Картины — Энгр, Жан Огюст Доминик. Энгр картины


Картины, описание картин — Энгр, Жан Огюст Доминик

Описани е картины Жана Огюста Энгра: Эдип и Сфинкс.В основу своей знаменитой работы Энгр положил распространенну ю древнегреческую легенду о Сфинксе. Сфинкс – страшный монстер, обладающий женской головой и прелестями, но при этом он имеет львиное туловище, хвост гремучей змеи и огромные белые крылья.Каждому путнику, желающему приникнуть в Фивы, этот монстр загадывал известную загадку, про животное которое может ходить на двух, трех и четырех ногах. Путешественнико в, не способных догадаться об истине, чудовище Сфинкс всегда пожирало.Древнегреческому герою Эдипу удалось дать правильный ответ, на загадку Сфинкса и в ответ чудовище спрыгнуло с вершины горы и разбилось об скалы.Трагическая и печальная история о жизни Эдипа, повествующая об его прибытие в Фивы, убийство родного отца по незнанию своих близких, а также поспешная женитьба на собственной матери и рождение в инцесте четверых детей, достаточно часто заставляла художников писать об этом картины. В последствии Эдип был изгнан собственными детьми из Фивы.Работая над композицией своей знаменитой картины Энгр решает изобразить момент умственного поединка Эдипа с чудовищем, ценой которого выступала жизнь Эдипа и свобода города. Чудовище совершало набеги на Фивы, однако никому не удавалось победить его в ментальном сражении.В правом углу своей композиции художник размешает удивительную женщину с львиным телом – Сфинкса, символизируя ее темную чудовищную сторону противоположную добру и свету. Главный герой Эдип наоборот освещен солнечным сиянием.Все черты его лица и тела демонстрируют сосредоточеннос ть, не желающую отступать перед невозмутимым Сфинксом. Он побеждает его в сеном поединке. Такое живое и светлое лицо героя вступает в контрастную борьбу со стеклянным непроницаемым обликом Сфинкса, похожим на античную статую.

www.art-drawing.ru

Уловки Огюста Доминика Энгра - Калейдоскоп

"Турецкая баня"

Герцог Жером Бонапарт (1805-1870) в 1860 году заказал Энгру картину в восточном стиле. Энгр довольно быстро написал заказанное полотно и отослал его герцогу - это была знаменитая "Турецкая баня", последнее значительное полотно художника. Картина была выполнена в форме круга. При работе над этой картиной Энгр не пользовался услугами натурщиц, а использовал свои наброски и рисунки, сделанные ещё в Риме.Через месяц герцог по требованию жены вернул картину Энгру, который не стал огорчаться, а несколько улучшил картину и затем ещё более выгодно продал её Халил-Бею, турецкому посланнику в Париже. Парижанки говорили про этого посланника, что он получил назначение в Париж только потому, что Париж - это гарем.

Жанна д'Арк на коронации Карла VII 1854г

Жанна в доспехах

В 1854 году по заказу директора Школы изящных искусств Энгр написал свою "Жанну д'Арк". В качестве модели Энгр взял обнажённую натурщицу и сделал несколько десятков прекрасных рисунков. Только после этого он одел на женщину броню и потерял к модели всякий интерес, рисуя цинковые доспехи.

Разные кисти

Один критик удивлялся, как это Энгр умудрился создать настолько разные картины, как "Жанна д'Арк" и "Турецкая баня"?Энгр ответил:

"У меня есть несколько кистей!"

Такой ответ привёл в восторг Дега.

Бодлер об Энгре

В 1846 году Бодлер писал о картинах Энгра:

"Одна из черт, по нашему мнению,отличает талант господина Энгра, - это любовь к женщине. Он никогда не бывает так счастлив и могущественен, как тогда, когда его гений находится под действием чар юной красоты".

Запись Гонкура

Эдмон де Гонкур (1822-1896) в своём дневнике однажды сделал такую запись:

"...старик Энгр даже в своём преклонном возрасте остался сексуально сильным. Так, когда он возбудился от одной танцовщицы в Опере, он крикнул ей:

"Госпожа Энгр, в коляску!" - и начал действовать уже по пути домой".

Источник

"Наброски" Энгра: "Источник"

Через несколько лет после "Венеры" на стене мастерской появилась картина под названием "Источник", которая провисела на своём месте значительно дольше. Тот же Амори-Дюваль тек описал эту картину:

"В углу его мастерской находилось изображение молодой девушки, нарисованной на желтоватой ткани, которая оставалась как бы в глубине. Ничто не в состоянии передать этого образа с натуры, который, я уверен, он сделал уже после того, как нарисовал "Венеру"... Впрочем, поза была та же: молодая девушка двумя руками выжимает свои волосы. Это изображение во всём напоминало этюд с натуры, так как самые интимные детали не были опущены".

Другой ученик Энгра уточнял, что речь опять шла о волосах на лобке и о красных чулках чуть выше колена.На старости лет Энгр стал нуждаться в деньгах и решил продать "Источник", но перед этим он внёс некоторые изменения: были закрашены чулки и волосы на лобке, а на плечо девушки был водружён кувшин для воды. Вместо шедевра получилась довольно милая, но тривиальная картина.

Рафаэль и Форнарина 1846

Энгр и Рафаэль

Во время пребывания в Риме Энгр влюбился в творчество Рафаэля. Многие исследователи находят много общего между творчеством Рафаэля и Энгра: в их живописи, рисунке, в сексуальности их картин.Любовь к Рафаэлю вылилась в написание картины "Рафаэль и Форнарина" в 1814 году, на которой живописец обнимает свою любовницу, и они смотрят на созданный портрет. К этому сюжету Энгр в течение жизни возвращался ещё четыре раза, и каждый раз на Форнарине оставалось всё меньше одежд. Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество.

Шутка Пикассо

В 1968 году Пабло Пикассо создал серию шутливых гравюр, посвящённых увлечению Энгра вышеописанным сюжетом. Он изобразил Энгра в виде похотливого старика, который иногда рисует, а иногда отбрасывает свой мольберт и кисти, но всегда внимательно наблюдает (подсматривает) за тем, как Рафаэль занимается любовью с Форнариной.Пикассо как бы напоминает о том, что акты любви и творчества являются взаимодополняющими и взаимозаменяющими друг друга.

Купальщица

Портрет мадам Дюваши

Купальщица

  Уловки Энгра

В 1842 году графиня д'Оссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет. Графиня согласилась на то, что на рисунках Энгр будет изображать её обнажённой, но, разумеется, позировать будет другая женщина. Так что на многочисленных эскизах голое тело натурщицы украшала голова графини. Когда эта картина была закончена в 1845 году, тело графини было одето и украшено самым должным образом.К подобным уловкам Энгр прибегал и при создании ряда других портретов: баронессы Ротшильд, графини де Брольи или госпожи де Балай. Только развлекаясь подобным образом Энгр мог довести до конца процесс создания портретов надоевших ему моделей.

Текст отсюда:Анекдоты о художниках и их друзьях.

© Виталий Киселев (Старый Ворчун)

alindomik.livejournal.com

Энгр (творческая биография)

    Величайшая заслуга господина Энгра заключается в том, что он взял в свои руки факел, перешедший от античности к Возрождению, и не позволил его погасить...         Теофиль Готье

    Жан-Огюст-Доминик Энгр. (1780–1867). Автопортрет. Графитный карандаш. 1835.

   "За пяльцами сидела ...красивая, рослая девушка с тщательно приглаженными, блестящими волосами цвета воронова крыла... Ее редкостная красота была отмечена силой и изяществом... Густые брови правильного рисунка резко оттеняли белизну чистого лба... легкий румянец, томная нежность губ, совершенство овала лица". "Прекрасные черные глаза с миндалевидным разрезом... осененные длинными ресницами, блестевшие влажным блеском. Жизнь и молодость похвалялись своими сокровищами, будто воплощенными в этом своенравном личике и в этом стане, таком стройном, несмотря на пояс, повязанный по тогдашней моде под самой грудью".    Так описывает Бальзак своих героинь, живших во Франции в начале XIX века, современниц Наташи Ростовой. А искусство живописи предоставляет нам удивительную возможность увидеть их воочию.     Энгр. Портрет мадемуазель Ривьер. Масло. 1805.

   Посмотрите на портрет пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер – не правда ли, создается впечатление, что именно она послужила прототипом писателю? Мы знаем, что это не так, но сама близость образов, созданных писателем и художником, не случайна. Она говорит о том, что оба черпали вдохновение из одного источника – жизни своей эпохи. Автор живописного портрета, старший современник Бальзака – прославленный французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр.    Энгр прожил долгую жизнь, и она приходится на самые бурные, самые тревожные годы французской истории. Революция 1789–1794 годов; триумф и крушение империи Наполеона Бонапарта, которого художник не раз писал; революция 1830 года – Энгр вместе с Делакруа охранял Лувр; революция 1848 года; реакционный переворот 1851 года; Вторая империя. Среди современников Энгра такие художники, как Давид, Делакруа, Курбе, Мане; среди писателей – Стендаль, Бальзак, Гюго, Флобер, Золя.    Энгр – гасконец. Он родился 29 августа 1780 года в Монтобане, в семье художника. Отец был его первым учителем. Он же научил мальчика играть на скрипке, и во время учебы в Тулузской академии художеств, в 90-х годах, будущий живописец подрабатывал на жизнь, играя в театральном оркестре. Увлечение музыкой оказало воздействие и на творческое формирование мастера, сделав его особенно восприимчивым к чувству ритма, гармонии. Недаром впоследствии художник говорил своим ученикам: "Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как живописцы".

    Энгр. Портрет госпожи Ривьер. Масло. 1805.

   Дальнейшее художественное образование Энгр получает в школе изящных искусств в Париже, в мастерской знаменитого Давида, в 1797–1801 годах. Помимо профессионального мастерства, Давид стремился внушить ученикам и свои представления о высоком назначении художника в жизни общества, о том, что цель искусства – в воспитании моральных и гражданских добродетелей, в стремлении к прекрасному идеалу. Преклонение перед античностью определяло и отношение к натуре – художник должен научиться видеть и отображать лишь прекрасные, возвышенные черты природы. Для изучения античного искусства лучших учеников посылали на четыре года во Французскую академию в Риме. В 1801 году Энгр получил Большую римскую премию, однако из-за финансовых трудностей поездка в Италию была отложена, и художник остается работать в Париже.    Уже первые его работы, выставленные в Салоне 1806 года, – "Портрет Наполеона", "Автопортрет", портреты семьи Ривьер – привлекли внимание критики. Но отзывы были в основном недоуменные и недоброжелательные: молодого живописца обвиняли в "готичности", в том, что он хочет "вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века". И это говорилось о полотнах, составляющих ныне гордость Лувра!

    Энгр. Семья Форестье. Графитный карандаш. 1806.

   Что же так смутило критиков в произведениях Энгра? Прежде всего то, что они были не похожи ни на работы мастеров XVIII века, ни на портреты его учителя Давида. И дело заключалось не только в непривычности, "непохожести" формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве живописец из Монтобана. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека, и эти представления были сродни тому "открытию мира и человека", которое ознаменовало эпоху Возрождения.    В XIX веке личность осознает свою индивидуальную самоценность, но в силу ряда социальных факторов это оборачивается обостренным ощущением раздвоения личного и общественного, которое в результате порождает индивидуализм, изолированность от мира, чуждые восприятию эпохи Возрождения. Люди на портретах XV–XVI веков существуют как часть человечества, персонажи Энгра подчеркнуто обособленны... Они словно отгорожены от остального мира невидимой преградой, их трудно представить в кругу семьи, друзей.     Энгр. Портрет Франсуа-Мариуса Гране. Масло. 1807.

   Портрет мадемуазель Ривьер – одно из наиболее прославленных полотен художника. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. Все средства художественной выразительности направлены на то, чтобы выявить значительность модели. Возможно, художник делает это интуитивно, но иначе не может, он так видит, так чувствует – он сын своей эпохи. Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как молодость, красота. Причем красота для него – понятие не только эстетическое, но и моральное, нравственное, неразрывно связанное с представлениями о добре, человечности, справедливости. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее живописец, но мы верим ему. Образ оказался созвучен эпохе – откройте книги Бальзака, Стендаля – мадемуазель Ривьер естественно войдет в мир литературных героев того времени.     Энгр. Портрет Бертена Старшего. Масло. 1832.

   Мадам Ривьер – элегантная светская дама, духовный мир которой не особенно глубок, и Энгр не скрывает этого. Но как прекрасен ее портрет, каким совершенством дышит здесь каждая линия, каждая деталь, как гармонично вписывается фигура женщины в овал, очертания которого как бы "рифмуются" с мягкими округлыми формами. Сколько женственности и очарования в ее лице, в темных миндалинах глаз, в рисунке губ! С каким мастерством передал Энгр фактуру драгоценной кашмирской шали, шелковистого синего бархата, оттеняющего теплую свежесть шеи, белизну рук, плеч. Все линии подчинены единому музыкальному ритму, ни одна деталь не нарушает гармонии целого. Верно заметил один исследователь искусства: "Энгр, как царь Мидас, все, что видел и к чему прикасалась его кисть, превращал в золото подлинного искусства".    Некоторая "отчужденность" отмечается и в портрете мадам Ривьер: сама форма овала своей завершенностью подчеркивает это ощущение и как бы замыкает границы индивидуального мира модели.    В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Здесь все становится человечнее, проще. Люди общаются друг с другом с "открытой душой". Именно такими предстают они в "Семье Форестье" 1806 года. Доверчиво улыбаясь, смотрит на нас молоденькая невеста Энгра, Жюли Форестье, не ведая еще, что впереди ее ждет расторжение помолвки. Возле нее сидит мать со своим братом, по другую сторону клавесина – отец, в дверях видна Клотильда, служанка, поверенная в тайны мадемуазель, через которую влюбленные пересылали друг другу записки и письма. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Кажется, карандаш едва касается поверхности листа, придавая рисункам мастера особое качество – прозрачность и одухотворенность. Сохраняется и объем, и ощущение пространственной глубины. Примечательно, что художник обычно подробно прорабатывает в рисунке только голову и некоторые фрагменты костюма – манжету, воротник, но это делается настолько артистично, что остальные, едва намеченные детали приобретают убедительную достоверность. При этой лаконичности прекрасно переданы характеры, сама атмосфера домашнего уюта, духовной близости людей. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Здесь он не подчиняет свое дарование теориям, рисует, как птица поет, естественно, просто, прекрасно. Помимо портретов, сохранились великолепные изображения обнаженной натуры, множество эскизов, набросков, этюдов к картинам.     Энгр. Портрет госпожи Девосе. Масло. 1807.

   В том же, 1806 году, когда был выполнен портрет семьи Форестье, Энгр едет в Италию стипендиатом Французской академии в Риме. Итальянские города с их прославленными памятниками культуры, дворцами и музеями произвели на молодого художника огромное впечатление. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит, изучает и не устает восхищаться. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Портрет художника Гране 1807 года несет в себе отблеск того воодушевления, того взволнованного состояния души, в котором находился французский живописец в Италии.    Гране изображен на фоне римского пейзажа: кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зрителя, прервав прогулку. Его одухотворенное лицо взволновано, глаза возбужденно блестят, беспорядочно взметнулись словно от быстрого движения пряди волос. Возвышенная приподнятость образа, интерес к преходящему состоянию человеческой души, настроению, эмоциям, наконец, динамика, которой пронизан портрет, все это предвестники романтического мировосприятия. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана – "Зевс и Фетида" 1811 года, "Сон Оссиана" 1811 года, "Паоло и Франческа" 1819 года – обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма.    К этому же времени относится портрет красавицы Девосе (1807 год). Сочетание редкостной гармонии форм с ощущением внутреннего напряжения, какого-то скрытого, словно тлеющего в глубине души огня отличает эту работу. Много лет спустя, когда Энгр был уже знаменитым художником, к нему однажды пришла пожилая, бедно одетая женщина и предложила купить у нее картину. Взглянув, потрясенный Энгр узнал мадам Девосе.     Энгр. Этюд к картине "Мадонна перед чашей с причастием". Фрагмент. 1867 (?).

   Работая над портретами, мастер стремился раскрыть в человеке самые возвышенные и прекрасные черты его облика. Поэтому лучше всего ему удавались те работы, где сама модель в большей степени отвечала идеалу художника, его представлениям о прекрасном. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье.    Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы, исполненные женственного очарования и гармонии, но и образы подлинно бальзаковской силы и глубокой социальной проницательности. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Какая сила в его "львиной" голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах! Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в "обществе чистогана".    Главным делом жизни Энгр считал создание больших композиций на исторические и религиозные темы. Именно в них он стремился выразить свои эстетические взгляды и идеалы, именно с ними связывал надежду на славу и признание. Огромное полотно "Обет Людовика XIII", выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Идея, положенная в его основу, была ложной: по тематике это произведение соответствовало взглядам наиболее реакционно настроенных кругов общества, восстановивших Бурбонов. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Энгр выполняет ряд официальных заказов, создает огромные многофигурные композиции, отдает этим работам годы долгого изнурительного труда, а результаты ничтожны – вещи получаются сухими и маловыразительными. Таков "Апофеоз Гомера", "Св. Симфорион". В этом заключалась трагедия художника, который каждый раз, когда начинал писать новый портрет, смотрел на него как на досадную помеху, отрывающую от больших картин.    Но Энгр ошибался, считая, что именно эти картины принесут ему бессмертие. В историю искусства он вошел прежде всего как великолепный портретист и замечательный мастер рисунка.

journal-shkolniku.ru

Описание картины Жана Энгр «Большая Одалиска»

Описание картины Жана Энгр «Большая Одалиска»

«Большая Одалиска» — картина французского художника Жана Энгра, написанная в 1814 году. Он писал свое полотно по заказу королевы Неаполя Каролины Мюрат. Эта картина стала самой значимым и известным достижением во всем творчестве Энгра.

В своем полотне Энгр, подражая самым великим художникам эпохи Возрождения, идеализировал и совершенствовал черты позирующих ему натурщиц, чтобы получить выразительные формы и достичь идеальных пропорций.

В своей картине «Большая Одалиска» художник добавил своей модели 3 дополнительных позвонка, что в один момент было замечено критиками. Но несмотря на то, что французский художник нарушил анатомические пропорции, картины в целом смотрится очень гармонично.

Обнаженная одалиска изображена, как часто любил писать Энгр, со спины. Ее тело и поза отличаются удивительной гибкостью и женственностью. Энгр мастерски изображает смятые ткани и складки драпировки.

На картине в изобилии присутствуют восточные украшения и атрибуты, такие как: головной убор, веер и курительные принадлежности. Широко известен тот факт, что голова прекрасной одалиски практически идентична женской голове, изображенной на картине Энгра «Рафаэль и Форнарина».

Такие украшения как: браслеты на запястье и обруч из чистого золота, украшенный рубином и жемчугом, украшают и без того совершенное молодое тело девушки.

Критики того времени приняли картину «Большая Одалиска» неоднозначно. Энгр был раскритикован за несоблюдение анатомических пропорций и за отказ от живой конкретности. Другие художники были восхищены загадочным образом девушки, к которой привлекает экзотичность Востока.

После падения Наполеона, заказчица не смогла принять картину. В 1899 году полотно было куплено Лувром, где находится и по сей день.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта