История пастели. Пастель картина


ИСТОРИЯ ПАСТЕЛИ | Путь к искусству

bassano 219x300 История пастели

Якопо Бассано. Старик, смотрящий в небо

В качестве самостоятельного живописного средства пастель получила широкое распространение в 18 веке. Мастера пастели 16-17 веков работали в традициях чистого рисунка.

Сама мягкая пастель была изобретена в начале 16 века заурядным французским художником Жаном Паррелем для быстрых зарисовок военной компании Людовика Х11 в Северной Италии.

Новый сухой художественный материал был высоко оценен Леонардо да Винчи (1452-1519), который использовал пастель для набросков. Современные художники, работающие в этой технике, имеют гораздо более богатую цветовую палитру.

От мела к пастели.

Метод рисования, популярный в 17-18 веках, базировался на «технике трех мелков», включающий использование черного мела, сангины (красного  мела) и белил, которыми работали на тонированной основе.

Портреты и наброски, традиционно исполняемые этими тремя мелками, постепенно стали дополняться пастелью. Около 1665 года французский художник Шарль Лебрен написал пастелью торжественный портрет Людовика Х!V, скрепив тем самым новое художественное средство печатью королевского благоволения.

rozalbo 150x150 История пастели

Розальба Каррьера. Портрет девушки

Первым мастером, работающим исключительно в технике пастели, стала знаменитая венецианская художница Розальба Каррьера (1675-1758). Перейдя от раскрашивания табакерок к созданию пастельных портретов, она стала очень популярной в Италии и Франции.

Пастельные портреты знатных дам в ее исполнении отличались удивительной утонченностью. Художница им ела огромный успех и получала заказы на портреты пастелью со всей Европы. Только в 1720 году, приехав в Париж, она создала за год, как считается, не менее пятидесяти портретов.

К тому времени в Париже стараниям и французского художника Жозефа Вивиана (1657-1735) пастель была утверждена в качестве художественного средства для создания портретов, но именно Розальба Каррьера оказала влияние на развитие портретного жанра в этой технике.

Слава художницы не утихла даже много лет спустя после ее смерти. В результате к 1780 году в Париже работало уже более 2500 художников-пастелистов.

Кантен де Латур

В 18 веке наиболее известными авторами пастельных портретов были французкие художники Морис Кантен де Латур (1704-1788) и Жан Батист Перроно (1715-1783).Обратившийся к пастели вслед за Каррьерой, Латур довел возможности этого художественного средства до совершенства. Его психологические портреты отличаются проницательностью и одухотворенностью. Преданность своему делу сделала его манеру академической, а по его работам можно изучать пастельную технику во всех ее проявлениях.

Импрессионизм

kasset 150x150 История пастели

Мари Кэссет.Спящий ребенок

Приход импрессионизма ознаменовал новую эру в истории живописи. Художники сделали эстетически значимой современную жизнь во всех ее проявлениях, а также экспериментировали с цветом, запечатлевая все его изменения под влиянием подвижной световоздушной среды.

Пастель оказалась средством, идеально отвечающим стремлением импрессионистов к прозрачности цвета и передачи свежести первого впечатления.

Эжен Делакруа (1798-1863), блестящий колорист, был одной из выдающихся личностей начала 19 века, оказавший сильное влияние на многих художников младшего поколения. Он обращался к пастели в своих пейзажных этюдах и зарисовках для крупномасштабных студийных композиций.

К пастели обращались такие выдающиеся мастера импрессионизма, как Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Берта Моризо (1841-1895), Эдгар Дега (1834-1917), Эдуар Мане (1832-1883) и Мэри Кэссет (1845-1926).

Наибольший вклад в развитие техники пастели внес Эдгар Дега, посвятивший этому уникальном у средству всю жизнь. Цветовой строй его работ поражает изысканностью и неожиданностью сочетаний. Открыв для себя красочный и неповторимый мир театра, художник оставался ему верен до конца жизни.

Наследие ХХ века

В 1870 году в Париже было основано Общество художников-пастелистов, и уже в 1880 году в Лондоне состоялась первая выставка Общества. Среди известных художников, обращавшихся к пастели, можно назвать Пьера Огюста Ренуара (1841-1919), Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901), Эдуара Вюйяра (1868-1940) и Джеймса Уистлера (1834-1903).

Многие художники ХХ века использовали пастель в качестве дополнительного, а не основного художественного средства.

Исключением является современный художник Р.Б.Китай (р.1932), большая часть пастелей которого отражает переживания человека и обращение его внутреннего мира к красоте и возвышенности.

Источник;Р.Смит,М.Райт,Д.Хортон «Школа изобразительного искусства»

way-art.ru

Художественная пастель и её свойства |

Сухая пастель

Пастель для рисования — это художественный материал, состоящий из чистого порошкообразного пигмента (краски) и связующего вещества, удерживающего пигменты вместе. Пигмент в составе пастели — это тот же пигмент, который применяется при изготовлении художественных красок. Все компоненты тщательно перемешиваются (с добавлением воды) до тестообразного состояния, формуются и высушиваются. Технология изготовления пастели (соотношение составных частей, время сушки и т.д.) обычно не разглашается производителем.

Пастельные палочки часто называют пастельными мелками, но это не мел, основу которого составляет карбонат кальция. Мел может добавляться при изготовлении пастели для получения более светлых оттенков, но большинство производителей художественной пастели используют для этой цели заменители мела (например каолин, литопон).

Качество пастели определяется тем, насколько мелкие частицы пигмента входят в её состав, однородностью перемешанной массы, а также соблюдением времени и температуры сушки. Готовая качественная пастель не должна иметь крупные включения, которые могут повредить бумагу и оставлять следы.

Так как в пастели нет составляющих, которые могут окисляться, картины не растрескиваются, не выцветают с течением времени и сохраняют первоначальный цвет много десятилетий. Благодаря тому, что сухая пастель оставляет на бумаге бархатистые штрихи с мягкими и рыхлыми краями, картины, выполненные пастелью, имеют особую «пастельную мягкость».

Картины, выполненные пастелью, требуют бережного отношения, так как при ударе пастель может слегка осыпаться, а при соприкосновении с другими предметами (например рукой) смазаться. Поэтому законченные картины всегда защищаются стеклом, см. Как хранить пастельные работы. Несмотря на то, что пастель обладает очень высокой светостойкостью, не стоит вешать картину под прямыми солнечными лучами. Не рекомендуется также держать её во влажном помещении. Если вы будете соблюдать эти рекомендации, то картины пастелью будут вас радовать много-много лет.

elenafineart.ru

Разговор о пастели - Живопись. Фотография. Дизайн.

Якушев М. Гроза идет. Бумага. Пастель.

Рассказ этот – о Пастели: редкой и удивительной художественной технике, которую часто называют «падчерицей графики и живописи». Называют люди несведущие (хотя среди них, к сожалению, встречаются и журналисты, и даже искусствоведы). А вот художники, работающие с пастелью, скорее скажут, что она – любимое дитя, унаследовавшее от своих именитых родителей их лучшие качества.

История пастели как самодостаточного материала в живописи насчитывает около 300 лет. После Леонардо почти все великие художники так или иначе отдали ей должное (собственно, сангина, сепия, соус – та же пастель).

Но случилось так, что за несколько столетий своей жизни Пастель не единожды претерпевала периоды расцвета и забвения. К сожалению, существовавшее во все времена ложное мнение, что она – слишком хрупкая и капризная барышня, любящая тишину, покой и сумрак; боящаяся даже шагов посетителей музея, всё-таки сыграло свою роль – роль злой мачехи, которая пытается скрыть обаяние своей падчерицы за неприглядным платьем и пятнами золы на щеках…

Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры привлекала самых талантливых и именитых мастеров во все времена. В России это А.Венецианов, О.Кипренский, И.Крамской, И.Левитан, В.Серов, Б.Кустодиев, В.Борисов-Мусатов, М.Врубель Н.Рерих, М.Чюрлёнис. За рубежом – Эжен Делакруа, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега…И всё же это были лишь отдельные работы, в которых уникальные достоинства пастели приоткрывались только отчасти, далеко не в полной мере… Пастель часто использовалась для эскизов, набросков – и причиной тому был, прежде всего, миф о хрупкости и недолговечности пастели. Суровые революционные времена и настроения тоже отнюдь не способствовали развитию столь нежного и аристократического искусства. «На балу » царствовала масляная живопись, а трудолюбивая очаровательная Золушка-Пастель в это время исполняла свой изящный танец на лесной полянке, где её могли видеть только птицы и облака…

Рафаэль Кадыров. В последний путь. Бумага. Пастель.

Рафаэль Кадыров. В последний путь. Бумага. Пастель.

Однако история искусства подтверждает, что пастель тлену времени не подвержена. Ведь она состоит из того самого минерального пигмента, который является первоосновой всех известных натуральных красок. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Пожалуй, ее единственный недостаток – не терпит прикосновений (на холсте или бумаге она не «застывает», а продолжает жить…). Поэтому пастельные работы требуют хранения под стеклом – но это такая маленькая жертва, когда любишь…

И все же пастель – живопись для избранных, как художников, так и зрителей. Почему?

Ее волшебство потаенно и для многих непривычно; постигается больше не разумом, а душой. Пастель интимна и нежна – не случайно в наш обиход вошло словосочетание «пастельные тона»… Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства умирают… Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении.

В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели, которые доводилось видеть – это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь»… Отсюда – бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. И это – в сочетании с удивительным ее свечением, призрачностью, сказочностью. Это впечатление тихого рассвета, когда мы еще не видим солнечного диска, но все вокруг уже наполнено магическим сиянием.

Якушев С. г. Стерлитамак. Зимний вечер. Бумага. Пастель.

Якушев С. г. Стерлитамак. Зимний вечер. Бумага. Пастель.

Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков. Она и в самом деле и графична, и очень живописна! В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Еще один маленький секрет для непосвященных…

Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу – так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев – ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Вы видели когда-нибудь в мастерской художника истёртые рабочие кисти? А теперь представьте работу чувствительных подушечек пальцев по грубой, фактурной бумаге или даже абразивному слою, который мы используем почти всегда, потому что он лучше удерживает пигмент… И все-таки – близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему…

Эти работы, безусловно, требуют очень хорошего освещения – тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности… Лучше всего – дневной свет, но – рассеянный, падающий по касательной… При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения – и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает… При достойном освещении пастель оживает, как юная девушка весной, сбросившая тяжелые зимние одежки, согретая солнцем и надеждой, тихим ожиданием праздника.

Да, Пастель требует Любви к себе, но она ее и возвращает…

Есипова Анна Станиславна. Осеннее настроение. Бумага. Пастель.

Есипова Анна Станиславна. Осеннее настроение. Бумага. Пастель.

Пожалуй, оценить по достоинству пастель может тоже не каждый… К счастью, люди, одарённые тонким восприятием и отменным художественным вкусом, не хотят лишать себя удовольствия созерцать тихое сияние Пастели и её магическую прелесть!.. К тому же, новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

Итак, Пастель начинает свои первые «выходы в свет»… Ещё робкая, застенчивая, что-то утратившая из-за периодов долгого забвения; пока недооценённая и не заблиставшая всей возможной красотой…

Но о ней уже говорят как о прекрасной пленительной незнакомке, покоряющей самые искушённые души!.. Пастель становится модной не только в Европе, но и у нас в России. Существует интригующее мнение авторитетных искусствоведов: в ближайшее время рождение новых шедевров следует ожидать именно в этой живописной технике!

Пастель ждет своего зрителя-Созерцателя, способного смотреть подолгу, вглубь; уходить в картину и путешествовать по ней… Ему она подарит тепло, свет и покой… Ощущение Полета… Вкус к Жизни и Вдохновение…

artageless.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта