«Боярыня Морозова» описание картины. Морозова картина
Боярыня Морозова картина Сурикова | Люди | Истории
16 июня 2016, Люди
Суриков Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как исторический живописец. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
Рассказы о Боярыне Морозовой Суриков услышал еще в детстве от своей крестной, которая знала о известной раскольнице по рассказам многочисленных раскольников. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши, которые имела, ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Простой народ признал ее и сохранил такой в своей памяти.
То что можно увидеть на картине Сурикова произошло 18 ноября в 1671 году. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Во время пути сани поравнялись с Чудовым монастырем, Боярыня Морозова подняла свою правую руку и ясно изобразила сложенный перст над людьми. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте.
На полотне живописца, Морозова обращается к российскому народу, к простым людям – к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и другим людям, а они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице.
Суриков восхищался самоотверженностью боярыни, которая отказалась от своего богатства и встала на дорогу жестокой борьбы с церковью и царской властью. Власти сослали ее в Боровский монастырь, в котором она пробыла два года и умерла в земляной тюрьме. На картине Суриков представил зрителю образ настоящей несломленной царскими властями женщины, которую перевозят в острог.
Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. В центре картины изображена боярыня Морозова, которую перевозят в санях по московским улицам. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Ее лицо бескровно и сурово глаза блестят лихорадочным огнем, правая рука поднята в верх в служении по старообрядческому канону. Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца.
Среди людей есть такие, которые считают что она сумасбродка, но большинство людей переживают происходящие события как настоящую трагедию. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Художник изобразил себя в толпе – в роле старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой.
Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Посредством живописи художник смог показать, какой мужественной и самоотверженной может быть русская душа.
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
www.artinheart.ru
Морозова Инесса и ее картины детей
Морозова Инесса Александровна родилась в 1981 году.
В 1998 году окончила детскую художественную школу «Солнцево».
С 1999 по 2004 год училась в Гуманитарно-прикладном институте по специальности «Дизайнер малых форм».
С 2008 года является членом Творческого союза художников России.
Картины Инессы Морозовой были представлены на многих Российских выставках.
Инесса пишет картины маслом на холсте. У художника есть работы в различных жанрах.
Живопись для меня и есть моя жизнь - Морозова Инесса.
Любопытный мир, предлагает вам познакомиться с картинами Морозовой И., на которых изображены дети.
Ее детский портрет выступает как часть жанровой картины. Дети на полотнах Инессы - это некое воплощение искренности. В своих картинах, в импрессионистской манере, художник дает почувствовать зрителю яркий и искренний мир ребёнка; через красоту чистых красок, впечатления сверкающего солнечного света, вибрации воздуха, погружая в атмосферу тепла и безмятежности.
Произведения художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
curious-world.ru
Боярыня Морозова
Еще в детстве Суриков слышал рассказ от тетки о боярыне Морозовой, крепко ему запомнившийся. Глубина композиционного замысла потребовала от художника пятилетней работы. После темной гаммы "Меншикова" картина "Боярыня Морозова" поражает своим светлым, очень сложным тоном.
Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Церковная реформа патриарха Никона надвое расколола русскую церковь, что породило сопротивление. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Морозова была ближайшей его последовательницей. Несмотря на близость ко двору царя, она была схвачена, подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной тюрьме в Боровском Монастыре. На картине Суриков взят момент, когда Морозову, скованную кандалами везут по московским улицам. Она прощается с народом, подняв руку, сложенную двуперстным крестом, как знамение старообрядчества.
В картине большое значение придается колориту и выраженным движениям. Сурикову нужно было передать волнение народа. Заметно и диагональное построение композиции картины, центр картины - Морозова. В ней воплощена страшная сила духовного сопротивления, веры, доходящей до исступления. Эта сила электризует толпу, е чувствует каждый, в многоликой массе народа она преломляется многоцветной радугой разнообразных переживаний.
Неудивительно поэтому, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего. Как и всегда, он отправлялся от внутреннего образа, которому искал наибольшее соответствие в натуре. "В тиме боярыни Морозовой, - говорил Суриков, - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться...Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелок было. В толпе терялось..."
В "Морозовой" живопись Сурикова достигает своей вершины. Все выраженно ее средствами - пространством, пластичсекой формой, контрастом света и тени, разнообразным цветом. Но эт прекрасная и богатая художественная форма, этот живой то мерцающий, то открытый цвет существуют не сами по себе: вних-то именно и заключена внутренняя суть картины.
Фигура Морозовой является центральной не только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету, обогащенному рефлексами, и не только потому, что в композиции она занимает центральное положение. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Его значение состоит в том, что он выражает великую силу убеждения, силу, сообщающую идее могущественную действенность. Вот почему образ Морозовой наделен такими необычайными чертами, вот почему он представляется пламенным, зажигающим сердца, вот где источник его особенной, пронизающей красоты. В художественном воплощении огромной силы человеческого духа - весь пафос картины и смысл образа Морозовой.
Еще одни слова Сурикова о создании картины: "...А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и одно крыло отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал. Да и "Казнь стрельцов" точно так же пошла: раз свечу зажженную, днем, на белой рубахе увидал, с рефлексами".
Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Но они часто истолковывались неправильно, так как давали повод предполагать не только наличие, но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса. На самом деле и ворона на снегу, и рефлексы свечи на белой ткани - это нечто болшее, чем просто формальное зарождение замысла картины, это живописный принцип, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. В процессе внутренней работы над картиной, в процессе собирания материала и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, когда был найден, увиден в натуре живописный образ как живописный синтез будущей картины, определивший основные цветовые отношения. Этот момент был моментом подлинного вдохновения.
Все лица, созданные Суриковым в "Морозовой", и прежде всего женские, пресполненные красоты необычайной, живой, одухотворенной. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Красота женских - это красота пробужденного чувства и сознания. Женщины в картине все обращены к Морозовой, и лица их словно расцветают невиданной красотой, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда, когда событие кончится и начнутся будни.
Кроме сочувствующих Суриков показал в толпе равнодушных и даже враждебно настроеных по отношению к боярыне. Остро дан характер попа - пьяницы и циника. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Есть еще несколько чловек в картине, для которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием. Это по большей части подростки. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Это - сама жизнь, сама человеческая природа, в которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний. Через несколько лет данная тема вырастет у Сурикова в самостоятельную картину "Взятие снежного городка".
Картина появилась на открытии Передвижной выставки 1 марта 1881 года, когда вся столица была взбудоражена Александра Второго. Когда пояивлась "Боярыня Морозова", критик газеты "С.-Петербургске ведомости" писал, что "Морозова" напоминает то впечатление, которое возбуждают процессии осужденных.
Обсудить на форуме
art-on-web.ru
Картины, описание картин — Боярыня Морозова, 1884 - 1887 г.
История создания этой картины «зафиксирована - сохранились почти все этапы ее композиционных поисков - от самых первых набросков до акварелей, подчас покрытых сеткой графления (то есть рассчитанных на перенос на полотно).Наиболее ранний из эскизов к «Боярыне Морозовой» относится к 1881 году. Замысел картины еще окончательно не созрел, однако Суриков уже представлял всю сцену довольно конкретно. Момент, избранный им для картины, не менялся: толпа народа и сани с неистовой боярыней во время ее проезда по московским улицам - «позор следования боярыни Федосьи Прокопьевны Морозовой для допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствование Алексея Михайловича» (так говорится в примечании к каталогу Третьяковской галереи).
Что знал Суриков о боярыне Морозовой? Общую канву ее печальной истории, которую слышал еще в детстве в Сибири? То, что было написано о ней в романе Д.Л. Мордовцева «Великий раскол»? Возможно, еще читал статью Н.С. Тихонравова в «Русском вестнике» за 1865 год и книгу И.Е. Забелина «Домашний быт русских цариц». Но ни в одной из этих книг, ни в одной из статей и слова не было о толпе народа, провожавшего боярыню Морозову, о ее черном полумонашеском- полуарестантско м одеянии, о черной доске у нее на груди.
Семнадцатилетняя Федосья Соковнина, дочь одного из приближенных царя, была выдана замуж за пожилого боярина Г.И. Морозова. Начитанная, своевольная, энергичная, она еще при муже открыто исполняла старые церковные обряды, отличаясь непримиримостью к новой «казенной» церкви, узаконенной в 1654 году, когда собравшийся в Москве церковный собор принял реформу обрядности, подготовленную патриархом Никоном.
Новые обряды вызвали протест среди значительной части духовенства, прежде всего низшего духовенства, которое увидело в них иноземное влияние, угрозу чистоте истинной православной веры. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. В одном из документов тех лет говорится: «Огонь ярости на начальников, на обиды, налоги, притеснение и неправосудие больше и больше умножался, и гнев и свирепство воспалялись».
Самая боярыня Ф.П. Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, поддерживала неистового протопопа Аввакума - главного врага никониан, а по возвращении последнего из ссылки в 1662 году поселила его у себя. К этому времени она овдовела и осталась единственной распорядительни цей огромных богатств мужа. Ее дом все больше стал походить на прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем. Сама Федосья Прокопьевна в 1668 году тайно приняла монашеский постриг и все яростнее проповедовала старую веру.
Вскоре последовали события, которые и стали прологом к эпизоду, избранному В. Суриковым сюжетом для своей картины. Осенью 1671 года гнев Тишайшего царя Алексея обрушился на непокорную боярыню. Вначале ее, правда, пробовали «усовестить», но на все уговоры подчиниться царской воле и принять новые церковные уставы она отвечала отказом. Вдобавок оказалось, что она и сестру свою, княгиню Урусову, тоже склонила к старой вере. Их заковали в «железа конские» и посадили под караул. Через два дня, сняв с женщин оковы, их повезли на допрос в Чудов монастырь. Но митрополит Павел ничего не смог добиться ни от Ф.П. Морозовой, ни от сестры ее. Они наотрез отказались причаститься по новым служебникам, твердо стояли на двуперстии и объявили, что признают только старопечатные книги.
Не один раз возили женщин на допрос, а когда их подвергли пытке, Ф.П. Морозова на дыбе кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно: если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте (на Болотной площади в Москве тогда казнили «врагов отечества»), это мне преславно, ибо этой чести никогда еще не испытала».
Но их не казнили. Царь Алексей Михайлович побоялся слишком громкой огласки и решил избавиться от непокорных женщин без шума. По его повелению обе сестры были лишены прав состояния и заточены в монастырское подземелье в Боровском. Там они и умерли от голода и холода.
Яркий и сильный характер боярыни Ф.П. Морозовой увлек Сурикова. Художника покорили образ пламенной русской женщины, ее душевная несокрушимость и воля. Если до весны 1881 года художник только обдумывал сюжет, то теперь именно Ф.П. Морозова завладела всеми его помыслами. Суриков хотел показать свою героиню не затерянной в толпе, а с предельной художественной убедительностью выделить сильные черты ее характера. Оставалось только найти единственно правильную композицию картины. Сурикова не особенно интересовали церковно-догмат ическая сторона раскола и драматические распри боярыни с никонианцами. Не в одиноком трагическом раздумье, не в муках душевной борьбы хотел художник показать непокорную боярыню, а с народом и на народе. Суриков хорошо понимал, что история не делается без народа и даже самая выдающаяся историческая личность беспомощна вне народа. Там, где нет народа, нет и героя. И трагедия Ф.П. Морозовой (как ее видел В. Суриков) это не столько трагедия одной, пусть и незаурядной по силе характера женщины, это трагедия времени, трагедия всего народа.
Суриков писал свою картину три года. Эскиз следовал за эскизом, в поисках натуры художник был неутомим. Где только ни побывал он за это время, выискивая наиболее характерные персонажи, в гуще самой жизни черпая будущих героев своей картины. Два холста с уже сделанными набросками он забраковал, и лишь третий, изготовленный по специальному его заказу (прямоугольник, положенный на большое ребро) удовлетворил мастера.
Чтобы собрать нужный материал, найти наиболее характерные типы людей, которые могли бы послужить натурой для персонажей картины, Василий Суриков поселился в Мытищах. Здесь по Ярославскому шоссе «столетиями шли целый год, особенно летом, беспрерывные вереницы богомольцев, направлявшиеся в Троице-Сергиеву лавру. В. Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы, интересных ему по типу».
Постепенно были найдены персонажи картины. Вот странник-богомо лец - типичная фигура Древней Руси, сохранившаяся почти без изменений на протяжении столетий. Такие странники из года в год мерили шагами необъятные просторы России. Странствующие богомольцы были и проповедниками, и носителями новостей для народа, своим пешим паломничеством они связывали отдаленные уголки страны, бывали очевидцами и народных бунтов, и казней, и покаяний.
По всему видно, что странник на картине Сурикова пришел издалека: его сильная, коренастая фигура перепоясана широким ремнем, стянутые на груди веревки поддерживают большую котомку, в руках у него высокий посох с затейливой ручкой - неотъемлемый спутник его странствий. Этот бродячий философ полон глубокого сочувствия к закованной в цепи боярыне Ф.П. Морозовой. За его широким поясом висит такая же старообрядческа я «лестовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки боярыни. Он с состраданием смотрит на нее и в то же время погружен в себя, как бы следуя за своей скорбной мыслью. Из всей многоликой толпы он более других выражает раздумье по поводу происходящего события, столь важного в трагической судьбе раскола.
А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном из московских рынков. Он был в восторге от этого пьяницы, торговавшего огурцами. Этого забулдыгу и озорника, которых в народе называют «бесшабашной головой», Суриков приводит к себе домой, растирает ему босые ноги водкой и торопится запечатлеть его на снегу, наблюдая розовую и лиловую игру пятен. «Если бы я писал ад, - говорил впоследствии художник, - то и сам бы в огне сидел, и в огне позировать заставлял».
Не успел художник справиться с юродивым, как уже понадобилась новая натура. И он смешно и трогательно гонится за старушкой-богом олкой, невольно пугая ее, и с беспредельной жадностью хватает брошенной ею посох, чтобы тотчас же «вставить» его в руки странника, который уже написан на картине.
Потом благоговейно склонилась в поклоне красивая девушка в синей шубке и золотистом платке; вскоре были написаны монашенка и девушка со скрещенными на груди руками; и стрельцы с бердышами, и мальчик в дубленом полушубке; и ощеривший беззубый рот, торжествующе хохочущий поп в шубе и высокой шапке; и тайные староверы.
Для картины был нужен глубокий снег, по которому боярыню Ф.П. Морозову должны были везти в розвальнях. Розвальни оставляют в рыхлом снегу борозды следов, но на раскате получается совсем особый след, и Суриков с нетерпением ждет снегопада. А потом выбегает на улицу и долго идет за первым попавшимся обозом. С тех пор он часто ходил за розвальнями, где бы они ему ни встретились, заворачивал их к себе на двор, заставлял проехать по снегу и тут же садился писать колею, как драгоценность, охраняя ее от случайных прохожих.
Уже были написаны главки церквей, и сама улица, и дома, и снег, а Суриков все продолжал искать главное - образ самой боярыни. Сам он потом рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «Я на картине сначала толпу писал, а ее после. И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Очень трудно было лицо ее найти. Ведь сколько времени я его искал. Все оно в толпе терялось». Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны, и со своей жены... А потом как-то увидел он начетчицу с Урала, и с нее написал этюд. «И как вставил в картину - она всех победила».
Смертельно бледное, изможденное, с горящими глазами, трепещущими ноздрями и нервными губами, лицо боярыни полно такой страстной убежденности, воли и огня, что от него трудно оторваться. В худощавой фигуре Ф.П. Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, судорожно вцепившись одной рукой в сани, а другая рука взметнулась в двуперстном знамении - переданы Суриковым ее страстная жизнь и горестная судьба.
Почему часами можно стоять перед этой картиной, все время открывая в ней что-то для себя новое, разглядывая и переживая, удивляясь и восхищаясь ее глубокой психологической достоверностью и любуясь чудесной игрой красок? Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество? Она склоняется перед ним, и именно в «обаятельной силе чужих мук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательност и «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа. И мы...
www.art-drawing.ru
«Боярыня Морозова» описание картины | KtoiKak.com
Картина «Боярыня Морозова» -Василия Сурикова гигантская по размерам (304 на 586 см). Картина изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов
Суриков «Боярыня Морозова» описание
На переднем плане картины в санях изображена женщина. Действие происходит на одной из московских улиц. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Хоть она и ведёт себя очень решительно, но по её напряжённому лицу видно, что ей очень трудно. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
Вокруг саней толпится народ. Кто-то пришёл посмеяться над бунтаркой, а кто-то ей сочувствует. Например, справа стоят женщины с платками в руках – они плачут, а слева двое мужчин смеются над Феодосией. Юродивый тоже, как и боярыня Морозова, сложил пальцы двоеперстием, как бы обещая ей продолжить её дело.
Характер картины усугубляют зима, холод и снег. Суриков очень точно передал ощущение движения на картине. Слышится скрип саней, на которых везут раскольницу, свист мальчика, бегущего рядом с санями, рыдания и смех толпы. Чёрная одежда боярыни Морозовой контрастирует с её бледным лицом. На картине очень много чёрного цвета: монашка, выглядывающая из-за спины боярышни, странник, женщина у левого края картины — в каждом из этих образов есть что-то от Морозовой, и цвет помогает Сурикову выразить эту мысль.
Эта картина поражает своим упорством и настойчивостью. Боярыня Морозова преданна вере и даже в такой трагический момент в своей жизни не сдаётся, народ даже в такой холод вышел из дома и провожает Феодосию, а лошадь упорно везёт сани.
ktoikak.com
Tanais Gallery Vasily Surikov. The Boyarynia Morozova. 1887. Oil on canvas. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
Vasily Surikov is the greatest Russian historical painter. History to Surikov is a drama, whose main characters are the people. His heroes are, therefore, bound by unity of action and community of destiny. “I cannot see individual historical figures acting without the people, without the crowd, I want them all out in the street”, he wrote. Surikov’s canvases are amazingly well organized despite the rare multiplicity and variety of types and the gamut of feelings expressed. Such is The Boyarynia Morozova, a painting which displays fanaticism side by side with charm, fervent belief, with naive curiosity. After the collector of Russian art Pavel Tretyakov bought both of Surikov's canvases (Menshikov in Berezovo and Morning of the Strelets'execution), the artist had money to go abroad. He visited Germany, Italy, France, Austria, studying and admiring the rich collection and different schools of painting, drawing and painting his impressions. The interesting fact is that while getting foreign impressions, the artist thought out his next work from Russian history Boyarynia Morozova. On his return Surikov started the work on this canvas. Czar Tzar Alexey Mikhailovich Romanov (1629-1676, tzar 1645-1676), father of Peter I the Great, started the reforms in Russia; one of them aimed to subordinate the church to the tzar. As a result the Russian Orthodox Church split into Nikonians (those who followed the new course, the name comes from the revolutionary patriarch Nikon) and old-believers (they were headed by Avvakum). Besides other changes, such as the revision of icons and holy books, there were changes in the divine service. Also crossing oneself with three fingers, instead of two, was introduced. (In the picture Boyarynya and her supporters are shown with two fingers up, which means they are old-belivers). Feodosia Morozova, {(Sokovnina) - (1632-1675)}, old-believer, boyarynia. (boyarin for a man, boyarynia for a woman, denoted a person of the highest nobility in old Russia. They were all descendants of the Grand Dukes and princes of Russia. Their council, boyarskaya duma, was a powerful body in old Russia). Boyarynya Morozova had secret connections with Avvakum, helped his family, and incited people to rebellion. She and her sister were arrested in 1671. First, the tzar planned a public execution, but feared unrest and sent them out off Moscow. Boyarynia Morozova died in prison in Borovsk. What attracts Surikov is not antiquity as such, not the exotic side of the past, but the invariable strength and steadfastness of the people’s spirit, of which his heroine is an embodiment. The Boyarynia Morozova, only recently very close to the Tzar Alexey Mikhailovich, is driven, bound in chains, in a simple peasant sledge through a narrow Moscow street. Condemned to a horrible death, she has been exposed to shame and abuse, but with a sweeping upward motion of the hand with two outstretched fingers – the sign of the schism – she asserts her intransigence. Her eyes, in the pale thin face, sparkle with impassioned fanaticism. Only the wretched yurodivy, who traditionally embodied in Old Russia the people’s conscience, responds openly to Morozova’s appeal by copying her gesture. The people in the crowd are afraid to sympathize openly with the dissenter, but a beggar-woman, on her knees, gives her blessing to the sufferer with a gesture, the heavy-hearted young woman bows to her, the thoughtful pilgrim looks at the boyarynia with compassion, - people of different ages and status are on Morozova’s side. Surikov combines epic force with the finest lyricism in his art. With wonderful tact he conveys the complex interplay of passions and the emotive state of his numerous personages. The painting strikes one by the depth and convincing restoration of old Russian life, types and costumes, the dispersed light, of a frosty day surrounding the crowd. The boyarynia’s silhouette in her black clothes, bringing a tragic note to the composition, is one of the most dramatic images in Russian historical painting. |
www.tanais.info
Ничего подобного «Боярыне Морозовой» по глубине проникновения в характер русского народа не было создано в отечественной исторической живописи. До Сурикова и после него у нас было немало прекрасных художников. В некоторых областях творчества они были, несомненно, сильнее и все-таки не могли с ним сравниться. Дело в том, что творчество исторического живописца есть нечто особенное. Кроме обычных способностей и знаний, художник, создавая полотна на темы истории своего народа, должен обладать редким качеством — умением проникать в дух прошлой жизни. Костюмы, виды города и прочие внешние черты можно почерпнуть в музеях и книгах, облик героев увидеть в жизни, но из этого еще не сделать историческую картину. Нужно уметь почувствовать, внутренне ощутить течение давно ушедшей жизни.
Суть исторической картины — угадывание»,— говорил Суриков. Разбирая споры и толки об этом полотне (оно было главным событием пятнадцатой передвижной выставки), Н. П. Кончаловская, внучка Сурикова, приводит среди прочих отзыв В. М. Гаршина: «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в том, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокопьевну иначе, как она изображена на его картине».[Цит. по кн.: Кончаловская Наталья. Дар бесценный. М., 1965. С. 151.] Современникам трудно быть беспристрастными, и предсказания их сбываются не часто. Но Гаршин оказался хорошим пророком. За те сто без малого лет, которые отделяют нас от пятнадцатой выставки передвижников, суриковская Морозова стала «вечным спутником» всякого русского человека. «Иначе» действительно не представить себе эту женщину XVII в., готовую на муки и смерть ради дела, в правоте которого она убеждена. Но почему именно суриковская Морозова стала иконографическим каноном и историческим типом? Прежде всего потому, что художник был верен исторической правде. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить композицию картины Сурикова с одной из сцен Пространной редакции Повести о боярыне Морозовой, которая публикуется и исследуется А. И. Мазуниным в настоящей книге.[Повесть о боярыне Морозовой / Подг. текстов и исследование А. И. Мазунина. Л., «Наука», 1979.] То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету «от сотворения мира»). Боярыня уже три дня сидела под стражей «в людских хоромах в подклете» своего московского дома. Теперь ей «возложили чепь на выю», посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, «ясно изъобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие. — А. П.), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше». Именно эту сцену Повести выбрал живописец. Одну деталь он изменил: железное «огорлие», ошейник, надетый на боярыню, цепью прикреплялся к «стулу» — тяжелому обрубку дерева, которого нет на картине. Морозова была не только «железы тяжкими обложена», но и «неудобством стула томима», и этот чурбан лежал подле нее на дровнях. Люди XIX в. знали кандалы иного устройства (их подробно описал в «Мертвом доме» Достоевский). Художник, видимо, здесь решил не отступать от обыкновений своего времени: холст — не книга, к нему не приложишь реальный комментарий. Способность органически соединять, казалось бы, противоречивые изобразительные качества значительна в творчестве художника, она принцип, основа в его работе, и потому необходимо сказать о ней подробнее. Горькое унижение Морозовой Суриков превратил в ее героическую славу, а трагический эпизод русской истории преобразил в яркое праздничное действо, тем самым прославив прекрасные качества своего народа. Такие преображения характерны для лучших произведений мирового искусства и, в частности, для древнерусской живописи. Чудесная способность ощущать прошлую жизнь, волшебное умение проникать в самую ее сердцевину в сочетании с удивительным живописным талантом, жаждой творить, вживаться в сущность каждого героя и понимать, как он поведет себя в том или ином жизненном положении, точное распределение «ролей» массы, чтобы в итоге она составила образ народа,— все это и еще многое другое привело Василия Ивановича Сурикова к блистательному результату: «Боярыней Морозовой» он явил настоящий шедевр русской исторической живописи, свершив творческий подвиг. Основная статья - В. Суриков. «Боярыня Морозова». Чугунов, кандидат искусствоведения. |
gallery-allart.do.am