: новое восприятие и передача реальности, возможность показать личное виденье мира, живость и эмоциональность полотен, индивидуализм. Натюрморт, портрет и другие жанры стали тяготеть к иррациональному.
Негативные влияния: отказ от реалистичности, примитивизация искусства. Кубизм оказал существенное влияние на живопись XX века. Соединяясь с другими направлениями в искусстве, зародились самобытные, необычные стили.
Период развитого кубизма завершился после Первой мировой войны, но влияния этого стиля заметны в работах известных американских художников. В начале 30-х годов течение стало толчком для развития творчества Л.Фейнингера, Дж. Марина, М.Русселя и других.
Наибольшими достижениями кубизма можно считать работы Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» и «Гитара». Используя простые геометрические формы, художники передавали суть изображения, показывали, что можно продемонстрировать взаимосвязи отдельных фигур без необходимости передачи облика реального объекта. Чтобы передать значение кубизма в искусстве, стоит изучить творчество Пабло Пикассо, Фернана Леже, Жоржа Брака, Андре Лота, Марселя Дюшана, Франсиса Пикабиа, Жака Липшица.
Рекомендуем публикации
- История готического стиля в живописи
- История живописи эпохи барокко
- История и развитие романтизма в живописи
- Конструктивизм как направление авангарда
- Стиль живописи арт-деко
- Неоклассицизм как стиль в живописи
artrecept.com
Кубизм в искусстве
В авангардном искусстве одним из главных художественных течений начала ХХ века является кубизм (от фр. «cube» - куб). Данное направление в искусстве подразумевает использование подчеркнуто геометрических форм для изображения реальных предметов и объектов. Это примитивное искусство, воспринимающие окружающий его мир посредством геометрических форм, и стремящееся «раздробить» его на отдельные стереометрические элементы.
Как новое течение в живописи кубизм возник в 1905-1907 годах и его появление связано с именами таких французских художников как Пабло Пикассо и Жорж Брак, именно они являются основателями кубизма и его наиболее известными представителями. Термин «кубизм» появился на свет после реакции Жоржа Брака на критическую статью художественного критика Луи Вокселя, который назвал серию картин художника «кубическими причудами».
Кубизм в живописи
(Paul Cezanne "La Montagne Sainte Victoire Cezanne")
Считается, что истоки кубизма были заложены французским художником Полем Сезанном, который в письме молодому художнику Пабло Пикассо рекомендовал рассматривать окружающий его мир как некую совокупность различных геометрических фигур - цилиндров, квадратов, конусов, сфер. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному).
(Пабло Пикассо "Хлеб и фруктовые блюда на столе")
Полотна в стиле кубизм отличает их двумерный, плоский вид, они изобилуют большим количеством разнообразных геометрических фигур, различных линий, острых углов, причем цветовая гамма в это же время выполнена в скромных, нейтральных тонах. Художник-кубист не рассматривает объект или предмет с какого-то одного определенного угла, а пытается раздробить его на отдельные элементы, а полученные части уже потом складывает в одно единое целое.
(Пабло Пикассо "Девочка на шаре")
Выделяют три стадии формирования кубизма как отдельного направления в авангардном искусстве:
- Сезанновская. Начальная стадия формирования, объекты имеют абстрактную и упрощенную форму. На Пикассо оказывают огромное влияние работы Сезанна, он создает своих «Авиньонских девиц» и встречается с Жоржем Браком;
- Аналитическая. Постепенно исчезают образы предметов, стираются отличия между формой и пространством, появляются переливистые краски, не имеющие отчетливого расположения, перекрещивающиеся за полупрозрачными плоскостями. Это заметно в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо в 1910 году;
- Синтетическая. Третья стадия формирования, к кубистам примыкают новые последователи испанский художник Хуан Грис, французский поэт Гийом Апполинер и американская писательница Гертруда Стайн. В картинах Гриса отвергается третье измерение в изобразительном искусстве и делается акцент на фактуру поверхности, с помощью которой конструируется новый предмет.
(Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин", картина в сочетании с импрессионизмом)
Наиболее известными картинами, написанными в стиле кубизма, являются полотна Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин», Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», Жоржа Брака «Мандора», «Дом в Эстаке», Хуана Гриса «Фантомас», Фернана Леже «Дама в голубом», «Строители».
Кубизм в архитектуре
Первые сооружения архитекторов-кубистов были построены в первую очередь не в Париже (там в 1912 году на одной из выставок тоже демонстрировался макет дома, выполненного в данном стиле), а в Праге, столице Чехии, которая стала в начале ХХ века одним из крупнейших центров популяризации кубизма. Здесь можно найти работы таких выдающихся архитекторов-кубистов как Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек, Йосеф Хохол.
(Дома-кубы архитектора Пита Блома)
Наиболее выдающиеся здания в стиле кубизм находятся в Роттердаме (Нидерланды), здесь в 80-х годах по проекту архитектора Пита Блома был построен целый жилой комплекс, состоящий из домиков-кубов, их главная отличительная особенность – все стены (кроме находящихся посередине) расположены под углом. Дома имеют три этажа, первый – комната для приема гостей и кухня, второй – спальня и ванная комната, на третьем (сверху стеклянная крыша) обычно размещаю оранжерею, детскую комнату или кабинет.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
это модернистское направление в искусстве. Кубизм в живописи и архитектуре :: SYL.ru
Способности и фантазии человека иногда просто поражают. Живопись и архитектура стали именно той областью, где люди развивают и выражают своё творчество в самых разнообразных направлениях. Чтобы удивить мир новыми ветвями в искусстве, художники всеми силами стараются изобразить то, что видят, в совершенно новом и необычном свете. Отсюда и появился авангардизм – результат развития множества творческих идей и планов. А из него, в свою очередь, и произошло такое понятие, как кубистский стиль. Веяние чего-то неординарного и интересного.
Кубизм в искусстве
Одним из главных направлений в авангардистском искусстве стал именно кубизм. От французского cubism означает куб – художественное течение во французском стиле начала XX столетия. Главными представителями и основоположниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак, благодаря их творениям мир увидел этот стиль в совершенно новом и необычном цвете.
Само представление «кубизм» возникло из-за острого замечания по поводу трудов Ж. Брака о том, что он сдвигает города и фигуры к геометрическим прогрессиям и кубам. Художественная составляющая концепции выстраивалась на попытке найти самые обыкновенные пространственные модели и конфигурации вещей, явлений, которые бы персонифицировали всю сложность и разнообразие жизни. По своей сущности, кубизм – это примитивизм, который воспринимает мир через формы геометрических фигур.
Зарождение культуры
Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. По сути, данное течение - это огромное желание расчленить предметы реальности на стереометрические примитивы. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую. Кубизм - это сравнительно сложный художественный вид, который смог сплотить живописцев, скульпторов, музыкантов и стихотворцев со всего мира. Разберём три стиля данного течения.
Сезанновский
Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. Естественное влияние на развитие кубизма оказали опыты с конфигурацией в творениях Поля Сезанна. В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. В "Портрете Гертруды Стайн", который сотворил Пикассо, уже отмечается увлечённость искусством Сезанна. После этого Пикассо нарисовал картину "Авиньонские девицы" которая слывёт первым шагом на пути к кубизму. Осенью 1907 года произошло два значительных события - выставка Сезанна и встреча Брака и Пикассо. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле.
Аналитический
Это следующая стадия, которая характеризуется пропаданием образов предметов и пошаговым стиранием отличий между формой и пространством. В подобных картинах уже возникают переливистые краски, которые перекрещиваются через полупрозрачные плоскости, и их расположение отчётливо не определено. Элементы аналитического кубизма - это труды Брака в 1909 году, а также творения Пикассо в 1910 году. Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами.
Синтетический
Это третья фаза течения, элементы которого возникли в произведениях Хуана Гриса, он стал яростным сторонником направления в 1911 году. Важнейшей характеристикой его работ является отвержение третьего измерения в живописи и ударение на поверхности. Важнейшая фактура поверхности - очертание и узор, которые применяются для конструирования нового предмета.
Картины в этом стиле
Отречение от объёмного живописания действительности - ключевая особенность течения под названием кубизм. Картины в этом стиле узнаваемы по всему миру благодаря плоским формам без светотени и перспективы. Образы являются деформированными, нелогичными, иррациональными, разбиты на некоторые детали. Натюрморт, портрет похожи на набор геометрических фигур, которые взаимодействуют друг с другом. К какому направлению причисляют кубизм в живописи? Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм.
Пабло Пикассо – яркий представитель
Самым броским примером является картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Произведение мастера отличается рублеными, дерзкими линиями, заостренными углами и отсутствием игры теней. Для кубизма Пикассо характерно нереалистичное изображение оголённых женщин. Мастер применял нейтральные, натуральные тона.
Африканские маски, как считают искусствоведы, представляют собой символ зарождения инновационного течения кубизма в живописи. Так, по мнению Эрнста Гомбриха, искусствоведа, Поль Сезанн - это основоположник, а Пикассо - его ученик. Сезанн в послании к Пабло изложил свой совет по использованию бесхитростных, геометрических форм (сферы, цилиндры, конусы). Автор послания подразумевал эту основу как базу для сотворения картины, но этот кубизм Пикассо интерпретировал в буквальном значении.
Исторические факты
Начиная с эпохи Возрождения творцы пытались с максимальной реалистичностью передавать изображение. В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени. Главная черта творчества художников - это стремление создать кубизм, картины представлены в плоском изображении вместо объёмного. Они, как правило, применяли геометрические фигуры для абстрактного изображения людей, природы, предметов. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты.
Но не все было гладко. Созданные в стиле кубизма картины не сразу прижились в мире искусства – изображения эти очень часто становились предметом непонимания и серьезной критики. Это стало радикальным для живописи течением, которое пришло на смену реализму и стало предметом нелестных отзывов. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом. Вначале поклонников кубизма в искусстве было немного, но среди них наблюдались критики и меценаты, которые внесли равнозначный вклад в историю развития этого направления.
Архитектура
Кубизм в архитектуре начался очень необычно. На Осенней выставке в Париже 1912 года некая группа авторов представила огромный (10 на 3 метра) макет «кубистского дома». Фасады были созданы скульптором Раймоном Дюшан-Вийон, а оформление комнат сделано несколькими людьми, среди которых был Андре Маре, талантливый исполнитель и мастер своего дела. Покои были эффектно обставлены, а стены украшали небольшие картины художников-кубистов. После выставки в Париже этот дом демонстрировали на Армори Шоу в Нью-Йорке.
Стиль кубизм – новое веяние эпохи, то есть универсальный вид, который подходит под общий вид искусства. Затем появились сразу и первые строения архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, в самом большом центре кубистского искусства.
Архитектура этого течения чрезвычайно авангардна и вместе с тем невообразимо традиционна. Мы можем видеть в ней такие же знаменитые симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в домах прошлых лет. Архитекторы этой направленности предлагали лишь украсить обновленными рисунками внешний вид зданий, которые по структуре остались прежними.
Чешский кубизм
Когда закончилась Первая мировая война, архитекторы Чехословацкой республики опять взялись за свое ремесло, но постройки уже стали другими. Надоевшие треугольники, созданные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами. В тот момент они основали архитектуру под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме в XX веке были построены здания, создатели которых сумели по-своему воплотить одно из наиболее нестандартных решений в кубизме архитектуры.
Это направление нашло признание и место непосредственно в Праге, так как истоки уходят не только в геометрические здания, но и в готическую архитектуру, которая присуща для Праги. Именно готические приёмы и их резкость стали для Павла Янака главнейшими принципами, которые и оказали влияние на создание его теории кубистической архитектуры.
Прославленные архитекторы
Ведущими мастерами кубизма были Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек и Йосеф Хохол. Работали они в Праге, а также в других городах. Самым знаменитым во всем мире зданием в кубистском стиле значится дом «У черной Матери Божьей» в Праге, построенный Йозефом Гочаром.
На сегодня облик этого дома может показаться повседневным и ничем не выделяющимся, но для начала XX века это здание было крайне необычным и даже немножко дерзким. Властислав Гофман спроектировал входные павильоны Дяблицкого кладбища, Йосеф Хохол построил парочку жилых домов под Вышеградом. Кроме этого, неподалёку от Вацлавской площади можно увидеть кубистические фонари, которые разработал Эмиль Краличек. Он также стал творцом Diamond House в Праге.
Необычные места
Самые особенные и изумительные здания в кубистической манере сегодня можно увидеть в Роттердаме (в Нидерландах). Это целый городок домов-кубов, которые были возведены в 1978-1984 годах по проекту мастера Пита Блома. Дома имеют три этажа, общая площадь примерно 100 кв. метров. В них нет прямых стен, кроме тех, которые расположены посередине. На первом этаже - гостиная и кухня, на втором кабинет, спальня и ванная, на третьем (со стеклянной крышей) многие располагают зимний сад.
5 самых талантливых представителей кубизма
- Пабло Пикассо, полотно «Авиньонские девицы»;
- Жорж Брак, картина «Дом в Эстаке»;
- Хуан Грис, полотно «Портрет Пикассо»;
- Поль Сезанн, картина «Пьеро и Арлекин»;
- Фернан Леже, холст «Строители».
Занимательный факт
Примечательно, что Пикассо стал самым дорогостоящим, востребованным и работоспособным кубистом. Его картина «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была оценена в 155 миллионов долларов. Полотна стоят на первом месте по популярности среди расхитителей творений искусства. Общая стоимость только лишь официальных продаж картин превосходит 270 миллионов.
www.syl.ru
это что такое? Кубизм в искусстве. Представители направления и картины в стиле кубизм
Возникновение кубизма относят к 1906-1907 годам. Развилось и зародилось это направление главным образом во Франции (яркими представителями являются П. Пикассо, Х. Грисс и Ж. Брак), а также в некоторых других странах.
Что такое кубизм?
Попытаемся ответить на данный вопрос. Кубизм - это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.
Главной идеей, на которой он строился, была попытка выразить всю сложность, многообразие окружающей действительности с помощью простейших пространственных моделей и форм явлений и вещей. Возникновение этого направления изменило многие устоявшиеся принципы и эстетические представления в европейской живописи. Представители кубизма порвали с "оптическим реализмом", отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных средств художественной выразительности.
Пабло Пикассо
Для этого живописца в течение всего его творческого пути была характерна работа в нескольких стилях одновременно. Пикассо поочередно прибегал к совершенно противоположным способам выражения своего мироощущения.
В его творчестве можно найти и кубистическую живопись, граничащую с абстракционизмом, и реализм. Иногда в своих поисках он настолько отходил от традиционного классического изобразительного искусства, что его возвращение на путь реалистического творчества казалось немыслимым. Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой, индивидуальной манере. Традиционные художественные средства, которые использовал автор, служили решению современных задач. Одной из первых картин, написанных в стиле кубизм, является картина "Авиньонские девицы" П. Пикассо. Это произведение искусства отличается необычной гротескностью: здесь изображены огрубленные фигуры без элементов светотени и перспективы, представленные как комбинация разложенных объемов на плоскости.
Характерные особенности
Французский критик Л. Восель впервые употребил термин "кубист" в 1908 году как насмешливое название художников, изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства. Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом). Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в "сезанновский" период (1907-1909). Художник П. Сезанн подчеркивает устойчивость и предметность мира; граненые объемы, которые он использует как инструмент передачи образа, образуют подобие рельефа, а цвета выделяют определенные грани предметов, одновременно усиливая и дробя объем. Следующая стадия развития кубизма - "аналитическая" (1910-1912). Предмет разбивается на мелкие части, легко отделимые друг от друга, а его форма будто распластывается на холсте. Последняя, "синтетическая" стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы - объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки... В то же время зарождается и кубистическая скульптура. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова. Эти надписи, как правило, не соответствовали содержанию, однако помогали посетителям выставок приблизительно понять замысел художника.
Реакция зрителей
Публика к творчеству кубистов относилась с иронией, иногда даже одаривая их нелестными эпитетами и насмешками. В прессе печаталась жесткая критика, по своему характеру иногда приближавшаяся к общественному скандалу. Зрители, оказавшиеся на выставке полотен кубистов, испытывали ощущения, которые можно сравнить с чувствами человека, собиравшегося в приятное путешествие, но вместо этого получившего приглашение принять участие в прокладке новых путей.
Такая реакция подтверждала, что переход к данному направлению произошел стремительно, несмотря на длинный подготовительный период, в течение которого столичный зритель должен был бы существенно расширить свой кругозор. Тем не менее сам кубизм, картины, написанные в этом стиле, нравились определенной части аудитории и находили поддержку у меценатов.
Влияние кубизма на искусство
Данное направление сильно повлияло на развитие творческой мысли. Кубизм в искусстве отразил новые тенденции жизни во всей многогранности и противоречивости: стремление к демократизации - признание примитивизма, отказ от индивидуального, частного, камерного; веру в науку - стремление к созданию "грамматики искусства", поиску объективных методов.
Сегодня каждый непредубежденный человек, любуясь работами импрессионистов, наглядно различает условность привычных для нас цветов. А во времена возникновения всем казалось, что кубизм - это настоящая революция в искусстве. Именно данное направление подвергает анализу все существующие компоненты живописи. Форма изображения, цветовая и линейная перспективы, объемы становятся условными.
Кубизм в России
В эпоху, предшествующую становлению кубизма, в нашей стране, как и во Франции, возрос интерес к народному, традиционному творчеству. В это время молодым русским художникам были свойственны не только интерес к "примитивному" искусству (включая африканское), но и тоска по строгой незыблемости, архитектурной композиции, а также вера в известную закономерность и математичность ритмических переживаний.
В творчестве многих русских художников определенное место занимает кубизм (это Шагал, Лентулов, Архипенко, Альтман и другие). Однако центральной фигурой, безусловно, является Казимир Малевич. Его педагогическая деятельность и творчество, а также теоретические работы оказали огромное влияние на формирование целого направления.
"Черный квадрат"
Может показаться, что нет ничего проще, чем нарисовать черный квадрат на белом фоне. Такое изобразить может, наверное, любой человек. Но вот загадка: эта известная картина русского художника Малевича до сих пор притягивает к себе внимание исследователей и любителей живописи, хотя создана она была еще в начале прошлого века. Как нечто таинственное, как миф, как символ русского авангарда...
Рассказывают, что художник, написав "Черный квадрат", сам не понимал, что такое он сделал, и долгое время не мог ни есть, ни спать. В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет. Ведь когда смотришь на нее, под трещинами становятся различимы нижние слои - зеленый, розовый, по всей видимости, была некая цветовая композиция, но автор счел ее несостоявшейся и написал поверх нее черный квадрат. Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Картины Малевича отличались разнообразием, но он сам считал, что именно "Черный квадрат" является вершиной его творческой деятельности.
fb.ru
Кубизм в живописи. Художники, этапы развития, картины
Кубизм ( от французского слова куб) - направление в живописи возникшее в начале 20 века, которое характеризуется использованием геометрическим фигур и форм, угловатой манерой письма.
Прежде всего это направление связывают с творчеством двух художников Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин появился после того как французский критик Луи Восель посетил выставку работ художников-кубистов и назвал их «кубическими причудами». История развития этого направления можно разделить на три этапа:
Этапы кубизма
- сезановский (1907—1909),
- аналитический (1909—1912)
- синтетический (1913—1914)
- Для первого этапа характерен грубый, массивный стиль с преобладанием коричневых, зеленых и желтых оттенков. Человек, природа, окружающие пространство принимают форму крупных геометрических фигур слитых воедино. Именно в такой манере создавал свои картины Сезанн, но спустя некоторое время художники стали больше склоняться к более мелким фигурам, как средсву передать свое видение окружающего мира.
Портрет Амбруаза Воллара, написан Пабло Пикассо в 1910 году
- Аналитический кубизм отходит от принятых угловатых и массивных форм и линий, объект делится на мелкие грани, которые чётко отделены друг от друга. В это время кубизм больше интегрируется с другими течениями в европейской живописи. При этом оказывая на них большое влияние. В Чехии того времени даже появился стиль архитектурного кубизма, которой доминировал довольно долгое время.
"Скрипка и подсвечник", Жорж Брак, 1910 год.
- В синтетическом кубизме выделяются два художника Пикассо и Брак. Объемность и массивность пространства уступает место реальным материалам: вырезкам из газет журналов, кусочкам ткани и прочим подручным предметам. Большое значение придается надписям и тексту. Так Пикассо создал картину полностью состоящею из газетных заголовках о катастрофах. Таким образом картины заменяются рельефными коллажами.
"Арлекин с гитарой", Хуан Грис, 1919 год
Позже многие художники перешли в другие течения, открыли для себя новые художественные горизонты, но кубизм оставил значительный отпечаток в их творчестве и в мировом искусстве.
Характерные черты кубизма
- Художники отказались от пропорций и привычных перспектив, которые использовались в живописи со времен эпохи Возрождения, они также отвергли реалистичное моделирование объектов.
- Кубисты изображали свободные формы, причудливое построение фигур и предметов , как бы пропускали через объекты потоки света и стремились показать объект с разных ракурсов. Некоторые исследователи искусства утверждают, что эти нововведения представляли собой ответ на изменение материи пространства, центробежные силы движения и времени в современном мире.
- для кубистов также характерно было использование посторенних предметов в создании творческих объектов. Так например, для своих картин многие использовали вырезки из газет и составляли своеобразные коллажи, тем самым подчеркивая связь между своим творчеством и трагичными событиями в жизни общества – последствиями Первой мировой войны.
Картины кубизма в нашей галереи
Концентрация
Блюменталь Юлия
Сушка. Кубофутуризм
Кротков Василий
Фламенко. Кубофутуризм
Кротков Василий
Шаббат. Кубофутуризм
Кротков Василий
оригинал
Капустин Даниил
Что значит Кукла
Сереберцев Иван
Треугольник, круг и иквадрат
Алексей
Треугольник, круг и иквадрат
Алексей
gogetart.art