Картины Маяковского. Малоизвестные грани таланта. Картины маяковского
Картины, рисунки, плакаты В.В.Маяковского
Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном - только если это отстоялось словом.
Важнейшее для меня время.
Начало мастерства. Думалось - стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского...Поэт почитаемый - Саша Чёрный.
Так ежедневно. ...Я написал первое -"Багряный и белый" и другие.
Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке - галстук.
26 февраля, 17 год. Пишу в первые дни революции Поэтохронику "Революция".
Август, 17 год. Задумываю "Мистерию-Буфф". Январь, 18 год. Пишу киносценарии. Играю сам. Рисую для кино плакаты. 21-год. Стал писать в "Известиях". 25-год. Еду вокруг земли. Начало этой поездки - последняя поэма на тему "Париж. Хочу и перейду со стиха на прозу. "Вокруг" не вышло...обокрали в Париже...Изъездил Мексику, С.А.С.Ш. и куски Франции и Испании. Результат - книги: публицистика-проза - "Моё открытие Америки" и стихи - "Испания", "Атлантический океан", "Гаванна", "Мексика", "Америка".
1926 год Пишу в "Известиях", "Труде", "Рабочей оскве", "Заре Востока", "Бакинском рабочем" и других...Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Винница, Харьков, Париж, Ростов, Тифлис, Берлин,Казань, Свердловск, Тула, Прага, Ленинград, Москва, Воронеж, Ялта, Евпатория, Вятка, Уфа и т.д.1927 год. Основная работа в "Комсомольской правде", и сверхурочно работаю "Хорошо". Ещё: написаны - сценарии и детские книги.
1928 год. Пишу поэму "Плохо". Пьесу и мою литературную биографию. Многие говорили: "Ваша автобиография не очень серьёзна". Правильно. Я ещё не заакадемичился и не привык нянчится со своей персоной, да и моё дело меня интересует, только если это весело. Подъём и опадание многих литератур, символисты, реалисты и т.д., наша борьба с ними - всё это, шедшее на моих глаза: это часть нашей весьма серьёзной истории. Это требует, чтобы об нём написать. И напишу.
В.В.Маяковский Сочинения в двух томах. том 1. Москва Издательство "Правда" 1987 год
Именно талант художника проявился в Володе Маяковском раньше всех остальных.
В семье Маяковских рисовали все: отец Владимир Константинович (по его рисункам в доме были сделаны многие предметы мебели), мать Александра Алексеевна, сестры Людмила и Ольга. Людмила готовилась поступать в Строгановское училище и брала уроки рисования у художника С. Краснухи. Она показала своему учителю и рисунки брата.
О результатах В. Маяковский писал в автобиографии: «Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром». В семье стали привыкать к мысли, что Володя будет художником...
Маяковский в мастерской РОСТА. 1941 г.Художник А. Дейнека
Л. Брик. Рисунок В. Маяковского. 1916
Шарж на И. Репина. Рисунок В. Маяковского. 1915
«Окно сатиры Чукроста». Запись В. Маяковского в рукописном альманахе К. Чуковского «Чукоккала». 1920
Чуковский в новой шляпе. Рисунок В. Маяковского. Москва. 1915
К. Чуковский. Рисунок В. Маяковского. Куоккала. 1915
Джимми Шмидт. Рисунок В. Маяковского. Куоккала. 1915
Женщина в синем. Работа В. Маяковского. 1912–1913
К поэме "Облако в штанах"
Так уж нас учили в школах, что мы знаем о плакатном творчестве Маяковского по его хлестким строчках на советских плакатах «Окна РОСТА» (Российское Телеграфное агентство).
Однако советская пропаганда умалчивала о том, что первые плакаты Маяковский начал делать с 1914 года, причем, в сотрудничестве с Казимиром Малевичем. Вполне ожидаемо, что произошло это на волне начала Первой Мировой войны, и поэтому тематика текстов и рисунков «ура-патриотическая», высмеивающая Германскую и Австро-Венгерскую армии.
Шел австриец в Радзивилы, да попал на бабьи вилы.
Ну и треск-же, ну и гром-же был от немцев пода Ломжи.
Малевич и Маяковский совместно сделали не менее 30 плакатов на эту тему в рамках проекта издательства «Русский лубок». В работе над поднятием боевого духа русского народа принимали участие и другие авангардисты.
Вот так по Руси растекалась водка! Лубок-плакат В. Маяковского. 1917
Натурщица. Работа В. Маяковского. 1912–1913
Жираф (1913г.)
Царствование Николая последнего. Лубок-плакат В. Маяковского. 1917
«Окно» Главполитпросвета № 143. Фрагмент. Рисунок В. Маяковского
«Окно» РОСТА № 742. Рисунок В. Маяковского
«Окно» РОСТА № 598. Рисунок В. Маяковского
«Окно» РОСТА № 532. Фрагмент. Рисунок В. Маяковского
Первое окно сатиры РОСТА, сделанное В. Маяковским. 1919
Рекламный плакат Резинтреста. Работа В. Маяковского. 1923
Последний рисунок В. Мяковского. 1930
| Сорок седьмой номер: Огромные, как сапоги. К ботинкам Маяковского Не подобрать ноги. Ботинки Маяковского Носить не смог никто. Кроме того, что осталось Его пальто. Кроме того, что остался Его пример, Но больше человеческого, Его размер. В маленькой квартирке Маленький музей: Вещи Маяковского, Книги его друзей. Чашечки Маяковского На полочка стоят. сколько мёду и яду Чашечки таят? Кроме того, ботинки, Кроме того, пальто. Чашу Маяковского Не осушил никто. |
ИСТОЧНИК 1ИСТОЧНИК 2ИСТОЧНИК 3ИСТОЧНИК 4
|
newword21.ru
Маяковский не только поэт, но и художник
Талант живописца у Маяковского проявился еще в семилетнем возрасте, во время учебы в кутаисской гимназии. Когда семья переехала в столицу, он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 – 1915 годах создал много работ – от смешных рисунков и шаржей до вполне профессиональных портретов. В годы войн и революций Маяковский рисовал плакаты, снабжая их стихотворными строками, – сначала для издательства «Сегодняшний лубок», а потом для «Окон РОСТА». Количество рисунков Маяковского исчисляется тысячами. А в послевоенное время он создал огромное число рекламных плакатов, этикеток и т. д
В каталогах выставок 1912-1915 годов указаны самые разные работы молодого художника: пейзаж «Волга», «Женский портрет», карикатуры, автошаржи. Сохранились три ранние живописные работы: «Женщина в шубке», «Натурщица», «Железка». В разных техниках выполнены рисунки: пастель, тушь, акварель, уголь, карандаш. Потребность рисовать поэт ощущал так сильно, что, когда не было ничего под рукой, макал в чернила или тушь окурки, использовал обгорелые спички. Рисовал животных: собак, зебр, крокодилов. Сохранилась целая серия его жирафов. Интересны его моментально сделанные дружественные шаржи на И. Репина и К. Чуковского. По воспоминаниям Чуковского, Репин хвалил рисунки Маяковского, отмечая их реализм.
"Натурщица" 1912–1913 гг
В 1915 году стихи Маяковского произвели большое впечатление на живописца Илью Репина.
- Я напишу ваш портрет! – сказал великий художник, для любого это была большая честь.
- А я – ваш! – ответил Маяковский и быстро тут же, в мастерской, сделал с Репина несколько карикатур, которые вызвали большое одобрение художника.
- Какое сходство! И какой – не сердитесь на меня – реализм! – заключил Репин
Шарж на И. Репина 1915 г.
"Чуковский в новой шляпе" 1915 г.
"Портрет Велимира Хлебникова" 1916 г.
Жажда рисовать осталась на всю жизнь. Рисунками испещрены записные книжки поэта с рукописными автографами стихов. Здесь можно встретить дружеские шаржи на писателей и знакомых. В самой большой записной книжке – рисунки, сделанные во время поездки в Мексику и Америку в 1925 году. Среди них портрет американского художника Гуго Геллерта. Здесь же рукой Геллерта – надпись на английском языке: «Ей-богу. Вы не только великий поэт, но и художник».
В трудные дни гражданской войны, когда само время требовало новых агитационных форм искусства, способных поднять массы на борьбу, рождались легендарные «Окна РОСТА». Именно изобразительная публицистика стала той формой общения с людьми, которая была необходима Маяковскому: «Улица – наши кисти, площади – наши палитры». Здесь Маяковскому очень пригодился опыт работ в лубочном плакате. В «Окнах РОСТА» Маяковский – поэт и художник – использовал приемы народного лубка, освободив его от штампов и украшательства.
Восьмого октября 1919 года в Москве началась «Партийная неделя», которой посвящено первое «Окно Роста» Маяковского. Таким образом, Маяковский начал работу в Роста в дни, когда положение Советской страны было особенно трудным.
"Первое окно сатиры РОСТА, сделанное В.Маяковским"1919 г.
Маяковский гордился «Окнами Роста». «Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись, — писал он в 1930 году. — Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла» («Прошу слова»).
«Окно» РОСТА № 532" Фрагмент
«Окно» РОСТА № 742"
«Окно» Главполитпросвета № 143" Фрагмент
"Рекламный плакат Резинтреста" 1923 г
Маяковским сделано несколько тысяч рисунков и большая часть текстов к ним. И если бы он не вошел в мировую культуру как поэт, то непременно остался бы в истории как создатель нового искусства – революционного плаката.
Последний рисунок В.Мяковского 1930 г.
kolybanov.livejournal.com
Картины Маяковского. Малоизвестные грани таланта
Талантливый человек, как правило, проявляет свои способности во многих отраслях искусства. Не был исключением и величайший русский поэт Владимир Маяковский. Картины его мало известны широкой публике (все знают в основном только лишь о его творчестве в РОСТе). Но именно этот талант стал проявляться у Володи с детских и юношеских лет, ранее всех последующих.
Семейная преемственность
Отец поэта, Владимир Константинович, с удовольствием рисовал. По его эскизам даже была сооружена некоторая мебель в доме. А мать и сестры увлекались живописью. Сестра поэта, Людмила, даже проходила подготовку для поступления в Строгановское худучилище у одного профессионального художника, С. Краснухи. Она показала ему ранние рисунки и картины Маяковского. Краснуха и стал первым учителем живописи будущего поэта (который стихи в ту пору еще и писать не начинал).
Московский период
Стать профессиональным художником! Эта мысль не покидала Владимира и после смерти отца, когда семья переехала в столицу. Жили бедно. Питались скудно. Всей семьей порой выжигали шкатулки и разрисовывали пасхальные яйца. Владимир много рисовал, чаще всего - портреты карандашом. Картины Маяковского данного периода мало сохранились. Известен карандашный портрет революционера Морчадзе, который некоторое время проживал в семье.
Революция и война
В 14 лет молодой человек вступает в компартию. Занимается активной политической деятельностью. За что трижды подвергается арестам. В тюрьме начинает писать стихи, но желание стать художником не покидает поэта. После 1910 г. он обучается в Училище Ваяния и Зодчества, где постигает азы профессионального образования. Картины Маяковского 1912-1915 годов: «Женский портрет», «Натурщица», «Железка» и некоторые другие. Использовались различные техники: акварель, тушь, карандаш, уголь. Когда не было материалов, поэт мог обходиться подручными средствами. В ход шли обгорелые спички, окурки, смоченные в чернилах. Поэт любил изображать жирафов, собак, зебр, крокодилов. А любимым его занятием было рисовать дружеские шаржи на некоторых знакомых (Репина и Чуковского, например).
Окна РОСТА
Рисунками испещрены и записные книжки Поэта Революции. Наиболее ярко он проявил свой талант художника в Российском Телеграфном Агентстве. Но мало кто знает, что первые плакаты и картины Маяковского сделаны в сотрудничестве с Казимиром Малевичем еще в 1914 году. Это происходило на волне патриотизма во время Первой мировой. В сатирических плакатах высмеивались австрияки и немцы, посягнувшие на Россию.
fb.ru
творческая деятельность поэта, рекламиста, редактора, актера.
Стихи и поэмы Владимира Маяковского — далеко не весь его вклад в русское искусство. Он создавал агитационные плакаты и абстрактные полотна, выпускал журнал и снимался в кино, писал сценарии и играл на сцене. Вспоминаем разножанровые творческие работы Маяковского.
Художник
Живописью Владимир Маяковский начал интересоваться, когда ему было 7 лет. С ним бесплатно занимался единственный на тот момент художник в Кутаиси Сергей Краснуха.
«Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способность художника. Учит даром».
Когда семья переехала в Петербург, Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В эти годы он писал портреты, рисовал шаржи и карикатуры, использовал масло и пастель, тушь и акварель, уголь и карандаш.
В годы Первой мировой войны Владимир Маяковский участвовал в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». В технике народного лубка художники создавали открытки и плакаты на военно-патриотические сюжеты. Они рисовали яркие лаконичные картинки, делали пояснительные надписи. В художественное объединение, кроме Маяковского, входили Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков под псевдонимом Иван Горскин.
Владимир Маяковский. Эх султан сидел бы в Порте. Дракой рыла не попорти. 1914 г. Фотография: rsl.ru
Владимир Маяковский. Выезжал казак за Прут... 1914 г. Фотография: cont.ws
Владимир Маяковский. Немец рыжий и шершавый Разлетался над Варшавой, Да казак Данило Дикий Продырявил его пикой... 1914 г. Фотография: rsl.ru
Владимир Маяковский «художничал» не только на работе. Он рисовал портреты любимых женщин и знакомых «по творческой тусовке» — Ильи Репина, Корнея Чуковского, — писал живописные полотна и делал иллюстрации к своим произведениям.
Владимир Маяковский. Рулетка. 1915 г. Фотография: newsofgambling.com
Владимир Маяковский. Натурщица. 1912-1913 гг. Фотография: v-v-mayakovsky.ru
Владимир Маяковский. Портрет Корнея Чуковского. 1915 г. Фотография: newword21.ru
Рекламист
В 1919–1921 годах Владимир Маяковский работал в «Окнах сатиры РОСТА». Российское телеграфное агентство выпускало агитационные рукописные плакаты — иногда их называют первой социальной рекламой в СССР.
Первый плакат «Окон РОСТА» рисовали от руки, потом делали копии при помощи трафарета. Художники работали в технике лубка и раешника: простые картинки раскрашивали в два-три цвета, а потом дополняли короткими емкими стихами.
Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА. 1919-1921 гг. Фотография: kommersant.ru
Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА. 1919-1921 гг. Фотография: kulturologia.ru
Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА. 1919-1921 гг. Фотография: politwar.ru
С 1923 года Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко занялся коммерческой рекламой. Они создавали целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Маяковский делал рисунки для плакатов и писал первые «продающие тексты». Например, Чаеуправление заказало ему набор из 15 вкладышей со стихами и рисунками — их вкладывали в пачки чая и какао. Граждане молодого Союза редко выбирали между товаром «от Маяковского» и каким-либо другим из-за монополии государственных предприятий. Однако реклама внушала советским людям: наше — лучшее.
«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Конечно, реклама не исчерпывается объявлениями. Объявления — простейший вид. Реклама должна быть разнообразием, выдумкой. В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!»
Владимир Маяковский, Варвара Степанова. Крестьянское хозяйство улучшит грамотей. По учебникам ГОСИЗДАТА учи детей. 1920–е гг. Фотография: expositions.nlr.ru
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1923 г. Фотография: pinterest.com
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1923 г. Фотография: sostav.ru
Также Владимир Маяковский писал рекламные слоганы для советских журналов — «Огонька», «Смены», «Московского пролетария», — Манежа, учебных заведений и даже музеев.
Купцы обдирали год от году,потом картинки вешали в зале.Клич коммунистов:— Искусство народу! —Свои богатства обратно взяли.
Редактор
В 1923–1925 годах Владимир Маяковский был редактором журнала «ЛЕФ». Его издавало творческое объединение «Левый фронт искусств». В редакционную коллегию входили Осип Брик, искусствовед Борис Арватов, поэты Николай Асеев, Сергей Третьяков и Борис Кушнер, литературный критик Николай Чужак.
В «ЛЕФе» печатали современную прозу и стихи — Маяковского и Асеева, Крученых и Каменского, Пастернака и Хлебникова. В журнале были опубликованы некоторые произведения Исаака Бабеля, которые позже вошли в сборники «Конармия» и «Одесские рассказы». На страницах «ЛЕФа» появлялись современные фотоработы и новаторские архитектурные проекты. В разделе «Факты» редакция рассказывала о событиях в области искусства — как правило, левого.
За три года вышло всего семь номеров «ЛЕФа». В 1925 году журнал, который не приносил дохода, закрыли. В 1927 году появился «Новый ЛЕФ». Его редактором Владимир Маяковский был до 1928 года — до того, как покинул творческое объединение.
«Восстанавливаю (была проба «сократить») «Леф», уже «Новый». Основная позиция: против выдумки, эстетизации и психоложества искусством — за агит, за квалифицированную публицистику и хронику».
Актер, режиссер, сценарист
В начале ХХ века Маяковский увлекался кинематографом. Он снимался в кино, писал сценарии к фильмам и ставил картины. Актерский дебют поэта состоялся в 1914 году, когда он сыграл в картине «Драма в кабаре футуристов №13» — сегодня она считается утраченной. В 1918 году Маяковский снялся в фильме «Барышня и хулиган». Картина была такой популярной, что ее несколько раз возвращали в прокат. Современники Маяковского вспоминали, что сам он называл «Барышню» сентиментальной ерундой, однако успеху фильма очень радовался.
В том же году режиссер Никандр Туркин снял фильм по сценарию Маяковского — «Не для денег родившийся». Поэт сыграл главную роль. В том же качестве — сценариста и актера — Владимир Маяковский появился и в другом фильме Туркина. В фантазийной немой ленте «Закованная фильмой» его возлюбленной стала Лиля Брик.
К 10-летию Октября поэт написал сценарий к эксцентричной комедии «Октябрюхов и Декабрюхов». Режиссеры Алексей Смирнов и Александра Искандер включили в фильм документальные кадры с Николаем II, фрагменты польских и германских видеозаписей и мультипликацию в стиле «Окон РОСТА».
Владимир Маяковский в фильме «Барышня и хулиган».1918 г. Фотография: livelib.ru
Владимир Маяковский в фильме «Скованная фильмой».1918 г. Фотография: geometria.by
Владимир Маяковский в фильме «Не для денег родившийся».1918 г. Фотография: mayakovsky.museum
Драматург
«Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы», — писал Владимир Маяковский. К десятилетию Октября он написал свою первую пьесу — социально-бытовую «Мистерию-буфф». Поставил спектакль Всеволод Мейерхольд, оформлением занимался Казимир Малевич. Премьера прошла в Театре музыкальной драмы осенью 1918 года. Маяковский сыграл несколько ролей: «Человека просто», Мафусаила и одного из чертей. Пьесу ставили и в других театрах.
«Пробиваясь сквозь все волокиты, ненависти, канцелярщины и тупости — ставлю второй вариант мистерии. Идет в I РСФСР — в режиссуре Мейерхольда с художниками Лавинским, Храковским, Киселевым и в цирке на немецком языке для III конгресса Коминтерна. Ставит Грановский с Альтманом и Равделем. Прошло около ста раз».
В 1929 году Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в театре Мейерхольда, поэт был вторым режиссером. Сцену оформляли художники Евгений Вахтангов и Александр Дейнека, музыку к спектаклю «Клоп» написал Дмитрий Шостакович.
Говорят, из-за границыдомой попав,после долгих во́льтов,Маяковский домапоймал «Клопа»и отнёсв театр Мейерхольда.
Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович на репетиции спектакля «Клоп».1929 г. Фотография: subscribe.ru
Владимир Маяковский. Афиша «Мистерии-буфф». 1918 г. Фотография: v-v-mayakovsky.ru
Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд на репетиции спектакля «Баня». 1930 г. Фотография: bse.sci-lib.com
Обе пьесы и критики, и зрители обсуждали очень горячо. В них видели и остроту, и «антисоветский душок». «Баню» в 1930-х годах поставили всего три раза. После этого пьеса была запрещена, и в следующий раз ее сыграли лишь в 1953 году.
Автор: Диана Тесленко
www.culture.ru
«Маяковский — художник». Выставочный проект музея В. В. Маяковского в Домике Чехова / Москва
Владимир Маяковский. "Chemin de fer", 1915. Х., м., 90,0 х 70,5. Справа внизу подпись:Маяковский. В ГММ с 1939 от П.В. КузнецоваДепартамент культуры г. Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку«Маяковский — художник»18 мая — 23 июля 2013г.
Адрес: Выставочный зал «Домик Чехова», Москва, ул . Малая Дмитровка, дом 29 стр.4 (проезд до станции Пушкинская, Чеховская, выход к театру Ленком, троллейбус 3, ехать две остановки, или пешком до «Домика Чехова»)
Выставочный проект «Маяковский — художник» представляет, несомненно, больший интерес, поскольку Государственный музей В. В. Маяковского является единственным в мире хранилищем живописи, а также всего разнообразного творчества художника в области изобразительного искусства. На выставке будут представлены 43 картины, в числе которых живопись и графика, написанные до 1920г. Также в фондах музея имеются работы, созданные в соавторстве известными художниками и другими знаменитостями. Эти картины зрители увидят в рамках другой выставки в нынешнем, юбилейном, году. А эта выставка — особая, авторская.
Впервые будет выставлена работа молодого Маяковского, воспитанника подготовительного класса Строгановского училища, датированная 1910 г. Это — портрет женщины, очевидно, модели, в учебном классе. Картина большая, в человеческий рост. И кто на ней изображен – загадка. Поисками прекрасной незнакомки занимаются сотрудники музея В. В. Маяковского. Рядом с этим полотном — картина, известная всему миру — «Рулетка». В рамках выставки, посвященной истории европейского футуризма и проходившей в ГМИИ им. А. С. Пушкина, итальянские музейщики-кураторы настояли на её экпонировании. Дело в том, что в отличие от авангардной живописи Запада, ориентированной на рынок, русский авангард начала двадцатого века ставил целью не столько создание новых форм в живописи, сколько создание нового мира, в котором главенствующая роль была бы отдана художнику. Для русских авангардистов эксперимент в искусстве стал чем-то вроде религии. Как художник Маяковский проявил себя в разных областях: графика, плакат, лубок, театральная декорация, книжная иллюстрация. Кстати, графика Маяковского также хорошо известна. Но скорее специалистам, чем широкой публике. Из знаменитой «Жирафьей» серии будет показано более 10 работ. Маяковский любил рисовать это животное и частенько машинально делал его наброски в альбомах, может быть поэтому, а может быть из-за внешнего сходства – длинный, чуть нескладный, немного флегматичный и настроенный на философский лад – знакомые Маяковского дразнили его «жирафом». А тот не возражал.
Владимир Маяковский. "Жираф и пальмы", 1913. Б., паст., ит. кар., 25,7 х 42,5. В ГММ с 1950 от В.Ф. Шехтель
А вообще у Маяковского часто так бывало: что-то рисует и одновременно сочиняет стихи. После эти два занятия слились в одно, воплотившись в ОКНА РОСТа. На выставке будут показаны его работы 1920-1921 гг. Переехав в марте 1919 г. в Москву, он включается в коллектив советских поэтов и художников, работавших в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА) — рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 «окон»). Плакаты, нарисованные Маяковским, чем-то похожи на его стихи: такие же прямолинейные, яркие и даже шокирующие. Как и многие художники-плакатисты того времени, Маяковский рисовал плакаты, основываясь на трех базовых цветах: красном, черном и белом.
Владимир Маяковский. Лубок. Эх ты немец, при да при же. 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой
Маяковский занимал активную жизненную позицию и всегда откликался своим творчеством на злободневные события своего времени. Он старается это делать понятным для народа языком и выразительной картинкой типа «лубок». Особое место, безусловно, занимала тема Первой мировой войны. По его рисункам печатали в типографии открытки, которые потом отвозили на фронт, раздавали в общественных местах. Открытки, подчас, раскрашивали вручную. Вы их тоже увидите на выставке.Путь Маяковского-художника тот же, что и путь его как поэта: неуклонная борьба с академизмом, эстетическим трафаретом, с буржуазной красивостью, за искусство активное, правдивое и нужное людям. Сегодня мы сказали бы, что искусство должно «зажигать». И сейчас, спустя сотню лет, работы Маяковского, как поэтические, так и живописные, не перестают задевать нас за живое не только благодаря своему гигантскому таланту, но и благодаря своей обескураживающей искренности.
ссылка по теме: Подробнее о выставке «Маяковский — художник» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru
Информация предоставлена пресс-службой Государственного музея В. В. Маяковского и может не совпадать с мнением редакции halloART.ru
____________________________
history-of-art.livejournal.com
7 лучших рекламных плакатов Владимира Маяковского – статья – Дрофа-Вентана
Владимир Маяковский, художник по образованию (хотя и неоконченному), проявил себя в рекламе как дизайнер и копирайтер. Некоторые плакаты рисованы им полностью, для некоторых он писал только тексты. Маяковский создавал свои знаменитые плакаты более десяти лет — с 1919 по 1930 годы.«Я поэт. Этим и интересен», — писал Владимир Маяковский в автобиографии. Но строки «я — рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя…» также принадлежат Маяковскому.
Принять участие в конкурсе «Читаем Маяковского»
Первые свои плакаты Маяковский сделал для Российского телеграфного агентства (РОСТА). Плакаты, которые решали агитационные задачи, назывались «Окна сатиры РОСТА».
С ранних лет в Маяковском проявились художественные способности, что привело будущего поэта в фигурный класс Училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь в сентябре 1911 года состоялось его знакомство с Давидом Бурлюком, организатором футуристической группы «Гилея», который открыл в нём «гениального поэта». Подробнее о жизни и творчестве Владимира Маяковского читайте в учебнике Литература. 11 класс (Линия УМК Т. Ф. Курдюмовой. Литература (10-11) (баз.)
1 июля 1923 года в газете «Известия» в отделе объявлений была напечатана реклама Государственного универсального магазина (ГУМ), написанная Маяковским: «Всё, что требует сердце, тело или ум, — всё человеку предоставляет ГУМ». В этот же день на обложке №26 журнала «Красная нива» были напечатаны рисунок и стихи Маяковского «Глаза разбегаются…», рекламирующие продукцию Мосполиграфа.Этим знаменитым плакатом открылся новый период в рекламной работе Маяковского. Он переходит от политических агитплакатов к рекламе государственных торговых и промышленных предприятий.
Своё участие в создании новой России Маяковский понимает как конкретное «делание жизни». В 1919 году поэт переезжает в Москву и начинает работать в «Окнах РОСТА (Российского телеграфного агентства)». Как поэт и художник, он без устали пишет стихи и рисует многочисленные агитационно-сатирические плакаты, которые распространялись не только в Москве, но и в других городах и даже попадали на фронты Гражданской войны. Титаническая работа в РОСТА не приостанавливает поэтической деятельности Маяковского. Подробнее о жизни и творчестве Владимира Маяковского читайте в учебнике Литература. 11 класс (Линия УМК Т. Ф. Курдюмовой. Литература (10-11) (баз.)
«Несмотря на политическое улюлюканье, считаю, что «Нигде, кроме как в Моссельпроме» — поэзия самой высокой квалификации», — это цитата самого Маяковского из его автобиографии.Творчество Владимира Маяковского — яркая страница русской литературы. Обращённость его поэзии к широким читательским массам определила «весомость, зримость» стиха. Отличительным качеством его поэзии стала новая ритмика; на основе силлабо-тонической системы поэт создал свою тоническую систему, в свободном стихе которой определяющим началом явилась равноударность вместо уступившей ей место равностопности. Подробнее о жизни и творчестве Владимира Маяковского читайте в учебнике Литература. 11 класс (Линия УМК Т. Ф. Курдюмовой. Литература (10-11) (баз.)
В 1925 году за работы с Александром Родченко Маяковский получил серебряную медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. «Всем кланяюсь. Если кто будет писать, зря адреса не давай, а то будут писать глупости. Маяковскому дай и скажи, что выставка 15 мая», — писал Родченко жене из Парижа, куда он выехал заранее — оформлять советский павильон для выставки.Родченко и Маяковский создали прообраз рекламного агенства. Их юридически не оформленное бюро называлось «Реклам-конструкторы».
Родченко и Маяковский разработали свою систему работы над плакатами. Маяковский обходил рекламодателей, собирал заказы и придумывал рекламные слоганы, Родченко воплощал это визуально. В одной из записок Маяковский пишет художнику: «Милый Родченко! „С дач“ пишется без мягкого знака, а „аккуратный“ — два К. Исправь, пожалуйста. В. Маяковский. Часам к 9 зайду».Поле этой рекламы, вызвавшей много споров в обществе, продажи сосок повысились в два раза.
С 1928 года Маяковский плотно работает над так называемыми «санитарными плакатами». Для издательства «Вопросы труда» он приготовил серию «Чистота на фабриках и заводах». «Сор — в ящик», «Береги бак», «Мой руки», «Плюй в урну». Плакаты по эскизам Маяковского с рисунками художника А.С. Левина вышли в свет в серии «Гигиена труда»....Товарищи люди, будьте культурны! На пол не плюйте, А плюйте В урны.
Послереволюционная кампания ликвидации неграмотности среди взрослого населения столкнулась с неожиданной проблемой — отсутствием письменных принадлежностей. Карандаши тогда производили на четырёх заводах. Владимир Маяковский, который всегда имел при себе записную книжку и карандаш, а также собрал небольшую коллекцию ручек «Паркер», делал рекламу государственного «Мосполиграфа».Юлия ХисамутдиноваВ материале использованы изображения рекламных плакатов, которые хранятся в Государственном музее В.В.Маяковскогоdrofa-ventana.ru
Culture and art
В.В. Маяковский. Кутаиси. 1905. Фото
Владимир Маяковский художник
Маяковский художник в воспоминаниях родных и друзей.Творческая жизнь Владимира Владимировича Маяковского началась с занятий рисованием. В этой области его дарование проявилось раньше, чем в поэзии. Студии художников — Жуковского и Келина, а потом занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества дали ему профессиональную подготовку.
В. В. Маяковский. Рисунки зверей. Чернила, карандаш. 1913.
В анкетах на вопрос о профессии Маяковский неизменно отвечал: «Поэт и художник». Сплав изображения и слова характерен для современников Маяковского: В.Хлебникова, Д.Бурлюка, В.Каменского, А.Крученых и других, да и вообще всей той эпохи, которая, по словам В.Хлебникова, ознаменована была «победой глаза над слухом». Большинство русских поэтов-футуристов пришли к поэзии от живописи.Многие художники — от Репина до американца Геллерта — считали Маяковского мастером рисунка. О ранних опытах Маяковского-детские впечатления будущего поэта. «Вся наша жизнь,— вспоминала Л.Маяковская,— проходила на природе. Володя в то время рисовал животных и птиц, которых было много в лесничестве. Рисовал с натуры или по памяти, очень редко срисовывал. Объездчики, зная нашу любовь к животным, приносили маленьких медвежат, белок, зайчиков, лисичек. Когда они подрастали, их увозили в лес. Мы все любили это живое царство». Героями рисунков Маяковского часто были различные животные. Впоследствии животная символика занимала значительное место и в творчестве Маяковского-поэта. Он часто отождествлял себя с жирафами, лошадьми, собаками, медведями, которые, подобно поэту, отчуждены, изолированы от мира людей.В семейном архиве Маяковских сохранились наброски с изображением забавных зверушек: верблюда, змеи, лисы. Сделаны они в 1913 году карандашом и окурком папиросы, обмакнутым в чернила. Как свидетельствуют родные поэта, Маяковский много рисовал пером, карандашом, даже обгорелой спичкой. «Зверье» у поэта — это не чудовища «из древнейшей древности», а милые, обаятельные существа: они плачут, смеются, грустят. В большом, добром и внешне суровом человеке жило нежное обожание «мельчайшей былинки живого», внимание ко всему беззащитному, будь то бездомная собака, брошенный котенок или выпавший из гнезда птенец. Примечательны слова поэта о том, что он «любит животных за то, что они не люди, а все-таки живые». Эту любовь к животным подтверждают и его рисунки, созданные как бы между делом. Еще в кутаисской гимназии,— вспоминал его одноклассник К.Надирадзе,— часто после уроков, когда в классе никого не было, он подходил к доске и мелом рисовал различных птиц и животных. Рисовал он быстро. Как пишет чешский художник А.Гофмейстер, поэт, оживленно беседуя за обеденным столом, одновременно рисовал слонов и зверушек.На его рисунки обратил внимание учитель В.Баланчивадзе, который впоследствии вспоминал, что у него в альбоме лучших рисунков учеников долгое время хранился и рисунок Маяковского. Уже в то время 12-летний художник уверенно и быстро набрасывал шаржированные портреты соучеников, учителей. «Вкусы и привязанности Володи,— вспоминала старшая сестра,— обладали исключительным постоянством,— интерес к шаржированному портретному наброску, который он испытывал в молодости, острота глаза, наблюдательность, тяга к условному преувеличению — все это осталось у него надолго». И действительно, крайне трудно было бы вне этих обстоятельств понять стиль и характер той области графического искусства, в которой Маяковский проявил себя мастером знаменитых «Окон РОСТА».
В. В. Маяковский. Портрет сестры. Акварель. 1911.
По рассказам матери Александры Алексеевны, в одном из первых, к сожалению, не сохранившихся, шаржей юного Маяковского изображался сам автор — десятилетний силач, жонглирующий шестью стульями сразу.По документам известно, что С.П.Краснуха во время пребывания в академии окончил с успехом курс наук и за хорошие познания в живописи получил Малую золотую медаль за программу «Исцеление св. Себастьяна». Закончив академию, он работал в Пятигорской гимназии, а затем в Кутаиси, впоследствии жил и преподавал в Саратове. В воспоминаниях членов семьи Маяковских и в письмах его имя всегда упоминается с большим уважением. Л.В.Маяковская вспоминала: «Мы должны были заниматься два часа, а мы добрых пять часов всегда сидели. Рисовали с натуры, ставили нам всякие вещи, гипсы, чисто академическое было рисование. Так что известные элементы подготовки Володя получил у Краснухи. Он ставил нам гипсовые головы, натюрморты и требовал точного и хорошего рисунка, причем очень строго требовал. Я сохранила свои рисунки, Володя рисовал приблизительно так же».В 1906 году, когда после смерти отца семья переехала в Москву, тринадцатилетний Володя использовал рисовальные способности, чтобы материально поддерживать семью. «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать»,— писал Маяковский. Его соученик по московской гимназии А.Л.Пастернак вспоминал: «Он показал мне свои картинки выжигания по дереву, правда красивые, но сделанные по трафаретным образцам, под Русь, что было, увы, еще далеко от искусства».КРИЧЕВСКАЯ СШМЕШКАВ этот период Маяковский вместе с младшей сестрой Ольгой, помимо гимназии, усердно посещал вечерние и воскресные классы Строгановского училища.Маяковского постоянно видели с карандашом и альбомом в руках. Ему приходилось заниматься рисованием реклам для аптекарской фирмы Гален. Платили по 5 рублей за рекламу. К этому времени относятся и воспоминанияВ.Герасимова: «Владимир показывал мне много хороших рисунков, выполненных карандашом и акварельными красками. Преобладали эскизы пейзажей. К своему огорчению, я узнал, что почти все рисунки будут проданы, так как это составляет его небольшой заработок на личные расходы».По выходе из тюрьмы он возобновил свои занятия в Строгановке. Здесь он научился работать красками, главным образом клеевыми. Работал всегда порывисто. По свидетельству близких, он говорил, что ему хочется серьезно заниматься живописью. В музее хранятся его три живописные работы.
В. В. Маяковский. Письмо сестре. 1905.
Позднее он не без иронии вспоминал, как вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Натюрморт, бывший на выставке учеников Жуковского, был автором подарен Н.Артемьеву: чайный сервиз и лиловые цветы. Особенно удались солнечные блики на фарфоре. К сожалению, картина утеряна родственниками.Эта характеристика, данная учителю, довольно ясно указывает, что именно привлекало Маяковского в искусстве — мастерство, реализм, гибкая меняющаяся творческая система. Маяковский всегда с удовольствием вспоминал время своего обучения живописи в студии Келина.Друзьями его в те годы были: Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Чекрыгин, М.Ларионов, Н.Гончарова, О.Розанова, А.Лентулов. Встречи с молодыми художниками, участие в совместных художественных выставках и диспутах — все это в значительной мере предопределило дальнейшее художественное развитие поэта. В карикатуре для «Окон РОСТА», он блестяще применил все многообразие своего таланта, и чувство юмора, и экономность деталей, и все те достоинства реалистического письма, которые подчеркнул еще в юном Маяковском И.Е.Репин.
culture-art.ru