Карл Брюллов: видеопрезентация самых известных картин. Картина брюллова


Москвичка - 5 шедевров Карла Брюллова

23 декабря 1799 года родился известный русский художник, классик академической живописи, Карл Брюллов

Автор ставших легендами мирового искусства картин – "Последний день Помпеи", "Итальянский полдень", "Всадница" – Брюллов получил колоссальное прижизненное признание.

Это подтверждают множество наград, среди которых золотая медаль выставки Парижского Салона, а также членство в самых престижных художественных академиях мира: Миланской и Пармской, Римской Академии Святого Луки, Петербургской и Флорентийской академий художеств, Парижской академии искусств.

Карл Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге, в семье талантливого скульптора и гравёра, академика орнаментной скульптуры французского происхождения Павла Ивановича Брюлло. Карл и его старший брат Александр Брюллов, ставший впоследствии известным архитектором, пошли по стопам отца: с 1809 по 1821 год братья занимались в петербургской Академии художеств. Учителем Карла был известный А. И. Иванов. А в 1822 году братья Брюлловы были отправлены на 6 лет в Италию Императорским обществом поощрения художеств.

Братья посетили Дрезден, Мюнхен, и затем обосновались в Риме. За границей творческая деятельность молодого художника совершенствовалась. Ещё во время проживания и учёбы в Петербурге, Карл Брюллов получил некоторую известность благодаря своей работе "Нарцисс" (1820). Теперь же он укреплял своё имя новыми жанровыми картинами – "Итальянское утро"(1823) и "Итальянский полдень" (1827). Но настоящим шедевром стала картина, написанная после посещения развалин Помпеи. Большое историческое полотно "Последний день Помпеи" (1830-1833) принесло художнику мировую славу. В 1834 году картина выставлялась в Лувре.

К этому же периоду относятся известные портреты - "Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком", "Всадница" (1832), а также картина "Вирсавия" (1832). Юлия Павловна Самойлова, аристократка из рода Скавронских, долгие годы была хорошим другом, возлюбленной и музой художника, вместе они путешествовали по Италии, много переписывались и общались.

В 1836 году, совершив путешествие по Греции и Турции, Брюллов вернулся в Россию, где его ждали как настоящего триумфатора. В Москве он познакомился с А. С. Пушкиным, написал портреты поэта А. К. Толстого и писателя Антония Погорельского. В Петербурге он был встречен торжественным приёмом в Академии художеств.

В 1838 году в Петербурге Брюллов познакомился с 18-летней рижанкой Эмилией Тимм и влюбился в неё. 27 января 1839 года они поженились, однако уже спустя месяц супруги расстались, а бракоразводный процесс продолжался вплоть до 1841 года. Причина разрыва так и осталась неясной петербургскому обществу. В нелёгкое для художника время его продолжала поддерживать графиня Самойлова.

До 1849 года Карл Петрович жил и работал в городе на Неве, был профессором Академии художеств. Популярность его как модного портретиста было особенно высока: все стремились стать обладателем портрета кисти Брюллова. Наиболее известны портреты Н. В. Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837—38), И. А. Крылова (1839). К тому времени относятся работа над росписью Исаакиевского собора (1843 - 1847), большая картина "Осада Пскова" (1839 - 1843).

В 1849 году Брюллов, здоровье которого к 50 годам значительно пошатнулось, отправился лечиться на остров Мадейру. В 1850 году художник перебрался в любимую Италию. Он не прекращал работу: известные работы этого периода - портреты членов семьи Титтони и "Портрет Микеланджело Ланчи". Меланхолия, пронизывающая поздние портреты художника, сближает его с романтиками.

23 июня 1852 года Карл Павлович Брюллов скончался в возрасте 52 лет в местечке Манциана под Римом и был похоронен на протестантском кладбище Тестаччо.

Отношение к наследию художника в культурной среде неоднозначно: от восхищения его мастерством и точности кисти в работе над деталями до порицания излишней декоративности и отвлечённого романтизма. Так, Тургенев писал о картинах Брюллова: "трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания". Как бы то ни было, отрицать место Брюллова в сокровищнице мирового искусства было бы, по меньшей мере, несправедливо.

"Москвичка"  вспоминает 5 самых крупных шедевров художника:

1. "Итальянское утро" (1823)

На картине изображена молодая женщина, умывающаяся под струями фонтана, освещённая мягкими утренними лучами солнца. Освещению и игре теней отведена в картине особая роль. Полотно получило лестные отзывы сначала у итальянской публики, а затем среди членов петербургского Общества поощрения художников. Картина была подарена Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел в свою коллекцию картину в пару к утренней. Это послужило поводом для написания следующего полотна "Итальянский полдень".

Сейчас картина находится в музее Кунстхалле, в немецком городе Киль.

Фото: Википедия

"Итальянское утро" 

 

2. "Итальянский полдень" (1827)

На картине изображена молодая итальянка, собирающая виноград у себя в саду. Солнечное полуденное освещение придаёт картине особое очарование. Однако картина получила множество нелестных отзывов в Петербурге. Модель была признана недостаточно изящной и простоватой. В 1831 году художник переписал картину, выбрав уже другу модель. Более поздняя уменьшенная версия "Итальянского полдня" хранится в Третьяковской галерее. Первоначальную версию можно видеть в Русском музее Санкт-Петербурга.

Фото: Википедия

"Итальянский полдень" 

3. "Последний день Помпеи" (1830—1833)

Знаменитое эпическое полотно на тему извержения вулкана Везувий, произошедшего в 79 году н. э., было написано под впечатлением от посещения развалин города Помпеи близ Неаполя. Классическая историческая тема в сочетании с обильной игрой светотени, рождающая смесь романтизма и идеализма, вылилась в полномасштабный триумф художника. Полотно стало первой картиной Брюллова, вызвавшей такой интерес на Западе: сначала оно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и затем отправилось на выставку в парижский Лувр, получило золотую медаль Парижского салона в 1834 году, после чего было отправлено в Петербург. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: "Последний день Помпеи" стал для русской кисти первым днём!".

Картина была подарена Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, где и хранится по сей день.

Фото: Википедия

"Последний день Помпеи "

4. "Всадница" (1832)

Картина, написанная по просьбе подруги художника графини Юлии Павловны Самойловой, изображает двух её воспитанниц – юную Джованнину и маленькую Амацилию. Динамика движения передана поднявшимся на дыбы вороным конём, лающей собакой, кружащейся под ногами у скакуна. На ошейнике пса стоит фамилия владелицы "Samoylova".В 1832 году картина выставлялась в Милане, в галерее Брера, и получила множество откликов, затем находилась в собрании графини. В 1896 году "Всадница" была приобретена для галереи П. М. Третьякова, где хранится и по сей день.

Фото: Википедия

"Всадница" 

5. "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)" (не позднее 1842)

Эта картина – пик творчества Брюллова-портретиста. На ней изображена его любимая женщина и муза, известная светская красавица, графиня Юлия Самойлова. Юлия Павловна вместе с юной воспитанницей изображены на фоне огненно-красного занавеса, отделяющего их от кипящего позади маскарада. Брюллов хотел показать скрытый подтекст: бал-маскарад символизирует здесь "маскарад жизни", а открытое лицо графини, скинувшей маскарадную маску, – непричастность к лицедейству света и независимость от его канонов. Это на самом деле вполне отражало свободную натуру Юлии Павловны.Портрет Самойловой стал последним большим полотном Брюллова, а их встречи завершились в 1845 году, когда графиня навсегда вернулась в Италию и вышла замуж. Однако она всегда хранила свой знаменитый портрет, который после её смерти перешёл в собрание Русского музея Санкт-Петербурга.

Фото: Википедия

"Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)"

moscvichka.ru

Истории самых известных картин Карла Брюллова

Brjullov

Картину Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» знают даже те, кто бесконечно далек от искусства, а иметь в своих фондах хотя бы один его рисунок – честь для любого музея. Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. Мы вспоминаем, как создавались полотна, снискавшие художнику мировую славу…

Так получилось, что попав двадцатилетним юношей в страну, которую по праву называют «колыбелью современной цивилизации», Карл Павлович Брюллов настолько привязался к Италии, что и свой последний покой он обрел на одном из кладбищ Рима.

Многие полотна известного живописца являются отражением итальянских мотивов. Достаточно вспомнить «Девушку, собирающую виноград в окрестностях Неаполя» (1827 г.) или «Итальянский полдень» (1827 г.).

«Итальянский полдень»

(Государственный Русский музей)

Будущий живописец рос в творческой семье – его отец Павел Брюлло был академиком орнаментальной скульптуры, и все семеро детей в семье так или иначе занимались искусством. Но именно слабому и болезненному Карлу выпала самая счастливая судьба. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств, в стенах которой он провел 12 лет.

В 1822 году он заслужил пенсионерскую стипендию на четыре года для себя и брата Александра. Перед отъездом в Италию они добавили к родовой фамилии букву «В» и стали Брюлловыми.

Италия пленила молодого художника, он увлекся жанровыми сценами из быта местных жителей. В 1827 году он попросил невысокую плотную молодую итальянку быть его моделью для небольшого этюда.

1008038

Картину "Итальянский полдень" в России приняли холодно и враждебно.

Из него впоследствии родилась картина «Итальянский полдень», ставшая парной написанному четырьмя годами ранее «Итальянскому утру». Тогда же были написаны сходные по колориту «Праздник сбора винограда» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

«Полдень» стал причиной разрыва Брюллова с Императорским обществом поощрения художеств – на выставке в Петербурге картина вызвала скандал, а критики назвали модель несоразмерной.

«Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй», - отвечал критикам автор.

«Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини»

(Государственный Русский музей)

Графиню Юлию Павловну Самойлову Брюллов повстречал в 1827 году на званом вечере. Дочь генерала Палена и Марии Скавронской, она в тот год разошлась с мужем, флигель-адъютантом императора графом Николаем Самойловым, с которым прожила вместе всего два года.

После разрыва Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане вошла в местное высшее общество, окружила себя художниками и покровительствовала искусствам.

06

Графиня Самойлова навсегда покорила сердце художника.

Брюллов был покорен ее средиземноморской красотой, грацией, умом и независимостью. Долгие годы она оставалась для него художественным идеалом, близким другом и дамой сердца.

За несколько десятилетий он написал не один ее портрет. На полотне 1842 года ее красота предстает во всем великолепии на фоне пышных карнавальных интерьеров. А ее пестрый наряд словно напоминает о милой сердцу художника Италии, откуда родом, кстати, были дальние предки графини.

«Последний день Помпеи»

(Государственный Русский музей)

Очарованный Самойловой, Брюллов в 1830 году предложил ей отправиться вместе осматривать развалины Помпеи и Геркуланума. Археология была тогда в моде, потому что в 1828 году произошло очередное извержение Везувия.

Работу над новой картиной Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова и даже не подозревал, что картина станет пиком его карьеры. Создание шедевра заняло три года. За это время Брюллов изучил массу литературы о древней катастрофе и побывал на раскопках, где сделал ряд эскизов пейзажа.

49b2253ca39d1bf18568957fd682b9c9

"Последний день Помпеи" стал вершиной творчества Карла Брюллова.

Известно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую художник писал стоя спиной к городским воротам. Остались десятки, если не сотни эскизов с фигурами людей, которых он старался изобразить максимально эмоционально. В левом углу он написал себя – художника, спасающего рисовальные принадлежности.

Также на картине трижды «упоминается» графиня Юлия Самойлова: женщина с кувшином на голове в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина на мостовой в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу.

Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, после чего было переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом.

В 1834 году картина «Последний день Помпеи» получила золотую медаль в Париже и была отправлена в Петербург. Александр Тургенев говорил, что она составила славу России и Италии. А Александр Пушкин написал строки «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом…».

Николай I удостоил художника личной аудиенции и наградил Карла лавровым венком , после этого его называли «Карл Великий». После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда.

«Всадница»

(Третьяковская галерея)

В 1832 году графиня Юлия Самойлова попросила своего сердечного друга написать портрет ее воспитанницы Джованины Пачини. В качестве сюжета художник выбрал конную прогулку: Джованина подъезжает на коне к дому приемной матери, у подъезда которого ее восторженно встречает одетая в розовое платье и зеленые туфельки ее младшая сестра Амалиция.

Известно, что Амалицию Самойлова взяла на воспитание от ее отца итальянского композитора Джованни Пачини. Джованина, кажется, не была ее родной сестрой – четкой версии ее происхождения нет.

79

Художник назвал свою работу «Джованина на лошади». В углу справа, изображена мохнатая собака, на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы полотна — «Samoylova».

Надпись надписью, но так или иначе искусствоведы доказали, что прекрасная всадница вовсе не Юлия Павловна. Более поздние произведения Карла Павловича «Портрет графини Ю.П. Самойловой удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией», а также «Портрет Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной и арапчонком» являются прямым доказательством того, что графиня имеет лишь косвенное отношение к девушке и девочке, изображенным на картине.

Прекрасные создания - это  ее воспитанницы Джованина и Амацилия Пачини.  Известно, что Амацилия  - маленькая девочка, с восторгом наблюдающая за старшей подругой, была дочерью итальянского композитора, который являлся другом Юлии Павловны.

О главной героине шедевра известно мало. Одна из версий звучит следующим образом:  настоящее имя Джованины – Кармине Бертолотти и она являлась дочерью Клементины Перри, которая в свой черед была сестрой второго мужа Самойловой. Известно также, что в Италии существуют гравюры с этой картины, считающиеся портретом знаменитой певицы Малибаран, сестры Полины Виардо. Такая вот получилась «Санта – Барбара».

post-h9qtky3k7h9yhd6s7fbk

Певица Малибаран

Кем бы ни была прекрасная “Всадница” – Джованиной, Кармине или родственницей Полины Виардо – на картине прекрасная, юная и смелая девушка. Благородство лица и гордость осанки говорит о том, что не суть важно какой титул она носила при жизни, но в ее жилах точно текла «голубая» кровь.

В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера, после чего оставалась в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.  В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова.

«Вирсавия»

(Третьяковская галерея)

«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина», - написано в Библии.

До Брюллова русские живописцы почти не обращались к обнаженной натуре, а женские модели даже не ставились в стенах Академии искусств. Испытать новый жанр его вдохновили помпеянские росписи, увиденные им во время поездок по Италии.

«Вирсавия» посвящена библейской истории, в которой царь Давид отправил мужа красавицы на гибель, чтобы завладеть ею.

16

"Вирсавия" стала одной из первых работ с обнаженной натурой в русской живописи.

Александр Бенуа назвал «Вирсавию», написанную в 1832 году, «сладострастной и блестящей по краскам». Брюллов работал над ней несколько лет и едва не отчаялся, поняв, что библейская история не получилась – однажды он даже запустил  в картину сапогом…

В незавершенном виде картину купил меценат, который позже передал ее в Третьяковскую галерею. Так она и осталась с непрописанными полупрозрачными кистями рук.

В 1835 году Карл Брюллов вернулся в Россию, чтобы занять должность профессора в Академии художеств. Его ждали несчастливый и короткий брак с ученицей Шопена Эмилией Тимм, новая встреча с графиней Самойловой и новые полотна.

В 1847 году он пережил тяжелую простуду и слег, а в 1849 по настоянию врачей уехал на остров Мадейра. Лечение не помогло, и в 1852 году художник скончался в небольшом городе недалеко от Рима. Он похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов.

 

 

 

 

 

 

link

storyfiles.blogspot.com

Карл Брюллов: видеопрезентация самых известных картин

Художник Карл Брюллов

Карл Павлович Брюллов  [12(23).12.1799, Петербург, — 11(23).6.1852, Марчано, близ Рима], известный русский живописец.

Биография Карла Брюллова

Сын резчика по дереву.  Карл Брюллов учился в петербургской Академии художеств (1809—21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823—35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской Академии художеств. В 1849 жил на острове Мадейра, с 1850 — вновь в Италии. Карл Брюллов, не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма,  стремился к реалистическому обновлению русской живописи, причём эти устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением. Искусство Карла Брюллова отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической красоты человека, страстных порывов и драматических столкновений. Уже ранние картины Брюллова («Итальянский полдень», 1827, Русский музей, Ленинград; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея) показывают попытки художника отойти от условности академического искусства, добиться естественности и чувственного обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре. Основным произведением Карла Брюллова — картина «Последний день Помпеи» (1830—33, Русский музей) — изображает гибель города при извержении Везувия. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Карл Брюллов подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера истории конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. В картине ещё много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Брюллова к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в том числе попытка создать народную эпопею в картине «Осада Пскова», 1839—43, Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения. Блестящее композиционное и декоративное мастерство Карла Брюллова раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтической приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок («Всадница» — портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837, — в Третьяковской галерее; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, Русский музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, — в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета; они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и общественную значимость его интеллектуальной жизни.  Карл  Брюллов был замечательным мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию, 1835). Ряд картин Брюллова не свободен от внешней красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой.

 

Большая советская энциклопедия.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Каждая картина Брюллова - следующий штрих к портрету гения

Первая картина Брюллова «Гении искусства» была написана им в течение 1817-1820 гг., в период его студенчества.

картина брюлловаСтановление гения

Карл Брюллов (1799-1852), самый яркий представитель семьи художников и архитекторов Брюлловых, обучался в Петербуржской Академии художеств самого Императора с 1809 по 1821 гг., на протяжении которых оставался лучшим студентом. Среди его учителей был А. Иванов («Явление Мессии»), которому студенческая картина Брюллова о Нарциссе так понравилась, что он выкупил ее для своей частной коллекции.

Выпускная работа принесла Брюллову Большую золотую медаль, и дала право зарубежной поездки с целью усовершенствования своего мастерства за счет Академии.

Блестящий художник Карл Брюллов был востребован до самой смерти. Он являлся непревзойденным портретистом, ему позировали великие люди, в числе которых были и члены царской семьи. Его портретное творчество стало свидетелем времени.

Длительный период художник провел в Италии. Этим объясняется такое большое количество итальянских сюжетов. В первую поездку (1823-1835) в эту страну, центр притяжения всех художников, Брюллов написал много полотен, ставших предпосылкой для его мировой известности. В их числе картина Брюллова «Последний день Помпеи» (1833). На выставке в Париже она была удостоена Золотой медали. Карл был изумительным рисовальщиком. Его сепии (рисунки, близкие к акварели, но выполненные в коричневых оттенках), среди которых гениальные «Горные охотники», как и другие знаменитые картины Брюллова, известны во всем мире.

известные картины брюлловаЗдесь же, в Италии, художник познакомился с графиней Ю. Самойловой, ставшей на долгие годы его другом, музой и натурщицей. Картина Брюллова «Всадница» - конный портрет Самойловой - стала признанным шедевром мировой живописи.

Живописец с детства не отличался крепким здоровьем. Годы (1836-1843), проведенные в Петербурге, не способствовали его укреплению. А роспись Большого купола Исаакиевского собора окончательно его подорвала. В 1849 г. Брюллов навсегда покидает Россию и, после посещения Мадейры, поселяется в Италии, у своего друга А. Питтони, соратника Гарибальди. Портреты членов этой семьи и некоторые картины, написанные в тот период, хранятся в частных коллекциях и поныне.

Самые известные картины, например, «Бахчисарайский фонтан» (1849), тоже способствовали всемирному признанию художника.

Игра цвета в стиле Карла Брюллова

Самые известные картины Брюллова знакомы всем. Можно не сомневаться, что полотно «Последний день Помпеи» узнают даже люди, весьма далекие от «мира прекрасного». самые известные картины брюлловаЕще к знаменитым произведениям Брюллова, кроме вышеперечисленных картин, можно отнести «Итальянский полдень» (1831), «Осаду Пскова» (1843), «Автопортрет» (1848) и «Портрет графини Ю. Самойловой, удаляющейся с бала» (1842). Карл Брюллов – замечательный колорист. Некоторые сравнивают его с Рубенсом. После просмотра ретроспективы его картин в душе остается светлое радостное чувство. Ему были подвластны все жанры живописи, в любом из которых он заслуживает характеристики «блестящий».

М. Горький отнес его к трем гениям русской культуры и искусства, которыми являются Пушкин, Глинка и Брюллов, ярчайшие представители «золотого века» России.

fb.ru

Брюллов Карл Павлович. Биография, картины художника

12 декабря (3 декабря по новому стилю) 1799 год, Петербург – 23 июня 1852 год, Марчиано недалеко от Рима

Автопортрет Брюллова Карла Павловича Брюллов писал портреты известных людей, библейские сюжеты работал в историческом жанре.  Стили – классицизм и романтизм.

Брюллов выходец из семьи художников. В 1773 году прадед Карла Брюллова, Георг Брюлло, приехал в Санкт-Петербург. Был он орнаментным скульптором из французских гугенотов. Он передал скульптурное ремесло своему старшему сыну Ивану. Отец Карла Брюллова являлся академиком орнаментной скульптуры, живописцем. Старшие братья Карла Брюллова Фёдор и Александр также занимались живописью. Свои первые уроки они получили от отца, а затем прошли обучение в Академии художеств.

Мальчик, слабый здоровьем, в возрасте семи лет переболел золотухой, приковавшей его в это время к постели. Однако, отец был строг в своём воспитании, он мог лишить мальчика завтрака за невыполненное домашнее задание по рисованию. Однажды ослушавшись, Карл получил физическое наказание, после которого оглох на левое ухо. Юный художник хотел походить на своего отца, видя его трудолюбие, но боялся его.

В 1809 году юный художник был зачислен в Воспитательное училище при Академии художеств. Одарённый ученик в 1822 году окончил Академию с золотой медалью первой степени. В 1821 году в Санкт-Петербурге было основано Общество поощрения художников. Карл Брюллов и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества в Италии. Перед поездкой фамилию «Брюлло» переделали в русскую «Брюлловы». В Италии Карл Брюллов зарекомендовал себя, как отличный портретист, выполнив ряд прекрасных произведений. Отправляя одарённого ученика за границу, Общество поощрения художников выставило ряд требований, которые должен был выполнить Карл Брюллов. Это картина «Итальянский полдень», копия «Афинской школы» Рафаэля (1823-27) и большая историческая картина «Последний день Помпеи». Здесь, в Италии Карл Брюллов открыл для себя Тициана.

В 1827 году он впервые встречается с Юлией Самойловой. Графиня стала для него художественным идеалом, вдохновителем и единственной любовью. С ней он позже отправится в Помпею.

Осенью 1835 года русский художник возвращается в Россию. По дороге на Родину он посетил Малую Азию и Грецию, собрав материалы для последующих картин. С восторгом он был встречен в Одессе, затем в Москве и наконец, в мае 1836 года в Петербурге, где в честь Карла Брюллова Академия художеств устроила торжество. Карл Брюллов был признан лучшим художником России и удостоен аудиенции Николая I. Осенью того же года, по распоряжению императора, Брюллов (вместе с Ф.А. Бруни) получил звание профессора 2-й степени (в 1846 – 1-й) и приступил к занятиям в Академии художеств.

У Карла Брюллова было много учеников, зарекомендовав себя внимательным, заинтересованным в успехе каждого ученика, не оправдал ожиданий от него новой большой картины. Очередным его замыслом было посетить Псков, найти там вдохновение для картины об осаде Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1851 году. Вдохновения не было, и картину художник забросил. Давний замысел, который он долго вынашивал,  - «Нашествие Гензериха на Рим» - остался в эскизе, а замысел картины, посвященной Отечественной войне 1812 г., - в черновых набросках. Вопреки всем его грандиозным замыслам художник мог только выполнять небольшие композиции, связанные с восточными темами, хотя великолепное мастерство не изменяло ему. Так на закате творчества русским художником был исполнен ряд прекрасных портретов.

На здоровье русского художника сказался невоздержанный образ жизни. Последним штрихом в его биографии стала роспись Исаакиевского собора в 1843-47 годах, которую он так и не завершил, передав её П.В. Басину. Весной 1849 года Брюллов едет за границу на лечение. Он был в Германии, Англии и на острове Мадейра, затем в Испании и, наконец, попал в Рим, где написал ещё несколько прекрасных портретов. Но силы его иссякли – он умер после очередного сердечного приступа и был похоронен на римском кладбище Монте-Тестаччо.

Известные произведения Брюллова Карла Павловича

Картина «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» выполнена Брюлловым в 1827 году, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Во время поездки в Италию Брюллов много работал, изучая жизнь простого народа этой страны. Сцена из сельской жизни, изображённая Брюлловым, похожа на нарядный балетный спектакль. Художнику, был важен каждый персонаж и предмет, будь то корзина со спелыми ягодами, зеленая тыква, льющаяся из фонтана струя воды или симпатичный лохматый ослик, впряженный в тележку. Это истинный мир театра, где все живое – актеры!

Картина «Вирсавия» исполнена в 1828-32 годы, находится в Третьяковской галерее, в Москве. Картина написана художником по принципам жанровой живописи и мифологии. Сюжет картины взят из Библейских писаний. Вирсавия – женщина редкой красоты, сняв одежды, собиралась войти в мраморную купальню. Её увидел царь Давид, прогуливавшийся на крыше дворца, и был поражён красотой женщины.

В картине художник изображает обнажённое тело, освещённое лучами заходящего солнца. Брюллов мастерски передаёт игру света и тени, воздушной среды, окружающей фигуру. Тело женщины наделено скульптурной объёмностью. В «Вирсавии» Брюллов использует приём цветового контраста – матовую белизну кожи Вирсавии оттеняет тёмная кожа прильнувшей к госпоже служанки-эфиопки. Картина «Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц гр. Ю.П. Самойловой» выполнена в 1832 году и находится в Третьяковской Галерее, в Москве. Художник назвал портрет «Жованин на лошади», но для всех он известен как «Всадница». Юлия Павловна Самойлова просила художника исполнить портрет её воспитанниц: старшей Джованины и младшей – Амацилии. Этот портрет Брюллова является парадным, сюжетным портретом светских красавиц. В Италии Брюллова сравнивали с Рубенсом, писали, что никогда прежде не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Смысл конного портрета заключался в том, что всадник, оседлавший и подчинивший себе горячего скакуна, - человек властвующий. Здесь не полководец, ведущий армию в сражение, не завоеватель, вступающий в захваченную столицу, не монарх, венчаемый на царство, - девушка вернулась домой с прогулки.

Брюллов придал царственную позу Джованины, которая восседает на вороной лошади. Девушка с ангельскими чертами лица, кажется, она вместе с развевающейся лентой на шляпе и пышным бело-голубым костюмом амазонки вот-вот улетит в поднебесье. Картина насыщена красочными контрастами. Сюжет картины – утренняя прогулка. Проскакав по росистой дорожке, Джованина останавливает скакуна у мраморного подъезда дома. На встречу всаднице выбегает, похожая на куколку, Амацилия, с заразительным восторгом и восхищением. Вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы; волнуются собаки; ветер гнет верхушки деревьев; бегут по небу облака: все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей.

Картина «Портрет Марии Аркадиевны Бек с дочерью» исполнена в 1840 году, хранится в Национальной галерее Армении, в Ереване. Брюллов был высококлассным мастером портретного жанра. Люди, с которых художник писал портреты, почти всегда привлекательны. По утверждению искусствоведов, Брюллов избегал писать портреты с тех, кто не вызывал в нём душевной симпатии. Брюллов также избегал писать портреты официально значимые и торжественные, от чего не стал придворным живописцем. Он позволил себе смелость, однажды, не писать самого императора. Воспользовавшись опозданием Николая I, Брюллов покинул мастерскую.

Карл Павлович ожидал ваше величество, но, зная, что вы никогда не опаздываете, заключил, что вас что-нибудь задержало и что вы отложили сеанс до другого времени

К. Брюллов передал слова слуге

Когда Николай I пришёл спустя двадцать минут в мастерскую Брюллова, изумился, что не нашёл Брюллова.

Какой нетерпеливый мужчина!

Слова императора

Но вернёмся к портрету Марии Аркадиевны Бек. Изображая портрет незаурядных и ярких личностей своего времени, Брюллов уделял большое внимание обстановке и интерьеру. Так и в этом портрете зрителю предстаёт роскошная обстановка гостиной, написанная с красочной яркостью, убедительностью в передаче драгоценных бархатов, бронзы, мрамора. Брюллов не концентрировался на позах. Так М.А. Бек, представшая в трогательной роли матери, выглядит идеальной, томной, красивой и немного статичной. Задача Брюллова – вызывать сентиментальную реакцию зрителя, пробудить чувства умиления.

Шедевр Брюллова К.П. – картина «Последний день Помпеи»

Картина «Последний день Помпеи» исполнена в 1830-33 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Сюжет этой картины возник у Карла Брюллова во время пенсионерской поездки от Общества поощрения художников, когда он посетил в 1827 году Помпеи, погибшей при извержении Везувия в 1 в. н. э. Эта работа стала самым известным произведением Карла Брюллова. Картина имела ошеломительный успех на выставке в Риме в 1833 году. В 1834 году, в Париже, успеха от показа картины не произошло,  так как для французов компромисс между академизмом и романтизмом был уже вчерашним днём. Картина нашла своего зрителя уже в Петербурге, на показе в Академии художеств.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом…

А. С. Пушкин

Русский художник вобрал в себя достижения мирового искусства, познакомившись с творчеством Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана. Результатом его работы стала картина «Последний день Помпеи» равная им по масштабу. Живопись Брюллова становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее.

Лучший живописец в Риме

А.К. Толстой

Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Мы взошли, у входа сидели сторожа-проводники; один из них предложил нам свои услуги и сказал, что это место был малый форум, или место, где сбирался народ для торга и других публичных дел... Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была только прерываема какой-нибудь ящерицей, был наполнен народом... Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом

К. Брюллов

Вирсавия Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
  • Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Всадница Портрет Марии Аркадиевны Бек с дочерью
  • Портрет Марии Аркадиевны Бек с дочерью
Последний день Помпеи
  • Последний день Помпеи
Бахчисарайский фонтан
  • Бахчисарайский фонтан
Деревня св. Рокка близ города Корфу
  • Деревня св. Рокка близ города Корфу
Гибель Инессы Де Кастро
  • Гибель Инессы Де Кастро
Императрица Александра Фёдоровна
  • Императрица Александра Фёдоровна
Итальянский полдень
  • Итальянский полдень
Женщина, посылающая поцелуй из окна
  • Женщина, посылающая поцелуй из окна
Лассарони и дети
  • Лассарони и дети
Нарцисс смотрящий в воду
  • Нарцисс смотрящий в воду
Носильное купание
  • Носильное купание
Портрет баронессы И.И. Клодт
  • Портрет баронессы И.И. Клодт
Портрет генерал-адъютанта графа В.А. Перовского
  • Портрет генерал-адъютанта графа В.А. Перовского
Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского
  • Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского
Портрет графини О.П. Ферзен на ослике
  • Портрет графини О.П. Ферзен на ослике
Портрет княгини Елизаветы
  • Портрет княгини Елизаветы
Портрет князя Оболенского
  • Портрет князя Оболенского
Христос воскресший
  • Христос воскресший
Портрет писателя А.Н. Струговчикова
  • Портрет писателя А.Н. Струговчикова
Портрет поэта и драматурга А.К. Толстого
  • Портрет поэта и драматурга А.К. Толстого
Портрет Самойловой с приёмной дочерью
  • Портрет Самойловой с приёмной дочерью
Портрет сестёр Шишмарёвых
  • Портрет сестёр Шишмарёвых
Прогулка

rus-artist.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта