Былина: Садко (с иллюстрациями). Садко картины
Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1 – Ярмарка Мастеров
Два известных героя Новгородской земли — Садко и Василий Буслаев, такие разные по характеру, образу жизни, вдохновляли художников на создание иллюстраций к старинным былинам. А я захотела сравнить эти образы между собой. Но потом, погрузившись в тему иллюстраций с головой, решила все-таки разграничить публикации. Давайте лучше рассмотрим каждого из персонажей в отдельности, но в иллюстрациях абсолютно разных художников.
По сюжету былины Садко писали самые великие художники. Среди них волшебный М. Врубель.
Великий реалист И. Репин, который за образ Садко взял самого «сказочного» художника В. Васнецова.
А я хочу представить иллюстрации, которые крайне близки мне самой. Может быть, они вам давно уже известны, а может, увидев работы этих художников впервые, вы потом начнете узнавать и радоваться им, как встрече с чем-то знакомым и любимым.
Художники Калерия и Борис Кукулиевы из села Палех создали книгу, которая поразила меня еще в детстве. В 1958 году Кукулиевы начали работать над новгородской былиной «Садко», которая явилась настоящей удачей для авторов и принесла им заслуженную славу. В какой технике писали мастера из Палеха, я думаю говорить не надо.
И художник Геннадий Спирин, он иллюстрирует детские книги в своем совершенно уникальном стиле, отталкиваясь от средневековой миниатюры, голландских мастеров и художников эпохи возрождения. Сейчас Спирин — один из лучших мировых художников-иллюстраторов. Вот так он видел Садко и его приключения.
Былина о Садко отличается высоким художественным совершенством. Сюжет такой живописный, а приключения героя настолько необычные, что есть где разгуляться фантазии художников. Пересказывать былину я, конечно, не буду, но немного прокомментирую иллюстрации.
Садко играет на берегу озера, где его слушает зачарованный водяной царь.
Садко вылавливает рыбу-золотое перо и скупает новгородские товары.
Затем отправляется в плавание.
Корабль попадает в бурю и Садко по жребию идет на дно морское.
Попав в палаты Морского царя, наш герой веселит Царя морского игрой на гуслях, пока не порвались струны.
Царь предлагает певцу выбрать жену — одну из дочерей, что означает навсегда остаться в подводном царстве.
А Садко с помощью Святого Николы, покровителя мореплавателей, выбирает земную девушку и благополучно возвращается в родной Новгород.
Вот такие разные работы, почти спорящие друг с другом по манере письма, материалам и приемам. Уникальный стиль Спирина узнаваем во всем мире — это сочетание традиций русского искусства и виртуозное владение техникой акварельной живописи. А Куклиевы — непревзойденные мастера в изысканности и витиеватости палехского узора, в яркости красок, в выразительности поз, движений, изображенных лиц. И все это на одну тему, на один и тот же сюжет.
Красивая былина, в общем-то, на бытовую тему, без особого героизма, битв и подвигов вдохновляла художников разных жанров. Простой человек, смекалистый и талантливый гусляр и купец стал народным любимцем на все времена и брендом города.
И по традиции, я вас приглашаю посмотреть, откуда родом этот герой. Сейчас в Новгороде вы найдете многочисленные упоминания о нем — и в названиях, и в городской архитектуре. В центральном парке находится красивый фонтан — Садко и Волхова. Приезжайте познакомиться поближе с родиной древних былинных персонажей.
www.livemaster.ru
Картина Репина «Садко»
Картина «Садко» – известное полотно художника, созданное им в Париже. Это был 1876 год, когда Репин находился во Франции. Интересно, но фольклорная тематика картины не понравилось парижанам. Русские ценители живописи полотно оценили и картина «Садко» была куплена будущим императором России Александром Третьим. А Илья Репин получил высокое звание академика. Известна история создания картины. Художник рассказывал, что был вдохновлен известной народной былиной о новгородском купце Садко, который прекрасно играл на гуслях. Легенда гласит, что, будучи в гостях у морского царя, Садко так усладил его своей игрой, что тот решил оставить Садко у себя, а в качестве подарка предоставить свою дочь, любую, на выбор. Художник изобразил на полотне именно этот волнующий воображение момент.
На картине перед изумленным взором Садко – красавицы-царевны. Поражают воображение зрителей их роскошные национальные костюмы. Кого выберет Садко? Его волнение как будто передается зрителю. Но нет, не прельщает богатство нашего героя, он смотрит на простую и скромную девушку по имени Чернавка. Она изображена на заднем плане. Былина ведает нам, что выбор был единственно правильным, ведь девушка спасла жизнь герою и вернула ему свободу. «Садко» – это очень глубокое полотно. Интересна манера художника – четкий передний план, с прорисованными деталями и размытые контуры на заднем плане. Как будто толща воды мешает разглядеть суть происходящего.
Художник показал удивительное мастерство зрелого состоявшегося мастера. Репин, чтобы добиться максимального эффекта, посещал аквариум в Берлине. Ему удалось передать разнообразие оттенков воды, тут и светло-зеленый, и насыщенный малахитовый, и почти черный.
Фантастичность глубоководного мира, неземная его красота может быть с вами. Репродукция картины, цена которой зависит от размера, превратит помещение в сказочный мир с обитателями глубин морских. Качественная печать превращает морскую звезду, причудливых рыбок, удивительной красоты кораллы и зеленые водоросли в живых персонажей. Купить картину просто. Интернет-магазин дарит вам уникальную возможность прикоснуться к прекрасному.
www.artwall.ru
Картины, описание картин — Садко. 1876
Описани е картины Ильи Репина: Садко.Картину «Садко» Репин написал в 1876 году, находясь в Париже. Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по достоинству. Зато на родине художника его произведение сразу же получило высочайшую оценку. Картина была куплена для своей коллекции Александром Третьим, будущим императором. Сам же Репин за свое мастерство был удостоен звания академика.На создание картины автора вдохновила известная в народе былина о Садко, новгородском купце, славившемся своей игрой на гуслях. Как-то Садко оказался в гостях у морского царя. Подводному владыке настолько понравилась игра музыканта, что он решил удержать Садко при себе. Ради этого царь готов отдать купцу в жены любую из своих дочерей.Именно этот момент и изображен на полотне. Мимо былинного героя проплывают красавицы царевны. Художник нарядил их в богатые национальные костюмы. Но Садко они совершенно не интересуют, он смотрит на простую девушку Чернавку, стоящую на заднем плане. Как мы знаем из былины, такой выбор жены спасает ему жизнь и свободу.Картина «Садко» отличается своей глубиной. Она показана с помощью вереницы морских царевен, проходящих мимо героя. Девушки на переднем плане прорисованы довольно четко и детально, можно без труда рассмотреть черты их лиц и детали одежды. Фигуры же на заднем плане размыты, конец же этого строя невест теряется где-то в глубине, его не видно из-за толщи воды.С удивительным мастерством и тщательностью прорисована морская вода. Чтобы добиться максимальной реалистичности, Репин посещает аквариум, который недавно открылся в Берлине. Художник использует разнообразные оттенки зеленого цвета – от светло-зеленого до насыщенного малахитового, почти черного.Удалось Репину показать и фантастичность подводного мира, его неземную красоту. На полотне мы видим разнообразных обитателей морских глубин: морскую звезду, причудливых рыбок, кораллы и водоросли.Садко (картина Репина) - Gpedia, Your Encyclopedia
«Садко» — картина русского художника Ильи Ефимовича Репина, написанная в 1876 году в Париже по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III).
История создания
В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии.
В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов. Он не понял и не принял нового направления в живописи и назвал выставку интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу[1]. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. Художник писал критику В. В. Стасову[2]:
Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя. |
Репин написал картину на сюжет новгородской былины о Садко. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц, представленных в виде заморских красавиц. По мысли Репина, они олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны стоящую в глубине русскую девицу Чернаву. Сам художник писал[3]:
Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства. |
Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции[4]. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.
Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за неё звание академика.
Галерея
-
Садко в подводном царстве. Эскиз к одноимённой картине. Картон, масло. 22,5×17 см. ГТГ, Москва.
-
Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 73,5×64 см. ГТГ, Москва.
-
Женщина с кинжалом. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 81×64,7 см. Тульский областной художественный музей.
-
Голова индийской красавицы. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 54×46 см. Музей-заповедник Поленово.
Примечания
Ссылки
www.gpedia.com
Садко (симфоническая картина) — WiKi
Садко — симфоническая картина, одно из ранних оркестровых сочинений Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Садко симфоническая картина | |
Н. А. Римский-Корсаков | |
симфоническая поэма | |
op.5 | |
9 декабря 1867 года, Санкт-Петербург | |
2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, тарелки, большой барабан, тамтам, арфа, струнные |
Литературный первоисточник
В качестве первоисточника взят эпизод из былины «Садко», пересказанный в предисловии к партитуре Римским-Корсаковым:
Стал среди моря корабль Садко, Новгородского гостя. По жребию бросили самого Садко в море, в дань Царю Морскому, и пошёл корабль своим путём-дорогою. Остался Садко среди моря один со своими гусельками яров- чатыми, и увлек его Царь Морской в своё царство подводное. А в царстве подводном шёл большой пир: Царь Морской выдавал свою дочь за Окиан-море. Заставил он Садко играть на гуслях, и расплясался Царь Морской, а с ним и все его царство подводное. От пляски той всколыхалося Окиан-море и стало ломать-топить корабли… Но оборвал Садко струны на гуслях, и прекратилася пляска, и море затихло…
— http://www.belcanto.ru/rimsky_sadko.html
История создания
Идея создания симфонической картины на мотив древнерусской былины «Садко» принадлежала не Римскому-Корсакову, а музыкальному критику В. В. Стасову, главному идеологу «Могучей кучки». Идея создания была предложена сначала Милию Алексеевичу Балакиреву и Модесту Петровичу Мусоргскому, но они не воспользовались предложением.
Сам Римский-Корсаков загорелся идеей создания «Садко» сразу после возвращения из кругосветного плавания, получив предложение от М. П. Мусоргского.
Николай Андреевич писал симфоническую картину по плану, предложенному В. В. Стасовым. На создание основной партитуры ушло всего три с половиной месяца (14 июля — 30 октября 1867 года). В партитуре автор указал посвящение своему наставнику М. А. Балакиреву. Премьера состоялась 9 декабря 1867 года в концерте Русского музыкального общества под управлением Милия Балакирева. Симфоническая картина была высоко оценена Милием Алексеевичем.
Второй вариант инструментовки был осуществлён Римским-Корсаковым в 1891—1892 годах в рамках работы по систематической корректуре всех своих ранних сочинений.
Описание
Основой симфонической картины является лейтмотив из трёх звуков, первоначально интонируемых альтами, а затем вырастающего в усилении звучности и нагнетания в величавую картину морских просторов.
Среди гармонических особенностей выделяется т. н. «гамма Римского-Корсакова» — последование тонов и полутонов в верхних звуков аккордов в сцене спуска Садко на дно.
В картине также употреблены мелодии-попевки народного склада, интонирующие игру Садко на гуслях. Данные мотивы, постепенно увеличиваясь в динамике, начинают изображать и пляски всего подводного царства, резко обрываемые аккордом tutti: это момент обрыва струн гусель Садком.
Реприза и кода состоят из тем морского прибоя: сначала спокойных, а затем и затихающих, удаляющихся от слушателя.
Интересные факты
Употреблённая в симфонической картине тема золотых рыбок позднее была использована Н. А. Римским-Корсаковым в опере «Садко» в качестве темы-лейтмотива Волховы.
Ссылки
ru-wiki.org
👍 Былина: Садко (с иллюстрациями) 🐱
Сказки » Былины, мифы и легенды » Русские былины » Былина: Садко (с иллюстрациями)
славном в Нове-градеКак был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:Одни были гусельки яровчаты;По пирам ходил-играл Садко.
Садка день не зовут на почестей пир,Другой не зовут на почестен пирИ третий не зовут на почестен пир,По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гусельки яровчаты*.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,Тут-то Садко перепался**,Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Садка день не зовут на почестен пир,Другой не зовут на почестен пирИ третий не зовут на почестен пир,По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,Тут-то Садко перепался,Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Садка день не зовут на почестен пир,Другой не зовут на почестен пирИ третий не зовут на почестен пир,По том Садко соскучился.Как пошел Садко к Ильмень-озеру,Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,Показался царь морской,Вышел со Ильмени со озера,Сам говорил таковы слова:- Ай же ты, Садко новгородский!Не знаю, чем буде тебя пожаловатьЗа твои за утехи за великие,За твою-то игру нежную:Аль бессчетной золотой казной?А не то ступай во НовгородИ ударь о велик заклад,Заложи свою буйну головуИ выряжай с прочих купцовЛавки товара красного***И спорь, что в Ильмень-озереЕсть рыба — золоты перья.Как ударишь о велик заклад,И поди свяжи шелковой неводИ приезжай ловить в Ильмень-озеро:Дам три рыбины — золота перья.Тогда ты, Садко, счастлив будешь!
Пошел Садко от Ильменя от озера,Как приходил Садко во свой во Новгород,Позвали Садка на почестен пир.Как тут Садко новогородскийСтал играть в гусельки яровчаты;Как тут стали Садка попаивать,Стали Садку поднашивать,Как тут-то Садко стал похвастывать:- Ай же вы, купцы новогородские!Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере:А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!
Как тут-то купцы новогородскиеГоворят ему таковы слова:- Не знаешь ты чуда-чудного,Не может быть в Ильмень-озере рыбы — золоты перья.
- Ай же вы, купцы новогородские!О чем же бьете со мной о велик заклад?Ударим-ка о велик заклад:Я заложу свою буйну голову,А вы залагайте лавки товара красного.
Три купца повыкинулись,Заложили по три лавки товара красного,Как тут-то связали невод шелковойИ поехали ловить в Ильмень-озеро.Закинули тоньку**** в Ильмень-озеро,Добыли рыбку — золоты перья;
Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро,Добыли другую рыбку — золоты перья;Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро,Добыли третью рыбку — золоты перья.Тут купцы новогородскиеОтдали по три лавки товара красного.
Стал Садко поторговывать,Стал получать барыши великие.
Во своих палатах белокаменныхУстроил Садко все по-небесному:На небе солнце — и в палатах солнце,На небе месяц — и в палатах месяц,На небе звезды — и в палатах звезды.
Потом Садко-купец, богатый гость*****,Зазвал к себе на почестен пирТыих мужиков новогородскиихИ тыих настоятелей новогородскиих:Фому Назарьева и Луку Зиновьева.
Все на пиру наедалися,Все на пиру напивалися,Похвальбами все похвалялися.Иной хвастает бессчетной золотой казной,Другой хвастает силой-удачей молодецкою,Который хвастает добрым конем,Который хвастает славным отчеством.Славным отчеством, молодым молодечеством,Умный хвастает старым батюшком,Безумный хвастает молодой женой.
Говорят настоятели новогородские:- Все мы на пиру наедалися,Все на почестном напивалися,Похвальбами все похвалялися.Что же у нас Садко ничем не похвастает?Что у нас Садко ничем не похваляется?
Говорит Садко-купец, богатый гость:- А чем мне, Садку, хвастаться,Чем мне, Садку, пахвалятися?У меня ль золота казна не тощится,Цветно платьице не носится,Дружина хоробра не изменяется.А похвастать — не похвастать бессчетной золотой казной:На свою бессчётну золоту казнуПовыкуплю товары новогородские,Худые товары и добрые!
Не успел он слова вымолвить,Как настоятели новогородсккеУдарили о велик заклад,О бессчетной золотой казне,О денежках тридцати тысячах:Как повыкупить Садку товары новогородские,Худые товары и добрые,Чтоб в Нове-граде товаров в продаже боле не было.
Ставал Садко на другой день раным-рано,Будил свою дружину хоробрую,Без счёта давал золотой казныИ распускал дружину по улицам торговыим,А сам-то прямо шёл в гостиный ряд,Как повыкупил товары новогородские,Худые товары и добрые,На свою бессчётну золоту казну.
На другой день ставал Садко раным-рано,Будил свою дружину хоробрую,Без счёта давал золотой казныИ распускал дружину по улицам торговыим,А сам-то прямо шёл в гостиный ряд:Вдвойне товаров принавезено,Вдвойне товаров принаполненоНа тую на славу на великую новогородскую.Опять выкупал товары новогородские,Худые товары и добрые,На свою бессчётну золоту казну.
На третий день ставал Садко раным-рано,Будил свою дружину хоробрую,Без счёта давал золотой казныИ распускал дружину по улицам торговыим,А сам-то прямо шёл в гостиный ряд:
Страницы: 1 2 3
Понравилась сказка? Тогда поделитесь ею с друзьями: Поставить книжку к себе на полку Распечатать сказкуЧитайте также сказки:
audioskazki.net