Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 - 1967). Зинаида серебрякова картины


Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Портреты детей. | Блогер GulJa3 на сайте SPLETNIK.RU 28 декабря 2015

Зинаида Евгеньевна Серебрякова.
Портреты детей.

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

(1884-1967)

 

Зинаида Серебрякова  родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении  «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать  происходила из семьи Бенуа, и  в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором,  а старший  мастером монументальной живописи и графики.

 

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде  Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.

   

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа  и  в  имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда  привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

 

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается  из имения  в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

 

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу,  основанную княгиней М. К. Тенишевой.

 

В 1902-1903 годах во время поездки  в Италию она создала множество набросков и этюдов.

  

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего  двоюродного брата.  После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

 

Через год молодые  возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает  этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный  стиль, определить круг ее интересов.  В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

 

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает  автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны  - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

 

Расцвет в творчестве  художницы происходит  в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова  создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе -  «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста»  раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста. 

 

 В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве,  он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над  композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

 

Во время  гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида  отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется   во Францию. Все эти годы художница  жила,  в постоянных мыслях  о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые  хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

 

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь  Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида,  вместе с дочерью посещают  Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году  она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

 

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

 

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить  выставку и получить  заказы. В 1924 году она уезжает.

 

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и  творческого удовлетворения. Она тосковала по  родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах.  Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

 

В 1961 в Париже ее навещают два  советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже  в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

 

 В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

   

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

 

Ссылка: http://www.bibliotekar.ru/k94-Serebryakova/

www.spletnik.ru

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 - 1967)

Зинаида Лансере, по мужу Серебрякова, родилась под Харьковом. Ей было суждено родить четверых детей, овдоветь, сменить Харьков нв Петроград, а потом и на Париж и там успокоиться на кладбище Сен-Женевьев- де-Буа.

Она родилась и выросла в семье, где не одно поколение поклонялось искусству. Прапрадед Катерино Кавос - родом из Италии, музыкант , автор опер, симфоний; прадед, Альберт Кавос - архитектор; родной дед - Николай Бенуа - зодчий, академик. Отец Зинаиды - известный скульптор Николай Лансере.

После смерти отца Зина жила у деда, Николая Бенуа, где царила творческая атмосфера, а духом искусства пронизана сама обстановка дома. Столовую украшали картины, написанные ее матерью, ученицей Академии художеств. В комнатах стояла антикварная мебель работы старинных мастеров. В доме собирались известные люди: Бакст, Сомов, Дягилев и другие.

Сама Зина с детства любила рисовать. Она нигде основательно не училась рисованию: всего два месяца в частной школе рисования под руководством И.Репина, два года занималась в мастерской О.Э.Браза. Но она так умела учиться, впитывать в себя все полезное и уже в 17 лет легко научилась работать акварелью в два-три цвета, добиваться чистоты и красоты тона.

По состоянию здоровья в 1901 году ее увезли в Италию, где она увлеченно и много рисовала горные пейзажи с богатой растительностью, море с прибрежными камнями, узкие, залитые солнцем улицы, дома, интерьеры комнат.

В 1905 году Зина вышла замуж за инженера-путейца Серебрякова и отправилась с ним в свадебное путешествие в Париж. Там она поступила в школу-мастерскую, где упорно занималась, подражала импрессионистам. Но кроме улиц и домов Парижа ее интересовал быт крестьян, зарисовывала скот, телеги, сараи.

Вернувшись в Москву, Зинаида много пишет, особенно любит писать портреты. В журналах о ней стали говорить, что у нее "большой, красочный темперамент". Она стала выставляться среди уже известных живописцев, и ее заметили. Позже А.Бенуа так писал о выставке работ Серебряковой:" ...она одарила русскую публику таким прекрасным даром, такой "улыбкой во весь рот", что нельзя ее не благодарить..."

В картинах Серебряковой были отмечены полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное. Все ее работы поражают жизненностью, прирожденным мастерством. И деревенские парни, и студенты, и комнаты, и поля - все у Серебряковой выходит ярким, живущим своей жизнью и милым.

Перед первой мировой войной художница побывала в Италии, в Швейцарии, где написала множество пейзажей. Вернулась домой летом 1914 года, где ее встретили хмурые и растерянные мужские лица, причитающие солдаты и ревущие девки.

В 1916 году Александру Бенуа предложили роспись Казанского вокзала в Москве, тогда он привлек к работе признанных мастеров - Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева и среди этих избранных оказалась и Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

В 1918 году имение Нескучное, где жили Серебряковы, сгорело. Семья переехала в Харьков. Борис Анатольевич, муж Зинаиды, в 1919 году заразился сыпным тифом и умер.

Серебряковы жили скудно, иногда на грани нищеты. Художница была вынуждена подрабатывать на рисовании наглядных пособий. Тянулась безрадостная жизнь. Тогда Серебряковы переехали в Петербург, поселились в пустующую квартиру деда Н.Л.Бенуа. Хоть как-то прожить, художница поступает на службу в мастерскую наглядных пособий за нищенское жалованье.

А тем временем в 1924 году в Америке была выставка Серебряковой, на которой было продано около 150 картин. По тем временем это были очень большие деньги, особенно в разрушенной Стране Советов. Поселившийся В Париже с семьей Александр Бенуа звал их к ним. Тем более, что ей поступил заказ на панно из Парижа. Что сделает мать четверых детей, живущих в "невыездном" Советском Союзе? Оставит их и метнется во Францию? Или все-таки останется с ними? На руках кроме детей у Серебряковой еще больная мать. Средств к существованию - ноль.

Серебрякова решила ехать. Биографы утверждают:"Впоследствии она раскаялась и хотела вернуться в Россию, пусть даже в СССР. Но это ей не удалось." Но почему не удалось? Или все-таки не хотелось? Например, Марине Цветаевой это удалось. Зинаиде Серебряковой - нет. Хотя к ней, во Францию, приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии. Двоих детей удалось-таки отправить к ней во Францию, еще двое остались в России - Серебрякова увидится с одной из дочерей лишь через 36 лет, во время хрущевской оттепели.

Франция не принесла Серебряковой счастья. Денег было мало, жила почти нищей жизнью. Детям отсылала копейки. И очень раскаивалась в своем решении уехать из России. И творчество периода эмиграции было не таким ярким, брызжущим красками, темпераментом. Все лучшее осталось дома.

cvetamira.ru

Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Серебрякова, За туалетом. Автопортрет

Серебрякова Зинаида Евгеньевна - талантливая русская художница, мастер живописи и графики. Ее произведения составляют золотой фонд русского искусства.

Зинаида появилась на свет 28 ноября (10 декабря) 1884 года в имении своих родителей "Нескучное" под Харьковом (Украина). Ее отец Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна принадлежала к славному роду Бенуа, представители которого оставили заметный след в истории российской и мировой культуры.

Евгений Александрович ушел из жизни очень рано. Овдовевшая Екатерина Николаевна вынуждена была перебраться в Петербург к своим родителям. Творческая атмосфера, царившая в доме Бенуа, оказала огромное влияние на художественное воспитание Зинаиды Евгеньевны.

После окончания Коломенской женской гимназии (1901) Серебрякова непродолжительное время занималась в частной школе княгини Тенишевой, где преподавал известный художник Илья Ефимович Репин, затем (1903-1905) обучалась у живописца О. Э. Браза.

В 1905 году Зинаида вышла замуж за своего двоюродного брата Серебрякова Б. А.. После бракосочетания молодые отправились в Париж. Во Франции начинающаяся художница посещала Академию де ля Гранд Шамьер, знакомилась с лучшими образцами европейской живописи.

После возвращения на родину весной 1906 года Серебряковы обосновались в украинском имении родителей. Следующий период жизни вплоть до революционных потрясений 1917 года был самым счастливым для Зинаиды Евгеньевны. В Нескучном родились дети Евгений, Александр, Татьяна, Екатерина. Однако, несмотря на семейные хлопоты, Серебрякова продолжала рисовать. Зинаида Евгеньевна пишет пейзажи окрестностей Нескучного, портреты своих близких, жанровые картины, отражающие сцены крестьянской жизни.

Настоящий успех пришел к художнице после VII выставки Союза русских художников. Свидетельством высокого художественного мастерства Серебряковой стало приобретение Третьяковской галереей трех ее полотен, среди которых была картина "За Туалетом. Автопортрет" (1909).

Получив признание, художница продолжает творческие поиски. В живописи Серебряковой появляется тема "ню" (картины Купальщица (1911), Баня (1913)), которая будет занимать одно из центральных мест ее дальнейшего искусства. Зинаида Евгеньевна проявляет себя как мастер детского портрета (картина За завтраком (1914)). Отражением крестьянских мотивов становятся монументальные полотна Беление холста (1914), Жатва (1915). Талант художницы в этот период засиял всеми красками. Творчество Серебряковой испытывало пору расцвета.

Революционные события 1917 года оказали катастрофическое влияние на дальнейшую судьбу Зинаиды Евгеньевны и ее семьи. В 1919 году умирает от сыпного тифа горячо любимый муж. Пламя гражданской войны сожгло родовую усадьбу. Серебрякова вынуждена вместе с детьми переехать в Харьков. Благодаря хлопотам родственников, зимой 1920 года семья перебирается в Петербургский дом Бенуа.

Жизнь стала налаживаться. Художница снова обращается к живописи. Круг тем Серебряковой несколько сужен: она пишет портреты детей, близких, автопортреты. После поступления дочери Татьяны в хореографическое училище в творчестве Серебряковой появляются театральные мотивы. Зинаида Евгеньевна пишет картины, посвященные артистам балета (Балетная уборная. Снежинки (1923), Балетная уборная (1924) и др.).

Однако последствия революции и гражданской войны тяжелейшим образом сказывались на экономическом состоянии страны. Семья Зинаиды Евгеньевны испытывала серьезные материальные затруднения. Поэтому Серебрякова решилась краткосрочно выехать во Францию (1924 год), где уже находился ее дядя А. Н. Бенуа, предложивший художнице помощь в организации личной выставки-продажи картин. Однако обстоятельства сложились, таким образом, что художница больше не вернулась на родину. Спустя два года к ней присоединились дети Александр и Екатерина. Дочь Татьяна, сын Евгений по политическим причинам остались в России. Только в 1960-х годах Серебрякова сумела встретиться с ними во Франции.

За границей достаточно быстро оценили художественное дарование Серебряковой. В Париже она получила известность как мастер портретной живописи. Заказы, поступавшие художнице из Лондона, Берлина, Брюсселя и других европейских городов, помогли ей улучшить собственное финансовое состояние.

После улучшения материального положения Зинаида Евгеньевна часто путешествовала. Художница побывала в Африке (Марокканские серии картин Серебряковой получили положительные отзывы критики), Великобритании, Италии, Португалии, Швейцарии.

На Родине творчество Зинаиды Серебряковой очень долго оставалось незамеченным. Только в 1965 - 1966 годах была устроена ретроспективная персональная выставка художницы, прошедшая с огромным успехом в Москве, Ленинграде и Киеве.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна скончалась 19 сентября 1967 года. Художница похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Детские образы в творчестве Серебряковой

За завтраком

За завтраком, 1914

Мальчики в матроских тельняшках

Мальчики в матроских тельняшках, 1919

Карточный домик, 1919

Девочки у рояля

Девочки у рояля, 1922

Автопортрет с дочерьми

Автопортрет с дочерьми, 1921

На кухне. Портрет Кати.

На кухне. Портрет Кати. 1923

художница Серебрякова, Катя в голубом у елки

Катя в голубом у елки, 1922

картина Серебряковой Тата и Катя (У зеркала)

Тата и Катя (У зеркала), 1917

Зинаида Серебрякова, Девочка с куклой

Девочка с куклой, 1921

художница Серебрякова, Катя с куклами

Катя с куклами, 1923

Портрет Е. И. Золотаревского

Портрет Е. И. Золотаревского в детстве, 1922

картина Серебряковой Девочка в розовом

Девочка в розовом, 1932

Известные картины Серебряковой

webstarco.narod.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта