А. Иванов «Явление Христа народу». Явление картина


Явление Христа народу (картина) Википедия

«Явление Христа народу» («Явление Мессии») — картина русского художника Александра Андреевича Иванова. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (Ин. 1:29–31) и третьей главе Евангелия от Матфея (Мф. 3:1—17).

История создания

Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837 году, художник приступил к созданию картины «Явление Христа народу».

Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857), и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобрёл эскизы, поскольку саму картину приобрёл император Александр II.

Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины — фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов — юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной — Нафанаил, так называемый «сомневающийся». На первом плане — юноши и старцы — образ непрекращающейся жизни. В центре — богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Справа — фигура «ближайшего к Христу», в котором узнается облик писателя Н. В. Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.

Судьба картины

В мае 1858 года Иванов решился от картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии Художеств, выставка произвела сильное впечатление на общественность.

Александр Иванов скончался 3 (15) июня 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.

При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна. Встал вопрос о помещении для полотна. В проект здания на Крымском Валу был, в частности, заложен зал для картины Иванова. Но всё же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. В 1932 году полотно заняло то место, где находится и сейчас.

Эскизы и этюды к картине хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.

Литература

  • Замечательные полотна : книга для чтения по истории русской живописи XVIII–нач. XX веков : Сборник. — Л. : Художник РСФСР, 1962. — 380 с. — УДК 75(09)(G).
  •  (недоступная ссылка — история, копия)
  • http://www.patriarchia.ru/bible/jn/

Ссылки

wikiredia.ru

Александр Иванов. Талант и ответственность

Александр Иванов. Офорт И.Н. Крамского с рисунка С.А. Иванова. 1879Талант — это, прежде всего, нравственная ответственность перед народом. Так считал художник Александр Иванов, автор грандиозного исторического полотна «Явление Христа народу», на которое у него ушло в общей сложности двадцать лет.

Александр Андреевич Иванов (1806–1858), знаменитый живописец, работавший в жанре исторической картины, родился в Санкт-Петербурге. Первые уроки живописи получил от своего отца, профессора живописи А. И. Иванова, а в одиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств, где также занимался в классе своего отца. Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, а в 1824 году и малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали и звания художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

А.А. Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857. Холст, масло. 172 х 247. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургВ академии молодой талантливый живописец учился при поддержке Общества поощрения художников, и оно же направило Иванова за границу для дальнейшего совершенствования, взяв на себя все расходы. А. А. Иванов выехал за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме, органически войдя в жизнь международной богемы «вечного города». Но это не означало отрыва от России. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», художник находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. Их дружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника и писателя. Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже. Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»). В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник, и, исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет».

Эскиз. Начало 1830-хЗамысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи. Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172×247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше, и вновь приступил к работе. Прежний вариант использовал как рабочий эскиз, при этом переносил на него все то новое, что возникало на большом холсте. Работа затянулась на двадцать лет (с 1837-го по 1857-й), при создании полотна появилась огромное количество эскизов и этюдов (около 600), многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность.

Эскиз. Начало 1830-хТолько в 1858 году Александр Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и представить ее лично. Выставка живописного полотна и всех относящихся к нему эскизов и этюдов была организована в одном из залов Императорской академии художеств, но работу художника тогда не оценили. До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера. Как это часто случалось в мировой истории живописи, гениальность произведения А. А. Иванова оценили только после его смерти. Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принес его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву, в дом Пашкова, где для картины был построен специальный павильон. При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею, однако там не оказалось зала для размещения такого масштабного полотна. Велись дебаты, куда поместить картину, в проекте здания на Крымском Валу был запланирован зал для картины Иванова, но в итоге решили пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас.

Голова Христа. 1840-еОбразы в картине «Явление Христа народу»

В композиции картины «Явление Христа народу» большое количество «двойников» и «антиподов». Почти все фигуры парные, и это усиливает впечатление от образов. Группа апостолов противопоставляется группе фарисеев, молодость — старости, богатство — бедности.

По мере того как Иванов углублялся в работу над этюдами, эта картина приобретала для него все больше значение. Художник начал понимать, что дело не в способности писать прямо с натуры или по памяти, а в том, что направляет его, для чего он это делает, каким образом сумеет донести свои мысли до зрителя.

Главная идея полотна «Явление Христа народу» — тема выбора пути, которая впервые прозвучала в русском искусстве и потом еще долгое время многократно повторялась в различных ее аспектах, питая собой новые поколения художников. Главное место в этом произведении отводится созданию образов людей, которые встречают Спасителя. Иванов делает некий срез общества, показывая социальные различия между людьми и различия их духовного состояния. Образы в картине не просто толпа и вовсе не случайные люди. Модели подбирались художником на протяжении длительного времени. Многие образы представляют собой синтез этюдов с натуры, фресок великих итальянских мастеров и гипсовых голов. Несмотря на такую большую обобщенность, Иванов смог удержать и индивидуальность каждого образа. Художник много наблюдает, изучает поведение и привычки людей, но главная его цель — заглянуть в глубины человеческой души, показать, какова реакция конкретных людей на приход Спасителя. При этом художник, изображая историческое событие и стремясь к его достоверности, ставит тот же вопрос и перед своими современниками: а каково ваше отношение к приходу Спасителя в этот мир? Вопрос актуален до тех пор, пока живо человечество, отсюда вытекает одна из главных загадок картины: как далеко от зрителя находится Христос.

Персонажи картины дают представление о различном отношении людей к этой встрече. Глядя на них, можно о каждом сказать достаточно много: как он жил до этого момента, кем является сейчас. Художник, показывая в картине социальные различия людей, пользуется минимумом атрибутики. Некоторые фигуры вовсе обнажены, но при этом не возникает никаких сомнений по поводу того, кто какое место занимает в обществе, что собой олицетворяют. Художник достигает выразительности, используя только человеческие тела, позы, пространственное положение в композиции, выражение лица.

Композиционные особенности и образ Христа

Все то время, что художник работал над своим произведением, он искал наиболее удачное композиционное решение, и это, несомненно, связано с расстановкой смысловых акцентов.

Первоначально автор отдает главное место в композиции Иоанну Предтече (это связано с тем, что Иванов олицетворяет художника с пророком), и лишь позднее на первый план выходит Христос. С этого момента картина приобретает новые смысловые акценты: на первый план выступает тема выбора пути.

Парадокс в том, что фигура Спасителя небольшая, но при этом центральная, притягивающая. Такой эффект достигается тем, что художник отделяет фигуру Спасителя от основной массы изображенных людей.

Привлекает внимание зрителя к фигуре Христа и само построение композиции, движение взгляда по кругу. Оно выстроено таким образом, что условно его можно разделить на две группы: движение от Спасителя и к Нему. В группе апостолов, в которой юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее — Андрей Первозванный и Нафанаил и которую возглавляет Иоанн Креститель, видно активное движение в сторону Спасителя. Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ, идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. Усиливает этот эффект и то, что большинство фигур смотрят на Спасителя или на Иоанна Предтечу, а Иоанн указывает руками на Христа.

Спаситель на картине Иванова погружен в свои собственные раздумья, ни на кого не смотрит, ни на что не обращает внимание. Это единственный образ в картине, который никак не взаимодействует с окружающим пространством. Такое визуально-пространственное отделение подчеркивается внутренней отрешенностью.

Художник избегает каких-либо признаков мистицизма, он изображает только исторические факты. В самом начале работы над картиной А. А. Иванов еще пытался прислушиваться к советам отца, который предлагает изобразить Христа в облаке и с кружащим голубем над ним, но после нескольких эскизов отказался от такого решения. При этом одежды Спасителя остаются каноническими, синего и красного цветов, а его образ не имеет двойника.

Голова в повороте «дрожащего». 1840-е

«Смотрящий» и «дрожащие отец и сын»

Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын». Здесь звучит тема наготы. «Смотрящий» — это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире. Хоть юноша и не одет, можно без труда определить его социальное положение: с первого взгляда видно, что это человек не бедный. Это можно определить по его красивой нежной коже, по гладко уложенным золотистым кудрям, по изящному движению руки, которая отодвигает упавшие пряди волос с лица, чтобы они не мешали видеть. Юноша завороженно смотрит на Христа: это аллегория того, что мир античности тоже примет Спасителя.

В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын», и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы. На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат? Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены. Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу. Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:9,10). Вот о каком понимании наготы здесь идет речь. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии. И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя.

Две головы в повороте «сомневающегося». Конец 1830-х – 1840-е годы«Сомневающийся», или Нафанаил

«Сомневающийся» на полотне находится в группе апостолов. Это крайняя фигура, и на ней останавливается движение. Интересна история создания образа. От явной сатиры в первоначальных эскизах («сомневающийся» был изображен в образе курчавого беса) до красивого лица, полностью соответствующего античным образцам. В конечном итоге «сомневающийся» один из самых красивых. Этот образ словно состоит из одних лишь сомнений. Голова опущена и слегка наклонена, глаза смотрят вниз, руки спрятаны под одеждой, которую покрывают мелкие складки, словно бы это дрожь сомнений. Создается впечатление, что человек качается от дуновения ветра. Место положение «сомневающегося» тоже о многом говорит: он расположен с краю картины, у дороги, сомневаясь, идти за Христом или нет.

Голова Иоанна Крестителя. 1840-еИоанн Креститель

Основой для этого образа послужила женская модель. Иванов пишет этюд с молодой исхудавшей женщины с длинным горбатым носом, сильно выступающими скулами, лихорадочно блестящими глазами. Но полностью это не может удовлетворить художника, и он пишет этюд юноши, а затем сливает два этюда в один образ. Формируя персонаж Иоанна Предтечи, Иванов добавляет туда черты Зевса Отриколи (поворот головы Иоанна Крестителя). Черты Зевса Отриколи придают образу мужественность.

Фигура Иоанна Крестителя — второй смысловой центр композиции после Христа. Для того чтобы акцентировать внимание на Иоанне Крестителе, Иванов увеличивает его в размере, а благодаря воздетым вверх рукам фигура кажется еще больше. Иоанн возвышается над людьми, он воплощает в себе образ аскетичный, суровый, в полном согласии с евангельским описанием: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Матф. 3:4).

Рот Иоанна слегка приоткрыт, что отсылает к тексту Евангелия — «глас вопиющего в пустыне». В противовес ему — крепко сомкнутые губы фарисеев. В руке Иоанн Предтеча держит крест. Этим автор указывает на Крестную смерть Спасителя. Подобная аллегория и всадники с копьями. Художник делает акцент на то, что Христос, идя к людям, выбирает путь добровольных мучений и смерти.

Путешественник. 1840-е

Автопортрет, или странник

В картину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова. Традиция писать автопортреты в своих полотнах не нова, этот прием широко использовался мастерами Возрождения. Иванов изобразил себя в образе странника, или путешественника. Иными словами, в образе постороннего наблюдателя. «Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции. Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. Он словно пытается запомнить каждую деталь всего происходящего, чтобы потом все это воссоздать в своем полотне.

Фигура «ближайшего ко Христу» (Гоголь). Фрагмент эскиза-варианта (из собрания К.Т. Солдатенкова). Конец 1830-хПортрет Н. В. Гоголя, или «ближайший ко Христу»

А. А. Иванов и Н. В. Гоголь были друзьями. Художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. В то же время в картине появляется еще один интересный персонаж — его принято называть «ближайший ко Христу». Это прямой портрет Гоголя. В картине «Явление Христа народу» Гоголь предстает перед нами в совершенно новом облике и занимает особое место. Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. Иванов помещает Гоголя ближе всех к Христу, тем самым стремясь отразить его набожность. Как и себя, Иванов изобразил Гоголя в образе странника. «Ближайший ко Христу» резко выделяется из окружающих его людей непокрытой головой и простой одеждой — темной на светлом фоне. Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой. «Ближайший ко Христу» не движется с потоком толпы, он мысленно продолжает движение Христа, и создается впечатление того, что Гоголь пришел с той стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь с Ним по цветовым пятнам одежды. Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего ко Христу» идет старик, который в одной руке держит посох, а другой указывает на Гоголя. Так А. А. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя в русской культуре.

Обнаженный юноша и рабРаб и господин

В центральной части композиции, на берегу реки сидят двое: седой человек с холеным телом и раб, подающий ему одежду. Раб — одна из самых сложных фигур для толкования. А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа. На картине раб занимает центральное место и повернут лицом к зрителю. Художник изобразил раба в тот момент, когда он, собираясь одеть своего господина, замер, обратив внимание на Иоанна Предтечу. У него измученное лицо с печатью безумия: многолетнее рабство довело этого несчастного человека до такого состояния. Иванов с особой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза. Невозможно предположить, о чем думает раб. На его лице то ли усмешка, то ли надежда, радость и отчаяние, вера и недоверие, ожидание и безнадежность, но он с улыбкой смотрит на Иоанна Предтечу. О рабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Художник поднялся до подлинного трагизма, показав страшный контраст между физическим уродством и душевной красотой этого униженного, скорбящего человека. Это не просто раб евангельского времени, это отражение действительности того времени, в котором жил Иванов: в России еще существовало крепостное право, и его отмена произошла лишь в 1861 году.

Эскиз в венецианских красках. 1839Пейзаж

Образ природы тоже новаторство А. А. Иванова, и заключается оно в преодолении условного и утверждении реального пейзажа. Это своеобразное «очеловечивание» природы, которая отражает душевные переживания художника. Природа здесь помогает раскрыть смысл всего произведения, она подчеркивает тишину, царящую в картине, она неотделима от всего происходящего на полотне. Пейзаж гармонично сочетается с фигурой Христа и раскрывает внутреннее спокойствие. Природа на картине торжественна и величественна, что усиливает значимость исторического момента.

Изображению природы А. А. Иванов придавал большое значение, серьезно и кропотливо искал пейзаж для своей картины. Художник писал этюды каменистого берега, неровной почвы, деревьев, болота, над которым стелется седой туман, дальних гор, окутанных голубой дымкой. Он писал бескрайние просторы, лишь у самого горизонта очерченные цепочкой синих гор, и один-единственный камень, показывая его форму, строение, тяжесть, цвет: серый, лиловый, рыжий. А. А. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе утром, днем, вечером. Учился передавать и самый воздух, а это великое умение. Мы не видим воздуха, кажется, его и нет вовсе. Но воздух, хотя он и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов. Написать природу без воздуха, без перемены в освещении и цвете, которую он дает, значит, написать мертвую, игрушечную природу.

Наталья БЫЧКУНОВА

www.slovoart.ru

А. Иванов «Явление Христа народу» » Выдающиеся художники

А. Иванов "Явление Христа народу"

Есть авторы (писатели, художники, композиторы), которые известны в основном только одним своим произведением, хотя являются создателями многих или нескольких работ. Но эти остальные работы находятся в тени.

Например, писателем одной книги считается А.С. Грибоедов с комедией «Горе от ума», хотя он написал ещё несколько пьес и стихотворений. Или П. Ершов – автор «Конька-Горбунка, А. Милн – автор «Винни-Пуха», А. Саврасов – автор картины «Грачи прилетели» и др.

Так и художник Александр Иванов известен в основном одной своей картиной – «Явление Христа народу». Правда, какой картиной!

О художнике

С.П. Постников. Портрет А. А. Иванова

 

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) – русский художник, в основном автор полотен на библейские и антично-мифологические сюжеты,  представитель академизма в живописи.

А.А. Иванов родился в семье художника Андрея Ивановича Иванова, профессора Императорской Академии художеств, в которую его сын Александр поступил в возрасте 11 лет. Учился под руководством отца. Совершенствовал своё мастерство в Германии и Италии.

Долго готовился к написанию своей главной работы – изображению на большом полотне первого явления Мессии народу, на которое он отдал 20 лет своей жизни.

В 1858 г. художник привёз свою картину в Петербург. Выставка самой картины, эскизов к ней и этюдов была организована в одном из залов Академии художеств и произвела сильное впечатление на общественность. Но через год художник скоропостижно скончался от холеры.

Творчество А. Иванова – пример самоотверженного служения искусству. Он был настолько погружён в работу, что всё внешнее и салонное было для него чуждо.

Александр Бенуа писал: «В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества…».

История создания картины

Идея картины возникла у художника ещё в молодости. Он хотел воплотить в картине историческое значение христианства. Находясь в Италии, А. Иванов начал серьезно изучать религиозную живопись мастеров Возрождения.

Александр Иванов подчеркивал, что пишет именно историческую картину, а не просто религиозную. Он хотел представить евангельский сюжет как факт истории.

Но в Палестину, где происходили события, описанные в Евангелии, он попасть не смог, поэтому обстоятельно изучал всё, что мог найти о ней в книгах. Отыскал недалеко от Рима городок Субиако, который своим расположением на высокой каменистой горе был похож на города Палестины.

Тщательно изучал типажи людей, особенно евреев, посещал синагоги.

Описание картины

Александр Иванов «Явление Христа народу» (1837-1857). Холст, масло. 540 × 750 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Это огромное полотно (обратите внимание на размеры!), оно расположено в отдельном зале Третьяковской галереи.

На полотне изображена сцена из первой главы Евангелия от Иоанна и третьей главы Евангелия от Матфея – крещение народа Иоанном Крестителем. Художник показывает, как воспринимают происходящее разные группы персонажей картины. Зритель видит особенности каждого образа.

Фрагмент картины (Иоанн Креститель)

В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса.

Фрагмент картины (группа апостолов)

Слева от Иоанна изображена группа апостолов: юный порывистый Иоанн Богослов, Пётр, Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, «сомневающийся». Он как бы остановился в неуверенности: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Глаза его опущены вниз, руки скрыты в широких рукавах хитона, вся поза выражает сомнение.

Фрагмент картины (странник)

В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник изобразил себя.

Молодые и старые изображены вместе, как символ молодости и старости человечества, которые всегда идут рядом: в левой части картины старик и юноша выходят из воды. Юноша заинтересован словами Крестителя, он спешит выйти на берег; старик, опершись на посох, тоже увлечён проповедью, но пребывает в раздумье.

Фрагмент картины (хозяин и раб)

В центре полотна – группа «хозяин – раб», о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Величие христианства – в пробуждении Божественного начала в униженных душах.

Фрагмент картины (противники Христа)

Справа изображены противники Христа: левиты, фарисеи-книжники. У них недовольные, хмурые лица. Один человек в ярком коричневом хитоне полуобращён к приближающемуся Христу и как будто желает отойти от этой группы (считается, что образ этого человека написан с Н.В. Гоголя).

Таким образом, очевидно разделение людей на тех, кто движется ко Христу (левая часть картины), и тех, кто от Него уходит (правая часть).

Полотно идейно разделено и по горизонтали: мир человеческий (внизу) и мир Божественный (вверху). В верхней части картины преобладает светлая лазурь неба. В долине – город в дымке. Христос – одновременно и часть гармоничного мира природы, и часть земного мира, наполненного человеческими страстями и страданиями.

www.palitra.co

Семь фактов о картине "Явление Христа народу".

Кажется, судьба Александра Иванова была определена с самого начала - он появился на свет в семье художника Андрея Ивановича Иванова, в 11 лет поступил в Императорскую Академию Художеств, где учился под руководством своего отца. Талантливый мальчик быстро добился успехов - его работы были отмечены двумя серебряными медалями, позже Иванов-младший получил малую золотую медаль за картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора". В 1827 году молодому живописцу была пожалована большая золотая медаль и звание художника XIV класса за картину "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару".Совершенствовать свой талант Иванов уехал за границу - сначала в Германию, затем в Италию. Здесь, в Риме, он копировал легендарную фреску Микеланджело "Сотворение мира" в Сикстинской капелле, делал эскизы на библейские сюжеты, изучал священные тексты, особенно Новый Завет. Увлеченность религиозными сюжетами подтолкнула Иванова замыслить картину о первом появлении Иисуса перед верующими. Пробой пера на эту тематику стала картина  "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине", созданная в 1834 году. За нее художник удостоился звания академика.

Главная картина Александра Иванова "Явление Христа народу" создавалась в течение долгих 20 лет. Это колоссальное по размерам и захватывающее дух по детализации и яркости образов полотно хранится в специальном зале  Государственной Третьяковской галереи. Разглядывать это произведение можно много часов - с разных ракурсов она всегда открывается по-новому, в каждом мазке кисти виден титанический труд художника.

Вот семь самых главных фактов о картине "Явление Христа народу".

1. "Явление Христа народу" должно было стать своего рода отчетом о иностранной стажировке живописца - ведь Императорская Академия Художеств отправила Иванова набираться опыта и совершенствовать технику. Кстати, обучение должно было длиться всего 4 года - но в итоге растянулось на 33 года.

2. По замыслу Иванова, картина должна была "изобразить на лицах весь ход обращенья человека ко Христу". Для того, чтобы добиться подлинности эмоций, художник много времени проводил в церквях, наблюдая за молящимися, он изучал лица евреев, их мимику, выражения лиц в разных обстоятельствах, а потом искал по всей Италии натурщиков, похожих на древних иудеев. Ему было важно создать образы архетипические, но живые, невыдуманные. Вы только посмотрите на человека справа на переднем плане картины - он готовился надеть платье, но услышал благую весть о пришествии Спасителя и позабыл обо всем на свете - зритель практически видит, как у иудея от радости дрожат губы, как напряжен каждый мускул его лица.

3. На проработку всех деталей живописец вообще не жалел сил: он досконально изучил Евангелие, упорно выбирал натуру для пейзажного плана картины. Прежде, чем приступить к большому полотну, Иванов выписал этюды почти всех будущих персонажей, некоторых - даже по несколько раз. Из-за такой скрупулезности художника стали обвинять в лени - деньги на проект заканчивались стремительно, новое финансирование выбивалось с трудом. Но даже голод, лишения и серьезные проблемы со зрением не заставили Иванова пойти на поводу у слабости и ускорить работу в ущерб качеству.

4. Несмотря на обилие деталей и многофигурность, композиция "Явление Христа народу" великолепно сбалансирована. Своеобразный центр полотна - мальчик в синем плаще перед Иоанном Крестителем. Сам Иоанн - своего рода ось, к нему смещается взгляд, на какой бы фигуре он изначально не находился - и затем устремляется за вытянутой рукой - в сторону Спасителя.

5. Близкий друг живописца, писатель Николай Гоголь описал свое впечатление от "Явления Христа народу" так: "Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех видней Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во Имя Того, которого еще никто не видал из народа. Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды. В толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Все, отправляя свей различные телесные движенья, устремляется внутренним ухом к речам пророка, как бы схватывая из уст его каждое слово и выражая на различных лицах своих различные чувства: на одних - уже полная вера; на других - еще сомненье; третьи уже колеблются; четвертые понурили главы в сокрушенье и покаянье; есть и такие, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движеньями, показывается вдали Тот самый, во Имя Которого уже совершилось крещение, - и здесь настоящая минута картины. Предтеча взят именно в тот миг, когда, указавши на Спасителя перстом, произносит: "Се агнец, взъемляй грехи мира!" И вся толпа, не оставляя выражений лиц своих, устремляется или глазом, или мыслию к тому, на которого указал пророк. Сверх прежних, не успевших сбежать с лиц, впечатлений, пробегают по всем лицам новые впечатления. Чудным светом осветились лица передовых избранных, тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, недоумевая, как может один взять на себя грехи всего мира, и третьи сомнительно колеблют головой, говоря; "От Назарета пророк не приходит". А Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твердой стопой уже приближается к людям".

6. Кстати говоря, Гоголю нашлось место на живописном полотне Иванова - художник написал со своего друга одну из фигур купающихся, ближайшую к Христу. Чтобы уловить сходство, лучше рассматривать этюды к картине - в итоговом варианте черты лица купальщика сглажены, он напоминает создателя "Мертвых душ" уже очень отдаленно.

7. Работу над полотном Иванов завершил только в 1857 году. Масштабное полотно ждали с нетерпением - но купить его, к ужасу коллекционеров и особенно Павла Третьякова, было нельзя, так как заказывалось оно Академией Художеств и было уже выкуплено ею. Третьяков начал собирать эскизы "Явления Христа народу". После смерти Александра Иванова картину купил император Александр II и передал ее в дар Румянцевскому музею. В Третьяковку полотно попало только после расформирования Румянцевского музея, в 1925 году.

nadya-petrova.livejournal.com

Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» (описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест

Картину художника Александра Андреевича Ива­нова «Явление Христа народу» (первоначально назы­валась «Явление Мессии») сегодня знают практически все. В зале Третьяковской галереи, где хранится полотно, всегда посетители. Конечно, она поражает не только своими огромными размерами (540 х 750 см). Что же привлекает наше внимание? Библейский сю­жет картины многим сегодня почти не известен или знаком приблизительно. Тем не менее каждый находит в ней что-то близкое для себя.

Человечество на перепутье... Какой выбор возмо­жен для человека? И вот наступает минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались. Здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и греш­ные, те, кто поверил сразу и кто до сих пор сомневает­ся. Потрясены и те и другие. Все взволнованы... В эту минуту решается их судьба.

Как по-разному выражают свои чувства собравшие­ся! Справа люди, уходящие от Христа. Это его будущие гонители — фарисеи. Их головы опущены, на лицах нескрываемая враждебность, взгляд потуплен, губы сомкнуты. Здесь затаилась тревога, сожаление об ухо­дящем прошлом, здесь зреет зловещий умысел. О чём думают в эти минуты встревоженные всадники, пред­ставляющие Великую Римскую империю, империю Власти?

А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тех, кто уже принял крещение в священных водах Иордана, кто искренне покаялся в грехах, пожелал очиститься от них и начать новую жизнь, переполняет чувство радостного ожидания и надежды. Они устре­мились вперёд, готовые воспринять новую истину и пойти за Христом. Среди этой группы людей обращает на себя внимание фигура раба с верёвкой на шее. Скор­чившись на земле и вскинув голову, внимая пропове­дям Иоанна, он в то же время готов услужливо наки­нуть полосатую ткань на изнеженное, холёное тело своего господина. Плачущая улыбка или рыдающий смех, радость или боль запечатлелись на его лице? И только выразительный жест руки хозяина, сидяще­го спиной к зрителям, красноречиво призывает не очень-то доверяться проповедям Иоанна Крестителя.

Но как страстно и самозабвенно звучат его пророче­ские слова! Одетый в грубую овечью шкуру, давно не стриженный, бородатый человек, он стоит, утомлённый долгой дорогой и скитаниями, крепко держась ру­кой за посох. Какая сила духа и убеждённость в его взоре! Как благороден и выразителен его лик! О Цар­стве Небесном он говорит так убедительно, что не по­нять его слов невозможно, не поверить — тем более! И по контрасту с ним — фигура сомневающегося чело­века в голубом хитоне. Чуть отступив в глубину, он пропускает мимо себя идущих за пророком людей. И если руки Иоанна Крестителя вдохновенно подняты вверх, то руки сомневающегося, напротив, спрятаны в широких рукавах хитона. А стоит ли пускаться в неиз­веданный путь? Можно ли до конца верить странным словам неистового пророка?

Свежий утренний ветер разогнал облака, вспенил волны, громким гулом пролетел над голубыми горами, заиграл складками тёмно-синего плаща, нежно при­коснулся к золотистым волосам того, кто идёт по скло­ну холма, едва касаясь стопами земли. Он никуда не спешит, ни на что не взирает. Он, как всегда, сохраняя невозмутимое спокойствие, идёт к людям, несёт в этот мир гармонию и красоту, покой и согласие. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Так о чём же эта картина? Об ожидании справедли­вости, правды, веры в совершенного человека, пони­мающего все нужды и чаяния народа, готового прине­сти себя в жертву ради спасения человечества? Сомне­ния ещё витают в толпе, но люди в который раз поверят и пойдут на поиски счастья, совершенства и истины.

Более двадцати лет работал художник над этой кар­тиной. Она в буквальном смысле была им выстрадана. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы. Известно, что Священный Синод не сразу утвердил тему, которая никогда не была канонизирована в искусстве живопи­си. Поэтому её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы. Многое предстояло художнику решить впервые. Одних этюдов, приготовленных для картины, хватает на целый зал в музее, они могут со­ставить отдельную выставку. Каждый из них — это по­иск оптимального решения. Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоя­тельные работы.

На этой странице материал по темам:
  • Описание картины явление христа народу иванов

  • Иванов "явление христа народу" доклад

  • Какова главная идея картины а а иванова явление христа народу

  • Искусствовед описывает картину явление христа народу

  • Реферат картина явление христа наролу

Вопросы по этому материалу:
  • Какова главная идея картины А. А. Иванова «Явление Христа наро­ду»?

  • Почему А. А. Иванов объединил в единый сюжет момент пророчества Иоанна Крестителя и явление Мессии?

  • Почему неожиданное появление Иисуса произвело столь сильное впечатление на собравшихся на берегу реки Иордан?

  • Почему художник придавал большое значение изображению пейзажа в картине «Явление Христа наро­ду»?

worldofschool.ru

Картины, описание картин — Явление Христа народу, 1837-1857.

Большую часть своей жизни русский художник Александр Иванов провел в Италии. В России вспоминали о нем время от времени, когда в печати появлялись сообщения людей, посещавших его мастерскую в Риме. Посланный за счет Общества поощрения художников, Иванов в благодарность прислал ему свою картину «Явление Христа Марии Магдалине». Она сразу же поставила его в ряд с лучшими русскими художниками и, будучи выставлена в Академии художества, исторгала у зрителей слезы.

В ней, как и в более раннем прекраснейшем произведении «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», были воплощены раздумья художника о преображении человека при соприкосновении с возвышенным, будь то величие человека или красота природы. Отсюда рождается и замысел прославленной картины «Явление Христа народу», работа над которой относится к началу 1837 года.

Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н.В. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. Все хотели видеть ее, но в течение десяти лет двери мастерской Александра Иванова были закрыты для публики. Большие произведения других художников тем временем вывозились из Рима, авторы их становились знаменитыми и богатыми, а Александр Иванов оставался по-прежнему одинок, беден и заточен в своей скромной келье-мастерско й. Перестали даже уже и осаждать его просьбами - пустить посмотреть картину, над которой он трудился в течение двадцати лет.

И вдруг разнеслась по Риму молва об открытии мастерской. Тут-то мастерская художника разом наполнилась народом: начиная от первого князя до самого последнего работника, весь Рим устремился в нее. Художники всех наций и направлений стекались толпами, и уже не было ни о ком разговоров, кроме как о русском художнике Александре Иванове и его картине. Сам маститый и пользовавшийся в то время большим авторитетом П. Корнелиус несколько раз пожимал руку русскому художнику и повторял: «Un valoroso maestro!» («Вы - большой мастер!»). Даже И.Ф. Офербек, который привык видеть в Иванове робкого ученика, внимательно прислушивавшего ся к его советам, «провел несколько часов перед оконченным произведением и только в состоянии был произнести: «Кто бы мог подумать: Иванов нас надул!».

Содержание картины всем более или менее известно. Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит. Бледное, исхудалое лицо Предтечи, его огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной, величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом, и надеждой. На Иоанне Крестителе короткая одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия. Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию. Весть эта произвела сильное волнение среди собравшегося народа, именно этот момент Иванов и изобразил на своей картине.

Зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка, который говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др.), он восклицает: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды, достойные покаяния!» Все вмиг подчиняются его словам и устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Он.

Академик А.Н. Мокрицкий еще в середине прошлого XIX века отмечал, что сюжет, взятый художником для своей картины, есть один из самых высоких, самых священных, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека. Действительно, это не появление обычного странника на пустынной дороге; это момент наступления нового мира.

На первом плане полотна, справа, стоит нагой человек, который уже готовился надеть платье, как вдруг услышал благую весть. Радость и умиление выразились на его лице, а глаза наполнились слезами. Рядом с ним стоит отрок со сложенными руками. Еще не вполне понимая значения слов грозного пророка, он с напряженным вниманием и затаенным страхом смотрит на Иоанна. Несколько человек в группе народа повернулись в ту сторону, куда указывает Иоанн, другие же остались стоять, как и прежде. В толпе видны надменно хмурые лица окаменелых сердцем книжников и фарисеев. Далее - кроткие, скорбные женские лица.

Недаром Иванов разыскивал по всей Италии натурщиков, похожих на жителей древней Иудеи, и писал с них бесчисленные этюды на вольном воздухе, при свете солнца. В героях своей картины он хотел видеть не внешнюю красоту, а глубокую правду чувств и характеров. Художник посещал синагоги и церкви, чтобы наблюдать молящихся, потому и находит зритель среди этих людей, собравшихся на каменистом берегу Иордана, под сенью дымчато-зеленой листвы олив, поборников и противников новой веры, колеблющихся и безучастных, надеющихся и любопытных, смелых и робких, злых и добрых, богатых и нищих, закоренелых стариков-упрямц ев и жаждущих истины юношей...

Особое значение придавал Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он «просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок».

На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? И здесь зритель видит могущество рисунка и линий, которыми Иванов изображает Того, кто несет миру свет истины, милосердие и утешение. Ни в одной черте нет противоречия понятиям, почерпнутым из Евангелия, все в Нем изобличает Его божественное происхождение, все говорит о том, что Человек Сей - не от мира сего. Даже неясность в очертаниях лика Христа была намеренна, чтобы не останавливать зрительского воображения.

Христос на картине Иванова направляется прямо к группе «грешников», возглавляемых фарисеями. В первоначальных живописных эскизах Спаситель был изображен идущим навстречу Иоанну, но впоследствии художник изменил направление Его движения. Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Изменив направление движения Спасителя, Иванов драматизировал художественное повествование: движение Искупителя было тем самым наделено значением неумолимо приближающегося приговора.

Иванов трудился над этим полотном двадцать лет. Для таких произведений недостаточно одного гения художника и познаний им искусства, необходимо еще высшее настроение духа и способность неотлучно пребывать с идеей, пока она вполне не созреет в уме и не выразится художественными средствами на полотне. Он отказался от заманчивых надежд славы и богатства, как отшельник, погрузился в созерцание своей идеи и только в окончании труда видел для себя награду.

В последние годы своего пребывания в Риме художник был занят хлопотами. Ему предстояло доставить в Санкт-Петербург холст огромных размеров (высота - 540 см, ширина - 750 см). Кроме того, Иванов решил следовать за своей картиной, поэтому его путешествие из Рима в Петербург было делом хлопотным.

В мае 1858 года картина А. Иванова «Явление Христа народу» наконец прибыла в Петербург. Специальным именным постановлением художнику было предоставлено право самому отыскать подходящее место для экспозиции своего произведения. Его выбор остановился на так называемой «аванзале крещенского подъезда» (Белом зале) Зимнего дворца. Отсюда позднее полотно предполагалось перенести в Испанскую галерею Эрмитажа для всеобщего обозрения. В среду 28 мая 1858 года «Явление Христа народу» было показано членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Никаких отрицательных отзывов со стороны царя или кого-нибудь из его приближенных не последовало, однако через несколько дней всем стало ясно, что картина Иванова «не поразила так двор, как картина Брюллова».

Последствия этого вскоре дали о себе знать. Так, 3 июня Иванова не удостоил принять в Царском Селе гофмаршал императорского двора граф Шувалов, «который был в ту минуту болен и выслал сказать через секретаря, что картина не может оставаться более во дворце и что ее нужно отправить в Академию». 9 июня картина была перенесена в здание Академии художеств и вскоре открыта для обозрения публики. Несколько позже в журнале «Сын Отечества» появился резкий отзыв В. Толбина об этой картине. Официальные академические круги высказали свое резко негативное отношение к картине, утверждая, что автор не оправдал надежд и ожиданий.

Кроме того, по столице поползли слухи, что царь хочет дать за «Явление Христа народу» вместо предполагавшихс я 30 тысяч только 10 или даже 8. От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал. После очередной поездки ко двору, в Петергоф, где его снова не соизволили принять, он слег. А три дня спустя, 3 июля 1958 года, Александр Иванов скончался. Словно в насмешку, через несколько часов после смерти живописца явился посыльный с конвертом из придворной канцелярии и уведомил, что царь приобретает картину за 15 тысяч и милостиво жалует Иванову орден Святого Владимира.

Молодое же поколение отнеслось к художнику и его вдохновенному труду восторженно. Иван Крамской, тогда еще ученик Академии, свои впечатления от картины А. Иванова записал в статье «Взгляд на историческую живопись»; на молодого профессора Академии П. Чистякова встречи с художником и его картина произвели неизгладимое впечатление. Славянофил А.С. Хомяков писал: «Видеть картину Иванова не только наслаждение, но гораздо большее: это событие жизни».

Теперь главное полотно великого мастера выставлено в новом зале Третьяковской галереи, возведенном на месте внутреннего двора. По обе стороны от него, а также в специальном небольшом помещении, расположены многочисленные этюды к нему.

www.art-drawing.ru

Картина "Явление Христа народу" в Третьяковке удостоена особого внимания / Новости культуры / Tvkultura.ru

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» удостоена на этой неделе подчеркнутого внимания. Нет, никакого юбилея, так случилось, как видно по причине плотности событий, что в Третьяковской галерее, где грандиозное полотно хранится, ему сделано сразу два приношения. Картина ведь действительно особенная и отражает, как было сказано о ней еще в XIX веке, явление Христа не народу, а народам, появление его в истории, значение христианства для всей истории.

Одно событие недели – это получение Третьяковской галереей в дар полотна художника Эрика Булатова «Картина и зрители». Современного художника беспокоило то, что у картины, которую он считает основополагающей для русского искусства XIX века, потерян прямой контакт с современным зрителем. Несколько лет ушло у художника на замысел, на подготовку изобразительного материала, на окончательное исполнение живописного полотна. Шесть лет назад работа была завершена. И вот она – в Третьяковской галерее, подарена музею Благотворительным фондом Владимира Потанина. И это событие поддерживает программу пополнения коллекции музея произведениями современников, программу прямо продолжающую дело Третьякова. Он ведь приобретал именно работы своих современников.

Эрик Булатов считает любую картину универсальной художественной моделью, а именно демонстрацией того, как противостоят друг другу плоскость и бесконечное пространство. Картину Иванова «Явление Христа народу» и в этом смысле можно считать образцовой, она именно отвоевывает огромное пространство, с которым так любят работать современные художники. Павел Каплевич, один из них, еще и театральный художник к тому же, чувствующий пространство, буквально проник внутрь ивановского полотна.

Он создал медиапроект под названием «ПроЯвление», в котором завел разговор с полотном Иванова. Да так, чтобы зрители могли, как он сам сказал, сравнить ощущения от предложенного мною диалога. Каплевич говорит, что в данном случае размер имеет значение, и его полотно выполнено в размер работы Иванова: 540×750 сантиметров. И это именно полотно, ткань, хрупкая материя минимальной плотности и максимальной чувствительности материя. Художник использовал свой опыт высокомолекулярной обработки тканей, которой занимается 15 лет. Этот способ позволяет преобразовывать один материал в другой, поэтому Ивановские образы перетекают из одного состояния в другое, предстают то гобеленом, то фреской, то гипсовым рельефом. Композитор Александр Маноцков добавил проекту загадочности, он заполнил пространство мистическим звучанием.

Новости культуры

Читайте также:

Художник Павел Каплевич рассказал о своем медиапроекте "ПроЯвления"

Картина "Явление Христа народу" в Третьяковке удостоена особого внимания

Полотно Эрика Булатова "Картина и зрители" теперь − в коллекции Третьяковской галереи

tvkultura.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта