Николай Петрович Богданов-Бельский, 1868-1945-русский художник. Картина рачинского


Картина «Устный счет» Богданова-Бельского | Блог 4brain

картина-устный-счет

Полное название знаменитой картины, которая изображена выше: «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». Это картина русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского была написана в 1895 году, а сейчас висит в Третьяковской галерее. В этой статье вы узнаете некоторые подробности об этом известном произведении, кто такой был Сергей Рачинский, и самое главное — получите верный ответ на задание, изображенное на доске.

Краткое описание картины

На картине изображена сельская школа XIX века во время урока арифметики. У фигуры учителя есть реальный прототип — Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета. Сельские школьники решают очень интересный пример. Видно, что он дается им непросто. На картине над задачей думают 11 учеников, но похоже, что только один мальчик догадался, как решать этот пример в уме, и тихо говорит свой ответ на ухо педагогу.

Николай Петрович посвятил эту картину своему школьному учителю Сергею Александровичу Рачинскому, который и изображен на ней в компании своих учеников. Богданов-Бельский очень хорошо знал героев своей картины, так как когда-то сам был в их ситуации. Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С.А. Рачинского, который заметил талант мальчика и помог ему получить художественное образование.

О Рачинском

Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) — российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Продолжая начинания своих родителей, преподавал в сельской школе, даже несмотря на то что Рачинские — дворянский род. Сергей Александрович был человеком разносторонних знаний и интересов: в школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию.

В ранний период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя и Льва Толстого, с которыми вёл переписку. В 1880-е года он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей соперничать с земской школой. Рачинский пришёл к выводу, что важнейшая из практических потребностей русского народа — это общение с Богом.

Что касается математики и счета в уме, Сергей Рачинский оставил в наследие свой знаменитый задачник «1001 задача для умственного счета», некоторые задания (с ответами) из которого вы сможете найти по данной ссылке.

Подробнее о Сергее Александровиче Рачинском читайте на странице его биографии в Википедии.

Решение примера на доске

Существует несколько способов решения выражения, написанного на доске на картине Богданова-Бельского,. Перейдя по этой ссылке, вы найдете четыре различных решения. Если в школе вы учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего задача на доске не вызовет у вас особого труда. Это выражение равно: (100+121+144+169+196) разделить на 365, что в итоге равно 730 разделить на 365, то есть «2».

Кроме того, у нас на сайте в разделе «Устный счет» вы можете познакомиться и с другими задачами Сергея Рачинского, и узнать, что такое «последовательность Рачинского». И именно знание этих последовательностей позволяет решить задачу в считанные секунды, ведь:

102+112+12 2= 132+142 = 365

Юмор и пародийные интерпретации

В наши дни школьники уже не только решают некоторые популярные задачи Рачинского, но и пишут сочинения по картине «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», что не могло не отразиться на желании школьников пошутить над произведением. Популярность картины «Устный счет» отражена в многочисленных пародиях на нее, которые можно найти в Интернете. Вот лишь некоторые из них:

пародия-1пародия-2пародия-3пародия-4

4brain.ru

История одного шедевра. Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского»

 

Знаменитый русский художник НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ

 написал уникальную и невероятно жизненную историю в 1895 году. 

Произведение называется «УСТНЫЙ СЧЁТ»,

 а в полной версии

«УСТНЫЙ СЧЁТ. В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ С.А.РАЧИНСКОГО».

Картина написана маслом по холсту, на ней изображена сельская школа 19 века во время урока арифметики. 

Простой русский класс, дети одеты в крестьянскую одежду: лапти, штаны и рубахи. Всё это очень гармонично и лаконично вписывается в сюжет, ненавязчиво неся миру тягу к знаниям со стороны простого русского народа.

 Школьники решают интересный и сложный пример на решение дроби в уме.  Они находятся в глубокой задумчивости и поиске верного решения. Кто-то думает у доски, кто-то стоит в сторонке и пытается сопоставить знания, которые помогут при решении задачи. Дети полностью поглощены поиском ответа на поставленный вопрос, они хотят доказать себе и миру, что могут это сделать.

 На полотне изображено 11 человек детей и только один мальчик тихо шепчет учителю на ухо, возможно правильный ответ.

Рядом стоит учитель, реальный человек, Сергей Александрович Рачинский – знаменитый ботаник и математик,  профессор Московского университета.  На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления.

Тёплая цветовая гамма несёт доброту и простоту русского народа, здесь нет зависти и фальши, нет зла и ненависти, дети из разных семей с разным достатком собрались воедино для принятия единственно верного решения.

  Этого очень не хватает в нашей современной жизни, где люди привыкли жить совсем по другому, не считаясь, с мнением окружающих.

 Николай Петрович Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского посвятил картину эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, своему учителю, великому гению математики, которого хорошо знал и уважал. 

Сейчас картина находится в Москве в Третьяковской галерее, будете там, обязательно взгляните на перо великого мастера.

Задача, изображенная на картине, не могла быть предложена ученикам стандартной начальной школы: в программе одноклассных и двуклассных начальных народных училищ не предусматривалось изучение понятия степени.

Однако Рачинский не следовал типовому учебному курсу; он был уверен в отличных математических способностях большинства крестьянских детей и считал возможным существенное усложнение программы по математике.

РЕШЕНИЕ

Первый способ

Для того чтобы решить это выражение существует несколько способов. Если вы в школе учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего она не вызовет у вас особого труда.

Это выражение равно: (100+121+144+169+196) разделить на 365, что в итоге преобразовывается в частное 730 и 365, что равняется: 2. Чтобы решить пример этим способом вам могут пригодиться навыки внимательности и умение держать в уме несколько промежуточных ответов.

 Второй способ 

Если вы в школе не учили значения квадратов чисел до 20, то вам может пригодиться простой способ, основанный на применении опорного числа. Этот способ позволяет просто и быстро перемножать два любых числа, меньшие 20. Способ очень прост, нужно к первому числу прибавить единицу второго, умножить эту сумму на 10, а затем прибавить произведение единиц. Например: 11*11=(11+1)*10+1*1=121. Остальные квадраты находятся также:       12*12=(12+2)*10+2*2=140+4=144

         13*13=160+9=169

         14*14=180+16=196

Затем, найдя все квадраты, задание можно решить так же, как показано в первом способе.

 Третий способ 

Еще один способ предполагает использовать упрощение числителя дроби, основанное на использовании формул квадрата суммы и квадрата разности.

Если попытаться выразить квадраты в числителе дроби через число 12, то получим следующее выражение. (12 - 2)2 + (12 - 1)2 + 122 + (12 + 1)2 + (12 + 2)2 . Если вы хорошо знаете формулы квадрата суммы и квадрата разности, то вы поймете, как это выражение легко привести к виду: 5*122+2*22+2*12, что равняется 5*144+10=730. Чтобы 144 умножить на 5 достаточно просто поделить это число на 2 и умножить на 10, что равняется 720. Потом это выражение делим на 365 и получаем: 2.

 Четвертый способ решения

Также эту задачу можно решить за 1 секунду, если вы знаете последовательности Рачинского. 

в ряду двузначных чисел – у первых пяти его представителей – есть удивительное свойство. Сумма квадратов первых трех чисел ряда (10, 11 и 12) равна сумме квадратов следующих двух (13 и 14). И равняется эта сумма 365. Легко запомнить! Столько дней в году. Если год не високосный. Зная это свойство, ответ можно получить за секунду. Без всякой интуиции…

  Трудно сказать, какой из предложенных способов расчета наиболее прост: каждый выбирает свой исходя из особенностей собственного математического мышления.

Работая в сельской школе,

Сергей Александрович Рачинский вывел в люди:

 Богданова И. Л. — инфекциониста, доктора медицинских наук, члена-корреспондента АМН СССР;

 Васильева Александра Петровича (6 сентября 1868 — 5 сентября 1918) — протоиерея, духовника царской семьи, пастыря-трезвенника, патриота-монархиста;

 Синева Николая Михайловича (10 декабря 1906 — 4 сентября 1991) — доктора технических наук (1956), профессора (1966), заслуженного  деятель науки и техники РСФСР. В 1941 — заместителя  главного  конструктора по танкостроению, 1948-61 — начальника  ОКБ на Кировском заводе. В 1961-91 — заместителя  председателя государственного  комитета  СССР по использованию атомной энергии, лауреата Сталинских и Государственных  премий (1943, 1951, 1953, 1967)  и многих других.

 С.А. Рачинский (1833-1902), представитель древнего дворянского рода, родился и скончался в селе Татево Бельского уезда, а был меж тем членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, посвятившим свою жизнь созданию русской сельской школы. В мае минувшего года исполнилось 180 лет со дня рождения этого выдающегося русского человека, подлинного подвижника, неутомимого делателя, забытого сельского педагога и поразительного мыслителя.

  У которого Л.Н. Толстой учился строить сельскую школу,              

            П.И. Чайковский получал записи народных песен,

                             а В.В. Розанов был духовно наставляем в вопросах сочинительства.

 К слову, автор упомянутой выше картины Николай Богданов - Бельский вышел из бедноты и был учеником Сергея Александровича, создавшего за тридцать лет на свои средства около трех десятков сельских школ и на свои же средства помогавшего профессионально реализоваться наиболее ярким своим ученикам, которые становились не только сельскими учителями (около 40  человек!) или художниками-профессионалами (3 воспитанника, включая Богданова), но и законоучителя  царских детей, выпускника Петербургской духовной академии протоиерея Александр Васильев, и монахом Троице-Сергиевой лавры, как Тита (Никонова).

Рачинский строил в русских деревнях не только школы, но и больницы, крестьяне Бельского уезда величали его не иначе как «отец родной». Стараниями Рачинского в России были воссозданы общества трезвости, объединившие к началу 1900-х десятки тысяч человек по всей империи.

Сейчас эта проблема еще более актуализовалась, к ней приросла теперь и наркомания. Отрадно, что и трезвенническая стезя просветителя снова подхвачена, что снова появляются в России общества трезвости имени Рачинского

Русские педагоги-подвижники смотрели на учительство как на святую миссию, на великое служение благородным целям подъема духовности в народе».

 «Майский человек» Сергей Рачинский ушел из жизни 2 мая 1902 г. На его погребение съехались десятки священников и учителей, ректоры духовных семинарий, писатели, ученые. За десятилетие перед революцией о жизни и деятельности Рачинского было написано более десятка книг, опыт его школы использовался в Англии и в Японии. 

rusmuseumvrm.ru

Трудная задача / math5school.ru

 

Картина русского художника-передвижника, академика живописи Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945)

Устный счёт

Картина русского художника-передвижника, академика живописи Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945) "Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского" известна многим. На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме. 

Учитель – реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833–1902), ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

Однако, при всей известности картины мало кто из видевших её вникал в содержание той "трудной задачи", которая на ней изображена. Состоит она в том, чтобы устным счетом быстро найти результат вычисления: 

102 + 112 + 122 + 132 + 142
365

Талантливый педагог культивировал в своей школе устный счет, основанный на виртуозном использовании свойств чисел.

 

Картина Богданова-Бельского

 

Числа 10, 11, 12, 13 и 14 обладают любопытной особенностью:

102 + 112 + 122 = 132 + 142.

Действительно, так как

100 + 121 + 144 = 169 + 196 = 365,

то легко рассчитать в уме, что воспроизведенное на картине выражение равно 2.

Википедия для подсчета значения числителя предлагает следующий способ:

102 + 112 + 122 + 132 + 142 =

= 102 + (10 + 1)2 + (10 + 2)2 + (10 + 3)2 + (10 + 4)2 =

= 102 + (102 + 2·10·1 + 12) + (102 + 2·10·2 + 22) + (102 + 2·10·3 + 32) + (102 + 2·10·4 + 42) =

= 5·100 + 2·10·(1 + 2 + 3 + 4) + 12 + 22 + 32 + 42 =

= 500 + 200 + 30 = 730 = 2·365.

Как по мне, – слишком мудрено. Проще поступить иначе:

102 + 112 + 122 + 132 + 142 =

= (12 – 2)2  + (12 – 1)2 + 122 + (12 + 1)2  + (12 + 2)2 =

= 5·122 + 2·4 + 2·1 = 5·144 + 10 = 730,

а далее уже

Приведенные рассуждения вполне можно осуществить устно – 122, конечно, нужно помнить, удвоенные произведения квадратов двучленов слева и справа от 122 взаимно уничтожаются и их можно не считать, а 5·144 = 500 + 200 + 20, – не сложно.

Воспользуемся этим приемом и устно найдем сумму:

482 + 492 + 502 + 512 + 522 = 5·502 + 10 = 5·2500 + 10 = 12510.

Усложним:

842 + 872 + 902 + 932 + 962 = 5·8100 + 2·9 + 2·36 = 40500 + 18 + 72 = 40590.

 

Ряд Рачинского

Алгебра дает нам средство поставить вопрос об этой интересной особенности ряда чисел

10,  11,  12,  13,  14

более широко: единственный ли это ряд из пяти последовательных чисел, сумма квадратов первых трех из которых равна сумме квадратов двух последних?

Обозначив первое из искомых чисел через x, имеем уравнение

x2 + (х + 1)2 + (x + 2)2 = (x + 3)2 + (x + 4)2.

Удобнее, однако, обозначить через х не первое, а второе из искомых чисел. Тогда уравнение будет иметь более простой вид

(x – 1)2 + x2 + (x + 1)2 = (x + 2)2 + (x + 3)2.

Раскрыв скобки и сделав упрощения, получаем:

x2 – 10x – 11 = 0,

откуда

х1 = 11, x2 = –1.

Существуют, следовательно, два ряда чисел, обладающих требуемым свойством: ряд Рачинского

10,  11,  12,  13,  14

и ряд

–2,  –1,  0,  1,  2.

В самом деле,

(–2)2 +(–1)2 + 02 = 12 + 22.

 

Два!!!

Закончить я хотел бы светлыми и трогательными воспоминаниями автора авторского блога В. Искры в статье О квадратах двузначных чисел и не только о них…

 

Когда-то, в году примерно 1962-м, наша «математичка», Любовь Иосифовна Драбкина, дала эту задачу и нам, 7-классникам. 

Я тогда очень увлекался только что появившимся КВН-ом. Болел за команду подмосковного города Фрязино. «Фрязинцы» отличались особым умением применять логический «экспресс-анализ» для решения любой задачи, «вытягивания» самого каверзного вопроса. 

Быстро посчитать в уме я не мог. Однако, применив «фрязинский» метод, я прикинул, ответ должен выражаться целым числом. Иначе - это уже не «устный счет»! Этим числом не могла быть единица – даже если бы в числителе стояли одинаковые 5 сотен, ответ получался явно больше. С другой стороны, и до числа «3» он явно де дотягивал. 

– Два!!! – выпалил я, на секунду опередив моего друга, Леню Струкова, лучшего математика нашей школы. 

– Да, действительно два, – подтвердил Леня. 

– Как Вы считали? – спросила Любовь Иосифовна. 

– Я никак не считал. Интуиция – ответил я под хохот всего класса. 

– Если не считал – ответ не считается – «скаламбурила» Любовь Иосифовна. Леня, а ты тоже не считал? 

– Нет, почему же, степенно ответил Леня. Надо было сложить 121, 144, 169 и 196. Я попарно сложил числа первое и третье, второе и четвертое. Так удобнее. Получилось 290+340. Общая сумма, включая первую сотню – 730. Делим на 365 – получаем 2. 

– Молодец! Но на будущее запомните – в ряду двузначных чисел – у первых пяти его представителей – есть удивительное свойство. Сумма квадратов первых трех чисел ряда (10, 11 и 12) равна сумме квадратов следующих двух (13 и 14). И равняется эта сумма 365. Легко запомнить! Столько дней в году. Если год не високосный. Зная это свойство, ответ можно получить за секунду. Без всякой интуиции… 

* * * 

…Прошли годы. Наш город обзавелся своим «Чудом Света» – мозаичными картинами в подземных переходах. Переходов было много, картин – еще больше. Темы были самыми разными – оборона Ростова, космос… В центральном переходе, под перекрестком Энгельса (сейчас – Большая Садовая) – Ворошиловский сделали целую панораму об основных этапах жизненного пути советского человека – родильный дом – детский сад - школа, выпускной бал…

На одной из «школьных» картин можно было увидеть знакомую сцену – решение задачи… Назовем ее так: «Задача Рачинского»…

…Проходили годы, проходили люди… Веселые и грустные, молодые и не очень. Кто-то вспоминал свою школу, кто-то при этом «шевелил мозгами»…

Замечательно поработали мастера-плиточники и художники, которыми руководил Юрий Никитович Лабинцев!

Сейчас «ростовское чудо» «временно недоступно». На первый план вышла торговля – в прямом и переносном смысле. Все же, будем надеяться, что в этом расхожем словосочетании – главным является слово «временно»…

 

Источники: Я.И. Перельман. Занимательная алгебра ( Москва, «Наука», 1967), Википедия, авторский блог В.Искры.

 

  <<< Назад

 

math4school.ru

Учимся у Рачинского | Православный портал Покров

Педагогическая методика профессора Московского университета, педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского (1833–1902), подтвержденная многолетней успешной практикой, оказалась востребованной в начале XXI века.

Семья Рачинских

Дед Сергея Александровича Рачинского Антон Михайлович (1769–1825) был первым командиром и шефом гвардии егерского батальона в 1796–1800 гг., впоследствии – генерал-майор, полицмейстер Санкт-Петербурга, тайный советник.

Отец будущего педагога Александр Антонович (1799–1866), крестник государя Павла I, с 18 лет вступил на службу подпрапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк, имел бронзовую медаль на Владимирской ленте, в 1828 г. вышел в отставку. В молодые годы он был дружен с поэтом Антоном Дельвигом и другими литераторами, положил в родовой татевской усадьбе (Оленинский район Тверской области) начало коллекции автографов, картин, рукописей своих великих современников.

Матушка Рачинского Варвара Абрамовна (1810–1891) приходилась родной сестрой поэту Евгению Баратынскому, была великолепно образована и передала детям свои музыкальные и литературные знания и дарования.

Усадьба Рачинских

Усадьба Рачинских

Старший из сыновей Рачинских Владимир Александрович (1831–1888) в 1852 г. окончил юридический факультет Московского университета со званием кандидата наук. Служил секретарем по дипломатической части у графа М.Н. Муравьева в Вильно.

Константин Александрович Рачинский (1838–1909) окончил физико-математический факультет Московского университета, получив степень кандидата наук, после подготовки к профессуре сдал магистерский экзамен и на два года уехал в Гейдельберг пополнить свое образование. Константин Рачинский был почетным мировым судьей, членом губернской земской управы в Конотопском уезде на Черниговщине. С 1894 по 1904 г. он был директором Московского сельскохозяйственного института – нынешней Тимирязевской академии.

Александр Александрович Рачинский (1839–1906) тоже окончил Московский университет. В 1861 г. поступил на службу в 1-й флотский экипаж юнкером и находился в заграничном плавании до 1864 г. После увольнения со службы жил в Маре и занимался сельским хозяйством, несколько раз избирался почетным мировым судьей по Кирсановскому округу. С 1890 г. – управляющий государственными имуществами Гродненской губернии, а затем чиновник особых поручений V класса при министре земледелия и государственных имуществ. Действительный статский советник.

Ольга Александровна Рачинская (1834–1917), как и братья, получила хорошее домашнее образование, знала русскую литературу, несколько иностранных языков. Ее мужем был художник Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов.

Троицкий храм у усадьбы Рачинских

Троицкий храм у усадьбы Рачинских

Варвара Александровна Рачинская (1836–1910), прекрасно образованная, посвятила жизнь устроению сельских школ и лечебниц в Бельском уезде, разделив труды своего брата Сергея. На ее средства содержалось несколько школ и лечебниц. И сама она часто выполняла обязанности сиделки, напоминая своим образом великую княгиню Елизавету, будущую святую. Такие барыни были в нашем уезде.

Сергей Александрович Рачинский (1833–1902) окончил естественный факультет Московского университета, некоторое время работал в архиве Министерства иностранных дел, а в 1856 г., выйдя в отставку, на два года уехал в Германию готовиться к кафедре: работал у Германа Шахта в Берлине и у профессора Маттиаса Якоба Шлейдена в Йене. В то время Рачинский часто встречался с Ференцем Листом, который писал музыку на его стихи. Сделанный тогда перевод русского ученого «Семейной хроники» С.Т. Аксакова вызвал восторженные отклики немецких классиков. Во время путешествия по Бельгии, Италии, Швейцарии, Франции Рачинский изучал вопросы народного образования, в частности – школу И.Г. Песталоцци (1746–1827), знакомился с деятельностью немецкого педагога, профессора Йенского университета Карла Стоя (1815–1885).

Сергей Рачинский Рисунок Богданова-Бельского

Сергей Рачинский Рисунок Богданова-Бельского

Сергей Александрович Рачинский основал и три десятилетия вел сельские школы, тратя на них свои доходы и нажитое имение. В 1882 г. в день своего Небесного Покровителя Преподобного Сергия Радонежского создал Общество трезвости, личным примером отказавшись от винопития. К концу XIX в. Общество насчитывало более тысячи человек. К профессору Рачинскому стали приходить тысячи писем со всей России (хранятся в архиве РНБ), в которых его просили поделиться опытом организации Обществ трезвости. К 1913 г. в России существовало более двух тысяч таких обществ, и состояло в них около полумиллиона человек.

Татевская школа

В 1872 г. С.А. Рачинский, оставив университетскую кафедру физиологии растений, основанную им впервые в России, уезжает в родовое имение Татево Смоленской губернии (ныне Тверской области). За 30 лет ему удалось создать три десятка школ для крестьянских детей. А «труды и дни» учителя запечатлелись в его дневниках, сложились в статьи и сборники, выросли в замечательную книгу «Сельская школа». В ней отразились взгляды образованнейшего человека своего времени на русский крестьянский мир: здесь и восхищение способностями к обучению у крестьянских детей, и благоговение перед нравственными качествами этих ребятишек. «Русский народ, вошедший в пословицу своим сквернословием, в сущности – самый стыдливый народ в мире, – писал Рачинский. – Каждый наш крестьянский мальчик – такой, еще не испорченный русский человек». Книга «Сельская школа» переиздавалась четырежды. За этот труд Академия наук в 1891 г. избрала Рачинского членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности.

В школе Рачинского наряду с арифметикой и грамматикой изучали Закон Божий, церковнославянский язык, разъясняли Псалтирь, давали азы иконописи. Девочек в школе обучали рукоделию, мальчиков – столярному делу. При школе имелся земельный участок, где дети не просто трудились, но изучали основы ведения приусадебного хозяйства, пчеловодство. Рачинский, профессор ботаники, выращивал редкие сорта трав и деревьев, привозимые им со всего мира, и дети могли видеть в Татеве даже смоковницу. Родители, отправляя детей на неделю в школу, давали только муку для выпечки хлеба. Все остальное содержание было за счет Рачинских.

Богданов-Бельский У дверей школы 1897

Богданов-Бельский У дверей школы 1897

Сергей Александрович перенес в сельскую школу свои глубокие не книжные, а философские знания. Среди рукописей сельского учителя есть словарь местных диалектизмов, сборник народных песен, которые он собрал и записал, и даже его собственные ноты, написанные с услышанных у крестьян песен. За этими нотами обращался к Рачинскому П.И. Чайковский.Татевский учитель предварил в своих прогнозах писателей, обидно называемых деревенщиками, которые через полстолетия после Рачинского станут бить тревогу о том, что угасание русской деревни привело к угасанию искусства, падению нравов в обществе, оскудению здоровых народных сил.

А чем созидались эти недюжинные народные силы? Трудом. Учебный день в школе Рачинского начинался с молитвы в 6 часов утра. После завтрака ребята, жившие одной дружной семьей, исполняли хозяйственные обязанности: привозили воду, кололи дрова, убирали школу, помогали кухарке готовить еду. С 9 часов до полудня продолжались уроки, а после обеда школьники отправлялись на прогулку в лес, зимой – кататься с горы. Вечерами Рачинский сам читал детям духовную литературу и мировую классику, затем продолжали чтение старшие ребята.Рачинский, как и Лев Толстой, в своей учебной практике уделял большое внимание школьному сочинительству, учил детей писать стихи и рассказы. Для того чтобы развить мыслительные способности учащихся, татевский учитель придумывал задачи, используя картины церковного и сельского быта, знакомого крестьянским детям. К примеру, такие: «В течение февраля я прочел весь Ветхий Завет. Прочитывал я по 36 страниц в день. Сколько страниц в Ветхом Завете?» Или: «У меня было 15 руб. Хотел я купить на эти деньги 79 аршин ситца, но одной копейки не хватило. Сколько стоит аршин?» Точная наука превращалась для детей в живую игру. Такая увлекательная арифметика вызывает интерес и у сегодняшних учителей и учеников. Задачи и примеры, составившие статью «Арифметические забавы», публиковали в журнале «Народное образование», №3 за 1900 год. Книга Рачинского «1001 задача для умственного счета» выходила и до революции, и в советское время, переиздается она и сегодня.

Богданов-Бельский Воскресные чтения в сельской школе

Богданов-Бельский Воскресные чтения в сельской школе

Сельские дети лет десяти, приходившие в школу, знали нелегкий труд, с малолетства воспитывая младших сестер и братьев, помогая в домашнем хозяйстве, где работы хватало всем. «В школе же их ждала жизнь относительно привольная, где о них заботились старшие, – пишет Сергей Александрович, – ребенок приносит в школу чувство ответственности за свои поступки, осознание необходимости труда. Он приносит свое темное, но благоговейное понятие об учении как о ключе к тайнам молитвы жизни, вечной Божественной мудрости. Он, крестясь, целует первую книгу, которую дают ему в руки». Первые слова, которые дети учились писать, – не бессмысленные двусложные «мама мыла раму», а содержащие глубокую мысль и живительную силу: «Господи, милостив буди мне грешному».

По известным картинам ученика Сергея Александровича, замечательного художника Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет в народной школе С.А. Рачинского», «Урок музыки», «Воскресное чтение», «У больного учителя» и многим другим, где изображены татевские ребятишки, можно видеть, с какой любовью и восхищением, как настойчиво и терпеливо овладевают они знаниями.

Рачинский одним из первых выступил за обучение девочек. «Будущие матери, – считал он, – должны быть утверждены в тех навыках и знаниях, которые они призваны передавать детям». Учитель добился открытия в Глуховской волости Бельского уезда двух женских школ – Шопотовской и Тарховской. Последняя особенно славилась своими мастерицами вышивания и кружевоплетения. В 1885 г. Рачинский стал попечителем женских училищ Бельского уезда.

В 17 лет выпускники школ, устроенных семьей Рачинских, сдавали специальный экзамен комиссии при средних учебных заведениях и получали звание сельских учителей. Сначала работали помощниками учителя, а затем старшими учителями. В 1890 г. в окрестных школах преподавало уже 40 учителей, подготовленных на этот нелегкий труд стараниями Рачинского.«А посмотрите вот, в разных углах сидят ребята и читают. Что у них за книги? У большинства – духовные: Псалтирь, Часослов и до Фомы Кемлийского включительно», – писал соратник Рачинского и первый его биограф, учитель школы села Глухово Николай Горбов. Десяток школ, основанных Рачинским, и церквей, строившихся в Бельском уезде на средства Рачинских, Потемкиных, Баратынских, прекратили свое существование после революции, а в Великую Отечественную войну исчезли и села Глухово, Спас-Береза, Дунаево, где стоит еще остов огромной церкви, построенной по заказу ротмистра Алексея Стефановича Потемкина в 1767 г.

Богданов-Бельский Устный счет

Богданов-Бельский Устный счет

Каждое лето у Рачинского проводили его крестники – японцы, новообращенные в православие святителем Николаем Японским – земляком, современником Рачинского. Один из японцев Сергей Сеодзи вспоминал позже, как Рачинский подарил ему икону Преподобного Сергия Радонежского и томик Троицких листков в кожаном переплете с надписью золотыми буквами: «Дорогому моему крестнику Сергею Сеодзи».

Своих учеников Рачинский знакомил с творениями Глинки и Чайковского, а некоторые фрагменты их произведений звучали в Татевском храме. Церковным пением в Татевской школе руководили: сначала выпускник Смоленской духовной семинарии Л.Л. Розов, затем ученик школы М.О. Шалдыгин. Почти каждое лето заниматься с татевским церковным хором приезжал управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге Степан Васильевич Смоленский.

Пешие паломничества по святым местам русского православия также были введены в школьную практику учителем Рачинским. Учителя с детьми ходили из Татева за сотню километров в Нилову пустынь поклониться преподобному Нилу Столобенскому, жившему в начале XVI в., основателю знаменитого монастыря на Селигере. Многие из ребят в пути делали пейзажные зарисовки. Среди них был и будущий известный художник Н.П. Богданов-Бельский. В юности он расписывал татевский Троицкий храм и Софийскую церковь возле стекольного завода Ю.С. Нечаева-Мальцева.

Отрадно перечитывать сегодня в архиве Рачинских письма крестьян к своему барину, которого они именовали не иначе как «отец родной»: «Село Шопотово, 9 окт. 1878 г. Многоуважаемый и добрый Сергей Александрович, фисгармонию, полученную от Вас, я нашел более удобным поставить у себя в квартире; если же Вы этого не находите, то я по Вашем уведомлении перенесу ее в дом священника. Желаю Вам здоровья, остаюсь преданный Вам слуга Данилов». Рачинский помогал каждому крестьянину, получающему образование: кому дарил скрипку, кому костюм, кому давал рекомендации на государственную службу.

Художник Н.П. Богданов-Бельский, ученик Рачинского

Художник Н.П. Богданов-Бельский, ученик Рачинского

Сельский учитель, сохранивший добрые отношения со столичными корреспондентами, вел обширную переписку с преподавателями и учеными, с писателями и редакторами журналов и хорошо знал, «чем дышит» интеллигенция, оторванная от народной почвы. Поэтому первостепенной задачей считал необходимым учить учителей и священников из крестьянской среды.

Писатель Василий Ян, автор известной книги «Чингис-хан», побывал в Татеве и в 1899 г. писал в петербургской прессе: «Я глядел в задумчивые глаза этих людей, поднявшихся, вышедших из народной массы, но не порвавших ни одной из нитей, связывающих их с коренной народной силой, землей-матушкой, и мне было отрадно и тепло возле них. Казались невероятными и раздутыми все толки о вырождении великорусской народности: эти люди не собьются с дороги, не пропадут, с ними не оскудеет земля…»

«Золотой век» в черном переплете

Педагог-подвижник Рачинский – один из немногих, кто осознал назревавшую катастрофу крушения «старого мира» и взывал к тогдашнему образованному обществу: «Может быть, следует заменить учение о добрых нравах учением о нравах свободных, старое благочестие, поклонение недосказанному Богу – поклонением естественному человеку, этому внешнему выражению мировых сил, доступному нашему здравому смыслу? Нет! Из глубочайшего дна нашей души поднимается сознание того, что все эти новые учения, вся эта новая нравственность для человека, недаром бременящего землю, совершенно негодны…»

Рачинский не был ни славянофилом, ни западником, он старался все лучшее в Европе переложить на русскую почву и вывести на мировой уровень все достижения русской культуры. И это были не маниловские мечтания. Татевская школа в 1900 г. участвовала во всемирной выставке в Париже. Опыт школ Рачинского использовали в Англии и Японии, где служил святитель Николай Японский.

Задолго до революционного лихолетья профессор Рачинский в своих статьях и многочисленных письмах указывал на отстраненность образованных людей от народа, теплохладное отношение интеллигенции к православию, на пороки и отсутствие усердия самих священников. «Положение нашей Церкви опасно. Опасно оно не для самой Церкви – ее победоносная жизненность проявляется и теперь для всякого, кто имеет глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать. Оно опасно для тех, которые от нее отпали. Не тайным ли сознанием этой опасности объясняется позорное равнодушие нашей интеллигенции к делу образования нашего народа, ее торопливая жажда захватить внешнюю власть, за неимением внутренней. Спасти эту интеллигенцию от гибели, которую она себе готовит, могут только дружные усилия людей мыслящих и верующих, неустанная их работа на почве Церкви, на почве школы».

Богданов-Бельский В церкви

Богданов-Бельский В церкви

В последние годы жизни Рачинский часто бывал в Петербурге у обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, они вместе трудились над разработкой Положения о церковно-приходских школах.

Ценя литературный дар и эстетический вкус С.А. Рачинского, к нему обращался за советами Лев Толстой, с которым связывало татевского затворника общее дело по устройству школ для крестьян. (Их духовные расхождения произойдут позже.) Толстой высылал Рачинскому рукописи своих романов с просьбой дать совет. И получал от татевского учителя такие суждения: «На этот раз буду говорить об Анне Карениной, хотя и о ней имею сказать Вам многое. Мне кажется, что она выше «Войны и мира». То же прозрение, та же искренность, и притом нечто новое – власть над собственным творчеством…»

В татевском доме Рачинских-Баратынских находилась обширная библиотека; картины и фамильные портреты, к которым позже добавились работы учеников Рачинского; хранились рукописные архивы друзей этих двух семей. Откроем хотя бы один том в черном переплете и перелистаем подлинные письма и рукописи К. Павловой, графини Е. Ростопчиной, Е.Ф. Тютчевой, письмо А.В. Кольцова князю В.Ф. Одоевскому, два письма И.С. Тургенева М.Н. Каткову, письма А.С. Хомякова и П.М. Леонтьева С.А. Рачинскому, письма М.И. Глинки В.Ф. Одоевскому, письма А.С. Даргомыжского, А.Ф. Львова, А.Н. Серова, графа М.Ю. Виельгорского, нотный автограф П.И. Чайковского с пометой «Из квартета, играного 16 марта 1871 г.», письма Н.А. Римского-Корсакова и М.А. Балакирева П.И. Чайковскому…

У могилы Рачинского 2012

У могилы Рачинского 2012

И быть может, это не в столицах творилась русская история, а в сельских усадьбах, в народе, собранном возле храма подвижниками и рачителями о земном Отечестве и Небесном.Сегодня село Татево пустеет, потому что люди, которые еще два десятилетия назад засевали здесь льняные поля, работали на лесозаготовках в известном на весь Советский Союз Оленинском леспромхозе, сегодня вынуждены покидать свои села в поисках работы в больших городах. Не о таком положении своего народа мечтал просветитель С.А. Рачинский, когда на приходе Троицкой церкви в Татеве в 1890-е гг. значилось две тысячи человек, а сегодня в селе менее 300 жителей.

На полузаросшую луговицей дорожку, что ведет от школы имени Рачинского к Троицкой церкви с семейной усыпальницей, сыплется золото берез. Здесь когда-то проходили скромный учитель Рачинский, граф С.Д. Шереметьев, князья Голицыны, дочь поэта А. Дельвига и многие именитые люди «золотого века» русской культуры.

Этот уголок на границе Тверской и Смоленской областей дорог сердцу русского человека, подобно пушкинскому Михайловскому, блоковскому Шахматову или есенинскому Константинову. Но где сегодня найти таких тружеников и подвижников, как Рачинский?

Ирина Ушакова

pokrov.pro

Николай Петрович Богданов-Бельский, 1868-1945-русский художник.: mtv59

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

На работу

За чтением письма

Н. П. Богданов-Бельский – русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.

Живописец русской деревни – так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

Детство

Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте – шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

 

Следующий этап обучения – Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.

Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского

Первая картина

Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника – 25 рублей в месяц.

Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, – «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884–1889).

Завершение образования

Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.

В гостях у учителя

Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку – Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).

Лес 

Эмиграция

Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.

Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин – очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность – награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.

 

Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского – это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, – картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

Виртуоз

За давностью лет

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912–1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, – Агафья Ниловна Иванова – была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

Чаепитие

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. Художник Богданов-Бельский, картины которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.

Последний год жизни

В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной – Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

Визитеры

У костра

Вдохновение

Везущие дрова по снегу

Будущие спортсмены

В церкви

Мальчик, играющий на балалайке

Ученицы

Осенние размышления

Мечтательность среди берез

Натюрморт с тюльпанами

Концерт на гуслях

Лучшие друзья

Талант

Сбор цветов

Дети на берегу озера

Вид церкви

Молодой монах

Весна

Деревенский мальчик

Сельская дорога

В классе

Ловля раков

Лошадь в березовой роще

Посетители

Три сестры

Мальчик, отдыхающий в летнем пейзаже

Рыбалка на реке

Пересечение реки

Переправа

Наблюдая за стадом

Натюрморт с сиренью

У дверей школы

Воскресное чтение в сельской школе

Дети на лугу

У больного учителя

Первый урок

Симфония

Летний день

Мальчик с балалайкой

Дети на озере

Вступительный день

Деревенские мальчики

Две девушки на качелях

Дети с санями

Юные охотники на медведя

Сельская школа

Новая сказка

Рыбалка детей с мостков

Молодой музыкант

Играющие дети

Дети за пианино

Венчание

Крестьянка у ручья

Вид церкви

Куст сирени

Открытое окно в сад

Пасхальный стол

Процессия с фонарями

Рыболов

На озере

Четыре мальчика рыбачат на берегу

Дети на скамейке

 

Мальчики на рыбалке

Сельские дома

Девочка, читающая на лугу

Два мальчика

Девочка в лесу

 

Дети в зимнеим лесу

Солнце в марте

Сельская дорога

Южный морской пейзаж

Река

Осенний пейзаж

Деревенский пейзаж

Сумерки в Риге

Вид озера

Дорога

Крымский пейзаж

Мария Бауэр-Сорокоумовская

Молодая чаровница

Женский портрет

Портрет Н. Ф. Юсупова

 Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А. Юсуповой.

Портрет М.С.Шереметовой

Княгиня Горчакова Д.М.

Мария Емельянова

М.П. Абамелек-Лазарева

Генерал-адъютант П.П. Гессе

Федор Шаляпин

Портрет дамы

Молодая красавица

Зеленая лампа

Обнаженная купальщица

Сидящая обнажённая

https://gallerix.ru/album/Bogdanov-Belsky

https://ru.wikipedia.org/wiki/Богданов-Бельский,_Николай_Петрович

http://fb.ru/article/250082/hudojnik-bogdanov-belskiy-nikolay-petrovich-biografiya-osobennosti-tvorchestva-luchshie-kartinyi

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

 

Серия сообщений "***Русские художники 3":Часть 1 - Придворный живописец Владимир Иванович Гау .Часть 1.Императорская семья.Часть 2 - Придворный живописец Владимир Иванович Гау.Часть 2....Часть 15 - Фёдор Александрович Васильев,1850-1873-русский художник пейзажист.Часть 16 - Владимир Лукич Боровиковский,1757-1825-русский художник,мастер портрета.Часть 17 - Николай Петрович Богданов-Бельский, 1868-1945-русский художник.Часть 18 - Николай Николаевич Ге,1831-1894-русский художник. Серия сообщений "=Painting=":Часть 1 - Корейский художник Lee Sung (&#47532;&#49457;&#54840;).Часть 2 - Мне кажется, что это благодать. Художник Фрэнк Корсо / Frank Corso (США, 1952)....Часть 17 - Кабы встать со светлой зорькою... Художник Вишняк Мария Владимировна (Россия, 1960).Часть 18 - Душе очень надо побыть в отпуску... Художник Pierre Eugene Montezin (Франция, 1874-1946).Часть 19 - Николай Петрович Богданов-Бельский, 1868-1945-русский художник.

mtv59.livejournal.com

Богданов-Бельский, Николай Петрович. Все картины художника

Художник, вышедший из народа. Он смог выбраться «в люди», не потонув в нищенских условиях, предоставленных ему жизнью. Человек трудолюбивый и сильный духом – таким был Николай Петрович Бельский.

Детство

Незаконно рождённый ребёнок обедневшей крестьянки, вынужденный воспитываться и развиваться в стеснённых условиях. Родился в селе Шопотово Смоленской губернии. В церкви его окрестили Богдановым, то есть данным Богом. Лично прибавил фамилию Бельский впоследствии, для пущей благозвучности в среде деятелей искусства. Не имеющие крова, имущества и денег, они прожили многие годы в поместье маминого брата.

Два класса обучался в местной школе. Священник, преподававший у детей, отметил талантливого мальчика и посодействовал его поступлению в образцовую народную школу, которой руководил С. А. Рачинский. Сергей Александрович, российский учёный и член-корреспондент Академии Наук, оставил свою основную деятельность и, желая помочь обездоленным детям, организовал для них в селе Татаево школу. Большой наплыв детей со всех уголков Смоленской губернии заставил учредителя ввести экзамен, который помог бы ему выбрать смышлёных и способных ребят.

Поступление в Татаево

Младшеклассник, волнительно ожидающий начала экзамена, понимал, что это испытание – дорога в жизнь. От того, как он пройдёт его, будет зависеть многое. И вот наступил долгожданный момент! Ребёнка просят пройти за парту, объясняют, что ему нужно изобразить профиль одного из преподавателей. По-детски пыхтя, стараясь отобразить важные детали образа и придать объём картине, маленький Николя рисовал с натуры. Наконец, детская ручонка передаёт работу на суд взрослых. Волнительные минуты ожидания… поступил! В 1897 году будет создана картина «На пороге школы», автобиография художника о начале его творческого пути.

Учёба в Москве

Николай Петрович считал, что Рачинский «дал ему дорогу в жизнь…». Любимец учёного, он был отдан в школу рисования при Троице-Сергиевой лавре, получая 25 рублей (огромные деньги в то время!) ежемесячно. Через два года юный талант был определен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителя говорили, что он был хорош как в пейзаже, так и в портрете. Редкий живописец способен профессионально рисовать людей и природу одновременно.

Пришло время для написания дипломной работы. Вдруг творца озаряет мысль о том, что нужно сменить жанр и выдать нечто особенное. Уезжает в Татево за советом Рачинского. Тот подталкивает его на мысль о «Будущем инке». Процесс закипел, творчество хлынуло ручьём… Работа готова! «Но как же я повезу её?» – думал автор, – «Ведь все ждут от меня пейзажа». Отступать поздно, пришло время возвращаться назад!

Бесконечные сомнения одолевали Николя, однако они были напрасны. Картину восприняли на «ура»! Почти сразу она была куплена К. Д. Солдатенковым, одним из самых известных коллекционеров того времени. Высший свет просил выпустить копии, каждый желал иметь у себя в доме столь известный экземпляр. Выставки с её участием идут одна за другой. Но чем же «Инок» полюбился широкому кругу зрителей? На холсте изображён худощавый юноша, ведущий беседу со странником. Мечтательный взгляд из-под воспаленных век устремляется вдаль. Что в его мыслях? Мы не знаем. Остается только поражаться точным изображениям мимики ребёнка, быта крестьян и простоты их жизни. Работа во многом автобиографична, тема детства будет определяющей в его творчестве. Она стала переломным моментом в творчестве художника. В свои 19 лет он был способен существовать на собственные деньги, быть опорой семьи.

Первая половина творческой жизни

Отныне он путешествует в свободное время, ища вдохновения. Так автор побывал в Константинополе и на Афоне, Париже и Мюнхене, во многих других местах. При этом продолжал учиться, принимая опыт Репина, Кормона и Коларосси. Манера письма меняется, палитра становится более насыщенной. Он пишет парадные портреты именитых личностей, пейзажи, всецело отдаётся творчеству. В 35 лет был избран в академики живописи, в 45 – действительный член Академии художеств.

Вторая половина творческой жизни. Переезд в Ригу

Грядут «худые» времена в стране. Близкий друг зовёт его к себе в Ригу. Там наступает пик популярности автора. Благодаря бесконечному количеству выставок, в которых участвуют его работы, Николая Петровича узнают на улицах, его работы пользуются спросом. В центре всего стоит тема детства. Сам Николя не раз говорил, что дети – самые непосредственные существа. Их доброта, чистота восприятия мира и искренность заложены природой. Портреты улыбчивых малышей попадали в европейские музеи и частные коллекции. Так продолжалось 20 лет, пока не наступила война. Николя заболел, ему пришлось перенести сложную операцию в Германии. Он проживёт ещё четыре года, пока 19 февраля 1945 года не погибнет от осколков бомб, падающих на Берлин.

Творчество русского «деревенского» художника известно далеко не всем его соотечественникам. Тем интереснее изучать сейчас жизнь человека, которого помнят самые известные аукционные дома и картинные галереи. Его биография – повесть о том, как истинный талант получает путёвку в жизнь. Жизнь счастливую и небессмысленную, творческую.

kseppa

gallerix.ru

О чем рассказывает картина «Устный счет в народной школе» // ОПТИМИСТ

≡  6 Июнь 2018

А А А

Многие видели картину "Устный счет в народной школе". Конец 19 века, народная школа, доска, интеллигентный учитель, бедно одетые дети, 9–10 лет, с энтузиазмом пытаются решить в уме задачу написанную на доске. Первый решивший сообщает ответ учителю на ухо, шепотом, чтобы другие не потеряли интерес. Теперь посмотрим на задачу: ( 10 в квадрате + 11 в квадрате + 12 в квадрате + 13 в квадрате + 14 в квадрате) / 365 =???

Черт! Черт! Черт! Наши дети в возрасте 9 лет не решат такую задачу, уж во всяком случае в уме! Почему чумазых и босоногих деревенских детей в деревянной школе из одной комнаты учили так хорошо, а наших детей учат так плохо?!

Не спешите возмущаться. Приглядитесь к картине. Вам не кажется, что учитель выглядит слишком интеллигентно, как–то по–профессорски, и одет с явной претензией? Почему в школьном классе такой высокий потолок и дорогущая печь с белыми кафельными изразцами? Неужели так выглядели деревенские школы и учителя в них?

Разумеется, выглядели они не так. Картина называется "Устный счет в народной школе С.А.Рачинского". Сергей Рачинский — профессор ботаники Московского университета, человек с определенными правительственными связями (например, приятель обер–прокурора Синода Победоносцева), помещик — в середине жизни бросил все дела, уехал в свое имение (Татево в Смоленской губернии) и завел там (разумеется, за свой счет) экспериментальную народную школу.

Школа была одноклассной, что отнюдь не значило, что в ней учат один год. В такой школе учили тогда 3–4 года (а в двухклассных школах — 4–5 лет, в трехклассных — 6 лет). Слово одноклассный означало то, что дети трех лет обучения составляют единый класс, и один учитель занимается с ними со всеми в пределах одного урока. Это было достаточно хитрое дело: пока дети одного года обучения делали какое–нибудь письменное упражнение, дети второго года отвечали у доски, дети третьего года читали учебник и т.п., и учитель попеременно уделял внимание каждой группе.

Педагогическая теория Рачинского была весьма оригинальной, и разные ее части как–то плохо сходились друг с другом. Во–первых, основой образования для народа Рачинский считал обучение церковно–славянскому языку и Закон Божий, причем не столько объяснительный, сколько состоящий в заучивании молитв. Рачинский твердо верил, что знающий наизусть определенное количество молитв ребенок непременно вырастет высоконравственным человеком, причем сами звуки церковно–славянского языка уже окажут улучшающее нравственность воздействие. Для практики в языке Рачинский рекомендовал детям наниматься читать Псалтирь над покойниками (sic!).

Во–вторых, Рачинский считал, что крестьянам полезно и нужно быстро считать в уме. Преподаванием математической теории Рачинский интересовался мало, а вот устный счет в своей школе он поставил очень хорошо. Ученики твердо и быстро отвечали, сколько сдачи с рубля надо дать тому, кто покупает 6 3/4 фунта моркови по 8 1/2 копейки за фунт. Возведение в квадрат, изображенное на картине, было самой сложной математической операцией, изучавшейся в его школе.

И наконец, Рачинский был сторонником очень практичного преподавания русского языка — от учеников не требовалось ни особенных навыков правописания, ни хорошего почерка, теоретической грамматике их вообще не учили. Главное было научиться бегло читать и писать, пусть корявым почерком и не слишком грамотно, но понятно, то, что может пригодиться крестьянину в быту: простые письма, прошения и пр. Еще в школе Рачинского преподавался кой–какой ручной труд, дети пели хором, и на этом всё образование и заканчивалось.

Рачинский был настоящим энтузиастом. Школа стала всей его жизнью. Дети у Рачинского жили в общежитии и были организованы в коммуну: они выполняли все работы по хозяйственному обслуживанию самих себя и школы. Рачинский, не имевший семьи, проводил с детьми всё время с раннего утра до позднего вечера, а так как он был очень добрый, благородный и искренне привязанный к детям человек, его влияние на учеников было огромным. Кстати, первому решившему задачу ребенку Рачинский выдавал пряник (в буквальном смысле слова, кнута же у него не было).

Сами школьные занятия занимали 5–6 месяцев в году, а в остальное время Рачинский индивидуально занимался с детьми постарше, готовя их к поступлению в различные учебные заведения следующей ступени; начальная народная школа не была прямо связана с другими учебными заведениями и после нее нельзя было продолжить обучение без добавочной подготовки. Рачинский желал видеть наиболее продвинутых из своих учеников учителями начальной школы и священниками, так что готовил он детей преимущественно в духовные и учительские семинарии. Бывали и значительные исключения — прежде всего, это сам автор картины, Николай Богданов–Бельский, которому Рачинский помог попасть в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, как ни странно, вести крестьянских детей по магистральному пути образованного человека — гимназия / университет / государственная служба — Рачинский не желал.

Рачинский писал популярные педагогические статьи и продолжал пользоваться определенным влиянием в столичных интеллектуальных кругах. Наиболее важным оказалось знакомство с ультравлиятельным Победоносцевым. Под определенным влиянием идей Рачинского духовное ведомство решило, что от земской школы толку не будет — либералы детей хорошему не научат — и в середине 1890–х начало развивать собственную независимую сеть церковно–приходских школ.

Кое в чем церковно–приходские школы были похоже на школу Рачинского — в них было много церковно–славянского языка и молитв, а остальные предметы были соответственно сокращены. Но, увы, им не передались достоинства Татевской школы. Священники школьным делом интересовались мало, управляли школами из–под палки, сами в этих школах не преподавали, а учителей наняли самых третьесортных, и платили им заметно меньше, чем в земских школах. Крестьяне церковно–приходскую школу невзлюбили, так как поняли, что полезному там почти не учат, молитвы же их интересовали мало. Кстати, именно учителя церковной школы, набранные из парий духовного сословия, оказались одной из самых революционизированных профессиональных групп того времени, и именно через них в деревню активно проникала социалистическая пропаганда.

Теперь мы видим, что это обычное дело — любая авторская педагогика, рассчитанная на глубокую вовлеченность и энтузиазм учителя, немедленно дохнет при массовом воспроизведении, попадая в руки незаинтересованных и вялых людей. Но для того времени это был большой облом. Церковно–приходские школы, к 1900 году составлявшие около трети начальных народных школ, оказались немилы всем. Когда, начиная с 1907 года, государство стало направлять в начальное образование большие деньги, не было и речи о том, чтобы провести через Думу субсидии церковным школам, почти все средства ушли земцам.

Более распространенная земская школа достаточно сильно отличалась от школы Рачинского. Для начала, земцы считали Закон Божий совершенно бесполезным. Отказаться от его преподавания было нельзя, по политическим причинам, поэтому земства как могли задвинули его в угол. Закону Божьему учил приходской священник, которому платили мало и не обращали на него внимания, с соответствующими результатами.

Математике в земской школе учили хуже, чем у Рачинского, и в меньшем объеме. Курс оканчивался на операциях с простыми дробями и неметрической системе мер. До возведения в степень обучение не доходило, так что ученики обыкновенной начальной школы просто не поняли бы задачу, изображенную на картине.

Обучение русскому языку земская школа пыталась превратить в мироведение, через так называемое объяснительное чтение. Методика состояла в том, что диктуя учебный текст по русскому языку, учитель также и дополнительно пояснял школьникам, о чем говорится в самом тексте. Таким паллиативным образом уроки русского языка превращались также в географию, природоведение, историю — то есть во все те развивающие предметы, которым не нашлось места в коротком курсе одноклассной школы.

Итак, наша картина изображает не типичную, а уникальную школу. Это памятник Сергею Рачинскому, уникальной личности и педагогу, последнему представителю той когорты консерваторов и патриотов, к которой еще нельзя было отнести известное выражение "патриотизм — последнее прибежище негодяя". Массовая народная школа была в хозяйственном отношении обустроена значительно беднее, курс математики в ней был короче и проще, а преподавание слабее. И, конечно же, ученики обыкновенной начальной школы не могли не только решить, но и понять задачу, воспроизведенную на картине.

Кстати, а каким методом школьники решают задачу на доске? Только прямым, в лоб: умножить 10 на 10, запомнить результат, умножить 11 на 11, сложить оба результата, и так далее. Рачинский считал, что у крестьянина не бывает под рукой письменных принадлежностей, поэтому он учил только устным приемам счета, опуская вся арифметические и алгебраические преобразования, требующие вычисления на бумаге.

Почему–то на картине изображены одни мальчики, в то время как по всем материалам видно, что у Рачинского учились дети обоего пола. Что это значит, непонятно.

Комментарии:

oppps.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта