Крамской И.Н. «Неутешное горе». Описание картины. Горе картина


Иван Крамской «Неутешное горе» - Журнал "Культурная Столица"

ИВАН КРАМСКОЙ. НЕУТЕШНОЕ ГОРЕ.

Илья Репин.Портрет художника И.Н.Крамского. 1882

«Неутешное горе» Крамской писал четыре года. Сохранилось множество набросков и этюдов. Один из них хранится в Русском музее, другой – в Музее латышского и русского искусства в Риге. На одной из картин Иван Николаевич изобразил женщину, опустившуюся на пол в изнеможении от слез. На другой – женщину, которая держится за портьеру, скрывающую детский гроб.Исследователи творчества Крамского отмечают, что в правом верхнем углу художник неслучайно изобразил фрагмент картины Айвазовского «Черное море», картины, которую он называл «одной из самых грандиозных». В этом видят символизм, что после бури всегда наступает штиль.

Иван Крамской. Неутешное горе. 1884 г.Третьяковская Галерея, Москва.

В короткий срок он потерял двух сыновей, эти трагические события подтолкнули его к созданию картины. Когда работа была завершена, художник понял, что изобразил столь неподдельное и действительно неутешное горе, что покупателя найти трудно – свою гостиную таким полотном вряд ли кто-то пожелает украсить.«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что эта форма не возбуждала во мне критики…» - рассуждал художник.Крамской передал картину в дар галерее Третьякова. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» - писал художник. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому. Деньги Крамскому были очень кстати.«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» - писал Третьяков.

 «Если картина эта не будет продана, я ее самым спокойным образом поворачиваю к стене и забываю о ней, я свое дело сделал».

Иван Николаевич Крамской. Неутешное горе. Эскиз.

"Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта)" - писал критик Владимир Порудоминский. «Это не картина, а реальная действительность» - восхищался Репин изображенной глубиной чувств.Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре. Она упоминается в поэме "Москва-Петушки" и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».У стола стоит мать, одна... Она смотрит прямо перед собой. На ней черное траурное платье, волосы небрежно заколоты, к губам прижат платок. Она уже не плачет. Рядом на кресле - ящик с цветами, цветы на полу. Детское кружевное платье - последнее, которое она наденет на своего ребенка.Дверь в соседнюю комнату приоткрыта. На полу у двери - отражение красноватого света: это горят восковые свечи у гроба. Все кончено. Из жизни ушел ребенок, а кругом все осталось по-старому: ковер на полу, по стенам картины, на столе альбом с фотографиями, книги...В этой картине «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. Яркий венок резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним — этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в картине. Символичен красный цветок в горшке, тянущийся вверх.

Неутешное горе. Эскиз

В нем есть странная ненадежность, подсказывающая нам, насколько хрупка человеческая жизнь.Мать словно наедине со своим горем, и ее сдержанность придает облику черты подлинного величия, трагизма. Общечеловеческий смысл образа подчеркивается деталью, которую легко прочитывали современники: в правом верхнем углу композиции художник помещает срезанный рамой фрагмент картины И. К. Айвазовского Черное море, в которой сам Крамской видел воплощение человеческих раздумий о первоосновах бытия.

 

kstolica.ru

Иван Николаевич Крамской Неутешное горе: Описание произведения

«Неутешное горе» Крамской писал четыре года. В короткий срок он потерял двух сыновей, эти трагические события подтолкнули его к созданию картины. Когда работа была завершена, художник понял, что изобразил столь неподдельное и действительно неутешное горе, что покупателя найти мудрено – свою гостиную таким полотном вряд ли кто-то пожелает украсить. Крамской написал Павлу Третьякову письмо с просьбой принять эту работу в дар. Третьяков отказался взять картину в дар, зато купил. Деньги Крамскому были очень кстати.

Примечательно, что как художник Крамской этой работой был доволен. Он твердо знал, что следовал в ней своему предназначению, и даже говорил: «Если картина эта не будет продана, я ее самым спокойным образом поворачиваю к стене и забываю о ней, я свое дело сделал».

В образе героини картины он показал свою жену. В процессе работы изменялась ее поза, и она словно старела, пока писалась картина. Известны эскизы, на которых она стоит, ухватившись за портьеру, и сидит на стуле.

Окончательный вариант предельно сдержан в выражении чувств, и, возможно, потому столь глубоко трогает, несмотря на полное отсутствие внешних эффектов. Здесь нет ни мертвого детского тела, ни материнской истерики, ни утешающих близких. Только отчаянное, тихое, неутешное горе. Убитая горем мать неподвижно стоит, прижав платок к губам, – он, вероятно, мокрый от слез, потому что глаза у нее опухшие, покрасневшие, но сейчас слезы закончились, и женщина провалилась в ту глубину горя, когда даже плакать не получается. Взгляд ее устремлен перед собой, седых прядей сегодня не касался гребень. Одета женщина в простое черное траурное платье.

У зрителя возникает явственное ощущение мертвой тишины, которое подчеркивает висящая за спиной женщины картина, в которой легко опознать «Черное море» Айвазовского. «Дух Божий, носящийся над бездною», – так Крамской описывал свои впечатления от грандиозной марины. Именно ее он счел нужным поместить в это безмолвие родительского горя, от которого даже море смолкло. Стол с книгами под картиной кажется отголоском иной жизни, в которую еще не пришла смерть.

Искусственный венок на ящике с цветами выделяется неуместной яркостью в этом черном, строгом пространстве. Он слово подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в картине. Иное впечатление производят живые цветы в горшках на полу. Тянущиеся вверх тюльпан и нарцисс символизируют хрупкость и бренность человеческой жизни и в то же время кажутся обещанием торжества жизни над смертью. Увидеть его непросто, но эти тянущиеся вверх стебли – есть.

Открытая дверь, в которую падают солнечные лучи, в данном случае страшна – совсем скоро через нее вынесут гроб, и пустота воцарится здесь окончательно.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Крамской И.Н. «Неутешное горе». Описание картины.

Картина Ивана Крамского «Неутешное горе» изображает женщину, облаченную в траур. Заплаканные глаза, бледность, рука, судорожно сжимающая платок и другая, плетью висящая вдоль тела — все говорит о том, что она переживает трагические минуты жизни.

Действительно, траурный венок, изображенный на среднем плане, дает понять, что в доме похороны. Легкое детское кружевное платье не оставляют надежды — мать потеряла ребенка. И этот наряд — последний, что она оденет на своего малыша.

Внимание привлекает лицо героини, ее глаза. В них боль, но боль смиренная. Женщина беспомощна перед случившимся, но она с достоинством переживает это. Героиня картины облачена в черное траурное платье, ее волосы наспех собраны. Светлым пятном является платок, прижатый к губам, а также глаза женщины.

На среднем и заднем плане изображены предметы мебели, детали интерьера. Вся картина выполнена в коричнево-золотистых цветах, на которых выделяется черная фигура женщины.

Картина полна символичных деталей, таких, как например, погасший светильник. Он ассоциируется с угасшей жизнью, смертью. Кроме того, можно заметить на полотне изображенную полуоткрытую дверь в комнату, сквозь нее пробивается свет.

Эта деталь указывает, что горе, неутешное горе, спустя время отступит, превратившись в светлую печаль. Однако за дверью пустота, та же, что на сердце и в душе героини. Еще одна значимая деталь — горшок с красным цветком. Тревожный, стремящийся вверх, он напоминает о ненадежности, хрупкости жизни человека.

Картина наполнена тишиной, остановившейся, мертвой. Здесь все останется по-прежнему, только вот жизни, нет, счастья нет — из жизни ушел ребенок.

Картина «Неутешное горе» восхищает своей сдержанностью. Здесь нет кричащих и ярких эмоций, но есть воля, сдержанность, способность вынести даже самое страшное — смерть ребенка.

Это полотно имеет множество эскизов, зарисовок и различных редакций. Причина возникновения объемных черновых работ — поиск художника. Крамской, чуждый слишком выраженных страданий, искал способы выражения горя, сдержанного и целомудренного.

Крамской И.Н. «Неутешное горе»

1884 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Посмотреть еще картины Крамского И.Н. с описаниями

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»

Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»

Картина Крамского несет для автора глубокий смысл. Это полотно было написано им в связи с утратой двух его маленьких детей – сыновей. Горе и тоска наполняют картину изнутри – глядя на нее, на глазах невольно наворачиваются слезы.

В центре композиции женщина в траурном наряде. Она совершенно статична – в композиции нет ни намека на движение ее тела. Женщина немолода, ее волосы уже довольно тронуты сединой. В руках ее смят кружевной белый платок, который она поднесла к лицу.

Женщина спокойна. Ее обуревает горе. Но это не безумие. Она спокойна, ее скорбь безмолвна, но боль, сковывающая ее, отражена в ее взгляде. Зритель, взглянув в глаза данного персонажа, ощутит на себе холод на коже от боли и сопереживания за страдания этой дамы.

Она безутешна. Весь ее вид говорит о безысходности, о невозможности найти выход. Она стоит подле гроба своего ребенка – какое еще большее горе может постичь мать, нежели увидеть смерть собственного дитя?

Внутреннее состояние женщины трудно описать. Композиция вокруг нее также совершенно статична. Кажется, что в этой комнате время остановилось – не тикают часы, ни шелестит ветер. Все тихо и спокойно.

Гроб ребенка виден лишь краем. Но сколь нелепо и гротескно на фоне это затишья и безмерного горя выглядит яркий цветочный венок, подготовленный для усопшего. Он венчает гроб покойного и подошел бы лучше для гуляний на празднике, нежели для поминального обряда. Но яркие роскошные цветы венчают, увы, не голову невесты.

На переднем плане в правом углу мы может заметить одинокий красный цветок в горшке. Он тянется к свету, к жизни. Лишь этот цветок – символ веры в лучшее будущее, символ надежды на продолжение жизни. Он дает веру в то, что боль утихнет и что-то хорошее вернется в этот дом и наполнит его счастьем.

opisanie-kartin.com

Ивано Николаевич Крамской "Неутешное горе"

Иван Николаевич Крамской вошел в отечественную живопись как новатор, реформатор и популяризатор.

Краткая биография

Крамской И. Н. родился в 1837 году в Острогожске Воронежской губернии в семье писаря.крамской неутешное горе картина

Окончил с отличием училище в этом же городе, живописи учился и работал подмастерьем в иконописной мастерской, но всего лишь год. В 16 лет уехал из родного города и путешествовал в течение трех лет по России, практикуясь в мастерстве живописца, акварелиста и ретушера у харьковского фотографа.

В 1857 году Крамской поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств, не имея никакого специального образования. Однако обучение в Академии так и не закончил, так как возглавил "бунт четырнадцати" и в виде протеста против существующих традиций учреждения вышел из состава студентов, прервав обучение.крамской картина неутешное горе описание

В 1863 году начинает работать в Обществе поддержки художников в качестве преподавателя. Стоит во главе группы сподвижников, которые организуют Артель художников, а затем и Товарищество передвижных выставок.

И. Н. Крамской: характеристика творчества

Основным жанром, в котором работал И. Н. Крамской был портрет, порою стоящий на грани с бытовым жанром. Художника интересовали в его персонажах черты человека-гражданина, с богатством и достоинством его внутреннего мира, с его чувствами и переживаниями, надеждами и стремлениями. Крамской был мастером психологической характеристики. крамской неутешное горе

Преданный своему делу и обладавший огромной тягой к живописи, трудолюбием и неуемной работоспособностью, И. Н. Крамской ушел из жизни за мольбертом, работая над портретом доктора Рауфхуса. Прожил он всего полвека, но оставил потомкам богатое художественное наследие. Многие из полотен мастера хранятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

История создания самого драматичного полотна

Семейная жизнь Крамского была трагичной. Очень быстро он потерял двух младших сыновей. В результате трагических переживаний художника и было им написано драматичное полотно. "Неутешное горе" Крамского, по словам И. Е. Репина, была "живой действительностью". Источники утверждают, что в чертах главной героини просматриваются черты жены автора Софьи Николаевны.

Для "Неутешного горя" Крамской очень долго выбирал композиционное решение. Он нарисовал несколько его вариантов, но остановился на самом простом и лаконичном. В целом работа продолжалась четыре года.

Полотно Крамского "Неутешное горе": описание

Большую часть холста занимает в рост выполненная фигура скорбящей женщины в траурном платье, с платком в руке, которым она прикрывает рот. Слез уже нет, но взгляд устремлен в одну точку. Фигура словно застыла в своей скульптурности. Есть что-то схожее с изображением матери на полотне Крамского и монументом Матери-Родины, скорбящей о своих сынах.

У ног женщины рассыпаны, будто возложены к монументу, цветы. Каждый из них является не просто цветком - символом. Красный тюльпан символизирует огромную всепоглощающую любовь, желтые нарциссы - символы смерти в юношеском возрасте, но одновременно и возрождения. Нарциссы еще символизируют возможность безумия, к которому, по мифологии, может привести долгое вдыхание их аромата, а также обманутые надежды. Зеленые стебли распустившихся и еще не пустивших бутоны растений символизируют вечную жизнь. Продолжая описание картины Крамского "Неутешное горе", необходимо обратить внимание на то, что женщина стоит возле коробки с цветами и венком, готовой, видимо, для церемонии похорон. Венок круглой формы также означает вечность и бессмертие. А вплетенные в него розовые, белые и светло-желтые розы - нежность, непорочность и чистоту, заботу любящей женщины - в данном случае матери.крамской неутешное горе описание картины

Героиня находится в простой бытовой обстановке, что еще более подчеркивает реальность происходящего. Она стоит на самом краю картины, едва не ступая за ее пределы в сторону пустоты и пугающей неизвестности. Такая же черная пустота зияет и за спиной матери - на заднем плане за портьерой. Символ душевной опустошенности, тьмы, заполнившей сердце женщины, невидение позитивного будущего - только черное горе, боль и тоска после трагедии ожидают ее впереди!

Колорит полотна Крамского "Неутешное горе", как и ее настроение, мрачная. Использованы цвета коричневой и серой гаммы.

Полотно Крамского "Неутешное горе" - одно из самых драматически насыщенных произведений мастера.

fb.ru

Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе» Картины художников

Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»

Картина Крамского несет для автора глубокий смысл. Это полотно было написано им в связи с утратой двух его маленьких детей — сыновей. Горе и тоска наполняют картину изнутри – глядя на нее, на глазах невольно наворачиваются слезы.

В центре композиции женщина в траурном наряде. Она совершенно статична – в композиции нет ни намека на движение ее тела. Женщина немолода, ее волосы уже довольно тронуты сединой. В руках ее смят кружевной белый платок, который она поднесла к лицу.

Женщина спокойна. Ее обуревает горе. Но это не безумие. Она спокойна, ее скорбь безмолвна, но боль, сковывающая ее, отражена в ее взгляде. Зритель, взглянув в глаза данного персонажа, ощутит на себе холод на коже от боли и сопереживания за страдания этой дамы.

Она безутешна. Весь ее вид говорит о безысходности, о невозможности найти выход. Она стоит подле

гроба своего ребенка – какое еще большее горе может постичь мать, нежели увидеть смерть собственного дитя?

Внутреннее состояние женщины трудно описать. Композиция вокруг нее также совершенно статична. Кажется, что в этой комнате время остановилось – не тикают часы, ни шелестит ветер. Все тихо и спокойно.

Гроб ребенка виден лишь краем. Но сколь нелепо и гротескно на фоне это затишья и безмерного горя выглядит яркий цветочный венок, подготовленный для усопшего. Он венчает гроб покойного и подошел бы лучше для гуляний на празднике, нежели для поминального обряда. Но яркие роскошные цветы венчают, увы, не голову невесты.

На переднем плане в правом углу мы может заметить одинокий красный цветок в горшке. Он тянется к свету, к жизни. Лишь этот цветок – символ веры в лучшее будущее, символ надежды на продолжение жизни. Он дает веру в то, что боль утихнет и что-то хорошее вернется в этот дом и наполнит его счастьем.

Прислал: Макарова Анна . 2017-10-08 21:46:19

opisanie-kartin.iusite.ru

Неутешное горе — википедия фото

Картина «Неутешное горе» была задумана и писалась под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника — смерти его младшего сына Марка в 1876 году. На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье — в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной[4].

Крамской работал над этой картиной около четырёх лет. Прежде чем остановиться на окончательном композиционном решении, он создал несколько предварительных вариантов. Крамской рассказывал про окончательный вариант картины: «Остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики»[5].

В окончательном варианте картины художник чрезвычайно сдержан в показе внешних проявлений человеческих чувств. Они главным образом сосредоточены в глазах женщины и в её руках. Одной рукой она прижимает к губам платок, другая рука опущена. Глаза отрешённые, полные безысходной тоски[6].

Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском[5]:

«  Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта). » 
  Карандашный набросок картины

Когда картина была готова, Крамской написал Павлу Третьякову: «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее». Третьяков взял картину в свою коллекцию, но заставил художника принять за неё деньги[6].

В Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева хранится карандашный набросок этой картины, который композиционно соответствует живописному произведению[7].

В поэме «Москва — Петушки» картина «Неутешное горе» преследует главного героя в пьяном бреду: так, в вагоне электрички «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».

org-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта