kolybanov. Картины гончаровой натальи


Картины художницы Натальи Сергеевны Гончаровой

Рубрика: Арт Опубликовано 17.05.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 3 мин   ·   Просмотры:

ПРОСМОТРЫ: 119

Гончарова Наталья Сергеевна - Аэроплан над поездом (1913, Холст, масло. 55 x 83 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

Аэроплан над поездом (1913, Холст, масло. 55 x 83 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

В начале XX в. в кругах художников зазвучало имя Натальи Сергеевны Гончаровой (1881—1962 гг.). В ранних ее картинах преобладал импрессионизм. Но в дальнейшем она стала одной из родоначальников русского примитивизма. Увлекаясь темами народного искусства, Гончарова создала такие произведения, как «Уборка хлеба» (1908г.), «Идолы» (1908—1909 гг.) и «Рыбная ловля» (1909 г.).

Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962)

Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962)

Наталья Гончарова постоянно экспериментировала, и на определенном этапе у нее появился свой живописный прием: плоские цветовые пятна она заключала в четкий контур. Но эксперименты на этом не закончились.

Творческая дружба Гончаровой с М. Ф. Ларионовым подтолкнула художницу к увлечению лучизмом, однако и этот запал скоро иссяк, и уже в 1913 г. Наталья Сергеевна активно занялась книжной графикой и оформлением спектаклей («Золотой петушок» Римского-Корсакова). В 1915 г. вместе с Ларионовым Гончарова уехала в Париж и отдала всю себя оформлению театральной сцены.

Гончарова Наталья Сергеевна - Автопортрет с желтыми лилиями (1907, Холст, масло. 77 x 58.2 см, Третьяковская галерея, Москва)

Автопортрет с желтыми лилиями (1907, Холст, масло. 77 x 58.2 см, Третьяковская галерея, Москва)

Гончарова Наталья Сергеевна - Ангелы и аэропланы (1914г)

Ангелы и аэропланы (1914г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Архистратиг Михаил (1914г)

Архистратиг Михаил (1914г)

Гончарова Наталья Сергеевна - В мастерской худоника (1907г)

В мастерской худоника (1907г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Велосипедист (1913, Холст, масло. 78 x 105 см, Государственный Русский музей)

Велосипедист (1913, Холст, масло. 78 x 105 см, Государственный Русский музей)

Гончарова Наталья Сергеевна - Жнецы (1911г)

Жнецы (1911г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Испанка (1916г)

Испанка (1916г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Испанки (Гальский петух) (1916г, Бумага, графитный карандаш 64,2 х 49, Третьяковская галерея, Москва)

Испанки (Гальский петух) (1916г, Бумага, графитный карандаш 64,2 х 49, Третьяковская галерея, Москва)

Гончарова Наталья Сергеевна - Костюм цыганки (1916г, Бумага, акварель 67 х 50, Собрание С. И. Григорьянца)

Костюм цыганки (1916г, Бумага, акварель 67 х 50, Собрание С. И. Григорьянца)

Гончарова Наталья Сергеевна - Крестьяне (1911г)

Крестьяне (1911г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Купание лошадей (1911г, Холст, масло 117,2 х 102, Третьяковская галерея, Москва)

Купание лошадей (1911г, Холст, масло 117,2 х 102, Третьяковская галерея, Москва)

Гончарова Наталья Сергеевна - Орхидеи (1913г)

Орхидеи (1913г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Павлин под ярким солнцем (1911г)

Павлин под ярким солнцем (1911г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Прачки (1911-12г)

Прачки (1911-12г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Родная для родного Пушкина ()

Родная для родного Пушкина ()

Гончарова Наталья Сергеевна - Сирень (1906, Холст, масло, Нижегородский художественный музей)

Сирень (1906, Холст, масло, Нижегородский художественный музей)

Гончарова Наталья Сергеевна - Французский петух (Гальский петух) (1914г)

Французский петух (Гальский петух) (1914г)

Гончарова Наталья Сергеевна - Четыре евангелиста

Четыре евангелиста

Гончарова Наталья Сергеевна - Шабат (1909-1910, Холст, масло. 137 x 118 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

Шабат (1909-1910, Холст, масло. 137 x 118 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

Гончарова Наталья Сергеевна - Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова Золотой петушок (Антреприза С. П.Дягилева.1914г)

Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова Золотой петушок (Антреприза С. П.Дягилева.1914г)

Гончарова Наталья Сергеевна -Московская улица (1909г)

Московская улица (1909г)

Гончарова Наталья Сергеевна -Мытье холста (1910, Холст, масло. 105 x 117 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Мытье холста (1910, Холст, масло. 105 x 117 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Гончарова Наталья Сергеевна -Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного (1911, Холст, масло, Государственный Русский музей)

Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного (1911, Холст, масло, Государственный Русский музей)

ПРОСМОТРЫ: 119

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

evivid.ru

Наталия Сергеевна Гончарова

Павлин под ярким солнцем (стиль египетский). 1911

Наталья Сергеевна Гончарова - самая дорогая и самая известная русская художница. Последняя московская  выставка ее работ, прошедшая в 2013 году, ровно сто лет спустя после знаменитой персональной выставки 1913, представила более 400 произведений за весь период ее творческой жизни, отстоявшихся временем и самых знаменитых.

На той, первой, выставке было более 750 работ, выполненных за первые тринадцать лет, самых важных в ее творчестве. Тогда, в каталоге Наталья Сергеевна Гончарова провозгласила собственное  кредо, которому останется верной до конца:

«Не ставить себе никаких границ и пределов в смысле художественных достижений. Всегда пользоваться всеми современными завоеваниями и открытиями в искусстве».

В 2016 году Наталье Сергеевне Гончаровой исполняется ровно 135 лет со дня рождения (1881), что дает основание вспомнить  еще раз об этой удивительной женщине и талантливом художнике. Странно то, что, хотя последняя московская выставка называлась «Между Востоком и Западом», все-таки «между» никогда не было.

Прачки. 1911

Было стремление впитать все стили современного искусства первой половины двадцатого века, но при этом остаться верной национальной традиции. Более того, именно погружение в авангардные течения живописи нового века позволили ей открыть глаза на собственную традицию, лежащую  в основе русской народной жизни,  что в последующем стало стержнем ее творчества, без труда позволяющее узнавать гончаровский стиль.

Наталья Сергеевна  жила и писала на стыке, а не между, на стыке традиции и современности, которые дополняли и питали друг друга. Это не было эклектикой, в которой видны швы. Швов не было, все было органично и по-новаторски оригинально.

В отличие от Рене Генона,  углублявшегося в  различия Востока и Запада, Гончарова делала акцент на прямо-противоположном: на их взаимосвязи и взаимодополнении. Сочетание - восточной традиции с западными формами ее выражения -  главное, что привлекает в ее ярких работах похожих одновременно на фовизм, русский лубок, кубизм и футуризм.

Посадка картофеля. 1908-1909

Как дети, рожденные в межнациональных браках, похожи сразу на обоих родителей, вбирающие черты того и другого, так работы Гончаровой похожи сразу на Гогена, Анри Руссо, Пикассо и  Матисса, но и на скифские изваяния,  половецкие каменные бабы и на деревенский русский быт - тоже.

В начале XX века русский фольклор и народный  лубок, русский костюм и народная  сказка вдохновляли и питали творчество многих  поэтов, писателей, композиторов  и художников Серебряного века, начиная с Хлебникова, мирискусников и кончая Стравинским и русским авангардом.

Наталья Сергеевна была благодарна французским художникам за то, что помогли ей открыть глаза на национальное, подарив современный язык, на котором можно было выражать свое, русское, воспринимаемое не как анахронизм , а как исток своего, родного. Еще Александр Бенуа писал:

Архистратиг Михаил 1910

«…нас позже всех, … но, наконец,  коснулось великое националистическое движение Запада. Сначала, как и там, явились предтечи-археологи, затем кое-кто из художников попробовал стать русским, а теперь уж почти все художники и все общество чувствуют великую радость оттого, что могут иметь свое русское искусство, по-своему творить и даже по-своему красиво жить, по-своему наслаждаться своими красотами. Но это еще так ново для нас, для общества и художников, что лишь робко и с тревогой мы идем точно по новому, а в сущности по старому пути».

Первым этапом становления художественного стиля Гончаровой стал отнюдь не импрессионизм, с которого  начинали тогда все молодые художники, в том числе и она.  Он  был только  прелюдией. Гораздо сильнее на нее повлиял постимпрессионизм: Гоген, Ван-Гог, Матисс, Пикассо, Тулуз-Лотрек, Анри Руссо и другие.

Гоген – был первым, кто ее поразил. Вдохновленная гогеновским «Сбором плодов» (1899) художница создает  собственную серию с одноименным названием (1908), в которой  не только цитирует Гогена, но и обнаруживает начатки  собственного стиля. Одна из картин этой серии  «Сбор яблок» в 2006 году ушла с аукциона Christie’s за десять млн долларов, установив рекорд для русской живописи и художника-женщины.

Потом появилась целая серия картин, выполненных в неопримитивистском стиле: «Продавщица хлеба», «Бабы с граблями», «Распятие», «Мытье холста», «Лен», «Покос», «Прачки" и другие. Гоген открыл ей и новый взгляд на первобытные скульптуры, из которых вырос ее интерес к каменным бабам, часто присутствующие в ее картинах того периода.

По первоначальной художественной специализации  она была скульптором и ощущала объем и форму ничуть не хуже, чем - цвет в живописи. В этот период появляются знаменитые «Каменная баба» (1908), «Соляные столпы» (1908), «Натюрморт со скульптурой» (1909),где баба, кажется, создана ее собственными руками. Интерес к первобытным каменным бабам сохранялся и позднее.

Каменная баба. 1908

В 1910 году по приглашению братьев Бурлюков Гончарова с Ларионовым едут в Херсон, где собственными глазами видят настоящих каменных скифских баб, найденных в  археологических раскопках.  Если Гогену для того, чтобы открыть первобытный мир, нужно было уехать за тридевять земель, то Наталья Сергеевна все это видела, никуда из России не выезжая. Все было рядом.

Второй ступенькой к собственному стилю для Натальи Сергеевны стал Матисс с его знаменитым «Танцем» (1910). Матисс вдохновил Наталью Сергеевну на  "Крестянский танец" и «Хоровод» (1910), в котором угадывается Матисс значительно меньше, чем Гончарова. И наконец, Пикассо, третья ступенька, завершающая становление ее авторского стиля.

Хоровод. 1910

Африканские маски, грубые негритянские скульптуры, обнаженная натура, выполненные в стиле кубизма, все это проявилось в новых картинах Гончаровой. Но если от первобытных фигур Пикассо исходила злая энергетика, то от картин  Гончаровой - тонкая и мягкая ирония.

Однако, когда  Наталья Сергеевна выставила свою «Негритянку» и «Натурщицу на синем фоне» в числе восемнадцати картин на выставке 1910 года, ее обвинили в порнографии. От тюремного заключения спас отец Валентины Ходасевич, художницы, знакомой Гончаровой. Он выступал в качестве адвоката на суде. Ее оправдали, но в критической статье, написанной, кстати, В.Гиляровским, но вышедшей без подписи, публика читала про:

««какую-то эстетичку» с картинами «настолько неприличными, что секретные анатомические отделения музея Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом... И возмутительнее всего, что автором является женщина… И главный ужас ещё в том, что в числе публики были очень юные…»

Слева "Негритянка", справа "Натурщица на синем фоне". 1908

Мощная энергетика, исходящая от обнаженной натуры, ее неприкрытый натурализм, брутальные жесты, цельность, скульптурность и отчетливость формы – все это было вызовом для публики, не привыкшей к такой откровенности. На лекции в  1911 году художница скажет, что, наконец-то, она стряхнула со своих ног прах запада, а еще через год уже совсем смело и окончательно:

«Кубизм вещь хорошая, но не совсем новая. Скифские каменные бабы, крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарке, – те же кубистические произведения. Правда, это не живопись, а скульптура, но и во Франции, родине кубизма, исходной точкой для этого направления послужили памятники готической скульптуры».

Неопримитивизм - вершина и стержень всего творчества Натальи Сергеевны Гончаровой, и хотя потом у нее был период увлечения лучизмом, футуризмом, кубофутуризмом и театром, но этот стержень, сформированный ею в первые десять лет творчества, стал определяющим, которому она по большому счету никогда не изменяла.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Портреты Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской - Журнал обо всём

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА
По - ангельски кротко, по - дьявольски томноШлёт взор из – под век, А в грации шеи таится надломноТюльпана побег.

Изящной головки слегка озадаченПрелестный бутон.Кого осчастливил, кому предназначен Сей дивный поклон?

Открытое платье всем кажет несмелоОбрушенность плеч.Простите ей, люди.Она не сумела супруга сберечь.

Когда довелось, не страшась катафалка,Под дулом стоять,Поэт посчитал - за Такую не жалкоЖизнь богу отдать.

Сохранилось довольно много словесных описаний внешности Натальи Николаевны и ее художественных портретов. Естественно, каждый видел и воспринимал ее по-своему и, прежде всего как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех прославленных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.

­Наталья Гончарова. Неизвестный художник.1810 год. Бумага. Акварель

А вот что записал А.С. Сомов со слов Надежды Михайловны Еропкиной:

«Натали еще девочкой-подростком­ отличалась редкой красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. Участвовала она и в прелестных живых картинах, поставленных у генерал-губернатора кн. Голицына и вызвала всеобщее восхищение. Место первой красавицы Москвы оставалось за нею. Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы. Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех».

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки».

«В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой». (А.П. Арапова)

­А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1831-1832 г. Бумага, акварель.

"При жизни поэта был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его — Александр Брюллов — смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет). Все последующие акварельные ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества. Автор их — Вильгельм Гау — с 1840 года придворный художник. Его многочисленные портреты Натальи Николаевны — более или менее удачные, однако не претендуют на психологическую глубину. На этих акварелях, датированных 1841 — 1849 годами, Наталья Николаевна разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство". из статьи Римской Корсаковой http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8910.php

Владимир Гау создал пять акварельных портета Натальи Николаевны в 1842, 1843, 1844 и 1849 годах. Этому художнику, как никому другому, удалось запечатлеть на бумаге особенности натуры Натальи Николаевны. Ни тени кокетства или позёрства. Невольно вспоминаются горькие слова П. А. Вяземского, обращённые к вдове Пушкина в 1841 году по поводу её красоты: "Вы власть, Вы могущество в обществе... Я не знаю, почему Вы роковым образом не умели никогда в подобном случае взять выигрышную роль, которая предназначена Вам природою и принадлежит по самому законному праву. Вы не умеете царствовать... Не стоило быть столь прекрасной, как Вы, чтобы достигнуть такой печальной цели". Характерно, что на двух акварелях Гау 1849 года Наталия Николаевна изображена уже женой генерал-майора П. П. Ланского, за которого она вышла замуж в 1844 году; но облик её, самоощущение не изменились.

­А.С.Пушкин.Профиль Натали

­В. Н. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной

­В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1841

­В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842. Акварель

­К. П. Мазер Наталья Николаевна Пушкина.

­В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843. Акварель

­В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849

­В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849.

Два сохранившихся портрета масляными красками показывают нам облик Наталии Николаевны в последний период её жизни. Первый из них написан летом 1849 года Иваном Макаровым - молодым художником, который сам попросил Наталию Николаевну "заняться" её портретом, так как "сквозил характер лица". "Чрезвычайно изящная картина", написанная Макаровым за три сеанса, заслужила следующий отзыв модели: "...это один из лучших моих портретов... я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож".­И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1949Интересно, что Макаров, представитель молодого поколения как в общественной жизни, так и в живописи, сумел не только реалистически передать черты модели, но возвести их в идеал, воплотив в нём своё представление не столько о генеральше Ланской, сколько о жене великого поэта, которой было посвящено стихотворение "Мадонна".­H. Н. Пушкина-Ланская. Конец 1850-начало 1860-х г.г. Фотография

­Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.

­И. К. Макаров Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1963

На последнем портрете Наталии Николаевны, написанном салонным живописцем Т. А. Неффом, вероятно, в 1856 году, мы видим уже немолодую женщину с бледным, осунувшимся лицом, с синими тенями под запавшими глазами, как это бывает с возрастом. Всё ещё правильные черты несут на себе отпечаток перенесённых страданий и усталости. Семь лет, разделяющие портреты работы Макарова и Неффа, были для Наталии Николаевны полны тревог, переживаний, болезней.­T. Нефф(Макаров) Н. Н. Пушкина-Ланская. Масло. 1856 (?)Каждый из этих двух художников ставил перед собой разные задачи и пользовался разными творческими методами. Для Макарова главным было создать возвышенный образ женщины, вдохновившей некогда Пушкина на дивные стихи. Он делает лицо центром картины - это самое яркое пятно, освещённое несколько сверху и с той стороны, куда повёрнута голова. Нежный румянец мягко сияет на золотисто-коричневом фоне портрета. Дополнительным цветовым акцентом, оттеняющим лицо, служит белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее с головы на плечи и грудь. Это воздушное, как бы сотканное из лунного света обрамление лица сообщает образу известную лёгкость и одновременно торжественность. И придаёт портрету отдалённое сходитсво с Сикстинской мадонной Рафаэля. Высокому строю произведения способствуют и другие приёмы: овальная форма холста и вторящие ей линии лба, волос, подбородка, плеч, покрывала; живопись жидкими красками с лессировками, так что местами просвечивает тёплый тонированный грунт; употребление красок, смешанных с белилами, сложных полутонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.

Нефф видел свою задачу в том, чтобы представить даму высшего света, жену крупного военного чина. Это прежде всего репрезентативный (представительский) портрет. Наталия Николаевна изображена в парадном дорогом наряде и драгоценностях на фоне резной спинки кресла и вьющихся лоз плюща. На ней белое открытое платье, отороченное кружевами, с правого плеча спущена красная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее голубая с жёлтым узором лента, скреплённая бриллиантовой брошью, в ушах голубые эмалевые серьги. Желая возвысить модель за счёт антуража и аксессуаров, художник избирает прямоугольный формат портрета, резкое пересечение линий, контрастные сочетания красок. Он употребляет яркие локальные тона, пишет объёмным пастозным выпуклым мазком.

И всё же, быть может, именно на фоне этой кричащей роскоши виднее благородство черт усталого, немного скорбного лица. Вот как выглядела Наталия Николаевна примерно в то время, по словам Л. Спасской, дочери врача в Вятке: "От её некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов... В обращении Наталия Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин".

Е. Павлова

История создания портрета К. Лаша широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне»13. В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.

­К. Лаш. Портрет Пушкиной-Ланской. 1856На портрете К. Лаша Наталье Николаевне неполных 45 лет. На ней черное закрытое платье и черная кружевная косынка на голове. Освежают лицо жемчужные серьги с бусами и белый кружевной воротничок. Несколько странно выглядит темно-зеленый бант, приколотый поверх воротничка, который, возможно, делал бледное лицо более розовым. Некоторую «траурность» портрета скрашивают пурпурные складки спущенной с плеч то ли бархатной накидки, то ли драпировки. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет.оригинал:Великая Княжна Мария Николаевна здесь

kolybanov.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта