«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова. Завтрак картина


ЗНАМЕНИТЫЕ "ЗАВТРАКИ" В ЖИВОПИСИ | ARTотека еды

 Зинаида Серебрякова, “За завтраком” (1914) 600 х 340
Тема еды в живописи — одна из самых популярных. Диапазон  проявлений ее достаточно широк  – от красочных натюрмортов до разнообразных жанровых сцен.  Многочисленные “завтраки”, “обеды” и “ужины” можно найти среди работ любого художника. Но только некоторые из них стали знамениты и вошли в золотой фонд мировой живописи.
Диего Веласкес, “Завтрак” (1617), “Крестьянский завтрак” (1618)

Худож­ник Диего Велас­кес (1599 – 1660) по пра­ву счи­та­ет­ся вели­чай­шим пред­ста­ви­те­лем золо­то­го века испан­ской живо­пи­си. Уже в 18 лет он сдал экза­мен на зва­ние масте­ра и был при­нят в гиль­дию живо­пис­цев Севи­льи. Свои пер­вые кар­ти­ны начи­на­ю­щий худож­ник созда­вал в жан­ре боде­го­нес (bodegón – хар­чев­ня, трак­тир), кото­рый  соче­тал в себе эле­мен­ты быто­вых сце­нок из народ­ной жиз­ни и натюр­мор­та. К ним отно­сит­ся и кар­ти­на “Зав­трак” (Эрми­таж, Санкт-Петер­бург).

Ста­рик, маль­чик и моло­дой чело­век (суще­ству­ет мне­ние, что это авто­порт­рет Велас­ке­са) изоб­ра­же­ны за неза­мыс­ло­ва­тым зав­тра­ком. Наи­бо­лее яркая часть ком­по­зи­ции – стро­гий и ску­пой натюр­морт на белой ска­тер­ти. Вися­щие на стене корот­ко­по­лая шля­па и шпа­га ука­зы­ва­ет на бла­го­род­ное про­ис­хож­де­ние одно­го из при­сут­ству­ю­щих. Несмот­ря на бед­ность обста­нов­ки, пер­со­на­жи на кар­тине излу­ча­ют опти­мизм и радость.

картина Диего Веласкеса "Завтрак" 657 х 700 картина Диего Веласкеса "Крестьянский завтрак" 800 х 699

 Эта кар­ти­на иден­тич­на дру­го­му полот­ну худож­ни­ка, выпол­нен­но­му годом поз­же – “Кре­стьян­ско­му зав­тра­ку” (Музей изоб­ра­зи­тель­ных искусств, Буда­пешт). Тот же акцент на белой ска­тер­ти, но натюр­морт не так скуп – рыба, лимон, мор­ковь, хлеб и вино, кото­рое девуш­ка сосре­до­то­че­но нали­ва­ет в про­зрач­ный бокал. Пожи­лой чело­век и юно­ша заня­ты бесе­дой. Запо­ми­на­ю­щи­е­ся народ­ные типы, пол­ные есте­ствен­но­го досто­ин­ства, выбор сюже­та, кон­траст­ность осве­ще­ния, плот­ность пись­ма харак­тер­ны для  ран­не­го твор­че­ства Велас­ке­са, на кото­рый ока­за­ли боль­шое вли­я­ние рабо­ты Кара­ва­д­жо. До наших дней сохра­ни­лось все­го 9 кар­тин это­го пери­о­да, в том чис­ле и два “Зав­тра­ка”.

Фран­с­уа Буше, “Зав­трак” (1739)

Фран­с­уа Буше (1703–1770), при­двор­ный худож­ник Людо­ви­ка XV, полу­чив­ший зва­ние “пер­во­го живо­пис­ца коро­ля”, был облас­кан сла­вой и поче­том. Он про­явил себя как яркий пред­ста­ви­тель эпо­хи роко­ко, кото­рую во Фран­ции назы­ва­ли вре­ме­нем Купи­до­на и Вене­ры. Зако­но­да­тель моды и обра­зец сти­ля, люби­мец зна­ти и про­те­же мадам Пом­па­дур, Буше про­сла­вил­ся как талант­ли­вый деко­ра­тор и худож­ник. Его сла­ву живо­пис­ца соста­ви­ли мно­го­чис­лен­ные  пей­за­жи и пас­то­ра­ли, кар­ти­ны на мифо­ло­ги­че­ские и биб­лей­ские сюже­ты.

картина Франсуа Буше "Завтрак" 812 х 1000Несколь­ко особ­ня­ком в его твор­че­стве сто­ит  “Зав­трак”  (Лувр, Париж). Домаш­няя сце­на в эле­гант­ной гости­ной,  где за кофей­ным сто­лом (новый и мод­ный на ту пору напи­ток) собра­лись чле­ны одной семьи. Иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что здесь Фран­с­уа Буше изоб­ра­зил соб­ствен­ную семью: жену (спра­ва), сест­ру (сле­ва), дво­их детей и себя само­го. Теп­лая атмо­сфе­ра, царя­щая за сто­лом, под­чер­ки­ва­ет­ся мяг­ким золо­тым све­том, про­ни­зы­ва­ю­щим ком­на­ту. Кар­ти­на запе­чат­ле­ла на века счаст­ли­вое мгно­ве­ние внут­рен­ней бли­зо­сти, домаш­не­го покоя и семей­но­го сча­стья.

“Зав­трак” в пол­ной мере рас­кры­ва­ет мно­го­гран­ный талант Буше  не толь­ко как живо­пис­ца, но и как дизай­не­ра и офор­ми­те­ля. Худож­ник  тща­тель­но и подроб­но, с боль­шим  мастер­ством выпи­сал все дета­ли инте­рье­ра – боль­шое позо­ло­чен­ное зер­ка­ло с рез­ным деко­ром, витые нож­ки сто­ла, часы, фигур­ки на полоч­ках.

“В те вре­ме­на сло­во “кра­си­вый” явля­лось зна­ме­нем Фран­ции. Это стиль жиз­ни целой эпо­хи, это дух сво­бо­ды и атмо­сфе­ра рос­ко­ши, это, нако­нец, гений Буше” (Эдмон и Жюль де Гон­кур, 1881)

П.А. Федотов, “Завтрак аристократа” (1849—1850)

Павел Андре­евич Федотов(1815 – 1852) вошел исто­рию искусств как родо­на­чаль­ник кри­ти­че­ско­го реа­лиз­ма в жан­ро­вой живо­пи­си. Оста­вив воен­ную карье­ру ради люб­ви к искус­ству, он вна­ча­ле про­бу­ет себя как худож­ник-бата­лист. Но насто­я­щим его при­зва­ни­ем ста­но­вит­ся  быто­вой жанр.  Луч­шие рабо­ты Федо­то­ва  —  “Све­жий кава­лер”, “Сва­тов­ство май­о­ра”, “Раз­бор­чи­вая неве­ста” —  по пра­ву вошли в золо­той фонд рус­ской живо­пи­си.

картина Павла Андреевича Федотова "Завтрак аристократа" 880 х 1024В этом ряду сто­ит и “Зав­трак ари­сто­кра­та” (Госу­дар­ствен­ная Тре­тья­ков­ская гале­рея, Москва). Автор­ское назва­ние кар­ти­ны  — “Не впо­ру гость”, а свое иро­ни­че­ское сего­дняш­нее назва­ние  полот­но полу­чи­ло  уже после смер­ти худож­ни­ка. На кар­тине изоб­ра­жен моло­дой дво­ря­нин, кото­рый с испу­гом при­кры­ва­ет ломоть ржа­но­го  хле­ба, весь свой скуд­ный зав­трак, услы­шав шаги незва­но­го гостя.  Худож­ник подроб­но выпи­сы­ва­ет мате­ри­аль­ный мир  моло­до­го пове­сы – короб­ку из-под рас­пе­ча­тан­ной коло­ды карт под сто­лом, мод­ный роман­чик в жел­той облож­ке (им и при­кры­ва­ет­ся более чем скром­ный зав­трак), теат­раль­ную афи­шу на спин­ке сту­ла, афи­шу с рекла­мой уст­риц (поеда­ние уст­риц – обя­за­тель­ное вре­мя­про­вож­де­ние свет­ских моло­дых людей того вре­ме­ни), щеголь­ской халат по послед­ней париж­ской моде. Но крас­но­ре­чи­вее все­го – опу­сто­шен­ный вывер­ну­тый коше­лек. Тще­сла­вие, сует­ность, жизнь напо­каз, тща­тель­но скры­ва­е­мая убо­гость под личи­ной внеш­не­го лос­ка и бла­го­по­лу­чия – люби­мые федо­тов­ские темы, ярко рас­кры­тые в этой кар­тине. Такой герой был доста­точ­но харак­те­рен для того вре­ме­ни, и нашел свое отоб­ра­же­ние  не толь­ко в живо­пи­си, но и в  лите­ра­ту­ре. Вот крас­но­ре­чи­вый диа­лог из пове­сти Вла­ди­ми­ра Алек­сан­дро­ви­ча Сол­ло­гу­ба “Тарантас”(1840):

— Мы с само­го дет­ства все зара­же­ны одной болез­нью. — Пра­во? Да как же назы­ва­ет­ся эта болезнь?— Она назы­ва­ет­ся про­сто: жизнь сверх состо­я­ния.

Зинаида Серебрякова, “За завтраком” (1914)

Зина­и­да Евге­ньев­на Сереб­ря­ко­ва (1884 – 1967)  зани­ма­ет почет­ное место в исто­рии рус­ской живо­пи­си не толь­ко как заме­ча­тель­ная худож­ни­ца, но и как одна из пер­вых жен­щин, оста­вив­шая яркий след в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве. По мне­нию  Алек­сандр Бенуа, идео­ло­га “Мира искус­ства” и дяди худож­ни­цы, “в дет­ских и жен­ских порт­ре­тах Сереб­ря­ко­ва не зна­ет себе сопер­ни­ков”. И кар­ти­на “За зав­тра­ком” (Госу­дар­ствен­ная Тре­тья­ков­ская гале­рея)  – тому под­твер­жде­ние.

знаменитые завтраки в живописи 600 х 340

На полотне изоб­ра­же­ны трое из четы­рех детей худож­ни­цы – стар­ший вось­ми­лет­ний Женя пьет воду, семи­лет­ний Шура на мгно­ве­ние ото­рвал­ся от еды и повер­нул­ся к зри­те­лю, и трех­лет­няя Таня в ожи­да­нии супа поло­жи­ла руку на тарел­ку. Самой малень­кой годо­ва­лой Кати нет за сто­лом. Бабуш­ка, мать Сереб­ря­ко­вой, раз­ли­ва­ет суп из фар­фо­ро­вой суп­ни­цы. В семье худож­ни­цы при­дер­жи­ва­лись евро­пей­ско­го рас­по­ряд­ка при­е­ма пищи: рано утром – малень­кий зав­трак из булоч­ки и моло­ка, а в 12 часов – боль­шой зав­трак, боль­ше напо­ми­на­ю­щий обед. Имен­но он и пока­зан на полотне. Кар­ти­на напол­не­на спо­кой­стви­ем и без­мя­теж­но­стью. Чистые яркие тона, совер­шен­ство тех­ни­ки, уди­ви­тель­ная душев­ная атмо­сфе­ра, про­ни­зан­ная любо­вью… Это кар­ти­на — искрен­ний рас­сказ любя­щей мате­ри о сво­их детях.

Вско­ре после рево­лю­ции Зина­и­да Сереб­ря­ко­ва поте­ря­ла мужа и оста­лась одна с четырь­мя малень­ки­ми детьми на руках.  В 1924 году худож­ни­ца поки­нет стра­ну и навсе­гда уез­дет во Фран­цию. Спу­стя 2 года к ней при­со­еди­нят­ся Алек­сандр и Катя, двое дру­гих детей по неза­ви­ся­щим при­чи­нам оста­нут­ся в Совет­ской Рос­сии вме­сте с бабуш­кой. Дол­ги­ми деся­ти­ле­ти­я­ми они смо­гут общать­ся толь­ко посред­ством писем, а уви­дят­ся толь­ко в нача­ле 60-х годов неза­дол­го до смер­ти худож­ни­цы. Все дети Сереб­ря­ко­вой посвя­тят себя искус­ству: Евге­ний ста­нет архи­тек­то­ром и рестав­ра­то­ром, осталь­ные – худож­ни­ка­ми.

В 1955 году кар­ти­на “За зав­тра­ком” была при­об­ре­те­на Тре­тья­ков­ской гале­ре­ей у Лидии Рус­ла­но­вой, зна­ме­ни­той певи­це рус­ских народ­ных песен и извест­ной соби­ра­тель­ни­це кар­тин рус­ских худож­ни­ков и анти­ква­ри­а­та.

Пабло Пикассо, цикл “ Завтрак на траве. По Мане ” (1950- 1960)

Наи­бо­лее извест­ный “зав­трак” в исто­рии живо­пи­си — “Зав­трак на тра­ве” Эду­ар­да Мане. Нова­тор­ская кар­ти­на про­из­ве­ла неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние не толь­ко на совре­мен­ни­ков, но и на  мно­го­чис­лен­ные после­ду­ю­щие поко­ле­ния худож­ни­ков. Паб­ло Пикассо (1881 – 1973) уви­дел ее впер­вые в 1900 на Все­мир­ной выстав­ке в Пари­же и стал на дол­гие годы ее поклон­ни­ком. Позд­нее он ска­жет: “Когда я уви­дел “Зав­трак на тра­ве”, я ска­зал себе —  это моя про­бле­ма на буду­щее”.

Как извест­но, Пикассо в раз­ные пери­о­ды твор­че­ства обра­щал­ся  к живо­пи­си гени­аль­ных пред­ше­ствен­ни­ков, созда­вая цик­лы кар­тин-реплик на тему того или ино­го худож­ни­ка или отдель­но­го про­из­ве­де­ния. Вели­кие рабо­ты живо­пис­цев слу­жи­ли для него не толь­ко вдох­но­ве­ни­ем, но и вызо­вом. В 1950–1960-е годы Пикассо создал серию кар­тин “Зав­трак на тра­ве. По Мане”, самую обшир­ную в тот пери­од.

Завтрак на траве. По Мане_картина Пабло Пикассо 870 х 580  Завтрак на траве. По Мане_картина Пабло Пикассо 850 х 718

Цикл вари­а­ций вклю­чал  26 поло­тен (14 из них — в музее Орсэ в Пари­же), шесть лино­гра­вюр,  140 рисун­ков  и  ряд скульп­тур­ных ком­по­зи­ций.  Пикассо преж­де все­го инте­ре­со­ва­ли сюжет­но-смыс­ло­вые транс­фор­ма­ции ори­ги­на­ла. На пер­вых кар­ти­нах и рисун­ках изме­не­ния не вели­ки —  худож­ник сохра­ня­ет и облик пер­со­на­жей и их позы, но в даль­ней­шем тема ори­ги­на­ла посте­пен­но видо­из­ме­ня­ет­ся, пре­вра­ща­ясь в дру­гие – “купа­ние”, “антич­ная идил­лия”, “ноч­ная бесе­да”. На кар­ти­нах меня­ет­ся облик пер­со­на­жей, их вза­и­мо­от­но­ше­ния, окру­жа­ю­щая сре­да и даже эпо­ха. Так­же раз­но­об­раз­но и изоб­ра­зи­тель­ное реше­ние “зав­тра­ков”. Стран­ны­ми и дерз­ки­ми ком­по­зи­ци­я­ми Пикассо ведет “диа­лог сквозь века” с Мане — вели­ким масте­ром изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства про­шлых лет, сво­им при­ме­ром пере­да­вая эста­фе­ту после­ду­ю­щим поко­ле­ни­ям худож­ни­ков.

Похо­жие ста­тьи

 

www.art-eda.info

что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Особое значение во всех его работах имели детали, которые раскрывали внимательному зрителю истинный смысл сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа.

П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847

Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».

П. Федотов. Автопортрет, 1848

Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850

Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.

Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент

Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.

Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.

Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.

Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.

Даже собачка пострижена по последней моде

Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина… Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.

На картине Федотова важна каждая деталь

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

musthaveforyou.mediasole.ru

Описание картины Павла Федотова «Завтрак на столе» (Завтрак аристократа)

Описание картины Павла Федотова «Завтрак на столе» (Завтрак аристократа)

Известность русскому художнику Павлу Федотову принесли множество самых прекрасных картин, то только одна из них, под вполне обычным названием «Завтрак на столе» наиболее хорошо передает все умение и талант художника. Картина написана между 1849 и 1850 – ми годом. Согласно запискам самого автора сюжет для нее был выбран не случайно, а под влияние одного небольшого юмористического рассказа описывающего быт обедневшего аристократа, поэтому в некоторых источниках можно встретить другое название картины – «Завтрак аристократа».

О чем же повествует картина? Главная мысль ее такова:

Молодой светский хлыщ, каких было в то время достаточно много, растратил все свои сбережения, проиграв их в карты, либо просто прокутив с девушками. При этом он никому не желает раскрывать своего неблагополучного финансового положения, вполне справедливо опасаясь, что его перестанут принимать в светском обществе, которое неодобрительно относиться к бедности и неудачам. Поэтому он продолжает окружать себя внешней роскошью, которая на картине так изящно изображена художником, – это и дорогой подсвечник, красивая лампа, персидский ковер, резной старинный стол. Продав эти ценные вещи, он бы весьма улучшил свое материальное состояние, но лицемерное желание казаться таким, же, как все го богатые друзья заставляет молодого человека сидеть за столом и поедать кусочек черного хлеба.

Но это всего лишь предыстория события, которое вот-вот готово развернуться, так как на картине зафиксирован момент, когда к завтракающему человеку готов ворваться нежданный видимо гость. Федоров с большим умением передал ту растерянность, которая возникла на лице аристократа, пытающегося спрятать свой завтрак под книгой. Но по все видимости уже поздно, так как в дверях уже мелькает кусок дорогого сюртука, а руга гостя уже готова отодвинуть полог. Белый пудель, помещенный художником у самой двери уже готов с радостным лаем приветствовать входящего.

Напряжение, страх разоблачения, растерянность вот главные чувства которые возникают при подробнейшем рассмотрении картины. Но несомненно, что популярность картина сыскала тем, что дает своему зрителю шанс самостоятельно придумать весь дальнейший сюжет. Поймет, или же нет вошедший ситуацию, раскроется обман, или же аристократ будет жить так всю жизнь – это тайна, принадлежащая фантазии каждого.

opisanie-kartin.com

Завтрак на траве (картина Мане) — WiKi

«Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l'herbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 19-м зале музея Орсе в Париже.

Первоначально названная «Купание» (фр. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с 3 тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.

Выбор сюжета картины — двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе — вызвал полное непонимание и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. Моделью женщины была Викторина Мёран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (нидерл. Ferdinand Leenhoff). Одеты мужчины — как денди. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Фону картины не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.

Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. За основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля.

«Суд Париса», 1510—1520 Джеймс Тиссо. Завтрак вчетвером, 1870. Картина салонного живописца демонстрирует, как тогда следовало писать подобные картины

Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. Резкий «фотографический» свет устраняет полутона. Мане не пытался скрыть мазки кисти, и картина поэтому в некоторых местах выглядит неоконченной. Нагота в «Завтраке на траве» очень отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра.

Этюд (ок. 1863—68) — Институт искусства Курто.

ru-wiki.org

15 малоизвестных фактов о картине «Завтрак гребцов», которую называю венцом творчества Ренуара

Завтрак гребцов. Пьер-Огюст Ренуар.

Завтрак гребцов. Пьер-Огюст Ренуар.

"Завтрак гребцов" - одна из самых известных работ Пьера-Огюста Ренуара и одно из самых известных изображений пикника на открытом воздухе в истории искусства. Картина показывает радостный момент в кругу друзей, общающихся в непринужденной обстановке. Однако, мало кто знает ряд фактов, связанных с этой работой культового импрессиониста.

1. Тематика картины соответствует изменениям в раннем импрессионизме

Ландшафт возле Канье.

Ландшафт возле Канье.

В первые дни импрессионизма городские сцены были одной из доминирующих тем на картинах. К 1881 году, когда Ренуар закончил свой шедевр, в импрессионизме более популярным стало изображение пригородных ландшафтов. Сцена, изображенная на "Завтраке гребцов", была нарисована примерно в 30 минутах езды на поезде от шума и суеты Парижа.

2. Картина отобразила новое понимание глубины изображения

Бал в Мулен де ла Галетт.

Бал в Мулен де ла Галетт.

Примерно за четыре года до создания "Завтрака гребцов", Ренуар нарисовал полотно "Бал в Мулен де ла Галетт", которое также изображает общественный пикник в Париже. Но, в отличие от этой картины, в "Завтраке гребцов" более четко определены границы. Также, благодаря большему вниманию к контурам изображений, создается иллюзия объемности и глубины изображения.

3. "Завтрак гребцов"

Размеры картины — 173х130 см.

Размеры картины — 173х130 см.

"Завтрак гребцов" — одна из самых больших картин Ренуара. Её размеры 173х130 см.

4. Сюжет картины был навеян популярным местом отдыха в Париже

Ресторан Дом Фурнез.

Ресторан Дом Фурнез.

Ресторан "Дом Фурнез" в городе Шату (недалеко от Парижа) с видом на реку Сена был любимым местом среди людей любого социального статуса. Как показано на "Завтраке гребцов", бизнесмены, светские люди, швеи и художники были частыми клиентами этого ресторана. Ренуар также очень любил это место и изобразил на нем многих своих знакомых.

5. Ресторан можно посетить и сегодня

Дом Фурнез сегодня - это музеей, мастерская художников и ресторан.

Дом Фурнез сегодня - это музеей, мастерская художников и ресторан.

Ресторан "Фурнез" закрылся в 1906 году. Но, почти век спустя, в 1990 году была проведена его полная реставрация, после чего ресторан обрел былую популярность. Кроме этого, "Дом Фурнез" теперь может похвастаться музеем и мастерской художников с репродукциями импрессионистов.

6. На картине можно найти самых близких друзей Ренуара

Художник Кайботт беседует с актрисой Анжель Лего и журналистом Маджиоло.

Художник Кайботт беседует с актрисой Анжель Лего и журналистом Маджиоло.

Художник по очереди приглашал своих друзей в ресторан, чтобы те позировали ему. На заднем фоне в цилиндре сидит Шарль Эфрусси, коллекционер искусства и историк. Он разговаривает с поэтом Жюлем Лафоргом. Справа изображены приятели Ренуара Эжен Пьер Лестренге (работник Министерства внутренних дел) и Поль Лот (журналист), который флиртует с известной актрисой Жанной Самари. В правом нижнем углу изображен богатый покровитель Ренуара и его коллега художник Кайботт, который беседует с актрисой Анжель Лего и итальянским журналистом Маджиоло.

7. Девочка с щенком стала женой Ренуара и моделью для его картин

Ренуар неоднократно изображал жену на картинах.

Ренуар неоднократно изображал жену на картинах.

У Алины Шариго, которая работала швеей и периодически подрабатывала моделью для художников, начался страстный роман с художником-импрессионистом. Хотя у них родился первый сын в 1885 году, пара официально сочеталась браком только в 1890. Всего у Ренуара и Шариго было трое детей. Художник неоднократно изображал свою жену на картинах, таких как "Танец в деревне", "Завтрак гребцов", "Мадам Ренуар с собачкой" и "Материнство".

8. На картине есть семья владельца ресторана

Дочь владельца ресторана Альфонсинка Фурнез.

Дочь владельца ресторана Альфонсинка Фурнез.

Альфонс Фурнез открыл ресторан в 1860 году. Двадцать лет спустя Ренуар изобразил Альфонса на картине "Завтрак гребцов" вместе с детьми. Девушка, которая оперлась на перила, - дочь владельца ресторана Альфонсинка Фурнез. А ее брата Альфонса Фурнеза младшего можно найти в левом нижнем углу картины.

9. Местный весельчак

Бывшей мэр колониального Сайгона барон Рауль Барбье.

Бывшей мэр колониального Сайгона барон Рауль Барбье.

На картине можно найти бывшего мэра колониального Сайгона барона Рауля Барбье, который был душой любой компании. Он сидит в котелке и что-то рассказывает мисс Фурнез.

10. Женщина со стаканом — известная актриса и модель

Французская актриса Эллен Андре.

Французская актриса Эллен Андре.

Прямо в центре картины изображена Эллен Андре, которая как-будто обособлена от остальных людей и ни с кем не разговаривает. Французская актриса запомнилась больше всего, как модель для художников-импрессионистов. Кроме "Завтрака гребцов", она была изображена на картинах Эдуара Мане "Слива" и Эдгара Дега "Абсент".

11. "Завтрак гребцов" отображает смешение классов во французском обществе

Рождение супернового социума (по мотивам Завтрака гребцов).

Рождение супернового социума (по мотивам Завтрака гребцов).

Мужчины и женщины из разных слоев общества, отдыхающие вместе, наглядно показывают, как на то время во французской культуре происходило смешение разных социальных классов и создавалась новая буржуазия.

12. Картина стала популярной с момента ее премьерного показа

Пьер-Огюст Ренуар.

Пьер-Огюст Ренуар.

"Завтрак гребцов" дебютировал в 1882 году на седьмой выставке импрессионистов, где три критика отметили, что это лучшая картина на выставке.

13. Шедевр Ренуара был продан в Америку

Поль Дюран-Рюэль.

Поль Дюран-Рюэль.

В течение многих десятилетий "Завтрак гребцов" был частью частной коллекции покровителя Ренуара Поля Дюран-Рюэля. Но после его смерти в 1922 году, сыновья Дюран-Рюэля выставили полотно на продажу. Его приобрел американский коллекционер искусства Дункан Филлипс за $ 125 000. С тех пор коллекцию Филлипса можно увидеть в Вашингтоне.

14. Филлипс был буквально одержим картиной Ренуара

Первый американский музеей современного искусства.

Первый американский музеей современного искусства.

Филлипс впервые увидел картину "Завтрак гребцов" на выставке в Нью–Йорке. Она так глубоко поразила его, что коллекционер буквально стал одержим полотном. Когда Филлипс услышал, что "Завтрак гребцов" выставили на продажу, то специально срочно отправился в Францию, где потратил на картину весь годичный бюджет, выделенный на произведения искусства.

15. Знаменитый голливудский актер фантазировал о краже картины

Актер Эдвард Г. Робинсон.

Актер Эдвард Г. Робинсон.

Во время Золотого века Голливуда актер Эдвард Г. Робинсон стал известным благодаря ролям гангстеров в таких фильмах, как "Ки-Ларго" (1948) и "Маленький Цезарь (1931). Вне экрана, он был страстным поклонником искусства. Как-то Робинсон сказал: "Вот уже более тридцати лет я периодически посещаю музей в Вашингтоне, чтобы посмотреть на картину Ренуара. Раз за разом я изобретаю способы, как украсть эту картину из музея".

16. Ничего не меняется

Привет от благодарных потомков.

Привет от благодарных потомков.

Картина и сегодня будоражит умы.

http://www.kulturologia.ru/blogs/070316/28705/?print=1

art.mirtesen.ru

Описание картины Франсуа Буше «Завтрак»

Описание картины Франсуа Буше «Завтрак»

Франсуа Буше считался придворным живописцем короля во времена правления Людовика XV. Он прославился не только как талантливый художник, но и как декоратор. Буше писал пейзажи, портреты, пасторали, запечатлев на холстах библейские и мифологические сюжеты.

Жемчужиной коллекции знаменитого живописца является “Завтрак”. Считается, что здесь автор представил свою семьи или, может быть, идеал своей семьи. Он изображает за трапезой себя, свою возлюбленную, детей и няню. Лица взрослых и детей счастливы, в помещении царит семейность и уют.

Картина передает теплоту отношений между членами большого семейства, благополучие, радость, любовь: об этом свидетельствует цветовая гамма. Оттенки варьируются от темных до нежно-теплых, погружая зрителя в атмосферу быта тех лет. Эта работа, помимо всего прочего, продемонстрировала дизайнерские способности Буше. Художник тщательно и подробно выписывал все детали интерьера: огромное позолочённое зеркало, старинные настенные часы, изящные витые ножки стола, красивый сервиз, декоративные фигурки на полочках, детские игрушки. Но особенно шикарно выполнена одежда героев, изображенных на холсте.

Маленькие девочки одеты в крохотные пышные кружевные платьица и чепчики. Женщины же демонстрируют чувство стиля и вкус: даже няня наряжена особенно изящно.

Художник прорабатывал каждую деталь, делая ее не только красивой, но и осмысленной. Кукла, стоящая в ногах девочки, мебель, предметы, стоящие на столах и на полках. Например, стоящий на этажерке Будда говорит о популярности китайского искусства в те времена.

Произведение позволяет не только прочувствовать счастливое мгновение, так ярко запомнившееся автору, но и узнать об укладе жизни тех лет, духе той эпохи и некоторой роскоши, так умело переданной гениальным творцом.

opisanie-kartin.com

Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»

Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»

Диего Веласкес один из самых любимых художников мира, а кроме того являлся таковым и для короля, которому верно служил вплоть до самой смерти. Рисуя портреты придворных, внешний лоск и обстановку огромных палацев, художник никогда не забывал о простом народе, который никогда не мог себе позволить такую роскошь. Поэтому изредка в творчестве художника проявлялось его желание сделать что-то для этого народа, даже если это будет всего лишь картина. Хотя минимализировать в этом случае нельзя, так как это не просто картина, а картина –Самого Веласкеса.

Двое юношей, сидят за столом, застеленном белой скатертью и беседуют со стариком, которого они, по-видимому, пригласили к своему завтраку – это первый план картины. Художник искусно изобразил выражение лиц пирующих, молодые люди улыбаются и произносят тосты, что можно понять из того, что кубки наполнены и подняты, а официант стоит в ожидании позади, чтобы их наполнить вновь.

Старик же смотрит на них, словно с какого-то отдаления, так, как смотрит старость на живую бьющую ключом молодость. Фигуры на первом плане высвечены и зрителю их хорошо видно, все остальное же затемнено, и даже неясно, что там, на заднем плане, толи это на самом деле фигура официанта, толи нагромождение вещей. Свет падает только на фигуры спереди, и согласно задумке художника происходит контраст света и тьмы, молодости и старости.

Согласно предположениям исследователей, изображая одного из молодых юношей, художник придал ему черты своего собственного лица.

Написана картина «Завтрак» была примерно в 1617 году, и полностью соответствует всем канонам испанской живописи того времени, так как все предметы насыщенны строгостью и пропорциональностью, начиная от изображения натюрморта, и заканчивая выписыванием лиц присутствующих.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта