Мифологический жанр в изобразительном искусстве. Жанр мифологический картины
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР | Энциклопедия Всемирная история
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от греч. μυθολογία - коллекция мифов) - жанр изобразительного искусства, сюжеты которого почерпнуты из мифов.
Мифологический жанр формируется в эллинистическом и римском искусстве, в ходе выделения системы жанров из синкретизма архаичной традиционной культуры, единственным содержанием которой и был миф.
Таким образом, возникновение мифологического жанра сопряжено с демифологизацией сознания; миф воспринимается как художественный вымысел, его герои подвергаются всевозможным трансформациям и переосмыслениям: оказываются в бытовой обстановке, служат образцами поведения, иногда подвергаются осмеянию или же выступают в качестве аллегорий, персонификаций.
Если в средне-вековом искусстве христианская сюжетика почти полностью вытесняет «языческую», то в эпоху Возрождения античные мифы переосмысливаются и сближаются с христианскими, наполняются новым аллегорическим содержанием (А. дель Поллайоло, С. Боттичелли, А. Мантенья, Пьеро ди Козимо, Ф. дель Косса, Рафаэль, Корреджо, Б. Перуцци, Дж. Романо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто, А. Бронзино, Дж. Вазари, Л. Кранах Старший, Ж. Гужон, Н. дель’Аббате, художники Фонтенбло школы и др.).
«Метаморфозы» Овидия, наряду с гомеровским эпосом, становятся основнм источником мифологических сюжетов в искусстве барокко и классицизма XVII века (скульптура Дж.Л. Бернини, живопись Караваджо, братьев Карраччи, Дж.Б. Тьеполо, П.П. Рубенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Н. Пуссена, К. Лоррена и др.), рококо (Ф. Буше, Ж.О. Фрагонара) и классицизма второй половиныXVIII - начала XIX веков, когда мифологический жанр сближается с исторической и религиозной живописью, наполняясь идеальными классицистическими образами (скульптура А. Кановы, И.Г. Шадова и Б. Торвальдсена, живопись Ж.Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра, А.Р. Менгса, В. Камуччини и др.) или получая трагическое переосмысление в живописи романтизма (Ф. Гойя, Э. Делакруа).
Утратив глубокий подтекст и пластическую остроту стиля в позднеакадемическом и салонном искусстве второй полоины XIX века, мифологический жанр выродился в поверхностно-иллюстративные произведения (В.А. Бугро, Л. Альма-Тадема, Ф. Лейтон и др.), получил сатирическое истолкование в серии литографий О. Домье.
В XIX веке, благодаря интересу романтиков к национальным корням и средне-вековой и народной культуре, в искусство вошли сюжеты германских, кельтских, индийских и славянских мифов. Вместе с тем в творчестве прерафаэлитов и мастеров неоидеализма возрождается интерес к античной тематике (живопись Х. фон Маре, А. Бёклина, скульптура А. Хильдебранда).
Мифологический жанр широко представлен в искусстве XX века, начиная с символизма и модерна рубежа XIX-XX веков (Г. Моро, М. Дени, Ф. Валлоттон, Ф. фон Штук, Г. Климт, А. Муха), архаизирующей неоклассики (А. Майоль, Э.А. Бурдель и др.) и авангардистской живописи и графики (М. Бекман, П. Клее, П. Пикассо). Индивидуальное мифотворчество отличает произведения мастеров сюрреализма. Тоталитарное иск-во Италии, Германии культивировало мифологический жанр. Антитоталитарная интерпретация мифа характерна для представителей постмодернизма (К.М. Мариани, Дж. Шоу и др.).
В России мифологический жанр получил распространение с XVIII века, особенно в искусстве классицизма конца XVIII - начала XIX веков (скульптура С.С. Пименова, В.И. Демут-Малиновского, И.П. Мартоса, живопись А.П. Лосенко, П.И. Соколова, К.П. Брюллова, А.А. Иванова).
Во втрой половине XIX - начала XX веков интерес к национальному фольклору порождает своеобразную интерпретацию мифологического жанра в стиле модерн: сказочные образы живописи В.М. Васнецова и М.А. Врубеля, графики И.Я. Билибина и Е.Д. Поленовой, скульптуры С.Т. Конёнкова и К. Эрьзи. Славянская и восточная мифология представлены в полотнах Н.С. Гончаровой и Н.К. Рериха. Мифы Эллады преломились в произведениях Вл.А. Серова и Л.С. Бакста.
В современном искусстве мифологический жанр представлен отдельными работами на античную тему П.П. Кончаловского, В.Н. Яковлева, Э.И. Неизвестного и др., а также рядом произведений художников СССР, посвящённых героям национальных эпосов.
На рубеже XX-XXI веков наблюдается возрождение мифологического жанра в отечественном искусстве, к нему обращаются А.Г. Акритас, Д.Д. Каминкер, М.М. Шемякин, З.К. Церетели и мн. др.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
w.histrf.ru
Мифологический жанр в изобразительном искусстве
Искусство и развлечения 5 апреля 2016Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.
Как оживить картину
Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить. Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.
Зарождение
Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям. А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.
Видео по теме
Сандро Боттичелли
Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания произведений искусства. До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести. Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и Мадонну с младенцем вместе с Иоанном Крестителем.
Андреа Мантенья
Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два бога, Аполлон и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.
Джорджоне
Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь». Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.
Виктор Васнецов
Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении. Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.
Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже сказочные персонажи узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше. Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».
Михаил Врубель
Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в сценическом костюме. Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.
Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Батальный жанр в изобразительном искусстве. Художник-баталист. КартиныИскусство всегда существовало и будет существовать. Это не просто проявление творчества, это душа одного человека и целого народа. Здесь могут отображаться повседневные эмоции и то, что можно почувствовать лишь раз. К...
Италия, где зародился исторический жанр в изобразительном искусстве, имела все предпосылки для возникновения этого вида живописи. Римская империя обладала очень высоким уровнем культурного развития, и её достижения ст...
Искусство и развлечения Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Картины известных художниковАнималистический жанр в изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит пещ...
Искусство и развлечения Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Художники бытового жанраУ каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Но бытовой жанр в изобразительном искусстве занимает особое место – с ним связано множество предрассудков, он привлекает зрителей занимательн...
Искусство и развлечения Образы сказки "Снегурочка" в изобразительном искусстве, литературе, фольклореСнегурочка – по-своему уникальный, необычайно интересный персонаж. Она является добрым героем новогодней мифологии.Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А...
Искусство и развлечения Образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты и скульптурыИмя Александра Сергеевича Пушкина стало знаковым для русской культуры. Искреннее восхищение его личностью и творчеством живо и умножается во времени. Благодаря талантливым творениям известных скульпторов и художников,...
Искусство и развлечения Библейские темы в изобразительном искусстве. Библейские сюжеты в живописиПрактически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожал...
Искусство и развлечения Портрет в искусстве России. Портрет в изобразительном искусствеВ данной статье мы рассмотрим портрет в искусстве России. Ценность этого жанра заключается в том, что художник старается передать с помощью материалов образ реально существовавшего человека. То есть при должном мастер...
Искусство и развлечения Техника акварельной живописи в изобразительном искусстве и архитектурной графикеАкварель – самый поэтичный вид живописи. Часто легкую лирическую новеллу...
Искусство и развлечения Какой цвет с каким гармонирует в изобразительном искусстве?Живопись – это искусство, овладеть которым под силу далеко не каждому человеку. Здесь важно не только уметь красиво рисовать, но и знать о том, какой цвет с каким гармонирует. Удачно подобранные оттенки сделают ...
monateka.com
Мифологический жанр в изобразительном искусстве
Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.
Как оживить картину
Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить. Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.
Зарождение
Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям. А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.
Сандро Боттичелли
Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания произведений искусства. До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести. Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и Мадонну с младенцем вместе с Иоанном Крестителем.
Андреа Мантенья
Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два бога, Аполлон и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.
Джорджоне
Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь». Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.
Виктор Васнецов
Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении. Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.
Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже сказочные персонажи узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше. Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».
Михаил Врубель
Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в сценическом костюме. Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.
Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.
загрузка...
allwomanday.ru
Историко-мифологический жанр - Виртуальные выставки
Наш обзор начинается с репродукционных гравюр, выполненных с картин художников, которые брали за основу сюжеты из христианской истории и мифологии. С величественными героическими образами соседствуют игривые амуры и лукавые путти. Поколения граверов XVIII века усовершенствовали манеру гравирования в технике резца и офорта, существовавшую ранее. Это особенно относится к творчеству таких блестящих мастеров как Жан Долле, Робер Гайар, Губер Гравело, Никола Делоне, Жан Дюплесси-Берто, гравировавших полотна старых мастеров и своих современников. Наиболее талантливым среди них был Никола Делоне (1739-1792), работавший в технике офорта и резцовой гравюры. На выставке представлены три произведения Делоне: два его офорта по рисункам С. Бурдона (1616-1671) с оригинальных полотен А. Веронезе (1578-1649) и П. Герена (1774-1833), а также гравюра с иллюстрации Г. Гравело к драме Вольтера «Мариамна». Ряд цветных гравюр выполнен гравером Мишелем Диссаром по произведениям живописца и гравера Ж.-Б. Малле (1759-1835) из серии «История Амура». Творчество знаменитого живописца Антуана Ватто (1684-1721) привлекало многих граверов, но не всем из них удавалось передавать изящество тонких изогнутых линий рококо. Одну из ранних работ Ватто «Лукавая свита Амура» (в оригинале «Концерт») гравировал Пьер Дюпен (ок.1690-1751).
Лукавая свита Амура
Пьер Дюпен с оригинала Антуана Ватто
Ок. 1743
Гравюра. 35х42,4
Пьер Дюпен (Pierre Dupin, ок. 1690-1751). Французский гравер.
Жан-Антуан Ватто (Jean-Antoine Watteau, 1684-1721). Французский живописец и рисовальщик. В юности работал как копиист. Известен интерес Ватто к театру и декоративному искусству. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов - театральные сцены и "галантные празднества".
Гравюра Пьера Дюпена "Лукавая свита амура"(''L'Amour mal accompagné") создана с оригинала картины Антуана Ватто "Концерт" (ок. 1716). Картина находилась в Париже в коллекции Луи Квентина де Лоранжера (ум. 1743, Париж). Замысел произведения «Лукавая свита Амура» не совсем ясен. Возле постамента с бюстом сатира изображены три обезьяны. Одна украшает бюст гирляндой, другая держит под мышкой волынку, а третья обезьяна стоит в костюме Пьеро. Музыку символизируют скрипка и волынка, что объясняет название картины "Концерт", с которой была сделана данная гравюра. В стихотворении под гравюрой говорится об обезьянах, как символах хитрости. По версии исследователя Доры Панофски, обезьяна, одетая как Пьеро, символизирует состояние самого художника, чуждого земным удовольствиям. Подобные интерпретации далеки от атмосферы раннего восемнадцатого века, и особенно далеки от настроений самого Ватто. Во всяком случае, эта сцена не лишена чувства юмора, даже некоторого легкомыслия. На первом плане изображен амур в окружении игривых путти, резвящихся вокруг козла. Эта композиция напоминает скульптурную группу Жака Саразена (1588 / 90-1660) "Путти с козлом" (1640, Лувр), где один путти держит рог козла, а другой уселся на него верхом. Существовало несколько версий этой группы. Ватто скопировал, вероятно, один из ее вариантов, находящейся в парижской частной коллекции. Влияние скульптуры нашло свое отражение в картинах Ватто, в том числе в картинах "Сельское развлечение", "Семья", "Водопад", где фигуры расположены в виде фриза. Поэтому неудивительны ассоциации исследователей рисунков Ватто со скульптурными группами. (Panofsky, “Gilles or Pierrot?” (1952).
Амур ясновидящий
Игнац-Себастьян Клаубер с оригинала Карла Ванлоо
Кон. 18 – нач. 19в.
Гравюра. 43,9х30
Игнац-Себастьян Клаубер (Ignaz-Sebastian Klauber, 1753–1817). Гравер немецкого происхождения. Родился в Аугсбурге. Учился в Италии и Франции с 1781 по 1790. В Париже завершил подготовку в качестве гравера у Иоганна Георга Вилле. Занимался гравированием портретов и мифологических сцен. С 1 августа 1796 Клаубер поступил профессором гравирования в Санкт - Петербургскую Академию художеств, по контракту на три года, за жалованье по 1200 р. в год. 9 сентября того же года он поднес Академии в дар 10 гравюр своей работы. Среди его произведений русского периода выделяются гравюрные портреты членов царского дома, генералов и православного духовенства. С 1805 Клаубер занимал должность куратора кабинета гравюр и рисунков в Эрмитаже. Гравюра «Амур ясновидящий» с картины Карла Ванлоо выполнена Клаубером во время пребывания его в Санкт-Петербурге.
Шарль-Андре Ванлоо, прозванный Карлом (Charles-Andre, dit Carle Van Loo, 1705-1765). Французский живописец, самый известный из династии Ванлоо, происходившей из Голландии и обосновавшейся во Франции во второй половине XVII в. Карл Ванлоо с семи лет жил в Италии, приехал в Париж в 1719 и здесь в возрасте 14 лет начал писать свои первые картины на религиозные сюжеты. В 1735 получил звание академика за картину "Аполлон и Марсий". В 1754 назначен ректором, а затем в 1763 — директором Королевской академии, в 1762 получает звание первого художника короля. Его творческий диапазон включает репрезентативные и костюмированные портреты, большие декоративные композиции, картоны для мануфактуры Гобеленов, мифологические картины: "Марс и Венера", "Туалет Венеры", "Амур, стреляющий из лука" (1761, Павловский дворец). Карл Ванлоо одним из первых ввел в обиход ставший впоследствии очень модным жанр костюмированных сцен на восточные и экзотические темы "Испанское чтение" (1754-1761, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В 1771 картина была куплена Екатериной II по совету Дидро.
Сцена из драмы Вольтера "Мариамна"
Никола Делоне c оригинала Губера Гравело
1769
Гравюра. 21х13,7
Никола Делоне (Nicolas de Launay, 1739-1792). Гравер, родился в Париже. Один из лучших интерпретаторов живописных произведений Бодуэна, Фрагонара, Лоуэренса, а также рисовальщиков-иллюстраторов: Гравело, Ейзена, Моро Младшего.
Губер Гравело (Huber Francois d’Anville Gravelot, 1699-1773). Французский живописец, рисовальщик, иллюстратор. Родился в Париже. Его настоящее имя Губер Франсуа Бургиньон. Первоначально учился у Ж. Ресту и Ф. Буше в Париже. В 1732-1747 работал в Лондоне. По возвращении в Париж занимался книжной иллюстрацией. Начал обучаться рисованию в возрасте 30 лет. Известен иллюстрациями для "Басен" Лафонтена. Его рисунки, отличавшиеся высоким уровнем исполнения, воспроизводили известные граверы XVIII столетия: Делоне, Гельман, Флипар, Лонгейль, Маскелье, Левассер и др. В 1757 были изданы иллюстрации Гравело к "Декамерону" Боккаччо, к "Новой Элоизе" Ж. - Ж. Pycco, к сочинениям Вольтера и, в частности, к его драме «Мариамна», а также к трагедиям Корнеля и Расина и к "Освобожденному Иерусалиму" Т. Тассо.
Вольтер (Voltaire 1694-1778). Имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ. Один из крупнейших французских философов-прсветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист.
Мариамна (греческая форма еврейского имени Мириам Мариамма иврит Мирьям-Хашмонаит; ок. 60 г. до н.э. 29 г. н.э.) — одна из жен Ирода Великого, мать князей Александра и Аристовула. Она оказывала огромное влияние на своего мужа и своей любовью обуздывала его жестокий нрав. Заподозрив ее в интригах, он умертвил ее и обоих ее сыновей; это убийство пагубно отразилось на его рассудке. В качестве основного сюжета история Ирода и Мариамны излагается в сочинениях ряда европейских авторов XVI-XX вв., в т.ч. Вольтера "Мариамна" (1724). История брака Ирода и Мариамны подробно изложена в трудах Иосифа Флавия "Иудейская война" (1 в.) и "Иудейские древности" (ок. 94 См. у И. Флавия, "Древн." XV, XI, XIII; XVI, VI).
Никола Делоне по рисунку Себастьяна Бурдона
с оригинала Алессандро Веронезе
Смерть Марка Антония
18 в.
Офорт. 16,6х26,5
Никола Делоне (Nicolas de Launay, 1739-1792). Французский гравер.
Алессандро Веронезе (Alessandro Veronese, 1578-1649). Итальянский живописец эпохи барокко. Родился в Вероне. Был учеником веронского художника-маньериста Феличе Брузасорци. В 1616 переехал в Рим, участвовал в создании фресок в Квиринальском дворце, затем написал полотно "Христос, Магдалина и ангел" для кардинала Шипионе Кафарелли-Боргезе (ныне в галерее Боргезе). В Риме испытал влияние творчества братьев Карраччи, Караваджо и Гвидо Рени, при этом художник смягчал игру светлых и тёмных тонов римских мастеров, перерабатывая её в духе изученной им венецианской школы живописи. В 1621 году создал для французского кардинала Франсуа де Сурдиса картину "Воскрешение Христа" (ныне в кафедральном соборе Бордо). В том же году закончил картины "Св. Карло Борромеус" и "Богородица во Славе" для римской церкви Сан-Сальваторе. В 1637 году при поддержке кардинала Франческо Барберини стал президентом римской художественной академии ди Сан-Лука, в 1638 году вступил в папскую Академию виртуозов (Accademia dei Virtuosi). Создавал свои живописные произведения как на холсте, так и на других материалах — на мраморе, штукатурке, керамике. Его картины приобретали многие знаменитые современники, и среди них кардиналы Ришелье и Мазарини, король Франции Людовик XVI. Картина "Смерть Марка Антония" создана ок. 1640.
Марк Антоний (ок. 83-30 годы до н.э.) — римский полководец, триумвир (с 43 года), народный трибун (49), был консулом вместе с Юлием Цезарем. Покончил жизнь самоубийством, потерпев поражение от Октавиана в битве у мыса Акций.
Христос, показывающий раны св. Фоме
Жерар-Рене Ле Виллен по рисунку Феликса Крезеля
с оригинала Питера-Пауля Рубенса "Неверие апостола Фомы"
18 в.
Гравюра. 26,5х16,5
Жерар-Рене Ле Виллен (Gérard-René Le Villain, 1740-1812). Художник, иллюстратор, гравер. Родился в Париже. Ле Виллен известен как иллюстратор ряда литературных произведений конца восемнадцатого века во Франции, а также как художник, гравировавший картины старых мастеров и произведения своих современников. Его гравюры отличаются изящной выразительной линией, тонкими тональными отношениями.
Феликс Крезель (Felix Crézel). Исторический живописец кон. 2-я пол. 18-нач. 19в.
Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens, 1577–1640). Фламандский живописец и рисовальщик, ведущий представитель стиля барокко. Художник знал несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий. В 1590-х гг. учился живописи у фламандских художников А. ван Норта, О. Вениуса. В 1598 стал членом гильдии Св. Луки. В 1600 уехал в Италию, став придворным живописцем герцога Мантуи Виченцо Гонзага. В этот период Рубенс изучал памятники искусства античности и эпохи Возрождения, а также творчество современных ему мастеров, писал портреты аристократов, создавал алтарные картины для церквей. В 1608 Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Расцвет его творчества совпал с подъёмом духовной жизни Фландрии, связанным с заключением перемирия с соседней Голландией. Рубенс работал в самых разных жанрах, создавая алтарные картины ("Воздвижение креста", 1610-1611; "Снятие с креста", 1611-1614), исторические, мифологические и аллегорические композиции ("Вакханалия", 1616-1620; "Союз Земли и Воды", ок. 1615). Живописная техника Рубенса отличается свободой и непринуждённостью; лёгкие, подвижные, текучие мазки, светоносность красок стали средством воплощения творческих фантазий художника. Композиции пронизаны динамикой, в них царят бурные движения и страсти. "Неверие апостола Фомы" является центральной частью триптиха картины Рубенса (1613 - 1615, Королевский музей изящных искусств Антверпена).
Федра и Ипполит
Жан Дюплесси-Берто по рисунку Пьера-Мишеля Бурдона
с оригинала Пьера Герена
19 в.
Офорт. 11х15,2
Жан Дюплесси-Берто (Jean Duplessis-Bertaux, 1747-1813). Французский рисовальщик и гравер. Им исполнено до 700 гравюр с оригиналов Дж. Романо, Тициана, Рубенса, Тенирса, Берхема, Пуссена.
Пьер-Мишель Бурдон (Pierre-Michel Bourdon, 1778-1841). Портретист и исторический живописец, рисовальщик. Родился в Париже. Известны его картины: "Абеляр и Элоиза" (1806), "Телемах на острове Калипсо" (1808), "Сон Антигоны" (1819). Позднее увлекся гравированием и особенно преуспел в портретной гравюре, поскольку в совершенстве владел карандашной манерой и техникой меццотинты, передающей полутона. Сохранилось более 1000 работ с указанием на его авторство.
Пьер Герен (Pierre Guérin, 1774-1833). Французский живописец, ученик Реньо. В 1796 получил первую награду, Римскую премию. В Салоне 1800 его картина "Марк Секст" (застающий по возвращении из ссылки жену свою на смертном одре) произвела чрезвычайное впечатление и имела небывалый успех. Эта и другие картины Герена "Федра и Ипполит", "Орфей у гроба Евридики", "Аврора, похищающая Кефала", "Андромаха и Пирр", "Бонапарт, прощающий каирских бунтовщиков", "Клитемнестра", "Дидона и Эней" — отличаются некоторой театральностью, налетом трагичности. В 1810 Герен открыл в Париже мастерскую, из которой вышли известные французские романтики: Жерико, Ари Шеффер, Леон Куанье, Орсель и пр. В 1822 Герен стал директором французской школы в Риме. В 1829 он получил титул барона. Картина "Федра и Ипполит"создана Гереном в 1802.
Федра — дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса, сестра Ариадны; вторая жена афинского царя Тесея, влюбившаяся в пасынка Ипполита. Ипполит презирал любовь и славился как охотник и почитатель богини девы-охотницы Артемиды, за что испытал на себе гнев Афродиты, внушившей его мачехе Федре преступную любовь к Ипполиту. Отвергнутая Ипполитом, Федра оклеветала его перед отцом, обвинив пасынка в предсмертной записке в насилии и затем покончила с собой. Тесей проклял сына, призвав гнев Посейдона, и Ипполит погиб, растоптанный собственными конями. Истину открыла Тесею сама Артемида, примирившая отца и умирающего сына (трагедия Еврипида "Ипполит"). Наиболее известная литературная обработка сюжета (после Еврипида и Сенеки) принадлежит Ж. Расину. К сюжету обращались также Ф. Шиллер, А. Суинберн, Г. д' Аннунцио, Ж. Кокто, в русской поэзии — М. Цветаева и др.
Атака кавалерии
Жан Дюплесси-Берто по рисунку Жака Свебаха
с оригинала Филиппа Воувермана
19 в.
Гравюра. 16,7х26,5
Жан Дюплесси-Берто (Jean Duplessis-Bertaux, 1747-1813). Французский рисовальщик и гравер. Им исполнено до 700 гравюр с Дж. Романо, Тициана, Рубенса, Тенирса, Берхема, ван дер Мейлена, ван дер Вельде и Пуссена, многие отличаются необыкновенной деликатностью рисунка. К лучшим его произведениям принадлежат также: гравюры к сочинениям Обера, "Исторические революционные картины" (1789-1804) Мелленга, "Путешествия по Неаполю и Сицилии" Денона. Смоленская гравюра выполнена по рисунку Ж. Свебаха с картины Ф. Воувермана "Битва турецкой и имперской кавалерий" (1650-е гг. Лувр).
Жак-Франсуа-Жозеф Cвебах, прозванный де Фонтен (Jacques-Francois-Joseph Swebach dit de Fontaine, 1769-1823). Французский живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства. Родился в семье живописца, скульптора, гравера Франсуа-Луи Свебаха. Художественное образование получил под руководством отца и М. Дюплесси. С 1783 участвовал в выставках Салона под псевдонимом "Фонтен". В 1790-х выполнил серии рисунков, посвященных истории французской революции (альбом из 112 листов) и французских военных кампаний времен Консульства и Империи (альбом из 52 батальных сцен и ста портретов маршалов), которые были переведены в гравюру самим Свебахом, П. Берто и М. Дюплесси. Писал портреты, пейзажи, жанровые и батальные композиции.
Филипп Воуверман (Philippe Wouwerman, 1619-1668). Голландский живописец, изображал преимущественно военные сцены, игры, охоты, кавалькады. Воуверман превосходно изображал лошадей, фигуры охотников, воинов, знатных дам и разнообразные костюмы. Пейзаж у него имеет столь же важное значение, как и фигуры, и написан всегда прекрасно, с выработкой первых планов, с мастерской передачей воздушной перспективы. Художник создал около 800 картин, посвященных почти исключительно теме военных сцен, охот и прогулок. Необыкновенная законченность его произведений, исполненных им в продолжение не более 20 лет, указывает на легкость и быстроту его техники.
Голова Христа
Дюфрен по рисунку Оноре Монтани
c оригинала Гвидо Рени "Христос в терновом венце"
нач. 19 в.
Гравюра. 26,6х16,5
Дюфрен (Dufrene). Французский гравер кон. 18 – 1-я пол. 19вв.
Эли-Оноре Монтани (1782-1864). Французский живописец и график. Ученик классициста Ж.-Л.Давида. Длительное время жил в Италии при неаполитанском дворе.
Гвидо Рени (1575-1642) – живописец болонской школы. Ученик фламандского живописца Д. Кальварта, болонского мастера Л. Карраччи. В 1596 году отправился в Рим, где изучал произведения Рафаэля. В Риме им написаны по заказу кардинала Боргезе картина "Распятие св. Петра" (Ватиканская галерея). В первую эпоху своей деятельности Рени, подобно другим ученикам Карраччи, испытал сильное влияние Караваджо, что нашло отражение в ватиканском "Распятии", "Избиении младенцев" (Болонская пинакотека) по типам фигур очень схожими с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени. Рени был учителем целого ряда живописцев, в том числе Кантарини, Лафранко, Читтадини и многих др. Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы "Богоматерь с Младенцем", по собственной картине, и "Св. Семейство", с оригинала Аннибале Карраччи. Картина "Христос в терновом венце" ("Esse Homo") создана ок. 1639 (Лувр).
Венера и Амур
Этьен Девилье по рисунку Себастьяна Бурдона
с оригинала Ламберта Сустриса
18 в.
Гравюра. 16,8х26,7
Этьен Девилье (Etienne Devilliers, 1784 – после 1844). Французский гравер, мастер эстампа.
Себастьян Бурдон (Sebastien Bourdon, 1616-1671). Родился на юге Франции в г. Монпелье в скромной семье. Около 1634 году Себастьян приезжает в Рим, где испытал влияние Никола Пуссена и Клода Лоррена, а также Караваджо. Постепенно Бурдон начинает вырабатывать свою изобразительную манеру. К середине 1630 -х годов относится ряд его работ на мифологические сюжеты. Меньше известные его исторические картины римского периода. Некоторое время Бурдон проводит в Венеции. Влияние венецианцев ощутимо в полотнах, написанных по возвращении в Париж: "Поклонение волхвов", "Смерть Дидоны", "Нахождение Моисея". В 1643 художник стал расписывать собор Парижской Богоматери. В творчестве Бурдона проявляется влияние пуссеновского классицизма: светлый колорит, строгая композиция. В 1648 Бурдон становится одним из основателей Французской Академии Художеств. В портретах мастер сочетает психологизм и официальную пышность. Его приемы в изображении драпировок и контрастных сочетаний будут позже унаследованы Г. Риго и Н. Ларжильером. В 1654 Бурдон возвращается в Париж и в 1655 становится ректором Академии Художеств. В конце своей жизни Бурдон создает живописные и гравированные пейзажи, в которые помещает библейские сцены. Виртуозный и плодовитый рисовальщик, он часто пользуется сангиной и лависом. Он не раз менял свой стиль, работая в духе классицизма, или же использовал приемы, характерные для стиля барокко. Его произведения отличаются звучностью и гармонией цветовых сочетаний, плавностью движений, линий, картины наполнены светом и воздухом. Впоследствии искусствоведы назовут такую манеру письма – "Бурдон стиль".
Ламберт Сустрис (Lambert Sustris, dit Lambert d’Amsterdam. Oк. 1515-1584). Нидерландский художник. В начале своей карьеры учился живописи у художника Мартена ван Хемскерка. Потом уехал в Италию, где изучал шедевры мировой живописи. В 1545 Ламберт приезжает в Венецию и поступает в мастерскую к живописцу Тициану. В 1550 г. он вместе с Тицианом едет в Аугсбург. Позднее Сустриса приглашают на службу кардинал Отто Трухсес фон Вальдбург и банкир Фюггер. С 1554 по 1555 он работает в Падуе, где изучает работы Никколо дель Аббате и Веронезе. Потом возвращается в Венецию, где изучает творчество Тинторетто. Сустрис писал картины на исторические, религиозные, мифологические сюжеты, портреты и фрески. Создание картины "Венера и Амур" относится к середине 16 в. (Холст, масло. 132 х 184, Лувр). В коллекцию Людовика XIV поступила до 1683.
Дружба остается
Прот и Диссар с оригинала Жана-Батиста Малле
Из серии "История Амура"
19 в.
Цветная гравюра. 39х43,1; 35,6х39
Прот и Диссар (Prot et Dissard) Мишель Диссар (1783-1837). Французские граверы кон. 18 -1-й трети 19 вв.
Жан-Батист Малле (Jean-Baptiste Mallet. 1759-1835). Французский художник и гравер. Родился в Грассе в 1759 году и умер в Париже 16 августа 1835 года. Ученик Джулиана Саймона в Тулоне, Л. Мериме, Пьер-Поля Прюдона в Париже. Выставлял картины на жанровые темы в Cалонах 1791-1824 гг.
Сладострастие усыпляет.
Прот и Диссар с оригинала Жана-Батиста Малле.
Из серии "История Амура".
19 в.
Цветная гравюра. 39х43,1; 35,6х39
Прот и Диссар (Prot et Dissard). Мишель Диссар (1783-1837). Французские граверы кон. 18 -1-й трети 19 вв.
Жан-Батист Малле (Jean-Baptiste Mallet. 1759-1835). Французский художник и гравер. Родился в Грассе в 1759 году и умер в Париже 16 августа 1835 года. Ученик Джулиана Саймона в Тулоне, Л. Мериме, Пьер-Поля Прюдона в Париже. Выставлял картины в на жанровые темы в Cалонах 1791-1824 гг.
Безумие ведет к заблуждению
Бенуа и Диссар с оригинала Жана-Батиста Малле
Из серии "История Амура"
19 в.
Цветная гравюра. 39х43,1; 35,6х39
Бенуа и Диссар (Benoist et Dissard). Мишель Диссар (1783-1837). Французские граверы кон. 18 - 1-й трети 19 вв.
Жан-Батист Малле (Jean-Baptiste Mallet. 1759-1835). Французский художник и гравер. Родился в Грассе в 1759 году и умер в Париже 16 августа 1835 года. Ученик Джулиана Саймона в Тулоне, Л. Мериме, Пьер-Поля Прюдона в Париже. Выставлял картины на жанровые темы в Салонах 1791-1824 гг.
Надежда успокаивает
Прот и Диссар с оригинала Жана-Батиста Малле. Из серии "История Амура"
19 в.
Цветная гравюра. 39х43,1; 35,6х39
Прот и Диссар (Prot et Dissard). Мишель Диссар (1783-1837). Французские граверы кон. 18-1-й трети 19 вв.
Жан-Батист Малле (Jean-Baptiste Mallet. 1759-1835). Французский художник и гравер. Родился в Грассе в 1759 году и умер в Париже 16 августа 1835 года. Ученик Джулиана Саймона в Тулоне, Л.Мериме, Пьер-Поля Прюдона в Париже. Выставлял картины на жанровые темы в Cалонах 1791-1824 гг.
Вакханалия
Селестен Нантейль
19 в.
Литография. 44,8х31,2; 20х15,5
Селестен Нантейль (Célestin Nanteuil. 1813-1873). Французский живописец и литограф. Учился у художников Ланглуа, Энгра, а также в училище изящных искусств в Париже. Стал известен в 1832-1840 годах как рисовальщик заглавных листов и виньеток к сочинениям В. Гюго, А. Дюма, Нерваля и Бореля. В качестве литографа Нантейль работал с 1833 года для "Романтического путешествия по старой Франции" Тейлора, для "Revue des peintres" (портреты Альф. Карра и Т. Готье), для "Artistes contemporains" ("Современные художники") и для других изданий. С 1870 Селестен Нантейль был директором рисовальной школы в Дижоне и хранителем городского музея.
www.smolensk-museum.ru